Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ В СЛУЧАЯХ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ В СЛУЧАЯХ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
семья / насилие в семье / член семьи / значимость семьи / брак.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Челышева Н.Ю., Калистратова Н.А.

Привлечение внимания к проблеме домашнего насилия в России в последние годы было связано с Постановлением Европейского суда по права человека о домашнем насилии в России от 09.07.2019 г., в котором были отмечены недостатки правовой российской системы относительно основных аспектов домашнего насилия. Было подчеркнуто, что в России складывается ситуация, когда семейное насилие остается безнаказанным и права потерпевших от домашнего насилия практически никак не защищены. Несмотря на всю свою практическую актуальность, вопрос о средствах гражданско-правовой защиты от насилия в семье не рассматривался в научных источниках; никто из специалистов не делал попытки вычленить и объединить в одном своем труде положения, относящиеся к способам гражданско-правовой защиты от насилия в семье. В Российской Федерации до сих пор не сформирована нормативно-правовая база, которая бы обеспечивала защиту прав членов семьи, которые столкнулись с насилием в семье. Исследователи также отмечают несовершенство наказаний административного характера, которые фактически не защищают пострадавшего от последующих насильственных действий. Существующие правовые проблемы защиты прав жертв насилия в семье требуют разработки соответствующего правового сегмента, что в свою очередь актуализирует изучение зарубежного опыта в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ В СЛУЧАЯХ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ»

ЧЕЛЫШЕВА Наталья Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент; Уральский институт управления -филиал РАНХиГС, Россия, Екатеринбург;

e-mail: chelysheva-ny@ranepa.ru

КАЛИСТРАТОВА Наталья Александровна,

аспирант кафедры гражданского права и процесса;

Уральский институт управления -филиал РАНХиГС, Россия, Екатеринбург, e-mail: Kalistratova-2021@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ В СЛУЧАЯХ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ

Аннотация. Привлечение внимания к проблеме домашнего насилия в России в последние годы было связано с Постановлением Европейского суда по права человека о домашнем насилии в России от 09.07.2019 г., в котором были отмечены недостатки правовой российской системы относительно основных аспектов домашнего насилия. Было подчеркнуто, что в России складывается ситуация, когда семейное насилие остается безнаказанным и права потерпевших от домашнего насилия практически никак не защищены. Несмотря на всю свою практическую актуальность, вопрос о средствах гражданско-правовой защиты от насилия в семье не рассматривался в научных источниках; никто из специалистов не делал попытки вычленить и объединить в одном своем труде положения, относящиеся к способам гражданско-правовой защиты от насилия в семье. В Российской Федерации до сих пор не сформирована нормативно-правовая база, которая бы обеспечивала защиту прав членов семьи, которые столкнулись с насилием в семье. Исследователи также отмечают несовершенство наказаний административного характера, которые фактически не защищают пострадавшего от последующих насильственных действий. Существующие правовые проблемы защиты прав жертв насилия в семье требуют разработки соответствующего правового сегмента, что в свою очередь актуализирует изучение зарубежного опыта в данной области.

Ключевые слова: семья, насилие в семье, член семьи, значимость семьи, брак.

CHELYSHEVA Natalya Yuryevna,

PhD in Law, Associate Professor; Ural Institute of Management - branch of the, Russia, Yekaterinburg

KALISTRATOVA Natalya Aleksandrovna,

post-graduate student of the department of civil law and process;

Ural Institute of Management -branch of the RANEPA, Russia, Yekaterinburg

COMPARATIVE ANALYSIS OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF VICTIMS IN CASES OF FAMILY VIOLENCE IN FOREIGN LAW

Annotation. Drawing attention to the problem of domestic violence in Russia in recent years was associated with the judgment of the European Court of Human Rights on domestic violence in Russia dated 07/09/2019, which noted the shortcomings of the Russian legal system regarding the main aspects of domestic violence. It was emphasized that a situation is developing in Russia where domestic violence remains unpunished and the rights of victims of domestic violence are practically not protected in any way. Despite all its practical relevance, the issue of civil legal protection against domestic violence has not been considered in scientific sources; none of the experts made an attempt to single out and combine in one of their works the provisions related to the methods of civil protection against domestic violence. The Russian Federation has not yet formed a regulatory framework that

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-282-292 NIION: 2018-0076-9/22-1002 MOSURED: 77/27-023-2022-9-1200

would ensure the protection of the rights of family members who have experienced domestic violence. Researchers also note the imperfection of administrative punishments, which actually do not protect the victim from subsequent violent acts. The existing legal problems of protecting the rights of victims of domestic violence require the development of an appropriate legal segment, which in turn actualizes the study of foreign experience in this area.

