Научная статья на тему 'Средства фонетической выразительности в печатной рекламе'

Средства фонетической выразительности в печатной рекламе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1526
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства фонетической выразительности в печатной рекламе»

4. Digitale Bibliothek Band 59: English and American Literature [CD-ROM]: Doyle: The Hound of the Baskervilles. P. 820.

5. Digitale Bibliothek Band 59: English and American Literature [CD-ROM]: Twain: The Adventures of Tom Sawyer. P. 127.

6. Digitale Bibliothek Band 59: English and American Literature [CD-ROM]: Twain: The Chronicle of Young Satan. P. 172.

7. Digitale Bibliothek Band 59: English and American Literature [CD-ROM]: Wilde: Lord Arthur Savile's Crime & Other Stories. P. 34.

8. Digitale Bibliothek Band 59: English and American Literature [CD-ROM]: Wilde: The Picture of Dorian Gray, P. 311.

9. Quotations by Subject. Aristotle [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://www.quotationspage.com/subjects/crime/

10. Quotations by Subject. Honore de Balzac [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://www.quotationspage.com/subjects/crime/

11. Quotations by Subject. Benjamin Franklin [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://www.quotationspage.com/subjects/crime/

12. Quotations by Subject. C. S. Lewis [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://www.quotationspage.com/subjects/crime/

13. Quotations by Subject. James Russell Lowell [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://www.quotationspage.com/subjects/crime/

14. Quotations by Subject. Vladimir Nabokov [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://www.quotationspage.com/subjects/crime/

15. Quotations by Subject. C. P. Snow [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://www.quotationspage.com/subjects/crime/

16. Quotations by Subject. Maximilien Robespierre [Эл. ресурс]: Режим доступа: http://www.quotationspage.com/subjects/crime/

М.В. ЛЕКОВА

СРЕДСТВА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЕ

По мнению психологов рекламы, активность покупателя может возникнуть только тогда, когда образ товара сформирован на основе полноценной содержательной и эмоциональной информации о нем [3:68]. Содержательная информация - это сообщение о потребительских свойствах и качествах товара. Апелляция к свойствам, отвечающим потребностям потенциального покупателя -- это мощный фактор убеждения. Однако в условиях массовой автоматизации производства, когда реальные отличия между аналогичными товарами разных фирм сводятся к минимуму, реклама в своем стремлении повлиять на поведение человека все больше зависит от арсенала выразительных средств. Последние позволяют привлечь и удержать внимание покупателя, установить доверительный контакт с ним, воздействовать на его чувства и волю.

В рекламе используются различные языковые и неязыковые средства выразительности. Велика роль лексических, морфологических, синтаксических, графических выразительных средств. Исследование показало, что не последнее место в создании печатного рекламного текста принадлежит и фонетическим выразительным средствам.

Актуальность фонетической организации высказывания очевидна для звучащего текста, для печатного текста ее значимость может показаться сомнительной. Однако анализ точек зрения авторитетных ученых на механизм чтения про себя снимает сомнения: чтение про себя является разновидностью внутренней речи - психофизиологическим процессом, который характеризуется активизацией речевых механизмов при отсутствии выраженных речевых проявлений (внешней речи). «Процесс чтения про себя теснейшим образом связан с развитием внутренней речи, и без развития внутренней речи, то есть без умения молча, про себя нюансировать читаемые слова, процесс не возможен», - пишет Л.С. Выготский [1:446]. Ученый отождествляет внутреннюю речь с внутренним говорением и выводит особенности внутренней речи из особенностей внешней речи [1:442]. Т.Н.Ушаков, ссылаясь на А.А. Леонтьева, также определяет внутреннюю речь как речевое действие, перенесенное вовнутрь [6:197]. Неразрывно связывает чтение про себя с проговариванием и М. Зиганов: «Обработка информации на этапе овладения навыками чтения происходит следующим образом: читатель видит текст, читает вслух, прослушивает себя, усваивает содержание. В результате вырабатывается психическая установка: понять текст можно только при его прослушивании, а для этого нужно его проговорить, произнося вслух или про себя» [20]. М. Зиганов уверен, что читатель и при беззвучном чтении проговаривает все слова, не замечая этого. «Проговаривать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально», -- пишет он [там же].

