Научная статья на тему 'СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СФЕРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ В 1950-1980-Е ГГ'

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СФЕРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ В 1950-1980-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР РСФСР / ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ / 1950-1980-Е ГГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацук А. М.

Введение. Советская система образования и культурного обслуживания населения нуждалась в большом количестве кадров, в число которых входили воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя начальных классов, библиотекари и клубные работники. Данных специалистов среднего звена готовили в основном региональные училища и техникумы. В статье представлено исследование блока средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для учреждений просвещения и культуры, как части общей системы среднего специального образования на территории Европейского Севера России. Материалы и методы. Исследование основано на принципах научной объективности, историзма и достоверности. При этом использовались методы статистического анализа, сопоставления и сравнения, необходимые при работе с архивными документами и статистическими материалами. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ анализируемых в исследовании статистических данных позволил составить реестры средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950-1980-е гг. На основе имеющейся в центральных и региональных статистических сборниках, а также в статистической отчетности учебных заведений информации удалось проследить динамику численности учащихся и выпускников техникумов и училищ сферы просвещения и культуры, выделить их долю в общем количестве учащихся и выпускников всех средних специальных учебных заведений по областям и республикам Европейского Севера РСФСР, в том числе двум финно-угорским республикам - Карельской и Коми АССР. Заключение. Реформирование среднего специального образования в 1950-х гг. негативно сказалось на количестве подготовленных специалистов сферы просвещения и культуры. В дальнейшем это число значительно возросло, что указывает на поступательное развитие техникумов и училищ изучаемой сферы. Несмотря на положительную динамику численности учащихся и выпускников, их доля в общем количестве тех и других по всей системе среднего специального образования на Европейском Севере РСФСР оставалась на низком уровне. Тем не менее положительный вектор динамики показателя свидетельствует о востребованности специалистов данного профиля в народном хозяйстве изучаемых областей, а также финно-угорских республик, находящихся в границах территории Европейского Севера России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS OF THE SPHERE OF EDUCATION AND CULTURE IN THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA IN THE 1950S - 1980S

Introduction. The Soviet system of education and cultural services for the population needed substantial number of personnel, which included preschool teachers, primary school teachers, librarians, and club workers. These mid-level specialists were trained mainly by regional colleges. The article presents a study of the vocational educational institutions that trained specialists for educational and cultural institutions, as part of the system of vocational education in the European North of Russia. Materials and Methods. The research is based on the principles of research objectivity, historicism and reliability. The main research methods applied for the archival documents and statistical materials were statistical analysis and comparison. Results and Discussion. The analysis of the statistical data used in the study made it possible to compile registers of vocational educational institutions that trained specialists for the field of education and culture in the European North of Russia in the 1950s - 1980s. Based on the information available in the central and regional statistical collections, as well as in the statistical reporting of the vocational educational institutions under consideration, it was possible to trace the dynamics of the number of students and graduates of technical schools and schools in the field of education and culture, to identify shares in the total number of students and graduates of all secondary specialized educational institutions by regions of the European North of Russia, including two Finno-Ugric republics, Karelian and Komi. Conclusion. The reform of vocational education in the 1950s had a negative impact on the number of trained specialists in the field under study. In the future, their number increases significantly, which indicates the progressive development of colleges in the studied area. Despite the positive dynamics of the number of students and graduates, their share in the total number throughout the system of secondary specialized education in the European North of Russia remains at a low level. Nevertheless, the positive vector of the dynamics of their numbers indicates the demand for specialists of this profile in the national economy of the studied regions, as well as the Finno-Ugric republics located within the boundaries of the territory of the European North of Russia.

Текст научной работы на тему «СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СФЕРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ В 1950-1980-Е ГГ»

Научная статья

УДК 94:377(470Л/.2)"195/198"

DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.196-206

ISSN 2076-2577 (Print), 2541-982X (Online)

Средние специальные учебные заведения сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950-1980-е гг.

Александр Михайлович Мацук

Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, Сыктывкар, Россия

Введение. Советская система образования и культурного обслуживания населения нуждалась в большом количестве кадров, в число которых входили воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя начальных классов, библиотекари и клубные работники. Данных специалистов среднего звена готовили в основном региональные училища и техникумы. В статье представлено исследование блока средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для учреждений просвещения и культуры, как части общей системы среднего специального образования на территории Европейского Севера России.

Материалы и методы. Исследование основано на принципах научной объективности, историзма и достоверности. При этом использовались методы статистического анализа, сопоставления и сравнения, необходимые при работе с архивными документами и статистическими материалами.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ анализируемых в исследовании статистических данных позволил составить реестры средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950-1980-е гг. На основе имеющейся в центральных и региональных статистических сборниках, а также в статистической отчетности учебных заведений информации удалось проследить динамику численности учащихся и выпускников техникумов и училищ сферы просвещения и культуры, выделить их долю в общем количестве учащихся и выпускников всех средних специальных учебных заведений по областям и республикам Европейского Севера РСФСР, в том числе двум финно-угорским республикам - Карельской и Коми АССР.

Заключение. Реформирование среднего специального образования в 1950-х гг. негативно сказалось на количестве подготовленных специалистов сферы просвещения и культуры. В дальнейшем это число значительно возросло, что указывает на поступательное развитие техникумов и училищ изучаемой сферы. Несмотря на положительную динамику численности учащихся и выпускников, их доля в общем количестве тех и других по всей системе среднего специального образования на Европейском Севере РСФСР оставалась на низком уровне. Тем не менее положительный вектор динамики показателя свидетельствует о востребованности специалистов данного профиля в народном хозяйстве изучаемых областей, а также финно-угорских республик, находящихся в границах территории Европейского Севера России.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках выполнения плановой темы НИР Института языка, литературы и истории ФИЦ «Коми научный центр Уральского отделения РАН».

