Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ РОССИИ, РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ РОССИИ, РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / BODY OF INQUIRY / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / PROCEDURAL REGULATION / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / CRIMINAL PROCEEDINGS / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / PROCEEDINGS / НЕОТЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / PRELIMINARY INVESTIGATION / CRIMINAL AND PROCEDURAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасенков Вадим Михайлович

В статье проведен сравнительный правовой анализ процессуальной регламентации деятельности органов дознания России, Республики Беларусь и Республики Казахстан, перечисляются их процессуальные полномочия в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, приводится анализ и объем данных полномочий в процессе уголовного судопроизводства, а также рассмотрены особенности уголовно-процессуального закона Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также тенденции его развития, связанные с проведенными в указанных государствах реформ органов предварительного расследования и уголовно-процессуального законодательства, имеющие непосредственное отношение к процессуальной деятельности органов дознания, характеру и объему их процессуальных полномочий в процессе производства по уголовным делам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасенков Вадим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative legal analysis of the procedural regulation of the bodies of inquiry of Russia, Belarus and Kazakhstan

This article deals with the comparative legal analysis of the procedural regulation of the bodies of inquiry of Russia, Belarus and Kazakhstan, listed their procedural powers in accordance with the criminal - procedural legislation, an analysis and scope of these powers in the criminal justice process, as well as the peculiarities of the criminal - Procedural Law of the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan, as well as development trends relating to the holding in these countries reform of the preliminary investigation and criminal - procedural legislation of direct relevance to the procedural activities of bodies of inquiry, the nature and volume of their procedural powers in criminal proceedings.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ РОССИИ, РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ РОССИИ, РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГЕРАСЕНКОВ Вадим Михайлович,

аспирант Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, старший преподаватель Брянского института управления и бизнеса. E-mail: mr.va.ger@mail.ru; сот. тел.: 8-953-296-76-04

Краткая аннотация: в статье проведен сравнительный правовой анализ процессуальной регламентации деятельности органов дознания России, Республики Беларусь и Республики Казахстан, перечисляются их процессуальные полномочия в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, приводится анализ и объем данных полномочий в процессе уголовного судопроизводства, а также рассмотрены особенности уголовно-процессуального закона Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также тенденции его развития, связанные с проведенными в указанных государствах реформ органов предварительного расследования и уголовно-процессуального законодательства, имеющие непосредственное отношение к процессуальной деятельности органов дознания, характеру и объему их процессуальных полномочий в процессе производства по уголовным делам.

This article deals with the comparative legal analysis of the procedural regulation of the bodies of inquiry of Russia, Belarus and Kazakhstan, listed their procedural powers in accordance with the criminal - procedural legislation, an analysis and scope of these powers in the criminal justice process, as well as the peculiarities of the criminal - Procedural Law of the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan, as well as development trends relating to the holding in these countries reform of the preliminary investigation and criminal - procedural legislation of direct relevance to the procedural activities of bodies of inquiry, the nature and volume of their procedural powers in criminal proceedings.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное законодательство; орган дознания; процессуальная регламентация; уголовное судопроизводство; процессуальные действия; неотложные следственные действия; предварительное расследование.

Criminal and procedural law; the body of inquiry; the procedural regulation; criminal proceedings; proceedings; urgent investigative actions; the preliminary investigation.

Органы дознания в системе правоохранительных органов государства играют важную роль в деятельности по борьбе с преступностью, вносят ощутимый вклад по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений.

Деятельность данных органов всегда находится в центре внимания, как юридического научного сообщества, так и практических работников в связи с наличием постоянной необходимости по выработке оптимального механизма законодательной регламентации деятельности органов дознания, отвечающего современным условиям и потребностям правоприменительной практики.

Но для достижения цели более эффективного выполнения стоящих перед органами дознания задач и разработке наиболее эффективной конструкции процессуальной регламентации деятельности данных органов, по мнению автора, в обязательном порядке необходимо провести анализ деятельности аналогичных органов в других государствах и в

этой связи представляется возможным провести сравнительный анализ деятельности органов дознания России, Республики Беларусь (далее РБ) и Республики Казахстан (далее РК).

