СИДОРОВА ВАСИЛИНА ВИКТОРОВНА
Научный сотрудник, Институт всеобщей истории РАН; Институт проблем
передачи информации им. А. А. Харкевича РАН
http://iitp.ru/ru/users/4603.htm
https://iitp-ru.academia.edu/VasilinaSidorova
Средневековье глазами российской интернет-аудитории
В статье опубликованы результаты социологического исследования, проведенного в мае 2012 г. в Интернете, чтобы выяснить, какой образ Средневековья существует у людей, интересующихся историей, и сравнить его с представлениями медиевистов и других историков. Впервые его итоги были представлены на конференции «Шестое Средневековье» (организатор М. А. Бойцов, Москва, НИУ «Высшая школа экономики», 25 мая 2012). В опросе приняло участие 664 человека, которые продемонстрировали значительный интерес к истории Средних веков и наличие, по крайней мере, элементарных знаний по этому периоду.
Исследование показало существенные различия между образами Средневековья, которые есть у представителей разных профессий. Большинство медиевистов видит эпоху в светлых тонах и склонно игнорировать какие бы то ни было неприглядные стороны Средневековья. Образ историков и гуманитариев более нейтрален. Для представителей общественных, естественных, технических наук и всех остальных Средние века- мрачное и «грязное» время. В самом черном цвете этот исторический период видят инженеры. Чем более системно человек мог познакомиться с ним в университете, тем меньше он окрашен в темные тона. Однако мало кто воспринимает Средние века как время застоя и упадка.
Ключевые слова: медиевализм; образ Средних веков; социологический опрос.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Сидорова В. В. Средневековье глазами российской интернет-аудитории [Электронный ресурс] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). С. 209246. URL: http://voxmediiaevi. com/2019-2-sidorova
VASILINA SIDOROVA
Research Fellow at Institute of World History, Russian Academy of Science, and Kharkevich Institute for Information Transmission Problems, Russian Academy of Science
http://iitp.ru/ru/users/4603.htm
https://iitp-ru.academia.edu/VasilinaSidorova
The Middle Ages through the Eyes of Russian Internet Users
The article presents the results of a sociological study conducted in May 2012 on the Internet in order to find out what image of the Middle Ages exists among people interested in history and compare it with representations of medievalists and other historians. For the first time, the results were presented at the conference "The Sixth Middle Ages" (organized by M. Boytsov, National Research University "Higher School of Economics", Moscow, May 25, 2012). The survey involved 664 people who showed significant interest in the history of the Middle Ages and demonstrated at least basic knowledge of this period.
The study showed significant differences between the images of the Middle Ages that share people of different professions. Most medievalists see the medieval period in bright colors and tend to ignore any unsightly aspects of the Middle Ages. The image shared by historians and graduates in humanities is more neutral. For specialists in social, natural and technical sciences and everyone else, the Middle Ages were gloomy and "dirty". Engineers see this historical period in black color more than others. The more systematically one could learn medieval history at the university, the less are the Middle Ages painted in dark colors for him. However, few people perceive the Middle Ages as a time of stagnation and decline.
Key words: image of the Middle Ages; medievalism; opinion survey.
FOR CITATION
Сидорова В. В. Средневековье глазами российской интернет-аудитории [Digital Resource] [Sidorova V. The Middle Ages through the Eyes of Russian Internet Users] // Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). P. 209246. URL: http://voxmediiaevi. com/2019-2-sidorova
Весной 2012 г. у меня возникла идея провести социологическое исследование, чтобы выяснить, какой образ Средневековья существует у людей, интересующихся историей, и сравнить его с представлениями медиевистов и других историков.
Эта идея была навеяна очерком М. А. Бойцова «Средневековье— в "реальности" или только в нашем сознании?»1, в котором он излагал мысль, что Средних веков как цельной эпохи никогда не было, вместо нее существует мыслительный конструкт интеллектуалов Нового времени, создаваемый для самоидентификации в Современности. «Средние века — это "Другой", который не существует сам по себе, а всякий раз создается заново постоянно меняющимся новоевропейским "Я"». Он выделил пять Средневе-ковий: Средневековье гуманистов, Средневековье реформаторов и контрреформаторов XVI-XVII в., Средневековье просветителей, Средневековье романтиков и государственников XIX в., послевоенное Средневековье XX в., созданное интеллектуалами преимущественно левых взглядов. Предположив, что в ближайшее время должно появиться шестое Средневековье, Михаил Анатольевич организовал одноименную конференцию 25 мая 2012 г. Для этой конференции и последующей публикации ее трудов и было подготовлено настоящее социологическое исследование, однако сборник, готовившийся к печати еще в 2013 г., так и не увидел свет. Весной 2019 г. Светлана Яцык любезно предложила опубликовать мою статью в настоящем выпуске журнала «Vox medii aevi», посвященном медиевализму. Выражаю благодарность Светлане и редколлегии за возможность познакомить широкую
1. Бойцов М. А.
Средневековье - в «реальности» или только в нашем сознании? URL: https://medieval.hse.ru/ data/2012/05/26/1253617231/Vvedenie-Sait.doc (дата обращения 25.07.2019). В этом номере с. 169-178 (URL: http://voxmediiaevi.com/2019-2-boytsov).
© В. Сидорова, 2019
аудиторию с этим текстом. Параллельно с подготовкой настоящей статьи я провела новый опрос с целью узнать, изменился ли образ Средних веков за прошедшие семь лет. Его результаты опубликованы в журнале «Средние века»2.
С точки зрения М. А. Бойцова, попытки определить онтологическое содержание «эпохи Средних веков», предпринимаемые все последние 200 лет, провалились, поскольку описывали частности, но не выдвинули универсальный «эпохообразующий критерий». Стоит ли из этого сделать вывод, что целостного Средневековья никогда не существовало? Разве то же самое не касается истории Античности, ведь общества Древней Греции и Древнего Рима также претерпели значительные изменения за столетия своего существования? Было бы заблуждением полагать, что Рим эпохи царей отличается от Римской империи на излете своего существования меньше, чем, скажем, Византия времени Юстиниана от Византии в 1453 г. Под Античностью понимается только греко-римская древность, что вроде бы облегчает определение хронологических и географических рамок. Но после походов Александра Македонского границы античной цивилизации выходят далеко за пределы Италии, Греции и Малой Азии. Разве Галлия, Иберия, Палестина, Греко-Бактрия и Пто-лемеевский Египет во всем схожи? Да и сам термин «Античность» разве не был изобретен теми же гуманистами?
Нет смысла спорить с утверждением, что образ любой эпохи изменяется из поколения в поколение. «У каждой эпохи свои подрастают леса...», — пел Б. Окуджава. Историю вообще можно сравнить с зеркалом, в которое смотрится «современный» человек и ищет в нем свое отражение. Гуманисты, придумавшие понятие «Средние века», уловили ветер перемен и смогли обозначить отличия своего времени от предыдущего, хотя, с точки зрения устоявшейся периодизации, сами они еще продолжали жить в Средневековье, пусть и переживающем трансформацию. Для европейских историков эта эпоха — прежде всего часть национальной истории их стран. В России не утихают споры о любом периоде нашей
2. Сидорова В. В. Страдания по Средневековью: два опроса российских пользователей соцсетей // Средние века. 2019. Вып. 80(3). С. 37-46. DOI: 10.7868/ S0131878019030036. Вторая часть готовится к печати.
истории: образы как давнего, так и недавнего прошлого находятся в постоянном изменении.
Есть ли единственный критерий онтологического содержания времен года? В какой-то момент мы чувствуем, что наступила весна, это может не совпадать с календарем, а снегопады могут еще не раз возвращаться. Это ощущение не наступает одновременно для всех жителей континента, не говоря уже о всей планете. Что такое лето в Австралии? Что такое зима на экваторе? Такие размышления могут довести до абсурдной идеи, что лета на самом деле нет, а июнь, июль и август—условность одного из календарей. Есть только погода за окном и мечта о лете, у каждого своя. Даже если в этом есть зерно истины, вряд ли подобное отрицание может изменить как климат, так и культурные представления о смене сезонов.
