Научная статья на тему 'Среднее специальное образование для журналистов: Российский опыт'

Среднее специальное образование для журналистов: Российский опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1137
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеева И. А.

Что мешает в наших реалиях создать учреждения среднего специального образования для журналистов или открыть соответствующие образовательные программы в существующих колледжах или лицеях? Ответ очевиден: отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы. Так, Общероссийский классификатор специальностей по образованию, вступивший в силу с 1 января 2004 года, не предусматривает обучения журналистике на этапе среднего специального образования. То же можно сказать и о прежнем классификаторе (1993 года). Почему так произошло? Почему другим видам массово-коммуникационной деятельности (например, рекламе) можно учиться и в колледже, и в вузе, а журналистике только в вузе? Отговорка об исключительной миссии журналиста в обществе и, соответственно, о высоком статусе профессии, к работе в которой якобы нельзя приступать без диплома о высшем образовании, нам кажется несостоятельной. Прежде всего по соображениям этого самого статуса. Ведь ясно, что в условиях отсутствия институтов среднего журналистского образования, предназначенного для преподавания первой, начальной стадии ремесла, ответственность за данный участок вынуждены брать на себя вузы вместо того, чтобы решать более важные и подобающие именно им задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Среднее специальное образование для журналистов: Российский опыт»

История медиаобразования

Среднее специальное образование для журналистов:

российский опыт

И.А. Фатеева кандидат филологических наук, доцент

Институциональная особенность современного российского журналистского образования - представленность его только на этапах высшего и послевузовского образования. Отсутствие профессиональной подготовки работников СМИ на предшествующих ступенях формального образования, т.е. в институтах начального и среднего профессионального образования, воспринимается агентами и потребителями образовательной системы как нечто само собой разумеющееся, хотя всем известно, что в других странах неуниверситетский сектор журналистского обучения не только имеется, но и является значительной частью системы профессионального медиаобразования. Знаменательно, что представители отрасли (владельцы и редакторы средств массовой информации, представители российского медиасообщества) постоянно указывают медиапедагогам на столь существенный, по их мнению, пробел, как отсутствие в нашей стране журналистских колледжей. Но воз, как говорится, и ныне там.

Что мешает в наших реалиях создать учреждения среднего специального образования для журналистов или открыть соответствующие образовательные программы в существующих колледжах или лицеях? Ответ очевиден: отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы. Так, Общероссийский классификатор специальностей по образованию, вступивший в силу с 1 января 2004 года, не предусматривает обучения журналистике на этапе среднего специального образования. То же можно сказать и о прежнем классификаторе (1993 года).

Почему так произошло? Почему другим видам массово-коммуникационной деятельности (например, рекламе) можно учиться и в колледже, и в вузе, а журналистике - только в вузе? Отговорка об исключительной миссии журналиста в обществе и, соответственно, о высоком статусе профессии, к работе в которой якобы нельзя приступать без диплома о высшем образовании, нам кажется несостоятельной. Прежде всего - по соображениям этого самого статуса. Ведь ясно, что в условиях отсутствия институтов среднего журналистского образования, предназначенного для преподавания первой, начальной стадии ремесла, ответственность за данный участок вынуждены брать на себя вузы - вместо того, чтобы решать более важные и подобающие именно им задачи.

Скорее всего сложившееся положение - просто дань традиции: что застали на этапе перевода старой, советской системы в новое качество

тогдашние чиновники от образования, то и воспроизводится из документа в документ. А между тем даже в нашей советской истории имелся опыт работы журналистских техникумов и профессиональных школ. Правда, относится он к очень давним временам. В данной статье мы не будем касаться учреждений начального профессионального образования журналистов, а сосредоточимся на работе газетных техникумов и двухгодичных газетных школ, т.е. учреждений среднего специального образования образца 20-30 годов прошлого века.

