Научная статья на тему 'Средний класс в российском социальном пространстве и динамика его изменения'

Средний класс в российском социальном пространстве и динамика его изменения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1272
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средний класс / старый и новый средний класс / информациональные работники / перспективы развития нового среднего класса в регионах / middle class / old and new middle class / information workers / prospects for the development of a new middle class in the regions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шиняева Ольга Викторовна, Тихонова Юлия Алекcандровна

В условиях модернизации российского общества происходит изменение социальной структуры и состава среднего класса. Формирование информационного общества и повсеместное внедрение цифровых технологий привели к появлению новых социально-профессиональных групп работников, которых М. Кастельс обозначил как «информациональные работники». Новый тип работников начинает уверенно занимать своё место среди занятого населения. В статье выявляются «информациональные работники» на российском рынке труда, описываются их особенные качества и положение в составе среднего класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MIDDLE CLASS IN THE RUSSIAN SOCIAL SPACE AND THE DYNAMICS OF ITS CHANGES

In the context of modernization of Russian society, the social structure and composition of the middle class is changing. The formation of the information society and the widespread introduction of digital technologies led to the emergence of new socio-professional groups of workers, Which M. Castels designated as "information workers". A new type of employee is beginning to confidently take its place among the employed population. The purpose of the article is to identify "information workers" in the Russian labor market, describe their special qualities and position in the middle class.

Текст научной работы на тему «Средний класс в российском социальном пространстве и динамика его изменения»

expanding the terminology system of the specialty language and modeling various situations of intercultural interaction. Teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties is aimed at forming the ability and readiness of the future specialist to enter a different cultural and linguistic environment, successfully adapt to it using the acquired knowledge and skills and, as a result, socialization in it.

Key words: socialization, foreign language environment, communicative behavior, socio-cultural development of students, cultural and language environment, educational technologies.

Konnova Zoya Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of department, konnova71z@,gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Semenova Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical science, associate professor, galinasem27.03@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 316.343.652

СРЕДНИЙ КЛАСС В РОССИЙСКОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ДИНАМИКА ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ

О. В. Шиняева, Ю. А. Тихонова

В условиях модернизации российского общества происходит изменение социальной структуры и состава среднего класса. Формирование информационного общества и повсеместное внедрение цифровых технологий привели к появлению новых социально-профессиональных групп работников, которых М. Кастельс обозначил как «информациональные работники». Новый тип работников начинает уверенно занимать своё место среди занятого населения. В статье выявляются «информациональ-ные работники» на российском рынке труда, описываются их особенные качества и положение в составе среднего класса.

Ключевые слова: средний класс, старый и новый средний класс, информациональные работники, перспективы развития нового среднего класса в регионах.

Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в последние двадцать лет, переход к «цифровому производству» привели к изменениям структуры общества и, прежде всего, состава среднего класса. Происходит уменьшение численности основных слоев традиционного среднего класса - мелких собственников, предпринимателей, их место активно занимают топ-менеджеры, управленцы, квалифицированные наемные работники. Актуальность исследования связана с появлением в составе российского среднего класса социально-профессиональной груп-

пы, владеющей особо ценными знаниями и навыками; в условиях складывающегося информационального капитализма представители этой группы стали именоваться «информациональные работники». Какова их доля на рынке труда российских регионов? Как их можно идентифицировать? Какую часть представителей этой группы можно отнести к «новому» среднему классу?

Требуется социологическое осмысление появления новой социально-профессиональной группы в российских регионах, описание их основных характеристик и определение перспектив развития. Ценность и привлекательность идеи «срединности» объясняется тем, что «в ней воплощена идея нормы в раздираемом крайностями обществе» [4, с. 93].

Социологическая наука трактует средний класс как основу стабильного развития любого общества. Чем многочисленнее средний класс, тем стабильнее и устойчивее государство. Несмотря на различные исследования среднего класса зарубежными и российскими учеными, нет единых критериев отнесения к среднему классу социально-профессиональных групп. Объективные трудности в изучении среднего класса создает внутренняя неоднородность этой социальной группы.