По этой аналогии, возможно, само существование образа той или иной эпохи указывает на ее целостность и является наиболее универсальным «эпохообразующим критерием»? Этот образ, несомненно, влияет на подходы к ее изучению, а сам он, в свою очередь, зависит от Современности3. Однако у специалистов и обывателей он, вероятно, сильно отличается, и специалисты могут не учитывать запрос «целевой аудитории». Проводя опрос, я стремилась выяснить очертания образа Средних веков в сознании самих медиевистов, других историков и всех остальных интересующихся историей. 2010-е годы отмечены важными изменениями в общественном восприятии эпохи Средневековья (популярность «Игры престолов», пабликов в соцсетях, УоыТыЬе-каналов о Средних веках и т. п.), и мой опрос зафиксировал начало этого процесса.
Описание выборки
Опрос проводился в электронном виде с 1 мая по 30 июня 2012 г. Анкета распространялась через социальные сети ВКонтакте и ГаееЬоок, а также по е-мэйл методом снежного кома и состояла из 33 вопросов открытого и закрытого типа4.
3. Не ставя перед собой задачи попытаться определить онтологическое содержание Средневековья, отсылаю читателя к статье, также написанной по итогам конференции «Шестое средневековье»: Филиппов И. С.
О понятии «Средние века» и его содержании // Исторический журнал: научные исследования. 2014. №4(22). С. 471-484. DOI: 10.7256/22221972.2014.4.14114 и к статье, открывающей вышедший в том же 2012 г. 2-й том новейшего издания «Всемирной истории»: Уваров П. Ю. Что такое Средние века? // Всемирная история. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / отв. ред. П. Ю. Уваров. М., 2012. С. 5-15.
4. Выражаю благодарность научному сотруднику Института социологии РАН и преподавателю Французского Университетского Колледжа при МГУ им. М. В. Ломоносова А. Н. Чуракову и ассоциированному сотруднику Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Е. И. Лыткиной за бесценные консультации по социологии
и методике проведения опросов, а также А. С. Анохину за помощь в обработке данных к докладу в 2012 г.
Среднее время ответа составляло около получаса. Исследование сразу вызвало большой интерес: первые 500 ответов поступили уже на третий день после публикации опросника в интернете. В результате ее заполнило 664 респондента: 69% из них проживают в Москве и Московской области, 9% — в Санкт-Петербурге, 16% — в других регионах России и 6% — за рубежом. 73% респондентов составляли люди с высшим образованием, 19% — студенты. 92% владели иностранными языками, больше половины свободно говорили хотя бы на одном. 75% респондентов бывали в странах зарубежной Европы и только 21% — никогда не выезжал за пределы СНГ. 55% опрошенных — мужчины, 45% — женщины. Это молодая аудитория: 78% участников опроса родились между 1973 и 1994 гг. (тогда им было от 18 до 39 лет), при этом, 55% — это поколение, родившееся между 1983 и 1994 гг. Медианный возраст всех респондентов на момент опроса был равен 26 годам (мужчин — 29 лет, женщин — 25 лет) (Схема 1).
В основе анализа данных лежит гипотеза, что люди разных профессий в силу особенностей мышления, бэкграунда
Схема 1. Возраст респондентов
и социального окружения испытывают интерес к разным аспектам истории и соответственно по-разному воспринимают эпоху Средних веков. Респондентам было предложено отнести себя к одной из трех групп: медиевисты (82 человека (12%)), другие историки (125 человек (19%)) и представители других профессий (457 человек (69%)). Среди историков 81% составили новисты (34 чел.), русисты (29 чел.), антико-веды (21 чел.), археологи (6 чел.), славяноведы (5 чел.), востоковеды (5 чел.).
Все неисторические специальности были сгруппированы в несколько кластеров:
1) «гуманитарные науки» (97 чел.): филологи (63 чел.), искусствоведы (16 чел.), философы (7 чел.), культурологи (6 чел.), этнологи (5 чел.);
2) «общественные науки» (64 чел.): юристы (19 чел.), экономисты (17 чел.), социологи (12 чел.), политологи (9 чел.), психологи (3 чел.) и специалисты по международным отношениям (4 чел.);
3) «работники СМИ» (24 чел.);
4) «естественные науки» (110 чел.): физики (44 чел.), математики (24 чел.), биологи (20 чел.), медики (11 чел.), геологи (5 чел.), географы (3 чел.) и химики (3 чел.);
5) «инженерные и технические науки» (74 чел.);
6) «другие» (88 чел.).
Профессиональный состав выборки представлен на Схеме 2.
93% респондентов ответили, что интересуются историей. Из этого следует, что участники опроса входят в состав «целевой аудитории» историков, т. к. это люди, готовые воспринимать историческое знание и имеющие как минимум самые общие представления о тех или иных исторических периодах. У 71% гуманитариев, 67% обществоведов и 54% журналистов этот интерес выражен сильнее: они чаще выбирали варианты «я вообще очень люблю историю» и «меня интересуют отдельные события / страны / личности / сюжеты». 50% представителей остальных профессий «специально не интересуются историей, но любят узнавать что-то занимательное», и около 9% признались, что «история не входит в число их увлечений».
Схема 2. Профессии респондентов
инженерные и технические науки
другие специальности
общественные науки
гуманитарные науки
естественные науки
медиевисты
историки
СМИ
Более 90% всех опрошенных считают важным знать историю, причем мировая история и история Отечества должны изучаться в одинаковом объеме. Последнее утверждение расходится с мнением 24% историков (за исключением специалистов по всеобщей истории), которые считают, что «знать нужно, прежде всего, историю родной страны». Среди всех других специальностей этот показатель колеблется от 1% (юристы и математики) до 12% (естественные науки). Некоторые респонденты уточняли, что нужно знать историю, чтобы «быть интересным собеседником», иметь представление об «основных моментах, чтобы не быть совсем уж темнотой», «чтобы ориентироваться в жизни и не поддаваться на пропаганду политиков»; она «расширяет кругозор, многому учит», «история — это связь поколений».
Интерес непосредственно к истории Средних веков представлен на Схеме 3.
Мужчины и женщины продемонстрировали полное единодушие в ответах (Таб. 1).
Схема 3. Интерес к истории Средних веков
История Средних веков вам... | интересна И мало или совсем не интересна специально не интересна, но если попадается что-то любопытное, читаю / смотрю
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Таблица 1. Интерес к истории Средних веков
мужчины женщины
Очень интересна 17% 19%
Интересна 29% 30%
Специально не интересна 46% 45%
Мало интересна 7% 5%
Совсем не интересна 1% 1%
Респондентам было предложено назвать самые интересные для них эпохи (вопрос был задан в открытой форме). На этот вопрос пожелало ответить 76% представителей других специальностей, 89% историков и 93% медиевистов.
Наименьший интерес к вопросу продемонстрировали математики (38%) и программисты (55%).
В ответах неисториков Средние века заняли второе место после XX века. Иногда люди называли только эпохи (напр., Средние века, Новое время, советский период), но обычно уточняли век и страну. Часто встречались ответы «вся Европа от Рима и до сегодняшнего дня» или просто «история России». Иногда эпохи называли по правителю («эпоха Петра Великого», «история дворцовых переворотов», «Франция Людовика XIV»). Всего было собрано 142 варианта ответов.
В Таб. 2 представлены самые популярные ответы медиевистов, других историков и остальных респондентов. Примечательно, что 176 неисториков уточнили наиболее интересные отдельные «Средние» века (с XII по XVI вв., а также Ренессанс), в то время как Средние века в целом отметили еще 130 человек. Мы видим, что интерес к Средневековью весьма высок среди неспециалистов, что позволяет сделать вывод о существовании в обществе запроса на информацию об этом периоде.