Ключевые слова: среднее специальное образование, просвещение и культура, Европейский Север РСФСР, динамика численности, 1950-1980-е гг.

Для цитирования: Мацук А. М. Средние специальные учебные заведения сферы просвещения и культуры на Европейском Севере России в 1950-1980-е гг. // Финно-угорский мир. 2022. Т. 14, № 2. С. 196-206. DOI: 10.15507/20762577.014.2022.02.196-206.

Введение

Организация советской системы образования и культурного обслуживания населения предполагала наличие большого количества подготовленных кадров. Воспитатели дошкольных учебных заведений, учителя начальной школы, клубные работники и библиотекари готовились в

основном средними специальными учебными заведениями в регионах своего проживания.

На территории Европейского Севера РСФСР в рамках изучаемого периода активно развивалась система общеобразовательных школ, число учащихся в них в

196 Финно-угорский мир. 2022. Том 14, № 2

© Мацук А. М., 2022

1989 г. возросло в 1,5 раза по сравнению с началом 1950-х гг., а общее число школ превысило 2,8 тыс.1 В разрезе отдельных областей и республик развитие системы школьного образования выглядело следующим образом: в Архангельской области в 1950/51 учебном году в школах обучалось 174,4 тыс. чел., в 1989/90 учебном году - 230,0 тыс.; в Вологодской области соответствующие показатели составили 227,0 тыс. и 178,0 тыс.; в Мурманской - 45,1 тыс. и 180,0 тыс. соответственно; в Карельской АССР - 74,7 тыс. и 114,0 тыс.; в Коми АССР - 68,4 тыс. и 196,0 тыс.2

Наряду с развитием сети общеобразовательных школ на Европейском Севере РСФСР значительно расширилась сеть детских садов, в которой уже к концу 1950-х гг. функционировало более 2,3 тыс. учреждений, что в 33 раза больше, чем в середине 1920-х гг.3 Число детей, посещающих детские дошкольные учреждения, увеличилось в исследуемый период в Архангельской области с 16,7 тыс. в 1950 г. до 64,0 тыс. в 1961 г. и 147,0 тыс. в 1988 г.; в Вологодской - с 13,2 тыс. до 43,0 тыс. и 116,0 тыс. соответственно; в Мурманской - с 4,4 тыс. до 27,0 тыс. и 96,0 тыс.; в Карельской АССР - с 7,0 тыс. до 35,0 тыс. и 70,0 тыс.; в Коми АССР - с 7,7 тыс. до 48,0 тыс. и 121,0 тыс.4

В области культуры был налажен процесс подготовки кадров для работы в клубах, домах культуры, библиотеках. Удалось решить вопрос обеспечения клубами и домами культуры большей части населения Европейского Севера РСФСР. Если в начале 1940-х гг. в рассматриваемых регионах функционировало 2 756 клубов, то в 1988 г. их насчитывалось уже 3 3215. Число библиотек на изучаемой территории за тот же период увеличилось с 2 466 до 2 9 2 86.

Развитие системы общеобразовательных учреждений, клубов и библиотек в областях и республиках Европейского Севера России, в свою очередь, оказывало влияние на развитие системы учебных заведений, где готовились специалисты среднего звена для учреждений этой сферы.

В представленной статье мы очертим круг действующих в 1950-1980-е гг. средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для учреждений сферы просвещения и культуры областей и республик Европейского Севера России, а также проследим динамику численности учащихся и выпускников данных учебных заведений.

Обзор литературы

В отечественной историографии проблема развития системы среднего специального образования в целом, а также отдельных ее аспектов, относящихся к вопросам подготовки кадров для сферы образования и культуры, освещена в ряде научных работ [3; 5; 15; 16; 20; 21 и др.]. Однако вопрос развития системы средних специальных учебных заведений сферы образования и культуры на территории Европейского Севера России в изучаемый период представлен достаточно слабо. Отдельные факты о работе тех или иных учебных заведений рассматриваемой сферы и о числе выпущенных специалистов приведены в обобщающих трудах по истории областей и республик Европейского Севера РСФСР [6-9; 17; 18]. В научных работах по истории системы образования как в целом, так и в сфере подготовки педагогических кадров в Карельской (С. В. Бархатова) и Коми (Я. Н. Безноси-ков, О. В. Золотарев) АССР, Вологодской области (И. А. Петранцова) приведены данные по истории региональных педагогических и культурно-просветительных училищ за 1950-1960-е гг. [1; 2; 4; 19]. В

1 Здесь и далее приводятся данные статистического ежегодника «Народное хозяйство РСФСР». См.: Народное хозяйство РСФСР в 1958 году. М., 1959. С. 443; Народное хозяйство РСФСР в 1989 году. М., 1990. С. 248.

2 Там же.

3 См.: Народное хозяйство РСФСР в 1958 году. С. 497.

4 Там же; Народное хозяйство РСФСР в 1983 году. М., 1984. С. 253; Народное хозяйство РСФСР в 1988 году. М., 1989. С. 176.

5 См.: Народное хозяйство РСФСР в 1980 году. М., 1981. С. 361; Народное хозяйство РСФСР в 1988 году. С. 203.

6 См.: Народное хозяйство РСФСР в 1958 году. С. 466; Народное хозяйство РСФСР в 1988 году. С. 196-197.

предыдущих наших работах были затронуты в числе прочих вопросы, связанные с изучаемой в данной статье проблемой [10; 13; 14].

Определенные факты по истории отдельных учебных заведений рассматриваемой сферы приведены в энциклопедических статьях7. Следует отметить наличие большого количества юбилейных изданий, посвященных некоторым учебным заведениям8. Однако в силу своей специфики они не содержат необходимого объема информации для комплексного анализа развития всей системы учебных заведений изучаемой сферы на Европейском Севере РСФСР за 1950-1980-е гг.

