Научная статья на тему 'Средний класс как Социальная основа воспроизводства качественного трудового потенциала'

Средний класс как Социальная основа воспроизводства качественного трудового потенциала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3222
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кижеватова Валентина Александровна

В данной работе раскрываются проблемы исчисления и формирования российского среднего класса. Показано, что средние классы благополучнее в материальном положении, обладают высокой социально-экономической активностью, квалификацией и инновационным поведением, в большей части являются трансляторами ценностей общества и культуры, закрепляют достигнутые рубежи и воспроизводят достижения в следующих поколениях. Именно по этим признакам средние классы являются социальной основой воспроизводства качественного социально-трудового потенциала общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средний класс как Социальная основа воспроизводства качественного трудового потенциала»

УДК 04.51.31

В. А. Кижеватова

СРЕДНИЙ КЛАСС КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ВОСПРОИЗВОДСТВА КАЧЕСТВЕННОГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

В данной работе раскрываются проблемы исчисления и формирования российского среднего класса. Показано, что средние классы благополучнее в материальном положении, обладают высокой социально-экономической активностью, квалификацией и инновационным поведением, в большей части являются трансляторами ценностей общества и культуры, закрепляют достигнутые рубежи и воспроизводят достижения в следующих поколениях. Именно по этим признакам средние классы являются социальной основой воспроизводства качественного социально-трудового потенциала общества.

Современное общество стало таким только после создания многочисленного и компетентного среднего класса.

А. Тойнби

Процессы трансформации общественной системы, приведшей к резкой дифференциации доходов населения и расслоению общества по социальным признакам, обратили внимание российских исследователей на поиски элемента устойчивости и прогресса в социальной структуре общества. Появление мощного среднего класса, осуществляющего функции экономического донора и стабилизатора общества, многие исследователи рассматривают в качестве критерия эффективности реформ и залога социальной, экономической и политической стабильности. С другой стороны, в сложной демографической ситуации средний класс выступает базой воспроизводства населения с более высоким потенциалом здоровья, образования, квалификации, инноваций и адаптационными ресурсами и поэтому служит основой формирования качественного трудового потенциала социума.

Разные ученые выдвигают на первый план различные критерии выделения среднего класса: среднедушевой доход (М. Воейков, И. Качалов, И. Березин и др.); самоидентификацию (Г. Дилигенский и др.); «средин-ность» в социальной структуре (З. Голенкова и др.); комплекс признаков (Т. Малева, М. Горшков, Н. Тихонова и др.) и т.д. По мнению В. Радаева, средний класс - это новый для России социальный миф, нужный как показатель хода реформ.

В работах Е. М. Аврамовой (1999), Л. А. Беляевой (1998), З. Т. Голенковой (1998) средний класс рассматривался как элемент новой системы стратификации. Представление о среднем классе как о новом явлении социальной структуры, появившемся в первую очередь благодаря экономическим и социальным реформам, находит отражение в трудах Т. И. Заславской, В. В. Радаева, Р. В. Рыбкиной, Б. В. Сазоновой и других исследователей, посвященных трансформации российского общества. Средний класс как агент технологического и социально-экономического прогресса обозначен в работах Т. За-

славской, Р. Громовой, М. Горшкова, Н. Тихоновой и др. Е. Аврамова характеризует данную социальную группу как экономического донора.

Изменения в социальной структуре, сформировавшие новый средний класс на Западе, связаны с усилением роли управленческого труда и повышением значения высшего профессионального образования. Эти процессы сопровождались ростом числа профессий: удельный вес рабочих профессий уменьшался, росло число управленцев, работников квалифицированного труда, преимущественно умственного. Средние слои на Западе по численности значительно превысили рабочий класс и включают в основном профессиональных, управленческих, административных работников.

Было выделено (Т. Батлер, М. Манн) пять теорий, осмысливающих положение средних групп: эти группы располагаются внутри рабочего класса (такой подход является выводом из ортодоксального марксизма); средние группы - часть правящего буржуазного или капиталистического класса; рассматриваемые образования занимают двойственное, противоречивое классовое положение; этот слой состоит из ряда составляющих, поскольку различные средние группы попадают в различные классы - наиболее распространенный взгляд (Р. Дарендорф); рассматриваемые группы составляют отдельный средний класс (Э. Гидденс) [1, с. 149].

Под средним классом (определение Ф. Симиана) следует понимать «устойчивую категорию людей, взятых вместе с семьей, имеющих доходы, часто земельное владение среднего уровня, группу, занимающую промежуточное положение между высшим социальным классом и классом рабочих и служащих» [2, с. 183].