Первые из них появились, по всей видимости, в середине 20-х годов. Так, наиболее известный техникум (Ленинградский) возник в 1925 году. Срок обучения в нем был 3 года (так же, как и в первом журналистском вузе страны - Государственном институте журналистики, начавшем свою работу четырьмя годами раньше - в 1921 году). С одной стороны, возникновение и института, и техникума объясняется одной и той же причиной - острым кадровым голодом в редакциях первых лет советской власти, ведь квалифицированные специалисты, работавшие на «фабриках новостей» до революции, в большинстве своем не шли в советские газеты и журналы. И недолго существовавший Союз советских журналистов, и сменившая его Секция работников печати (СРП) в ВЦСПС вынуждены были уделять вопросу подготовки работников прессы пристальное внимание. Центральное Бюро СРП, например, предлагало часть средств, поступавших в виде культначислений от учреждений печати, направлять на создание профессиональных школ. В большинстве случаев это, конечно, были краткосрочные курсы на базе крупных редакций (чаще всего на базе местных отделений РОСТА), но некоторые сумели интегрироваться в систему формального образования, войдя в сеть Главпрофобра. В числе учебных заведений, подчиненных данному наркомпросовскому отделу, курировавшему профессиональную школу, оказались ГИЖ и Ленинградский техникум.

С другой стороны, мы связываем факт возникновения техникума как раз с неудачной (с точки зрения «журналистского профсоюза») эволюцией института. В 1925 году ГИЖ начинает отдаляться от СРП, в нем меняется руководство, ректором становится далекий от журналистских кругов С.Д. Муравейский (по профессии гидробиолог); его команда взяла твердый курс на создание в стенах ГИЖа высшей партийной школы, открестившись от «рассадника профессионального газетного образования», каким институт был до этого. В середине 20-х годов ГИЖ переподчиняется Главполитпросвету, отделу Наркопроса, предназначенному для руководства образованием взрослых, но фактически курировавшему политическое образование и просвещение. В таких условиях профсоюзному руководству журналистов ничего иного не оставалось, как содействовать организации других учебных заведений, призванных готовить не «квалифицированных партийных работников в области печати», а рядовой и средний состав профессионалов газетного производства. Таким и стал Ленинградский техникум.

Данное учебное заведение (особенно его близость к профсоюзным кругам) раздражало Муравейского, ставленника Главполитпросвета. Так, весной 1927 года по поручению Коллегии Отдела Печати ЦК ВКП(б) ректор ГИЖа работает над Планом организации системы школьной подготовки работников печати и, озабоченный активностью «журналистского профсоюза», не отказавшегося от попыток активно вмешиваться в процесс ее создания, сигнализирует об этом в ЦК партии. В одном из набросков Плана он намеренно выделяет среди существовавших учебных форм журналистского профиля те, что «проектируются ЦС секции Работников Печати», и указывает на «два пути, по которым сейчас развивается школьное обучение журналистике: 1) по партийной линии, 2) профессионально-технической /по линии профсоюзов и Главпрофобра» . На взгляд автора, это создает «известную путаницу», ведет к «кустарничеству», поэтому необходимо-де «как можно скорее внести полную ясность в этот вопрос» и «установить твердую линию».

Работая над Планом, С.Д.Муравейский не мог не учитывать факта наличия в образовательной системе Ленинградского техникума. Судя по сохранившимся наброскам, он назывался тогда техникумом печати, был вечерним и состоял из нескольких отделений, в том числе из газетного и книжного. «Физиономия» техникума, пишет автор Плана, «мне неясна; видимо, он ставит целью подготовить «середняка» без определенной партийной подготовки»4. Сохранилось несколько вариантов наброска Плана. О «слишком неопределенной установке» техникума в Ленинграде Муравейский упоминает в них неоднократно и предлагает в одном из вариантов реорганизовать его следующим образом: а) превратить из вечернего в дневной; б) дать ему «твердую установку на подготовку работников репортажа и выпуска» с 2-годичным сроком обучения 5 ; в) превратить его в «журналистскую своеобразную совпартшколу 2 ступени на правах губсовпартшколы с переходом в ведение Главполитпросвета»; г) книжное отделение техникума закрыть6. Как видим, почти все предлагаемые меры направлены на понижение статуса ленинградского техникума, который воспринимался ректором ГИЖа в качестве конкурента института.

