Научная статья на тему 'Средневековая хроника как форма репрезентации культурной памяти'

Средневековая хроника как форма репрезентации культурной памяти Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
541
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / ХРОНИКИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / MIDDLE AGES / CULTURAL MEMORY / CHRONICLES / IDENTITY / CULTURAL UNITY / MEDIEVAL EUROPE / SPIRITUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шипилов С.А.

Статья посвящена феномену культурной памяти, который в эпоху глобализации представляет собой серьезный объект для исследования, так как он участвует в формировании и сохранении как культуры в целом, так и духовной культуры, в частности. Проблема культурной памяти также остро ощущается из-за кризиса национальной идентичности, активных миграционных процессов и активного конструирования «нового» культурно-исторического сознания, что стимулирует деструктивные формы межкультурной коммуникации, межэтнические и межнациональные конфликты. Средневековая европейская хроника является особым носителем культурной памяти в контексте духовной культуры. Помимо множества социальных реалий, она также охватывает различные стороны духовной жизни средневекового общества: систему мировоззренческих идей, оценку тех или иных действий в социуме, оппозицию «свой чужой», а также другие элементы, присущие духовной культуре. В хрониках средневековой Западной Европы как формах культурной памяти зафиксированы события, которые повлияли на дальнейшее развитие данного региона, но для каждой культуры они имели свои уникальные последствия. Именно поэтому их оценка и интерпретация могут сильно отличаться, однако они неизменно находят свое место в культурной памяти европейских народов. Как одна из форм интерпретаций культурной памяти и в силу своей специфики средневековая хроника требует особого подхода в ее изучении, что, в свою очередь, ставит новые цели и задачи для современного образования. При изучении хроник в рамках современного образования необходимо понимать, что особое внимание следует уделять социокультурному фону, в рамках которого была составлена средневековая хроника. Молодой ученый в данном случае выступает посредником в межкультурном диалоге, где он является представителем современной ему культуры, с присущими ей специфическими чертами, а хроника выступает в роли культуры Другого. Цель этого диалога проникнуть в сознание средневекового человека, понять механизм его функционирования, пути формирования мировоззрения и миропонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIEVAL CHRONICLEAS A FORM OF REPRESENTATION OF CULTURAL MEMORY

The article is devoted to the phenomenon of cultural memory, which in the era of globalization is a serious object for research, since it participates in the formation and preservation of both culture in general and spiritual culture in particular. The problem of cultural memory is also acutely felt due to the crisis of national identity, active migration processes and the active construction of a “new” cultural and historical consciousness that stimulates destructive forms of intercultural communication and interethnic conflicts. In the context of spiritual culture the medieval European chronicle is a special bearer of cultural memory. In addition to many social realities, it also revolves around various aspects of the spiritual life of medieval society: the system of ideological ideas, the evaluation of actions, the category of “us-them” and other elements of spiritual culture. As one of the forms of interpretation of cultural memory and due to its specifics, the medieval chronicle also requires a special approach in its study, which, in turn, sets new goals and objectives for modern education.

Текст научной работы на тему «Средневековая хроника как форма репрезентации культурной памяти»

УДК 93:008

С. А. Шипилов

преподаватель каф. лингвистики и профессиональной коммуникации в области гуманитарных наук ФГН; аспирант каф. мировой культуры института гуманитарных и прикладных наук ФГБОУ ВО МГЛУ; е-таЛ: simonshipiLov@gmaiL.com

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРОНИКА КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

Статья посвящена феномену культурной памяти, который в эпоху глобализации представляет собой серьезный объект для исследования, так как он участвует в формировании и сохранении как культуры в целом, так и духовной культуры, в частности. Проблема культурной памяти также остро ощущается из-за кризиса национальной идентичности, активных миграционных процессов и активного конструирования «нового» культурно-исторического сознания, что стимулирует деструктивные формы межкультурной коммуникации, межэтнические и межнациональные конфликты.

Средневековая европейская хроника является особым носителем культурной памяти в контексте духовной культуры. Помимо множества социальных реалий, она также охватывает различные стороны духовной жизни средневекового общества: систему мировоззренческих идей, оценку тех или иных действий в социуме, оппозицию «свой - чужой», а также другие элементы, присущие духовной культуре. В хрониках средневековой Западной Европы как формах культурной памяти зафиксированы события, которые повлияли на дальнейшее развитие данного региона, но для каждой культуры они имели свои уникальные последствия. Именно поэтому их оценка и интерпретация могут сильно отличаться, однако они неизменно находят свое место в культурной памяти европейских народов.

Как одна из форм интерпретаций культурной памяти и в силу своей специфики средневековая хроника требует особого подхода в ее изучении, что, в свою очередь, ставит новые цели и задачи для современного образования. При изучении хроник в рамках современного образования необходимо понимать, что особое внимание следует уделять социокультурному фону, в рамках которого была составлена средневековая хроника. Молодой ученый в данном случае выступает посредником в межкультурном диалоге, где он является представителем современной ему культуры, с присущими ей специфическими чертами, а хроника выступает в роли культуры Другого. Цель этого диалога - проникнуть в сознание средневекового человека, понять механизм его функционирования, пути формирования мировоззрения и миропонимания.

