Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА / КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулов Александр Владимирович

Статья посвящена вопросам формирования позитивного имиджа предприятия. Позитивный, эмоционально окрашенный образ той или иной организации говорит не только об общей культуре, но и представляет определенную характеристику, которая служит значимой основой конкурентоспособности, ориентированности на успешность, а также одним из важных условий успешной деятельности компании в выбранном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF FORMING THE IMAGE OF A COMMERCIAL ENTERPRISE

The article is devoted to the formation of a positive image of the enterprise. A positive, emotionally colored image of an organization speaks not only about the general culture, but also represents a certain characteristic that serves as a significant basis for competitiveness, focus on success, as well as one of the important conditions for the successful operation of the company in the chosen direction.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 65.01

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Меркулов Александр Владимирович Merkulov Alexandr Vladimirovich

Студент Student

Нижневартовский государственный университет Nizhnevartovsk State University Нижневартовск, Россия Nizhnevartovsk, Russia

MEANS OF FORMING THE IMAGE OF A COMMERCIAL ENTERPRISE

Аннотация: статья посвящена вопросам формирования позитивного имиджа предприятия. Позитивный, эмоционально окрашенный образ той или иной организации говорит не только об общей культуре, но и представляет определенную характеристику, которая служит значимой основой конкурентоспособности, ориентированности на успешность, а также одним из важных условий успешной деятельности компании в выбранном направлении.

Abstract: the article is devoted to the formation of a positive image of the enterprise. A positive, emotionally colored image of an organization speaks not only about the general culture, but also represents a certain characteristic that serves as a significant basis for competitiveness, focus on success, as well as one of the important conditions for the successful operation of the company in the chosen direction.

Ключевые слова: имидж, предприятие, средства формирования имиджа, культура предприятия.

Key words: image, enterprise, means of image formation, enterprise culture.

Профиль деятельности фирмы, ее технологии и специфика определяют имидж компании. Такой имидж должен быть всегда динамичным и пластичным, а также должен соответствовать реально существующему образу и быть адресован конкретной целевой общественности. Основными этапами создания имиджа являются: определение целевой общественности; разработка концепции имиджа, выделение главных принципов, мотивов и ценностей, характерных для компании и ее товаров/услуг, и значимых для потребителя; формирование, внедрение и закрепление имиджа в сознании представителей целевой общественности. Факторы, которые оказывают влияние на имидж фирмы можно разделить на факторы, формирующие внешний имидж и внутренний имидж организации. Внутренний имидж организации - это видение сотрудниками собственной компании, ее особенности, возможности и ситуации, которые складываются в отношении этой фирмы.

Корпоративная культура является одним из важнейших факторов формирования внутреннего имиджа. Совокупность норм, ценностей, убеждений, моделей поведения, установки, разделяемые всеми членами организации - все это образует корпоративную культуру. Каждая организация должна развивать свою культуру и привлекать персонал к соблюдению основных корпоративных ценностей и норм. Корпоративная культура приводит к позитивному восприятию сторон деятельности фирмы, а отсутствие культуры может привести к непониманию сотрудниками основной деятельности организации. От данного фактора зависит структура компании, поведение руководящих сотрудников, что означает несомненное значение для внутреннего имиджа организации [3, с. 54].

Видение представляет собой следующий по важности фактор формирования внутреннего имиджа. Это представление сотрудников о своем месте в организации и в обществе. Сотрудники должны ощущать себя неотъемлемой частью организации, осознавать свое место в компании и представлять себе вознаграждения при успехах фирмы. При соблюдении данных условий у работника складывается положительный образ фирмы, в которой он работает.

Официальная политика компании также имеет возможность влиять на внутренний имидж компании, если ее методы и цели известны всем сотрудникам. В данном случае необходимо выделять личностные мотивы в отношении лидеров компании, которые неразрывно связаны с внутренней политикой фирмы и их влияние на сотрудников может стать результатом соответствующего видения организации в целом. Сотрудники часто принимают установки, ценности и нормы фирмы только потому, что лидер организации кажется им весьма привлекательным.

