Научная статья на тему 'Срединная модель посмертной онтологии Рудольфа Штайнера'

Срединная модель посмертной онтологии Рудольфа Штайнера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
320
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСМЕРТНАЯ ОНТОЛОГИЯ / АНТРОПОСОФИЯ / АНТРОПОТЕОЦЕНТРИЗМ / ТЕРНАРНОСТЬ / СРЕДИННАЯ МОДЕЛЬ / ДИАЛЕКТИКА / РЕИНКАРНАЦИЯ / AFTERLIFE ONTOLOGY / ANTHROPOSOPHY / ANTHROPOTHEOCENTRALISM / TERNARITY / MIDDLE MODEL / DIALECTICS / REINCARNATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карнаухов Игорь Александрович

В работе рассматривается моделируемая Рудольфом Штайнером посмертная онтология. Цель данной статьи проанализировать представления о посмертном существовании в антропософическом учении надконфессио-нальной философии в онтогносеологическом ракурсе и определить в соответствии с какой моделью (земной, небесной или срединной) Штайнер разрабатывает собственную картину мира посмертного существования. Установлена трёхчастная диалектическая структура бытия: физический мир, душевный мир, духовный мир. Связь трёх миров осуществляется посредством процесса реинкарнации как кармического закона мироздания, согласованного с теософским учением. Тернар-ность, присущая эзотерическому мышлению, выражена в устройстве человека и в создании срединного места, своеобразного чистилища внутри антропософического учения. Представления о посмертном существовании соответствуют антропотеоцентрическому виду срединной социально-мировоззренческой модели смысла жизни и смерти как онтогно сеологического основания картины мира посмертного существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rudolf Steiner’s afterlife middle model

The article observes the afterlife ontology modeled by Rudolf Steiner. The aim of the article consists of two parts. The first is to analyze the afterlife notions in the anthroposophical doctrine of the non-denominational philosophy in ontognoseological field. The second is to determine the model (worldly, unworldly, middle) of Steiner’s afterlife view. Three-part dialectic structure of the existence is established: out world, mental world and spirit world. Their connection is carried out by the process of reincarnation as a Karmic law of the Universe accorded with theosophical doctrine. Ternarity of esoteric mind is expressed in human nature and formation of a middle space, kind of a purgatory, within anthroposophical doctrine. Steiner’s afterlife view is in congruence with anthropoth-eocentral kind of social and worldview middle model of life and death as an afterlife onto-gnoseological basis.

Текст научной работы на тему «Срединная модель посмертной онтологии Рудольфа Штайнера»

УДК 129

СРЕДИННАЯ МОДЕЛЬ RUDOLF STEINER'S

ПОСМЕРТНОЙ ОНТОЛОГИИ AFTERLIFE

РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА MIDDLE MODEL

Карнаухов Игорь Александрович

Кандидат философских наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,

e-mail: [email protected]

В работе рассматривается моделируемая Рудольфом Штайнером посмертная онтология. Цель данной статьи - проанализировать представления о посмертном существовании в антропософическом учении надконфессио-нальной философии в онтогносеологическом ракурсе и определить в соответствии с какой моделью (земной, небесной или срединной) Штайнер разрабатывает собственную картину мира посмертного существования. Установлена трёхчастная диалектическая структура бытия: физический мир, душевный мир, духовный мир. Связь трёх миров осуществляется посредством процесса реинкарнации как кармического закона мироздания, согласованного с теософским учением. Тернар-ность, присущая эзотерическому мышлению, выражена в устройстве человека и в создании срединного места, своеобразного чистилища внутри антропософического учения. Представления о посмертном существовании соответствуют антропотеоцентрическому виду срединной социально-мировоззренческой модели смысла жизни и смерти как онтогно-

Karnaukhov Igor A.