Таблица 2. Если какие-то эпохи вам особенно интересны, назовите их
Медиевисты Историки Другие
Средние века 52 68% XX век 56 51% XX век 151 45%
XX век 23 30% XIX век 35 50% Средние века 130 38%
Новое время 21 28% Новое время 57 46% Античность 121 36%
Античность 20 26% Средние века 31 32% Новое время 111 33%
Древняя Русь 17 22% Античность 28 28% Древняя Русь 81 24%
XIX век 12 16% Советский период 24 25% Советский период 74 22%
XVI век 11 14% Россия XIX века 23 22% XIX век 71 21%
Византия 9 12% Древняя Русь 20 21% XVIII век 59 17%
XVII век 9 12% Древний Восток 15 18% XVI век 48 14%
Древний Рим 9 12% XVIII век 14 14% XV век 47 14%
Раннее Средневековье 8 11% Россия XVIII века 11 12% Ренессанс 36 11%
XV век 8 11% XVII век 13 12% Россия XIX века 36 11%
Советский период 8 11% Древняя Греция 8 10% Древний Рим 32 9%
XII век 7 9% XVI век 7 7% Россия XVIII века 32 9%
Средневековая Англия 7 9% Франция XVIII века 6 6% XVII век 31 9%
Средневековая Ирландия 6 8% Вторая мировая война 7 6% Древний Восток 27 8%
XVIII век 6 8% Россия на рубеже XIX-XX веков 7 6% Древняя Греция 25 7%
Древний Восток 6 8% Раннее Средневековье 7 6% Вторая мировая война 20 6%
Англия XVI-XVII вв. 5 7% Византия 7 6% XIV век 16 5%
Ренессанс 5 7% Древний Рим 7 6% Россия на рубеже XIX-XX веков 16 5%
XIII век 5 7% Доколумбо-ва Америка 6 5% XII век 15 4%
XI век 4 5% ^^ века 5 5% XIII век 14 4%
XIV век 4 5% Франция XIX века 5 5% История Японии 13 4%
Россия XIX века 4 5% XIII век 5 5% Древний Египет 13 4%
Древняя Греция 3 4% XV век 5 5% Викторианская Англия 13 4%
Опрос на знания
С блоком вопросов на знание персонажей средневековой истории неисторики справились относительно легко (Схема 4). Один из респондентов написал в комментарии: «Хотелось бы еще отметить, что по моему субъективному мнению финальный опрос по персоналиям для человека сколько-нибудь сведущего в истории (а другие в этот опрос не полезут) слишком прост». Предложенный список из 25 исторических личностей и 12 понятий сформировался в ходе дискуссий с друзьями-историками и для финального варианта анкеты был немного упрощен по сравнению с первоначальным замыслом. Предполагалось проверить знакомство с теми историческими личностями, которые точно встречаются в школьном курсе, однако оказалось, что ни одна из них не знакома 100% участников опроса. Хуже всего знают Генриха IV На-варрского, Филиппа IV Красивого, Урбана II и Иннокентия III. Печально, что два вышеназванных французских короля неизвестны 13% историков и 9% медиевистов, а два римских папы незнакомы 22% историков и 12% медиевистов.
Проблема хронологических рамок Средневековья
Датировка эпохи Средних веков у значительной части аудитории вызывает расхождения в несколько столетий (Схема 5). Правда, это означает, что такими же размытыми оказываются границы и Античности, и Нового времени, которые с тем же успехом являются мыслительным конструктом
Схема 4 и 4.1. Степень известности персонажей средневековой истории для неисториков
современного человека. (Не менее сложным был бы вопрос, когда же родился этот «современный человек»...). Историки наиболее единодушны в этом вопросе: 72% историков и 68% медиевистов помещают начало эпохи в V-VI вв. и еще 12% одних и 2% других — в IV и III в. соответственно. Представители других профессий, наоборот, склонны сдвигать нижнюю границу. Гуманитарии и обществоведы ближе к историкам, но для 14% из них и для 25% всех остальных Средневековье начинается только в IX-XI вв. 42% тех, кто, вероятно, не имел возможности слушать курсы по истории Средних веков в вузах, считают началом Средневековья века с VII по XI (против 12% историков и 10% медиевистов). Это уже показывает, что раннее Средневековье остается для очень многих «слепой зоной» и мало участвует в формировании образа эпохи. Примечательно, что 8% медиевистов затруднились с ответом, а некоторые предпочли дать развернутый комментарий:
- «В разных регионах по-разному, но не ранее первых веков н. э.».
- «Это слишком сложный вопрос, чтобы ответить на него однозначно. Для разных регионов можно указать разную датировку с IV по VI вв.».
- «Они не начинались, потому что Средние Века- это не период в истории, а рефлексия новоевропейцев. Кому какая дата нравится, тот такую и берет»
- «Не задан регион».
- «Допустимы разные точки зрения».
- «Вопрос не имеет смысла».
По поводу окончания Средних веков наблюдается меньший разброс мнений. 80% медиевистов, 85% историков, 74% гуманитариев и обществоведов и 79% всех остальных помещают его в XV-XVII вв., что соответствует устоявшейся периодизации при всей ее условности. Неудивительно, что 15% гуманитариев и обществоведов назвали XIV в.: в истории культуры намного проще увидеть цезуру между Средневековьем и Ренессансом. Удивительно, что семь медиевистов
Схема 5. Хронологические рамки Средних веков
Медиевисты
™ 41%
12% ^^к 16% ^^ А 17%
ф ^^ ф 2% ^Р ф ф *
III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX
Историки
г 55%
• 38% ,„_,
17% ^ 28% 19%
ф Ъ% 2% 3% 1% 3% 1% 1% 6% ^^ ф 4%
III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX
Гуманитарии и обществоведы
1SL 38% 24У
10% 13% ^^ ^ 12%
ф ф ™ 2% 2% 1% 1% 4% ф ^р ф 2% 1%
III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX
Все остальные
36% 32% 29% 18%
1% 6% А 12% 9% 8% 7% 7% 1% 2% 5% 9% А ^ ^ 3%
, • ,. , » , • . .
Ill IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX
концом Средневековья выбрали ХУШ-Х1Х вв. Некоторые респонденты справедливо отмечали, что датировка зависит от региона, а два человека написали, что «Средние века еще не закончились».
Проблема географических рамок Средневековья
Для большинства участников опроса понятие «Средние века» применимо не только к Западной Европе, но и к Восточной Европе и Руси, Византии и Арабскому Востоку. Этот вопрос задавался в закрытой форме, можно было выбрать несколько вариантов. Ответы распределились равномерно независимо от профессиональной принадлежности (Схема 6). 37 человек, включая 6 медиевистов, распространяют Средние века на все регионы мира. Только 9% медиевистов и 11% историков считают, что говорить о Средних веках можно
Схема 6. Географические рамки Средних веков
Медиевисты Северная Америка 10%
Латинская Америка 10%
Черная Африка 11%
Эфиопия
20%
Сибирь
13%
Центральная Азия
32%
Индия
33%
Китай Корея Япония
37%
Индонезия Индокитай
23%
Австралия
9%
Историки
Северная Америка 12%
Латинская Америка
7%
Черная Африка
7%
Эфиопия
18%
Сибирь
7%
Центральная Азия 26%
Индия
34%
Китай Корея Япония
42%
Индонезия Индокитай
20%
Австралия
4%
Другие специальности Северная Америка 6%
Латинская Америка 10%
Черная Африка 10%
Арабский
Восток
52%
Эфиопия
13%
Сибирь
11%
Центральная
Азия
27%
Индия
27%
Китай Корея Япония
33%
Индонезия Индокитай
16%
Австралия
7%
Схема 7. Страны-ассоциации
Медиевисты
Западная Европа
20%
Скандинавия
5%
Вся Европа
11%
:вро
Шотландия
2%
Ирландия Англия фЛандрия
494 3094 Голландия
Португалия
1 %
Польша
Герммш ^^^^ (Св.Рим.имп.) Франция зо% 54% Швейцария
1%
Италия 15™ Средиземноморье
2%
РХ," 4 %
Балканы Византия Турция 4%
1%
6%
Арабский
Восток
4%
нет ассоциации или нет ответа
5%
Китай
Япония
Индия
2%
Историки
Западная Европа
14%
Вся Ьропа 10%*
Скандинавия
2%
нет ассоциации или нет ответа
3%
Ирландия
1%
Фландрия Голландия
1%
Португалия
1%
Чехия
2%
Испания 13™
Италия 1™
Папская область
2%
Балканы
1%
Византия
12
¥
Турция
1%
Арабский Восток
2%
Другие специальности
Западная
Европа
7%
Шотландия
1%
Ирландия днгл
1% 359^
Скандинавия
2%
Вся Ьропа 10%
Португалия
1%
Фландрия Голландия 4%
Восточная Европа
1% Польша
2%
Германия Франция (Св.Рим.имп.) Чехия 1%
Италия
■ЯШ
Турция Греция Византия 1%
Арабский Восток
2%
1%
нет ассоциации или нет ответа
7%
Китай
Япония
Индия
2%
только применительно к Западной Европе. Примечательно, что среди гуманитариев, обществоведов и журналистов таких 17% и лишь 11% — среди всех остальных.
