Научная статья на тему 'Средневековые «Исламские» города в зарубежной историографии'

Средневековые «Исламские» города в зарубежной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1491
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА / ИСЛАМ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / HISTORIOGRAPHY / THE HISTORY OF URBAN DEVELOPMENT / ISLAM / MIDDLE AGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Надырова Х. Г.

В статье анализируется зарубежная историография нескольких десятилетий ХХ и начала нынешнего века по проблеме специфики средневековых городов исламских государств. Автором привлечены научные исследования по истории градостроительства средневековья различных регионов Евразии: Малой Азии, Ближнего Востока, Магриба, Леванта, Андалузии и др. Изучение зарубежной историографии показало изменение сложившихся научных взглядов на эту проблему на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIEVAL «ISLAMIC» CITIES IN THE FOREIGN HISTORIOGRAPHY

The foreign historiography of several decades of the twentieth and the beginning of present century based on the problem of specific character of the medieval cities of Islamic states is analyzed in the article. The author has brought research on the history of medieval urban development in different regions of Eurasia: Asia Minor, the Near East, Maghreb, Levant, Andalusia, etc. The study of foreign historiography shows the change in the prevailing scientific views on this issue at the present stage.

Текст научной работы на тему «Средневековые «Исламские» города в зарубежной историографии»

УДК 72.03

Надырова Х.Г. - кандидат архитектуры, доцент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет СРЕДНЕВЕКОВЫЕ «ИСЛАМСКИЕ» ГОРОДА В ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется зарубежная историография нескольких десятилетий ХХ и начала нынешнего века по проблеме специфики средневековых городов исламских государств. Автором привлечены научные исследования по истории градостроительства средневековья различных регионов Евразии: Малой Азии, Ближнего Востока, Магриба, Леванта, Андалузии и др. Изучение зарубежной историографии показало изменение сложившихся научных взглядов на эту проблему на современном этапе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: историография, история градостроительства, ислам, средневековье.

Nadyrova Kh.G. - candidate of architecture

Kazan State University of Architecture and Engineering

MEDIEVAL «ISLAMIC» CITIES IN THE FOREIGN HISTORIOGRAPHY

ABSTRACT

The foreign historiography of several decades of the twentieth and the beginning of present century based on the problem of specific character of the medieval cities of Islamic states is analyzed in the article. The author has brought research on the history of medieval urban development in different regions of Eurasia: Asia Minor, the Near East, Maghreb, Levant, Andalusia, etc. The study of foreign historiography shows the change in the prevailing scientific views on this issue at the present stage.

KEYWORDS: historiography, the history of urban development, Islam, middle ages.

В научной историографии по градостроительству очень часто встречается термин «исламский» город и очень редко термин «христианский» город или любой другой, обозначающий город иной религии. С одной стороны, это стало настолько привычным, что под названием «исламские» обычно понимают города Востока.

В отечественной историографии изучение городов регионов с преобладающим мусульманским населением велось в различных аспектах, однако с точки зрения влияния ислама на формирование пространственно-планировочной или иного вида структур городов практически не велось. В советский период характеристика средневекового градостроительства не несла религиозной окраски и определялась их региональной спецификой [1; 2; 9-10; 16]. В большей степени исследователями признавалось влияние ислама на архитектуру, чем на градостроительство [6; 15]. В постсоветское время была предпринята попытка впервые открыто уточнить понятие словосочетания «исламский город», до этого практически отсутствовавшего в российской историографии [7; 14]. В последние годы средневековая архитектура и градостроительство исламских государств рассматриваются в аспекте культурно-цивилизационного значения [13; 15]. Для зарубежных исследователей интерес представляли, в основном, средневековые города Средней Азии, которые известны по ряду публикаций в Западной Европе. Города мусульманского периода в развитии Волго-Камья в зарубежной историографии за небольшим исключением не известны [Халиков].

