Научная статья на тему 'Средовый подход к формированию воспитательной системы образовательного учреждения'

Средовый подход к формированию воспитательной системы образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СРЕДА / ЦЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ СРЕД / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТРУДОВАЯ ШКОЛА / UPBRINGING SYSTEM / VALUES OF DIFFERENT MEDIA / HUMANISTIC UPBRINGING MEDIUM / LABOUR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягодкина Ольга Константиновна

В статье достаточно подробно рассмотрены различные возможности средового подхода в формировании воспитательной системы учреждения вечернего (сменного) общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medium approach to educative institution upbringing system formation

Different possibilities of medium approach forming upbringing system of evening school are presented in article.

Текст научной работы на тему «Средовый подход к формированию воспитательной системы образовательного учреждения»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 37.013

Ягодкина Ольга Константиновна

Средняя общеобразовательная школа № 4 «Центр образования»,

г. Тутаев, Ярославская область tmr-cosh-4@yandex.ru

СРЕДОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье достаточно подробно рассмотрены различные возможности средового подхода в формировании воспитательной системы учреждения вечернего (сменного) общего образования.

Ключевые слова: воспитательная система, среда, ценности различных типов сред, гуманистическая воспитательная среда, трудовая школа.

Повышение социального статуса образования является характерным требованием сегодняшнего дня. Один из главных вопросов, обозначенных в Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, заключается в том, насколько та или иная система образования адекватна индивидуальным потребностям и способностям конкретного ребёнка [1]. Принципиальный позитив новых стандартов заключается в том, что воспитание, как ценностно-ориентированный процесс, поставлено во главу угла школьного образования.

Внедрение стандарта школьного образования второго поколения предъявляет к школьным воспитательным системам определённые требования. Не все школы находятся в одинаковых условиях в силу эволюции воспитательных систем и сопутствующих факторов (материально-техническая база, кадровый состав, традиции, отношение к инновациям, управление и т.д.). Центральным звеном успеха или провала проекта «на местах» выступает состояние воспитательной системы, способной обеспечить развитие обучающихся в качестве субъектов образовательной деятельности.

Казалось бы, это практически не касается учреждений вечернего (сменного) общего образования. Но не стоит забывать, что вечерние школы, в силу значимости своей миссии в общей образовательной системе, должны соответствовать современным представлениям об образовании, а тем более, стандартам. Если внимательно отнестись к истории и современной практике вечерних школ, то выясняется, что базовые традиции «вечёрок» со временем становились инновационными позициями в развитии массовых

общеобразовательных школ (личностно-ориентированный подход к обучающимся, сотрудничество с ними, индивидуальные образовательные траектории и др.). Важно, что новые стандарты выдвигают приоритет воспитания, а «уклад школы» (её среда) признаётся основным ядром в образовательном учреждении.

Среда всегда была в отечественной школе важнейшим фактором воспитания (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.). Е.Н. Степанов определяет, что каждая воспитательная система имеет соответствующую среду - своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение школьного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценности - ориентации [4]. Здесь признаками среды выступают совместная деятельность, общение и отношения - важнейшие факторы воспитания.

В научной школе Л.И. Новиковой сформирован методологический «средовый» подход к воспитанию и воспитательным системам. Любая среда что-либо субъекту позволяет и как-то на него влияет.

Ответу на вопрос «Как и в чём может посредствовать школьной воспитательной системе её внешняя и внутренняя среда?» посвятил своё исследование Ю.С. Мануйлов. Среда воспитательной системы может побуждать внешнее окружение реагировать на действия системы, поощрять участие общественных институтов в осуществлении воспитательных программ, подталкивать к принятию педагогически взвешенных решений, подавлять проявления невежественного, ханжеского или бездушного отношения к школе и детям, побуждать к переоценке жизненных представле-

Схема 1. Веерная модель школьной среды

ний, подогревать интерес к различным акциям воспитательного характера. Среда системы способна поддерживать в ней интерес к научно-педагогическому творчеству, ослаблять проблемы обновления школы, порождать борьбу противоречий внутри системы и т.д. и т.п. Среда обогащает систему или обедняет её. Среда формирует личность, саму школу как воспитательную систему. Ежечасно, изо дня в день она принуждает школьную воспитательную систему тренироваться в том же направлении, в каком изменяется сама [2].

Это позволяет под средой понимать всё то, среди чего пребывает субъект, что ему посредствует, его опосредует. Такое определение представляется адекватным месту и роли среды в жизни и деятельности субъекта развития.