Новый средний класс - класс носителей знаний, специалистов высокой квалификации и управленцев - начинает складываться с развитием технологии производства, усложнения управления.

Понятие «новый средний класс» было дано Э. Ледерером на основании социальной оценки, базировавшейся, прежде всего, на самоидентификации и мнении других граждан [2, с. 91].

Для структуры российского общества, наоборот, интеллигенция составляет старый средний класс, а малые предприниматели и фермеры для российской экономической и социальной структур являются относительно новыми.

Понятия «средний класс» и «средние классы» являются синонимами. Однако исследователи, считающие более правильным выражение «средние классы» (П. Сандерс, Л. Беляева), подчеркивают неоднородность их состава.

В современных развитых обществах социальную структуру схематически можно представить в виде эллипса, верхнюю и нижнюю части которого образуют, соответственно, элита и бедные слои, а промежуточную, значительно превосходящую их по численности, - средний класс. В социальной структуре формируется широкий средний социальный слой как следствие преодоления полярности, сокращения пределов социальной дифференциации.

Другой тип социальной структуры может быть представлен в виде пирамиды, верхушку которой образуют олигархические элиты, а основание - бедные и беднейшие слои.

Концентрация власти и собственности у элиты препятствует взаимодействию между элитой и остальными стратами, что приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает,

что средний класс немногочисленен, и верхи лишены каналов связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует конфликтам.

Закономерна и тенденция расширения границ среднего класса, хотя постепенный охват им всего общества невозможен, в силу процессов дифференциации, которые происходят и в среднем слое. По разным данным, средний класс на Западе включает от 50 до 75% занятых [3, с. 49].

Можно сказать, что за рубежом различные показатели выделения среднего класса (уровень дохода, образования, должностного положения, самоощущения) тесно связаны: люди с высшим образованием обладают высокой конкурентностью на рынке труда и в других экономических сферах, имеют высокий доход и, как результат, высоко оценивают свой статус в обществе. Неслучайно преобладающим подходом в современной западной науке является стратификация, основанная на применении критерия уровня материальных активов.

Обладание значительным размером богатства (все виды активов: наличные, сбережения, акции, собственность и т.д.), переходящего из поколение в поколение, является главной характеристикой верхнего класса.

Средний класс состоит в основном из людей, занимающих «беловоротничковые» должности и имеющих доход. В понятие «доход» включаются заработная плата и оклады людей наемного труда, а также деньги, получаемые от инвестирования.

Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы». Профессионалами за рубежом называют людей, имеющих университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к категории самозанятых - работающих на себя, т.е. имеющих свою практику, свое дело. Это юристы, врачи, преподаватели. Доходы и стиль жизни верхнего среднего класса приближаются к аналогичным показателям высшего класса.

В средний слой среднего класса входят так называемые «специалисты». Само понятие «специалист» предполагает, как минимум, образование в объеме колледжа.

В нижний средний класс входят малоквалифицированные служащие, технические работники и клерки, занятые исполнительским канцелярским трудом, а также мастера в цехах.

Представители высших секторов среднего класса, в особенности профессионалы и менеджеры высокого звена, в отличие от обычных «беловоротничковых» служащих, имеют более высокий уровень оплаты труда, обладают большей независимостью и определенной степенью контроля над другими работниками, а также возможностью использовать их квалификацию, что объединяет их с высшим классом работодателей.

Однако помимо определенных критериев отнесения к среднему классу выделяются наиболее общепризнанные характеристики средних классов развитых обществ Запада: средний класс - это сравнительно высоко обеспеченная часть общества, владеющая собственностью, обеспечивающей экономическую независимость, свободу выбора поля деятельности и пр. Высокое качество жизни, удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем обусловливают заинтересованность среднего класса в сохранении со-

циального порядка, придавая ему функцию социального стабилизатора общества; средний класс - это элемент социальной структуры, сосредотачивающий в своих рядах наиболее квалифицированные кадры общества, отличающиеся высоким профессионализмом, значительным деятельностным потенциалом, гражданской активностью. С другой стороны, социологи подчеркивают высокий социальный престиж среднего класса и выполнение им функции агента технологического и социально-экономического прогресса; в этом смысле средние классы выступают основными носителями, с одной стороны, общественных интересов, а с другой стороны - национальной культуры. Они распространяют образцы собственной культуры на выше и ниже стоящие слои общества, по этой причине средний класс выступает в роли культурного интегратора общества [4, с. 472; 5, с. 6].