Теоретическую значимость для нашего исследования представляет классовая теория К. Маркса, в которой классовый статус индивида определяется его положением в отношениях эксплуатации и обладанием экономическими ресурсами. Представители среднего класса «работают преимущественно только головой». Маркс отмечал, что «...постоянное увеличение средних классов, стоящих посредине между рабочими, с одной стороны, капиталистами и земельными собственниками, с другой - средних классов, которые во все возрастающем объеме кормятся большей частью непосредственно за счет дохода, ложатся тяжким бременем на рабочих, составляющих основу общества, и увеличивает социальную устойчивость и силу верхних десяти тысяч» [8, с. 421]. К. Маркс связывал рост численности средних классов с экономическим ростом, ростом производительности труда и последующим «возрастанием социальной стабильности». Средний или промежуточный класс интересовал К. Маркса в контексте противостояния основных классов; он может стать союзником, как капиталистов, так и рабочих. Но марксистский подход с его одномерной социальной стратификацией нивелировал значимость статусных, образовательно-профессиональных различий, что не позволило использовать его критерии для выделения среднего класса в меняющейся структуре социума.

Немецкий философ и социолог Макс Вебер под классами понимал группу людей с примерно одинаковыми жизненными шансами, включающими материальные вознаграждения, социальные и культурные возможности, которые может ожидать типичный член группы в пределах конкретного общества [7, с. 175]. По главному критерию социального неравенства - уровню дохода - М. Вебер к среднему классу относил зажиточ-

ных крестьян, ремесленников, мелких торговцев («нижние средние классы») и чиновников, специалистов, интеллектуалов («профессионалы»). Высокие рыночные позиции, по мнению ученого, могут занять те, кто обладает ценной и востребованной квалификацией: «природа современной организации государства и общества .обуславливает привилегированное положение профессиональной подготовки, а тем самым ... образованности, этого наимощнейшего элемента межсословных различий в рамках современного общества» [7, с. 71]. Веберовская многомерная стратификация общества, в основе которой находятся три критерия - собственность, престиж, власть, актуальна и значима для современного анализа функционирования среднего класса.

Французский социолог М. Хальбвакс сфокусировал внимание на том, что «во все времена, при всех состояниях цивилизации существовали не только высший и низший классы, но также один или несколько промежуточных» [12, с. 34]. Учёный к среднему клас су относил ремесленников, чиновников, служащих, работников здравоохранения. Представители среднего класса, по мнению М. Хальбвакса, оказывают влияние на жизнь общества, формируя общественное мнение и обеспечивая преемственность традиций, но «не обладают инициативной ролью в эволюции, хотя проявляют замечательную способность к сопротивлению и выживанию во время и в последствии многих кризисов и экономических преобразований» [12, с. 107].

Эвристичным, на наш взгляд, является положение М. Хальбвакса о том, что средний класс представляет «совокупность людей, которым состояние позволяет производить определенные расходы на предметы роскоши вне зависимости от того, отказываются они от некоторых полезных расходов или нет» [12, с. 286]. Социолог пришел к выводу, что основополагающей характеристикой, объединяющей всех представителей среднего класса в единую группу, является специфика их трудовой деятельности, знание и соблюдение единообразных правил и предписаний, а также наличие состояния, которое «позволяет производить расходы на предметы роскоши вне зависимости от того, отказываются они от некоторых полезных расходов или нет» [12, с. 288].

Результаты исследований американского общества социолога и антрополога Ллойда Уорнера позволили выделить в составе среднего класса актуальные для современной России сегменты - верхний и нижний средне-доходные слои. Верхний средний класс, по мнению Уорнера, состоит из собственников и профессионалов, которые обладают меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, при этом они активно участвуют в общественной жизни и проживают в благоустроенных районах: руководители коммерческих структур, научная элита и высокооплачиваемые профессионалы [11, с. 45]. Нижний средний класс наполняют государственные чиновники среднего и низшего звена, квали-

фицированные служащие, мелкие предприниматели, торговцы, фермеры, «белые воротнички», имеющие среднее образование. К критериям идентификации среднего класса Уорнер отнёс: 1) значительный уровень дохода и объем имущества; 2) относительная личная автономия, инициативность и высокая экономическая активность; 3) наследуемый культурный капитал, получение хорошего образования; 4) высокая оценка семьи как ценности [11, с. 47].

