Научная статья на тему 'Сравнительный подход в анализе теоретических аспектов в энергетической политике государства'

Сравнительный подход в анализе теоретических аспектов в энергетической политике государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко К.В.

В статье освещаются вопросы, связанные с теоретическими аспектами повышения энергоэффективности различных секторов российской экономики. Ключевым вопросом данной статьи является сравнительный анализ теоретических аспектов энергетической политики государства в составе макроэкономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный подход в анализе теоретических аспектов в энергетической политике государства»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.001.36

К.В. Адаменко

Аспирант

Факультет экономики и финансов, кафедра общей экономической теории и

истории экономической мысли Санкт-Петербургский государственный экономический университет

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В АНАЛИЗЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье освещаются вопросы, связанные с теоретическими аспектами повышения энергоэффективности различных секторов российской экономики. Ключевым вопросом данной статьи является сравнительный анализ теоретических аспектов энергетической политики государства в составе макроэкономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Ключевые слова

Энергетическая политика, энергоэффективность, энергоресурсы конкурентоспособность национальной

экономики.

Необходимость и актуальность анализа различных, в том числе и теоретических, аспектов энергоэффективности национальной экономики обусловлена взаимосвязанностью процессов производства и потребления благ с условиями функционирования энергетической подсистемы национальной экономики. В целом, при рассмотрении понятия энергоэффективности можно обратиться к определению эффективности экономической деятельности, как то использование факторов производства. С этой точки зрения ее можно интерпретировать как отношение результата экономической деятельности (продукта) к энергетическим издержкам (потребление энергоресурсов, электроэнергии). Такое определение соотносится с общим понятием эффективности как отношения результата к совокупным издержкам деятельности. Поскольку же энергоэффективность отражает эффективность использования энергетических ресурсов, дальнейший анализ стоит проводить с учетом того, что такие ресурсы являются неотъемлемым условием реального производства, т.е. выполняют роль его фактора.

С этой точки зрения, эффективность потребления как первичных энергоресурсов в ходе их преобразования, так и энергопотребление с целью получения энергетической услуги (продукта) становится условием повышения конкурентоспособности национальной экономики. Рассмотрение вопроса повышения энергоэффективности национальной экономики необходимо проводить с учетом специфической природы энергетических ресурсов. Прежде всего, энергоресурсы являются неотъемлемым фактором промышленного и любого другого современного производства. Следовательно, задача повышения энергоэффективности национальной экономики сводится не только к повышению эффективности потребления, но также и производства энергоресурсов. Таким образом, рассмотрение энергоресурсов как фактора производства невозможно без определения специфических свойств, ему присущих.

Прежде всего производство и потребление энергоресурсов непосредственно связано с понятием энергетического хозяйства страны, которое включает в себя совокупность предприятий, средств и условий производства, а также экономических отношений по поводу добычи, производства, преобразования и распределения энергоресурсов до конечного потребителя [1, с. 88]. Тот факт же, что на нынешнем этапе наличие энергоресурсов и эффективность их использования (добыча, преобразование, распределение) рассматриваются как неотъемлемое условие экономического роста в целом, то анализ факторов повышения энергоэффективности также может рассматриваться на макроэкономическом уровне.

7

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Поскольку энергоресурсы являются неотъемлемым фактором современного производства, а сама энергетическая система включается в экономическую на всех ее уровнях, то справедливо утверждать, что роль энергосистемы может быть описана с помощью производственной функции. Как известно, эта функция выражает максимальный объем выпуска продукции при заданном уровне технологий и определяется комбинацией факторов производства, предполагая принцип минимизации издержек. По отношению к вышестоящей (экономической) энергосистема решает задачу производства и поставки энергоресурсов для их дальнейшего использования. С этой точки зрения такие ресурсы включаются в функцию общественного производства как ее фактор. Произведенный таким образом продукт в дальнейшем используется для потребления, однако здесь важно учитывать то, что потребление энергоресурса является не самоцелью, а нацелено на получение дальнейшего продукта.