Key words: family, domestic violence, family member, family significance, marriage.

Ситуация насилия внутри семьи достаточно распространена как в России, так и во всем мире, при этом ее отличает высокий уровень социальной опасности для общества, а также значительные масштабы распространения. Из статистики ВОЗ следует, что каждая 4-5 женщина сталкивалась с физическим насилием, а сексуальному насилию подвергалась каждая 10 женщина [1]. Поэтому вопросы противодействия насилию в семье, а также защиты прав потерпевших в результате насилия в семейных отношениях, носят крайне актуальный характер для стран всего мира. Страны предпринимают попытки решения проблем, связанных с насилием в семье, однако, есть и сдерживающий их действия фактор, связанный с наличием границ вмешательства государства в дела семьи. Поэтому конкретные действия в области профилактики семейного насилия, а также защиты прав жертв насилия являются дискуссионными вопросами и продолжают активно обсуждаться и развиваться на уровне мировой и национальных правовых систем государств [2, с.55].

Рассмотрим опыт зарубежных стран в сфере защиты прав потерпевших в ситуации семейного насилия.

Анализ мировой практики по данному вопросу позволяет выделить два подхода к вопросу предотвращения насилия в семье и защиты прав пострадавших от семейного насилия:

1) восстановительно-примирительный, цель которого состоит в сохранении семьи, разрешении возникшего конфликта, устранении имеющихся противоречий, данный подход предполагает активному подключение к семье и работу с членами семьи медиаторов, психологов;

2) карательный, что предполагает разрушение цикла насилия через создание дистанции между сторонами конфликта [3, с. 36]. Основным инструментом данного подхода является охранный орден, который получил значительное распространение во многих странах. Он направлен на защиту прав пострадавшего от семейного насилия, в первую очередь это касается женщин.

Активное развитие нормативно-правовой базы для защиты прав потерпевших от семейного насилия в разных странах было связано с принятием ООН в 1996 г. «Модельного законодательства о насилии в семье» [4]. Данный документ

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

раскрывает основные аспекты ситуаций, связанных с насилием в семье, описывает механизм подачи жалобы жертв домашнего насилия, также там содержится информация о правах пострадавших, представлен алгоритм работы государственных органов при обращении жертв семейного насилия, раскрываются вопросы организации защиты прав пострадавших от семейного насилия. Также данный документ содержит подробное описание процедур, связанных с выдачей охранного ордера [5, с. 89]. Благодаря принятию данного документа, для всего мира было продемонстрировано, что мировое сообщество относится к семейному насилию как к серьезному преступлению, которое не только нарушает личные права отдельно взятого человека, но и совершает преступление против всего общества (ч. 1 п. 3 Модельного законодательства ООН) [6]. Особенность данного документа состоит в том, что он закрепляет виды насилия в семье, выделяя помимо физического насилия также психическое и сексуальное насилие (ч. 2 п. «б» Модельного законодательства ООН).

К потенциальным жертвам насилия в семье данный законодательный акт относит: «жен и мужей, совместно проживающих партнеров, бывших партнеров, даже тех, кто в настоящий момент вместе не проживает, родственников, домашних работников и членов их семей» (ч. 2 п. «а» Модельного законодательства ООН) [7]. Основным способом борьбы с насилием в семье, защиты прав пострадавших от семейного насилия данный нормативный документ называет охранный ордер. Невыполнение предписания ордера влечёт серьёзные последствия для виновного в виде штрафа, обвинения в неуважение к суду и лишения свободы (ч. 4 п. «а» и ч. 4 п. «в» Модельного законодательства ООН).