Начало данного исследования было показано нами ранее в статье «Развитие системы средних специальных учебных заведений социального блока на Европейском Севере СССР (1950-1980-е годы)» [11], но в ней учебные заведения, готовившие специалистов среднего звена для сферы просвещения и культуры, были представлены вместе с учебными заведениями сферы здравоохранения. Кроме того, имеющиеся лакуны в данных на период ее издания не позволяли проследить развитие системы учебных заведений рассматриваемой сферы в полной мере в ряде областей Европейского Севера России.

Материалы и методы

Исследование основано на принципах научной объективности, историзма и достоверности. Методы статистического анализа, сопоставления и сравнения были использованы в работе с архивными документами и статистическими материалами. Указанные методы применяются комплексно, полученные с их помощью результаты взаимно дополняют друг друга.

Источниковую базу исследования составили статистические материалы из статистических ежегодных сборников «Народное хозяйство РСФСР», региональных статистических сборников, а также из сводных отчетов средних специальных учебных заведений, находящихся в фонде Статистического управления Коми АССР (Национальный архив Республики Коми. Ф. р-140). Информация, полученная в результате исследования, скомпонована в сводные диаграммы, что позволяет более наглядно провести ее сопоставление и сравнение.

Результаты исследования и их обсуждение

Перечислим средние специальные учебные заведения, готовившие специалистов среднего звена для учреждений просвещения и культуры на Европейском Севере РСФСР в 1950-1980-е гг.

Архангельская область: 1) Архангельский индустриально-педагогический техникум (действовал с 1962 г.); 2) Архангельское педагогическое училище; 3) Вельское педагогическое училище (закрыто в начале 1950-х гг.); 4) Емецкое педагогическое училище (закрыто в начале 1950-х гг.); 5) Каргопольское педагогическое училище; 6) Котласское педагогическое училище (действовало с 1965 г.); 7) Нарьян-Марское педагогическое училище; 8) Сольвыче-годское педагогическое училище (закрыто в начале 1950-х гг.); 9) Шенкурское педагогическое училище (закрыто в начале 1950-х гг.); 10) Ненецкая окружная культурно-просветительная школа (действовала до 1955 г.; в 1955 г. переведена в Архангельск и реорганизована в Архангельскую культурно-просветительную школу; с 1962 г. - Архангельское культурно-просветительное училище)9.

7 См.: Вологодская энциклопедия. Вологда, 2006. С. 61, 95-96, 140, 474, 445; Кольская энциклопедия. Т. 3: Л-О. Мурманск, 2013. С. 314; Поморская энциклопедия. В 5 т. Т. 4. Культура Архангельского Севера. Архангельск, 2012. С. 58-59, 60, 224, 256; Республика Коми: Энцикл: в 3 т. Т. 2. Сыктывкар, 1999. С. 112; Т. 3. Сыктывкар, 2000. С. 121, 125, 209.

8 См.: Вологодское педагогическое училище № 1: [крат. очерк]. Вологда, 1971; Карельское культурно-просветительное училище: [буклет]. Петрозаводск, 1980; Коми республиканское культурно-просветительное училище: [буклет]. Сыктывкар, 1981; Коми республиканское училище культуры им. В. Чисталева: [проспект]. Сыктывкар, 1991; Республиканское училище искусств - 60 лет: [буклет]. Сыктывкар, 2003 и др.

9 См: ГААО (Государственный архив Архангельской области). Ф. р-2506, р-4190; отдел документов социально-политической истории. Ф. 311, 384, 1149, 4927, 6298, 8221; Народное хозяйство Архангельской области: Стат. сб. Архангельск, 1957. С. 131-132; Народное хозяйство Архангельской области: Стат. сб. Вологда, 1962. С. 140, 144; Поморская энциклопедия. Т. 4. С. 58-59, 60, 224, 256.

Вологодская область: 1) Белозерское педагогическое училище (закрыто в 1956 г., вновь открыто в 1963 г.); 2) Ве-ликоустюгское педагогическое училище; 3) Вологодское музыкально-педагогическое училище (с 1968 г. - Вологодское педагогическое училище № 2; действовало до 1978 г.); 4) Вологодское областное педагогическое училище (с 1968 г. - Вологодское педагогическое училище № 1); 5) Вытегорское педагогическое училище (действовало до 1956 г.); 6) Грязовецкое педагогическое училище физического воспитания (действовало до 1956 г.); 7) Кирилловское дошкольное педагогическое училище (с 1968 г. - Сокольское дошкольное педагогическое училище; с 1988 г. - Сокольское педагогическое училище); 8) Никольское педагогическое училище (действовало до 1955 г.); 9) То-темское педагогическое училище (действовало до 1957 г.); 10) Устюженское педагогическое училище (действовало до 1956 г.); 11) Великоустюгский библиотечный техникум (действовал до 1959 г.); 12) Вологодская областная культурно-просветительная школа (с 1961 г. - Вологодское областное культурно-просветительное училище)10.

Мурманская область: Мурманское педагогическое училище (с 1956 по 1963 г. -Мурманское дошкольное педагогическое училище)11.

Карельская АССР: 1) Карельский дошкольный техникум (с 1968 г. - Петрозаводское педагогическое училище № 2);

2) Петрозаводское педагогическое училище № 1; 3) Пудожское педагогическое училище (действовало до 1956 г.); 4) Петрозаводский библиотечный техникум (в 1959 г. реорганизован в Петрозаводское культурно-просветительное училище)12.

Коми АССР: 1) Сыктывкарское дошкольное педагогическое училище (с 1956 по 1961 г. временно объединено с Сыктывкарским педагогическим училищем; с 1968 г. - Сыктывкарское педагогическое училище № 2); 2) Сыктывкарское педагогическое училище имени И. А. Куратова (с 1968 г. - Сыктывкарское педагогическое училище № 1 имени И. А. Куратова);

3) Усть-Вымское педагогическое училище (в 1954 г. объединено с Сыктывкарским педагогическим училищем, закрыто как отдельное педучилище); 4) Республиканская культурно-просветительская школа (действовала с 1956 г.; с 1961 г. - Коми республиканское культурно-просветительное училище; с 1989 г. - Коми республиканское училище культуры)13.

