Научная статья на тему 'Среда и ее роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья'

Среда и ее роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2256
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среда / социальная среда / общественная среда / влияние среды / ребенок с ограниченными возможностями здоровья / дети с нарушениями слуха / глухой ребенок / слабослышащий ребенок / инклюзивное образование / environment / social environment / social environment / influence of envi-ronment / the child with disabilities / children with hearing impairments / deaf child / deaf child / inclusive education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Маргарита Ивановна

В статье рассматривается роль социальной среды в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывается своеобразие взаимодей-ствия глухого и слабослышащего ребенка с окружающей средой в условиях инклю-зивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the role of the social environment on the personality develop-ment of the child with disabilities. The specificity of interaction of the deaf and hard of hear-ing child with the environment in conditions of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Среда и ее роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.2

М. И. Никитина

Среда и ее роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается роль социальной среды в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывается своеобразие взаимодействия глухого и слабослышащего ребенка с окружающей средой в условиях инклюзивного образования.

The article discusses the role of the social environment on the personality development of the child with disabilities. The specificity of interaction of the deaf and hard of hearing child with the environment in conditions of inclusive education.

Ключевые слова: среда, социальная среда, общественная среда, влияние среды, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушениями слуха, глухой ребенок, слабослышащий ребенок, инклюзивное образование.

Key words: environment, social environment, social environment, influence of environment, the child with disabilities, children with hearing impairments, deaf child, deaf child, inclusive education.

В современной педагогике понятие «среда», «влияние среды» истолковываются широко. Имеется в виду географическая среда, бытовая, экологическая, культурная, социальная. Особую роль в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья играет социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. В данном случае имеет огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался (так как именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида).

В классической дефектологической литературе установлено, что вне общественной среды нет и быть не может общественного человека - личности. Она формируется под воздействием материальных условий жизни общества, системы общественно-экономических отношений.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает на себе различные воздействия среды. Он накапливает знания об окружающем мире, уточняет представления об отдельных объектах и явлени-

© Никитина М. И., 2015

23

ях, расширяет свой кругозор, развивает познавательные способности. Нарушение слуха и отсутствие (недоразвитие) речи у ребенка с ограниченными возможностями здоровья вносит глубокое своеобразие в его взаимоотношения с социальной средой.

Исследованиями С. А. Зыкова, Т. С. Зыковой, Е. Н. Марциновской доказано развивающее влияние среды на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Вовлечение детей с нарушениями слуха в различные виды взаимоотношений со средой формирует активность учеников, их самостоятельность, инициативу, повышает сознательность овладения знаниями. Под влиянием среды создаются благоприятные условия для развития детей с нарушениями слуха, так как меняется характер учебного процесса, который становится творческим, поисковым.

В настоящее время Российское государство предоставляет всем детям с нарушениями слуха благоприятные возможности для развития их природных задатков и способностей, которые можно реализовывать посредством инклюзивного образования.

Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Своеобразие взаимодействия глухого и слабослышащего ребенка с окружающей средой в условиях инклюзивного образования определяется тем, что у них не сформирована (не развита) речь как средство общения и мышления. Эту особенность следует учитывать при построении системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

При выяснении влияния среды на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования важно знать: имеются ли в социальном окружении ребенка средства общения или они создаются по мере необходимости, как проходит процесс овладения ребенком средствами общения, способствует ли социальное окружение ребенка развитию средств общения. Иными словами, социальная среда по-разному воздействует на процесс развития ребенка. Следовательно, для него необходимо создать такие специальным образом организованные условия, которые развивали бы его, устанавливали правильные взаимоотношения между ним и социальной средой.

Для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общество посредством инклюзивного образования должны быть созданы следующие основные условия:

24

• регламентация деятельности образовательных учреждений нормативно-правовыми документами, а также финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;

• специально подготовленные для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех воспитанников и обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями «особых», так и обычных детей;

• материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);

• адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;

• знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

• умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством, воспитателями и др.).

Социальные факторы, воздействующие на человека, многообразны, их влияние может быть различным (долговременным и кратковременным, благоприятным и неблагоприятным, объективным и субъективным, целенаправленным и стихийным). Одинаковые общественные условия могут использоваться одними детьми в большей мере, другими - в меньшей. Это зависит от активности самой личности, ее воли, настойчивости и устремленности.

Среда в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования выполняет следующие задачи:

- создание необходимых предпосылок для развития внутренней активности ребенка с нарушениями слуха;

- предоставление каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможности самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

- введение стиля взаимоотношений, обеспечивающего уважение к личности каждого ребенка с нарушениями слуха;

- поиск путей, способов и средств максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

- ориентирование на активные методы воздействия на личность.

25

Таким образом, социальная среда в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения их в образовательное пространство учебные заведения разного уровня (начального, общего среднего, профессионального образования). Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и подготовке людей с ограниченными возможностями здоровья. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других участников образовательного процесса, направленных на развитие их взаимодействия с детьми с нарушениями слуха.

Список литературы

1. Логинова Е.Т. Современные проблемы подготовки специалистов в области специального образования // Вестн. Череповецкого гос. ун-та: науч. журн. - 2011. — №1 (28).

2. Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997. - С. 147-165.

3. Речицкая Е. Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: моногр. - М.: Прометей; МПГУ, 2011. - 188 с.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.