Как отреагировало партийное и советское руководство на предложения Муравейского 1927 года, нам неизвестно. Но реорганизация Ленинградского техникума произошла-таки весной 1931 года после принятия постановления ЦК ВКП(б) «О кадрах газетных работников» (от 11 ноября 1930 г.): на базе техникума и вечерних курсов, организованных по инициативе областного совета профсоюзов и газеты «Ленинградская правда», был организован Ленинградский коммунистический институт журналистики им. В.В.Воровского.

2 В документах того времени руководящий орган СРП именуется то Центральным Бюро (ЦБ), то Центральным Советом (ЦС).

3 ГАРФ.Ф. 5214. Оп. 1. Д.10. Л. 34.

4 Там же. Л. 33.

5 Заметим, что в отношении ГИЖа предлагается срок обучения увеличить до 4 лет.

6 ГАРФ.Ф. 5214. Оп. 1. Д. 9. Л. 4-5.

Но газетные техникумы как вид учебных заведений не исчезли с реорганизацией техникума в Ленинграде. Напротив, они получили в начале 30-х годов дальнейший импульс к развитию, т.к. упоминались в названном постановлении ЦК ВКП(б), на значительное время определившем вектор развития журналистского образования в стране. В пункте 3 постановления воспроизведена предлагавшаяся партруководством система подготовки кадров журналистов. Под литерой «г» в нем читаем: «Литературные и технические кадры готовят литфаки, институты, техникумы, газетучи» . Чуть раньше, в феврале 1930 года, вопрос о системе подготовки журналистских кадров рассматривал «журналистский профсоюз» - на VI пленуме Центрального Бюро Секции работников печати. Судя по докладу М.И. Гуса, основного докладчика по вопросу, предлагалось определить для каждого типа газетных учебных заведений строго определенные роль и место; техникумы, согласно плану Гуса, должны были готовить работников средней квалификации: литработников, правщиков, обработчиков информации, инструкторов массовой работы и других специалистов8.

По сведениям Л.Г. Свитич и А. А. Ширяевой, газетные техникумы в 30-е годы функционировали в Москве, Ростове-на-Дону, Харькове 9 . Нам известно, что в 1934 году на юге страны существовал Азово-Черноморский краевой политехникум печати. По крайней мере, разверсткой (или проектом разверстки, подготовленным во ВКИЖе) на всесоюзные курсы преподавателей газетных дисциплин ему выделялось два места10.

Абсолютно новый вид средних учебных заведений появился в середине 30-х годов, в пору развертывания в стране широкой сети районных и многотиражных газет. Кадров для низовой печати не хватало, те люди, что привлекались для работы, справлялись с ней неудовлетворительно. Это не могло не волновать партийных функционеров, справедливо видевших в печати мощное орудие политической пропаганды. 31 октября 1935 года «Правда» опубликовала редакционную статью «Районной газетой надо руководить», в которой были такие слова: «Давно пора по-настоящему взяться за подготовку новых кадров районной печати - не только редакторов, но и секретарей редакций, литературных сотрудников и корректоров... Давно пора понять, что партийная журналистика - это профессия, и этой профессии надо учить людей, и притом людей талантливых, чувствующих склонность к литературной работе».

Для подготовки квалифицированных работников низовой печати было решено развернуть сеть партийно-газетных школ с 2-годичным сроком обучения, реорганизовав в них некоторые совпартшколы 2 ступени. Совпартшколы (вместе с институтами красной профессуры, комвузами и др. учреждениями) были частью образовательной системы, подчиненной в 20-х

7 О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сб-к документов и материалов. М.: Мысль, 1972. С. 171.

8 Гус М. За газетные кадры! М.-Л.: Работник просвещения, 1930. С. 105.

9 Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. / Под ред. проф. Я.Н. Засурского. Факультет журналистики МГУ. М.: Изд-во Икар, 1997. С. 16.