Всего в 1950-1980-х гг. специалистов рассматриваемой сферы на Европейском Севере России готовило 31 известное нам среднее специальное учебное заведение. Общее количество одновременно действующих учебных заведений данной

10 См.: Аникиева Г. М. Библиотечный техникум в Великом Устюге (страницы истории) // Великий Устюг: Краевед. альм. Вологда, 2007. Вып. 4. С. 212-227; Вологодская энциклопедия. С. 61, 95-96, 140, 474, 445; ВОАНПИ (Вологодский областной архив новейшей политической истории). Ф. П-1098, П-1746, П-1881, П-2170, П-2202, П-2298, П-4503, П-6540, П-7744, П-8264; ВУЦА (Великоустюгский центральный архив). Ф. Р-269, Р-392, Р-438; ГАВО (Государственный архив Вологодской области). Ф. Р-358, Р-1584, Р-2292, Р-2565, Р-4743, Р-5128; архивный отдел администрации Вытегорского муниципального района. Ф. 245; архивный отдел администрации Устюженского муниципального района. Ф. 25; Народное хозяйство Вологодской области: Стат. сб. Вологда, 1960. С. 118-119; Народное хозяйство Вологодской области в восьмой пятилетке: Стат. сб. Вологда, 1971. С. 171-172; Народное хозяйство Вологодской области за годы Советской власти: Стат. сб. Вологда, 1967. С. 157-158; Педагогические колледжи и училища Вологодской области: (Информ. сб.). Вологда, 2003. С. 6-7, 36.

11 См.: ГАМО (Государственный архив Мурманской области), архивохранилище документов новейшей политической истории. Ф. П-185; Ф. Р-694; Кольская энциклопедия. Т. 3. С. 314; Население, культура, здравоохранение и труд в 1980 году: Стат. сб. Мурманск, 1981. С. 60.

12 См.: Карельская АССР за 50 лет: Стат. сб. Петрозаводск, 1967. С. 130; НА РК (Национальный архив Республики Карелия). Ф. Р-393, Р-1575, Р-3016; фонды бывшего ГУРК «Карельский государственный архив новейшей истории». Ф. П-110, П-346, П-1374, П-3046; Народное хозяйство Карельской АССР: Стат. сб. к 50-летию образования СССР. Петрозаводск, 1972. С. 120-121.

13 См.: Безносиков Я. Н. Развитие народного образования в Коми АССР. Сыктывкар, 1973. С. 105, 150; История Коми АССР с древнейших времен до наших дней. Сыктывкар, 1978. С. 436; История Сыктывкара. Сыктывкар, 1980. С. 257; Коми АССР за 50 лет: Стат. сб. Сыктывкар, 1971. С. 151; НАРК (Национальный архив Республики Коми). Ф. р-140. Оп. 2. Д. 4251; Д. 5209; Д. 9921; Оп. 4. Д. 492; Д. 8523; Ф. р-1363, р-1538, р-1540; архивохранилище № 2 (бывший Партийный архив Коми ОК КПСС). Ф. П-347, П-2037, П-3500; Народное хозяйство Коми АССР: Стат. сб. Сыктывкар, 1957. С. 144; Республика Коми. Т. 2. С. 112; Т. 3. С. 121, 125, 209.

сферы на изучаемой территории сократилось с 29 в 1950-х гг. до 19 в 1960-1970-х и до 18 в 1980-х гг.

На основе опубликованных и архивных источников проследим динамику численности учащихся и выпускников средних специальных учебных заведений сферы просвещения и культуры, а также покажем их доли в общей численности учащихся и выпускников всех ссузов по областям и республикам Европейского Севера РСФСР (рис. 1-4). Основными источниками в исследовании выступили региональные и центральные статистические сборники. Отметим, что на рисунках представлены данные только за те годы, по которым в нашем распоряжении имеется информация, в связи с чем, например, на рис. 1 и 2 отсутствуют данные по Карельской АССР, на рис. 3 и 4 - по Вологодской области14.

По представленным на рис. 1 данным можно в целом проследить динамику численности учащихся обозначенных учебных заведений сферы просвещения и культуры по областям и республикам Европейского Севера за исследуемый период. Так, в Архангельской области анализируемый показатель уже в

1967/68 учебном году увеличился почти в 4 раза по сравнению с 1957/58 учебным годом, когда было зафиксировано его заметное снижение. Это было связано с процессами реформирования, в результате которых многие педагогические училища были закрыты [12]. По имеющимся данным, с середины 1950-х гг. до начала 1970-х гг. количество учащихся выросло в 2,4 раза. Общее число учащихся в учебных заведениях сферы просвещения и культуры в Архангельской области за 10 лет составило более 24 тыс. чел.

В Вологодской области численность учащихся рассматриваемых учебных заведений увеличилась в начале 1970-х гг. почти в 2 раза по сравнению с концом 1950-х гг. По данным за 6 лет, в училищах проходили обучение около 13 тыс. чел.

В Мурманской области число учащихся педагогического училища изменилось незначительно. Общее их число за 4 учебных года превысило 4,2 тыс. чел.