Затем участникам опроса было предложено указать, с какими странами у них ассоциируется понятие «Средние века». На этот вопрос поступило около 45 вариантов ответов (Схема 7). Только три человека специально уточнили, что со Средневековьем они связывают Европу, но не Россию.
На первом месте с большим отрывом оказалась Франция. Несколько французских регионов удостоились отдельных упоминаний у неисториков: Нормандия (1 чел.), Прованс (2 чел.) и Бургундия (2 чел.). Англия и Германские земли делят 2-е и 3-е место после Франции, при этом Ирландия и Шотландия получили по 2-5 ответов (1-2%). Швейцария была названа 1 медиевистом и 2 неисториками.
Средиземноморский регион вызывает меньше ассоциаций, чем страны Северо-Западной Европы, но он относительно более популярен среди неисториков. Помимо Испании и «итальянских городских республик», 2 медиевиста указали «Средиземноморье», 3 историка — Папскую область и 6 неисториков — Португалию.
Медиевисты чуть реже, чем другие, называют Русь (4% против 7%). Страны Восточной Европы сравнительно редко ассоциируются со Средними веками. Чехия названа 2 историками и 5 неисториками, Польша — 7 неисториками, Восточная Европа и Прибалтика — 1 медиевистом и 5 неисториками. При этом «всю Европу» назвали 10-11% всех респондентов. Византия вызывает больше ассоциаций у историков (12%), чем у медиевистов и неисториков (по 6%), при этом 3 медиевиста и 5 неисториков назвали также Турцию или Османскую империю, а 3 неисторика назвали Грецию.
«Все страны мира» назвали 3 человека. Азиатские страны отмечали редко. Китай, Индия и Япония получили 2-5 ответов у медиевистов и неисториков. Таджикистан и Монголия были названы по одному разу, Средняя Азия получила два ответа, однако, в одном ответе было написано: «Страны Западной Европы и Россия, Китай, Япония; другие страны как
бы выпадают из ассоциативного поля — Чингисхан вот тоже Средние века, но он ассоциируется как личность, отдельно от своей Монголии». К числу экзотических ответов можно отнести Южную Африку (1 дефектолог), Северную Америку (1 математик) и «РФ и США» (1 программист).
Образ Средневековья
Респондентам было предложено перечислить ассоциации, которые вызывает у них понятие «Средние века». Было названо более 500 ассоциаций, которые я сгруппировала по схожести в 100 категорий (Таб. 3). Можно с уверенностью сказать, что для всех групп респондентов главным действующим лицом Средневековья является рыцарь, часто крестоносец, чей-то сеньор и вассал, проживающий в замке, сражающийся на войне, иногда Столетней. Для 20% медиевистов это король, все остальные королей упоминают значительно реже. На ассоциации с рыцарством, крестовыми походами, феодализмом, замками и войнами пришлось около трети всех ответов. У медиевистов эти понятия заняли 5 из первых 6 мест, у всех остальных они стабильно входят в топ-12.
Для многих этот рыцарь — куртуазный и благородный трубадур, но только не для представителей естественных и технических наук, которые почти не называли куртуазность, служение прекрасной даме и рыцарские добродетели в числе ассоциаций (всего упомянуты 64 раза, 14-е место).
Примечательно, что, несмотря на внимание к военной тематике, лишь 4 человека вспомнили «лучников» и «стрелы», но различные виды оружия были упомянуты 25 раз. «Геральдику и гербы» назвали только 4 человека.
Вторым популярным средневековым персонажем стал инквизитор, преследующий ведьм и сжигающий еретиков на костре. Медиевисты вспоминают об инквизиции и охоте на ведьм значительно реже (9-е место), историки, гуманитарии и обществоведы называют их сразу после рыцарей, крестоносцев и феодалов, у всех остальных же эти ассоциации выходят на первый план. Но «пытки, казни, насилие
и жестокость» отметили всего 26 человек. Еврейские погромы не были названы ни разу.
В целом, все, что связано с церковью и религией, получило не более 1/6 всех ответов. Чаще называют «церковь и католическую церковь» (9-е место), затем «монахов и монастыри» (11-е) место. Монастырской тематике отдают предпочтение медиевисты, историки и гуманитарии. Из монашеских орденов называли доминиканцев, но ни разу не были упомянуты францисканцы. 13-е место у «религии, религиозного сознания и религиозной нетерпимости». 18-е место у «христианства», но 37 из 57 ответов дали медиевисты, историки и гуманитарии. Реформация набрала 40 голосов. Папство и все, что с ним связано, было упомянуто всего 35 раз.
Готические соборы входят в топ-5 почти во всех группах, а у гуманитариев они оказались и вовсе на 1-м месте. Романский стиль сильно уступил готике, собрав всего 19 ответов.
Следом идут «чума, Черная смерть, эпидемии, голод» (146 ответов, 6-е место). С ними ассоциируют Средние века только 9% медиевистов и 12% историков против 17% обществоведов, 25% гуманитариев, естественников и журналистов, 26% «других специальностей» и 43% инженеров и айтишников! Сложно сказать, с чем связан такой перевес последних. Помимо чумы называли проказу, холеру и оспу, но никто не назвал золотуху.
В целом, на явно негативные ассоциации пришлось 618 ответов из 3587 (17%), из них 284 касаются инквизиции и 146 — чумы.
«Грязь, антисанитарию, вонь, нечистоты» назвали 63 раза (16-е место). Наиболее часто о них вспоминали «другие специальности» (22%, 19 ответов) и только 2 медиевиста.
Только 38 ответов (24-е место) пришлось на все «темное и мрачное». 30 ответов (30-е место) получили «мракобесие, суеверия, невежество, бескультурье, необразованность, непросвещенность, дремучесть, дикость, грубость нравов, безграмотность». Заметно чаще других этот вариант выбирали естественники и инженеры (22 ответа), при этом все гуманитарные и общественнонаучные специальности, а также
работники СМИ практически не имеют таких ассоциаций (за исключением всего 2 медиевистов, 2 историков и 1 филолога). Еще 28 человек сказали об «отсталости, застое, деградации» и всего 3 человека — о «бесправии, отсутствии прав человека, жестоком подавлении женщин».
Далее еще сильнее проявляются профессиональные различия.
У 15-20% медиевистов, историков, гуманитариев и обществоведов популярны оказались ассоциации с философией и теологией. Схоластика называлась гораздо чаще, чем патристика. У представителей других специальностей таких ассоциаций практически нет. Но примечательно, что всего по 32 ответа получили, с одной стороны, «алхимия и мистика», с другой стороны, «университеты и школы». Даже среди медиевистов «университет» назвали всего 7 человек.
