Научная статья на тему 'Средняя профессиональная школа в логике государственной научно-технической политики России'

Средняя профессиональная школа в логике государственной научно-технической политики России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средняя профессиональная школа в логике государственной научно-технической политики России»

чают гибкость и вариативность содержания образования, предоставляющие образовательным учреждениям академические свободы в формировании содержания образования с учетом интересов студентов, перспектив развития экономики и социальной сферы, а также рынка труда.

Решение научных проблем развития СПО в современных условиях осуществлялось в тесной связи теории и практики, с опорой на экспериментальные исследования.

В качестве экспериментальной базы исследований выступали техникумы и колледжи, расположенные в различных регионах России и Татарстана: Омск, Стерлитамак, Пермь, Глазов, Абакан, Сая-ногорск. Казань, Набережные челны, Бу-гульма, Нижнекамск и др. У Института заключены творческие договора о сотрудничестве с целым рядом ССУЗ. В ряде учебных заведений созданы научно-

практические лаборатории на общественных началах, в которых ведутся исследования по тематике НИР ИСПО РАО.

Ученые ИСПО ведут работу по внедрению результатов НИР в практику, используя разные формы - публикации, выступления с лекциями, проведение тематических семинаров, олимпиад, участие в заседаниях Совета директоров ССУЗ РФ и РТ и т.д. Важнейшей формой апробации и внедрения результатов НИР в практику являются проводимые Институтом круглые столы, семинары, конференции. Только в 2002 г. проведено 8 научно-практических конференций, 5 круглых столов, 10 научно-практических семинаров.

Результаты НИР опубликованы в более чем 60-ти работах: монографиях, учебных и методических пособиях, научных статьях общим объемом около 250 п.л.

СРЕДНЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА В ЛОГИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Л.А.Волович, член-корреспондент РАО

Средняя профессиональная школа (СПШ) - важное звено системы непрерывного профессионального

образования. Именно в этом ключе, как правило, всегда, тем более в настоящее время, рассматривался ее статус.

И социально-психологическая установка студентов на поступление в высшие учебные заведения, и ориентация на соответствующий уровень профессиональной подготовки учащихся средней общеобразовательной школы, и модель образовательных стандартов, идентифицируемых вузовским стандартам, - весь этот ориен-тационный веер определяет сложившийся взгляд на техникумы, училища, лицеи и колледжи.

Авторитет этих учебных заведений был и остается достаточно высоким. Он, по сути дела, начинался с 20-х годов XX столетия, когда взлет советского производства еще только закладывался, когда оперативная потребность в профессио-

нальных кадрах стала невероятно острой. Техникумы, готовившие первое поколение специалистов-производственников, по существу, были приравнены к высшим учебным заведениям. И вот с того времени, с официального признания в качестве приоритетных средних профессионально-технических училищ (конец 40-х годов -начало 50-х годов этого же столетия), основное внимание ко всем этим типам учебных заведений приобрело характер соревновательности. И дело было вовсе не в том, каково место и какова реальная роль каждого из них в непрерывном обновлении отечественного производства, а в том, кто из них более приоритетен в общественном мнении. Все эти учебные заведения, в том числе ССУЗ, оказались в социальном поле самоцельности. Увы!

А ведь смысл статусной роли, в первую очередь, учебных заведений средней профессиональной школы должен был стать другим. Его место - в системе госу-

дарстве ки (ГН СПШ -не глав!

ИСТОЧНк

научны: эффект! Так в ч( роли?

Оп| Можно ждать, но-техн щим историч ского о

ЭТОТ ПР'

правиле числе п ка. Но ризацин до орга хода н типа в 1 ная. М( годы пр Банковс все дру числе, с изводст сельско

Зая женных транспо чества. даленнь всей Ро можнос даваемь Положе утверж: мическс тала.

И -способь ского г обретет тельное

Од| вычлен: Соверш во. и техничс гресса.

,;твен-* :следо-

? вне-у, ис-1, вы-тема-;тие в : РФ И

:ЦИИ И

;ктику круг-Толь-;учно-гуглых семина-

ны в бо-

■графиях, научило 250

бссии

в острой, ■жоление I. по

высшим то време-I качестве ■онально-годов -ггая), ос-м типам характер

0 вовсе не к реальная ьзном об-■сдства, а гетен в об-чебные за-«азались в

1 Увы! ни. в пер-т средней вжен был геме госу-

дарственной научно-технической политики (ГНТП). Совершенно очевидно, что СПШ - не ведущий субъект ГНТП, Он и не главный поставщик кадров для нее и не источник ведущих, а то и генеральных научных идей. И тем не менее вне СПШ эффективности ГНТП достичь не удается. Так в чем же смысловые особенности этой роли?