м.в. ЛЕКОВА

Особое направление в исследовании внутренней речи составляют работы, регистрирующие тонкие артикуляции в процессе внутриречевой деятельности. Применение методики электромиографии (ЭМГ) позволяет регистрировать потенциалы речевых органов (губ и языка) при решении испытуемыми мыслительных задач, а также при чтении и прослушивании текстов. Проводимые эксперименты свидетельствуют о том, что чтение про себя вызывает появление речедвигательных потенциалов, свидетельствующих о скрытом проговаривании текстов [13:150].

Сопровождающий чтение про себя процесс внутреннего проговаривания текста обусловливает актуальность фонетической организации печатного текста.

Исследование показало, что в англоязычной печатной рекламе в той или иной мере актуализируется весь имеющийся в системе языка арсенал фонетических выразительных средств - аллитерация, ассонанс, звукоподражание, ритм и рифма.

К числу наиболее популярных средств фонетической выразительности в англоязычной печатной рекламе относится аллитерация -- повтор одинаковых согласных на относительно близком расстоянии друг от друга. Максимальное количество повторов в проанализированных текстах составило 32: Performance. Prestige. Passion for innovation. A beautiful plane is a plane that flies well. Here in Breitling, we share the same philosophy. It is expressed through a single-minded commitment to building ultra-efficient wrist instruments for the most demanding professionals. Our chronographs meet the highest criteria of sturdiness and functionality, and we submit all our movements to the merciless tests of the Swiss Official Chronometer Testing Institute. One simply does not become an aviation supplier by chance.

Аллитерация имеет особое значение для английского языка. В древнеанглийской поэзии аллитерация выполняла ту же функцию, что в современной поэзии имеет рифма: рифмовался не последний слог, а начальные звуки слова.

В современном английском языке под аллитерацией понимается повтор согласных звуков в любой позиции. однако, по утверждению экспертов, анафорическая аллитерация, то есть повторение звуков в начале слов, продолжает оставаться наиболее распространенным типом аллитерации и в современном языке [26]. Со всей очевидностью эта тенденция проявляется в англоязычной печатной рекламе. Свыше 60% аллитерационных повторов в рекламных текстах, как показало исследование, являются анафорическими: New Heath Toffee Chunk from Chips Ahoy! Selections. Also available in Chocolate Chunk Pecan Chunky Chocolate Chip. Вероятно, дело не только в силе традиции. В рекламном объявлении начальная позиция имеет особую значимость, так как реклама имеет дело с незаинтересованным читателем, для которого самое мощное воздействие необходимо в начале, чтобы стимулировать интерес к последующей части высказывания.

Нередко в одном рекламном сообщении можно встретить повтор нескольких различных согласных звуков. Такова, к примеру, следующая реклама автомобиля, содержащая четырехкратный повтор согласных [d] , [k] и пятикратный повтор звука [n]: A different Kind of Company. A different Kind of Car.

Не единичны случаи построчной аллитерации, когда в каждой строчке повторяется свой согласный звук или несколько звуков:

• Fluttering butterflies in freestyle

• We chat to Laurence Llewellyn-Bowen

• Fantastic Zwiegart competition to enter

• Hardanger in soft, shimmering shades

• Luscious strawberries in stumpwork

• Busy bees in colorful cross stitch

• Step-by-step silk paper (реклама журнала)

Повтор одинаковых гласных звуков на близком расстоянии друг от друга - ассонанс - значительно уступает в количественном отношении аллитерации. Максимальное количество повторяющихся гласных в проанализированных текстах не превышает 9: Talk tough. Talk up to 6.8 hours. Talk tough, with a sturdy aluminum case. Talk on Ave continents. Talk all together? With conference calling and a speakerphone. Talk while you read your e-mail or take a picture. With Nokia E50, talk is not so expensive as you might think.