Идея выделения в составе среднего класса «новых» слоев принадлежит американскому социологу Алвину Гоулднеру. К ним ученый отнес лиц, у которых наличие интеллектуального капитала доминирует над материальным. Среди «новых» слоев А. Гоулднер выделил техническую интеллигенцию и интеллектуалов, характерными чертами которых являются культурный капитал (знания и квалификация) и культура критического дискурса (особая речевая общность). А. Гоулднер приходит к выводу, что старый средний класс является ревнителем устоев, а новый - двигателем прогресса [16, с. 52]. По мнению ученого, данные группы находятся в конфликтных отношениях, поскольку представители «старого» среднего класса, контролируют общественную экономику. Э. Гоулднер утверждает, что «новый класс представляет собой мировой исторический феномен, развитие данного класса происходит во всех странах мира, независимо от их общественной системы и экономического уровня: как в странах позднего капитализма, так и в государствах авторитарного социализма» [16, с. 713].

Развивая принцип деления состава среднего класса на старый и новый, Энтони Гидденс уточнил состав этих сегментов для позднего индустриального и переходного общества: высший слой нового среднего класса включает менеджеров, экспертов в фирмах и высококвалифицированных специалистов, пользующихся некоторой степенью автономии и привилегиями; к низшему слою относятся учителя, врачи, офисные служащие [3, с. 116]. Ученый акцентировал внимание на сокращении численности старого среднего класса (класса собственников) и росте доли нового среднего класса. Значимым для решения нашей задачи является положение Э. Гидденса о роли культурно-профессионального ресурса наемных работников: в условиях рынка превышение спроса над предложением ведет к росту влияния его человеческого потенциала; чем дефицитнее специалист (больше опыт, лучше образование, репутация), тем больше желающих его нанять, тем больший предлагается денежный доход.

По мнению Э. Гидденса, средний класс Великобритании конца ХХ -начала XXI веков можно поделить на следующие категории. Первая - старый средний класс - включает в себя мелких предпринимателей: собственников небольшого бизнеса, владельцев частных магазинов и маленьких фермерских хозяйств. Данная категория характеризуется непостоянством численности; «это является результатом того, что постоянно происходит процесс выбывания разорившихся предпринимателей, который

уравновешивается притоком новых людей, желающих попробовать свои силы в собственном бизнесе» [3, с. 119].

Вторая категория - «новый средний» класс; состоит из высокооплачиваемых наемных работников, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и специалистов, работающих в сфере крупного бизнеса, являющихся высококлассными специалистами. Низший слой нового сегмента является более гетерогенной группой, включает конторский персонал, продавцов, учителей, медсестер. У большей части низшего среднего класса социальные и политические позиции близки к позициям «синих воротничков» [3, с. 121]. Сделанные в работах ученого выводы весьма актуальны для анализа среднего класса современного российского общества.

Активное внедрение цифровых технологий в различные сферы экономики и социальной жизни заставило социологов внести коррективы в критерии идентификации нового среднего класса. По мнению представителя символического направления, социолога М. Кастельса, культурный капитал является главной отличительной особенностью среднего класса; он же становится причиной образования в структуре среднего класса новых социальных групп - «информациональных работников» [5, с. 500]. Это высокоэффективные работники, занятые, по мнению учёного, в сферах «soft-tech» и «hi-tech», банковских, финансовых, страховых услуг, в сфере СМИ. Ученый поясняет, что его термин «информациональные работники» указывает на современный атрибут специфической формы социальной структуры, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными критериями получения особого социального статуса.

М. Кастельс акцентирует внимание на процессе нисхождения традиционного нового среднего класса, теряющего устойчивые позиции на своих сегментах рынка труда. Основным компонентом новой системы стратификации ученый называет обладание информационными компетенциями и интернет-грамотностью. Существовавшая ранее социальная противоположность владельцев способов производства и наемных работников дополнилась разделением на «интернетимущих» и «интернет-неимущих». Кастельс выделяет следующие критерии принадлежности к информациональным производителям: 1) образование и объем интеллектуального капитала; 2) уникальные знаниям и умения, которым соответствуют уникальные по размерам доходы; 3) специфические позиции информа-циональных производителей в системе трудовых отношений, связанные с их положением в системе производства.

Ученый подчеркнул две базовые составляющие сформулированных им критериев идентификации нового среднего класса: человеческий капитал и мотивация в профессиональной деятельности. В человеческом ка-

питале информациональных работников М. Кастельс особо отмечает наличие теоретической и практической подготовки, опыт работы по профессии, знание ИКТ, здоровье. Мотивация этих работников в профессиональной деятельности характеризуется установками на постоянное повышение квалификации, решением нестандартных и творческих задач, реализацией своего профессионального потенциала, ориентацией на материальные стимулы и престиж [5, с. 524].