Корпоративная индивидуальность отмечается многими специалистами в области связей с общественностью как основной фактор формирования внутреннего имиджа. Как одна из основных целей PR-деятельности, корпоративная индивидуальность означает узнаваемость компании среди аналогичных, на основе своих услуг, товара и условий деятельности. Узнавание организации целевыми аудиториями, изготовление значимых товаров, сравнение фирмы с другими - все это приносит удовлетворение сотрудникам, работающим в компании.

Имидж отрасли, наряду с предыдущими факторами, тоже является одним из наиболее важных факторов формирования внутреннего образа фирмы. Имидж отрасли в данном случае понимается в качестве положительных черт специальности, достижений отрасли деятельности, особой значимости профессии и т.д. Положительный внутренний имидж будет формироваться, если работники будут переносить положительные черты отрасли, гордость за свою профессию на свою компанию [1, с. 271].

Потребители, поставщики, государственные органы, местное население, партнеры и т.д. - данные целевые аудитории, которые не входят в состав фирмы, оценивают внешний имидж компании. Внешняя среда организации имеет некоторую неопределенность, из-за чего возникают трудности формирования внешнего имиджа, по сравнению с внутренним. Рассмотрим наиболее важные факторы формирования внешнего имиджа.

Дизайн фирмы. Внешний вид фирмы - это то, что в первую очередь бросается в глаза представителям целевой аудитории. Мнение о компании начинает складываться из того, что мы видим: интерьер, рабочее место, оборудование, цвета, и прочие компоненты интерьера. Дизайн должен соответствовать представлениям целевой аудитории об этом виде организации. Данным фактором не стоит пренебрегать, хотя он и является лишь вспомогательным.

Фирменный стиль является одним из главных средств формирования имиджа, поэтому на нем остановимся более подробно. Фирменный стиль - «это единство постоянных визуальных и вербальных компонентов, идентифицирующее принадлежность к конкретной организации - субъекту РЯ и отличающее ее от других организаций» [4, с. 318]. Данный фактор имеет свои составляющие элементы: логотип; графический товарный знак; цветовое решение; фирменный шрифт; фирменный блок; схема верстки; слоган; символ; радиоспот; носители фирменного стиля; рекламная и сувенирная продукция. Грамотно выстроенный и продуманный фирменный стиль не только помогает выделить компанию среди аналогичных, но формирует положительное отношение, доверие и уважение к фирме, а также помогает выведению на рынок новых товаров/услуг, под брендом, который уже завоевал доверие целевых аудиторий.

Следующим фактором в создании внешнего имиджа является личность в фирме. Имидж компании часто связывают с личностью руководителя или значимого специалиста фирмы. Личностные качества лидера будут служить визитной карточкой организации. Для того, чтобы повысить значение личности в создании имиджа компании, нужно, чтобы общественность присвоила данной личности определенные положительные качества, которые могли связывать ее с фирмой, изменить видение организации со стороны представителей целевых аудиторий. Когда мы знаем, что в предприятии грамотный и профессиональный лидер, то мы неосознанно формируем образ фирмы, связывая эти положительные качества с ней.

Персонал, кадры организации. Высокий профессионализм, вежливость, приветливость, мобильность и готовность к изменениям на рынке - те качества персонала, которые создают положительное представление о предприятии в целом, и целевые аудитории будут отдавать предпочтение именно таким организациям [5, с. 544].

Культура организации. В данном случае имеется в виду корпоративная культура, которая является важным фактором в построении имиджа компании. Устойчивая система ценностей, специфические нормы, отношение сотрудников к своей работе, характер связей с внешней средой, реализация власти. Не смотря на то, что этот фактор больше влияет на внутренний имидж организации, он виден и общественности.

Цели компании. Хорошо продуманные цели фирмы становятся важной частью имиджа, которые складываются в комплексное восприятие организации.

Деньги, доход. Платежеспособность фирмы является показателем устойчивости и успешности развития. Дорогие приемы, презентации, проекты создают имидж преуспевающей компании.

