Научная статья на тему 'СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБЪЯСНЕНИЯ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ТРЕНЕРАМИ'

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБЪЯСНЕНИЯ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ТРЕНЕРАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СПОРТЕ / ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБЪЯСНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ / ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ ТРЕНЕРА / ЖЕСТЫ / ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА / MEANS AND METHODS OF TRAINING / PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN SPORTS / VERBAL AND NONVERBAL MEANS AND METHODS OF EXPLANATION OF EXERCISES / IMAGE OF SPEECH OF THE COACH / GESTURES / EXERCISE IMAGERY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астраханцева Анна Михайловна, Иванова Инна Георгиевна, Серова Лидия Константиновна, Елманов Николай Александрович

В статье представлена часть результатов исследования психолого-педагогической работы тренеров с телесностью спортсменов в тренировочном процессе. В опросе приняли участие 294 спортсмена и 85 тренеров. Вопрос, задаваемый респондентам: как обычно тренер объясняет знакомые упражнения на тренировках? Респондентам давали пять вариантов закрытых ответов. Цель исследования: выявить специфику применения тренерами вербально-образных и невербальных средств и методов объяснения упражнений. Выявлены значимые различия (р<0,05) по видам спорта, полу тренера (тренеры - женщины чаще объясняют «только словами»; тренеры - мужчины чаще объясняют с помощью «жестов, показа»), возрасту тренера (с увеличением возраста уменьшаются объяснения «только словами», увеличивается «жестами, показом»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Астраханцева Анна Михайловна, Иванова Инна Георгиевна, Серова Лидия Константиновна, Елманов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS AND METHODS OF EXPLAINING SPORTS EXERCISES BY TRAINERS

The article presents part of the results of the study of psychological and pedagogical work of coaches with the corporality of athletes in the training process. 294 athletes and 85 coaches took part in the survey. Question asked to respondents: how does the coach usually explain familiar exercises in training? Respondents were given five options for closed responses. The purpose of the study: to identify the specifics of the use of verbal and non-verbal methods of explaining exercises by coaches. Significant differences were found (p<0.05) in sports, gender of the coach (female coaches are more likely to explain "only with words"; male coaches are more likely to explain using "gestures, display"), age of the coach (with increasing age, explanations "only with words" decrease, and "gestures, display" increases).

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБЪЯСНЕНИЯ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ТРЕНЕРАМИ»

Психологические науки

УДК 159.953.5

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБЪЯСНЕНИЯ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ТРЕНЕРАМИ

Анна Михайловна Астраханцева, магистр, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Инна Георгиевна Иванова, научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры; Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Николай Александрович Елманов, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлена часть результатов исследования психолого-педагогической работы тренеров с телесностью спортсменов в тренировочном процессе. В опросе приняли участие 294 спортсмена и 85 тренеров. Вопрос, задаваемый респондентам: как обычно тренер объясняет знакомые упражнения на тренировках? Респондентам давали пять вариантов закрытых ответов. Цель исследования: выявить специфику применения тренерами вербально-образных и невербальных средств и методов объяснения упражнений. Выявлены значимые различия (р<0,05) по видам спорта, полу тренера (тренеры - женщины чаще объясняют «только словами»; тренеры - мужчины чаще объясняют с помощью «жестов, показа»), возрасту тренера (с увеличением возраста уменьшаются объяснения «только словами», увеличивается «жестами, показом»).