Дискуссии вызывает один из пунктов Модельного законодательства, связанный с тем, что для обвинения достаточно свидетельства жертвы, даже если у нее нет никаких доказательств. Однако, нельзя не учитывать, что в конфликте внутри семьи, между супругами, этот пункт может использоваться как способ давления, даже если насилия по факту не было, ситуация лжесвидетельства встречается в правоохранительной семейной практике, это может спровоцировать принятие несправедливых и ошибочных решений правоохранительными органами. Однако в

Модельном законодательстве закреплена ответственность истца за подлинность выдвигаемых претензий, если будет доказано, что жалоба не является обоснованной, то «суд может обязать истицу оплатить расходы и возместить ущерб» (ч. 4 п. «в» Модельного законодательства ООН).

Модельное законодательство ООН включает в себя также методы реагирования на сообщения о насилии внутри семьи, средства противодействия насилию, которые может применять полиция. Так, в законе сказано, что мероприятия и ответная реакция со стороны полиции должна быть незамедлительной, при этом не имеет значения, подана жалоба жертвой насилия или свидетелем ситуации насилия в семье (например, с жалобой в полицию могут обратиться родственники или соседи, представители медицинских или социальных учреждений). Регламент действий полицейских включает в себя следующие мероприятия: транспортировка пострадавших, выдача причастным лицам необходимых документов, выдача охранных ордеров, заполнение отчетов и рапортов, проведение контрольных мероприятий по оценке соблюдения предписаний, связанных с наличием охранного ордера. Модельное законодательство указывает на необходимость специального обучения полицейских, консультантов и других сотрудников, которые так или иначе взаимодействуют с семьей, где имело место происшествие, включающие насилие к одному или нескольким членам семьи [9].

Так, в некоторых странах зафиксированные случаи семейного насилия сократились более чем на 30% [10, с. 50]. Также произошло снижение уголовных преступлений, связанных с семейным насилием, что является важным и нужным следствием таких законов.

Национальное законодательство в сфере противодействия семейному насилию имеет свои особенности применительно к разным странам. Например, законы, как правило, «имеют разные названия: «Закон против семейного и домашнего насилия» (Боливия), «Закон о защите семьи» (Турция), «О борьбе с домашним насилием» (Греция), «О борьбе с насилием в семье» (Польша), «Закон об искоренении домашнего насилия, защите и помощи жертвам насилия» (Грузия), «О насилии в быту» (Тринидад и Тобаго), «Акт о домашнем насилии» (Южная Африка)» [11, с. 37].

Также в разных национальных законах выделяется различный круг лиц, подлежащий защите. Общим для всех проанализированных законов является защита гетеросексуальных партнеров, состоящих в браке, а также их детей. Однако, некоторые страны в качестве объектов защиты выделяют бывших партнеров, сожителей (то есть захватывают также и незарегистрированные

браки), такой закон принят в Азербайджане, Болгарии; родственников, совместно проживающих на общей территории (Казахстан), интимных партнеров, которые не состоят в брачных и семейных отношениях, но их взаимоотношения являются личными и носят интимный характер (Бельгия). Можно выделить ряд стран, где объекты защиты максимально широк, например, в Испании охраняются любые отношения, носящие романтический или сексуальный характер, вне зависимости от того, являются ли люди супругами, живут вместе или нет, также закон охватывает людей, живущих на одной территории, это могут быть даже соседи по квартире. Наибольшее внимание в испанском законодательстве уделено защите женщин, а также несовершеннолетних лиц, лиц, находящихся в заведомо более слабом и незащищенном положении (люди пожилого возраста, инвалиды и т.д.). Есть ряд стран, где под защитой находятся не только члены семьи, но также и домашний персонал (Индонезия). В Бразилии закон о предотвращении семейного насилия распространяет на людей, связанных или не связанных семейными узами в «домашней ячейке» в месте их постоянного пребывания. «Домашняя ячейка» рассматривается как «община, сформированная отдельными лицами, которые связаны или считают себя связанными отношениями, объединились в силу побочных связей, родственных отношений или выраженного желания» [12, с.37]

Можно выделить еще одну особенность законодательства предотвращения насилия в семье, которая отличается в зависимости от страны: срок действия средств юридической защиты прав пострадавших от семейного насилия, компетенции и полномочия полиции в данной сфере.