Возможно, причина тому - отсутствие у ассонанса столь глубоких корней, как у аллитерации. Возможно, объяснение следует также искать в несопоставимости смысловой нагрузки гласных и согласных.

Если повторяющийся звук передается одной и той же буквой или сочетанием букв, фонетической аллитерации и ассонансу сопутствует графическая. Однако, как показало исследование, в англоязычной печатной рекламе чаще повторяющийся звук имеет различные графические актуализации. Так, в следующих примерах звук [k] передается буквами k,c,x и сочетанием букв ch, а звук [i:] - сочетаниями букв ie, ea, ei, ee: Even the most difficult people on your Christmas list will love the Kodak Star 35 camera. It takes vivid, crisp photos on 35 mm film. And, with a built-in flash and focus-free lens, it's extremely easy to use.; For a friend, loved one or a treat for yourself. Subscribe now and receive a jewellery box free!

Нередко в англоязычных печатных рекламных текстах можно встретить явление зрительной аллитерации и ассонанса, в основе которого лежит повтор одинаковых букв, а не звуков: 100% cotton, traditional wave design, textured throwover, closely tufted, deep fringed edge. // Wild is wonderful. The delicious, nutty taste of wild rice. Whether it's our Garden Vegetable Blend or Original Recipe with herbs and spices, it's an all-natural dish that can make any meal a little more wonderful.

Попытка проследить зависимость повторяющегося звука от типа рекламируемого товара результатов не дала. Исследование показало, что один и тот же звук может повторяться в рекламе различных товаров, и реклама одного и того же вида товара может сопровождаться повтором разных звуков.

Отсутствие зависимости повторяющегося звука от типа товара и соответственно от характера передаваемой информации позволяет утверждать, что аллитерация и ассонанс в рекламе не несут в себе смысловой нагрузки. Они являются своего рода музыкальным сопровождением основной мысли высказывания, способствующим ее интенсификации.

Использование звукоподражания в качестве выразительного средства в рекламе, как показало исследование, ограничивается, главным образом, рекламой звучащих товаров. Нередко его можно встретить в рекламе автомобилей или электроприборов: No matter how good you are you can always improve. That's why every TOYOTA F1 Team member is constantly seeking to perfect his or her skills, in every aspect of the F1 challenge. We call it 'Kaizen' - a TOYOTA philosophy built on a unique spirit of optimism, hard work, innovative technologies and a shared desire to be the very best we can.; In just one shave, this man will change his shaving habits. Обилие щелевых и смычно-щелевых звуков имитирует в первом примере звук мотора и колес автомобиля во время езды, во втором - звук работающей электробритвы. Благодаря этому средству создается звуковой образ товара: звуки, использующиеся в разных словах, создают объективно существующий звук, ассоциирующийся с рекламируемым товаром.

Одним из часто употребляемых фонетических выразительных средств в англоязычной рекламе является ритм. Рекламный текст - это, как правило, прозаический текст. Поэтому повторяющимися единицами ритма рекламного сообщения являются не слоги и слова, а более крупные речевые отрезки. Несомненное ритмическое чередование появляется в высказываниях с параллельными конструкциями: More cash. More photos. More cards. More receipts. Из двух видов параллелизма: микро - на уровне фраз - и макро - на уровне предложений и абзацев - в рекламных текстах явное предпочтение отдается макропараллелизмам, так как они более заметны, и, следовательно, скорее бросаются в глаза. По этой же причине в рекламных текстах чаще встречаются полные параллельные конструкции. Частичные параллелизмы менее заметны, и их роль в ритмической организации высказывания не столь явно выражена.

Нередко ритм в рекламных текстах возникает за счет перечисления: Special features...

- Seven brushes

- Superlight weighs 2lbs

- Non electric - quiet

- Cleans all surfaces

- Quick and easy to use

- No dust clouds

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.