Адаптации критериев идентификации среднего класса в российском социуме и выделении новых среднедоходных групп посвящены работы отечественных ученых, появившиеся в последние 15 лет.

Е. М. Аврамова, осуществив исследование российского среднего класса в «эпоху Путина», пришла к выводу, что в качестве основных критериев его выделения в социальной структуре выступают самоидентификация, материальное благосостояние и наличие высшего образования [1, с. 31]. Автор также подчеркивает: характеристикой среднего класса выступают успешная адаптация к меняющимся рыночным экономическим условиям и способность к освоению инноваций. Е.М. Авраамова формулирует следующий методологический подход: «средний класс может быть идентифицирован на основе совокупности взаимообусловленных и взаимоувязанных признаков», на основе уровня сформированности этих признаков в составе среднего класса следует выделять «идеальный средний класс» и «прото-средний класс».

Большую роль в процессе изучения критериев среднего класса и их применения в прикладном аспекте сыграли работы Л.А. Беляевой. На основе сочетания таких характеристик как уровень материального обеспечения, уровень образования, характер самоидентификации автор выделяет три сегмента: идеальный средний класс, российский средний класс, средние массы (те, кто на основании самоидентификации отнес себя к среднему слою, являлся средним по уровню жизни и считал, что живет, как все) [2, с. 5]. Принадлежность к российскому среднему классу характеризуется такими показателями перечисленных ранее критериев: достаточность финансового обеспечения (при этом сложность вызывает приобретение дорогостоящих предметов), среднее и высшее профессиональное образование, средний уровень самоидентификации. Эту модель автор считает наиболее подходящей для выявления типичного представителя среднего класса в российском обществе. Идеальный средний класс - это малочисленная группа, которая по своим характеристикам наиболее соответствует представителям среднего класса. Типичный представитель идеального среднего класса проживает в мегаполисах и крупных городах, занимает верхний уровень в социальной иерархии; преобладают в его составе предприниматели, бухгалтеры и финансисты. Численность среднего класса в России, по мнению Л. А. Беляевой, на

середину первого десятилетия XXI века составляла чуть более 20 % населения [2, с. 12].

З.Т. Голенкова утверждает, что реальный средний класс находится на пересечении трёх признаков: наличие занятости, уровень дохода, самоидентификация; иначе при наличии только одного или двух критериев можно выделить лишь потенциальный средний класс [4, с. 93]. Исследования российского среднего класса, проведенные под эгидой Института социологии РАН, позволили выделить следующие признаки среднего класса: материальная обеспеченность, социально-профессиональный статус, самоидентификация. К началу второго десятилетия XXI века в российской социологии было принято следующее определение: «средний класс - это совокупность разнородных групп, каждая из которых выделена по определённому критерию; они пересекаются, но не совпадают». К основным характеристикам среднего класса были отнесены: особый стиль жизни и досуга, экономическая активность, активность в предпринимательской деятельности, тяготение к негосударственному сектору экономики, освоение инновационных практик.

Социологические исследования в регионах России были направлены на апробацию общероссийских критериев выделения среднего класса и описание состава среднедоходных групп в территориях с разным уровнем и структурой экономического развития. Исследования, проведенные в регионах Поволжья, выявили следующие особенности: комплексное влияние макро- и мезофакторов обусловили структурные (половозрастные, поселенческие, социально-профессиональные) и поведенческие особенности среднего класса в разных регионах [14, с. 146]. К общим чертам регионального среднего класса в России следует отнести: преобладание мужчин (кроме малых городов, где весомо представительство женщин), высокий образовательный уровень, территориальное размещение в крупном городе или региональном центре. При этом существенные различия развитии регионов определяют особенности состава среднего класса на данной территории.

Средний класс, к примеру, экономически развитого региона, Самарской области, - это «молодые профессионалы», занятые преимущественно в сфере услуг и отличающиеся высоким уровнем образования, мотивированные на быстрый карьерный рост, потребление и активный досуг. Средний класс региона со средним уровнем экномического развития, Ульяновской области, - это «руководители и предприниматели»; уровень образования как капитал приносит им дивиденды только в зрелом возрасте, вкупе с руководящей должностью и собственным бизнесом. Поведение этого типа имеет более традиционный характер.