13% гуманитариев и обществоведов и 14% инженеров ассоциируют Средние века с эпохой Возрождения (всего 58 ответов). Для остальных групп это менее свойственно. 17 голосов набрали «живопись, искусство, икона, мозаика, скульптура».
«Легенды, предания, саги» оказались в числе аутсайдеров с 11 голосами, хотя, если к ним прибавить 18 голосов, поданных за Артуровский цикл, и 22 голоса, поданных за различные жанры и произведения средневековой литературы (эпос, рыцарский роман, «Песнь о Роланде» и т. д.), то все вместе они бы заняли 20-е место, получив 51 ответ (8%). Однако такой результат был бы достигнут только за счет медиевистов и, особенно, других гуманитариев. У остальных участников опроса Средние века почти не вызывают литературных ассоциаций. 41 ответ получила категория «книги и манускрипты», но 29 из них дали медиевисты, историки и гуманитарии. Точно так же ответ «латынь и латинская культура» набирает больше голосов у медиевистов, историков и филологов (всего его выбрали 20 респондентов). Еще 19 участников опроса выбрали ответ «менестрели, барды, баллады, ваганты, бродячие музыканты».
Крестьяне, ремесленники и купцы находятся где-то на периферии сознания большинства опрошенных. 48 ответов
набрала категория, объединяющая все, что связано с «крестьянами, рентой и земледелием» (19-е место). Чаще других о «бедных и угнетенных крестьянах» вспоминали медиевисты и историки. Но они, как и представители других гуманитарных и общественнонаучных специальностей, практически не упоминали проблему социального неравенства, о которой высказалось 15 представителей естественных и технических наук и других профессий («бедность подавляющего большинства и роскошь феодалов», «несправедливость»). Категориям «цеха и гильдии» и «город» отдали по 47 и 42 голоса соответственно (20-е и 21-е места). В каждой группе о средневековых городах и их облике вспомнило от 1 до 6 человек.
Ответы, относящиеся к Древней Руси, выбрали 34 респондента, особенно они популярны среди филологов (14%) и «других специальностей» (16%). Но из всех историков только 2 упомянули русскую тематику. 17 человек ассоциируют Средние века с монгольскими нашествиями и Золотой Ордой.
Также 34 участника опроса говорили об «открытиях», этот вариант чаще выбирали представители естественных и технических наук. Они же иногда ассоциируют Средневековье с Николаем Коперником, Джордано Бруно и Галилео Галилеем (11 ответов из 16). 3 медика назвали знаменитых врачей: Парацельса, Амбруаза Паре и Мигеля Сервета. 25 респондентов сказали о «развитии» науки, культуры или искусств.
28 человек вспомнили время Великого переселения народов, наибольшей популярностью этот ответ пользовался среди филологов (6 ответов).
Эпоху Средних веков также иногда ассоциируют с конкретными исследователями или процессом обучения. Были отмечены А. Я. Гуревич (4 ответа), М. А. Бойцов (2 ответа, в том числе с формулировкой «Репрезентация! Бойцов!»), учебник М. А. Бойцова и Р. М. Шукурова для 6 класса школы (1 ответ), просто история или учебник истории (3 ответа), кафедра на истфаке МГУ (2 ответа), С. П. Карпов (2 ответа), О. В. Ауров (1 ответ).
Среди зарубежных медиевистов на первом месте оказался Йохан Хейзинга и его книга «Осень Средневековья»
(10 ответов), за ним Умберто Эко с «Именем розы» (9 ответов), только после них были названы Марк Блок, Жак Ле Гофф и Школа «Анналов». Всего зарубежная медиевистика получила 26 ответов, как ни странно, заметно чаще о ней вспоминали специалисты по истории России.
Тематика Реконкисты оказалась близка 24 респондентам, большинство из них относятся к гуманитарным специальностям. Еще 25 человек назвали что-то связанное с исламом и халифатом. Интересно, что 6 из 25 выделили достижения арабской медицины и науки, ислам как религию указали 14 человек.
22 человека говорили о становлении европейских государств и культуры в Средние века, но ровно половина таких ответов пришлась на историков и медиевистов.
Разные анахронизмы, относящиеся к XVП-XVШ вв., получили 19 ответов (3%). К ним относятся: Декарт, Людовик XIV, барокко, Бах, Барон Мюнхгаузен, мушкетеры, парики, испанское наследство. 8 ответов получили несколько анахронизмов, относящихся к XIX в.: паровой двигатель, пароходы, буржуазные революции, «элита в огромных платьях и черных костюмах», телеграф.
О традициях карнавала написали всего 5 человек (все гуманитарии) и еще 5 упомянули «пиры, пирушки и пьянки». Хотя Великие географические открытия назывались сравнительно часто, морская тематика (корабли, мореплаватели, пиратство) вызвала ассоциации со Средневековьем только у 6 человек. 8 респондентов, из них 5 филологов, указали «лес, дремучий лес, разбойников». Несмотря на значительное количество ассоциаций с Поздним Средневековьем, ни разу не были упомянуты «конкистадоры», но 2 человека назвали «ацтеков, инков и майя». «Парламент» или «Английский парламент» был назван всего 2 раза, «сословная монархия» — 4 раза, и еще 2 раза была упомянута «Великая хартия вольностей», но ни разу не были упомянуты Генеральные штаты, кортесы или ландтаги.
Почти все ассоциации, за немногими исключениями, действительно характеризуют эпоху, здесь нет правильных
или неправильных понятий. Но у представителей разных специальностей по-разному смещаются акценты и появляются разные образы Средних веков. Очевидно, что медиевисты больше всего склонны не обращать внимание на негативные стороны эпохи, хотя и инквизиция, и пандемии объективно являются ее атрибутами. Но чем более системно человек мог изучать Средние века, как это проявляется у историков, гуманитариев, обществоведов и журналистов, тем меньше они окрашены в темные тона. Самое большое количество негативных ассоциаций Средневековье вызывает у представителей естественных и технических наук и «других» профессий.
