Научная статья на тему 'Средовой дизайн в России и Китае: специфика и история развития дисциплины'

Средовой дизайн в России и Китае: специфика и история развития дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. А. Л. ШТИГЛИЦА / УНИВЕРСИТЕТ ЦИНХУА / ПЕКИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ENVIRONMENTAL DESIGN / INTERDISCIPLINARITY / SAINT PETERSBURG STIEGLITZ STATE ACADEMY OF ART AND DESIGN / TSINGHUA UNIVERSITY / BEIJING UNIVERSITY OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чан Сяогэн

В статье рассматривается вопрос о специфике, предпосылках, истории специальности «средовой дизайн» в России и Китае. Показано, что дизайн среды исторически связан с движением в защиту окружающей среды, социально-экономическими изменениями указанных стран, где он относится к сфере искусства и культуры и обнаруживает себя как междисциплинарная область деятельности. Научная новизна работы заключается в сопоставлении особенностей развития средового дизайна в России и Китае и в привлекаемой информации, полученной из интервью с преподавателями, которые стояли у истоков создания изучаемой специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL DESIGN IN RUSSIA AND CHINA: SPECIFICITY AND HISTORY OF THE SUBJECT

This article considers the specificity, development factors, history of the speciality “Environmental Design” in Russia and China. It is shown that environmental design is historically associated with environmental movement and socio-economic changes. In both the countries, this academic discipline refers to the sphere of art and culture and is considered as interdisciplinary area. Scientific originality of the study involves comparing development trends of environmental design in Russia and China and introducing previously unknown information obtained from interviews with the teachers who stood at the origins of environmental design as an academic discipline.

Текст научной работы на тему «Средовой дизайн в России и Китае: специфика и история развития дисциплины»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.57

Чан Сяогэн

СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН В РОССИИ И КИТАЕ: СПЕЦИФИКА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В статье рассматривается вопрос о специфике, предпосылках, истории специальности "средовой дизайн" в России и Китае. Показано, что дизайн среды исторически связан с движением в защиту окружающей среды, социально-экономическими изменениями указанных стран, где он относится к сфере искусства и культуры и обнаруживает себя как междисциплинарная область деятельности. Научная новизна работы заключается в сопоставлении особенностей развития средового дизайна в России и Китае и в привлекаемой информации, полученной из интервью с преподавателями, которые стояли у истоков создания изучаемой специальности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972019/12757.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 12. C. 287-293. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/12/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 74.01/09 Дата поступления рукописи: 13.11.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.57

В статье рассматривается вопрос о специфике, предпосылках, истории специальности «средовой дизайн» в России и Китае. Показано, что дизайн среды исторически связан с движением в защиту окружающей среды, социально-экономическими изменениями указанных стран, где он относится к сфере искусства и культуры и обнаруживает себя как междисциплинарная область деятельности. Научная новизна работы заключается в сопоставлении особенностей развития средового дизайна в России и Китае и в привлекаемой информации, полученной из интервью с преподавателями, которые стояли у истоков создания изучаемой специальности.

Ключевые слова и фразы: средовой дизайн; междисциплинарность; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица; Университет Цинхуа; Пекинский технологический университет.

Чан Сяогэн

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица changxiaogeng@bipt. edu. cn

СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН В РОССИИ И КИТАЕ: СПЕЦИФИКА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Цель исследования - проследить особенности формирования средового дизайна как академической дисциплины в России и Китае. Нами были поставлены следующие задачи: во-первых, указать специфику области знания «средовой дизайн» в этих странах; во-вторых, проанализировать предпосылки возникновения дизайна среды; в-третьих, изучить историю становления специальности «средовой дизайн» в упомянутых странах.

Актуальность работы связана с укреплением и расширением взаимодействия между Россией и Китаем в сферах культуры и образования. Несмотря на то, что специальность «средовой дизайн» существует уже более тридцати лет, очень трудно найти труды, посвящённые истории этой научной и академической дисциплины. Отсутствие или небольшое количество исследований в данной области затрудняет теоретическое осмысление средового дизайна.