Полученные таким образом энергоресурсы потребляются в различных отраслях национальной экономики. При этом общая структура потребления может быть разделена на четыре основные группы: энергопотребление домохозяйств, промышленных предприятий, транспорта и коммерческих и общественных предприятий, не относящихся к промышленному производству. Согласно статистическим данным Международного энергетического агентства на 2013 год, наибольший удельный вес в энергопотреблении российской экономики приходится на промышленное производство (рисунок).

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% '0% S0% 90% 100%

■ Промышленность «Транспорт ■ Коммерческие и общественные услуги Домохозяйства

Рисунок - Структура энергопотребления в России по отраслям [2]

Следовательно, справедливо будет утверждать, что задача повышения эффективности производства и потребления энергоресурсов является одной из ключевых на пути достижения цели повышения общей конкурентоспособности отечественной промышленности. Решение подобной задачи требует разработки и применения различных административных инструментов, а также планирования и прогнозирования возможных последствий [3, с. 38]. Подобный комплекс мер, предпринимаемых в рамках определенной модели с целью достижения конкретных качественных и количественных изменений в уровне энергоэффективности различных секторов экономики, образует инструментарий энергетической политики государства. В общей структуре уровней национальной экономики энергетическая политика включается в состав макроэкономической политики, при этом эффекты от ее применения можно обнаружить при различных масштабах анализа проблемы. Так, для отдельных предприятий на микроуровне одним из результатов применения энергополитики является снижение удельной доли издержек на приобретение энергоресурсов. На уровне отдельных регионов и отраслей экономики мезоуровня - увеличение объемов налоговых поступлений за счет снижения общего уровня издержек производства и, как следствие, рост бюджетной обеспеченности. Для государства в целом на макроуровне можно выделить, в том числе, увеличение объемов экспорта как за счет более конкурентоспособной продукции реального сектора, так и за счет самих энергоресурсов. Более того, повышение энергоэффективности (и снижение энергоемкости) в

8

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

различных сегментах национальной экономики в долгосрочной перспективе ведет к улучшению качества жизни населения по причине снижения отрицательных внешних эффектов, прежде всего, экологических. С этой точки зрения целесообразным выглядит анализ международного опыта по данным вопросам.

Стоит отметить, что предпосылки системного перехода к эффективному потреблению энергоресурсов для многих стран ОЭСР были сформированы в 70-е гг. XX в. в связи с введенным ближневосточными странами-экспортерами эмбарго на поставку нефтепродуктов в США и страны Западной Европы. Подобные ограничения, вступившие в силу в конце 1973 г., фактически стали ключевым фактором, обусловившим начало энергетического кризиса. Одним из итогов стал резкий рост мировых цен на нефть, более чем в 4 раза в 1974 г., а также увеличение доли СССР на глобальном рынке энергоресурсов [4, с. 5].

Вместе с тем, несмотря на дестабилизацию экономической ситуации во многих развитых странах, именно этот кризис 1973 г. выступил в качестве стимула для преодоления энергетической зависимости от внешних поставок и полномасштабного внедрения различных энергосберегающих программ и технологий. Впервые были применены меры экономического стимулирования и субсидирования предприятий, использующих энергосберегающие технологии. Несмотря на то, что принятые программы и законы во многом подвергались критике и воспринимались как неоправданное вмешательство государства в экономику, они заложили основу дальнейшего развития идей устойчивого энергоэффективного развития, а также способствовали выходу вопросов энергетической безопасности на первый план.