Ключевые слова: средства и методы обучения, педагогическое общение в спорте, вербальные и невербальные средства и методы объяснения упражнений, образность речи тренера, жесты, идеомоторная тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p460-464

MEANS AND METHODS OF EXPLAINING SPORTS EXERCISES BY TRAINERS

Anna Mikhaylovna Astrakhantceva, the master student, competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Inna Georgievna Ivanova, the researcher, The Saint Petersburg Research Institute for Physical Culture; Lidia Konstanti-novna Serova, the doctor of psychological sciences, professor, Nikolay Aleksandrovich Elmanov, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education,

Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article presents part of the results of the study of psychological and pedagogical work of coaches with the corporality of athletes in the training process. 294 athletes and 85 coaches took part in the survey. Question asked to respondents: how does the coach usually explain familiar exercises in training? Respondents were given five options for closed responses. The purpose of the study: to identify the specifics of the use of verbal and non-verbal methods of explaining exercises by coaches. Significant differences were found (p<0.05) in sports, gender of the coach (female coaches are more likely to explain "only with words"; male coaches are more likely to explain using "gestures, display"), age of the coach (with increasing age, explanations "only with words" decrease, and "gestures, display" increases).

Keywords: means and methods of training, pedagogical communication in sports, verbal and nonverbal means and methods of explanation of exercises, image of speech of the coach, gestures, exercise imagery.

ВВЕДЕНИЕ

В статье представлена часть результатов исследования психолого-педагогической работы тренеров с телесностью спортсменов во время тренировочного процесса. Исследование направлено на выявление психологических и педагогических методик и методических приемов, применяемых тренерами в своей работе со спортсменами [1].

В статье мы рассматриваем способы и методы объяснения знакомого, ранее выполнявшегося упражнения: первый двигательный образ выполняемого упражнения у спортсменов уже сформирован, есть успешное выполнение, идет совершенствование разученного упражнения. Так как первоначальное разучивание упражнения уже произошло, то тренеры используют гораздо меньше приемы наглядности, и, для уточнения исполнения деталей выполняемых упражнений, больше применяют вербальные методы, используют образность речи. Поэтому нами в анкете был сделан акцент на методах словесного объяснения с различной степенью образной насыщенности речи тренера.

Образная яркость речи тренера (применение в речи к месту каких-то примеров, образов, синонимов, сравнений, поговорок и т.п.) повышает ее эмоциональную насыщенность, вызывает интерес у слушателей - «зажигает» слушателей изнутри, побуждает фантазию и воображение спортсменов, поддерживает внимание к предмету разговора, в целом усиливает эффективность сказанного тренером, создает положительные эмоции всей деятельности.

При применении разнообразных вербальных и невербальных средств и методов в спортивной тренировке между ними существует противоречие, сформулированное Гавердовским Ю.К.: «слово - главное средство передачи информации в процессе верба-лизированного обучения (в т.ч. в спорте), но сформировать у спортсменов надо двигательные навыки, которые формируются вместе с ДП и образами, имеющими полимодальную природу». К этому присоединяется сложность с вербализацией внутренних (интероцептивных) ощущений, в том числе из-за их личной субъективной значимости [2, C. 60-146].

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Выборка. Было опрошено 279 спортсменов (средний возраст 21 год; 50 видов спорта) и 85 тренеров (20-75 лет, средний возраст - 26 лет; 31 вид спорта) - студенты, аспиранты, сотрудники НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Тренеров мы условно разделили на 3 группы по уровню квалификации их учеников: тренеры начинающих (работают с начинающими спортсменами, подготовили спортсменов 2-3 разряда), средней (подготовили 1 разряд - КМС) и высокой (подготовили МС и выше) квалификации.

Цель исследования: Выявить специфику применения тренерами вербально-образных, невербальных средств и методов психолого-педагогического воздействия в тренировочном процессе при объяснении знакомого упражнения в зависимости от различных факторов.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Респонденты отвечали на вопрос, имеющий пять вариантов закрытых ответов (таблица 1). Первые три пункта ответов в нашей анкете относятся к вербальным методам и различаются по степени образности речи тренера. Четвертый пункт ответов - метод показа, жестов относится к невербальным способам передачи информации. Пятый - это применение идеомоторного метода.