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Tyumen Industrial University, Tyumen, e-mail: [email protected]

The article observes the afterlife ontology modeled by Rudolf Steiner. The aim of the article consists of two parts. The first is to analyze the afterlife notions in the anthroposophical doctrine of the non-denominational philosophy in ontognoseological field. The second is to determine the model (worldly, unworldly, middle) of Steiner's afterlife view. Three-part dialectic structure of the existence is established: out world, mental world and spirit world. Their connection is carried out by the process of reincarnation as a Karmic law of the Universe accorded with theosophical doctrine. Ternarity of esoteric mind is expressed in human nature and formation of a middle space, kind of a purgatory, within anthroposophical doctrine. Steiner's afterlife view is in congruence with anthropoth-eocentral kind of social and worldview middle model of life and death as an afterlife onto-gnoseological basis.

сеологического основания картины мира посмертного существования.

Ключевые слова: посмертная онтология, антропософия, антропотеоцентризм, тер-нарность, срединная модель, диалектика, реинкарнация.

Keywords: afterlife ontology, anthroposophy, anthropotheocentralism, ternarity, middle model, dialectics, reincarnation.

Рудольф Штайнер детерминировал направление антропософии как «путь познания», необходимый для внутреннего преобразования духовной сути человека в духовный экстракт Вселенной. Онтогносеологиче-ский план мироздания подразделялся им на три части: физический, душевный и духовный («страна духов») миры. По аналогии определяла бытие и современник Штайнера - Е.И. Рерих. Она предложила трехчаст-ную структуру, включающую в себя земной слой, низшие слои астрала и высшие слои. Этический принцип, заложенный ею в данных категориях, наиболее полное отражение получил в концепции «тонкий мир», согласно которой злые и добрые качества человека не могут изменяться в тонком мире, напротив, они становятся более выраженными, «потому злобные здесь становятся там еще яростнее, и наоборот» [7, а 313].

Штайнер, в отличие от Е.И. Рерих, создал более сложную систему онтологии как земного, так и посмертного бытия: физический, душевный и духовный планы.

Душевный мир состоял из семи областей. В первую область, «страну пламени вожделений», попадали души сразу после смерти. Здесь происходило нивелирование грубых и низших проявлений души человека, фантомов её земной жизни. В «области симпатии и антипатии», второй области душевного мира, душа обретала равновесие двух этих составляющих, находясь под их влиянием. В «области желаний» те души, которые сохранили желания, подвергались их воздействию, но, не имея возможности их утолить, сами желания постепенно уничтожались. В следующей области, «области печали и радости», душа испытывала особенные мучения. Привыкшая к земному существованию, она с трудом понимала, что «не в физическом находится истинный человек». Постепенно исчезало иллюзорное восприятие «телесной самости». В «области душевного света» человек лишался всех своих мечтаний по причине их чувственной наполненности. В «области действенной душевной силы» душа человека освобождалась от жажды какого-либо делания. И, наконец, в седьмой области, высшей «области истинной жизни души человека», душа освобождалась от «последних склонностей к чувственно-физическому миру. Каждая из предшествующих областей принимает от души то, что было ей родственно» [10, с. 86].

Душа, находясь в душевном мире, подчиняется определенным законам, конечная цель которых избавить её от любого стремления, желания как к чувственному состоянию, так и физическому. Каждый закон имеет определенную степень влияния, которая соответствует «душевному веществу» - на этом принципе выстроена иерархическая система семи областей, в которых происходят очищение и просветление души. После её полного избавления от страстей и желаний и по достижении седьмой наивысшей области душевного мира душа растворяется, и, как пишет Р. Штайнер, «её себялюбие вполне исчерпано. Она перестает существовать как существо, тяготеющее к физически чувственному бытию: дух освобожден ею» [9, с. 302-303]. По своей функциональности «место вожделений» (душевный мир) Штайнера соответствует римско-католическому чистилищу: и там, и там душа проходит процесс очищения, после которого может продолжить свой путь в высшие области посмертного бытия.