Данная проблема актуальна при изучении средневековых городов Волго-Камья, поскольку градостроительная культура региона развивалась в рамках государств Волжско-Камская Булгария, Булгарский улус Золотой Орды, Казанское ханство, население которых с конца 1Х до сер. ХУ1 в. исповедовало религию ислам [11; 12]. Цель статьи - анализ зарубежной историографии по проблемам изучения средневековых городов мусульманского мира. Отсюда вытекают задачи исследования: выяснить, как изучались средневековые города мусульманского мира зарубежными исследователями; выявить характерные черты средневековых городов мусульманского мира. Следует сразу отметить, что в статье не рассматриваются труды представителей средневековой арабской географии. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Города мусульманского мира известны европейцам с последней трети 1-го тысячелетия. Наиболее известными в истории градостроительства являются арабские города Мекка и Медина, в

которых и зародилась исламская религия. С завоевательными войнами арабов расширялась территория мусульманского мира, в который вошли исторически сложившиеся и существовавшие до них города. Среди них были Дамаск, Иерусалим и другие города Месопотамии, Восточного Средиземноморья и Северной Африки. Развитие Аббасидского и Омейядского халифатов, продвижение мусульман на Пиренейский полуостров, Среднюю Азию и Индию способствовали сложению обширной сети городов. Она формировалась завоеванными и вновь созданными мусульманами городами и поселениями. Крестовые походы на Восток с целью отвоевания у мусульман Святой земли, Реконкиста на Пиренейском полуострове показали европейцам очевидные различия средневековых градостроительных культур христианского Запада и мусульманского Востока.

Исторические исследования городов мусульманского мира начались в Х1Х в. В начале ХХ в. к исследованию городов подключились социологи. Один из них - Макс Вебер, считающийся одним из основоположников социологии религии, интересовался её связью с другими социальными институтами, воздействием религиозных идей на общественную жизнь и хозяйственную деятельность людей. Он разработал концепцию исламского и западноевропейского средневекового города. Уже после его смерти в России были переведены на русский язык и изданы его труды, знакомившие исследователей с ее положениями [3; 4].

В своей теории он предложил считать городами те средневековые поселения, где наблюдалась цеховая организация ремесленного населения, при которой цеха обладали определенными юридическими и экономическими правами. В соответствии с ней города исламского Востока, с его точки зрения, не имевшие такой организации, не являлись городами, а только поселениями. Теория М.Вебера была востребована исследователями городов мусульманского мира на протяжении десятилетий, а труды его неоднократно переиздавались [5; 34].

Концепция исламского города была разработана в 1920-1950-е гг. исследователями французской школы, специализировавшимися на изучении городов Алжира и Сирии. Научное направление исследований городов и культуры Востока получило название «Ориентализм». Мусульманские города Магриба с криволинейной уличной структурой в сравнении с античными городами, имевшими прямолинейно-квартальную застройку, назывались ориенталистами «ничто» [33, с. 48]. В своих исследованиях ориенталисты основывались на предположении, что в мусульманской цивилизации все определялось религией ислама. Структуры города и дома в пределах мусульманского мира на трех континентах и на протяжении около тринадцати столетий рассматривались ориенталистами как постоянные. Мусульманские города, имевшие античную основу, по мнению ориенталистов, «выродились», исказив прямолинейные улицы в криволинейные. Кроме того, считалось, что все мусульманские города не обеспечены муниципальными учреждениями, которые отличали античные и средневековые западноевропейские города. Это стало одним из главных постулатов ориенталистской концепции мусульманского города. Одним из выводов было утверждение, что достижения ислама в урбанизме являются по существу отрицательными.

В 1950-е гг. исследователи, хотя и перешли от изучения монументальных зданий к исследованию застройки исламских городов, продолжали применять принципы градостроительной организации Магриба ко всем регионам исламского мира. Была разработана гипотетическая модель структуры исламского города, основанная на существовании соборной мечети в центре города, иерархически организованного рынка, жилых районов, состоявших из кварталов различных этнических групп, и отсутствии различных типов муниципальной организации. Типичный исламский город должен был обладать укрепленной цитаделью и оборонительными стенами, в центре города - рынком и соборной мечетью, вокруг которой группировались 1-3 общественные бани-хаммам, караван-сараи, медресе и т.д.

Ориентализм развивался в завершающий период колониализма. По оценке современных исследователей, развал колониальной системы положил конец скрытому евроцентризму в урбанистических исследованиях и тенденции недооценивать цивилизации, которые следовало рассматривать с большим пониманием и анализом различий, чем акцентировать внимание на предполагаемом подчиненном положении их в сравнении с западной цивилизацией [33, с. 53]. Все более очевидным становилось расхождение характеристик городов с исламским населением в различных регионах мира с идеальным (типичным) представлением об исламском городе.