10 ГАРФ. Ф. 5214. Оп. 1. Д. 41. Л. 69.

годах Главполипросвету. Как помним, в 1927 году предлагалось перепрофилировать в особую совпартшколу Ленинградский техникум. На рубеже 20-х и 30-х годов «политпросветительские» учебные заведения, в том числе совпартшколы с партийными, пропагандистскими, советскими и пр. отделениями, были в основном подчинены специально созданному при ВЦИК Комитету по заведованию учеными и учебными учреждениями. В дальнейшем они подвергнутся коренной реорганизации (после ликвидации Комитета в апреле 1938 года), т.к. в условиях насквозь идеологизированного общего и профессионального образования окажутся ненужными такие специальные учебные заведения, применительно к которым важнее общеобразовательной и профессионально-формирующей функций признавалась партийно-идеологическая составляющая.

Двухгодичные партийно-газетные школы - как «наследники» совпартшкол - были одновременно учреждениями профессионального образования и политического воспитания. Как удалось выяснить, в конце 1936 г. рассматривался вопрос о передаче этих школ в ведение Ученого комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями (председатель В.П. Милютин), его сектора партийных школ (руководитель сектора И. Кувшинов). В составе сектора была даже введена должность инспектора по газетным школам, которую занимал А. Воротынский.

Двухгодичных партийно-газетных школ на рубеже 1936 и 1937 годов было 19. Приведем данные об их местонахождении и контингентах (по состоянию на 1.01.1937 г). Сталинградская областная - г. Астрахань - 125 чел. Саратовская областная - г. Вольск - 100 чел. Ярославская областная

- г. Кострома - 130 чел. Куйбышевская областная - г. Пенза - 130 чел. Белорусская республиканская - г. Могилев - 130 чел. Калининская областная - г. В. Волочек - 100 чел. Челябинская областная - г. Курган -120 чел. Западно-Сибирская краевая - г. Новосибирск - 125 чел. Воронежская областная - г. Мичуринск - 160 чел. Московская областная -г. Серпухов - 160 чел. Курская областная - г. Орел - 190 чел. Свердловская областная - г. Свердловск - 95 чел. Украинская республиканская - г. Харьков - 355 чел. Ленинградская областная - г. Псков - 100 чел. Донецкая областная - г. Ворошиловград - 100 чел. Узбекская республиканская - г. Ташкент - 120 чел. Горьковская областная

- г. Горький - 100 чел. Чувашская областная - г. Чебоксары - 50 чел. Дальне-Восточная областная - г. Благовещенск - 75 чел.11

Как видим, речь идет о довольно значительном количестве учебных заведений, а также людей, в них обучавшихся и работавших. Что касается последних, то представленное Ученым комитетом на утверждение типовое штатное расписание на 1938 г. предполагало в каждой школе наличие следующих штатных единиц: директора, зам. директора по учебной части, зам. директора по административно-хозяйственной части, коменданта, старшего бухгалтера, зав. библиотекой, зав. типографией, зав. кабинетом

11 ГАРФ. Ф. 7668. Оп. 1. Д. 2298. Л. 9, 35, 43.

печати, зав. фотокабинетом, счетовода-кассира, библиотекаря, наборщика-печатника, делопроизводителя, секретаря учебной части, машинистки, 2 курьеров, 2 дворников, 2 швейцаров, 5 уборщиц, сторожа12. Естественно, предполагались (и реально состояли в штатах) и преподаватели. Так, в штате Свердловской школы в 1937 году работало 10 преподавателей. Газетные

13

дисциплины вели С.Е. Смирнов и П.А. Павлов . Школа работала в определенном контакте со Свердловским КИЖем, созданным в 1936 году. Наиболее авторитетной среди перечисленных выше школ считалась Серпуховская.