В Коми АССР количество учащихся педагогических и культурно-просветительного училища в конце 1980-х гг. увеличилось в 2,4 раза по сравнению с началом 1950-х гг. Заметное снижение данного показателя было зафиксировано в конце

14 Диаграммы сост. по: Архангельской области 60 лет: Крат. стат. справ. Архангельск, 1997. С. 31, 32; Архангельской области 65 лет: Стат. сб. Архангельск, 2002. С. 36, 37; Безносиков Я. Н. Указ. соч. С. 107; Карельская АССР в цифрах в 1976 году: Крат. стат. сб. Петрозаводск, 1977. С. 100, 101; Карельская АССР в цифрах в 1979 году: Крат. стат. сб. Петрозаводск, 1980. С. 112; Карельская АССР за 50 лет. С. 126, 130; Коми АССР 60 лет: Стат. сб. Сыктывкар, 1981. С. 95, 96; Коми АССР в девятой пятилетке: Стат. сб. Сыктывкар, 1976. С. 133, 134; Коми АССР за 50 лет: Стат. сб. Сыктывкар, 1971. С. 149, 150, 151; НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 4251. Л. 12, 13, 72; Д. 5209. Л. 31, 32, 57; Д. 9921. Л. 133-135; Оп. 4. Д. 492. Л. 93-95, 116, 140; Д. 8523. Л. 97, 98; Народное хозяйство Архангельской области в двенадцатой пятилетке: Стат. сб. Архангельск, 1991. С. 87; Народное хозяйство Архангельской области в десятой пятилетке: Стат. сб. Архангельск, 1981. С. 200, 202, 205; Народное хозяйство Архангельской области в одиннадцатой пятилетке: Стат. сб. Архангельск, 1986. С. 193, 195, 198; Народное хозяйство Архангельской области в цифрах: Стат. сб. Архангельск, 1972. С. 187, 189, 190; Народное хозяйство Архангельской области в цифрах: Стат. сб. Архангельск, 1976. С. 206, 208; Народное хозяйство Архангельской области. Архангельск, 1957. С. 130; Народное хозяйство Архангельской области. Вологда, 1962. С. 138, 140, 144; Народное хозяйство Вологодской области в восьмой пятилетке. С. 170, 172; Народное хозяйство Вологодской области за годы Советской власти. С. 156, 157-158; Народное хозяйство Вологодской области. С. 117, 118-119; Народное хозяйство Карельской АССР. Петрозаводск, 1972. С. 119, 120-121; Народное хозяйство Карельской АССР. Петрозаводск, 1985. С. 89; Народное хозяйство Коми АССР. С. 142, 144; Народное хозяйство РСФСР в 1958 году. С. 460; Народное хозяйство РСФСР в 1959 году. М., 1960. С. 523; Народное хозяйство РСФСР в 1960 году. М., 1961. С. 496; Народное хозяйство РСФСР в 1961 году. М., 1962. С. 530; Народное хозяйство РСФСР в 1963 году. М., 1965. С. 487; Народное хозяйство РСФСР в 1964 году. М., 1965. С. 438; Народное хозяйство РСФСР в 1970 году. М., 1971. С. 435; Народное хозяйство РСФСР в 1971 году. М., 1972. С. 407; Народное хозяйство РСФСР в 1972 году. М., 1973. С. 455; Народное хозяйство РСФСР в 1973 году. М., 1974. С. 473; Народное хозяйство РСФСР в 1975 году. М., 1976. С. 456; Народное хозяйство РСФСР в 1977 году. М., 1978. С. 290; Народное хозяйство РСФСР в 1978 году. М., 1979. С. 290; Народное хозяйство РСФСР в 1979 году. М., 1980. С. 332-333; Народное хозяйство РСФСР в 1981 году. М., 1982. С. 299; Народное хозяйство РСФСР в 1983 году. С. 326, 327; Народное хозяйство РСФСР в 1984 году. М., 1985. С. 329, 330; Народное хозяйство РСФСР в 1985 году. М., 1986. С. 324, 325, 326; Население, культура, здравоохранение и труд в 1977 году: Стат. сб. Мурманск, 1978. С. 38-42; Население, культура, здравоохранение и труд в 1980 году. С. 54, 56, 59, 60.

□ Архангельская обл. S Мурманская обл.

□ Коми АССР

■ Вологодская обл. И Карельская АССР

1951 1955 1956 1957 1959 1960 1961 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1975 1977 1979 1980 1989

Рис. 1. Численность учащихся средних специальных учебных заведений сферы просвещения и культуры

на Европейском Севере РСФСР, чел.

Fig. 1. The number of students in vocational colleges majoring in education and culture in the European North

of Russia, number of people

0,25

0,15

□ Архангельская обл. H Мурманская обл.

□ Коми АССР

■ Вологодская обл. И Карельская АССР

1951 1955 1956 1957 1959 1960 1961 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1975 1977 1979 1980 1989

Рис. 2. Доля учащихся средних специальных учебных заведений сферы просвещения и культуры в общем числе учащихся всех ссузов областей и республик Европейского Севера РСФСР, %

Fig. 2. The share of students vocational colleges majoring in education and culture to the total number of students in vocational colleges of regions and republics of the European North of Russia, %

1950-х гг. затем последовал его рост - к началу 1970-х гг. более чем в 4 раза. Общее число учащихся рассматриваемых учебных заведений в Коми АССР, по имеющимся данным за 5 лет, составило около 9 тыс. чел.

Доля учащихся средних специальных учебных заведений сферы просвещения и культуры в общей численности учащихся всех средних специальных учебных заведений в отдельных областях и респуб-

ликах Европейского Севера РСФСР была невелика, что наглядно показывает рис. 2. Так, в Архангельской области она менялась в диапазоне от 7,79 до 16,08 %, в Вологодской - от 10,33 до 12,69, в Мурманской - от 12,92 до 15,13, в Коми АССР - от 10,36 до 26,39 %. В среднем по Европейскому Северу доля учащихся данной сферы составляла около 17 %, причем наибольший процент приходится на начало 1950-х гг.

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

0,2

0,1

0,05

0

ify! исторические науки

V

1200

□ Архангельская обл. S Мурманская обл. ¡Л Коми АССР

■ Вологодская обл. И Карельская АССР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O^H^LntDOOC^O^Hrn^LntDO^Hrsim^LntDI^OO^O^Hrsim^LDC^ LnLnLnLnLnLnLntDtDtDtDtDtDI^I^I^I^I^I^I^I^I^I^OOOOOOOOOOOOOO

Рис. 3. Численность выпускников средних специальных учебных заведений сферы просвещения и культуры

на Европейском Севере РСФСР, чел.

