13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИ 1З.ОО.ОО.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES
13Ж01.ПЕДАШГИКАИ УМУМЙ,ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА ТА^СИЛОТ 13.00.01.ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.01.GENERAL PEDAGOGICS, THE HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
УДК37 ББК74.03
Исламов Озод Азимович, профессор кафедры черчении,начертательной геометрии и МП; Кузиев Мурод Азизович,доцент кафедры технологии и методики ее преподавания ХГУ имени акад.Б.Гафурова (Таджикистан,Худжанд)
Исломов Озод Азимович, профессори кафедраи нашца, геометрияи тасвири ва усули таълим; Кузиев Мурод Азимович,дотсенти кафедраи технология ва усу л и таълими они ДДХ ба номи акад.Б.Гафуров (Тоцикистон, Хуцанд)
Islamov Ozod Azimovich, Professor of the department of draughtsmanship, descriptive geometry methods of teaching;Kuziyev Murod Azizovich, Associate Professor of the department of technology methods teaching under the SEI "KhSU named after acad. B.Gafurov " (Tajikistan, Khujand),E-mail: [email protected]
Ключевые слова: наука, культура, библиотека, перевод, математика, девятое, научные разработки
В статье рассматриваются истоки и развитие науки и искусства, которые средневековые ученые Средней Азии продемонстрировали и воплотили в своих трудах. Отмечается, что результаты развития мусульманской науки и искусства распространились по всей Европе, а исламский мир выступил посредником между древнегреческой и европейской наукой. Упоминается, что в средние века выдающиеся персидско-таджикские ученые Беруни, Фароби, Хорезми, Хайям, Насриддин Туси, Каши и другие внесли значительный вклад в становление и развитие науки и искусства, написав свои длительные научные труды. Их работы всесторонне демонстрируют решение многих важных научных проблем, включая построение геометрических фигур, анализ геометрических теорем, астрономию, математику и природу.
Вожа^ои калиди:илм, фаруанг, китобхона, тарцума, риёзиёт, нуцум, тарации илм
Мацола оид ба пайдоишу равнаци илм ва санъат, ки олимони асрмиёнагии Осиёи Миёна дар асаруои худ нишон дода, дар амал ицро намудаанд, баус менамояд. Цайд мешавад, ки натицауои пешрафти илму санъати мусулмонон дар саросари Аврупо густариш ёфта, цауони ислом уамчун миёнарав байни илми Юнони бостон ва аврупои амал намудааст. Хотирнишон мешавад, ки дар асруои миёна олимони барцастаи форс-тоцик Беруни, Фороби, Хоразми, Хайём, Насриддини Туси, Коши ва дигарон бо иншои осори илмии мондагори худ дар ташаккул ва тарацции илм ва санъат уиссаи барцаста гузоштаанд. Дар асаруои ощо уалли бисёр аз масъалауои мубрами илми, аз цумла сохтани фигурауои уандаси, таулили теоремауои уандаси, нуцум, риёзиёт, табииёт ба тарици мукаммал нишон дода шудааст.
Key-words: science, culture, library, translation, mathematics, ninth, scientific developments
The article dwells on the origins and development of science and art, which the medieval scientists of Central Asia demonstrated and embodied in their works. It is underscored that the results of the development of Muslim science and art spread throughout Europe, and the Islamic world acted as a mediator between ancient Greek and European science. It is mentioned that in the Middle Ages,
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - ВРЕМЯ РАСЦВЕТАНАУКИ И ИСКУССТВА В МУСУЛЬМАНСКОМ
МИРЕ
ПАЙДОИШУ РАВНАКИ ИЛМ ВА САНЪАТ ДАР ЦАХрНИ ИСЛОМИ АСРХОИ МИЁНА
MIDDLE AGES BEING A PERIOD OF SCIENCE AND ARTPERSPECTS IN THE MUSLIM WORLD
outstanding Persian-Tajik scientists they were: Beruni, Farobi, Khorezmi, Khayyam, Nasriddin Tusi, Kashi and others who made a significant contribution into the formation and development of science and art writing their long scientific works. Their work comprehensively demonstrates the solution to many important scientific problems, including geometric shapes formation, an analysis of geometric theorems, astronomy, mathematics and nature as well.
В период расцвета инквизиции, когда Европа кичилась своим невежеством: научная мысль преследовалась и угнеталась, господствовало мракобесие, казнили ученых и сжигали на кострах, мусульманские ученые на многие века опередили европейцев целым рядом открытий и изобретений. Преодолев ярый религиозный фанатизм, царивший в эпоху арабских завоеваний, мусульманский научный мир переживал свое второе рождение. Труды многих ученых Греции, Рима и др. переводились на арабский язык (2, 16).