Определяющий фактор - сама ГНТП. Можно и следует с уверенностью утверждать, что именно государственная науч-но-техническая политика является ведущим ресурсом новой социально-исторической версии прогресса Российского общества начала XXI в. Заявок на этот прогресс много. Однако все они, как правило, носят автономный характер. В числе первых заявок называется и политика. Но эта заявка нацелена на реструктуризацию власти - от федерального центра до органов местного самоуправления. Выхода на политику научно-технического типа в ней нет. Еще одна заявка - денежная. Монетарная политика за последние годы приобрела характер взрывоопасный. Банковская стихия по сути дела подавила все другие ресурсные возможности, в том числе, более того, в первую очередь, производственные - от машиностроения до сельскохозяйственного звена.

Заявки на экономный режим Вооруженных сил. на нефте- и газодобычу с их транспортизацией за рубежи нашего отечества, на иностранные инвестиции, в отдаленные от реальных масс тружеников по всей России интересы, потребности и возможности и т.д. и т.п. - это иллюзии, выдаваемые за прогрессивную политику. Положения не спасают и убаюкивающие утверждения о 7%-ных подъемах экономического потенциала за один, два квартала.

' И тем не менее есть один маршрут, способный вывести страну из экономического тупика - ГНТП. Все остальное приобретет свою убедительность и привлекательность только на ее фоне.

Однако следует и в этом контексте вычленить свою главную составляющую. Совершенно очевидно, что и производство. и сама государственная научно-техническая политика не самоцель прогресса. Это своего рода средство получе-

ния высококачественного продукта потребления всеми гражданами. Именно таким может и должен быть продукт производства разноотраслевой прописки. При этом опора делается на идеи и достижения в области науки, техники, технологий, а также профессионализм работников всех категорий. А продукт во всем его разнообразии и многообразии - пищевой, имиджный, транспортный, бытовой, строительный, промышленный, ремонтный. сервисный, комплектационный и т.д.

Не вдаваясь во все детали изготовления и выпуска продукта производства, можно в обобщенном виде выстроить инвариантный набор условий, способствующих получению его как конечного результата любого производства. Вот он. этот примерный набор:

- открытость и готовность конкретного предприятия к непрерывному внедрению ценностных наработок научных групп, коллективов, авторов и прикладного творчества в производственный режим;

- создание оптимальных правовых норм в логике реализации замыслов обновления и научно-технического опережения производства;

- организация и масштабность производства, управление всеми его звеньями в автономном и интегративном режиме;

систематическое проектирование моделей производства - от банального до передового, инновационного;

- выдерживание высокого уровня подготовленности профессиональных кадров для внедрения идей и разработок науки, техники, технологий на всех этапах конкретного производственного феномена;

- личностная установка работника на необходимое качество производственной деятельности, ответственность, патриотизм позиции в трудовом коллективе;

- креативность, творческая опережае-мость мышления, опыта, прогнозируе-мость результата всех участников производственного процесса на всех его этапах.

Все эти условия важны и нужны каждое в отдельности. Но смысл целевой генеральной установки на эффективность места и роли каждого предприятия, учреждения в логике государственной научно-технической политики - в их органической взаимосвязи. Речь при этом идет и о взаи-

мообусловленности названных условий, и о их взаимозависимости, и о их взаимном стимулировании. Стало быть, вопрос стоит достаточно откровенно, а именно - в чем же суть, сущность, смысл самой государственной научно-технической политики в современных условиях реформирования Российского общества?

Образно говоря, этот раздел нашего политического маршрута и его ресурса есть своеобразное зеркальное отражение всего образа жизни. Государственная научно-техническая политика - это целенаправленная организованная деятельность системного типа, в которую вовлечены все социальные, производственные, личностные ресурсы общества и которая направлена на непрерывно обновляющийся статус государства на всех его хозяйственных, духовных, коммуникативных уровнях. Это система целостная, органическая, прагматическая. Ее смыслы - в результате, а не в процессе как таковом, в обеспечении благополучия общества в целом, всех социально-стратных образований и каждого гражданина в отдельности. Здесь-то и работает продукт всякого производства как его целевая прерогатива.

