Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.
67
Никуленкова Н.А.
СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В МАЛЫХ ГОРОДАХ
Аннотация. В статье на базе данных официальной статистики анализируется деятельность предприятий розничной торговли в Российской Федерации. Рассматриваются преимущества крупных торговых предприятий по сравнению с малыми. Акцентируется внимание на среде функционирования малых предприятий розничной торговли в малых городах. Указаны возможности развития малых предприятий розничной торговли в малых городах.
Ключевые слова. Малые предприятия розничной торговли, поставщики, сотрудничество, малые города.
Nikulenkova N.A.
THE OPERATIONAL ENVIRONMENT OF RETAILERS IN SMALL TOWNS
Abstract. The article analyzes the retailers activity in the Russian Federation on the basis of official statistics. It compares large trade enterprises with small ones showing the advantages of the first. It focuses on the operational environment of small retailers in small towns and indicates possible development of small retailers in small towns.
Keywords. Small retailers, suppliers, co-operation, small towns.
Для развития малых предприятий розничной торговли в настоящее время сложились не лучшие времена, прослеживается тенденция сокращения количества предприятий торговли в целом по Российской Федерации. Начиная с 2010 года, их количество сократилось с 1846,3 тыс. до 1788,5 тыс., из них число предприятий оптовой торговли с 1329,5 тыс. уменьшилось до 1277,2 тыс., предприятий розничной торговли - с 384,7 тыс. до 373,4 тыс., а также сократилось количество индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей. Небольшой рост 2011 года привёл к увеличению предприятий до 1799,1 тыс., затем - снова снижение с 2012 по 2014 год, на 2014 год количество составило 1697,4 тыс.
Из года в год прослеживается стабильное снижение количества индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, начиная с 2009 года по 2014 год снижение составило 19,2%: с 1779,1 тыс. до 1437,1 тыс. [10, с. 338]. Также наблюдается снижение общего количества предприятий по Ленинградской области, на 2011 год их количество составило 39772, в 2013 году - 38070 [10, с. 305].
Товарооборот предприятий розничной торговли увеличивался с 2010 года к 2013 году и составил 5774,9 млрд руб. Но при этом финансовые результаты предприятий торговли по России неустойчивые: наблюдается снижение прибыли, к 2013 году по сравнению с предыдущим годом прибыль уменьшилась на 12,4% [10, с. 529]. Удельный вес убыточных предприятий торговли увеличился в 2013 году по отношению к предыдущему году и составил 23,6%, процент убыточных предприятия розничной торговли также увеличился в 2013 году и составил 25,9% [10, с. 531].
Значительными факторами, ограничивающими деятельность предприятий розничной торговли с 2012 года по настоящие времена стали:
1. Высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли [14, с. 180].
ГРНТИ 06.71.15 © Никуленкова Н.А., 2015
Надежда Анатольевна Никуленкова — старший преподаватель кафедры менеджмента, экономики и сервиса Киришского филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики.
Контактные данные для связи с автором: 187110, г. Кириши Ленинградской обл., Победы пр., д. 1 (Russia, Kirishi, Pobedy av., 1). Тел.: +7 921 898-70-84. Е-mail: [email protected].
68
Теория и технологии сферы услуг
По статистике Российской Федерации на 2012 год удельный вес оборота розничной торговли торговых сетей в общем объёме оборота розничной торговли составил 19,6%; увеличение происходит из года в год. По Ленинградской области доля торговых сетей увеличилась с 30,2% в 2009 году до 37,0% в 2012 году [14, с. 289]. Оборот торговли пищевыми продуктами торговыми сетями по РФ увеличился и в 2012 году составил 23,5%, по Ленинградской области - 43,3% по отношению к 37,4% в 2011 г. [14, с. 291]
Преимущества сетевых предприятий бесспорны, мировой опыт показывает, что сетевая торговля может занять до 90% розничного рынка в стране [15]. Сетевой розничный бизнес имеет возможность добиться больших результатов в расчёте на одну торговую точку, чем отдельно стоящий магазин. Это направление будет занимать все более прочные позиции в разных сферах деятельности, будь то в страховом бизнесе, информационных услугах и др. Преимущества заключаются в централизованном непрерывном управление объектами сети. Для этого организовывается работа всех пользователей в режиме реального времени в едином информационном пространстве с одним сервером и общей базой данных. Сосредоточение людских, технических и информационных ресурсов в одном центре диктуется принципом экономии [7]. При этом может существовать некая автономия в управлении магазином сети, так для формирования большей части ассортимента менеджеры магазина имеют возможность напрямую работать с территориально доступными поставщиками, координация из центра по данным вопросам несущественная [1].