Избрание автором именно данных стран для проведения сравнительного анализа деятельности органов дознания не случайно, по причине того, что в соответствии с декларацией о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г.1 нашим государством 29 мая 2014 г. с РБ и РК был заключен Договор о Евразийском экономическом союзе2 и учитывая тесное сотрудничество России, Беларуси и Казахстана не только в экономической сфере, но и в области борьбы с преступностью, то рассмотрение вопроса сравнительного правового анализа деятельности органов дознания РФ, РБ и РК является, по мнению ав-

1 Декларация о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г. // СПС «Консультант-плюс» (документ опубликован не был).

2 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. // СПС «Консультант-плюс» (документ опубликован не был).

тора, на данный момент весьма актуальным.

Рассмотрение вопроса начнем с органов дознания РБ, деятельность которых основана на Конституции РБ1 и Уголовно-процессуальном кодексе РБ (далее УПК РБ), принятый Законом РБ от 16 июля 1999 г. № 295-З2.

Законодательное определение органов дознания закреплено в п. 20 ст. 6 УПК РБ, согласно которому к органам дознания относятся государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание.

В белорусском уголовно-процессуальном законодательстве определения самого понятия дознания не приводится, но при проведении анализа норм УПК РБ можно сделать заключение о том, что под дознанием, как и по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации3 (далее УПК РФ) понимается предварительное расследование. Данный вывод позволяет сделать содержание п. 26 ст. 6 УПК РБ, согласно которому предварительным расследованием является производство предварительного следствия и дознания по уголовному делу.

Но существенным отличием от российского уголовно-процессуального законодательства является то, что по действующему УПК РБ, дознанием является не форма расследования в полном объеме по уголовным делам, а как осуществление по возбужденному органами дознания уголовному делу неотложных следственных и процессуальных действий. После проведения органами дознания неотложных следственных и процессуальных действий материалы уголовного дела передаются для производства предварительного следствия, о чем указано в п. 4 ст. 177 УПК РБ.

Вывод о том, что под дознанием согласно УПК РБ понимается производство органами дознания по возбужденному уголовному делу неотложных следственных и процессуальных действий позволяет сделать анализ п. 26 ст. 6 УПК РБ, п. 4 ст. 177 УПК РБ и ч. 1 ст. 183 УПК РБ.

В п. 26 ст. 6 УПК РБ закреплено, дознание

1 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Газета «Звязда». 1996. 27 ноября.

2 Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З «Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь» (с изм. и доп. по сост. на 10 января 2015 г.) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 28-29. Ст. 433.

3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Фе-

деральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30

декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.

относится к предварительному расследованию, в ч. 1 ст. 183 УПК РБ указано о том, что предварительное расследование производится только после возбужденного уголовного дела. Согласно п. 4 ст. 177 УПК РБ органы дознания после проведения по возбужденному уголовному делу неотложных следственных и иных процессуальных действий передают его для производства предварительного следствия.

Таким образом, по действующему УПК РБ дознанием является процессуальная деятельность органов дознания, в содержание которой входит проведение по возбужденному ими уголовному делу неотложных следственных и иных процессуальных действий с последующей передачей собранных материалов по результатам их производства для осуществления предварительного следствия.

Следует отметить, что органы дознания РБ утратили процессуальную самостоятельность по производству по уголовным делам в полном объеме предварительного расследования в форме дознания в связи с принятием Закона РБ от 13 декабря 2011 г. № 325-З4, вступившим в силу с 1 января 2012 г.

Причиной принятия указанного законодательного нормативного правового акта явилось создание в РБ Следственного комитета, образованного в соответствии с Указом Президента РБ от 12 сентября 2011 г. № 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь»5.

Указанный нормативный акт выделил следственные органы из системы органов прокуратуры, а органы, осуществляющие предварительное расследование из системы органов внутренних дел, а также системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля.

В результате проведенного реформирования в РБ образован единый Следственный комитет, сосредоточивший в своих руках функцию предварительного следствия почти по всем преступлениям, предусмотренных в уголовном законодательстве, за исключением небольшого перечня преступлений предварительное следствие по которым проводится следова-

4 Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь» (с изм. и доп. от 4 января 2014 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. № 140, 2/1877.

5 Указ Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2011 г. № 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2014 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. № 104, 1/12845.

телями органов государственной безопасности.

Помимо производства по уголовным делам неотложных следственных и иных процессуальных действий на органы дознания РБ, также как и на российские органы дознания возложена обязанность по приему и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях и принятию по результатам проверки процессуального решения согласно ст. 174 УПК РБ.