Среда вечерней школы представляет собой особую категорию в силу специфики отношений между обучающимися и педагогами, которые обладают рядом характерных признаков:

- педагогической заинтересованностью в том, чтобы понять ученика и выстроить с ним продуктивное сотрудничество;

- надеждой ученика на положительный результат от перехода в «вечёрку». Ожидания у каждого подростка носят свой характер, исходя из имеющегося опыта и прочих личностных факторов. К достижению результата каждый также готов (не готов) по-своему. Следовательно, образовательная среда должна быть такой, чтобы способствовать эффективному взаимодействию педагогов и обучающихся. Под эффективностью

взаимодействия следует понимать получение желаемого положительного результата с помощью педагогических средств, без излишних усилий и напряжений. Достичь такого состояния непросто, но всё-таки, мы считаем, можно, если создать условия для творческого труда и сотрудничества педагогов и обучающихся.

Возможности среды зависят от её качества. Качество среды складывается из содержания, форм и способов бытия её компонентов (способ бытия - события). Таким образом, качество среды зависит от доминирующих в ней форм события. Обратившись к веерной модели среды (схема 1), попытаемся выбрать необходимую для нашей школы «доминанту». На первый взгляд, это не просто, ведь среда вечерних школ и универсальна, но и специфична, ситуативна. Интеллектуальной, творческой, эмоциональной она быть обязана. Важно всё, что она даёт для развития субъектов воспитательной системы (субъектов образовательной деятельности).

Учитывать возможности школьной среды -значит принимать во внимание качества среды, от которых зависит её способность влиять на школьников. Изучив внутреннюю и внешнюю среду школы, можно понять и объяснить поведение её воспитательной системы, с известной вероятностью предсказать ход её развития в процессе адаптации к обстоятельствам своего существования.

Остановимся на классификации «воспитывающей среды» Я. Корчака.

Таблица1

Ценности различных типов среды

Среда Приоритеты среды Ценности среды

Т ворческая Свобода и активность - саморазвитие личности; - свобода; - открытость; - терпимость как проявление уважения к личности; - динамичность как характеристика личности; - творчество, основанное на личном энтузиазме.

Карьерная Активность и зависимость - расчетливое упорство; - стремление к достижениям ради приобретения определённого статуса; - внешний успех; - умение рекламировать себя; - умение следовать «правилам игры», лояльность; - ценности, насколько это возможно, динамичны.

Безмятежная Свобода и пассивность - душевный покой, беззаботность; - доброта; - чувственность; - снисходительность; - работа как средство обеспечения удобств для себя; - отказ от напряженной деятельности, жизнь как отдых.

Догматическая Зависимость и пассивность - традиции, авторитеты; - дисциплинированность; - высокая нравственность как навык; - самоограничение; - благоразумие; - приоритет общественного над личным; - устойчивость ценностей.

В отличие от классификации среды по доминирующим формам события, она предоставляет возможность конкретнее и полнее охарактеризовать школьную среду (табл. 1).

Нетрудно заметить, что каждый тип школьной среды имеет такие ценности, которые могут быть приняты школьным сообществом. Это позволяет подойти к развитию воспитательной системы через «конструирование среды» на основе отбора ценностей различных типов «воспитывающих» сред. Качественным показателем состояния системы в таком случае становится «удельный вес» ценностей того или иного типа среды, за динамический показатель можно принять «перемещение» в плоскости, зафиксированной осями «активность-пассивность», «свобода-зависимость». Ключевые (диагностические вопросы) вопросы, по ответам на которые можно определить исходное положение системы в векторной модели школьной среды, разработанной В.А. Ясви-ным [5]: (схема 2)

1. Для оси «Свобода - зависимость»

1.1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде?

а) личности, б) общества (групп).

1.2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия? а) воспитатель к воспитаннику,

б) ребёнок к воспитателю.

1.3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной среде? а) индивидуальная, б) коллективная.

2. Для оси «Активность - пассивность».

2.1. Практикуется ли в данной сфере наказание ребёнка? а) нет, б) да.

2.2. Стимулируется ли в данной среде проявление ребёнком какой-либо инициативы? а) да,

б) нет.

2.3. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной среде те или иные творческие проявления ребёнка? а) да, б) нет.

Несомненная значимость данной модели школьной среды для вечерних школ заключается в том, что с её помощью можно провести экспресс-диагностику с целью определения типа и приоритетов среды, а также спрогнозировать траекторию её развития. С учетом ценностей различных типов сред и разнообразия интересов и особенностей учеников, можно подойти к выводу о том, что среда должна быть мобильной, адаптивной, современной, т.е. воспитывающей и развивающей. В условиях учреждений вечернего (сменного) общего образования особенно ценным остаётся гуманистический характер школьной среды.