Так, в некоторых странах права жертв домашнего насилия защищаются через временные ограничения, назначаемые в отношении домашних агрессоров, эти ограничения носят гражданско-правовой характер и обеспечивают защиту пострадавшей стороны только на некоторое время (Финляндия, Великобритания). В других странах гражданско-процессуальные меры объединены с уголовно-процессуальными (Кипр, Никарагуа, Мексика). Третьи - расширили возможности для применения охранных ордеров и полномочия органов внутренних дел (Австрия, Новая Зеландия, Швеция).

В законодательстве Новой Зеландии относительно защиты прав пострадавших от семейного насилия указывается необходимость прекращения взаимодействия между агрессором и потерпевшим до тех пор, пока суд не сочтет такое общение безопасным для потерпевшего.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

В Швеции органы власти идут дальше и не просто ограничивают взаимодействие между при-чинителем насилия и пострадавшей стороной, но и при необходимости оказывают содействие пострадавшей стороне в получении новых документов, помощи с жильем, использованием электронных средств защиты, в самых сложных случаях пострадавшая сторона обеспечивается телохранителям и.

Нидерланды и Австралия используют такую меру защиты прав пострадавшей стороны как выдворение из общей территории проживания лица, допустившего насильственные действия против членов своей семьи, кроме того, в этих странах суд может выдать временный запрет на вхождение в жилье со стороны причинителя насилия, где находятся жертвы насилия, речь идет о так называемом «уличном запрете» [13, с.234]

Интересен также и австрийский опыт, когда у полиции есть право на изъятие виновных из ситуации, сопряженной с насилием, на срок до 10 суток, если преступление (семейное насилие) было совершено и у полицейских есть основания предполагать, что при нахождении агрессора в семье ситуация повторится снова [14, с.38]

В Австрии сформирована достаточно широкая и разноплановая система противодействия семейному насилию. Правовым документом, регулирующим функционирование этой системы, является Австрийский Федеральный Акт по защите от домашнего насилия. На сегодняшний день данный Акт учитывает все рекомендации международного законодательства в сфере противодействия домашнему насилию. Данный нормативный документ включает в себя следующие элементы: разрешение полиции удалить агрессивного человека из дома на период от 10 до 20 дней; закрепление права пострадавшей обратиться за долгосрочным «защитным ордером» через систему гражданской юстиции; механизм немедленной и эффективной помощи жертвам после вмешательства полиции (работа психологических и социальных реабилитационных служб) [15, с.192].

Так как законодательство по противодействию семейному насилию в Австрии является достаточно обширным и предполагает значительную работу с семьей, в которой возникла ситуация насилия, то это обусловило необходимость выделения специализированных правоохранительных органов, общественных организаций и реабилитационных, поддерживающих центров, которые работают с жертвами домашнего насилия и членами их семьи. При этом в Австрии достаточно развиты некоммерческие организации, функционирующие в области защиты прав пострадавших от семейного насилия, которые в том числе обе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

спечивают координацию между полицией и социальными службами, они активно помогают пострадавшим по различным правовым и социальным вопросам, оказывают им всестороннюю поддержку. Кроме того, эти Центры осуществляют оценку степени опасности для пострадавшего члена семьи, планируют и разрабатывают достаточные меры безопасности, чтобы защитить жертву семейного насилия, фактически эти центры на период становления и перехода жертвы насилия к нормальной, полноценной, самостоятельной жизни, предоставляют убежище и создают все условия для нормальной жизни как самой жертве насилия, так и членам ее семьи (например, помогают женщине с детьми). При этом женщина в этих Центрах может оставаться достаточно длительное время, от 4 до 12 месяцев. В этих Центрах работают не только специальные сотрудники, но и волонтеры, некоторые их них в прошлом сами сталкивались с насилием в семье и успешно выбрались из этой ситуации. Отметим, что в ряде стран, например, Албании, находиться в таком защитном центре пострадавшее лицо может только при наличии охранного ордера, что не способствует защите прав пострадавших и ограничивает возможности для их поддержки. При этом экспертное сообщество сходится во мнении, что функционирование и доступность Центров, предоставляющих убежище для женщин, столкнувшихся с насилием в семье, является крайне эффективной мерой защиты прав пострадавших от семейного насилия [16, с.22]

