Научная статья на тему 'Средства информатизации и коммуникации в подготовке бакалавров-экологов в условиях информационно-коммуникационной среды педвуза'

Средства информатизации и коммуникации в подготовке бакалавров-экологов в условиях информационно-коммуникационной среды педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования будущих педагогов. Актуальность теоретического обоснования и проектирования системы экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования в педагогическом университете обусловлена политическими и социально-экономическими условиями, факторами развития инновационных процессов в образовании. Вхождение российской системы высшего образования в европейское образовательное пространство, модернизация высшего педагогического и общего образования диктуют новые требования к подготовке педагогов. Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должна быть создана высоконасыщенная информационно-коммуникационная среда педвуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Тимур Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства информатизации и коммуникации в подготовке бакалавров-экологов в условиях информационно-коммуникационной среды педвуза»

Средства информатизации и коммуникации в подготовке бакалавров-экологов в условиях информационно-коммуникационной среды педвуза

Везиров Тимур Гаджиевич

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания математики и информатики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования будущих педагогов. Актуальность теоретического обоснования и проектирования системы экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования в педагогическом университете обусловлена политическими и социально-экономическими условиями, факторами развития инновационных процессов в образовании. Вхождение российской системы высшего образования в европейское образовательное пространство, модернизация высшего педагогического и общего образования диктуют новые требования к подготовке педагогов. Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должна быть создана высоконасыщенная информационно-коммуникационная среда педвуза. Ключевые слова: средства информатизации и коммуникации, педагогический вуз, российская система высшего образования, бакалавриат

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования будущих педагогов. Актуальность теоретического обоснования и проектирования системы экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования в педагогическом университете обусловлена политическими и социально-экономическими условиями, факторами развития инновационных процессов в образовании. Вхождение российской системы высшего образования в европейское образовательное пространство, модернизация высшего педагогического и общего образования диктуют новые требования к подготовке педагогов. Образовательная деятельность и педагогическое сознание общества претерпевают существенные изменения.

В современной педагогической деятельности намечаются тенденции к возрастанию ее культуроемкости и индивидуально-авторского начала.

На основе системного подхода к определению целей экологического образования, конструированию содержания, выявлению оптимальных форм и методов обучения студентов проводили исследования Н.М. Александрова, H.B. Гнилуша, A.B. Ефимов, В.В. Пасечник, О.Г. Роговая, П.В. Станкевич, В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров и др.

В связи со вступлением российской системы образования в европейское образовательное пространство и вызванным этим процессом переходом высшего образования на многоуровневую систему, возник целый ряд новых педагогических проблем, связанные подготовкой бакалавров-экологом в условиях

информатизации, массовой коммуникации и глобализации педагогического образования.

Проблема использования средств информатизации и коммуникации в процессе обучения будущих бакалавров-экологов крайне актуальна, т.к. невозможно представить организацию современного учебно-воспитательного процесса вуза без стимулирования интереса обучающихся с помощью разнообразных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В монографии [4] И.В. Роберт под средства ИКТ определяет, как программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей.

В этой же работе средства информатизации и коммуникации определяют, как средства ИКТ, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализации оптимальной технологии их педагогического использования [4].

Одним из таких средств является электронный учебный курс, представляющий собой, по мнению И.Г. Захаровой, учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители или доступные через компьютерную сеть (локальную или Интернет) [2].

Применение средств информатизации и коммуникации в образовательном пространстве высшего учебного заведения традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании возможностей этих средств для увеличения доступности образования, что осуществляется путём включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен через дистанционные образовательные технологии и средства электронного обучения. Второе направление предполагает использование средств ИКТ для изменения _ того, чему учить и как учить, т.е. содержания и § способов обучения.