Ключевые слова: Средневековье; культурная память; хроники; идентичность; культурное единство; средневековая Европа; духовная культура.

S. A. Shipilov

Teacher of the Department of the Linguistics and professional communication in the area of the Humanities; postgraduate student of the Department of WorLd CuLture, FacuLty of the Humanities; e-maiL: simonshipiLov@gmaiL.com

MEDIEVAL CHRONICLE AS A FORM OF REPRESENTATION OF CULTURAL MEMORY

The articLe is devoted to the phenomenon of cuLturaL memory, which in the era of gLobaLization is a serious object for research, since it participates in the formation and preservation of both cuLture in generaL and spirituaL cuLture in particuLar. The probLem of cuLturaL memory is aLso acuteLy feLt due to the crisis of nationaL identity, active migration processes and the active construction of a "new" cuLturaL and historicaL consciousness that stimuLates destructive forms of intercuLturaL communication and interethnic confLicts. In the context of spirituaL cuLture the medievaL European chronicLe is a speciaL bearer of cuLturaL memory. In addition to many sociaL reaLities, it aLso revoLves around various aspects of the spirituaL Life of medievaL society: the system of ideoLogicaL ideas, the evaLuation of actions, the category of "us-them" and other eLements of spirituaL cuLture. As one of the forms of interpretation of cuLturaL memory and due to its specifics, the medievaL chronicLe aLso requires a speciaL approach in its study, which, in turn, sets new goaLs and objectives for modern education.

Key words: MiddLe Ages; cuLturaL memory; chronicLes; identity; cuLturaL unity; medievaL Europe; spirituaL cuLture.

Сегодня, с одной стороны, глобализация является очевидным процессом, который имеет место во всем мире. В свою очередь это приводит к ущемлению некоторых национальных интересов и к потере авторитетного статуса национальных государств как субъектов мировых процессов. Однако, с другой стороны, можно наблюдать активизацию интереса ряда европейских народов к национальным основам бытия и культурной идентичности на фоне нарастающих миграционных процессов и наметившегося кризиса «общеевропейской идентичности». Одновременно в ряде государств, в том числе на постсоветском пространстве, искусственно «конструируются» «новые» идентичности и культурно-историческое сознание, лишенные «исторической правды».

Во всех вышеперечисленных процессах особую роль играют средневековые хроники, которые, вне всякого сомнения, можно рассматривать как форму репрезентации культурной памяти.

Сначала необходимо дать определение понятию «хроника».

Согласно Советской исторической энциклопедии:

хроника (греч. хгошка - летопись, от хготкоз - относящийся ко времени, к летоисчислению, \ronos - время) - это наиболее распространенный тип произведений средневековой историографии [Советская историческая энциклопедия].

В средневековой Западной Европе, например, название «хроника» утвердилось за историческими сочинениями, которые содержат более подробный и систематизированный материал, чем предшествующие им анналы. По свидетельству известного французского историка и культуролога Б. Гене, в период с XI до середины XII вв. происходило бурное развитие исторической науки [Гене 2002]. Это также и исключительный момент в истории западной историографии, так как в этот период свои работы писали талантливые историки, которые происходили абсолютно из разных слоев населения: это были и придворные писари, и городские клирики. Однако в большей степени историей в то время занимались монахи Бенедиктинского ордена, так как в их распоряжении имелись обширные библиотеки и скриптории. Важен и подход историков того времени: они не просто рассказывали о своем времени, сохраняли его историю в своих трудах, но главным их стремлением было вновь открыть прошлое. Как полагает Б. Гене: «Конец XI и начало XII века - это прежде всего время торжествующей эрудиции» [Гене 2002]. Однако роль историка изменяется уже в XIII в.: теперь делается акцент на том факте, что историк - свидетель истории, что и должно было определять его деятельность. Поэтому именно в XIII в. и развивается новый историографический жанр - мемуары [Вайнштейн 1964]. Тогда же происходит и другое важное событие: история покидает стены монастырей и обращается все к большему кругу читателей, которые были заинтересованы в ней не как в источнике сведений или правды, но как в интересном, занимательном и литературном повествовании [Гене 2002], о чем свидетельствует появление рифмованных хроник. Исходя из данных обстоятельств следует согласиться с все тем же Б. Гене, что «XII век был временем исторической эрудиции, а XIII с его энциклопедиями, сводными документами, учебниками, переводами - веком вульгаризации» [там же]. Но, несмотря ни на заинтересованность в своем материале, ни на «эрудированность» автора, хронист пишет свой труд исходя из своих религиозных, политических, этнических и других взглядов. Таким образом, следует подчеркнуть, что хроника является не просто

фиксированным текстом, в котором последовательно описываются те или иные исторические события, но им также дается определенная трактовка, интерпретация в рамках той социокультуры, в которой была создана хроника.