Мусульманский мир средневековья охватывал огромную территорию от Атлантического океана до Индии и Средней Азии, от Магриба до средней части Восточной Европы. Различные регионы этого мира обладали разными природно-климатическими условиями. Арабский мир, на котором фокусировались исследования ориенталистов, составлял только его небольшую часть. В 1970-80-х гг. появились исследования, в которых доказывалась мысль, что в регионах с

особенностями исторического развития и различными культурными традициями использование единственной концепции «исламского города» было невозможным [22-25; 28-30]. История городов мусульманского мира была длительной, сложной и обусловливала много их разновидностей. Не имеется никакого «мусульманского» города вида ориенталистов [33, с. 56].

В последние десятилетия ХХ в. историками градостроительства, географами, историками и социологами выявлены несколько типов средневековых исламских городов. Первым городом в этом ряду стоит Медина Пророка, имеющая важнейшее сакральное значение для мусульман.

Другую группу составляют первые арабо-мусульманские гарнизонные города (Кафа, Басра, Кайруан и др.), возникшие на завоеванных территориях, чтобы проповедовать ислам. Они играли роль «цитадели веры», способствовали увеличению мусульман и являлись местами их концентрации и распространения ислама в Азии, Африке, и южной Европе. Многие города появились из-за этой религиозной роли. К 1Х в. значение этих городов уменьшилось в связи со снижением роли Аббасидского халифата во взаимоотношениях с различными регионами мусульманского мира и набегами на них кочевников.

В восточном Средиземноморье большую группу составляли исламские города с эллинистическим и римским архитектурно-градостроительным наследием. Среди них выделялись Дамаск и Иерусалим. На основе изучения городов этой группы французские ученые Sauvaget и Elisseeff выдвинули теорию классической модели исламского города, сложившегося в результате постепенного преобразования квартально-уличной застройки городов античности. Их поддержали Kennedy и Hugh [27]. Дискуссия о том, что является исламским городом и существовал ли он вообще, продолжается. Часть исследователей считает, что арабы дали определенный стимул ближневосточной урбанизации, не вызывая общее увеличение уровня городского развития и не идентифицируя города с исламом [29]. Другие признают, что исламские города на завоеванных мусульманами территориях представляли собой ранее существовавшие города с их морфологическими особенностями. Они были расширены и адаптированы для проживания мусульманского населения [23]. В данном случае характеристика города как «исламский» означает город с преобладающим мусульманским населением, а не его градостроительную характеристику.

В 1980-е гг. многие исследователи уже отказывались от использования понятия «исламский» город из-за неоднозначного отношения к «Ориентализму» в научной среде [25]. Стало очевидным, что понятие исламского города появилось на Западе и определено только в различии с западноевропейским городом [28; 30].

В конце 1980-х - начале 1990-х появились исследования ученых арабского Востока и других регионов мусульманского мира [26]. Одни ученые рассматривали исламский город как юридическое лицо, имевшее отличительную форму и особенности, изучали его генезис и развитие [18]. Другие -выявляли особенности идентификации и типические черты, которые были бы применимы ко всем исламским городам или являлись уникальными для различных регионов мусульманского мира [17]. Благодаря введению в научный оборот новых архивных материалов, определялось влияние социальной структуры горожан на застройку городов [20].

В последнее десятилетие исламские города продолжали исследовать в различных аспектах. Много факторов играли решающую роль в формировании плана и формы города мусульманского мира. В дополнение к влиянию местной топографии и морфологическим особенностям существовавших ранее городов, на их облике в исламский период развития отразились социальная организация, культурные, политические и экономические структуры исламского городского общества. Были выявлены общие особенности и принципы организации средневековых городов ближневосточного региона [35; 36].

Научная полемика вокруг понятия «исламский город», растянувшаяся на несколько десятилетий, не ограничилась только средневековыми городами. Она была перенесена на города Нового времени и современные и позволила исследователям прийти к некоему общему знаменателю. Да, средневековые города с исламским населением обладали определенной спецификой в организации внутреннего пространства и жизни в них, обусловленной религиозными установками. Но в большей степени они обладали региональными особенностями, сложившимися под влиянием климатических, социально-экономических и исторических условий развития. Калейдоскопическое многообразие средневековых городов исламского мира обусловлено обширными хронологическими и регионально-территориальными рамками их существования [21; 31]. Однако до настоящего времени в этом многообразии не представлены города исламского Волго-Камья.

В последнее время наметился новый подход, и проявилось разнообразие специализированных изучений средневековых городов исламского мира [32]. Исследователи рассматривают город как живой

организм, состоящий из глубоко связанных между собой частей в виде жилых районов, культовых и общественных зданий, обслуживающих учреждений, и находящийся в непрерывном преобразовании [33].