Таблица 3. Понятия-ассоциации
всего ответов
рыцари, всадники, духовно-рыцарские ордена (260), турниры (29), тамплиеры (5), доспехи, латы, кольчуга (14), Айвенго (2), тевтонский рыцарь, Ливонский орден (3) 313
крестовые походы, крестоносцы 288
инквизиция (211), охота на ведьм, ведьмы, ведовство, Молот ведьм (34), ереси, альбигойцы, гонения на еретиков (30), костры, костры с «еретиками» (10), аутодафе (1), Торквемада (3) 284
готика, готическая архитектура, готический собор (148), соборы, красивые соборы, храмы (23), романский стиль (19), витражи, роза (9), архитектура (6), Собор Парижской Богоматери (3), красивые здания (1) 210
феодализм, феодальные отношения, вассально-ленные отношения, вассалы и сеньоры, Вассал моего вассала не мой вассал, феодальная зависимость, феодал, лен 210
чума, Черная смерть, эпидемии, болезни, голод, проказа, медицина очень примитивная, холера, оспа 146
замок, крепость, инкастелламенто, донжон 132
церковь, власть церкви (52), католицизм, католическая церковь (31), церковные соборы (4), раскол церквей (4), клерикализм (2), доминирование церкви над здравым смыслом (1), десятина (1) 95
схоластика, спор об универсалиях, Фома Аквинский, философия, номинализм, аристотелизм, переводы Аристотеля (66), теология (11), патристика, отцы Церкви, Августин, Боэций, Иоан Златоуст (10), трактат (1) 90
войны, сражения (61), завоевания, завоевания земель, захват, нашествия, экспансия (9), междоусобицы (5) 75
монастырь, монахи, монашеские ордена, Клюни, Клюнийская реформа, доминиканцы (56), скрипторий, монастырская наука, монастырская библиотека (12), монахи-пьяницы (2), поп в шляпе (1) 71
король, королевство, королева, королевская власть, корона, королевский двор, двор (54), монархия, монархи (15) 69
религия, религиозность, религиозное сознание, набожность, религиозный фанатизм, нетерпимость, вера в Бога, слепая вера (4), догматическая религия, догматы (3), святые, культ святых (3), монотеизм (1), сакральное (1) 65
куртуазность, служение прекрасной даме, дамы (32), трубадуры, труверы, миннезингеры (19), честь, верность, рыцарские добродетели, кодекс чести и благородства, достоинство, доблесть, подвиги, нравственность, мораль (12), благородные и прекрасные принцессы (1) 64
Столетняя война (38), Жанна д'Арк (17), Война Алой и Белой Розы (9) 64
грязь, антисанитария, вонь, отсутствие гигиены, отсутствие туалета, грязные города, несоблюдение личной гигиены, помои из окна, нечистоты, дизентерия, гнилые зубы (60), крысы (3) 63
Возрождение, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль (40), Данте, Божественная комедия (6), Петрарка (5), гуманизм, гуманисты (5), Босх (2) 58
христианство, Христианский мир, христианизация, Библия, насильственное насаждение христианства 57
крестьяне, бедные / несчастные / невольные крестьяне, крестьяне на полях, угнетение крестьян, тяжелая жизнь (15), натуральное хозяйство (8), крестьянские войны, восстания, крестьянская война Томаса Мюнцера, восстание Уота Тайлера, жакерия (6), земледелие, сельское хозяйство, сельскохозяйственная революция (лошади, плуг, четырехпольная система) (5), земельная рента, внеэкономическое принуждение, эксплуатация, землевладельцы (5), крепостничество, крепостное право (3), поля, пасторальные сельскохозяйственные пейзажи, деревня (3), община (3) 48
цеха (25), гильдии, купечество (10), ремесленники, ремесло, мануфактура (8), торговля (1), подмастерье (1), наемный труд (1), кузнец (1) 47
город, ратуша, рыночная площадь, городская культура, города, дающие свободу крепостным, свободные, вольные города, бюргеры, городское самоуправление (31), фахверк, узкие городские улочки, узкие парижские улочки (4), мостовые, брусчатые мостовые (3), башни, остроконечные башни, башенные часы (3), городские канализация и водопровод (1) 42
книжная миниатюра, иллюминированные книги, иллюстрированные рукописи, каролингский минускул, пергамент, бестиарии (15), книги, книгопечатание, Гутенберг (14), манускрипты, рукописи, грамота, прекарные грамоты (12) 41
реформация, протестантизм (20), религиозные войны, варфоломеевская ночь, гугеноты (16), Мартин Лютер (4), индульгенция (4) 40
темные века, темное время (все серое, мрачное), мрачное средневековье (25), неизвестность (2), серость (1), черный цвет (1), затмение (1), холод (1), тоска (1), пожары (1), тирания (1), страх (1), эсхатологические ожидания (1), истерические эпидемии (1) 38
папство, римский папа, всевластие Папы Римского, Святой Престол, Римская курия, конклав, Ватикан, буллы, епископ, борьба за инвеституру, борьба империи и папства 35
русская тематика: Киевская Русь, береста, белокаменные храмы, Церковь Покрова на Нерли, крещение Руси, варяги, Великий Новгород, богатыри, Гнездово, Слово о полку Игореве, кириллица, кремль, собирание земель вокруг Москвы, Остромирово евангелие, Андрей Рублев. «Троица», Иван Грозный, Смутное время, «поляки наглеют», самодержавие, раздробленность Руси 34
открытия, Великие географические открытия, открытие Америки, познание мира, поиск пути на восток 34
алхимия, астрология, чернокнижничество (21), мистика, мистические секты, каббала, мистицизм (9), демонология (1), тайны (1) 32
университет (23), тривиум и квадривиум, образование, первые школы, церковные школы, просвещение (6), школяры, бродячие студенты (3) 32
мракобесие, суеверия (12), невежество, бескультурие, необразованность, непросвещенность, дремучесть (10), дикость, грубость нравов (4), неграмотность, безграмотность (3), борьба с мракобесием (1) 30
отсталость, упадок образования, упадок, стагнация, застой, забвение достижений в культуре, технологическая отсталость по сравнению с античностью, застой науки, упадок искусств, деградация населения, духовный и культурный кризис, статичность, экстенсивное развитие, недостаточное развитие эмпирической науки (21), запрет на античность, запрет на изучение законов природы, ограничения, окончательная расправа над достижениями античности, отрицание науки, варварское отношение к памятникам, церковное торможение государств в техническом аспекте (7) 28
Великое переселение народов, миграции (16), варвары, варварство, нашествия варваров, готы, гунны, аланы (12) 28
пытки, дыба, публичная казнь, смертная казнь (13), жестокость, насилие, убийство (12), кипящая смола (1) 26
Хейзинга, Осень Средневековья (10), Имя розы, Умберто Эко (9), медиевистика, Школа «Анналов», Марк Блок, Жак ле Гофф (7) 26
ислам (14), арабские врачи, арабская наука, Авиценна, расцвет науки на Арабском Востоке (6), халифат, арабские завоевания, арабы (5) 25
меч, двуручный меч (13), оружие, холодное оружие, алебарда, секира, пики, арбалет, порох, требюше, осада крепостей (12) 25
развитие, ростки науки и культуры, подъем, развитие наук, расцвет, успех, зарождение техники, сильный застой в раннее Средневековье и прогресс в позднее, зарождение рациональной традиции, появление научного знания (9), наука (5) 25
Реконкиста, Песнь о моем Сиде (19), мавры, мавританский стиль, мавританские правители Испании (5) 24
Византия, Константин, Юстиниан, иконоборчество, Падение Константинополя 23
рождение Европы, становление европейских государств и культуры, становление европейской культуры, возникновение европейской цивилизации, становление современных государств, первые европейские династии королей, первые письменные источники европейского (постримского) права, формирование денежной системы, национальные государства, зарождение европейской государственности (11), Европа, Старый свет (9), этногенез, этноформирующие процессы (2) 22
Эпос, поэзия, фаблио, рыцарский роман, Кретьен де Труа, Роман о Лисе (18), Песнь о Роланде (3), народная культура (1) 22
Карл Великий, Каролинги, Каролингское возрождение 21
латынь, латинская культура 20
анахронизмы XVM-XVШ вв.: Декарт, Людовик XIV, «Принцесса на горошине», барокко, Бах, Барон Мюнхгаузен, мушкетеры, парики, испанское наследство, дуэль (12), абсолютизм, абсолютная монархия (4), колонии, колониализм (3) 19
менестрели, барды (10), баллады (5), ваганты, бродячие музыканты (4) 19
викинги, норманны 19
король Артур, Рыцари Круглого стола, Мерлин, Томас Мэлори, Грааль 18
