Научная статья на тему 'Средства достижения метапредметных результатов при обучении биологии в основной школе по современным учебно-методическим комплектам (УМК)'

Средства достижения метапредметных результатов при обучении биологии в основной школе по современным учебно-методическим комплектам (УМК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулов Александр Алексеевич

В статье анализируются особенности дидактических средств современных УМК, предназначенных для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулов Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства достижения метапредметных результатов при обучении биологии в основной школе по современным учебно-методическим комплектам (УМК)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ПО СОВРЕМЕННЫМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКТАМ (УМК) Акулов А.А.

Акулов Александр Алексеевич - ведущий научный сотрудник, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Пермского края, г. Пермь

Аннотация: в статье анализируются особенности дидактических средств современных УМК, предназначенных для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: образовательный стандарт, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, федеральный перечень учебников.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) содержит требования к метапредметным результатам основного общего образования. Выпускники основной школы должны освоить межпредметные понятия, овладеть регулятивными, познавательными, коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД), научиться использовать их в учебной, познавательной и социальной практике [1]. Для этого необходимы современные УМК, обладающие разнообразными дидактическими средствами аппарата усвоения учебного материала. В федеральный перечень учебников приказом Министерства образования и науки РФ (№ 253 в редакции от 05.07.2017) включены 13 учебно-методических комплектов по биологии, представляющие завершенные предметные линии и отдельные педагогические системы («Инновационная школа», «Перспективная основная школа», «Сферы»). Метапредметные результаты изучения биологии описаны в ряде примерных рабочих программ, составленных авторами современных УМК. Например, такими результатами изучения курса «Биология» в 5-6 классах являются познавательные УУД, связанные с умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; преобразовывать информацию из одного вида в другой; производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность [2]. Авторская линия учебников под редакцией И.Н. Пономаревой, отличающаяся экологизацией и культурологической направленностью содержания, обновлена в соответствии с требованиями ФГОС (сокращён объём теоретического материала, усилены средства развития самостоятельной учебно-познавательной деятельности). Учебники авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. «Линия жизни» для достижения метапредметных образовательных результатов предлагают различные формы учебной деятельности и организации учебного материала. Разнообразные задания для самостоятельной работы, тематический блок «Моя лаборатория» позволяют сформировать у школьников широкий спектр УУД, требуемых стандартом. Авторы УМК «Лаборатория знаний» подчеркивают, что особое внимание в учебниках уделяется формированию таких УУД, как овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение работать с разными источниками информации. Сетевая методическая служба издательства «БИНОМ» осуществляет методическую поддержку УМК и включает рубрики «Авторская мастерская», «Видеолекторий», «Модули для самообразования педагогов». УМК

«Сферы» включает комплект пособий (учебник, тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор), создающих условия для самостоятельной творческой и экспериментальной работы обучающихся, их развития путем решения нетрадиционных учебных задач. В учебниках УМК «Перспективная основная школа» для обеспечения метапредметных результатов обучения содержатся задания, развивающие у школьников навыки исследовательской и проектной деятельности, умение анализировать различные источники информации. УМК «Живая природа»в значительной мере направлен на приобретение школьниками опыта проведения биологических экспериментов, развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи в ходе лабораторных работ.

При планировании уроков важно учитывать традиционные затруднения выпускников в выполнении ряда заданий контрольно-измерительных материалов итоговой государственной аттестации (например, на сравнение объектов или процессов и их признаков). Для развития навыков выполнения таких типов заданий в ходе индивидуальной и коллективной работы на базовом уровне полезно использовать задания УМК с формулировками «Найди лишнее среди приведенных объектов, процессов, определений», «Что общего (различного) в приведенных

примерах.....?». Для повышенного уровня обучения подходят задания типа «Выбери и

запиши два (три) верных ответа из четырех (шести)», «Установи соответствие элементов двух информационных рядов», «Соотнеси признаки объекта (процесса) с предложенными моделями, рисунками, схемами».

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12. 2010).

2. Рабочая программа к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского. «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» / С.Н. Новикова, Н.И. Романова. М.: ООО «Русское слово», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.