Мусульманская культура,результаты научных достижений распространялись по всей Европе. Мусульманский мир также выступал в качестве посредника между эллинской и новой европейской наукой,между древностью и современностью.Интерес к знаниям у мусульман начинался с изучения Священного Корана и арабского языка.Мусульмане заучивали наизусть Коран и изречения Пророка, изучали его жизнеописание и наставления.В исламском мире безграмотных людей было не много. Даже старики и немощные люди старались обучаться грамоте,чтобы читать Коран на арабском языке.Повсеместное использование арабского языка было одним из факторов, способствовавших распространению знаний в мусульманских странах (1,24).
В период правления халифа аль Валида бин Абд-аль Малика (705-715) арабский язык был объявлен официальным языком мусульманского Халифата. Большое внимание уделялось развитию арабской письменности и сохранению научного наследия. Книгоиздатели заботились о художественном и графическом оформлении книг, качестве бумаги и переплета. Во всех областях мусульманского мира были основаны публичные и частные библиотеки, поддерживавшие тесную связь между собой. Труды, появлявшиеся в Багдаде или Дамаске, посредством торговых караванов в течение нескольких месяцев доходили до Магриба и Кордовы.
Библиотеки служили не только для хранения и чтения книг, также служили местом научных собраний и дискуссий. В них переписывались труды учёных, писали и творили многие великие мыслители. Знания были достоянием общественности, и каждый желающий имел возможность воспользоваться услугами библиотек и получить доступ к ценным и редким трудам. Отсутствие цензуры, почтительное отношение к учёным, широкий доступ к знаниям — всё это способствовало бурному развитию общественной и научной мысли в Халифате, пробудило интерес к философии и естествознанию (1, 17).
В период правления династии Аббасидов началась беспрецедентная по своим масштабам кампания по переводу научных и философских трудов с различных языков мира на арабский язык, на который были переведены трактаты древнегреческих, персидских и индийских мыслителей.
Мусульмане по праву гордятся тем, что они сохранили наследие предыдущих цивилизаций, способствовали дальнейшему развитию философии и прочих наук. Уважительное отношение к чужой культуре отличало мусульманских правителей от многих других завоевателей. Если после покорения Багдада монголами были сожжены библиотеки и разрушены тысячи памятников мусульманской культуры, сброшены сотни тысяч книг в реку Тигр, если после падения Кордовы испанцы сожгли около семидесяти книгохранилищ, в которых находилось 1050000 томов книг, то мусульмане обменивали пленных византийцев на книги античных мыслителей (7, 17).
В эпоху Омейядов особый интерес проявлялся к переводам научных трудов. Внимание мусульманских учёных привлекали в первую очередь труды древнегреческих врачей и астрономов, чьё наследие к тому времени было предано забвению, а многие рукописи были захоронены вместе с их авторами. Халиф аль-Мамун, основавший «Дом мудрости» в Багдаде, щедро вознаграждал переводчиков, давая им столько золота, сколько весила сама книга. На арабский язык были переведены труды таких учёных античного периода, как Пифагор, Платон, Аристотель, Архимед, Гален, Гиппократ, Евклид. К ним были написаны многотомные комментарии, а идеи античных философов были творчески осмыслены в свете мусульманской традиции и получили дальнейшее развитие. Расцвет науки и мысли в халифате пришёлся на XI-XIII века. Достижения мусульманских учёных в различных областях знания способствовали
развитию военного дела, градостроения, мореплавания, хозяйственных и общественных отношений.
Мавританская Испания была главным источником, откуда научные знания мусульманского мира и его великие достижения распространялись во Францию, Германию и Англию. Испанские университеты в Кордове, Севилье и Гранаде были переполнены христианскими и еврейскими студентами, которые обучались наукам у мусульманских учёных, а затем популяризировали их на своей родине. Мусульманские учёные внесли большой вклад в развитие таких направлений науки, как медицина, география, философия и социология, государство и об-щество, химия, астрономия, физика, алгебра и геометрия, архитектура и др. (7, 26).
Величайшим вкладом мусульманских учёных в математику стало распространение десятичной системы исчисления, которая очень скоро получила признание во всём мире. Вместе с цифрами европейцы заимствовали и новые термины. Французское слово «chiffre» («цифра», «сумма», «код, шифр»), немецкое Ziffer («цифра», «код, шифр»), английское cipher («код, шифр», «цифра», «ноль», «ничто»), так же, как и французское «zero» («ноль», «ничто») и английское «zero» («ноль», «ничто»), произошли от арабского «сыфр», что означает «пустой». Соответственно, к нему же восходят русские слова «цифра» и «шифр». И хотя те цифры, которые пришли в Европу из Халифата, приобрели нынешний вид лишь несколько веков назад, мы называем их «арабскими».