Таблица 1 - Ваш тренер дает вам задания на тренировке, которые вы уже ранее когда-то выполняли, вы знакомы с заданием. Как обычно он это делает?_

%

1. Дает задание только словами (что и как делать, количество повторений)

100%

%

2. Обязательно добавляет какой-то один яркий словесный образ (возможно, что-то в переносном смысле)_

% 3. Тренер про каждое движение говорит как бы с нескольких сторон, все очень образно, я прямо вижу это.

% 4. Тренер мало говорит, но всегда делает разнообразные активные жесты руками, показывает движениями тела, как делать это упражнение

% 5. Перед выполнением упражнения тренер дает нам задание несколько раз мысленно проделать его, затем мы делаем его в живую

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Статистическая обработка производилась в программе я^шшо. Описательная статистика представлена в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 - Описательная статистика по ответам спортсменов

Названия групп спортсменов и количество человек (п) 1. Только словами (ср.ар.; станд.откл.; медиана) 2. Один яркий словесный образ

группа (n) (X ) (S) (Me) (X ) (S) (Me)

1. Гимнастика 53 40,1 28,8 40 19,4 17,7 15

2. Единоборства 41 28,6 23,6 30 14,6 11,2 10

3. Скоростно-силовые 35 40,9 33,9 33 14,7 15 10

4. Спортивные игры 58 37 27,8 30 15,1 12,3 15

5. Танцы, фигур. кат. 31 26,7 26,1 20 19,5 13,7 15

6. циклические 61 40,6 26,4 35 15,7 9,9 20

7. ВСЕ 279 36,9 28,3 30 16,8 14,3 15

8. Высокая: МС-МСМК 103 38,9 29 30 16,5 11,8 15

9. Средняя: КМС 106 35,6 26,8 30 18,6 17,2 15

10. Низкая: 1-2 разр. 85 36,1 29,3 30 14,9 12,9 10

11. Спортсмены женщины 166 38,8 27,6 30 17,2 13,8 15

12. Спортсмены мужчины 128 34,4 29,1 30 16,2 14,9 12,5

группа 3. Несколько об разов 4. Жесты руками, показ 5. Мысленное предст.

(X ) (S) (Me) (X ) (S) (Me) (X ) (S) (Me)

1-гимн. 15,5 15,8 10 15,9 14,9 10 9,7 11,9 5

2-един. 26,9 21,1 20 16,1 12,1 15 14,6 14,3 10

3-скор-с. 22,3 22,4 20 9,3 10,5 5 11,3 19,6 5

4-сп.игры 21,3 22,8 18,5 15,9 16,3 10 11,8 17,6 5

5-танцы 23,4 16,8 20 17,8 20,4 10 12,4 13,8 10

6-цикл. 19,4 19 15 15,7 12,2 15 9,6 10,2 5

7-ВСЕ 20,7 19,8 20 14,9 14,4 10 11,3 14,4 6,5

8-выс.к 19,4 19,8 10 15 13,8 10 10,1 11,1 6

9-ср.к 21 18,7 20 14,6 13,3 10 10,9 13,1 10

10-низ.к 22 21,2 20 15 16,5 10 13,1 18,9 5

11-жен. 19,6 18,5 15 15,3 15 10 9,6 10,2 5,5

12-муж. 22,1 21,4 20 14,3 13,7 10 13,4 18,4 10

Таблица 3 - Описательная статистика «освоенное упражнение» у тренеров

Названия групп тренеров и количество человек (п) 1. Только словами (ср.ар.; станд. откл.; медиана) 2. Один яркий словесный образ

группа (n) (X ) (S) (Me) (XX ) (S) (Me)