Освобожденный дух достигает «страны духов», где будет пребывать так долго, пока «не созреет для нового телесного бытия». Здесь он имеет возможность слиться с «единством, которое он чтил на земле». Особенно привилегированное положение в духовном мире получают люди нравственные и религиозные, так как, имея духовный жизненный опыт, они способны эманировать часть силы из нравственных либо из религиозных областей при познании себя как части целого. Практическим результатом данного процесса является совершенствование духовных качеств человека при последующем его воплощении.

Р. Штайнер разработал структуру духовного мира, но не так подробно, как душевного, выделяя в стране духов недифференцированные области и вместе с ними особенную область, «чистую страну духов». Поднимаясь всё выше и выше, дух человека обретал полную свободу, не вспоминая более о земном бытии. Окончательно освободившись, он попадал в «чистую страну духов», где создавал собственное будущее существование «в духе истинного и духовного». Будучи в срединном состоянии, состоянии между двумя воплощениями, дух человека находился с высшими существами. Быть в чистой стране духов - это значит добраться до «той ступени, на которой он [индивид] может понимать их [высоких существ]» [10, с. 116].

Посмертное существование Штайнер сравнивал с последствиями судьбы, которые создает человеческий дух. Земное бытие выходит за границы жизни и смерти, и его составляющие сосредотачиваются за пределами установленных границ. Человек как единство духа, души и тела подчиняется ряду законов: дух - закону перевоплощения, душа -

закону кармы, тело - закону наследственности. В данном контексте Штайнер отмечает, что «дух вечен, смерть и рождение, согласно законам физического мира, господствуют над телесностью, душевная жизнь, определяемая судьбой, является посредником между обоими в течение земной жизни» [10, с. 55].

Штайнер в разработанной им онтологии использует как ведущее понятие перевоплощения или реинкарнации, которое в целом соответствует общепринятому в философии определению. Каждое новое воплощение есть инкарнация праотца. Тот или иной облик тела - закон наследственности. Физический облик - это перевоплощение родовой сущности человека, так как каждый из людей является представителем своего духовного рода.

Штайнер пишет: «То, что совершил человек вчера, еще существует сегодня в своем следствии» [10, с. 63]. Действительно, исходя из закона перевоплощения, человеческий дух воплощается снова и снова, и «плоды прежних жизней» переходят все в новые и новые существования. Когда тело человек умирает, душа «изглаживает» свое стремление к материальному и освобождает дух, пройдя через очищение душевного и духовного миров.

Итак, земная онтология напрямую связана с посмертным бытием в антропософии Р. Штайнера. Рациональное мышление Е.П. Блаватской прослеживается в созданной ею идее о природе инобытия как одной из частей бытия, что впоследствии находит отражение в работах австрийского антропософа, идейного продолжателя Е.П. Блаватской. Тернарное мышление моделирует мир согласно трёхчастной схеме (физический, душевный, духовный миры). Душевный мир (диалектически скорректированное чистилище римского католичества) выступает в качестве срединного места, где души проходят процесс очищения. В данном вопросе необходимо допустить несколько ремарок о природе католического чистилища и процесса очищения души.

Одни из первых догматически сформулированных утверждений по данной проблематике принадлежат философу и богослову Г. Овернско-му. Он рассматривал чистилище как «покаянное» в своей основе. Сре-динность проявлялась примитивным образом: «обитель покаяния» находилась между раем и адом, на земле: «ибо очищения суть не что иное, как дополнение к покаянным епитимиям, <...>, не следует приписывать им иного места, кроме того, где обретаются кающиеся» [5, с. 362]. Более метафорически к этому вопросу подошёл А. Гаэльский, сравнив чистилище с временным (тернарным) местом для умерших душ, которое «лишено лицезрения Господа» [5, с. 367]. Бонавентура дополнил данное

понятие топологической характеристикой, согласно которой чистилище «находится посередине, согласно божьему распорядку» [5, а 374]. За видимой простотой утверждения скрывался тернарный (мистически окрашенный) принцип, присущий западному мышлению римско-католической церкви. Данный принцип впоследствии был рационально оформлен Фомой Аквинским как один из ключевых элементов посмертных обителей. Характеризуя чистилище, Аквинский опирался на Священное Писание, в котором отсутствовала какая-либо точная информация о его месторасположении [12, с. 105]. Однако он рассматривал данное место как одну из областей ада, «ибо караемы они не за то высокое, но за то низкое, что имеют в себе» [5, с. 406].