Видным представителем багдадской школы был математик, географ и астроном Мухаммад аль - Хорезми (780- 850). Его трактат «Книга о сложении и вычитании на основе индийского исчисления» дошёл до нас только в латинском переводе. Это первый труд, в котором излагается десятичная система счисления и операции, выполняемые в этой системе, включая умножение и деление. От названия другой книги «Хисаб аль-джабр ва-ль-мукабала» произошел термин «алгебра», за которым закрепилось значение науки об уравнениях. Слово «алгоритм», которое вплоть до начала нового времени означало вычисление в десятичной позиционной системе, происходит от латинизированного варианта имени учёного.
Другим выдающимся математиком и астрономом был сириец Мухаммед бин Джабир бин Синан, больше известный как аль-Баттани (858-929). Он заложил основы тригонометрии, ввёл в употребление тригонометрические функции (синус, косинус, тангенс, котангенс) и произвёл новые, более точные вычисления угла наклона эклиптики к экватору.
Большие заслуги в развитии математики принадлежат Сабиту аль-Баттани (836-901), Мухаммаду аль-Бузджани (940- 998), Абу Рейхан ал Бируни (974-1048), Абу Бакру аль-Караджи (965-1030).
Сочинения ал-Бируни относятся главным образом к математике и астрономии, а также к физике, ботанике, географии, геологии, истории, хронологии и другим наукам. Представления ал-Бируни об устройстве мира, движении Земли, силах тяготения намного опередили его время. Высказывая сомнения в справедливости геоцентрической системы Птолемея и присоединяясь к идеям древнеиндийских учёных о тождестве звёзд и Солнца, он считал Солнце огненным шаром, в отличие от Луны и планет, отражающих солнечный свет. Явление утренней и вечерней зари он объяснил как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом солнца.
Высказал мысль о «дымоподобной» природе светящихся хвостов возле диска Солнца во время его затмений (солнечная корона). Разработал астрономические методы геодезических измерений. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант). Построил первый неподвижный (стенной) квадрант радиусом 7.5 м для точных (до 2-х угловых минут) наблюдений Солнца и планет, который в течение 400 лет был самым большим в мире.
Абу Райхан Мухаммад Аль-Бируни (973 - 1048). Проведенные им измерения наклонения эклиптики к экватору в течение многих веков оставались непревзойдёнными по точности. Одним из первых после древнегреческих учёных начал развивать и широко применять плоскую и сферическую тригонометрию как математическую основу практической астрономии. Бируни разработал новый, весьма точный метод определения радиуса Земли путём наблюдения положения горизонта с вершины горы.
За 600 лет до В. Снеллиуса предложил тригонометрический метод измерения расстояний, сходный с современной триангуляцией. Он стал учителем для многих ученых Востока. Омар Хайям, Насреддин Туси, Улугбек и другие выдающиеся ученые, жившие после Бируни, считали его великим ученым.
Абу Бакр аль-Караджи в своей известной работе «АльФахри» разбирает способы решения квадратных уравнений и извлечения корней выше второй степени.
Новые способы решения алгебраических уравнений описываются великим поэтом и философом Омаром Хайямом (1040 — ок. 1123). В его работах предпринимается попытка решения геометрических задач алгебраическими методами, и поэтому исследователи называют его отдаленным предшественником Декарта. Возрастающие интересы мусульман к астрономии определялись не только расширением мусульманских владений и развитием мореплавания, но и кораническим призывом размышлять над знамениями во Вселенной. Практически в каждом крупном мусульманском городе функционировала обсерватория. Астрономическими исследованиями занимались многие выдающиеся математики, философы и географы. Сделанные ими открытия вдохновили на научные изыскания таких европейских мыслителей, как Николай Коперник (1473- 1543) и Галилео Галилей (1564-1642).
Одним из великих астрономов является азербайджанский ученый Насреддин Туси (1201-1274), который помимо астрономических открытий дал лучшее для тех времён объяснение трудов Евклида по геометрии, сделал ряд дополнений к его работе и способствовал дальнейшему развитию теории параллельных линий.
Ученик Насреддина Туси - Гутбеддин Ширази на 300 лет раньше Декарта дал верное объяснение такому природному явлению, как радуга («алаимус-сяма»). В военных походах Тимура (Тамерлана) всегда сопровождала многочисленная семья, жены, дети и внуки. В одном из таких походов в Иран и Переднюю Азию 22 марта 1394 года в городе Султания родился Улугбек Мухаммад Тарагай - внук Тамерлана, который стал великим астрономом и математиком, выдающимся ученым своей эпохи, государственным деятелем. В 1428-1429 годы по чертежам и при непосредственном руководстве Улугбека была построена обсерватория, которая являлась уникальным сооружением своего времени. Чтобы обеспечить зданию нечувствительность к подземным толчкам, местом для строительства обсерватории было выбрано каменистое подножие холма Кухак. Здание высотой 30,4 м было трехъярусным, круглым. Основой обсерватории был гигантский угломер (вертикальный круг), радиус окружности которого равнялся 40,212 метра, а длина самой дуги составляла 63 метра. Главный инструмент-секстант был ориентирован по линии меридиана с юга на север. Помимо главного инструмента в обсерватории находились и другие астрономические приборы.