Также, согласно ч. 2 ст. 37 УПК РБ на органы дознания возложена обязанность по проведению оперативно-розыскных мероприятий и принятию мер по предупреждению и пресечению преступлений, а также выявлению лиц их совершивших.

В соответствии с УПК РБ срок проверки сообщения о преступлении по общему правилу не должен превышать трех суток с момента его поступления. Однако, максимально возможный срок проверки сообщения о преступлении согласно белорусскому уголовно-процессуальному законодательству выше, чем по российскому, который может быть согласно п. 4 ст. 173 УПК РБ в необходимых случаях продлен до 3 месяцев по решению вышестоящего начальника следственного органа и прокурора.

Необходимо отметить, что в п. 2 ст. 173 УПК РБ, также как и в ч. 1 ст. 144 УПК РФ закреплен исчерпывающий перечень следственных и процессуальных действий, которые проводятся при проверке сообщения о преступлении, то есть до возбуждения уголовного дела. При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий органы дознания РБ, также как и органы дознания РФ руководствуются Законом «Об оперативно-розыскной деятельности»1.

Теперь перейдем к рассмотрению органов дознания РК, процессуальная деятельность которых регламентируется Конституцией РК2 и Уголовно-процессуальным кодексом РК (далее УПК РК), который принят Законом РК от 4 июля 2014 г. № 231-У3 вместо УПК РК от 13 декабря 199 7г.4 и вступивший в законную силу с 1 января 2015 г.

1 Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № Э07-З «Об оперативно-розыскной деятельности» // Национальный правовой Интернет - портал Республики Беларусь. 2015. 24 июля. № 2/2305.

2 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изм. и доп. от 2 февраля 2011 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 4. Ст. 217.

3 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. № 231-У (в ред. от 24 ноября 2015 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2016 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2014. Август. № 15-11 (2664-11). Ст. 88.

4 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13

декабря 1997 г. № 206-1 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1997. № 23. Ст. 335.

Следует отметить, что принятие нового УПК РК явилось результатом масштабной реформы уголовно - процессуального законодательства проведенной в данном государстве согласно, которой УПК РК приобрел несвойственные ранее отличительные особенности, касающиеся регламентации процессуальной деятельности органов уголовного преследования, в том числе и органов дознания.

Первой отличительной особенностью является то, что по новому УПК РК досудебное расследование по уголовным делам начинается с момента регистрации заявления или сообщения о преступлении в Едином реестре досудебных расследований.

Правила ведения Единого реестра досудебных расследований установлены Приказом Генерального Прокурора РК от 19 сентября 2014 г. № 89 «Об утверждении Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований»5. Данный реестр представляет собой автоматизированную базу данных, содержащую информацию о поводах для осуществления досудебного расследования, о принятых решениях, проведенных действиях, движении дела, данные о заявителях и участниках уголовного процесса.

Таким образом, в действующем УПК РК в отличие от УПК РФ и УПК РБ отсутствует стадия проверки заявления или сообщения о преступлении, полностью вошедшая в стадию досудебного расследования по уголовному делу.

Второй особенностью нового УПК РК является то, что в процессе уголовного судопроизводства, в отличие от УПК РФ и УПК РБ, не выносится постановление о возбуждении уголовного дела, а в соответствии со ст. 202 УПК РК при наличии достаточных данных, дающих основание заподозрить лицо в совершении преступления органы досудебного расследования, к которым относятся и органы дознания выносят постановление о признании лица подозреваемым.

Следующей особенностью действующего УПК РК является то, что в процессе досудебного производства по уголовному делу не выносится постановление о привлечении лица совершившего преступление в качестве обвиняемого, который согласно

5 Приказ Генерального Прокурора РК от 19 сентября 2014 г. № 89 «Об утверждении Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований» (в ред. от 10 августа 2015 г.) // Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан. № 83632.

ч. 1 ст. 65 УПК РК признается таковым только с момента утверждения обвинительного акта прокурором, являющегося итоговым процессуальным документом завершающим процесс досудебного расследования, как для дознания, так и для предварительного следствия либо с момента утверждения прокурором протокола об уголовном проступке либо если досудебное расследование окончено заключением соглашения в форме сделки о признании вины в порядке, который установлен ч. 4 ст. 617 УПК РК.