Золотая Орда, монголо-татарское иго, нашествие монголов, Чингисхан 17
раздробленность, феодальная / политическая раздробленность, слабость центральной власти, расцвет лоскутных государств 17
Гуревич А. Я. (4), Бойцов М. А., Репрезентация! Бойцов!, учебник для VI класса Бойцова и Шукурова (3), история, учебник истории (3), Кафедра истории Средних веков истфака МГУ им. М. В. Ломоносова (2), Карпов С. П. (2), Ауров О. В. (1), Ассоциация медиевистов и историков раннего Нового времени (1), монография Н. А. Осокина «История Средних веков» (1) 17
живопись, живопись с обратной перспективой, итальянская живопись (6), искусство, иконы (6), мозаики, фрески (3), скульптура (2) 17
Джордано Бруно, Галилео Галилей (11), Коперник (5) 16
неравенство, дикое социальное неравенство, расслоение, бедность подавляющего большинства и роскошь феодалов, роскошь, большая пропасть между бедными и богатыми, сильный отрыв элиты от масс, с полным к ним равнодушием, контрасты (8), нищета, бедность (7) 15
Священная Римская Империя (11), император, империя (4) 15
сословия, сословное общество (8), сословная монархия, сословное государство (4), касты (2) 14
музыка, красивая музыка, средневековая музыка, музыкальные инструменты, лютневая музыка, волынки (8), григорианский хорал, орган (4) 12
варварские королевства, Меровинги, варварские правды, Салличе-ская правда, Григорий Турский 12
легенды, предания, саги, исландские саги (6), образы и мифология, драконы, друиды (3), Песнь о Нибелунгах (2) 11
интриги, политика, запутанность европейской истории 10
падение Рима 10
Вильгельм Завоеватель, ковер из Байо, битва при Гастингсе, аббат Сугерий, Гильом Аквитанский, Алиенора Аквитанская, Ричард Львиное Сердце, Фридрих Барбаросса 10
города-республики, города-государства, Итальянские республики, Венецианская республика, Медичи 9
балы, платья, пышные платья, дурацкие платья и духи (туалетная вода) (5), дворцы, дворцовый этикет (2), корсет (1) 8
аристократия (4), бароны, графини (2), дворянство (1), господа (1) 8
лес, лесные разбойники, дремучие леса, Робин Гуд, звери, медведи 8
анахронизмы XIX в.: паровой двигатель, пароходы, революции, буржуазная революция, элита в огромных платьях и черных костюмах, телеграф, интеллигентность 8
ритуалы и символизм, воинский ритуал, символическое мышление (6), оммаж (2) 8
кони, конные повозки, лошади, верховая езда, стремя 7
Краков, Париж, музей Клюни, Руан, Лангедок, Хильдесхайм, Кельн 7
луковый суп, льняная одежда, деревянная посуда, жареный вепрь на вертеле, вино, деревянные постройки, трактиры 7
смирение, почтение, умиление, аскетизм, строгость, нечто такое напряженно-жертвенное, пытающееся возвыситься над тяготами жизни 6
каравелла, парусные корабли, мореплаватели, морские путешествия, морская торговля, пиратство 6
Шекспир, театр, театр эпохи Возрождения, театр Шекспира 6
хроники, летописи, городские хроники 6
Османская империя 5
сила, право силы, могущество, власть, прочность 5
Ганза, Балтика 5
камень, каменные стены, каменные строения, каменная мрачная архитектура 5
высокая рождаемость и смертность, малая продолжительность жизни 5
пир, пиршества, пьянки 5
Государство франков, Франция 5
периодизация, период истории 5
карнавал, скоморошество (3), мистерии (1), колпаки (1) 5
рабство, рабовладение 4
лучники, стрелы 4
геральдика, гербы 4
князь, князь-завоеватель 4
Амбруаз Паре, Мигель Сервет, Парацельс 4
парламент, Великая хартия вольностей, Английский парламент 4
право, римское право, каноническое право 4
сегуны, Сегунат Токугава 3
бесправие, отсутствие прав человека, жесткое подавление женщин 3
плоская земля, Т-О карты, Иерусалим как центр карты и мира 3
отсутствие машин, экологически чистая еда, природолюбие 3
Золото 3
гравюра, подробные изображения городов-«лабиринтов» на гравюрах и картинах 3
Конфуций, Китайская стена 2
Шелковый путь 2
ацтеки-майя-инки 2
Романтика 2
инаковость, особая культура 2
воск, свечи 2
Средние века — эпоха, несомненно, противоречивая. Чтобы определить, какие черты преобладают в ее образе, респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале, насколько они согласны или не согласны5 с 12 утверждениями, 6 из которых имели позитивную коннотацию, а 6 — негативную. При анализе оценки утверждений с негативной окраской были инвертированы (1->5, 2->4, 3->3), чтобы несогласие с отрицательным утверждением можно было трактовать в пользу позитивного образа Средневековья и наоборот. Чтобы понять, какой образ доминирует в разных группах
5. 1 = «категорически не согласен»,
2 = «скорее не согласен»,
3 = «частично согласен/частично
не согласен», 4 = «скорее согласен», 5 = «полностью согласен».
Схема 8. Образ Средних веков
1 23456789 10 11 12
© В Средние века благородство, честь и верность не были пустым звуком.
© Средневековье - темная, мрачная эпоха, полная жестокости и насилия.
© Средние века - время доблестных
рыцарей и прекрасных дам. © В Средние века царили грубые
нравы и всеобщая дикость. © Средние века - время роста городов, развития торговли и международных связей. © Средние века - эпоха застоя и отсталости в экономике и технологиях. © Средние века - эстетически
красивая эпоха. © Грязь и нищета - отличительные
черты Средневековья. © Средние века - эпоха пышных церемоний,турниров и празднеств. @ Жизнь в Средние века была
унылая и безрадостная. @ Средние века - время подъема образования, философии и культуры.
@ Средние века - время невежества, суеверий, мракобесия и нетерпимости.
ф медиевисты ф гуманитарии ф естественные науки (~) другие специальности
ф историки ф обществоведы фтехнические науки
опрошенных, для каждого ответа было вычислено среднее арифметическое и результаты визуализированы (Схема 8).
Медиевисты видят Средние века исключительно в светлом ореоле и не соглашаются ни с одним из негативно окрашенных утверждений, хотя от специалистов можно было ожидать более взвешенных суждений и наибольшей популярности ответа «частично согласен, частично несогласен». Однако они, как и все остальные, далеки от романтического восприятия этой эпохи как «времени доблестных рыцарей и прекрасных дам». По поводу этого утверждения наблюдается редкое единодушие. Видимо, Средневековье романтиков XIX в. уходит в прошлое. В то же время все, за исключением инженеров и айтишников, скорее готовы согласиться, что в Средние века «благородство, честь и верность не были пустым звуком».
| 1
м г
ф ф ( №
и. 1 К | 1
1 Г 1 е д с
1 Р в м О
и о ? <
• г • е ш 1 в Г\ А ' к
е д
е т я к 1 1 |
"Л
1 { | | т ш а А
т д 1 1 9 Щ и О
Ч и д 1 1 Р 1 9
1
и т 9
г о О д
• е т
1
Ч 9 Ч 9
Все респонденты солидарны с утверждением, что «Средние века — время роста городов, развития торговли и международных связей». Во всех группах большинство отвергает предположение, что «в экономике и технологиях царили застой и отсталость», а «жизнь была унылая и безрадостная». Наоборот, это скорее «эпоха пышных церемоний, турниров и празднеств».
Образ Средневековья у историков более сбалансирован и даже нейтрален. Они не склонны считать Средние века эпохой темной, мрачной и грубой, но скорее согласны, что ее «отличительными чертами являются грязь и нищета», а также что это «время невежества, суеверий, мракобесия и нетерпимости».
Для гуманитариев Средние века однозначно характеризуются развитием в экономике, торговле и технологиях. Это, безусловно, «эстетически красивая эпоха», в которую «мракобесие и невежество» сочетается с «подъемом философии и образования», но еще более «грязная», чем в восприятии историков.
Взгляд обществоведов не такой восторженный. Они согласны, что Средневековье — это «грязная», «темная, мрачная эпоха, полная жестокости и насилия» и «время невежества, суеверий, мракобесия и нетерпимости», но все же эта эпоха вполне «красивая» и «праздничная».
Еще больше отрицательных черт Средневековье приобретает в глазах представителей естественных наук. Это уже темная, грубая, некрасивая, мракобесная эпоха, хотя и не лишенная своих радостей, нравственных идеалов и достижений. У инженеров и компьютерщиков негатив доминирует. Средние века становятся не только совсем мрачным временем, но еще и безнравственным и унылым, впрочем, не отсталым и имеющим потенциал к развитию.