Также в Австрии достаточно распространены горячие телефонные линии и интернет-чаты для жертв домашнего насилия, куда пострадавшие могут обратиться и получить необходимую помощь и поддержку. Залогом эффективной работы всей сформированной австрийской системы является достаточное ее финансирование со стороны государства, некоммерческих и благотворительных организаций, частных спонсоров. Среди государственных форм, используемых для защиты прав пострадавших от семейного насилия в Австрии используются: предписание о выселении, выдаваемое полицией (введено Законом «О судебных приказах о защите членов семьи в случаях семейных конфликтов» в 1997 году), защитное предписание, выдаваемое судом (предусмотрена защита потерпевших в течение 2 недель после зафиксированного факта насилия или угрозы применения насилия, а также в ситуации преследования, срок может быть продлен, если потерпевшая обратиться в полицию с соответствующим заявлением) [17, с. 108]. Особенность защиты прав пострадавших от семейного насилия в Австрии заключается в том, что защит-

ные меры распространяются не только на жилище или место постоянного пребывания жертвы насилия, но также и на ее рабочее место, заведения, которые посещают дети пострадавшей стороны (детские сады, школы и т.д.). То есть исключаются вообще любые контакты между агрессором и жертвой, даже в общественных учреждениях. Если говорить о статистике обращений, то в год в Австрии выносится порядка 6,5 тысяч такого рода предписаний [17, с.109]

В Германии существует практика, когда заявить о домашнем насилии можно спустя какое-то время, в частности, в течение трех месяцев от произошедшего инцидента. Еще одно отличие Германии от других стран состоит в том, что при вызове полиции по факту насилия в семье, пострадавшей стороне не нужно писать заявление на обидчика. Полиция имеет право возбудить дело самостоятельно.

Также достаточно эффективно выстроена система борьбы с домашним насилием во Франции. Так, в процессе выдачи охранного ордера суд сразу решает множество проблемных вопросов семьи, а именно, порядок проживания детей, обязанности агрессора в отношении детей и других лиц, находящихся на иждивении. Во Франции, если насилие в семье отягчено определенными обстоятельствами, к агрессору могут быть применены меры по его задержанию и наказанию. Например, срок за убийство супруги значительно выше срока за убийство лица, не состоящего в личных отношениях с преступником [19, с.31 ].

Если говорить об эффективности мер защиты прав пострадавших от семейного насилия, то следует отметить высокую значимость предоставления для пострадавших бесплатной юридической помощи, статистика свидетельствует, что после внедрения такой меры поддержки происходит значительное снижение числа случаев семейного насилия.

Как следует из проведенного анализа, в зарубежных странах в качестве меры защиты прав пострадавших от семейного насилия активно и успешно задействуется охранный ордер. Суть данного документа состоит в том, чтобы обеспечить прямую защиту от насилия и угроз насилием, установить гарантии безопасности жертв домашнего насилия, оказывать всестороннюю поддержку пострадавшим от семейного насилия.

В разных странах данный документ может называться по-разному, но его суть практически идентична: «охранный приказ» (США), «защитное предписание» (Казахстан, Молдова), «официальное предупреждение» (Украина), «приказ об охране» (Турция), «судебный приказ о защите» (Бразилия) [20, с. 39].

Исследование международных правовых актов показывает, что в них достаточно часто упоминается охранный ордер, так, положения, связанные с данным способом защиты прав пострадавших от семейного насилия, упоминаются в: Резолюции 58/147 Генеральной Ассамблеи ООН 19.02.04 «Ликвидация бытового насилия в отношении женщин»; Модельном законе ООН о насилии в семье; Стамбульской конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием и других НПА [21, с.89].