Согласно ч. 1 ст. 61 УПК РК на органы дознания возлагается осуществление следующих функций:

- принятие необходимых розыскных и процессуальных мер, направленных на выявление преступлений и лиц их совершивших, а также мер по предупреждению и пресечению преступлений;

- проведение розыскных и процессуальных мероприятий по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия является обязательным;

- производство досудебного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия является необязательным;

- производство в порядке, установленном ст. 190 УПК РК ускоренного досудебного расследования;

- производство досудебного расследования в протокольной форме по делам об уголовных проступках;

- осуществление предварительного следствия в случаях, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 189 УПК РК.

Согласно ст. 196 УПК РК по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным, орган дознания вправе начать досудебное производство и произвести при этом в срок не более 5 суток неотложные следственные действия, установленные ч. 1 ст. 196 УПК РК.

После проведения неотложных следственных действий органы дознания передают материалы уголовного дела следователю, а в случае возникновения сомнений по поводу определения подследственности уголовного дела прокурору.

После передачи уголовного дела органы дознания производят по нему следственные действия и оперативно - розыскные мероприятия только по поручению следователя, а в случае, когда лицо, совершившее преступление не установлено, принимать розыскные меры для его установления, уведомляя следователя о полученных результатах.

Из этого следует, что ст. 196 УПК РК во многом схожа с соответствующими нормами УПК РФ и УПК РБ, регламентирующими деятельность органов дознания по делам о преступлениях, входящих в уголовно - процессуальную компетенцию следственных органов. Основным отличием является то, что органы дознания РК производят неотложные следственные действия по делам проведение предварительного следствия, по которым является обязательным в срок не более 5 суток, а органы дознания РФ и РБ в срок не более 10 суток.

Органы дознания по УПК РК, также как и по УПК РФ наделены процессуальными правомочиями по осуществлению досудебного расследования в форме дознания, по уголовным делам о преступлениях, входящих в их подследственность и указанных в ч. 2-12 ст. 191 УПК РК. Однако, в отличие от УПК РФ органы дознания РК в случаях, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 189 УПК могут проводить по указанной категории дел и досудебное расследование в форме предварительного следствия.

Предварительное следствие по делам дознания проводится в случаях, когда по делам, по которым должно производиться дознание не установлено лицо, подозреваемое в совершении преступления за исключением дел частного обвинения, а также когда в 30-дневный срок, установленный по общему правилу для производства дознания не представляется возможным обеспечить полноту и достаточность установления обстоятельств дела. В данном случае начальник органа дознания вправе принять процессуальное решение о производстве по делу предварительного следствия.

Примечательно отметить, что по действующему УПК РК сама процессуальная процедура производства дознания ничем не отличается от процедуры производства предварительного следствия, а единственными отличиями дознания от предварительного следствия являются категория расследуемых преступлений, органы, производящие расследование, а также процессуальные сроки его производства.

Необходимо отметить тот факт, что по новому УПК РК органы дознания могут осуществлять и ускоренное досудебное расследование в соответствии со ст. 190 УПК РК, которое обладает определенной степенью схожести с дознанием в сокращенной форме, предусмотренном гл. 32.1. УПК РФ.

В отличие от дознания в сокращенной форме, проводимой только по уголовным делам, под-

следственным органам дознания, ускоренное досудебное расследование распространяется и на уголовные дела о преступлениях, подследственные органам предварительного следствия, но только по делам о тяжких преступлениях.

Согласно ст. 190 УПК РК ускоренное досудебное расследование проводится по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также по тяжким преступлениям, когда установлено лицо, совершившее преступление и при условии признания им своей вины в его совершении и размера причиненного преступлением ущерба.

Ускоренное досудебное расследование не проводится при наличии следующих обстоятельств, перечисленных в ч. 6 ст. 190 УПК РК:

- несовершеннолетие лица, совершившего преступление;

- лицо, совершившее преступление в силу своих психических или физических недостатков не в состоянии осуществлять свое право на защиту;

- не владение лицом, совершившим преступление языком уголовного судопроизводства;

- преступление совершено лицом, в отношении которого применяется особый порядок уголовного судопроизводства;

- в случае непризнания вины хотя бы одним из соучастников преступления;

- в случае наличия совокупности совершенных преступлений, из которых хотя бы одно из них относится к категории особо тяжких преступлений.

Следует отметить, что действующим уголовно - процессуальным законодательством РК предусмотрена еще одна форма досудебного производства, именуемая протокольной формой, которой не существует ни в российском, ни в белорусском уголовно - процессуальном законе.