^ Для того чтобы, эти направления могли о осуществляться, необходимо создание об-^ щей, информационной образовательной среды вуза. Безусловно это и /л/егле/-библиотеки

с наглядным и доступным для обучающихся структурированным предоставлением информации, использование мультимедийных средств, электронных ресурсов, представленных электронными учебниками и электронными учебно-методическими комплексами. Все это открывает широкие возможности для обучения, но при этом обучаемые должны быть подготовлены к пользованию указанным арсеналом средств.

Следовательно, важна перестройка учебно-образовательного процесса, с тем чтобы уже на первом этапе студенты получали знания и умения использования электронных учебных курсов на уровне уверенных пользователей. С другой стороны, возникает и трудность в том, что в современном информационном пространстве Интернета имеется огромное количество информации, которая представлена для пользования в открытом доступе, но может быть ошибочной, так как представляет лишь точку зрения конкретного автора, или просто недобросовестной, когда используется материал без согласования с автором.

В решении этих проблем говорится и в ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), где в разделе «Требования к условиям реализации программы бакалавриата» отмечается, что каждый обучающийся в течение всего периода обучения должна быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронным библиотекам и к электронной информационно-образовательной среде организации, которые должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, имеющая доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» как на территории организации, так и вне ее [5].

Анализ данного документа позволяет нам выделить следующие профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу бакалавриата, для работы в информационно-коммуникационной среде вуза:

- готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность их, развивая творческие способности (ПК-7);

- способностью проектировать траекторию своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10).

Обобщенные результаты наших исследований показали преимущественно низкий и

средний уровень проектно-инновационный уровень компетентности будущих бакалавров-экологов. В качестве основных причин этого мы видим: несовершенство требований ФГОС ВО, недостатки учебных планов, отсутствие системы в подготовке студентов к проектно-инновационной деятельности и их недостаточную реальную включенность в нее; недостаточная информированность преподавателей в области форм и методов подготовки к проектно-инновационной деятельности.

Государственные требования к уровню подготовки бакалавров-экологов обеспечивают большую возможность индивидуализации их обучения, развития их личности, предоставляя вузам право определять содержание вариативной части общей образовательной программы.

Преподаватель должен помочь будущим бакалаврам-экологам не только разобраться в лавине бесполезной, неверной информации, отобрать крупицы именно той, которая нужна, но и повысить его ответственность за пользование ресурсами, т.е. организовать их деятельность в образовательном пространстве с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» отмечается, что «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосред-ственном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [6, а30].

Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должна быть создана высоконасыщенная информационно-коммуникационная среда педвуза.

И.В. Роберт информационно-коммуникационную среду определяет, как совокупность

условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью [4].

Одной из составляющей такой среды педвуза являются электронные учебные курсы по различным дисциплинам бакалавриата.

В учебном процессе бакалавриата Дагестанского государственного педагогического университета используются электронные учебные курсы, разработанные совместно со студентами и преподавателями и размещены на сайте дистанционного и электронного обучения Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону) (http://skif.donstu.edu.ru) в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет».

Нами разработаны и проходят апробацию такие электронные учебные курсы (электронные учебно-методические материалы), как:

Биология с основами экологии.

Зоология беспозвоночных.

Высшая математика.

Социальная информатика.

ИКТ в управлении.

Традиции и культура народов Дагестана.

Компьютерная графика.

География туризма.

Компьютерные сети.

Страноведение арабских стран.

Они регистрированы ФГУП НТЦ «Ин-формрегистр» Депозитарий электронных изданий в Москве, а также ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону.

Безусловно огромное значение имеет использование мультимедийного оборудования, как один из компонентов информационно-коммуникационной среды педвуза. Мультимедиа (multi - много, media - среда). - богатейший арсенал способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа представляют собой многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающих управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, HiFi-аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков ^D), магнитофоном и электронными музыкальными инструментами. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то

есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным.