Промежуточным итогом данного процесса стало то, что ко второй половине 80-х гг. в большинстве стран, в отношении которых было введено эмбарго, был отмечен качественный и количественный скачок в уровне эффективности производства и потребления энергоресурсов. В том числе благодаря тому, что проводилась активная политика поддержки целых технологических отраслей, работавших над методами и инструментами энергосбережения. В дальнейшем такие разрозненные инструменты стали ядрами формирования технологий нового, межотраслевого типа, включая интеллектуальные энергетические системы (ИЭС, smart grid), проекты «умного дома» и т.д. В тот же период в США была начата разработка первого комплексного документа, предназначенного для выработки стратегических решений в области энергосбережения, - Energy Act, работа над которым была закончена в 1992 г. [4, с. 8]

Впоследствии определение основных направлений развития энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий и домохозяйств стало одним из ключевых аспектов в формировании энергетической политики развитых государств. Для России подобная практика нашла свое отражение в Распоряжении Правительства от 27.12.2010 N 2446-р «Об утверждении государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года"», согласно которому основным мероприятием, призванным повысить энергоэффективность отечественной промышленности, является вывод из эксплуатации устаревшего оборудования и его замена. Так, для производства электроэнергии механизмом реализации здесь является замена морально и физически устаревших паросиловых установок парогазовыми турбинами с более высоким КПД.

Однако стоит отметить, что на данный момент в отечественной экономике не сформирован устойчивый спрос на энергосберегающие технологии, так что повышение энергоэффективности, как правило, не рассматривается предприятиями как приоритетное направление развития. Одной из основных причин здесь является то, что подавляющее большинство стран-лидеров в энергосбережении (Дания, Германия, Швеция и т.д.) являются импортерами энергоресурсов, что приводит к стремлению снизить, в том числе, конъюнктурные риски в производстве. Более того, в силу более высоких цен на электроэнергию население стран Западной Европы имеет явные экономические стимулы, способствующие энергоэффективному потреблению [5, с. 10].

Более того, несмотря на наличие собственно рыночных стимулов, также широко применяются различные методы административного регулирования, которые способствуют внедрению энергосберегающих методов и технологий согласно принятым в стране программам. Перечень подобных мер в рамках энергетической политики весьма разнообразен и не ограничивается тарифным регулированием и субсидированием (таблица).

9

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Таблица

Перечень мер экономического стимулирования эффективного энергопотребления

в некоторых странах [6, с. 27-28]

Страна Меры стимулирования

Германия Субсидия в размере €5 тыс. при установке ветрогенератора

Льготное кредитование строительства и внедрения ВИЭ; обязанность сетевой компании принимать энергию, выработанную ВИЭ

Налоговые льготы (с достижением нулевой ставки) для производителей энергоэффективного оборудования

Налоговые льготы для домохозяйств, производящих реконструкцию жилья с целью повышения его энергосберегающих качеств (т.н. «zero-energy building», «passive house»)

Франция Полный прием к вычету из налогооблагаемой базы затрат на приобретение энергоэффективного оборудования

Многоступенчатый тариф на электроэнергию (в зависимости от степени энергоэффективности потребляющего оборудования)

Дания Субсидия в размере до 30% от затрат на постройку и внедрение ветрогенераторов, солнечных коллекторов, генераторов на основе биомассы

Швейцария Компенсация от €50 тыс. для застройщиков, возводящих дома с нулевым энергопотреблением («zero-energy building»)

Япония Компенсация в размере до 40% затрат на приобретение и установку солнечных батарей в жилых домах

Особое внимание стоит уделить тому, что большинство представленных мер ориентировано на прямое воздействие на потребителей и производителей энергоресурсов, в то время как российская практика показывает, что инструменты, закладываемые в энергетическую политику страны, прежде всего направлены на воздействие на органы местной власти и унитарные предприятия путем регулирования объемов бюджетного финансирования.

Вместе с тем, история отечественного развития законодательной базы в области энергосбережения и энергоэффективности весьма продолжительна и берет свое начало в 1996 г. с принятием №28-ФЗ «Об энергосбережении», на основе которого в течение последующих 5 лет были приняты различные региональные программы. Однако лишь в 2003 г. была предпринята попытка выработать стратегические меры в сфере повышения энергоэффективности в виде Распоряжения Правительства РФ №1234-р «Об утверждении энергетической стратегии РФ на период до 2020 г.», где на основе двух сценариев изменения внутреннего спроса на энергоресурсы были определены соответствующие целевые показатели энергобаланса, уровня энергоемкости, необходимых темпов модернизации оборудования и т.д.