Протокольная форма досудебного производства относится к исключительной уголовно-процессуальной компетенции органов дознания и проводится по делам об уголовных проступках, установленных в ч. 16-24 ст. 191 УПК РК.

Сущностью протокольной формы является то, что при обнаружении деяния, которое содержит признаки уголовного проступка, орган дознания обязан незамедлительно составить протокол об уголовном проступке.

В случае наличия необходимости установления обстоятельств уголовного проступка, данных о лице, его совершившем, а также установления места

его нахождения указанный протокол должен быть составлен в течение трех суток с момента установления деяния, а при необходимости проведения экспертизы или получения заключения специалиста данный протокол составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения.

К протоколу об уголовном проступке прилагаются все собранные в процессе производства материалы посредством допроса подозреваемого, потерпевшего, свидетелей, а в случае необходимости посредством проведения осмотра, выемки и других процессуальных и следственных действий, предусмотренных УПК РК.

После составления протокол с приложенными к нему материалами направляется начальнику органа дознания, который в случае невозможности обеспечения полноты и всесторонности установления обстоятельств дела вправе принять решение о производстве по делу расследования в форме дознания.

После утверждения протокола начальник органа дознания предъявляет его со всеми материалами для ознакомления подозреваемому и его защитнику, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью указанных лиц, после чего начальник органа дознания незамедлительно направляет протокол с материалами прокурору.

По поступившему протоколу прокурор принимает одно из следующих решений:

- об утверждении протокола и направлении дела в суд;

- об отказе в утверждении протокола и прекращении уголовного дела;

- о возвращении дела для производства дознания либо предварительного следствия;

- о прекращении уголовного преследования в отношении отдельных подозреваемых и направления дела в суд.

Таким образом, на основании проведенного исследования, можно сделать заключение о том, что осуществленная в РБ реформа органов предварительного расследования результатом, которой явилось создание единого Следственного комитета, привела к сужению процессуальных полномочий органов дознания.

Сужение процессуальных полномочий белорусских органов дознания выразилось в том, что указанные органы утратили процессуальную самостоятельность по производству в полном объеме предварительного расследования по уголовным делам.

В результате проведенной в РБ реформы предварительное следствие осталось единственной формой предварительного расследования в полном объеме по уголовным делам, а под дознанием стало пониматься проведение одноименными органами по возбужденному ими уголовному делу неотложных следственных и иных процессуальных действий с последующей передачей материалов уголовного дела следственным органам для производства предварительного следствия.

Таким образом, результатом проведенной реформы органов предварительного расследования в РБ явилось то, что следственные органы сосредоточили функции предварительного следствия по всем преступлениям, предусмотренным в уголовном законодательстве независимо от категории и тяжести совершенного преступления, что, по мнению автора, не является перспективной динамикой развития уголовно-процессуального законодательства, по причине того, что нецелесообразно на следственные органы возлагать функции расследования по всем уголовным делам, в связи с тем, что следственные органы должны акцентировать свое внимание на расследовании наиболее сложных и общественно опасных преступлений.

Что касается органов дознания РК, то здесь в результате проведенной реформы уголовно-процессуального законодательства органы дознания не только сохранили, но и напротив увеличили свои процессуальные полномочия, так как помимо производ-

ства неотложных следственных и процессуальных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным и производства предварительного расследования в форме дознания, по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности, органам дознания предоставлено право проводить по указанной категории дел не только дознание, но и предварительное следствие, а в случаях, предусмотренных УПК РК осуществлять ускоренное досудебное расследование, имеющее определенную степень схожести с дознанием в сокращенной форме по российскому уголовно-процессуальному законодательству, а также осуществлять досудебное производство в протокольной форме, по делам об уголовных проступках, которое относится к исключительной уголовно-процессуальной компетенции органов дознания.

И в заключение, хотелось отметить, что для повышения эффективности досудебного производства и совершенствования процессуальной деятельности отечественных органов дознания целесообразно, по мнению автора, перенять опыт казахского законодателя и ввести в российский уголовный закон категорию уголовного проступка и уже, на основании этого, закрепить в российское уголовно-процессуаль-ное законодательство форму досудебного производства, подобную протокольной форме, предусмотренной в действующем УПК РК, которая бы применялась по уголовным делам о преступлениях, составляющих категорию уголовного проступка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.