Исследователи пришли к важному выводу: различия в региональных среднедоходных группах не столько в количестве (средний

класс составил 22-24 % в каждом регионе), сколько в качестве его состава. Чем выше уровень социально-экономического развития региона, тем выше доля «ядра» в его составе - сегмента с максимальной концентрацией признаков (табл. 1). «Именно этот сегмент среднего класса демонстрирует максимальную стабильность и единство образа жизни на уровне повседневных практик - получения дохода и распоряжения им, потребления, досуга» [14, с. 147].

Таблица 1

Демографический состав среднего класса в регионах с разным

уровнем развития, в % (п=1310)

Условия Самарская область, п=730 Ульяновская область, п=580

Всего Ядро Резерв Периферия Всего Ядро Резерв Периферия

Пол

Мужской 55 66 52 52 55 56 59 54

Женский 45 35 47 49 45 44 41 46

Возраст

25-29 лет 15 22 19 9 21 17 29 19

30-39 лет 35 43 42 29 33 32 34 33

40-49 лет 27 17 19 29 22 34 18 19

50-59 лет 23 18 20 33 24 17 19 29

Итого 100 100 100 100 24 100 100 100

На дальнейшее формирование российского среднего класса оказал влияние мировой кризис 2014 года, еще сильнее обозначив в нем два разных сегмента: 1) ядро - «относительно устойчивое социальное образование, ярко выражающее его качественные особенности»; 2) периферия этого класса - «группа, в которой свойства, характерные для ядра постепенно ослабевают, а люди входящие в нее, характеризуются гораздо меньшей устойчивостью их положения в составе среднего класса» [9, с. 3]. При выделении среднего класса в посткризисной России социологи конкретизировали критерии его идентификации: уровень образования (наличие, как минимум, среднего специального образования), профессиональный статус, отражающий нефизический характер труда, уровень благосостояния (показатели среднемесячных душевых доходов не ниже медианных значений для данного типа поселений или количество имеющихся товаров длительного пользования не ниже медианного значения по населению в целом), самоидентификация (интегральная самооценка индивидом своего статуса в обществе) [9, с. 16-17].

В современной России доля среднего класса обусловлена подходом, который применяется для составления методики определения его границ. Наиболее оптимальным является подход, согласно которому под средним классом подразумевается социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, способная удовлетворить широкий круг своих материальных и социальных потребностей. В силу этого данная социальная группа способна выполнять положительные социальные, экономические, культурные функции в обществе [10, с. 228].

Новые исследования Института социологии РАН отметили возрастающую роль научно-информационной революции, требующей увеличения роли и численности специально подготовленных работников. Авторы спрогнозировали появление новых сегментов в составе среднего класса, среди которых будут люди с высоким уровнем знаний и навыков, обладающих властью над технологическими процессами первичного, вторичного и третичного секторов производства. «Информациональный работник -это будущая сердцевина и рабочего класса, и интеллигенции, и крестьянства, но наиболее массовым и востребованным он должен стать именно для среднего класса. Экономические, технические, культурные основания для этого в современной России уже есть, но они еще не собраны воедино, они еще не стали, а только становятся «движущей силой» экономических укладов» [6, с. 54]. Будущее среднего класса, по мнению В. Колбановского и Э. Вильховченко, - это увеличение доли «людей знаний» - высокообразованных работников в сфере бизнеса, науки, культуры и других областей, опирающихся на специальные знания и информацию с привлечением информационных технологий [6, с. 56].

О. И. Шкаратан, проанализировав российский средний класс, выделил «информациональных работников» как основную часть нового среднего класса и описал характерологические особенности его представителей [15, с. 6]. Автор описал следующие критерии для выделения «информаци-ональных работников»: «наличие особенно ценных для экономики и общества знаний и навыков, в частности навыков работы с ИКТ, постоянное повышение квалификации и обновление багажа знаний, способность работника самостоятельно ставить себе задачи, переключаться на различные виды деятельности» [15, с. 9]. Сочетание этих критериев дает возможность работнику не только комбинировать решение проблем на основе известных решений и подходов, но и предлагать что-то радикально новое. Эти способности отличают информационального работника от обычного специалиста, делающие первого особо ценным для фирмы, национального и международного рынка труда.