Формирование гуманистической воспитательной среды должно осуществляться с учётом ряда положений:

- организации жизнедеятельности педагогического и ученического коллективов в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития, правилами этикета, атмосферы терпимости, взаимопомощи, доброжелательности, уваже-

Схема 2. Векторная модель школьной среды

ния к человеческой личности, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого ученика;

- формирования у воспитанников знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме;

- эстетического оформления жизненного пространства помещений, в котором осуществляется воспитательный процесс;

- формирования современного информационного пространства образовательного учреждения;

- обеспечения системы противодействия негативным явлениям в юношеской среде;

- психолого-педагогического сопровождения личностного развития воспитанников;

- обеспечения психологического комфорта обучающихся в процессе воспитания;

- придания воспитательной системе открытого характера: тесного контакта с семьёй, участия родителей в процессе воспитания; доступности для родителей информации об эффективности процесса воспитания, повышения психологопедагогического просвещения родителей;

- организации взаимодействия с другими социальными институтами с целью повышения эффективности воспитательного процесса [3].

Показателями гуманистической воспитательной среды выступают деловое сотрудничество субъектов воспитательного процесса, благоприятный психологический климат в коллективе, гуманизация отношений, использование современных форм воспитательной работы.

Учёные, исследуя средовый подход в воспитании, отделяют опосредованное (средовое) воспитание от социального, учитывая, что опосредованное или средовое воспитание имеет ряд

важных отличий от социального воспитания (или «прямой социализации»):

1) «прямая социализация» организуется в виде специальных мероприятий, а «средовая» происходит в «естественной» среде школьного обитания ребёнка;

2) опыт, полученный в специально организованных мероприятиях, не содержит внутренних механизмов переноса на другие практики, в то время как в естественной среде формируются умения, связанные с переносом, поскольку ребёнок сам проходит этап активации действия;

3) источником активности в искусственных практиках является педагог, а в среде - сам ребёнок, его жизненный интерес;

4) все попытки создать систему воспитательной работы как совокупность отдельных мероприятий никогда не приобретают целостность устроенной жизни;

5) любая область школьной жизни при организации соответствующей специальной рефлексии и коммуникации может стать основой получения опыта демократического поведения и взаимодействия.

Многие подростки получают средовое воспитание во дворах, неформальных группах и т.д., а школы, как правило, противопоставляют такой среде «прямой социализм» в виде набора мероприятий. В результате возникает взаимная неудовлетворённость и неэффективность воспитания. В отчётах порой в качестве «принятых воспитательных мер» числится перевод в вечернюю школу, которая уже не имеет права повторять отрицательный опыт «коллег-предшественников». Выход из педагогического тупика заключается в превращении школьной воспитательной среды в среду «естественного» воспитания. Это непросто, но

необходимо. Чем менее навязчивыми и назидательными будут педагогические техники и приёмы воспитания (без доведения до безразличия и попустительства), тем больше появляется возможностей выстроить воспитательную систему на жизненных интересах воспитанников (при условии готовности педагогов к диалогу, взаимодействию с учеником и умения находить подход к каждому). Важно сделать ставку на воспитательный потенциал работников школы (не только педагогов) и самих учеников и предоставить возможность его реализации в общем интересном для каждого деле. И потребность в знаниях придёт, и уверенность в себе появится, и отношение к школьной жизни улучшится.

Наиболее всего средовому подходу в педагогике соответствует идея трудовой школы, концепция которой связана с реализацией задачи приближения воспитательного воздействия к жизни. В целом трудовая школа - это организация эффективного воспитания на основе реального опыта обучающихся, когда формирование мотивационных отношений вызвано безусловным воздействием на воображаемые события. Организация воспитательной работы на трудовой основе определяет возможности для широкого развития самостоятельности и самоуправления детей, функционально это позволяет естественно организовывать связь обучения и воспитания с жизнью, включить детей в совместную деятельность со взрослыми. Единство активности учащихся и педагогического руководства выступает одним из ведущих принципов школы. В трудовой школе основным механизмом воспитательного воздействия является организация жизненной среды ребёнка в атмосфере доброжелательности и со-

трудничества, возможности переживания эмоций и успеха в разнообразных видах деятельности. Это как раз то, что необходимо в условиях учреждения вечернего (сменного) общего образования.

Опора на «трудовую» доминанту в веерной модели школьной среды и наполнение её содержательным смыслом идей трудовой школы, позволяет получить многогранную среду, в которой находится место различным интересам, взаимопониманию педагогов с обучающимися. Заметную роль в её формировании может сыграть метод проектов как комплексный механизм реализации программ воспитания, развития, образования (самообразования), самоопределения и социального становления обучающихся. Одним из эффективных путей его применения может быть внедрение практико-ориентированной модели предпрофильной подготовки в воспитательную систему школы.

Библиографический список

1. Лобок А.М. Принципы качественного обновления государственных стандартов в области общего образования // Школьные технологии. -2007. - №> 6. - С. 36-46.

2. Мануйлов Ю. С. Средовый подход в воспитании: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 193 с.

3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для вузов. - М.: Асаdemiа, 1999. - 432 с.

4. Степанов Е.Н. Теория и технология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. . д-ра пед. наук. -Ярославль, 1999. - 319 с.

5. Ясвин В.А. Векторная модель школьной среды // Директор школы. - 1998. - №9 6. - С. 13-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.