В заключение следует отметить, что здесь рассматривалась историография западноевропейских и американских исследователей, которые первыми обратили внимание на различия городов Востока и Запада с мусульманским и христианским населением. Они изучали мусульманские города с точки зрения традиционных представлений о западноевропейском городе античного и средневекового периодов. В сравнении с ними они давали преимущественно отрицательную оценку городам с исламским населением. По мере накопления знаний о средневековом градостроительстве различных регионов мусульманского мира встал вопрос об однобокости и ошибочности теоретических предпосылок к таким исследованиям и, следовательно, их выводов. Этому способствовал также взгляд на развитие мусульманских городов «изнутри», который стал доступен с конца 1970-х гг. благодаря исследователям из государств исламского мира. В начале нашего тысячелетия с переосмыслением прежних достижений урбанистических исследований и появлением новых материалов в современном изучении средневекового градостроительства мусульманских стран стала очевидна многогранность такого понятия, как «исламский город». Термин «исламский» больше характеризует мировоззрение населения и его образ жизни, которые проявляются характерными чертами в городах различных регионов и на разных исторических этапах по-своему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байпаков К.М. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. — Алматы, 1998.

2. Буряков Ю.Ф., Богомолов Г.И., Фонарев С.А. и др. Древний и средневековый город Восточного Мавераннахра. - Ташкент: Фан, 1990.

3. Вебер М. История хозяйства. - Пг., 1923.

4. Вебер М. Город. - Пг., 1923.

5. Вебер М. Образ общества. Избранное. - М., 1994.

6. Воронина В.Л. Ислам и архитектура (на примере Средней Азии) // Архитектурное наследство. -М., 1984. - № 32.

7. Воронина В.Л. Средневековый город арабских стран - М.: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991. - 100 с.

8. Кадырбеков И.Д. Развитие градостроительства Киргизии: Проблемы. Расселения. - Фрунзе: Кыргызстан, 1983. - 91 с.

9. Лавров В. А. Градостроительная культура Средней Азии (с древних времен до второй половины Х1Х в.). - М., 1950. - 177 с.

10. Мурадов В.Г. Градостроительство Азербайджана XIII-XVI вв. - Баку: Элм, 1984. - 132 с.

11. Надырова Х.Г. Средневековые столичные города Волго-Камья: опыт сравнения пространственно-планировочных структур // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2009, № 2 (12). - С. 15-21.

12. Надырова Х.Г. Развитие градостроительной культуры Волго-Камья Х - середины ХVI веков: итоги исследования // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2009, № 4 (12). - С. 38-43.

13. Ртвеладзе Э.В. Цивилизации, культуры, государства Средней Азии. - Ташкент, 2005. - 288 с.

14. Стародуб Т.Х. Мусульманский средневековый город (термин и архитектурное выражение). // Город как социокультурное явление исторического процесса. - М.: Наука, 1995. - С. 170-171.

15. Стародуб Т.Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры. Автореферат на соиск. степени доктора искусствоведения. - М., 2006.

16. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 228 с.

ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Abu-Lughod J. The Islamic City: Historic Myth, Islamic Essence, and Contemporary Relevance / J. Abu-Lughod // Urban Development in the Muslim World. Ed. Hooshang Amirahmadi and Salah S. - El-Shakhs, 1993. - P. 11-36.

2. Al-Sayyad N. Cities and Caliphs: On the Genesis of Arab Muslim Urbanism / N. Al-Sayyad -Greenwood Press, Westport, USA.1991.

3. Bianca Stefano. The Deep Structure of the Traditional Urban Fabric / Stefano Bianca // Urban Form in the Arab World-Past and Present. - London: Thames & Hudson, 2000. - P. 137-157.

4. Bierman Irene A., Rifaat A. Abou-El-Haj, Donald Preziosi, eds. The Ottoman city and its parts : urban structure and social order/ Irene A. Bierman ...- New Rochelle, NY: AD Caratzas, 1991.

5. Bosworth C.E. Historic cities of the Islamic world / C. E. Bosworth. - BRILL, 2007. - Р. 615.

6. Brown L. Carl. Introduction to From Madina to Metropolis: Heritage and Change in the Near Eastern City. Ed. L. Carl Brown. Princeton: Darwin Press, 1973.

7. Brown K. The use of a concept: «The islamic city» / К. Brown // Middle Eastern cities in comparative perspective, edited by K. Brown, et al., Ithaca Press, London, 1986. - P. 73-81.