Изучение истории средового дизайна несёт в себе определённую практическую значимость, а именно способствует пониманию того, какими могут быть тенденции развития указанной сферы в дальнейшем, как можно усовершенствовать дизайн среды с точки зрения проектных задач и расширения методик профессиональной деятельности.

Научная новизна работы состоит в осуществлении сравнительного анализа образовательных систем Китая и России с позиций развития дисциплины «средовой дизайн». Были сопоставлены источники и литература по этой теме. В частности, для получения наиболее точной и достоверной информации мы применили метод интервьюирования, проконсультировавшись с преподавателями китайских и российских университетов, в которых одними из первых учредили специальность «средовой дизайн».

Специфика средового дизайна в России и Китае

Прежде чем мы обратимся к истории средового дизайна, акцентируем внимание на вопросе о специфике этой области знания в России и Китае. После анализа необходимой литературы по изучаемой нами сфере, а именно информации по её классификации в образовательной системе, мы обнаружили, что лишь в России и Китае средовой дизайн представляет собой художественную дисциплину. Опираясь на материалы Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) [8] и аналогичного ОКСО Каталога специальностей бакалавриата в вузах КНР [19], мы систематизировали полученный результат в следующей схеме (см. Схема 1).

Мы сгруппировали данные по трём уровням: 1) области образования; 2) укрупнённые группы; 3) профессии, специальности или направления подготовки. Обратим внимание на то, что как в Китае, так и в России средовой дизайн относится к области образования «искусство» (в китайской системе образования) или «искусство и культура» (в России). Именно художественный дизайн среды является предметом нашего исследования.

Помимо России и Китая, мы проанализировали проблему классификации специальностей, изучающих среду, в Великобритании, США, Канаде, Японии - странах, входящих в «Рейтинг лучших государств по уровню образования в 2019 году», опубликованный U. S. News & World Report [23] (среда здесь понимается как окружение человека, обладающее культурным и ценностным значением). Среда в этих странах исследуется в рамках направлений подготовки, относящихся к областям образования «сельское хозяйство» или «инженерное дело», а специальности, в свою очередь, могут иметь названия, например, «средовой дизайн» (Environmental Design, Университет Британской Колумбии, Канада) [16], «архитектура и средовая инженерия» (бакалавр инженерного дела) (Architecture and Environmental Engineering BEng Hons, Ноттин-гемский университет, Великобритания) [18], «проектирование социальной среды» (Socio-Environmental Engineering, Университет Хоккайдо, Япония) [17] и т.д.

оксо

OK 009-2016

«fcffiÄft t Ф-fljtS» (2016Ф) I класс

П класс (Ш_Ш)

Ш.2-— Инженерное депо, технологии и технические натси

Ш.4 — Сельское хозяйство и сельскохозяйственные HavKii

ГП класс (Ш—Ш) П!,8 — Искусство и культура

I zrfSftrf I

(2.07.00.00) Архитектура

ШШ

(4.35,00.00) Сельское, лесное и рыбное хозяйство fe- fr

(В.54.00.00) Изобразительное и прикладные виды искусств

(2.07.03.03) Дизайн архитектурной среды

рнои ере

ММ

(4.35,02.12) Садово-парковое и ландшафтное строительство

(4.35.03.10) Ландшафтная

архитектура

(8.54.03.01) Средовой дизайн

тйш

"Каталог специальностей бакалавриата в высших учебных заведениях", составленный Министерством образования Китая в 2012 г,

Ч'РИШЕ ««^теШ!»'

