2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / В. И. Ковалько. М., 2004. 296 с.
3. Сергеева Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б. В. Сергеева. Молодой ученый, 2016. № 9 (113).
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Сергеева Б. В.1, Токарева В. В.2
1Сергеева Бэлла Владимировна /Sergeeva Bella Vladimirovna - кандидат педагогических наук,
доцент;
2Токарева Виктория Викторовна / Tokareva Victoria Victorovna - бакалавр, направление: начальное образование, кафедра педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье рассматривается понятие «средства» в педагогике, для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления Представлена классификация средств, которая предложена В. И. Ковалько. Выделены требования к данным средствам, а также по каким параметрам они были выделены. Ключевые слова: средства формирования здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, младшие школьники.
Средство - это прием, способ действий для достижения чего-либо. Согласно определению И. П. Подласого, средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы [2].
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относят такие двигательные 24 действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведения занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.
Учёт влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определённые биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников); возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья, и стимулирующие развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена (частота тела, частота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузке во избежание переутомления [1].
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Средства здоровьесберегающих технологий представлены в таблице 1.
Таблица 1. Средства здоровьесберегающих технологий (классификация В. И. Ковалько)
Средства двигательной направленности Оздоровительные силы природы Гигиенические факторы
элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метания и др.) солнечные и воздушные ванны выполнение санитарно -гигиенических требований
танцевальные упражнения (танец, музыкальное сопровождение) водные процедуры личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.п.)
физкультминутки и подвижные перемены фитотерапия проветривание и влажная уборка помещений
эмоциональные разрядки и «минутки покоя» ароматерапия соблюдение общего режима дня
лечебная физкультура ингаляция обучение детей элементарным приёмам ЗОЖ
подвижные игры, гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, коригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), массаж, самомассаж психогимнастика тренинги витаминотерапия ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления
Таким образом, в данной главе мы рассмотрели понятие «средства» в педагогике. Средство - это прием, способ действий для достижения чего-либо. Согласно
19
определению И. П. Подласого, средство - предметная поддержка учебного процесса. Кроме этого, мы рассмотрели классификацию средств, которая предложена В. И. Ковалько. Выделили требования к данным средствам, а также по каким параметрам они были выделены.
Литература
1. Ощепкова Т. Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // Начальная школа, 2006. № 8. С. 90.
2. Севрук А. И. Здоровьесберегающий урок / А. И. Севрук, Е. А. Юнина // Школьные технологии, 2004. № 2. С. 200-207.
3. Сергеева Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б. В. Сергеева. Молодой ученый, 2016. № 9 (113).
РОЛЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ В ОБОГАЩЕНИИ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12 Сергеева Б. В. , Стешенко А. Ю.
1 Сергеева Бэлла Владимировна / Sergeeva Bella Vladimirovna - кандидат педагогических наук,
доцент;
2Стешенко Анна Юрьевна /Steshenko Anna Yuryevna - бакалавр, направление: начальное образование, кафедра педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируется роль лингвистических словарей в обогащении и активизации словарного запаса младших школьников. Представлены виды словарей: энциклопедические и лингвистические. На базе этих словарей созданы специальные школьные словари с учетом психологических особенностей школьников, методики их обучения и т.д., которые дают самый разнообразный языковой материал. Описаны типы словарей, используемых в начальной школе: толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, этимологический словарь, фразеологический словарь, представлена структура словарной статьи.
Ключевые слова: лингвистический словарь, типы словарей, обогащение и активизация словарного запаса, младшие школьники.
Словарь - справочная книга, содержащая собрание слов (морфем, словосочетаний, идиом и т.п.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык. Иными словами, это справочная книга, содержащая информацию о понятиях, предметах, ими обозначаемых, о деталях в области науки, культуры и т.д.
Важным при составлении словаря является вопрос о порядке расположения материала. Составление словарей - очень сложная работа. Кроме общелингвистических положений о слове, его значениях и употреблении, грамматических и фонетических характеристик, надо знать технику составления словарей и понимать состав словаря.
Типы словарей весьма разнообразны. Многие из этих словарей не предназначены для чтения младшим школьником, но учитель начальных классов часто обращается к ним за справками в решении тех или иных лингвистических вопросов.
В первую очередь, словари четко делятся на две группы: энциклопедические и лингвистические. Особенностью энциклопедических словарей является то, что в них