Наше видение государственной научно-технической политики как смыслового ядра прогресса и органической системы опирается на толкование государственности не на уровне собственности и ее финансового обеспечения, а как выражение гражданственности. Отсюда - не имеет значение, каково то предприятие, производство и т.д. по своей принадлежности, включая частный АО, СП и др. статус. Престиж один - Россия. А это значит, что заинтересованность в научно-техническом прогрессе во всех его версиях - наше общее, единое гражданское дело. Именно на этом уровне и должен быть заложен импульс роста авторитета России как державы, как единого сообщества.

Государственная научно-техническая политика как система выступает на уровне сочетания следующих функционально-ролевых позиций:

1) прогнозная общегосударственная модель развития производственно-экономического потенциала страны;

2) статусная роль производства и реализация его возможностей для роста - эко-

номического, технико-технологического, кадрового, финансового, внедренческого и т.д;

3) набор научных и научно-прикладных идей, разработок, расчетов, технико-технологических версий, реализации замыслов и проектов с опорой на дизайнерские, профессионально-этические, режимные концепции;

4) правовая база отрасли, функционирования отдельного предприятия, служб, каждого работника по вопросам их включенности в прогрессивный режим деятельности, а также закрепление перспективных правовых норм в документах Федерального Собрания РФ;

5) соотношение прогнозных режимов государственных, частных, АО, ОАО, ООО, СП и других типов предприятий на уровне общегосударственного статуса производства;

6) модель выбора мотивов разносубъ-ектного участия в ГНТП, а также его стимулирования - социального, морального, материального;

7) создание и деятельность комплекса экспертных служб контроля за эффективностью научно-технического развития производственного потенциала предприятия;

8) потенциально заложенный социальный заказ на качественный уровень кадров, в том числе среднего звена, с установкой на карьерный рост;

9) оперативная включенность системы непрерывного профессионального образования в реализацию идей и замыслов, разработок и моделей (на модульной основе) каждого из звеньев ГНТП - через:

а) учебные модули;

б) интеграцию предметов, предметных циклов, самих звеньев системы непрерывного профессионального образования;

в) творческую атмосферу ССУЗ;

10) схема выбора производственно-отраслевых приоритетов в социально-логической модели реформирования России;

11) принятие функционально-ролевой доминанты реализации интегративной модели социально-экономического обновления производственного потенциала России.

Строго говоря, все эти элементы государственной научно-технической политики РФ в большей или меньшей мере заявляют о себе. Но чаще всего какой-либо один из их набора или, в лучшем случае, небольшой комплект подменяет собой всю систему ГНТП. Действует принцип неаддитивности или эмерджент-ности, что в теории систем напрочь отметается. И сама средняя профессиональная школа как кадровый компонент ГНТП существует в разряде неаддитивного образования. Но в ней на интегративном уровне заявляет о себе признак аддитивности, цельности со своеобразным зеркальным отражением идей, ценностей, смыслов ГНТП. Именно в этом и должен состоять сущностный приоритет средней профессиональной школы. Так как же он проявляется?

Во-первых, статус СПШ приобрел в нынешних условиях другой характер, нежели он был присущ ей даже 20-30 лет назад. Особенности производственной деятельности специалиста на каждом рабочем месте вышли на уровень конструктивно-технологический, преодолев классово-пролетарский смысл. Отсюда приоритетным стало выполнение производственных, функционально-ролевых действий именно специалистов, окончивших среднюю профессиональную школу. На этом уровне и происходит та интеграция рабочего и инженерного мышления, операциональной включенности в производственный процесс, без которой идея творческого опережения нереализуема.

Во-вторых, на этом уровне более оперативно проявляется прямая и обратная связь учебной, производственной и идентификационно-деловой установки студентов ССУЗ. Действует принцип игровой включенности будущих специалистов в сложные процессы коренного обновления производства. Возникает множество ситуаций неординарности производственных решений, свойственных возрастной незащищенности, безкомплексности. Не учитывать при этом производственно-психологический фактор тоже нельзя.

Средняя профессиональная школа является относительно самостоятельным звеном системы непрерывного профессионального образования. На это звено

должна быть сделана ставка как на целесообразный компонент включенности специалистов разных уровней и профессий в государственную научно-техническую политику. Здесь - сущностный этап ее стратегии и диверсификаци-онной тактики.

Замысел Государственной научно-технической политики в СПШ просматривается в следующей логической схеме.

Первое. Квалификационная характеристика воспитанника, заложенная в его профессиограмме. В ней реально, потенциально и прогностически содержится установка на готовность трудиться в масштабе ГНТП. И при этом все зависит от того, как и что прочитать в тексте этой профессиограммы. Должна быть, несомненно, заложена опережающая перспектива.