Щ- (Iкласс) Ш^И (Пкласс)

(Ш класс)

(08)

Инженерное дело

ШШ) (09) Сельское хозяйство

(0810)

Гражданское строительство

{ШШ (0828))

Архитектура

(081002) Дизайн архитектурной среды и энергопотребление

(0905У Лесоводство,

(13) Искусство

(082803) Ландшафтная и Vcадово-парковая архитектура^

ШШ (1305) Дизайн

(090502) Садово-парковое строительство j

(0130503) Средовой дизайн

Схема 1. Классификация специальности «средовой дизайн» в России и Китае

Поскольку «дизайн среды» включён в область образования «искусство» или «искусство и культура», соответствующей является специфика содержания, во-первых, вступительных испытаний, во-вторых, профильных курсов и, в-третьих, присуждаемой выпускникам квалификации. В этих трёх составляющих большое внимание уделяется «художественному» взгляду, оценке эстетического восприятия у абитуриентов и студентов. Например, в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна для поступления на специальность «дизайн среды» является обязательной сдача профессионального испытания, состоящего из рисунка, живописи, композиции [9]. Одними из профильных в этом вузе будут предметы, посвящённые академической живописи и рисунку [3]. Та же ситуация характерна и для Пекинского технологического университета бэйзин гунъе дасюэ) в Китае: для получения возможности обучаться на специальности «средовой дизайн» (^^i^if, хуанцзин шэцзи) нужно сдать общий профессиональный экзамен, необходимый при поступлении в художественные университеты, который включает в себя контурный рисунок, цветной рисунок, эскиз. Профильные курсы, помимо различных видов дизайна, также связаны с освоением теории по традиционному китайскому искусству, в частности, каллиграфии и созданию лаковых изделий [22].

Выпускник дизайна среды в Китае и России, получив диплом бакалавра в области искусства, при реализации творческого проекта будет иметь «свой неповторимый способ понимания (Auffassung) или особенное "видение" пространства (räumliches "Sehen")» [27, c. 64], отличное от специалистов, окончивших смежные направления подготовки, которые мы можем видеть на Схеме 1. Для России это «дизайн архитектурной среды» и «ландшафтная архитектура», относящиеся к областям образования «инженерное дело» и «сельское хозяйство». «Сре-довой дизайн» для расширения кругозора студента подразумевает лишь ознакомление, но не углублённое освоение этих дисциплин в рамках профильных курсов.

По «средовому дизайну», который существует в России и Китае как специальность и научная область, обладающая «художественной» спецификой, практически нет трудов исторической направленности. В данной работе мы попытаемся восполнить этот пробел.

Исторические предпосылки формирования средового дизайна

Российские и китайские учёные единодушны во мнении о том, что одним из факторов, лежащих в основе концепции «средового дизайна», стало движение за защиту окружающей среды, вспыхнувшее в 1960-х гг. в США под влиянием деятельности коллективов и представителей самых различных слоёв населения. Благодаря этому движению экологические идеи облетели весь мир, прочно укрепившись в сознании представителей разных отраслей деятельности. «В течение очень короткого периода истории поступки и действия человека произвели отрицательный эффект на экологическое состояние Земли, и этот эффект по своим масштабам и глубине сопоставим с глобальными природными процессами - когда-то единственным фактором, имевшим власть над нашей планетой» [20, с. 4]. «Биологическое равновесие - это источник всех имеющихся у нас ценностей» [26, с. 13].

В поисках путей мирного сосуществования с природой необходимо было найти и выработать способы создания искусственной среды, отвечающей идеям человеческого развития. Вследствие этого начали появляться

такие подходы к понятию «дизайна», утверждающие гармоничное развитие человека и окружающего мира, как экологический дизайн, а также художественный дизайн среды.

Например, стоит отметить, что Япония, имея сравнительно малую территорию и вследствие этого нехватку природных ресурсов, в то же время в своём экономическом развитии несёт высокую степень индустриализации. По этой причине в Японии проблемы защиты природы стоят особенно остро, а значит, экологическому искусству и дизайну придаётся большое значение. Как указывают японские дизайнеры Хироши Охчи и Шичиро Сагучи в работе «Введение в дизайн», «в г. Токио во время проведения Всемирной конференции дизайна в 1960 году была выделена научная секция "художественный дизайн среды", которая привлекла к работе специалистов по градостроительству, архитектурному дизайну, дизайну интерьера, ландшафтному дизайну и др.» [25, с. 12]. Рассматривался, к примеру, следующий вопрос: «Научно-техническое развитие повлекло за собой резкие изменения в экономике и социуме, в своей собственной среде обитания люди столкнулись с множеством угроз. Начиная с таких выходящих за пределы человеческих возможностей сооружений, как высокоскоростные автомагистрали, и заканчивая маленькими частными двориками, среда обитания во всем должна быть проникнута единым ощущением» [Там же, с. 13]. Однако заметим, что художественный дизайн среды не был оформлен в Японии как отдельная академическая дисциплина.