1. Гимнастика 21 32 25,6 25 19,5 15,7 15

2. Единоборства 13 9,6 13,1 10 6,9 6,2 5

3. Скоростно-силовые 2 8 9,9 8 20 7,1 20

4. Спортивные игры 26 18 20,9 10 14,3 11,9 12,5

5. Танцы, фигур. кат. 11 25,8 28,7 10 15,1 9,3 15

6. циклические 12 26,1 27,2 17,5 16,7 13,7 16,5

7. ВСЕ 85 22,1 23,8 15 15 12,6 13

8. Тренер подг. КМС-МС (выс) 13 22,2 28,9 10 11,1 8,7 10

9. Тренер подг. 1 взр (средн.) 19 24,9 21,6 20 15,1 12,7 10

10. Тренер начинающий. 53 21,1 23,7 13 16 13,3 15

11. Женщины 52 26,5 25,3 15 17,1 13,2 15

12. Мужчины 33 15,2 19,8 10 11,7 10,9 10

группа 3. Несколько образов 4. Жесты руками, показ 5. Мыслен. предст.

(X) (S) (Me) (XX) (8) (Ме) (XX ) (S) (Me)

1-гимн. 19,7 21,2 10 19,2 15,8 20 10,3 9,2 10

2-един. 15,7 15,9 10 53,1 29,1 60 16,1 15,3 10

З-скор.-с. 22,5 3,5 22,5 32,5 10,6 32,5 17,5 10,6 17,5

4-сп.игры 18,7 10,1 20 36,5 23,9 31,5 13,2 14,1 10

5-танцы 16 9,8 15 31 17,5 30 12,8 8,3 10

6-цикл. 21 13,7 20 22,1 18,5 17,5 14,9 11,3 20

7-ВСЕ 18,6 14,6 20 31,9 23,7 25 13,2 12 10

8-выс.кв 20,2 15,1 20 33,6 27,7 25 14,1 13,3 10

9-сред.кв 18,2 20,7 15 32,9 24,9 25 9,5 8,6 5

10-начин. 18,3 12 20 31,1 22,7 25 14,3 12,6 10

11-женщ. 19,3 15,5 15 25,1 17,4 20 12,6 10,6 10

12-мужч. 17,5 13,2 20 42,7 28,3 35 14,1 14 10

АНАЛИЗ ДАННЫХ

Для определения значимости различий между группами использовался непараметрический критерий Краскела-Уоллиса. Далее для выявления различий использовался Данн-тест с поправкой Бенджамини и Хочберга (Benjamini & Hochberg, 1995).

Таблица 4 - Значимость различий в выборках спортсменов и тренеров

Фактор Испытуемые п. 1: только словами п. 2: один образ п. 3: несколько образов п. 4: жесты, показ п. 5: Идео-моторика

Виды спорта спортсмены 0,063 0,415 0,057 0,015* 0,266

3 уровня квалификации 0,72 0,305 0,451 0,908 0,968

Пол спортсмена (м, ж) 0,084 0,335 0,436 0,51 0,618

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статус 0,855 0,827 0,108 0,197 0,08

Пол тренера (м, ж) 0.111 0.256 0.016* 0.800 0.417

Виды спорта тренеры 0,01* 0,095 0,392 0,002* 0,816

Спорт. квал. тренера 0,468 0,876 0,961 0,597 0,967

Пол тренера (м, ж) 0,006* 0,064 0,833 0,003* 0,963

3 уровня квал. учеников 0,625 0,615 0,553 0,971 0,437

Стаж работы тренером 0,147 0,919 0,611 0,511 0,152

Возраст тренера 0,029* 0,365 0,779 0,034* 0,607

* Звездочкой, цветом отмечены статистически значимые различия (p<0,05).

ВЫВОДЫ

1. Объяснение знакомого задания «только словами» (п.1) получило наиболее высокие оценки спортсменов (х = 36,9 баллов) из всех ответов. Среди тренеров (статистически значимые различия) по п.1 («только слова») прослеживаются через виды спорта (самые высокие у гимнастов х=32 б., далее у циклических видов х = 26,1 б.; самые низкие оценки у скоростно-силовых х = 8 б. и единоборцев х = 9,6 б.).

