Научная статья на тему 'Сравнительный анализ жанра проповеди различных христианских конфессий'

Сравнительный анализ жанра проповеди различных христианских конфессий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР ПРОПОВЕДИ / GENRE SERMON / ОДНОСТОРОННЯЯ КОММУНИКАЦИЯ / ONE-WAY COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / COMMUNICATIVE MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белкина Юлия Алексеевна, Нестеров Дмитрий Александрович

В статье предпринята попытка сопоставить тексты проповедей христианских конфессий, с целью выявления риторических особенностей жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE GENRE SERMON VARIOUS CHRISTIAN DENOMINATIONS

This paper attempts to compare the texts of sermons Christian denominations, in order to identify the rhetorical features of the genre.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ жанра проповеди различных христианских конфессий»

Н.П. Бахарев, Е.А. Драгунова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫХ ..

сударственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2011. № 2. С. 18-22.

13. Бахарев Н.Р., Беляева Ю.В. Формирование общекультурной компетенции у студента вуза // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. 2011. № 9. С. 207-210.

14. Сафина Л.Г. Методика отбора и использование

химического эксперимента при профильном уровне обучения химии в средней школе // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 141-143.

15. Федорчук А.Л. Подготовка будущего учителя информатики к работе в профильной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 289-291.

DESIGN OF INTERSUBJECT AND MULTIDISCIPLINARY EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEXES AT TECHNICAL UNIVERSITY

© 2014

N.P. Baharev, doctor of pedagogical science, professor of «Service technical and technological systems» Volga Region State University of Service, Togliatti (Russia) E.A. Dragunova, candidate of pedagogical science, associate professor, professor of the department

«Global economy»

St. Petersburg institute "Foreign Economic Relations, Economics and Law", Togliatti Branch,

Togliatti (Russia)

Annotation: Theoretical basics and the principles of practical realization of system of continuous multilevel professional technical education are covered, on the basis of the "inverse" (series-parallel) fundamentalization constructed on the basis of development model in the form of the meeting spiral in coordinates of progress and entropy, adequately reflecting process of training of the expert in higher education institution on condition of integration of various levels of professional education into a uniform educational complex.

Keywords: continuous, multilevel vocational training, inverse fundamentalization, educational complex, open nonlinear system.

УДК 378

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖАНРА ПРОПОВЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ

©2014

Белкина Ю.А, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи

и методики их преподавания Д.А. Нестеров, студент 4 курса исторический факультета

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье предпринята попытка сопоставить тексты проповедей христианских конфессий, с целью выявления риторических особенностей жанра.

Ключевые слова: жанр проповеди; односторонняя коммуникация; коммуникативная модель.

В последние десятилетия в российском обществе вырос интерес к религии, в общем, и к изучению церковной речи, в частности. Это во многом связанно с активной миссионерской позицией Церкви. Жанр проповеди становится содержанием актуального речевого пространства. В связи с этим, целью нашей работы является проведение сравнительного анализа жанра проповеди различных христианских конфессий.

Общим для всех христианских Церквей и деноминаций является понимание сущности проповеди и ее значения. Архиепископ Аверкий (Таушев) дает следующее определение: «Проповедь - это есть раскрытие Слова Божия или сообщение учения о нашем спасении, учения, содержащегося в Божественном откровении и хранимого Церковью, с целью споспешествоватъ устроению нашей духовно-нравственной жизни в согласии с теми заветами, какие дал Господь для людей, желающих вступить в Царствие Божие». [1, С. 12].

Протестантский проповедник Хэддон Робинсон дает другое определение этому жанру. «Проповедь как толкование Слова — это передача определенной библейской концепции, сформировавшейся в результате исторического, грамматического и литературного анализа отрывка из Библии в его контексте» [2].

Таким образом, мы видим, что все христианские конфессии едины в понимании проповеди, как разъяснения и донесения до слушателей библейского учения.

Но в разных конфессиях проповедь имеет разное значение. Например, в православии и католицизме такая речь обычно является дополнением к богослужению, в протестантизме же проповедь занимает центральное место.

Существует множество типов проповедей и типов их классификаций. Одни авторы гомилетических трудов

классифицируют их по структуре, другие - по содержанию, третьи - по принципу эмоционального воздействия на аудиторию. Простейшим и, на наш взгляд, наиболее оптимальным методом классификации является разделение на тематические, текстуальные и разъяснительные проповеди. К тому же, что все они, в той или иной степени, используются во всех христианских конфессиях.

Тематическая проповедь - это проповедь, основные составные части которой определяются самой темой, независимо от текста [3, С. 6]. Спецификой этого вида проповеди является то, что здесь исходной точкой являются те настроения, которые проповедник замечает в современной жизни, заблуждения, недостатки и пороки, которые он наблюдает в окружающей среде и против которых он направляет свое учительное слово, основываясь на библейском вероучении. Тематическая проповедь становится наиболее популярной в наше время. Она произносится не только во время богослужений, но также ее можно услышать во время теле- и радио- эфи-ров. С развитием интернета многие проповедники различных христианских конфессий, публикуют проповеди на различные актуальные для общества и современного человека темы и вопросы. Таким образом, она может становиться жанром публицистики.