Также конкурентными преимуществами сетевой торговли по сравнению с малыми предприятиями торговли, является возможность: проведения централизованной закупочной политики; снизить издержки, в том числе на аппарат управления; повысить оборачиваемость финансовых ресурсов с помощью высокотехнологичной логистики; обеспечить решение управленческих задач минимальным количеством управленческого персонала, а также оптимальное размещение менеджеров в магазинах сети; проводить эффективную ассортиментную политику; автоматизировать технологические процессы, обеспечив единое информационное пространство и актуальность информации в реальном времени [12].
2. Недостаточный платёжеспособный спрос населения [14, с. 180].
Недостаточный платёжеспособный спрос населения объясняется снижением доходов населения и увеличением потребительских цен. Индекс потребительских цен в 2013 году вырос по отношению к 2012 году и составил 106,8% [10, с. 575]. В связи с финансово-экономическим кризисом 2014 года произошло ухудшение этого показателя. Согласно данным аналитической службы компании «Финэкспертиза», темпы роста инфляции за год в России (с апреля 2014 года по апрель 2015 года) превысили темпы роста заработной платы в 4 раза: базовая инфляция с апреля по апрель составила 17,45%, а рост номинальной заработной платы - 4,34% [3]. Если в 2011-2013 гг. нормой был рост зарплаты на 1% в месяц (сезонность устранена), в 2014 г. - на 0,6-0,7% в месяц, то с начала 2015 г. месячный рост зарплаты не превышает 0,5%, а в июнеавгусте роста не было вообще [16].
По причине невысокого потребительского спроса и высокой конкуренции у предприятий торговли наблюдается нехватка собственных оборотных средств, предприятия вынуждены брать банковские кредиты. По разным оценкам, предприятия торговли берут около 55-60% всех кредитов малого и среднего бизнеса [4]. Вместе с тем, механизм кредитования торговых предприятий остаётся несовершенным. Условия кредитования невыгодны для малых торговых предприятий. Брать кредиты на предлагаемых банками условиях могут позволить себе сегодня лишь крупные предприятия торговли.
Задолженность предприятий оптовой и розничной торговли перед банками на 2014 год составила 7066591 млн руб., просроченная задолженность - 3148 млн руб., задолженность розничной торговли составляет 1017012 млн руб., а просроченная - 97 млн руб. [14, с. 46]. Совокупная просрочка бизнеса перед отечественными банками с 1 июля 2014 года по 1 июля 2015 года увеличилась на 64%, с 1,06 до 1,73 трлн рублей. Эта сумма включает как просрочку по рублёвым кредитам, так и по валютным [6].
Финансовые затруднения предприятий влекут за собой сбой поставок товаров в связи с невозможностью их оплаты. Задолженности поставщикам у предприятий розничной торговли -1049838 млн руб., просроченные задолженности составили 3217 млн руб. Задолженность поку-
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.
69
пателей также значительна. В 2014 году она составила 249039 млн руб., что характеризует низкую платёжеспособность населения, а значит и предприятий розничной торговли [14, с. 46].
Согласно классификации Министерства регионального развития Российской Федерации (ныне упразднено), закреплённой в Своде правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселении », города подразделяются на группы; малыми городами считаются города с численностью от 20 до 50 тыс. человек; средними - с численностью от 50 до 100 тыс. человек. Специфика торговли малых и средних городов заключается в скопление большого количества торговых площадей на малой территории, т.е. магазины находятся в шаговой доступности для населения города.
Показатель шаговой доступности не связан с показателем обеспеченности населения торговыми площадями. Население города может быть обеспечено площадями торговых объектов, а находиться эти магазины могут на значительном удалении от жилой застройки, то есть вне зоны шаговой доступности. Так, например, результаты проведённого опроса покупателей в г. Москва, выявили желание жителей города добираться до магазина хозяйственных товаров за 12 минут, спортивных товаров - 15 мин, детских товаров и компьютеров - 25 мин и т.д. Несмотря на высокую степень обеспеченности торговыми площадями, магазины Москвы не являются ша-гово доступным на сегодняшний день. Что нельзя сказать о малых городах, доступность до того или иного торгового центра здесь находится в пределах 5-15 минут [8].
Но т.к. в настоящее время главенствующей формой торговли в малых городах становятся торговые сети, любая торговая сеть находится в шаговой доступности и является магазином у дома. Малым предприятиям торговли не выжить в сложившейся ситуации. Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к малому и среднему бизнесу относятся предприятия, численность работников в которых не превышает 15 человек (микропредприятия), до 100 человек (малые предприятия). Объём максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) в микропредприятиях - 60 млн руб., в малых предприятиях - 400 млн руб. Эти критерии относятся и к индивидуальным предпринимателям (чтобы им считаться субъектами малого предпринимательства) [5].