Критерии изучения и выделения «информациональных работников» основываются на свойствах человеческого капитала: наличии уникальной теоретической и практической подготовки, опыте работы по профессии, знаниях ИКТ, здоровье; инициативной мотивации в профессиональной де-

ятельности. А. Б. Чернышев в рамках исследования «Социальная диагностика и социотехническое прогнозирование инновационного развития экономики» пришел к выводу, что «становление этой группы работников в социально-профессиональной структуре российского общества следует изучать с позиций механизма регуляции как отношений внутри организаций-производителей информационных продуктов, так и отношений этих организаций с внешней средой, куда входят потребители информационных услуг и продуктов. Совокупность внутренних и внешних причин процесса определяет противоречивый процесс институционализации ИТ-отрасли и трудности формирования соответствующей социально-профессиональной страты [13, с. 86].

Выявлению в составе среднего класса «информациональных работников», описанию их образа жизни мы посвятили собственное социологическое исследование «Социально-профессиональное поведение и перспективы развития информациональных работников» (2019г.). Выборка составила 540 работников, проживающих в Ульяновской области и занятых информационной деятельностью в различных сферах экономики, профессионально владеющих информационно-коммуникационными технологиями.

Анализ первичной информации позволил выделить следующие характеристики информациональных работников в регионе.

Социально-демографические характеристики.

Удельный вес женщин и мужчин среди «информациональных работников» примерно одинаковый (51 и 49 %). Подавляющее большинство работников - люди среднего возраста от 31 года до 50 лет (54 %); значительную часть составляют молодые люди в возрасте от 21 года до 30 лет (33 %). Более половины семей информациональных работников состоят только из взрослых людей трудоспособного возраста (56 %); у трети семья включает родителей и детей дошкольного и школьного возраста.

Социально-профессиональные качества.

Большинство работников информационной сферы имеет преимущественно одно место регулярной работы (73 %). Они заняты в разных сферах экономики: информационные и компьютерные технологии - 33 %; наука, образование - 25 %; промышленность и строительство - 21 %; финансы, кредитование и страхование - 7 %; реклама, копирайтинг, журналистика - 5 %; гостиничный бизнес, туризм, переводы - 4 %; связь, маркетинг - 4 %. Сферы деятельности в основном относятся к приватизированным, акционерным предприятиям - 64 %, реже - к государственным, муниципальным учреждениям - 36 %. Удельный вес рядовых работников (63 %) значительно превышает удельный вес руководителей среднего звена (27 %) и руководителей организаций (10 %).

Несмотря на занятость в данный момент, не все информациональ-ные работники уверены успешном трудоустройстве по своим предпочтениям в будущем: только каждый 10-й из них обладает высокой уверенно-

стью (10 %); половина - средней; более трети - не уверены в успешности своего трудоустройства по сформированным критериям (39 %). Выявлена закономерность: чем выше уровень дохода работников, тем больше среди них уверенных в своем профессиональном будущем (табл. 2).

Таблица 2

Уверенность информациональныхработников в возможности найти работу по желаемым требованиям, в % (п=540)

Пол Возраст Среднемесячный доход на одного

«Какова возможность члена семьи

найти работу, отвечающую Вашим требованиям?» Всего Мужской Женский 21-30 31-40 41-50 51 и старше до 30 тыс. руб. до 45 тыс. руб. до 60 тыс. руб. более 60 тыс руб

Уд. вес в выборке 100 49 51 31 28 26 13 21 42 25 12

Высокая 10 12 9 9 9 13 11 4 8 17 36

Средняя 51 54 49 56 57 40 46 48 61 45 47

Низкая 35 30 39 32 30 41 39 47 28 36 11

Затрудняюсь ответить 4 5 3 3 4 6 4 1 3 2 6

По мнению участников опроса, профессиональная деятельность должна соответствовать следующим критериям: обеспечивать высокий доход (82 %), хорошие условия труда (56 %), должна быть интересной и творческой (49 %) и обеспечивать возможность профессионального роста (34 %). Очевидно, что по ценностным ориентациям не все представители информационных профессий являются идеальными информациональными работниками.

Социокультурные качества.