Что касается создания экологического и вслед за ним средового дизайна в Китае, отметим, что глобальное движение в защиту окружающей среды перекликается с традиционными представлениями китайцев о согласованном развитии человека и природы. В буддистских источниках говорится, что «у всего есть душа» [21, с. 2], а в конфуцианстве понятие «хэ» (ÏP) предполагает гармонию Неба и Земли [15].

Средовой дизайн как отдельная дисциплина и специальность сложился в России и Китае в конце 1980-х -начале 1990-х гг. Дизайн среды изначально формировался как междисциплинарная область исследований. Его междисциплинарность связана не только с многоаспектным понятием среды. Она уходит истоками к развитию дизайна в целом, который сложился на волне промышленной революции и последовавшего за ней «Движения искусств и ремёсел». Последнее, в частности, делало акцент на самобытном творчестве автора, призывало к соединению искусства и ремесла.

История средового дизайна в России

Обратимся теперь к истории изучения среды как культурно-ценностного окружения человека в России. В 1960-х гг. в СССР была выработана теория тотального проектирования среды. Она предполагала применение в дизайне знаний самых разных наук: «философии, социологии, эстетики, экономики, эргономики и т.д.» [5, с. 186]. Однако возникновение этой теории не повлияло на практику отечественного дизайна в то время.

Пожалуй, предтечей средового дизайна как художественной области знания стоит считать Сенежскую студию, организованную архитектором, художником, теоретиком в области дизайна среды Е. А. Розен-блюмом. Представители студии считали, что «дизайн в основе своей - элемент художественной культуры», «заниматься им имеют право только художники» [10, с. 331]. В Сенежской студии «уделялось внимание воспитанию дизайнеров-универсалов» [Там же]. Представители студии ориентировались на «проектирование временно-пространственной "рамы" вокруг человека-субъекта» [13, с. 72], они считали важным, чтобы изделие обладало общественной значимостью. Другими словами, художественное проектирование, осуществлявшееся в рамках Сенежской студии, было направлено на овладение средой, «что в будущем приобрело название "дизайн среды"» [10, с. 331].

В 1970-е гг. в СССР начала складываться теория системного проектирования. Нужно сказать, что истоком этой теории является системный подход к процессу проектирования, который был предложен Томасом Мальдонадо, главой Ульмской школы дизайна, в конце 1950-х гг. Этот подход подразумевал под собой изучение внешнего контекста создаваемого проекта, а именно «эргономики, социологии, экономики и психологии» [12, с. 279].

Теория системного проектирования, развиваемая в СССР в 1970-е гг., отличалась от ульмской тем, что она акцентировала внимание на эстетическом качестве всей предметной среды, ее человеческой и культурной значимости [14, с. 73]. Во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) изучение среды осуществлялось как в «"дизайн-программах" (например, "Электромеры" Д. Азрикана, Р. Гусейнова, Д. Щелкунова), так и в философских и архитектурно-игровых проектах (например, "ЭПО-КСИ" А. Ермолаева, Т. Рубцовой, А. Симоновой - 1976 г.; "Психологическая мебель" И. Преснецовой - 1987 г.; "Просод" - пространство содружества человека и растений А. Сикачева и И. Лучковой - 1986 г.)» [7, с. 240]. Метод дизайн-программ, разработанный во ВНИИТЭ, подразумевал под собой проектирование объекта, направленного на технологическое освоение среды.