Как отмечают авторы монографии [1] Т.Г. Везиров и А.В. Бабаян, мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого

Мультимедийные презентации используются в учебном процессе бакалавриата ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», которые позволяют воссоздать атмосферу эпохи через фото (архивные материалы), музыку, что, безусловно, «погружает» в материал и активизирует интерес. Использование презентации на занятиях дисциплин профессионального цикла позволяет сравнить преимущество той или иной технологии обучения, стимулировать студента отстаивать собственную позицию в учебном диалоге на основе представленных материалов.

В качестве удачных вариантов современных технологий использования на занятии может рассматриваться электронный учебно-методический материал «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», где студентам предлагается не только текстовый материал, но и фотографии, рисунки. Очень эффективно это при изучении дисциплин «Опасные ситуации природного характера» и «Опасные ситуации техногенного характера» студентами бакалавриата и при их самостоятельной работе, или при выборе оптимальной наглядности в качестве средства обучения при изучении дисциплин «История Дагестана» и «Культура и традиции Дагестана» с использованием электронного учебно-методического материала «Традиции и культура народов Дагестана», разработанный магистрантами факультета математики, физики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета.

Для того, чтобы занятия с использованием средств информатизации и коммуникации в образовательном пространстве педвуза были эффективными важно владение умениями вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться дистанционными образовательными технологиями и средствами электронного обучения, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, _ пользоваться базами данных, распечатывать § информацию на принтере; самостоятельно ^ интегрировать ранее полученные знания по о разным учебным предметам для решения по-^ знавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте и т.д.

Литература

1. Везиров Т.Г., Бабаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения. Монография. Ульяновск: Зебра, 2015. 140 с.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.Г. Захарова. -М.:. Издательский центр «Академия», 2008. -192 с.

3. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / С.В. Панюкова. М.:. Издательский центр «Академия», 2010. -224 с.

4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-398 с.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Приказ №1426 Минобр-науки РФ от 11 января 2016 г.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Эксмо, 2014. -208 с.

7. Зеленков М.Ю., Демьяненко В.Е. О проблемах современного образовательного процесса в вузах Российской Федера-ции//Инновации и инвестиции. 2014. №7. с.194-198

Means of informatization and communication in training of bachelors-ecologists in the conditions of the information and communication environment of teacher training University Vezirov T.G.

Dagestan state pedagogical university

Now the problem of ecological education of future teachers is particularly acute. The relevance of theoretical justification and design of system of ecological training of bachelors of natural-science education at the pedagogical university is caused by political and social and economic conditions, factors of development of innovative processes in education. Entry of the Russian system of the higher education into the European educational space, modernization of the higher pedagogical and general education dictate new requirements to training of teachers. For implementation of educational programs with application of electronic training and remote educational technologies a high-saturated information and communication environment of teacher training University has to be created. Keywords: means of informatization and communication, pedagogical higher education institution, Russian system of the higher education, bachelor degree References

1. Vezirov T. G., Babayan A.V. Vocational training of masters of pedagogical education means of electronic training. Monograph. Ulyanovsk: Zebra, 2015. 140 pages.

2. Zakharova I.G. Information technologies in education: studies. a

grant for student. высш. studies. institutions / I.G. Zakharova. -M.:. Publishing center "Akademiya", 2008.-192 pages.

3. Panyukova S.V. Use of information and communication technol-

ogies in education: studies. a grant for student. высш. studies. institutions / S.V. Panyukova. M.:. Publishing center "Akademiya", 2010.-224 pages.

4. Robert I.V. Theory and technique of informatization of education

(psychology and pedagogical and technological aspects) / I.V. Robert. - M.: BINOMIAL. Laboratory of knowledge, 2014.-398 pages.

5. About the approval of the federal state educational standard of

the higher education in the direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education (bachelor degree level). Order No. 1426 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 11, 2016.

. Federal law "About Education in the Russian Federation". - M.:

Eksmo, 2014. - 208 pages. . Zelenkov M.Yu., Demyanenko V.E. On the problems of the modern educational process in universities of the Russian Federation // Innovations and Investments. 2014. No7. p.194-198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.