Кураторами школ на местах были областные, краевые и республиканские комитеты партии. Туда из Москвы были посланы типовые учебные планы и руководящие указания. В них значилось, что 2-годичные газетные школы представляют собой тип среднего газетного учебного заведения и должны готовить квалифицированных, политически грамотных и культурных работников среднего звена районных газет (инструкторы, зав. отделами, секретари редакций), а также редакторов фабрично-заводских, транспортных и совхозных газет. В газетные школы должны были приниматься члены партии, члены комсомола (с комсомольским стажем не менее трех лет), беспартийные общественники в возрасте от 18 до 35 лет, имевшие опыт низовой газетной или общественной работы и обладавшие образованием не ниже чем в объеме 7-летней школы и политическим образованием совпартшколы. Заметим, что данный образовательный ценз повсеместно нарушался.

Типовой учебный план для школ был составлен таким образом, чтобы за время учебы в ней студенты получили подготовку по общеобразовательным предметам (в первую очередь по родному языку и социально-экономическим дисциплинам, особенно истории ВКП(б)), а также необходимые знания и навыки газетной работы.

Приводим учебный план, рекомендовавшийся для 1935/36 учебного

14

года .

12 ГАРФ. Ф. 7668. Оп. 1. Д. 2298. Л. 78.

13 ГАРФ. Ф. 7668. Оп. 1. Д. 2298. Л. 49.

14 ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 1. Д. 650. Л. 28.

Учебный план партийно-газетной школы, 1935/36 учебный год15.

Дисциплины 1 курс 2 курс Всего

Общеобразовательные дисциплины

Родной язык 268ч. 115 ч. 383 ч.

Литература 160 ч. 140 ч. 300 ч.

География (физич., эконом. и полит.) 220 ч. - 220 ч.

Социально-экономические дисциплины

История России и народов СССР 140 ч. - 140 ч.

Всеобщая история 180 ч. - 180 ч.

Политическая экономия 100 ч. - 100 ч.

История ВКП(б) 40 ч. 240 ч. 280 ч.

Ленинизм - 128 ч. 128 ч.

Экономическая политика - 120 ч. 120 ч.

Газетные дисциплины

Редактирование и массовая работа 170 ч. 150 ч. 320 ч.

большевистской печати 60 ч. - 60 ч.

Газетная техника - 2 мес. 300 ч.

Производственная практика 50 ч. 50 ч. 100 ч.

Военное дело (военно-технич. дело и военно-

полит. воспитание)

Сельскохозяйственные дисциплины

Сельскохозяйственные дисциплины 30 ч. 30 ч. 60 ч.

Резерв 10 ч. 12 ч. 22 ч.

Зачеты 60 ч. 120 ч. 180 ч.

(с выпуск.экз.)

Всего 1488 ч. 1404 ч. 2992 ч.

Согласно руководящим указаниям, для выполнения своей задачи газетно-партийным, школам было необходимо (стиль документа сохранен):

а) обеспечить преподавание социально-экономических предметов, особенно истории ВКП(б), на высоком идейно-политическом уровне;

б) преподавание родного языка и литературы поставить с учетом специфики газетного учебного заведения, давая отчетливые знания грамматики, синтаксиса, навыки работы над газетой, книгой, составления рабочих планов, тезисов, конспектов, не ограничиваясь диктантами, которые проводить регулярно, но и широко практиковать письменные работы и литературные сочинения;

в) умелое и содержательное изучение газетного дела (основных задач большевистской печати, языка и стиля, литературной формы газетного материала, организации работы редакции, массовой и воспитательной работы, низовой печати, форм и методов работы с рабселькорами) правильно сочетать, во-первых, с широко развернутой практической работой студентов

15 ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 1. Д. 650. Л. 28.

в процессе газетной работы в школе (литературная правка, показательная работа над корреспонденциями, заметками, писание небольших статей, обзоров низовых газет, составление редакционных примечаний к письмам, изучение рабселькоровской работы на месте и т.д.), во-вторых, с тщательно подготовляемой, правильно организованной, умело руководимой и контролируемой производственной концентрированной практикой в районных, городских и фабрично-заводских газетах. Каждая школа обязывалась иметь учебную газету16.