Большинство респондентов имеет высшее образование (78 %) и владеет навыками информационно-коммуникационных технологий (82 %). Но уровень владения разный: 41 % - активные пользователи, которые работают с готовыми программами; 19 % - программисты, разрабатывающие прикладные программы; 15 % - программирующие пользователи, способные внести изменения в действующие программы; 7 % - системные администраторы, которые обеспечивают работу всех уровней.

Представители «нового» среднего класса заинтересованы в повышении своих знаний и навыков посредством самообразования; только пятая часть (18 %) никак не пополняют свои знания. Основными способами повышения квалификации информациональных работников являются приобретение практических навыков в новых видах деятельности (41 %), само-

образование в Интернете: повышение эрудиции, кругозора, компьютерной грамотности, изучение инностранных языков (табл.3).

Таблица 3

Способы пополнения знаний и повышения квалификации информациональными работниками разного статуса, в % (п = 540)

Должность

ПАРАМЕТРЫ Всего Рядо- Руководитель Руководи-

вой работ- среднего тель органи-

ник звена зации

Удельный вес в выборке 100 63 26 10

Учились в вузе, аспирантуре 19 20 15 26

Переподготовка по новой специальности 19 20 16 19

Дополнительное образование по старой специ- 31 35 23 39

альности

Поиск новой литературы, приобретение новых 34 30 41 46

навыков

Совершенствовали навыки работы на компьюте- 28 27 31 41

ре

Изучали иностранные языки 22 17 30 37

Переход к новым видам деятельности 41 34 50 70

Частные уроки для повышения ценности как работника 19 17 19 37

Никак 18 17 17 19

Примечание: ответы на вопрос многовариантны, поэтому сумма больше 100%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рядовые информациональные работники, доля которых составляет почти две трети, в 1,5-2 раза реже уделяют время и вкладывают средства в пополнение своих знаний, повышение квалификации; особенно посредством таких форм как освоение новых видов деятельности (34 % среди рядовых работников и 70 % среди руководителей); поиск новой литературы, приобретение других навыков (30 и 46 % соответственно); изучение иностранного языка (17 и 37 %); совершенствование навыков работы на компьютере (27 и 41 %). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что информациональные работники, имеющие высокий профессиональный статус, более уверенно чувствуют себя в профессии и жизни благодаря пополнению своего человеческого и культурного капитала.

Социально-экономические качества.

Среднемесячный доход на одного члена семьи у двух третей соответствует базовому и среднему уровням; пятая часть - малообеспеченные. Только восьмая часть (12 %) имеет доход выше среднего уровня - более 60 тыс. рублей на одного члена семьи. Более высокий уровень дохода информацио-нальных работников в ИТ-организациях, предприятиях промышленности и

строительства. Из-за недостаточных доходов по основному месту работы почти треть респондентов вынуждена находить дополнительные заработки.

За последние три года 65 % опрошенных смогли отложить деньги на будущее; но при этом 6 0% считают, что жизнь в регионе и стране ухудшилась. Большинство респондентов живут со своими семьями в собственной квартире типового дома (75 %), четверть работников информационной сферы проживают в собственной квартире в доме улучшенной планировки или в собственном доме. Работники информационной сферы предпочитают на свободные деньги покупать дорогостоящие предметы длительного пользования (44 %), путешествовать - 42 %, вкладывать в банк с целью получения выгодных процентов - 35 %.

Треть респондентов свободные денежные средства тратят на обучение свое или своих детей; еще треть респондентов откладывают деньги на «черный день». Среди популярных платных услуг, которыми пользуется большинство респондентов: медицинские, образовательные, транспортные, услуги косметолога и ветеринара. Качество жизни представителя нового среднего класса напрямую связано с уровнем его среднемесячного дохода. информациональный работник среднего и высокого уровня доходов активно пользуется различными видами платных услуг, которые поддерживают его здоровье, красоту и возможности самообразования.

Однако не все информациональные работники занимают активную позицию в сфере социальной адаптации: стремятся мобилизоваться, стать активнее, использовать доступные ресурсы, чтобы решить возникающие проблемы около половины данной профессиональной группы (48 %); другие либо сохраняют достигнутое (30 %), либо ждут, что ситуация изменится сама (22 %). Выбранная стратегия поведения влияет на социальное самочувствие работников: чем выше адаптивная активность, тем больше социальный оптимизм (рисунок).