С экономической точки зрения, средний класс - это основной налогоплательщик, внутренний экономический инвестор, т. к. «экономический тип поведения представителей среднего класса ориентирован на рыночную форму ведения хозяйства, где постоянно происходит оценка профессиональных качеств». С политической точки зрения, средний класс определяет электоральные предпочтения и ценностные ориентации общества. Политические ориентации определяются демократическими принципами, законопослушностью и требованиями к соблюдению прав человека. В сфере семейных отношений средние классы - проводники ценностей традиционной семьи. С демографической точки зрения - это основа воспроизводства населения с более высоким потенциалом здоровья, образования, квалификации, адаптационными ресурсами.

Подчеркивается (М. Хальбвакс), что хотя средние классы и не обладают инициативной ролью в эволюции, но проявляют способность к сопротивлению и выживанию во время многих кризисов и экономических преобразований, которые являются для них тяжелым испытанием [6, с. 107].

Средний класс как социальное образование обладает определенным запасом прочности. Он более адаптирован, чем другие слои общества, у него менее «рисковый» капитал, чем у богатых, имеется интеллектуальный ресурс выживания и развития, которого лишены малоквалифицированные слои [7, с. 13-22].

Все эти обстоятельства дают основания считать средний класс своеобразной основой для формирования качественного трудового потенциала.

В современных обществах с рыночной экономикой существует принципиальная открытость среднего класса, широкая возможность проникновения в него представителей других групп общества. С социологической точки зрения, средний класс являет собой своего рода перекресток социальной мобильности. Выходцы из средних слоев пополняют собой и рабочий класс, и буржуазию; в свою очередь, в среднюю часть общества непрерывно вливаются люди снизу, сумевшие преодолеть социальные барьеры и добиться лучшей личной судьбы, и неудачники сверху. Подвижность, переменчивость, мобильность средних слоев в сочетании с их политическим и экономическим весом делает их предметом постоянного внимания.

Стремление занять высокую позицию в обществе, удержаться и найти в нем место детям является стимулом для настойчивой и высокоэффективной работы. Представители нового среднего класса не могут передать свой статус детям через механизм наследования. Их капитал - это образо-

вание, опыт, навыки. Они могут обеспечить наследование детьми этого капитала, только дав им образование, которое становится своеобразным «ваучером». В этом и состоит особенность среднего класса, что самой большой статьей его расходов является образование, хотя он знает, что прямых дивидендов с подобного капиталовложения не получит, так писал Дж. Оруэлл о среднем классе в сочинении «Англичане».

Границы среднего класса - это динамические границы; он в своем временном развитии то сжимается, выбрасывая из себя индивидов и группы, то вбирает в себя новые группы и людей, выходящих по социальнопрофессиональным или экономическим причинам из классов, между которыми он «расположен». Так, в его «постиндустриальной» структуре традиционная компонента малосущественна и не определяет его облик и роль в обществе.

История европейских государств, США, развитие новых индустриальных стран (Бразилия, Мексика, Корея, Гонконг и др.) демонстрируют важность формирования среднего класса. По мнению В. А. Ядова, модернизация и интеграция в мировую рыночную экономику этих стран произошли только после образования в них социально и политически активного среднего класса [8].

Таким образом, факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного критерия эффективности реформ, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов, и основы для формирования качественного трудового потенциала.

Н. Е. Тихоновой отмечается тенденция «потомственности» и самовос-производства наиболее благополучных слоев среднего класса российского общества, но в то же время она отмечает узость источников его пополнения [9, с. 11]. С другой стороны, уровень бедности в России ведет к поляризации общества, к неравенству жизненных шансов [10, с. 44].

По мнению З. Т. Голенковой, западные концепции «среднего класса» в понятии «самодеятельного населения» либо в категориях носителей доминирующего стиля жизни не применимы к российскому обществу 1990-х. Автор использует понятия слоев (страт) как социально-экономических групп, занимающих различные места в структуре социальной системы, между которыми имеется социальное неравенство. Неимущие и малообеспеченные слои работающих составляют в основном специалисты, рабочие и служащие. С ростом должностного статуса растет и уровень благосостояния. Ядро состоятельного слоя составляют руководители разного уровня [11, с. 103-130; 12, с. 13-26; 13, с. 91-102].

В качестве элементов социальной структуры З. Т. Голенковой выделяются: высшая страта, элита (группы бюрократов высокого уровня, представители новой буржуазии, крупных хозяйственников, группы, интеллектуально и финансово обслуживающие элиту, последние станут средним классом, когда он будет сформирован); средний класс (специалисты, технические профессионалы, рабочие высокой квалификации); низшая страта (рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации); служащие (уровень профессионализма не высок, но положение достаточно хорошее).