Также в работах Ленинградского высшего художественно-промышленного училища (ныне - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) в 1980-е гг. продолжила развиваться теория системного проектирования, или системного дизайна. В частности, в коллективном труде преподавателей ЛВХПУ «Дизайн: очерки теории системного проектирования» (1983 г.) были обоснованы теоретические положения, согласно которым системный дизайн ориентирован на создание целостно-структурных объектов [14, с. 166]. Другими словами, «системный дизайн» предполагал «комплексность» процесса проектирования [6, с. 287].

Помимо теории системного проектирования, в 1980-е гг. ВНИИТЭ, будучи на тот момент всемирно известным исследовательским учреждением, начал включать в повестки собраний и выносить на обсуждение самые

различные темы, связанные со средовым дизайном. К примеру, в 1983 году в столице Азербайджана - г. Баку состоялся международный семинар, главной темой которого стал «Дизайн для сельского быта». Выбор данной темы был обусловлен необходимостью осуществления проектирования функциональных процессов, среды и оборудования кооперативного агропосёлка. В 1980-х гг. дизайнеры и различные филиалы ВНИИТЭ разработали более десяти межотраслевых комплексных дизайн-программ, среди которых, помимо названных ранее, также можно отметить следующие: «Вторичные ресурсы», «Магистраль», «Вокзал», «Прома» [1] и др.

Так, новое понимание объекта проектирования, то есть «создания условий для эмоционально-духовной включенности человека в предметно-пространственную среду» [2, с. 3], «вызрело в отечественном дизайне на основе развивающихся в науке экологических и системных представлений» [11, с. 105].

Путём проведения хронологического анализа учреждения специальности «дизайн среды» в российских образовательных программах мы установили, что кафедра средового дизайна впервые в России была создана при Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (СПГХПА имени А. Л. Штиглица) [4] в 1990 году (см. Рис. 1). Первым заведующим кафедрой средового дизайна стал профессор В. А. Кирпичёв. По итогам интервью с этим уважаемым человеком мы узнали множество новой информации. Среди прочего было выяснено, что изначально кафедра средового дизайна основывалась на фундаментальном и практическом опыте кафедры промышленного искусства, включавшей в себя такие важные исследовательские направления, как промышленность, графика, среда и т.д. В рамках кафедры промышленного искусства в 1978 г. была открыта мастерская Кирпичёва, которую можно считать первой в попытке обучения экологическому дизайну в вузах страны. Деятельность мастерской была направлена на «разработку обитаемых объектов экспериментального характера с экологически замкнутой системой жизнеобеспечения. Объект рассматривался не сам по себе, а во взаимосвязи с природным окружением» [12, с. 404]. Студенту необходимо было проанализировать большое количество факторов при создании проекта, в том числе культурных, экономических, социальных.

Рисунок 1. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица:

главный корпус и учебный музей прикладного искусства

В условиях того времени, когда дизайнерам не приходилось ждать помощи в виде компьютерных технологий, кроме изучения проблем средового дизайна, исследователи ЛВХПУ также работали над такими проектами, как, например, создание дизайн-концепции и модели в равных пропорциях орбитальной станции «Мир» (по государственному заказу). Поскольку ранее при выполнении проекта специалисты по архитектурному дизайну в основном отвечали лишь за внешний вид объекта, то при передаче технических документов дизайнерам среды было замечено, что объекту не хватает мебели, других предметов и в целом конструктивных решений по организации внутреннего пространства. В конечном итоге при создании орбитальной станции «Мир» какая-то часть творческих задумок специалистов по дизайну среды ЛВХПУ была принята на вооружение.

Среди государственных заказов также можно отметить работу над концептуальным проектом организации внутреннего пространства (размещение пульта управления и т.д.) многоразовой транспортной космической системы «Энергия» - «Буран», а также такое направление, как «арктический дизайн», и многое другое. Профессор В. А. Кирпичёв вспоминает, что с конца 1980-х и до начала 1990-х гг., в связи с определёнными социально-экономическими изменениями, в частности, внедрением элементов рынка в плановую экономику, специальность «средовой дизайн» была крайне востребована.