Fig. 3. The number of graduates of vocational colleges majoring in education and culture in the European North

of Russia, number of people

0,25

0,15

0,05

□ Архангельская обл.

S Мурманская обл.

П Коми АССР

Вологодская обл.

0 Карельская АССР

LO LO ОТ (П

[^[^[^[^[^[^[^[^[^ОООООООООООООО

Рис. 4. Доля выпускников средних специальных учебных заведений сферы просвещения и культуры в общем числе выпускников всех ссузов областей и республик Европейского Севера РСФСР, %

Fig. 4. The share of graduates of vocational colleges majoring in education and culture to the total number of graduates of all secondary educational institutions of regions and republics of the European North of Russia, %

По информации, представленной на рис. 3, можно проследить динамику численности выпускников ссузов рассматриваемой сферы на Европейском Севере РСФСР, которая в целом повторяет вектор динамики количества учащихся.

Так, в Архангельской области данный показатель демонстрировал бурный рост с 306 чел. в 1959 г. до 959 чел. в 1970 г., после чего, с небольшими просадками, держался до конца исследуемого периода на уровне 770-920 чел. Численность выпуск-

1000

800

600

400

200

0

0,35

0,3

0,2

0,1

0

ников рассматриваемых учебных заведений увеличилась к середине 1980-х гг. в 2,7 раза по сравнению с концом 1950-х гг. Наибольшее увеличение (в 3 с лишним раза) отмечено в начале 1970-х и в начале 1980-х гг. Количество подготовленных специалистов за 20 лет составило около 15 тыс. чел.

Мурманское педагогическое училище, по имеющимся данным за 4 года, выпускало от 230 до 350 чел. Общее число выпускников составило за это время более

1.1 тыс. чел.

Количество выпущенных специалистов сферы просвещения и культуры в Карельской АССР в начале 1970-х гг. возросло в

2.2 раза по сравнению с данными начала 1960-х гг., когда было зафиксировано их наименьшее значение в 369 чел. В целом же к концу 1970-х гг. число выпускников ненамного превышало показатель конца 1950-х гг. Значительное его снижение было зафиксировано в 1977/78 и 1978/79 учебных годах - до 446 и 406 чел. соответственно. Общее число выпускников в Карельской АССР, по данным за 13 лет, превысило 7 тыс. чел.

Численность выпускников учебных заведений рассматриваемой сферы в Коми АССР увеличилась в конце 1980-х гг. почти в 3 раза по сравнению с началом изучаемого периода, достигнув отметки 600 и более человек. Заметное снижение количества подготовленных специалистов отмечено в середине 1950-х и в конце 1950-х - начале 1960-х гг., что связано как с закрытием Усть-Вымского педагогического училища, так и с общими для Европейского Севера процессами реформирования системы образования. Тем не менее в середине 1960-х гг. анализируемый показатель продемонстрировал значительный рост - до 480 чел., а в начале 1970-х гг. он превысил 660 чел. Число выпускников педагогических и культурно-просветительного училищ, по данным за 16 лет, составило более 6,7 тыс. чел.

Доля выпускников учебных заведений сферы просвещения и культуры в общей численности выпускников всех средних специальных учебных заведений в отдельных областях и республиках Европейского

Севера РСФСР не была значительной, как и доля учащихся, и едва превышала 30 % в отдельные годы, в основном находясь на отметке 15-20 %, что видно на рис. 4. Так, в Архангельской области доля числа подготовленных специалистов в общей численности выпускников колебалась в диапазоне от 9,81 до 21,11 %, в Мурманской - от 14,62 до 22,35, в Карельской АССР - от 10,59 до 31,49, в Коми АССР -от 12,03 до 31,72 %.

Заключение

Как показало исследование, процессы реформирования системы среднего специального образования (в частности, сферы просвещения и культуры) в 1950-х гг. сказались на количестве подготовленных специалистов, число которых в это время заметно снизилось. В дальнейшем число учащихся и выпускников ссузов изучаемой сферы значительно возросло по сравнению как с началом изучаемого периода, так и с данными конца 1950-х - начала 1960-х гг., что указывает на поступательное развитие учебных заведений. Данные процессы прослеживаются как в Архангельской, Вологодской и Мурманской областях, так и в финно-угорских республиках -Карельской и Коми АССР. Несмотря на рост анализируемого показателя, его доля в общем количестве учащихся и выпускников всех ссузов оставалась на достаточно низком уровне. Это свидетельствует о более масштабном развитии техникумов и училищ других сфер, на фоне которых доля числа учащихся и выпускников сферы просвещения и культуры не увеличивалась, несмотря на положительную динамику их численности. С другой стороны, положительный вектор динамики численности учащихся и выпускников рассматриваемой сферы свидетельствует о востребованности специалистов данного профиля в народном хозяйстве, поскольку набор и выпуск количества специалистов были в это время четко определены в планах развития как отдельных областей и республик, так и Европейского Севера и РСФСР в целом.

'^ftti исторические науки

v-U

список использованном литературы

1. Бархатова С. В. Подготовка и состав специалистов высшей и средней квалификации в Карелии в послевоенные годы (1945-1960): препр. докл. на заседании Учен. совета Ин-та яз., лит. и истории, 29 дек. 1988 г. Петрозаводск: Карел. фил. АН СССР, 1988. 39 с.

2. Безносиков Я. Н. Развитие народного образования в Коми АССР. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973. 175 с.

3. Дианов А. Г. Развитие сети вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений в Западной Сибири в послевоенные годы (1946-1958) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 2. С. 86-90. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=28300497 (дата обращения: 17.05.2022).