2. По результатам опроса спортсменов и тренеров по объяснению тренером знакомого задания оказались качественно противоположными п.1 («только словами») и п.4 («применение жестов, показа»). Высокие значения в одном из них коррелируют с низкими значениями в другом. Можно сделать вывод, что такие виды спорта, как единоборства и танцы имеют особенности в методике преподавания: тренеры чаще используют (п. 4) «жесты, показ» при объяснении, чем п.1 («только словами»). В гимнастике, многоборьях, скоростно-силовых и циклических видах спорта, наоборот, более активно применяются п.1 («только слова»).

Возможно, результаты выводов 1 и 2, связаны с тем, что тренеры в танцах и единоборствах поддерживают свою спортивную форму и готовы сами (частично или полностью) показывать даваемые ими упражнения, а не только описывать их словами. В то же время это обстоятельство не дает тренерам этих видов спорта интеллектуально, абстрактно и образно осмысливать движения в их виде спорта, и излагать их вербально с применением выразительных речевых средств.

3. Выявлены различия в особенностях объяснения задания в соответствии с полом тренера. Опрошенные тренеры-женщины чаще объясняют знакомое задание (п.1) «только

словами». Тренеры-мужчины чаще используют (п.4) «жесты, показ», чем тренеры-женщины.

4. Выявлены различия в особенностях объяснения задания в соответствии с возрастом тренера. С увеличением возраста тренера уменьшается использование тренером (п.1) «только слова» и более часто тренеры старше 25 лет используют (п.4) «жесты, показ».

5. По вопросам, раскрывающим объем «использования одного» (п.2) или (п.3) «несколько связанных друг с другом образов», а также использования (п.5) «мысленных представлений - идеомоторики» не было выявлено значимых различий. Они имеют гораздо более низкие средние баллы в выборке. Можно предположить, что данные средства мало используются в тренировочном процессе. Возможно, применение этих средств является для тренеров более сложным, интеллектуально и эмоционально затратным, связанно с отсутствием у них дополнительных психолого-педагогических умений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция телесности в психологии спорта: теоретические и практические аспекты. / А.М. Астраханцева, Л.К. Серова, Р.Н. Терехина, Н.А. Елманов. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 303-307.

2. Нагорная, А.В. Дискурс невыразимого: вербалика внутрителесных ощущений / А.В. Нагорная. - Москва : ЛЕНАНД, 2014. - 320 с.

REFERENCES

1. Astrakhantseva, A.M., Serova, L.K., Terekhina, R.N. and Elmanov, N.A. (2018), "Concept of the corporality in sport psychology: theoretical and practical aspects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (160), pp. 303-307.

2. Nagornaya, A.V. (2014), Discourse of unspeakable: verbalica of intra-region sensations, LENAND, Moscow.

Контактная информация: astraanna@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.05.2020

УДК 159.9:796.01

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГУЛЯТОРОВ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ВИДОВ СПОРТА

Вероника Олеговна Белоконь, ведущий психолог научно-исследовательской лаборатории проблем физической культуры и спорта, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация

В результате исследования, представленного в статье, установлено, что в командных видах спорта психическую устойчивость повышают компоненты эмоционального интеллекта, осознанной саморегуляции поведения и самооценка уверенности в себе. В индивидуальных видах спорта уровень психической устойчивости регулируется общим уровнем эмоционального интеллекта, моделированием, самостоятельностью и показателями самооценки. Эмоциональный и социальный интеллект в обеих выборках спортсменов способствуют проявлению копинг-стратегий, направленных на решение проблемы, и снижают проявление стратегий бегства. При этом в командных видах спорта под влиянием параметров эмоционального, социального интеллекта, осознанной саморегуляции и самооценки усиливаются стратегии поиска социальной поддержки и положительной переоценки, а в индивидуальных - принятие ответственности и самоконтроль.

Ключевые слова: психическая устойчивость, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, осознанная саморегуляция поведения, командные виды спорта, индивидуальные виды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.