Душевный мир и чистилище являются тождественными по природе очистительного воздействия. И первое, и второе имеют содержательное тождество с дэвачан, теософским аналогом срединного места. Данная ремарка необходима для акцентирования внимания на экуменическом характере противоположных друг другу религиозных направлений, однако имеющих синтезирующий и функционально-активный элемент - срединное место.

Срединность (тернарность) - категория, присущая срединной модели, которая, в свою очередь, является единством и противоположностью земной и небесной моделей. Понятие перевоплощения или реинкарнации основаны на данном принципе. Они используются Штайне-ром в согласии с теософией.

Таким образом, человек как важнейший элемент трехчастной онтологии также содержит в себе три части: тело, душу и дух. Картина мира посмертного существования Р. Штайнера, тернарная в своей основе, соответствует антропотеоцентрическому виду.

Литература

1. Блаватская Е.П. Мысли о карме и реинкарнации // Теософические архивы : сб. М., 1999. 1893 с.

2. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1994. 576 с.

3. Бруннер Э. Христианская доктрина о церкви, вере и конце времен. Т. 3. Филадельфия, 1962. 421 с.

4. Карнаухов И.А. Представления о посмертном существовании в философской картине мира в рамках анализа христианской культуры. Тюмень, 2016. 101 с.

5. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. Екатеринбург; М., 2011. 544 с.

References

1. Blavatskaya E.P. Mysli o karme i reinkarnacii // Teosoficheskie arkhivy : sb. M., 1999. 1893 s.

2. Blavatskaya E.P. Teosofskiy slovar'. M., 1994. 576 s.

3. Brunner E. Khristianskaya doktrina o cerkvi, vere i konce vremen. T. 3. Filadel'fiya, 1962. 421 s.

4. Karnaukhov I.A. Predstavleniya o posmertnom sushchestvovanii v filosofskoy kartine mira v ramkakh analiza khris-tianskoy kul'tury. Tymen, 2016. 101 s.

5. Le Goff Zh. Rozhdenie chistilishcha. Ekaterinburg; M., 2011. 544 s.

6. Льюис Дж.Р. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. Ростов н/Д., 1996. 544 с.

7. Рерих Е.И. Сокровенное знание. Теория и практика Агни-йоги. М., 2006. 864 с.

8. Розен С. Реинкарнация в мировых религиях. М., 2002. 75 с.

9. Штайнер Р. Очерк тайноведения. Харьков, 2004. 397 с.

10. Штайнер Р. Теософия. М., 2004. 160 с.

11. The Theosophist. 1883. Vol. IV, № 11 (47). P. 266-272.

12. Thomas d'Aquin. Somme theologique. Paris; Tournai; Rome, 1951. 341 p.

6. L'yuis Dzh.R. Enciklopediya pred-stavleniy o zhizni posle smerti. Rostov n/D, 1996. 544 s.

7. Rerikh E.I. Sokrovennoe znanie. Te-oriya i praktika Agni-yogi. M., 2006. 864 s.

8. Rozen S. Reinkarnaciya v mirovykh religiyakh. M., 2002. 75 s.

9. Shtayner R. Ocherk taynovedeniya. Khar'kov, 2004. 397 s.

10. Shtayner R. Teosofiya. M., 2004. 160 s.

11. The Theosophist. 1883. Vol. IV, № 11 (47). P. 266-272.

12. Thomas d'Aquin. Somme theologique. Paris; Tournai; Rome, 1951. 341 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.