Престиж. Значимость в глазах общественности и место данной компании среди аналогичных - это те параметры, которые должны всегда подчеркиваться в позиционировании организации.

Власть. Благоприятный внутренний имидж создается посредством одобрения большинства членов организации властных распоряжений, будь то жесткая политика или же либеральная. Внешние властные связи также формируют имидж компании

Продукт деятельности организации. Результаты деятельности фирмы, соответствующие целям-заданиям: материальные продукты деятельности, духовные продукты, услуги.

Дополнительные услуги организации, система гарантий и обслуживания клиентов могут быть очень значимы для потребителя.

Инновации, креативность - качества, которые характеризуют руководство компании и ее персонал. Распространение об этих качествах положительно скажутся для специфических организаций (рекламные и консалтинговые агентства и др.), где основой является творческий подход.

Система сбыта в организации. Значение имеют в данном случае надежность и своевременность сбыта продукции.

Реклама продукта. Уровень известности и принятия рекламы продукта целевыми аудиториями -важный момент в формировании имиджа [2, с. 189].

Связи организации с внешним окружением. Поднятие престижа компании и улучшение ее имиджа во многом зависит от наличия известных партнеров. Так, указывая на договоренности и контакты с престижными партнерами, фирма повышает доверие к своей деятельности.

Самым важным условием успешной деятельности по формированию положительного имиджа организации следует считать оптимальное сочетание действия этих факторов.

Бизнесу гораздо выгоднее целенаправленно формировать свой благоприятный имидж, чем пускать дело на самотек и исправлять впоследствии нежелательные и ошибочные представления людей о себе и своей деятельности.

Результатом создания позитивного имиджа станет повышение престижа компании среди различных групп населения. К примеру, стабильно высокое качество товаров и услуг порадуют старых и привлекут еще больше новых клиентов. Следовательно, это способствует стимулированию спроса и повышению конкурентоспособности: увеличению продаж, значит и прибыли. Таким образом, вполне оправдывается утверждение, что сначала организация работает на имидж, а потом имидж работает на организацию.

Библиографический список:

1. Долгина Е.С. Особенности формирования имиджа предприятий малых северных городов // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно -практической конференции. Ответственный редактор А.В. Коричко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Нижневартовский государственный университет. 2014. С. 270-271.

2. Долгина Е.С., Ильина М.Ю. Роль рекламы в формировании положительного имиджа // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Статьи докладов. Ответственный редактор А.В. Коричко. 2016. С. 188192.

3. Долгина Е.С., Патрахина Т.Н., Чернопиская К.А. Управление корпоративным изданием. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-т, 2019. 110 с.

4. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. СПб.: Питер, 2010. 384 с.

5. Патрахина Т.Н., Урсу М.И. Мотивация персонала как механизм повышения экономической эффективности организации // Семнадцатая региональная студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета: статьи докладов. Ответственный редактор: А.В. Коричко. 2015. С. 543-547.

УДК 331.1

РОЛЬ И МЕСТО НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Солодова Елена Петровна, Solodova Elena Petrovna

ст. преподаватель Lecturer

кафедра «Управления человеческими ресурсами» Department of Human Resource Management Самарский университет, Россия, г. Самара Samara University, Samara, Russia Макеева Светлана Владимировна, Makeeva Svetlana Vladimirovna магистрантка 3 курса, «Управление персоналом» Student «Human resource management» Самарский университет, Россия, г. Самара Samara University, Samara, Russia

Аннотация: В статье представлены подходы к дефиниции «нормирование труда», определена роль данного процесса в системе управления персоналом организации и перечислены решаемые задачи, обосновано применение норм труда в деятельности предприятий.

Abstract: The article presents approaches to the définition of «labor rationing», defines the role of this process in the personnel management system of the organization and lists the tasks to be solved, justifies the application of labor standards in the activities of enterprises.

Ключевые слова: нормирование труда, норма, норматив, управление персоналом

Keywords: labor rationing, norm, normative, human resource management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.