История средового дизайна в Китае В Китае факультет средового дизайна был учреждён после 1980-х гг. Под влиянием политики реформ и открытости содержание и структура вузовских образовательных программ по дизайну претерпели некоторые изменения. Изначально существовало единственное образовательное направление «дизайн интерьера», но рыночный спрос уже вышел далеко за его рамки, и на смену ему пришла специализированная дисциплина, смешавшая воедино концепции дизайна интерьера, ландшафтной архитектуры и архитектурного дизайна, а именно «художественный дизайн среды» хуаньцзин ишу шэцзи). Именно такое наимено-

вание дизайн среды изначально получил в Китае.

Первым из высших учебных заведений, учредивших факультет художественного дизайна среды, стал Университет Цинхуа, Академия искусств и дизайна Ои^А^^Ж^й' цинхуа дасюэ мэйшу сюэюань, Academy of Arts & Design, Tsinghua University) [24] (см. Рис. 2). До факультета художественного дизайна среды существовал факультет оформления интерьера при Центральном институте прикладного искусства (ныне Академия искусств и дизайна Университета Цинхуа), основанный в 1957 году. Факультет оформления интерьера неоднократно менял названия - архитектурного оформления, промышленного искусства, дизайна интерьера. В 1988 году специальность «дизайн интерьера» расширили, вследствие чего был создан факультет художественного дизайна среды, а название данного направления подготовки внесли в каталог программ высшего образования, изданный Государственной Комиссией по образованию КНР [19].

Рисунок 2. Новый и старый корпуса Академии искусств и дизайна Университета Цинхуа

Другим китайским учебным заведением, в котором одним из первых появился средовой дизайн, стал Пекинский технологический университет (факультет средового дизайна при Институте художественного дизайна этого вуза, бэццзин гунъе дасюэ ишу шэцзи сюэюань) [22] (см. Рис. 3). Об истории факультета мы узнали из специального интервью с его бывшим главой, профессором Ваном Даху (^^Й).

Факультет средового дизайна был учреждён в 1990 году на основе ранее существовавшего при данном учебном заведении факультета специального декоративно-прикладного искусства. Вначале содержание учебной программы факультета средового дизайна в основном включало в себя три аспекта: основы искусства и дизайна, творческие занятия и традиционное китайское декоративно-прикладное искусство.

Рисунок 3. Новый и старый корпуса Института художественного дизайна Пекинского технологического университета

Мы также взяли интервью и у действующего декана факультета средового дизайна Пекинского технологического университета профессора Чжао Хана Говоря о том, какое содержание включает в себя учебный план на сегодняшний день, он сообщил, что с точки зрения своего формирования, развития и так называемых особенностей дизайн среды до сих пор не имеет строго очерченных границ. Если есть разница, то она заключается в том, что до 2019 года студенты при поступлении в Институт художественного дизайна должны были сдавать обязательный университетский экзамен по живописи, творчеству и др., а теперь нужно ссылаться только на результаты общего профессионального экзамена (государственный экзамен считается проще внутривузовского).

По словам профессора Чжао Хана, концепция дизайна среды как науки комплексной раскрывается в вузе через понятия общих теоретических знаний, профессиональных знаний и универсального дизайна. Общие теоретические знания - это программа первого и второго курсов обучения, в ее основе лежат общеобразовательные

предметы, помогающие студентам получить широкий спектр базовых знаний; в неё включены, к примеру, дизайн посуды, дизайн одежды, промышленный дизайн и т.д. Со второго по третий курс, именно в эту золотую пору студенчества, учащиеся получают профессиональные знания - основы чертежа, моделирования, дизайн архитектурный, ландшафтный, интерьерный и т.д. Наконец, на четвёртом курсе, когда студенты уже сформировали более широкое представление о дизайне, начинается этап универсального дизайна. Для выпускной работы можно выбрать темы, связанные непосредственно с проектированием. К примеру, некоторые выпускники в рамках дипломных заданий создавали дизайн чайников, каменной резьбы, иллюстраций к печатным изданиям, промышленных товаров и т.д.