Но, несмотря на качественный скачок в уровне содержательности, стратегия 2003 г. была весьма далека от практической реализации на уровне производителей и потребителей энергоресурсов, поскольку, по мнению ряда исследователей, сам процесс ее разработки и моделирования проходил в весьма узком экспертном кругу без привлечения заинтересованных лиц (стейкхолдеров), так что многие прогнозы, не говоря уже о мерах стимулирования, разрабатывались со значительными допущениями [7, с. 110]. В качестве альтернативного способа можно обратить внимание на методику, одобренную Международным энергетическим агентством (МЭА), согласно которой разрабатываются 10, 30 и 50-летние модели развития энергосистемы страны, причем работа над этими моделями ведется совместно различными институтами, представляющими потребительский сектор, сегмент производства, распределения энергоресурсов, а также регуляторов, как правило, в лице служб по тарифам. На основе разработанной модели составляется прогноз, представляемый к принятию на уровне государства (профильных министерств, правительства). Стоит отметить, что в дальнейшем предусмотрена обязательная ежегодная корректировка прогнозов в соответствии как с достижением целевых показателей, так и с изменениями внешних факторов (темпов прироста ВВП, технологических изменений и т.д.) [7, с. 118].

Следующим шагом в разработке современной энергетической политики страны и развитии программ энергоэффективности стало принятие № 261-ФЗ «Об энергосбережении» от 23.11.2009 и государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства № 2446-р от 27.12.2010. При разработке этих документов было привлечено большое количество различных специализированных агентств, в том числе, созданных специально для решения данной задачи (ЗАО «АПБЭ», ООО «ЦЭНЭФ», ФГУ «РЭА»). Главной целью, на

10

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

достижение которой направлены различные меры стимулирования и регулирования государственной программы, было обозначено уменьшение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году.

На 2014 год можно говорить о реализации определенных базовых элементов программы, а именно на основе вышеупомянутого № 261-ФЗ были составлены региональные программы энергосбережения на территории РФ, разработаны и начата реализация основных организационных мероприятий по повышению энергоэффективности на предприятиях, в том числе проведение добровольных и обязательных энергетических обследований промышленных потребителей. В рамках подобных соглашений также необходимо введение регулятивных требований по оснащению зданий, строений, сооружений приборами учета воды, тепла, газа, электроэнергии в местах подключения к системам централизованного снабжения. Как было отмечено, современное поколение таких приборов позволяет осуществлять непрерывный мониторинг состояния сетей снабжения, тем самым снижая эксплуатационные издержки и для самого потребителя. На снижение подобных издержек также направлено внедрение института энергосервисных контрактов, который представляет собой особое соглашение, направленное на экономию эксплуатационных расходов за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение. Однако в связи с заложенными в № 261-ФЗ нормами относительно обязательных энергетических обследований (энергоаудита) существуют определенные проблемы. Прежде всего, ряд исследователей отмечает как нехватку энергоаудиторских компаний для обязательной проверки только бюджетных предприятий, так и возможный недостаток опыта и подготовки аудиторов [8, с. 10].

Отдельно стоит отметить реализацию предусмотренных государственной программой мер экономического стимулирования предприятий, проводящих добровольные энергетические обследования. Помимо непосредственной экономии, обусловленной выполнением рекомендаций по повышению энергоэффективности производственных процессов, также предусмотрены различные формы субсидирования и налоговых, тарифных льгот [9, c. 73]. Однако в условиях текущей макроэкономической нестабильности и высоких бюджетных рисков можно утверждать, что подобные меры в краткосрочной перспективе не будут применяться столь же широко, как в странах ОЭСР (см. таблицу).