Коротко резюмируем основные индикаторы выделения среднего класса российскими учеными [14, с. 51-72]: самооценка жизни, уровень дохода, ценностные ориентации, образование и профессиональная квалификация, психологические характеристики (Л. А. Беляева); социально-профессиональная классификация с высоким экономическим, статусным и властным потенциалами, экономическая независимость, адаптация к рынку (Т. И. Заславская); материальные ресурсные признаки - уровень доходов (расходов, потребления), объем сбережений, уровень имущественной обеспеченности; нематериальные ресурсные признаки - уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция; признаки социального самочувствия (самоидентификация) - самооценки успешности адаптации к новым экономическим условиям, комфортности жизни (Т. В. Малева); субъективные оценки, по объективным критериям: позиции индивидов в системе разделения труда, включая властный ресурс, наличие приносящей доход собственности, характер труда; материальное положение; уровень образования, квалификации и культуры, профессиональные характеристики, образование, имущественно-доходные характеристики, мировоззренческие, идентификационно-психологические характеристики (М. К. Горшков).

Достаточными критериями для выделения среднего класса, по М. К. Г орш-кову, могут быть основополагающие ценности, мотивация экономической и социальной активности, жизненные стратегии, выполнение определенных социальных функций; иначе говоря, необходимо оценить, насколько средний класс осознает себя как таковой и насколько он в состоянии выполнить специфические функции.

И хотя российский средний класс живет гораздо беднее своих западноевропейских собратьев, он точно так же, как и они, характеризуется относительно большим распространением инновационных моделей поведения, чем общество в целом; имеет такой же высокий, как и его западный аналог, уровень образования и культуры; играет стабилизирующую роль в социально-политической жизни страны и при этом по своим ценностям, стремлениям, представлениям о жизни этот слой способен выражать жизненные интересы подавляющего большинства россиян [15].

На наш взгляд, численность среднего класса в провинции может быть интегрированным показателем успешности социальных преобразований в регионе, т.к. может свидетельствовать и об уровне и качестве жизни населения, и о степени адаптации населения к экономическим преобразованиям, и о способности к воспроизводству населения и формированию качественного трудового потенциала, а также об интеграции региона в российское и мировое социально-экономическое пространство.

Согласно данным статистики, по критерию среднедушевого дохода лишь чуть более 6% населения г. Ульяновска можно отнести к российскому среднему классу (среднедушевой доход составляет 6-10 тыс. руб.).

Целью исследования была оценка домохозяйствами своего уровня жизни по объективным и субъективным признакам, а также выявление представлений о средних слоях и составление социального портрета средних слоев [14, с. 72-90].

По данным опроса, экономить не приходится лишь 2,1% домохозяйствам. На расходах на кино, театр, культурные развлечения экономят 47,9% рес-

пондентов; на покупке одежды и обуви - 45,8%; на отпуске и «на всем» -по 37,5% и т.д.

Известно, что массовая экономия на одежде, отдыхе, питании характерна для бедных слоев населения. Самые бедные зачастую вынуждены экономить на самых необходимых, жизненно важных расходах (питании, одежде, расходах на лечение, затратах на воспитание и обучение детей), а от некоторых предметов, услуг и видов деятельности зачастую полностью отказываются (платные услуги, полноценный отдых, досуг). Средний класс начинается там, где прекращается экономия на продуктах питания, покупке остро необходимых предметов домашнего обихода и приеме гостей или родственников. У нас же экономия на покупке одежды и обуви, отдыхе, проведении отпуска - обычна для представителей средних слоев. Кроме того, в структуре расходов российских домохозяйств преобладают затраты на питание - а это явный показатель ее материального неблагополучия. Процент семейного бюджета, ежемесячно «уходящий» на питание, по итогам нашего опроса, составляет в основном от 1/3 до 2/3 семейного бюджета.

В ходе исследования были получены данные о самооценке уровня жизни респондентов, т.е об их самооценке уровня жизни.

К «богатым» ни одно домохозяйство себя не отнесло.

«Выше среднего» (2,1%) свой уровень жизни оценивают респонденты, чей среднедушевой доход домохозяйства составил от 6 до 10 тыс. руб. в месяц.

«Средними» (45,8%) посчитали себя две категории домохозяйств:

- имеющие доход от 3 до 4,5 тыс. руб. (29,2%);

- со среднедушевым доходом выше 4,5 тыс. руб. (4,6%).

«Ниже среднего» (43,7%) оценили свой уровень жизни три категории семей:

- с доходами от 3 до 4,5 тыс. руб. (37,4%);

- с доходом ниже 2 тыс. руб. (8,4%);

- с доходом от 4,5 до 6 тыс. руб. в месяц (2,1%).