Выводы

Средовой дизайн является достаточно молодой, но перспективной и популярной сферой деятельности. Изучению среды как культурно-ценностного пространства посвящено немало работ. Однако сравнительное исследование по истории формирования дисциплины «средовой дизайн» в России и Китае обладает оригинальностью и научной новизной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В работе были выделены следующие особенности развития средового дизайна в России и Китае. Во-первых, лишь в этих странах изученная нами специальность относится к области образования «искусство и культура». Художественной спецификой обладают содержание вступительных испытаний, программы обучения, квалификации дизайна среды. Мы отметили, что в других странах существует тенденция к рассмотрению среды в рамках специальностей «сельское хозяйство» и «инженерное дело».

Во-вторых, предпосылки формирования средового дизайна в России и Китае можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним, в частности, относится движение за защиту окружающей среды. Что касается внутренних или внутрисоциальных причин возникновения дизайна среды, можно сказать, что как в Китае, так и в России в 1980-1990-е гг. происходили социально-экономические изменения, вызванные падением железного занавеса, введением элементов рыночной экономики в плановую и последующими за этими переменами в обществе и культуре.

В-третьих, что касается вопроса по истории художественной специальности «средовой дизайн» в России и Китае, первыми университетами, учредившими её в конце 1980-х - начале 1990-х гг., стали Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Университет Цинхуа и Пекинский технологический университет. Эта дисциплина зарождалась как междисциплинарная область исследований. Она включила в себя знания различных наук и видов проектирования, в том числе и смежных специальностей - дизайна архитектурной среды и ландшафтной архитектуры. В связи с этим дизайн среды подразумевает под собой овладение комплексом умений не только в рамках дизайнерских техник и методик реализации проекта, но и в сфере общекультурных проблем.

Посредством метода интервьюирования мы узнали, что, например, в СПГХПА им. А. Л. Штиглица на кафедре средового дизайна выполнялись государственные заказы, требовавшие от преподавателей и привлекаемых студентов высокого профессионализма и обширных знаний. А профессора китайских вузов указали на широкоохватность образовательной программы средового дизайна.

Несмотря на 30-летнюю историю существования, накопленный опыт преподавания дисциплины в России и Китае, очень мало можно найти трудов, посвящённых теоретическому фундаменту дизайна среды, в частности его целям, методам и содержанию. Вопрос об основах средового дизайна требует отдельного глубокого изучения, может стать направлением будущих исследований и является весьма актуальным для теоретиков и практиков дизайна.

Список источников

1. Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.Org/web/20150929021122/http://www.vniite.com/ (дата обращения: 07.12.2019).

2. Каримова И. С. Объективное и субъективное в дизайне среды: монография. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2012. 116 с.

3. Кафедра дизайна пространственной среды [Электронный ресурс]. URL: http://sutd.ru/idps/education/152/ (дата обращения: 11.10.2019).

4. Кафедра средового дизайна [Электронный ресурс]. URL: http://www.ghpa.ru/kafedra-sredovogo-dizajna (дата обращения: 11.10.2019).

5. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей. М.: Омега-Л, 2009. 224 с.

6. Лаврентьев А. Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2007. 296 с.

7. Лаврентьев А. Н., Лаврентьева Е. А. Понятие «среда» в экспериментальных проектах 1970-80-х гг. в отечественном дизайне // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2014. № 4. С. 237-246.

8. ОКСО - Общероссийский классификатор специальностей по образованию [Электронный ресурс]. URL: https://classifikators.ru/okso (дата обращения: 14.10.2019).

9. Порядок проведения творческого конкурса для поступающих на направление подготовки 54.03.01 Дизайн, 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, 54.05.03 Графика (ИГД) [Электронный ресурс]. URL: http://prouniver.ru/enter/high_edu/bakalavriat-i-spetsialitet/proving_high/dk_ex/ (дата обращения: 11.10.2019).