В заключение стоит отметить, что задача повышения энергоэффективности производства страны и снижения энергоемкости ВВП, поставленная в рамках государственной энергетической политики, является комплексной, что требует не только применения административных мер и установления обязательных к исполнению регламентов. В силу того, что энергоресурсы включаются в любое производство как его неотъемлемые факторы, меры, направленные на снижение энергоемкости, должны быть целесообразны с точки зрения сохранения и повышения уровня производства и прибыльности предприятий как самостоятельных экономических агентов. Особенно важно принимать во внимание данный аспект с учетом того, что энергетическая политика включается в состав макроэкономической политики государства и оказывает влияние на всех уровнях национальной экономики. Для выполнения этого условия необходимо соотнести существующие условия функционирования отдельных секторов национальной экономики, возможный потенциал повышения энергоэффективности и меры стимулирования, широкий спектр которых был разработан и внедрен в ряде зарубежных стран еще с 70-х гг.

Список использованной литературы:

1. Экономика энергетики: учеб. пособие для вузов / под ред. Н.Д. Рогалёва. - М.: Издательство МЭИ, 2005. - 288 с.

2. International Energy Agency. Statistics and Balances. Countries Beyond the OECD: Russian Federation. 2013. URL: http://www.iea.org/stats (дата обращения: 12.07.2015).

3. Харламов А.В., Харламова Т.Л. Экономическая безопасность и управление развитием бизнес-среды в условиях глобальной нестабильности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. - Вып. 5. - Ч 1. - С. 34-41.

4. Спиридонов А.В., Шубин И.Л. Законодательство по энергосбережению в США, Европе и России. Пути решения // Вестник МГСУ. - 2011. - Т. 1. - № 3. - С. 4-14.

5. Фафнер К. Схемы стимулирования энергосбережения и сертификация в странах ЕС // Журнал энергосервисной компании «Экологические системы». - 2013. - № 5. - С. 6-12.

11

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

6. Сумленный С.В. О механизмах экономического стимулирования и переходе к эффективному энергопотреблению // Эксперт-Урал. - 2014. - № 9. - С. 24-32.

7. Башмаков И.А. Энергетика России: стратегия инерции или стратегия эффективности? // Вопросы экономики. - 2007. - № 8. - С. 104-122.

8. Канарейкин А.В. Кому и зачем нужен энергоаудит // Газета «Энергетика и промышленность России». -2014. - № 7. - С. 8-11.

9. Тарасевич Л.С., Максимцев И.А., Карлик А.Е., Харламов А.В., Земляков Д.Н., Рязанов В.Т. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике. Монография в 2 томах. -СПб.: Астерион, 2007. - Том 2. - 424 с.

© К.В. Адаменко, 2015

УДК 338.45.01

Е.С. Балашова

к.э.н., доцент Е.А. Громова

аспирант

Инженерно-экономический институт Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация

Анализируется концепция бережливого производства в контексте инновационной стратегии развития организации. Рассматривается экономический эффект от внедрения бережливого производства на российских промышленных предприятиях. Определяется, на сколько применение Lean Production может считаться инновационным.

Ключевые слова

Бережливое производство (Lean Production), инновационная стратегия, экономический эффект

Введение

На протяжении последних лет Россия пытается встать на инновационный путь развития. На заседании правительства в 2008 г. В.В. Путин отметил: «Мы обязаны ориентироваться на инновационный путь развития страны. Альтернативы нет.. .Любые другие сценарии означают топтание на месте и «проедание» ресурсов...» [1]. Данный вектор развития диктуется рыночной ситуацией в мире - в современной жесткой конкурентной борьбе побеждает то предприятие, которое способно достичь максимальной эффективности, например, за счет использования инновационной стратегии развития.

Инновационный путь развития

Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей [2]. Ее цели согласуются с общей стратегией организации. Существует множество видов инновационных стратегий, среди которых выделяются основные [2]:

• наступательная (характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью, базирующихся на высочайшей квалификации и отличном знании фундаментальных основ в сочетании с использованием новейших технологий);

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.