4. Золотарев О. В. Народное образование в Республике Коми (1941-2009 годы). Сыктывкар: Коми гос. пед. ин-т, 2009. 133 с.

5. Зусин А. Э. Социокультурное развитие Мордовии. Вторая половина 1960-х - середина 1980-х гг. Саранск: [Б. и.], 2006. 367 с.

6. История Карелии с древнейших времен до наших дней / под общ. ред. Н. А. Кораблева [и др.]. Петрозаводск: Периодика, 2001. 943 с.

7. История Коми АССР с древнейших времен до наших дней / гл. ред. И. Б. Берхин. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1978. 560 с.

8. История Коми с древнейших времен до современности: в 2 т. / под общ. ред. И. Л. Жеребцова, А. А. Попова, А. Ф. Сметанина. 2-е изд., испр. и доп. Сыктывкар: Анбур, 2011. Т. 2. 687 с.

9. Киселев А. А. Родное Заполярье: очерки истории Мурм. обл. (1917-1972 гг.). Мурманск: Мурм. кн. изд-во, 1974. 511 с.

10. Мацук А. М. Динамика численности учащихся средних специальных учебных заведений в финно-угорских республиках РСФСР во второй половине 1950-х гг. // Историческая демография. 2019. № 2. С. 63-66. DOI: 10.19110/23045922-2019-2-63-66.

11. Мацук А. М. Развитие системы средних специальных учебных заведений социального блока на Европейском Севере СССР (19501980-е годы) // Социокультурная динамика российской северной провинции: история и современность (на материалах Республики Коми): сб. ст. Сыктывкар, 2016. С. 171-180.

12. Мацук А. М. Реформа образования второй половины 1950-х гг. и среднее специальное образование на Европейском Севере РСФСР //

Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2018. № 1. С. 101-109. URL: http:// www.hcpncr.com/journ4118/41-6.pdf (дата обращения: 02.04.2022).

13. Мацук А. М. Состояние системы среднего специального педагогического образования в Коми АССР перед реформой Н. С. Хрущева 1954-1964 гг. // Управление социально-экономическими, общественно-политическими и социокультурными процессами в Северном регионе: сб. ст. Сыктывкар, 2020. С. 104-110.

14. Мацук А. М. Среднее специальное педагогическое образование в Коми АССР в середине 1950-х - начале 1960-х годов (к вопросу о результативности реформы образования Н. С. Хрущева в СССР) // Известия Коми научного центра УрО РАН. Сер.: История и филология. 2021. № 4. С. 79-87. DOI: 10.19110/19945655-2021-4-79-87.

15. Обухова Н. И. Государственная политика в области высшего и среднего образования в 1946-1956 гг. (по материалам Удмуртской Республики) // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность: сб. материалов конф. Глазов, 2005. С. 172-173.

16. Огневщиков В. В. Среднее специальное образование в Курской области в середине 1950-х гг. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 2. С. 82-89. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=19084859 (дата обращения: 17.05.2022).

17. Очерки истории Архангельской организации КПСС / ред. кол.: Ф. В. Виноградов [и др.]. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1970. 303 с.

18. Очерки истории Вологодской организации КПСС / Н. В. Лебедев, В. А. Дмитриев, П. А. Зиновьев и др. Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969. 688 с.

19. Петранцова И. А. Среднее педагогическое образование Вологодской области: история и современность // Источник. 2007. № 3. С. 4-7.

20. Сойников А. А. Средняя специальная гуманитарная школа России в 1960-1991 гг.: основные тенденции развития // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 2. С. 82-89. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=14871009 (дата обращения: 17.05.2022).

21. Сухарев А. И. Социальный облик советской Мордовии: состояние, тенденции развития. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. 191 с.

Поступила 27.11.2021; одобрена 11.01.2022; принята 25.03.2022.

информация об авторе

А. М. Мацук - кандидат исторических наук, заведующий лабораторией археографии и публикации документов по истории освоения Европейского Севера России Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, almmatsuk@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9072-3904

Original article ISSN 2076-2577 (Print), 2541-982X (Online)

DOI: 10.15507/2076-2577.014.2022.02.196-206

Vocational education institutions of the sphere of education and culture in the European North of Russia in the 1950s - 1980s

Alexander M. Matsuk

Institute of Language, Literature and History,

Komi Science Centre, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar, Russia

Introduction. The Soviet system of education and cultural services for the population needed substantial number of personnel, which included preschool teachers, primary school teachers, librarians, and club workers. These mid-level specialists were trained mainly by regional colleges. The article presents a study of the vocational educational institutions that trained specialists for educational and cultural institutions, as part of the system of vocational education in the European North of Russia.

Materials and Methods. The research is based on the principles of research objectivity, historicism and reliability. The main research methods applied for the archival documents and statistical materials were statistical analysis and comparison. Results and Discussion. The analysis of the statistical data used in the study made it possible to compile registers of vocational educational institutions that trained specialists for the field of education and culture in the European North of Russia in the 1950s - 1980s. Based on the information available in the central and regional statistical collections, as well as in the statistical reporting of the vocational educational institutions under consideration, it was possible to trace the dynamics of the number of students and graduates of technical schools and schools in the field of education and culture, to identify shares in the total number of students and graduates of all secondary specialized educational institutions by regions of the European North of Russia, including two Finno-Ugric republics, Karelian and Komi.

Conclusion. The reform of vocational education in the 1950s had a negative impact on the number of trained specialists in the field under study. In the future, their number increases significantly, which indicates the progressive development of colleges in the studied area. Despite the positive dynamics of the number of students and graduates, their share in the total number throughout the system of secondary specialized education in the European North of Russia remains at a low level. Nevertheless, the positive vector of the dynamics of their numbers indicates the demand for specialists of this profile in the national economy of the studied regions, as well as the Finno-Ugric republics located within the boundaries of the territory of the European North of Russia.