В целях подготовки высокопрофессиональных работников печати перед школами ставилась задача внедрить навыки письменной работы при изучении не только специальных вопросов газетной работы, но и основных социально-экономических дисциплин. Большое значение рекомендовалось придавать самостоятельной работе слушателей, а также контролю преподавателей за ней. Учебная часть должна была помогать в организации самостоятельной работы (подбор литературы, консультации и т.д.).

В учебном процессе не менее 1/3 аудиторных занятий рекомендовано было отдавать лекциям и 2/3 «классной проработке». Зачеты нужно было организовывать после каждого полугодия, а в конце курса должен был быть выпускной экзамен. Оканчивающий партийно-газетную школу мог быть рекомендован на работу в печать при условии обязательного получения соответствующей всесторонней учебной оценки в результате выпускного

17

экзамена и учета успеваемости за все время пребывания его на учебе .

Проанализировав первый опыт существования газетных школ, Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР совместно с Отделом печати и издательств ЦК ВКП(б) разослал в 1936 г. на места новые руководящие указания. В них были названы типичные недостатки газетных школ: невысокий уровень учебы, в особенности по родному языку и истории ВКП(б), неумелая постановка преподавания вопросов практики газетного дела (отмечалось заучивание учащимися общих определений и слабое развитие навыков практической литературной работы в газете), прием не только окончивших семилетку, но и людей с меньшей общеобразовательной подготовкой, отсутствие качественной организации производственной практики.

Вносились изменения в учебный план. Увеличивалось количество часов на русский язык (до 441) и литературу (до 350), чтобы «поднять общую грамотность и культурность». Была исключена экономполитика (с параллельным увеличением часов на политэкономию социализма со 100 до 148), ликвидировались резервные часы и сельскохозяйственные дисциплины

16 Печатные учебные газеты создать успели не все школы. Так, Челябинская областная партийно-газетная школа, пытаясь выполнить требование об обязательном выпуске учебной газеты, обзавелась собственной типографией, в которой были машина-американка, тискальный станок и 17 наборов шрифтов. 1 августа 1937 года бюро Челябинского обкома ВКП(б) приняло решение об издании в школе печатной газеты «За газетные кадры» тиражом 250 экземпляров, периодичностью 10 раз в месяц (форматом 29 см. на 41 см). На нее облплану предлагалось выделить 300 кг бумаги. Решение было послано на утверждение ЦК ВКП(б), но ответа оттуда до января 1939 года (дата закрытия школы) так и не последовало.

17 ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 1. Д. 650. Л. 26-27.

(«для устранения многопредметности и как ненужные в условиях газетной школы»); зато вводились лекционные курсы «История большевистской печати» (28 ч.) и «Конституция СССР» (35 ч.). Указывалось, что школы должны иметь твердое расписание. С точки зрения методики преподавания, отмечалось, что основным методом должен быть лекционный метод, на долю лекций теперь предполагалась не одна треть, а половина всех учебных часов. Однако по таким предметам, как техника газетного дела и практика газетной работы (так были переименованы газетные дисциплины) лекционный курс, наоборот, сводился к минимуму, а классные занятия должны были приобрести исключительно характер практической работы в классе, лаборатории, в целях детального, более совершенного в сравнении с существовавшей постановкой изучения литературного и технического оформления газеты. Так, по практике газетной работы только 15% часов должны были быть лекционными, остальные планировались практическими,

по технике газетного дела 56 из 76 часов - «практические занятия в

18

типолаборатории» . Данные занятия эффективно могли вести только люди, хорошо знавшие технологический процесс выпуска газет. И методические рекомендации Учкома и ЦК ВКП(б) прямо ориентировали школы на привлечение к работе в газетных школах «знатоков газетного дела».