Отметим, что охранный ордер направлен на немедленное прекращение насилия в семье, однако, он не подменяет собой средства гражданско-правового или уголовного преследования. Основная цель охранного ордера - обеспечить безопасность пострадавшим от семейного насилия. Однако, нарушение условий охранного ордера воспринимается как преступление и влечет за собой определенные санкции.

Рассмотрим опыт зарубежных стран по применению охранного ордера.

В США охранный ордер запрещает агрессору приближаться к жертве и даже напоминать о себе, поэтому агрессор не имеет права звонить, обращаться к жертве через интернет, наносить личные визиты, при этом минимальное расстояние между агрессором и жертвой устанавливается равным 50 м. Если агрессор нарушает охранный ордер, то ему грозит уголовное преследование. Охранный ордер в США позволяет выселить агрессора из совместного жилья. Если агрессор страдает от каких-либо видов зависимостей, то у суда есть право принудить агрессора к лечению, посещать психолога.

Преимущество судебного ордера в США заключается в том, что он может быть выдан через суд, даже если агрессор был оправдан ввиду отсутствия доказательств его вины.

В Испании действует следующая система охранного ордера: права жертвы семейного насилия защищаются специализированными государственными учреждениями и социальными службами, которые, при поступлении к ним информации о домашнем насилии, обращаются к судье или прокурору, чтобы инициировать возбуждение процедуры о принятии приказа о защите. В Испании также на охранный ордер может претендовать достаточно широкий круг лиц (супруги, интимные партнеры, люди, состоящие в незарегистрированном браке). Если человек чувствует себя в опасности, он может обратиться в полицию или суд, а в случае женщины, столкнувшейся с семейным насилием - в Государственный центр поддержки женщин и получить охранный ордер в течение 72 часов. Если судья считает, что агрессор представ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

ляет повышенную опасность для членов семьи, то он может вынесли решение о его задержании до судебного заседания.

В Грузии применяются два вида ордеров: охранный и сдерживающий. Охранный предназначен для обеспечения временных мер защиты жертвы любого насилия, а сдерживающий - если насилие имело место в семье или в отношении женщины.

Турция еще в 1998 году приняла закон о защите семьи, который запустил возможность применения охранных ордеров в отношении женщин, подвергшихся семейному насилию. Решение о выдаче ордера принимает суд. Если охранный ордер агрессором нарушается, что это является поводом для ареста и уголовного преследования. Срок действия охранного ордера в Турции составляет 6 месяцев. Контролирует исполнение охранного ордера полиция.

В Казахстане также используется охранный ордер, это закреплено в Законе «О профилактике бытового насилия». В частности, в Казахстане выдается защитное предписание, срок действия которого составляет 30 дней. Выдать такое предписание могут начальники полиции, участковые, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по защите женщин от насилия, преимущество такого широкого круга лиц, которые имеют право на выдачу защитного предписания позволяет оперативно и на разных уровнях реагировать на факты семейного насилия [22, с.90] В Казахстане, по каждому факту семейного насилия возбуждается административное производство с судебным разбирательством. Особенностью законодательства Казахстана является то, что если агрессор не исправился, то в отношении него могут устанавливаться особые требования, например, запрет на владение оружием.

В Болгарии также действует система охранного ордера. При этом несоблюдение требований по охранному ордеру приводит к тому, что нарушитель задерживается полицией.