Второе. Социально-профессионально-личностный ресурс включенности всех компонентов профессионального становления - знаний, умений, навыков, переживаний, представлений, учебных действий -через комплекс государственных образовательных стандартов по всем учебным предметам. Именно стандарт этого типа определяет, должен определять прописку каждого специалиста на маршруте ГНТП.

Третье. Динамический набор учебных предметов, создание предметных циклов, ориентированных на место и роль специалиста в системе социально-производственных отношений. Ясно, что учебный предмет, опять-таки пользуясь уже отмеченным признаком, не самоцелей. Он есть учебное воспроизводство той тезауральной научно-технической фактуры, которая заложена в базовых науках, технико-технологических изобретениях и внедренческих нормах. Это тот интеллектуальный ключ, с помощью которого происходит вхождение как ГНТП в жизнедеятельность СПШ, так и ССУЗ в режим непрерывного производственного обновления, в установку на создание высококачественного отечественного продукта производства.

Четвертое. Сочетание в каждом учебном предмете профессионально-специализированного профиля:

а) общепрофессиональных ориентации;

б) традиционных идей и профессио нальных решений;

в) углубленного раскрытия внедренческих вариантов;

г) нетрадиционных, новаторских версий опоры на научные идеи, замыслы с анализом вероятностных позитивных и негативных результатов.

На этом уровне создается, точнее, закладывается мотивационная установка на ценность выбора профессии и небанальность включенности в предстоящую трудовую деятельность.

Пятое. Гибкий набор учебных предметов общественно-гуманитарного и естественнонаучного циклов с сочетанием в отдельных их разделах и темах традиционных и нетрадиционных, новаторских идей ученых России и мира. Естественно, опорой при этом являются требования к образовательным стандартам. Но педагогическая тактика вовлекает в этом процесс творческий потенциал преподавательских кадров, способных разрабатывать и разрабатывающих оригинальные авторские факультативные курсы, спецкурсы, органично вписывающиеся и в логику ГНТП. Здесь и множественный набор педагогических технологий.

Шестое. Интегративная модель учебно-воспитательного процесса. В этом контексте в единую логику вписываются версии интеграции всех уровней подготовки (профессиональной, гуманитарной, естественно-математической), идей базовых наук и соответствующих базовых учебных предметов, ценностей и традиций из передового опыта, а также этнокультурного типа с учетом многонационального статуса нашего государства.

Седьмое. Общессузовская атмосфера творческого поиска с неординарностью замыслов и решений, вариантов и версий общественного мнения. Поддержка и стимулирование во всем множестве форм и методов, создание оригинальных творческих групп определяет тот тонус, который уже на уровне средней профессиональной школы настраивает студентов на равно-

правное участие в научно-технических изысканиях, имеющих значительный государственный смысл. При этом в равноправных условиях должны оказаться все те ССУЗ, которые отнесены и к государственному, и к негосударственному, коммерческому статусу.

Государственная научно-техническая политика в условиях Российской Федерации имеет несомненные перспективы, в первую очередь, кадрового порядка. Тот признанный потенциал, который заложен и реализуется в отечественной общеобразовательной школе, создает несравнимый интеллектуальный фонд. Все дело за тем, какую маршрутную версию выбрать и как адаптировать к ней молодых специалистов. Вот почему и сами ГНТП и СПШ не могут не выступать одна по отношению к другой иначе, чем на компонентарном уровне. И учитывать при этом следует как прямую, так и обратную связи.

К настоящему времени назревает здоровая по своему духу ситуация, когда внутри страны мы возвращаемся к рынку производственных услуг. Не торгово-коммерческих услуг челночного типа, а имеющих государственную промышленную базу. При этом следует учитывать тот бала(,с, которь;й продуктивно роднит объективный выбор социально-профессиональных ролей, а именно: производителя, потребителя и посредника. Ошибки пройденного десятилетия реформ приводят нас к тому, что в масштабе государственной научно-технической политики эти роли должны приобрести гармоничный характер сродства. И один из фокусов компонентарного типа - средняя профессиональная школа. Естественно, она не подменяет собой высшую профессиональную школу и другие звенья системы непрерывного профессионального образования. Но свой приоритет именно как активного субъекта государственной научно-технической политики она имеет, и он, несомненно, должен быть поддержан на общегосударственном уровне.

сос

ПЕД

Г.и.

Не ме

действия практики их руковс дентов. С на новый характери

• п

режим с функцион говорят i РТ не yv реформ i заведен и. някггся. < го конку сто. Pea государс

дартов С

механиз

шинстве

дентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ляющей

ма на

ССУЗ i

механи-

ние до

тельны:

специа

Центро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.