Бедными (8,3%) посчитали себя две категории домохозяйств:

- имеющие доход до 2 тыс. руб. в месяц на человека (6,3%);

- с доходом от 4,5 до 6 тыс. руб. (2,1%).

С какого уровня доходов начинается богатство? А где «черта бедности»?

Респонденты считают, что в Ульяновске средний уровень жизнеобес-печенности соответствует доходу от 2 до 30 тыс. руб., а в России - от 3 до 50 тыс. руб. По мнению респондентов, богатство в Ульяновске начинается с дохода в 4-100 тыс. руб., в России же - в 5,5-250 тыс. руб.

Доход от 0,5 до 500 руб. в Ульяновске респондентами обозначен как показатель нахождения за чертой бедности, в России же, как считают респонденты, аналогичный показатель - от 1 до 10 тыс. руб.

Субъективное представление домохозяйств о «среднем» доходе для Ульяновска соответствует цифре от 2 до 30 тыс. руб., и это представление зависит от дохода самих домохозяйств, от их окружения и др.

Сопоставление оценки уровня жизни и финансового положения респондентов с заявленными доходами показывает, что малообеспеченные, но

обладающие высоким образовательным или профессиональным статусом стремятся отнести себя к более высокой социальной ступени, чем позволяет формально их доход. Это может говорить о том, что образованные пока еще не научились зарабатывать.

По данным социологического исследования, портрет представителя среднего слоя в провинции таков: высокооплачиваемая и престижная работа; стабильный заработок (от 5 до 10 тыс. руб.), позволяющий совершать крупные покупки и свободно проводить отпуск; собственное жилье и личный автомобиль.

Под этот критерий подходит 6% домохозяйств. Реально половина населения провинции, не имея достаточных материальных благ, не имеет и доступа к другим благам.

Резюмируя выше сказанное, можно говорить о том, что именно средние классы более благополучнее в материальном положении, обладают квалификацией и инновационным поведением, в большей части являются трансляторами ценностей общества и культуры, закрепляют достигнутые рубежи и воспроизводят достижения в следующих поколениях. Средний класс является самой образованной и квалифицированной социальной базой трудового потенциала.

Список литературы

1. Голенкова, З. Т. Британские социологи о современном среднем классе / З. Т. Голенкова, Л. М. Романенко, П. Б. Бирюков // Социс. - 1996. - № 10.

2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М. : Academia, 1999. - 956 с.

3. Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания // Социс. - 1998. - № 12.

4. Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция / Т. И. Заславская. - М. : Дело, 2002. - 568 с.

5. Заславская, Т. К вопросу о среднем классе российского общества / Т. Заславская, Р. Громова // Мир России. - 1998. - № 4.

6. Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология / М. Хальбвакс ; пер. с фр.

А. Т. Бикбова, Н. А. Шматко ; отв. ред. послесл. А. Т. Бибков ; составл. биограф. очерк В. Каради. - СПб. : Алетейя, 2000. - 509 с. - (Gallicinium).

7. Беляева, Л. Средний слой российского общества: проблемы обретения социального статуса / Л. Беляева // Социс. - 1993. - № 10.

8. Ядов, В. А. Россия как трансформирующееся общество. Резюме многолетней дискуссии социологов / В. А. Ядов. - //http://ecsocman.edu.ru/db/msg/25642.htm

9. Тихонова, Н. Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности / Н. Е. Тихонова // Социс. - 2000. - № 3.

10. Давыдова, Н. М. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных / Н. М. Давыдова, Н. Н. Седова // Социс. - 2004. - № 3.

11. Голенкова, З. Социальная структура и стратификация / З. Голенкова, Е. Игитханян // Социология в России : учебное пособие / под ред. В. А. Ядова. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во Института социологии РАН, 1998.

12. Голенкова, З. Т. Трансформация социальной структуры / З. Т. Голенкова // Общество и экономика. - 1995. - № 9.

13. Голенкова, З. Т. Социальная стратификация городского населения / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян, И. В. Казаринова, Э. Г. Саровский // Социс. -1995. - № 5.

14. Кижеватова, В. А. Российский средний класс: проблемы становления и изучения : учебное пособие / В. А. Кижеватова, В. В. Кривенкова ; под общ. ред.

В. А. Кижеватовой. - Ульяновск : УлГУ, 2005.

15. Российский средний класс: динамика изменений (1999-2003). Аналитический доклад. - М. : АИРО-ХХ, 2003. - 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.