60 50

Улучшилась Не изменилась Ухудшилась

■ Мобилизоваться, стать активнее

■ Ничего конкретного не предпринимать, ситуация сама изменится

■ Делать все, чтобы сохранить достигнутое

Социальное самочувствие информациональныхработников в зависимости от типа социально-экономической адаптации, в % (п = 444)

Итак, информациональные работники только начинают занимать свою нишу в среднем классе России и, особенно, в социальных структурах российских регионов. Результаты исследования показали, что из тех работников, которые отнесены к информациональным, к ядру нового среднего класса можно отнести только третью часть. Еще 40 % можно отнести к резерву среднего класса; они имеют высшее образование, владеют профессионально ИКТ, занимают должность специалиста или руководителя отдела и относят себя к среднему классу, но по уровню доходов и расходов, активности в самообразовании не соответствуют ядру среднего класса.

В регионах России активно реализуется национальная программа «Цифровая экономика», направленная на развитие информационной инфраструктуры, кадров для цифровой экономики, информационной безопасности, цифровых технологий производства и управления, в реализации которой главенствующую роль играют информациональные работники. Данное обстоятельство является позитивным фактором, который потребует роста не только количества работников информационной сферы, но и их качественных характеристик. Важное значение имеет мониторинг воспроизводства нового среднего класса в регионах с разным уровнем социально-экономического развития, его пополнения за счет информацио-нальных работников.

Список литературы

1. Авраамова, Е. М. Средний класс эпохи Путина // Общественные науки и современность. 2008. №1. С.2-36.

2. Беляева Л. А. И вновь о среднем классе // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 3-13.

3. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 9. С. 112-123.

4. Голенкова З.Т. Социальные параметры формирования среднего класса (к методологии анализа) // Россия реформирующаяся. Вып. 7. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С.93-100.

5. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

6. Колбановский В.В. Средний класс - социальная реальность, «Класс на бумаге» или «Обман трудящихся»? // Социологические исследования. № 2. 2013. С.42-57.

7. Вебер М. Избирательное право и демократия в современной Германии / Вебер М. Политические работы (1895-1919). М.: Праксис, 2003. 424 с.

8. Маркс К. Теории прибавочной стоимости / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1960. Т. 26. Ч. II. 703 с.

9. Тихонова Н.Е. Влияние кризиса на жизнь российского среднего класса // Общественные науки и современность. 2016. № 4. С.1-18.

10.Тулина Т.М. Количество среднего класса в России и Вологодской области по параметру доход в соответствии с различными методиками // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 5. С. 228-232.

11. Уорнер Л. Социальный класс и социальная структура // Рубеж.

1999. № 10. С. 42-52

12. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. СПб.: Алетейя,

2000. 509 с.

13.Чернышев А.Б. Информациональные работники в структуре управления отечественных компаний // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 85-92.

14. Шиняева О. В., Власова Е. М. Средний класс в социальной структуре региона. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 171 с.

15. Шкаратан О.И., Инясевский С. А., Любимова Т.С. Новый средний класс и информациональные работники на российском рынке труда // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С.5-27.

16. Gouldner, A. W. The Future Of Intellectuals And The Rise Of The New Class / A. W. Gouldner. New York : Seabury, 2000. 768 p.

Шиняева Ольга Викторовна, д-р социол. наук, проф., olsesaramhler.ru, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет,

Тихонова Юлия Александровна, аспирант, iulie55584 amail.ru, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет.

THE MIDDLE CLASS IN THE RUSSIAN SOCIAL SPACE AND THE DYNAMICS OF

ITS CHANGES

O. V. Shinyaeva, J. A. Tikhonova

In the context of modernization of Russian society, the social structure and composition of the middle class is changing. The formation of the information society and the widespread introduction of digital technologies led to the emergence of new socio-professional groups of workers, Which M. Castels designated as "information workers". A new type of employee is beginning to confidently take its place among the employed population. The purpose of the article is to identify "information workers" in the Russian labor market, describe their special qualities and position in the middle class.

Key words: middle class, old and new middle class, information workers, prospects for the development of a new middle class in the regions.

Shinyaeva Olga Viktorovna, professor, doctoral of sociological sciences, olses@ramhler.ru, Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk state technical University,

Tikhonova Yulia Aleksandrovna, postgraduate, iulie55584 a mail.ru, Ulyanovsk state technical University, Ulyanovsk, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.