В течение нескольких лет партийно-газетные школы, несмотря на те объективные трудности, с которыми они сталкивались, исправно давали стране журналистов и были для своих регионов постоянной базой для курсовых форм повышения квалификации газетчиков. Так, Челябинская областная школа за три неполных года своего существования (март 1936 г .январь 1939 г.) сделала 3 выпуска (121 человек), и на ее базе круглый год функционировали курсы пропагандистов и областная школа комсомольских пропагандистов. Однако по решению ЦК ВКП(б) школы как учреждения формального образования были закрыты. В одном из летних номеров 1938 года журнал «Большевистская печать» 19, орган Центрального Комитета партии, сообщал читателям, что ЦК рассмотрел вопрос о переподготовке газетных работников и признал организацию особых газетных курсов и школ нецелесообразной. По решению ЦК, сохранялась только переподготовка газетчиков, которая должна была осуществляться в газетных отделениях при областных, краевых и республиканских школах пропагандистов. Так, например, Московская, Свердловская, Ярославская и Новосибирская газетные школы по постановлению должны были реорганизоваться в газетные отделения соответствующих областных школ пропагандистов. Таким образом, сохранялись только курсовые формы переподготовки газетных работников, а средне-специальные учреждения формального образования ликвидировались.

18 ГАРФ. Ф. 7668. Оп. 1. Д. 2298. Л. 96-98.

19 Большевистская печать. 1938. №13. С. 1.

Почему так произошло? Чем успели «провиниться» перед советским режимом двухгодичные газетные школы? Кроме случайных обстоятельств, обусловленных временем и локальными условиями существования конкретных школ, назовем одно существенное обстоятельство, безусловно, вызвавшее неудовольствие чиновников. Это значительный отсев учащихся и - как следствие - экономическая неэффективность вложенных средств. Так, например, общий отсев из Челябинской школы составил 49%. Это значит, что каждый второй рубль, выделенный на школу бюджетом, был истрачен впустую. Но и выпустившиеся из школы после окончания курса не все пополнили ряды газетчиков (это при той-то системе распределения выпускников!), тем более руководителей изданий. Понятно, что курсы для уже работавших в газетах сотрудников выглядели предпочтительней, чем длительная образовательная программа в системе формального образования, являвшаяся формой первичного профессионального образования.

Был ли запрограммирован такой результат? В советских условиях 30-х годов - да. Хотя бы потому, что тогда невозможно было выстроить адекватную систему отбора учащихся, не было объективной готовности к разворачиванию в регионах широкой сети данных образовательных учреждений. Но идея возрождения форм среднего профессионального образования для журналистов недаром теплилась в недрах журналистского сообщества все последующие советские годы (чтобы убедиться в этом, достаточно полистать подшивку профессионального журнала «Журналист»): тогда казалось, что данные учреждения должны были адресно работать на кадровое обеспечение такого сектора вертикально выстроенной системы средств массовой информации и пропаганды, как районные газеты.

Понятно, что сегодня совсем по-другому видится их возможная «ниша»: журналистские колледжи могли бы стать местом реализации модели практико-ориентированного журналистского обучения в чистом виде; в случае создания в тесном контакте с медиапредприятиями они выполняли бы функцию профессиональной подготовки редакционных работников без совмещения ее с общеразвивающей и общеобразовательной функциями; используя в качестве основного деятельностно-компетентостный подход, широко привлекая к преподаванию специалистов-практиков, хорошо знающих технологические процессы, они формировали бы преимущественно нормативно-технологические знания и практические навыки, необходимые для выполнения функциональных обязанностей по конкретным медиапрофессиям; получив такое образование, выпускники колледжей выходили бы на медиарынок готовыми для выполнения простейших профессиональных операций (как технических, так и собственно журналистских, например репортерских). Создание такого рода образовательных программ дало бы возможность институтам высшего журналистского образования, сегодня вынужденным совмещать под своими крышами несовместимое («журналистское ПТУ» и «журналистскую Сорбонну»), грамотно «отстроиться» относительно «младших» партнеров, что позволило бы системе отраслевого образования в целом стать более

гибкой и мобильной, понятной абитуриентам и легко откликающейся на запросы работодателей, позволило бы инвестировать в нее дополнительные материальные и финансовые средства, которые сегодня отвлекаются медиаруководителями на создание структур неформального образования журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.