Acknowledgments: The article was prepared as part of the implementation of the research topic of the Institute of Language, Literature and History of the Federal Research Center "Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences".

Keywords: secondary special education, education and culture, European North of the Russia, dynamics of the number, 1950s - 1980s

For citation: Matsuk AM. Vocational education institutions of the sphere of education and culture in the European North of Russia in the 1950s - 1980s. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2022;14;2:196-206. (In Russ.). DOI: 10.15507/20762577.014.2022.02.196-206.

references

1. Barkhatova SV. Training and staff of specialists of higher and secondary qualifications in Karelia in the post-war years (1945-1960). Preprint of the report at the meeting of the Academic Council of the Institute of Language, Literature and History of the Karelian Branch of the USSR Academy of Sciences. Petrozavodsk; 1988. (In Russ.)

2. Beznosikov IaN. Development of public education in the Komi ASSR. Syktyvkar; 1973. (In Russ.)

3. Dianov AG. Developing the network of evening and distant-learning departments of secondary special educational institutions in Western Siberia in the post-war period (1946-1958). Istoricheskie, filosof-skie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teo-rii i praktiki = Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2017;2:86-90. URL: https://elibrary.ru/item.

~asp?id=28300497 (accessed 17.05.2022). (In Russ.)

4. Zolotarev OV. Public education in the Komi Republic (1941-2009). Syktyvkar; 2009. (In Russ.)

5. Zusin AE. Sociocultural development of Mordovia. The second half of the 1960s - the middle of the 1980s. Saransk; 2006. (In Russ.)

6. Korablev NA at al., eds. History of Karelia from ancient times to the present day. Petrozavodsk; 2001. (In Russ.)

7. Berkhin IB, ed. History of the Komi ASSR from ancient times to the present day. Syktyvkar; 1978. (In Russ.)

8. Zherebtsov IL, Popov AA, Smetanin AF, eds. The history of Komi from ancient times to the present. Syktyvkar; 2011;2. (In Russ.)

9. Kiselev AA. Native Arctic. Essays on the history of the Murmansk region (1917-1972). Murmansk; 1974. (In Russ.)

10. Matsuk AM. The dynamics of the number of students in secondary specialized institutions in the Finno-Ugric republics of the RSFSR in the second half of the 1950s. Istoricheskaia demo-grafiia = Historical demographics. 2019;2:63-66. (In Russ.). DOI: 10.19110/2304-5922-20192-63-66.

11. Matsuk AM. Development of the system of secondary specialized educational institutions of the social block in the European North of the USSR (1950s - 1980s). Sotsiokul'turnaia dinamika rossiiskoi severnoi provintsii: isto-riia i sovremennost' (na materialakh Respubliki Komi): sb. st. = Socio-cultural dynamics of the Russian northern province: history and modernity (on the materials of the Komi Republic). Collection of articles. Syktyvkar; 2016:171180. (In Russ.)

12. Matsuk AM. Education reform of the second half of the 1950s and secondary specialized education in the European North of the RSFSR. Voprosy istorii i kul'tury severnykh stran i territorii = Historical and cultural problems of northern countries and regions. 2018;1:101-109. URL: http://www.hcpncr.com/ journ4118/41-6.pdf (accessed 02.04.2022). (In Russ.)

13. Matsuk AM. The state of the system of secondary specialized pedagogical education in the Komi ASSR before the reform N. S. Khrushchev in 1954-1964. Upravlenie sotsial'no-eko-nomicheskimi, obshchestvenno-politicheskimi i sotsiokul'turnymi protsessami v Severnom re-

gione: sb. st. = Management of socio-economic, socio-political and socio-cultural processes in the Northern region. Collection of articles. Syktyvkar; 2020:104-110. (In Russ.)

14. Matsuk AM. Secondary special pedagogical education in the Komi ASSR in the mid-1950s - early 1960s (on the problem of the effectiveness of N. S. Khrushchev's education reform in the USSR). Izvestiia Komi nauchnogo tsentra UrO RAN. Ser.: Istoriia i filologiia = Proceedings of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Series: History and Philology. 2021;4:79-87. (In Russ.). DOI: 10.19110/19945655-2021-4-79-87.

15. Obukhova NI. State policy in the field of higher and secondary education in 1946-1956 (Based on materials from the Udmurt Republic). Material'naia i dukhovnaia kul'tura narodov Urala i Povolzh'ia: istoriia i sovremennost': sb. materialov konf. = Material and spiritual culture of the peoples of the Urals and the Volga region: history and modernity. Collection of conference materials. Glazov; 2005:172-173. (In Russ.)

16. Ognevshchikov VV. Secondary specialized education in the Kursk region in the mid-1950s. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific Notes. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2013;2:82-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19084859 (accessed 17.05.2022). (In Russ.)

17. Vinogradov FV at al., eds. Essays on the history of the Arkhangelsk organization of the CPSU. Arkhangelsk; 1970. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Lebedev NV at al. Essays on the history of the Vologda organization of the CPSU. Vologda; 1969. (In Russ.)

19. Petrantsova IA. Secondary pedagogical education in the Vologda region: history and modernity. Istochnik = Source. 2007;3:4-7. (In Russ.)

20. Soinikov AA. Secondary special humanitarian school of Russia in 1960-1991: main development trends. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstven-nogo universiteta = Scientific Notes. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2010;2:82-89. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=14871009 (accessed 17.05.2022).

21. Sukharev AI. Social appearance of Soviet Mordovia: state, development trends. Saransk; 1980. (In Russ.)

Submitted 27.11.2021; reviewing 11.01.2022; accepted 25.03.2022.

information about the author

A. M. Matsuk - Candidate Sc.{History}, Head of Laboratory of Archaeography and Publication of Documents on the History of the Development of the European North of Russia, Institute of Language, Literature and History, Komi Science Centre of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, almmatsuk@gmail.com, https://orcid. org/0000-0001-9072-3904

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.