Переходя к понятию культурной памяти, необходимо подчеркнуть, что данный термин связан, прежде всего, с именем известного немецкого египтолога Яна Ассмана, считавшего, что «культурная память направлена на фиксированные моменты в прошлом. В ней прошлое также не может сохраняться как таковое. Прошлое скорее сворачивается здесь в символические фигуры, к которым прикрепляется воспоминание» [Ассман 2004].

Таким образом, хроника как репрезентация культурной памяти способствует формированию «мы-образа», т. е. через коллективное знание о собственном прошлом она поддерживает в обществе и культуре ощущение единства и самобытности. С данной точкой зрения сложно не согласиться, ведь помимо множества социальных реалий, хроника также охватывает различные стороны духовной жизни средневекового общества: систему мировоззренческих идей, оценку тех или иных действий, категории «свой - чужой» и другие элементы духовной культуры.

В качестве примера хотелось бы привести описание начала походов викингов на территории Западной Европы, которое можно найти в хронике Гельмольда из Босау. Хронист пишет: «Войско нортман-нов состояло из храбрейших данов, свеонов и норвегов, которые, объединившись теперь под одной властью, обложили данью прежде всего находившихся под рукой славян, а затем стали притеснять и на суше и на море остальные соседние государства. Вероятно, немало мужества придало им ослабление Римской империи, которая ... после Людовика старшего была сначала истощена внутренними войнами, а потом разделена на четыре части и управлялась столькими же королями. Известно, что в это время «нортманны, пройдя по Лигеру, сожгли Тур, а пройдя по Секване, осадили Париж. И тогда король Карл, охваченный страхом, отвел им для житья землю», которая, поскольку ею завладели нортманны, получила название Нортмандии. «Затем они опустошили Лотарингию и подчинили себе Фризию». Наш же Людовик, то есть король Германии, «так [долго] удерживал нортманнов договорами и сражениями, что в то время, как они

Францию всю опустошили, его стране нанесли лишь незначительный ущерб. После же его смерти, лишь ослабели бразды, воцарились варварство, дикость» [Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский 2011].

Крайне интересным, с точки зрения культурной памяти, в этом фрагменте является следующее: во-первых, сам факт фиксирования похода «нортманнов» как беспрецедентного явления для западноевропейской средневековой истории. Хотя оно затронуло родину хрониста Гельмольда в меньшей степени, чем им же упомянутую Францию, но повлияло на культурную память столь сильно, что хронист XII в., которым и является Гельмольд, с трепетом описывает давно минувшие события К^ вв. Во-вторых, важен и тот факт, что в данном отрывке можно четко увидеть оппозицию «свой - чужой». Таким образом, можно сказать, что уже в XII в. прослеживается тенденция к самосознанию германских народов, как нечто единого посредством реконструкции собственного прошлого. Следует еще раз подчеркнуть, что это лишь тенденция, маленький шаг в сторону осознания своей идентичности, к которой немецкий народ придет еще очень не скоро.

Понимая всю важность хроник для исторической науки, необходимо подчеркнуть и тот факт, что в современном образовании, будь то историческое, культурологическое, религиоведческое, теологическое и т. д., изучение данной формы культурной памяти обладает особой спецификой. В связи с этим невозможно не привести мысли известнейшего отечественного историка-медиевиста А. Я. Гуревича: «Ответственность историка двоякая: перед людьми прошлого и перед своими современниками. Историк выступает в роли посредника между теми и другими; от имени своей культуры он пытается завязать диалог с культурой иного времени. Вопросы, которые он задает людям прошлого, продиктованы современностью, ее интересами и проблемами, ибо то, о чем историк вопрошает и только и способен вопрошать людей прошлого, диктуется его культурой и видением мира. Вся проблема состоит в том, чтобы расслышать ответы людей прошлого, а не спешить с навязыванием им своих собственных ответов. Расслышать ответы людей иной культуры на свои вопросы - и значит завязать с ними диалог. Ибо памятники, оставленные этими людьми, содержат в себе ответы, их надобно лишь правильно вопрошать, и тогда эти памятники, тексты (в самом широком смысле) окажутся

неиссякаемыми источниками познания духовного мира людей другой эпохи» [Гуревич 1990].

Иными словами, при использовании хроник в современном образовании, необходимо учитывать, что при их изучении стоить уделять внимание социокультурным особенностям, в рамках которых была создана та или иная хроника, учащимся следует стать активными участниками межкультурного диалога: их культуры и культуры Средневековья. Цель же этого изучения - проникнуть в сознание средневекового человека, понять механизм его функционирования, пути формирования мировоззрения и миропонимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники / пер. с лат. И. В. Дьяконова, Л. В. Разумовской ; ред.-сост. И. А. На-стенко. М. : СПСЛ, Русская панорама, 2011. 584 с , ил. (MEDLEVALIA: средневековые литературные памятники и источники). Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М. : Языки славянской культуры, 2004. 368 с. (Studia histórica). Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л. : Наука, 1964.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.

M. : Искусство, 1990. 396 с. Советская историческая энциклопедия. М. : Советская энциклопедия / под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.