8. Grabar О. Reflexions on the Study of Islamic Art./ О. Grabar // Muqarnas, № 1, 1983: 8.

9. Eikelman D. 1. The Middle East. An Anthropological Approach/ D. 1. Eikelman. - Prentice Hall, 1981. (Englewood Cliff, New Jersey, USA.1986).

10. Hakim B.S. Arabic-Islamic Cities/B. S. Hakim. - London, 1986.

11. Kennedy Hugh. Muslim Spain and Portugal / Kennedy ... - Longman, 1996.

12. King A.D. Culture, Space and Representation: Problems of Methodology in Urban Studies // The Proceedings of International Conference on Urbanism in Islam (ICUIT), October 22-28, 1989, edited by T. Yukawa, Tokyo: The Middle Eastern Culture Center, Tokyo, Japan.

13. Lapidus I.M. The Evolution of Muslim Urban Society. // Comparative Studies in Society and History. -1973, vol. 15. - P. 21-50.

14. Lapidus I.M. Middle Eastern Cities, University of California Press, Berkeley and Los Angeles. The Proceedings of International Conference on Urbanism in Islam (ICUIT), October 22-28, 1989, edited by T. Yukawa, Tokyo: The Middle Eastern Culture Center, Tokyo, Japan, 1989.

15. Morris, A. J. A History of Urban Form before the Industrial Revolution / A. J. Morris - 1994.

16. Petruccioli, Attilio. After amnesia. Learning from the Islamic mediterranean urban fabric / Attilio Petruccioli - Icar, 2007. - P. 238.

17. Salma Khadra Jayyusi, Renata Holod, Attilio Petruccioli, Andre Raymond. The city in the Islamic world, Volume 1. 2007.

18. Weber M. The city. Translation and edited by Don Martindale and Gertrud Neuwirth /M. Weber. - New York: The Free Press, 1958.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. Nasser Rabbat. The Islamic City: Historicity and Abstraction / http://archnet.org /courses / islamic-city.html, 2007.

2. Rabah Saoud. Introduction to the Islamic City / http://www.muslimheritage.com/topics/default.cfm. ArticleID-206 - FSTC 2001-2010.

REFERENCES

1. Baypakov K.M. Medieval cities of Kazakhstan on a Great Silk way. - Аlmaty, 1998.

2. Buriakov Yu.F., Bogomolov G.I., Fonarev С.А. The ancient and medieval city of the East Maverannahr. - Tashkent: Fan, 1990.

3. Veber M. The history of facility. - Petrograd, 1923.

4. Veber M. The city. - Petrograd, 1923.

5. Veber M. The Image of a society. Elected. - М., 1994.

6. Voronina V.L. Islam and architecture (on an example of Central Asia) // The Architectural inheritance. -М., 1984, № 32.

7. Voronina V.L. The medieval city of the Arabian countries - М.: ASRITAT Stcomarchitecture, 1991. -100 p.

8. ^dyrbekov I.D. Development of town-planning of the Kirghizia: Problems. Moving. - Frunze: fyrgyzstan, 1983. - P. 91.

9. Lavrov V. А. City-planning culture of the Central Asia (from ancient times up to second half XIX с.). -М., 1950. - P. 177

10. Мш-adov V.G. City-planning of Azeyrbadzhan in XIII-XVI c. - Baku: Elm, 1984. - P. 132.

11. Nadyrova Kh.G. Medieval capital cities of the Volga-Kamya: the experience of comparison of spatial-planning structures // The News of the Kazan State University of Architecture and Engineering, 2009, № 2 (12). - P. 15-21.

12. Nadyrova Kh.G. The development of the city-planning culture of the Volga-Kamya in X - middle of 16 centuries. The results of the study // The News of the Kazan State University of Architecture and Engineering, 2009, № 4 (12). - P. 38-43.

13. Rtveladze E.V. Civilizations, culture, states of the Central Asia. - Tashkent, 2005. - P. 288.

14. Starodub T.Kh. The muslim medieval city (term and architectural expression) // City as sociocultural phenomenon of the historical process. - М.: Science, 1995. - P. 170-171.

15. Starodub T.Kh. Evolution of the types of the medieval Islamic architecture. Author's abstract to the competition of the degree of a Doctor of Art. Sci. - М., 2006.

16. Fedorov-Davydov GA. The Golden Hords cities of the Volga Region. - М.: Publishers MSU, 1994. - P. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.