В зарубежных странах малый и средний бизнес представляют собой главную сферу занятости населения (до 65%), отсюда бюджет получает примерно половину налогов. Малый и средний бизнес способствует развитию инновационного потенциала экономики, поиску и внедрению новых форм деятельности производства, а также сбыта и финансирования. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесом малое предпринимательство является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности её экономики, приводит к разукрупнению крупных корпораций и их кооперации с малым и средним бизнесом, при этом опыт и капитал малого бизнеса, особенно в торговой и инновационной сфере, инициирует создание крупных фирм [9].
Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых ещё не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране. При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является «первым шагом» для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности [13].
Для предприятий, проводящих коммерческие операции, выступающих как в роли продавца, так и в роли покупателя, важными задачами являются обеспечение надёжности сделки и снижение коммерческого риска. Мелкие торговые предприятия (и оптовые, и розничные) не обладают долговременной устойчивостью. Это связано с недостатком денежных средств, отсутствием инвестиций, инфляцией и другими причинами. Мировая практика показывает, что в год 30% малых предприятий разоряется и столько же создаётся, что свидетельствует о низкой жизнеспособности этих предприятий, поэтому система товаро-хозяйственных связей вызывает необходимость кооперирования отдельных направлений деятельности этих предприятий при сохранении их самостоятельности. Кооперация - это форма взаимного оказания услуг предприятиями
70
Теория и технологии сферы услуг
при решении проблем, возникающих в процессе коммерческой деятельности. Это универсальная форма организации совместного производства, основанная на сотрудничестве двух или нескольких самостоятельных с правовой и хозяйственной точек зрения предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности [2].
В современных условиях на развитие малых предприятий торговли оказывают огромное влияние внешние факторы, они во многом формируют внутренние факторы торгового предприятия, это высокий процент заёмного капитала по сравнению с собственным, неоптимальное количество товарных запасов, сбои поставок, несвоевременные оплаты по счетам, высокие цены или отсутствие прибыли. Автором прогнозируется и дальнейшие неустойчивое положение малых предприятий розничной торговли в малых городах. Поэтому для успешного развития и более конкурентоспособного положения малых предприятий розничной торговли стоит налаживать сотрудничество с предприятиями-поставщиками для решения общих задач сбыта, по вопросам поставки товара, обладающего спросом данного региона и взаимодействия по ценовой политике. Долговременные отношения между покупателем и поставщиком являются наиболее выгодными с экономической точки зрения. Так поставщик сможет быть гибким и внедрять инновации. Предприятия розничной торговли - получить хорошие финансовые результаты. Успех здесь во многом основывается на правильном взаимовыгодном сотрудничестве и создании единой команды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Как от магазина перейти к торговой сети. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fit.ru/press/publications/kak_ot_magazina_pereyti_k_torgovoy_seti (дата обращения
18.09.2015 г.).
2. Кооперация малых и средних торговых предприятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/kooperaciya.html (дата обращения 08.09.2015 г.).
3. Компания «ФинЭкспертиза». Обзор «Год санкций: зарплата россиян vs инфляция». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrudrb.ru/press/news/10813 (дата обращения 18.09.2015 г.).
4. Кредитный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru (дата обращения 11.05.2015 г.).
5. Критерии малого предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assessor.ru/forum/index.php?t=1380 (дата обращения 19.07.2015 г.).
6. Новости, 13.05.2015 / в 1 квартале 2015 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.nbki.ru/company/news/?id=11285 (дата обращения 18.06.2015 г.).
7. Новые факторы развития региональных розничных сетей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://imspm.spb.ru/articles/87948.php (дата обращения 15.08.2015 г.).
8. Обеспеченность населения торговыми площадями. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.delovgoru.ru/how_to_sell_tips/advice04/retail/organization-5.php (дата обращения 19.09.2015г.).
9. Польза и преимущество зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/moscow/resources/df9c01804c6b2fc99c96fd12a0940a48/zarub_opit.htm (дата обращения
07.07.2015 г.).
10. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 693 с.
11. Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2015. 543 с.
12. Сетевая торговля - на пути конкурентных преимуществ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://imspm.spb.ru/articles/87950.php (дата обращения 18.09.2015 г.).
13. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://osspb.ru/docs/federal/FZ_o_torgov/str-2020.php (дата обращения 08.08.2015 г.).
14. Торговля в России. 2013: Стат. сб. / Росстат. M., 2013. 511 с.
15. Финансовый кризис в России и мире/ под ред. Е.Т. Гайдара. М.: Проспект, 2009. 256 с.
16. Центр развития, № 101, 3-22 сентября 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dcenter.hse.ru/data/2015/09/30/1074407299/KGB_101.pdf (дата обращения 22.09.2015 г.).