Благодаря размеру секстанта, его удачной конструкция, научным знаниям Улугбека и его коллег стали возможными точные астрономические наблюдения. Под руководством и при участии великого астронома Улугбека был составлен главный труд обсерватории «Зиджи Гураган», «Звездные таблицы Улугбека». В каталоге содержатся координаты 1018 звезд, определенные Самаркандской обсерваторией с невероятной точностью впервые после Гиппарха. Создание астрономического каталога считается выдающимся вкладом в сокровищницу мировой астрономической науки. Кроме этого, в обсерватории проводились работы по определению наклона эклиптики к экватору и длины звездного года; по вычислению значения синуса одного градуса — важной астрономической постоянной - с точностью до восемнадцатого знака после запятой.
В 1405 году, после смерти Тимура и возникшей междоусобицы, Улугбек в 1409 г. стал правителем Самарканда, правление которого в 1411 г. становится суверенным. Великий ученый Улугбек, хотя и был слабым администратором, уделял особое внимание повышению грамотности среди населения. На портале одного из медресе, построенного по указанию Улугбека, сохранилась надпись: «Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
Персидский математик Джамшид бин Махмуд аль-Каши (ум. 1436) ввёл десятичные дроби и указал на необходимость упрощения счёта путем опускания разрядов, не имеющих значения при вычислениях.
Современные учёные мусульманских стран - врачи, физики, химики, биологи — продолжают вносить свой вклад в развитие мировой науки. Их заслуги признаются не только на родине, но и во всем мире.
Достаточно назвать имена таких выдающихся ученых, как пакистанский химик, один из основателей Пакистанской академии наук Салимуззаман Сиддики (1897- 1994) или индийский врач, возродивший традиционную систему медицины, Хаким Аджмал Хан (1863- 1927) и др.
Научной общественности хорошо известны достижения пакистанского физика, лауреата Нобелевской премии 1979 г. Абдас-Саляма аль-Кадияни (род. 1926); азербайджанского физика, создателя пяти фундаментальных научных теорий, в том числе теории нечёткой логики, Лютфи
Заде (род. 1921); египетского геолога, одного из руководителей американской программы полёта человека на Луну «Аполлон» Фарука Эль База (род. 1938).
Таким образом, сказанное выше свидетельствует о том, что в средние века мусульманский мир славился своими великим учеными и открытиями в сфере науки, что говорит о его высокой культуре. И не зря известный востоковед Франц Роузенталь справедливо охарактеризовал культуру мусульманского Востока как «торжество знания».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Березкина, Э.И. Математика древнего Китая/Э.И.Березкина- Москва: Красанд, 2010.-310 с.
2. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496
3. Демьянов, В.П. Геометрия и Марсельеза/В.П.Демьянов.-М.: Знание, 1986.-256с.
4. Монж, Г. Начертательная геометрия/Г.Монж.- М.: АН СССР, 1947. - 291 с.
5. Начертательная геометрия. // Под ред. Н.Ф. Четверухина.- М.: Высшая школа,- 1963. -420с.
6.Раушенбах,Б.В.Геометрия картины и зрительное восприятие.СПб:Азбука-классика,2002.-320 с
7.Свечников,А.А.Путешествие в историю математики, или как люди учились считать/А.А.Свечников .-М.:Педагогика-Пресс,1995.-168с.
REFERENCES:
1. Berezkina, E.I. Mathematics of Ancient China / E.I. Berezkina - M.: Krasand, 2010. - 310 p.
2. Vinnichuk, L. People, Customs and Traditions of Ancient Greece and Rome / Translated from Polish by V.K.Ronin. - M.: Higher School, 1988. - 496 p.
3. Demyanov, V.P. Geometry and Marseillaise / V.P. Dem'yanov.-M.: Knowledge, 1986. - 256 p.
4. Monge, G. Descriptive Geometry / G. Monge. - M.: AN SSSR, 1947. - 291 p.
5. Descriptive geometry//under the editorship of N.F.Chetverukhin.-M.:Higher School,-1963. - 420 p.
6. Rauschenbach,B.V.Geometry of the Picture and Visual Perception.-SPb.:Azbuka-klassika,2002.-320 p.
7. Svechnikov, A.A. A Journey into the History of Mathematics or How People Learned to Count / A.A. Svechnikov.-M.: Pedagogics-Press, 1995. - 168 p.