10. Рак Е. В. Становление дизайн-образования в системе высшего профессионального образования // Учёные записки Орловского государственного университета. Педагогические науки. 2016. № 4 (73). С. 327-334.

11. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2007. 218 с.

12. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники: учеб. пособие: в 2-х кн. М.: Архитектура-С, 2007. Книга вторая. 432 с.

13. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие (конспект лекций). М.: МЗ-Пресс, 2003. 252 с.

14. Сложеникина Н. С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна. М.: Флинта, 2014. 368 с.

15. Юркевич А. Г. Хэ 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.synologia.ru/a/Хэ%201 (дата обращения: 11.10.2019).

16. https://sala.ubc.ca/academics/undergraduate-degrees/bachelor-environmental-design/curriculum (дата обращения: 14.10.2019).

17. https://www.eng.hokudai.ac.jp/course/?c=4040 (дата обращения: 14.10.2019).

18. https://www.nottingham.ac.uk/ugstudy/course/2019/Architectural-Environment-Engineering-BEng (дата обращения: 28.11.2019).

19. ^ЯЙ^^К^^-^ФЙ^^^Ф^Ш (Каталог и содержание образовательных программ бакалавриата в высших учебных заведениях) [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/xwsytjxx/xk/xkzyml/276559.shtml (дата обращения: 09.09.2019).

20. Efi-Äff^. -Ш^П^Л^ , Üff , ±Ä: 2013^. ^ 218 Ш (Коммонер Барри. Подписание мирного договора с планетой / пер. на кит. Ван Силю, Ван Вэньцзян, Чэнь Ланьфан. Шанхай, 2013. 218 с.).

21. ^Ш. Л^Щ^М // ФЯ^ШЙ. (fttt). 2013^. ®004№. ^2Ш (Ли Ла. У всего есть душа // Окружающая среда в Китае. Культура. 2013. № 004).

22. ^ЬШ^Ф'^Ж^Ш^^Ш^ШШ^Ш (Пекинский технологический университет, Институт художественного дизайна, специальность «Средовой дизайн») [Электронный ресурс]. URL: http://bjiad.bjut.edu.en/a/kecheng/sheji/ (дата обращения: 11.10.2019).

23. (Рейтинг лучших государств по уровню образования в 2019 году) [Электронный ресурс]. URL: http://www.liuxuegang.com.cn/newsview.aspx?tid=1101&id=1006508&cid=5 (дата обращения: 14.10.2019).

24. (Университет Цинхуа, Академия искусств и дизайна, факультет художественного дизайна среды) [Электронный ресурс]. URL: https://www.tsinghua.edu.cn/publish/ad/2854/index.html (дата обращения: 14.10.2019).

25. , feP^gP. , 1991^. ^ 194 Ш (Хироши Охчи, Шичиро Сагучи. Введение в дизайн / пер. на кит. Чжан Фучан. Чжэцзян, 1991. 194 с.).

26. 2000^. ^ 515 Ш (Холмс Ролстон III. Философия уходящей дикости / пер. на кит. Лю Эр, Е Пин. Цзилинь, 2000. 515 с.).

27. / ±»: 2013^. ^ 285 Ш (Эрнст Кассирер. Логика наук о культуре: пять очерков / пер. на кит. Гуань Цзыинь. Шанхай, 2013. 285 с.).

ENVIRONMENTAL DESIGN IN RUSSIA AND CHINA: SPECIFICITY AND HISTORY OF THE SUBJECT

Chang Xiaogeng

Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design changxiaogeng@bipt. edu.cn

This article considers the specificity, development factors, history of the speciality "Environmental Design" in Russia and China.

It is shown that environmental design is historically associated with environmental movement and socio-economic changes.

In both the countries, this academic discipline refers to the sphere of art and culture and is considered as interdisciplinary area.

Scientific originality of the study involves comparing development trends of environmental design in Russia and China and introducing previously unknown information obtained from interviews with the teachers who stood at the origins of environmental

design as an academic discipline.

Key words and phrases: environmental design; interdisciplinarity; Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design;

Tsinghua University; Beijing University of Technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.