Что касается всех остальных специальностей, то их представители демонстрируют самый противоречивый образ Средневековья. Темное, грубое, грязное, невежественное и не очень красивое, но и безрадостным его не назовешь. Все же тогда существовали нравственные ориентиры, и развивались города, международные связи и технологии. Как
и обществоведы, эта группа демонстрирует чуть более романтизированный взгляд, чем другие участники опроса.
Напрашивается вывод, что для большинства наших современников темные стороны Средневековья все же уравновешиваются положительными чертами. У неисториков, как и следовало ожидать, в образе эпохи превалируют мрачные оттенки: жестокость, насилие, невежество, суеверия, мракобесие и нетерпимость, грязь, нищета, грубые нравы. Но еще больше это время воспринимается как динамичное, яркое, открытое и, несомненно, интересное.
Средние века и современность
На предложение перечислить, что современная цивилизация унаследовала от Средних веков, откликнулось 273 неисторика (59%). Несколько сотен понятий дают представление об общей картине. Очень часто называли дурные нравы: жестокость, религиозную нетерпимость, мракобесие, фанатизм, предрассудки, «хамство», «массовую дремучесть». Но заметно большая часть ответов касалась скорее позитивных явлений: понимание истории («восприятие линейности и конечности истории, что же еще»), искусство, особенно архитектура, Церковь, банки, города, университеты, философия, книгопечатание, европейская геополитика, технический прогресс, научные открытия, современные языки, национальное самосознание. Интересно, что о парламенте вспомнили всего 2 человека (sic!).
Последний вопрос в этом блоке был сформулирован так:
Люди часто пытаются искать в истории ответы на волнующие их вопросы Современности. В этой связи кажутся ли вам какие-то темы по истории Средних веков наиболее актуальными?
На этот вопрос ответили 170 неисториков (36%). Возможно, остальным было нечего сказать, а, возможно, они просто поленились, ведь, к этому времени они уже корпели над опросником около получаса. 34 человека (20% от ответивших) ответили, что не готовы искать ответы на вопросы
Современности в Средних веках. Остальные ответы были разные, и надо сказать, что многие написали просто о тех сюжетах, которые им интересны. И лишь по немногим ответам можно увидеть отражение восприятия современных событий или даже страхов перед будущим.
Можно выделить тройку самых популярных блоков тем. Львиную долю респондентов (41%) волнуют сюжеты, так или иначе связанные с религией, церковью, терпимостью и межконфессиональными конфликтами: ереси, нетерпимость к инакомыслию, вообще тема толерантности («толерантность и веротерпимость, хоть и относительная, присутствовала в некоторых обществах, например, в Окситании до крестового похода»), суеверия, массовые психозы, религиозный фанатизм («навязывание одной религии всем остальным»), инквизиция, охота на ведьм, отношения власти и церкви («вседозволенность церкви — современное влияние религии на жизнь человека в Европе и России», «мы видим это сейчас с особой силой», «религия как худшая угроза обществу»), противостояние христианства и ислама, история крестовых походов. Один человек написал буквально следующее: «Меня волнует, что кто-то все еще так же твердо и безапелляционно верит в креационизм, причем сам-то ладно, а вот если оно политик, и заменяет детям в школе уроки биологии на закон божий — то вот это плохо» (сохранен авторский стиль. — В. С.).
Примерно 12% опрошенных интересуют темы, связанные с обществом, государством и экономикой: «безгосударственные общества (Исландия), альтернативы государствам современного типа», «формирование правовых норм, регулирующих управление государством или, например, отношение к собственности», проблема взаимоотношений власти и общества, происхождение и смена власти, свободы человека в государстве, феодализм, средневековые корпорации («вассал моего вассала — мой вассал/не мой вассал — отношения в бизнесе»), торговля.
Примерно столько же респондентов написали о нациях и международных отношениях: европейская идентичность («сохранение культурной идентичности, Средние
века демонстрируют естественные различия между странами в сравнении с нынешней глобализацией»), идея Единой Европы, взаимоотношения между государствами, отношения между Западом и Востоком, формирование современных наций. Один человек поставил такой вопрос: «Как накопились в Западной Европе военная сила и организованность, позволившие в следующую эпоху покорить почти весь мир? Благодаря чему это произошло?».
Было несколько предложений, касающихся медицины, одно из них не могу не привести: «Сегодня ВИЧ не может проникнуть в клетки в случае мутации гена CCR5 на их поверхности. Таких мутаций много у европейцев, и, вполне вероятно, это связано с эпидемиями чумы и оспы, бушевавшими на территории Европы (в заражении этими болезнями тоже играет роль CCR5)».
***
Подводя итоги, можно сказать, что предположение о разных образах Средних веков у медиевистов и неспециалистов в этой области оказалось верным, хотя я не предполагала изначально, что взгляд других историков на Средневековье будет больше похож на взгляд специалистов в других областях. Иногда были неожиданными и конкретные особенности в знаниях и оценках у разных профессиональных групп.
Я не рассчитывала, что анкета вызовет такой энтузиазм; социологи предупреждали меня, что в интернете нелегко проводить опросы. Но вышло иначе. Очень многие респонденты даже оставляли комментарии с благодарностью за возможность активизировать знания по истории. Признаюсь также, что я ожидала получить гораздо меньше правильных ответов на вопросы об исторических персонажах.
Специалисты и неспециалисты по-разному расставляют акценты и, видимо, исходят из разных образов Средних веков. Медиевисты видят эпоху в приукрашенном свете, часто игнорируя ее объективно непривлекательные черты.
Пожалуй, это должно настораживать. При этом, большинство медиевистов полагает, что в массовом сознании доминирует «черная легенда» о Средних веках, но опрос показал, что это слишком упрощенный взгляд. Те, кто имел возможность знакомиться с историей Средних веков на университетской скамье в рамках получаемой профессии или просто в силу склада ума, обнаруживают более сбалансированный взгляд на эпоху.
Меня приятно поразило, что все респонденты поставили на первое место такую черту Средних веков, как «рост городов, развитие торговли и международных связей». По результатам опроса Средневековье предстало яркой, живой, динамичной эпохой, стремящейся вырваться из плена мрака, грязи и невежества. Уныние, застой, отсталость — это не про нее. Средневековье является детством нашей цивилизации, христианской в своей основе, частью которой, несомненно, для большинства наших современников является и Россия. Те наши сограждане, которые склонны задумываться о таких вещах, четко это осознают. Отрицательные стороны образа Средних веков, вероятно, принимают гипертрофированные черты, в том числе из-за тревожных ожиданий, характерных для современного общества.
Опрос показал также разрыв между интересами и подходами профессиональных историков, с одной стороны, и тех, кто, по-видимому, является объективно их аудиторией, — с другой. Историкам не следует игнорировать сюжеты, представляющие интерес для неспециалистов. Когда это происходит, их место занимают непрофессионалы, в т. ч. с недобрыми намерениями. Нельзя не отметить, что в некоторых комментариях звучали мысли о недоверии профессиональным историкам, хотя, в целом, респонденты обнаружили несомненную готовность слушать специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойцов М. А. Средневековье- в «реальности» или только в нашем сознании? URL: https://medieval.hse.ru/data/2012/05/26/1253617231/ VvedenieSait.doc (дата обращения: 25.07.2019). В этом номере с. 169178 (URL: http://voxmediiaevi.com/2019-2-boytsov).
2. Сидорова В. В. Страдания по Средневековью: два опроса российских пользователей соцсетей // Средние века. 2019. Вып. 80(3). С. 37-46. DOI: 10.7868/S0131878019030036.
3. Уваров П. Ю. Что такое Средние века? // Всемирная история. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / отв. ред. П. Ю. Уваров. Москва: Наука, 2012. С. 5-15.
4. Филиппов И. С. О понятии «Средние века» и его содержании // Исторический журнал: научные исследования. 2014. № 4(22). С. 471-484. DOI: 10.7256/2222-1972.2014.4.14114.
>!< >!<