Разновидностью тематической проповеди является проповедь-панегирик, которая активно применяется в Православной и Католической Церквях. Особенность ее в том, что источником является не Священное Писание, а идея церковного года [1, С. 29].

Текстуальная проповедь - это проповедь, составные части которой основываются на тексте, представляющем собой небольшой библейский отрывок [3, С. 14]. В отличие от предыдущего типа, тему проповеди определяет тот или иной текст Священного Писания.

Белкина Ю.А.,Д.А. Нестеров СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖАНРА ПРОПОВЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ...

Этот вид проповеди самый древний и был господствующим в первые четыре века христианства. В наше же время текстуальная проповедь получила большое распространение в протестантизме, в том числе и в виде беседы. Ей уделяется и большое внимание во время богослужений. В православии и католицизме же текстуальная проповедь практически вышла из употребления, хотя в наше время возрождается интерес и ведутся попытки ее применения, как во время богослужения, так и во внебогослужебные часы. Православные и католические проповедники стали осознавать важность этого типа проповеди, так как она основана на библейских текстах и ставит своею целью истолкование Священного Писания, благодаря которому происходит назидание верующих.

Другим типом проповеди является разъяснительная проповедь. Ее главное отличие заключается в том, что за ее основу берется достаточно большой отрывок из Писания, который истолковывается относительно какой-либо одной темы или предмета [3, С.23]. От всех других видов проповеди она выгодно отличается тем, что разъясняет прихожанам смысл Библии, раскрывает людям библейские истины.

В последнее время наиболее распространенным ее видом является катехизаторская проповедь. Связанно это с возросшим интересом людей к христианству, но в тоже время их малой просвещенностью и образованностью в библейском вероучении. Поэтому главной целью проповедника является донесение наиболее важных и основных христианских истин и основ вероучения. Катехизаторские проповеди используются всеми конфессиями. Ее главное спецификой является то, что адресатом выступает не паства, а люди неверующие.

По замечанию Р. Якобсона, «любой акт речевого общения» состоит из компонентов, которые и делают его таковым, это адресант, адресат, контекст, сообщение, контакт, код [4]. Именно по этим параметрам и был проведен дополнительный сравнительный анализ жанра проповедей различных христианский конфессий.

Так, в православной и католической церквях адресантом всегда является рукоположенный в сан служитель. В протестантизме же им может являться любой верующий человек, но прошедший должную подготовку.

Формально проповедь является коммуникацией односторонней, хотя в ней и учитывается адресат путем ответа на вероятные вопросы «собеседников»

Основным адресатом жанра проповеди всех христианских конфессий является паства, члены церкви, в которой произносится данная проповедь. Широко используются такие обращения к слушателю, как «ты», «мой друг» и т.п., что заставляет каждого почувствовать

важность того, что говорится в проповеди для себя самого. Но в тоже время, проповедник сам выступает в роли адресата, так как то, что он говорит относиться в такой же степени и к нему самому. Поэтому очень часто возникает автоадресация через использование «мы»-форм.

Также особенностью жанра проповеди во всех христианских конфессий является то, что Бог может выступать как в качестве адресата, так и в качестве адресанта. Проповедник и паства относятся к Богу, как к участнику церковного общения.

Таким образом, коммуникативная модель жанра проповеди выстраивается по схеме пастырь (адресант) - паства (адресат).

Проповедь является частью богослужения, поэтому она всегда связана с привлечением внимания, а также с обозначения конца. Вступление всегда начинается с обращения «братья и сестры!», а указанием завершения проповеди является молитва.

Важным является когнитивный аспект. Речь проповедника всегда безапелляционна, в ней отсутствуют всяческие словообразования, выражающие сомнения. Пастырь знает истину, и именно ее он и сообщает своей пастве.

Помимо этого для проповедей всех христианских конфессий имеет значение отношение адресанта к тому, что он сообщает. Очень значима нравственная оценка событий и явлений.

Во всех проповедях используются формы повелительного наклонения. Например, «подумайте», «не забудем», «примите», «покайтесь». Все это выражает одну из важнейших коммуникативных задач жанра проповеди - нравственный призыв.

Таким образом, не смотря на все различия, жанр проповеди во всех христианских конфессиях имеет ряд существенных сходств. Их все объединяет общая цель, формы, и, как любой акт речевой формы, состоят из общих элементов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверкий А. Руководство по гомилетике. М: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. 2001.

2. Хэддон Робинсон. Библейская проповедь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. reformed.org.Ua/2/465/Robinson

3. Брага Д. Как подготовить библейскую проповедь. СПб.: Христианское общество «Библия для всех. 1995.

4. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philologos.narod.ru/classics/ jakobson-lp.htm

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE GENRE SERMON VARIOUS CHRISTIAN DENOMINATIONS

© 2014

J.A. Belkina, candidate of pedagogical sciences, associate professor, assistant professor of Department of Russian language, culture, language and teaching methods of philological faculty D.A. Nesterov, 4th year student of the Faculty of History

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: This paper attempts to compare the texts of sermons Christian denominations, in order to identify the rhetorical features of the genre

Keywords: genre sermon one-way communication; communicative model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.