В некоторых странах, среди которых можно назвать Великобританию, Южную Африку и Турцию нарушение охранного ордера предусматривает уголовное наказание [23, с.342]

В странах ЕС в настоящий момент разрабатывается закон, предусматривающий единые правила относительно действия охранного ордера во всех странах Евросоюза. Это позволит обеспечить безопасность жертв семейного насилия не только на территории страны, выдавшей охранный ордер, но и всех стран, входящих в ЕС [24, с.202]

Отдельная проблема, которая в настоящий момент стоит практически перед всеми странами

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

- это защита мужчин, ставших жертвой домашнего насилия [25, с.42]. Сложность данной проблемы заключается в том, что мужчины крайне нежелательно реагируют на необходимость обращения в полицию по причине того, что к ним применяется насилие в семье. Мужчины очень часто считают, что такое действие может отрицательно сказаться на их репутации или отразиться на их гордости. Однако, случаи агрессивного поведения женщин в семьи также нередки. В качестве примера можно привести дело «Джонни Депп против Эмбер Херд». Жена Деппа обвинила его в домашнем насилии и получила охранный ордер. В итоге в процессе суда было выяснено, что жена и сама вела себя как агрессор, а во время первых судебных заседаний Депп стыдился рассказать, что он сам был жертвой домашнего насилия. Поэтому в перспективе следует предусмотреть возможности для мужчин защитить свои права. В данном деле был озвучен такой термин как «взаимное насилие» или «взаимное агрессивное поведение». Безусловно, такие ситуации тоже имеют место. Эксперты по домашнему насилию утверждают, что бывают токсичные отношения без основного агрессора, в которых происходит насилие с обеих сторон (двунаправленное), а бывают нездоровые отношения, когда основной агрессор все же есть, но жертва тоже использует насилие, чтобы обороняться или восстановить контроль [26]. В связи с этим представляется актуальным появление еще одной формы охранного ордера - обоюдного, когда запрет на общение и взаимодействие распространяется не в одностороннем порядке, а в двухстороннем.

Следует отметить, что идея внедрения охранного ордера в РФ сталкивалась с критикой, при этом приводились следующие аргументы: выселение из жилища, препятствие нахождению в жилье, собственником которого является агрессор, является нарушением его прав на использование собственного объекта недвижимости, прав на неприкосновенность жилища и свободу передвижения. Использование охранного ордера в России невозможно ввиду того, что достаточно остро стоит проблема жилья. Если человеку запретить нахождение на территории, где живет семья, то ему просто негде будет жить. При этом люди, склонные к агрессивному поведению, в ситуации лишения жилищных условий, могут представлять опасность для общества [27, с.86].

Подводя итоги сравнительного анализа защиты прав потерпевших в случаях насилия в семье в зарубежном праве были сделаны следующие выводы:

1. В основе развития национальных законодательств в области противодействия и профи-

лактики семейного насилия лежат международные правовые акты, в частности, Модельное законодательство о насилии в семье (ООН), в результате принятия которого большинство стран мира приняло собственный закон в данной сфере.

2. В мировой практике достаточно развиты меры защиты жертв домашнего насилия, чаще всего для этого используется охранный ордер, цель которого состоит в разделении жертвы и агрессора, чтобы исключить продолжение насилия и агрессивного поведения. В ряде стран под защиту попадает достаточно широкий круг лиц, включая людей, состоявших в интимных отношениях. Во многих странах, помимо работы полиции и контроля за исполнением охранного ордера, жертве насилия в семье оказывается всесторонняя поддержка через специализированные центры, которые предоставляют убежище, возможность жить, работать, воспитывать детей, получать психологическую и правовую помощь. Ряд стран предусматривает уголовное преследование в случае нарушения охранного ордера. В некоторых странах наличие охранного ордера дает право полиции выселить агрессора из жилища.

3. В РФ на текущий момент законодательства в сфере защиты прав жертв семейного насилия не разработано. Не используется и такой инструмент как охранный ордер. При этом изученный международный опыт позволяет выделить ряд мер, которые могли бы быть успешно применены в России: выделить случаи семейного насилия в отдельный вид дел (разработка самостоятельной статьи); наделение судов и полиции по выдаче охранного ордера, чтобы исключить на какое-то время контакты между агрессором и жертвой; наделить судью правом отправлять на принудительное лечение агрессоров, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости (виновников семейного насилия). Подчеркнем, что анализ международной практики говорит о том, что охранный ордер является крайне эффективной мерой противодействия семейному насилию и средством защиты прав пострадавших от семейного насилия.

4. В мире в настоящий момент остаются нерешенными вопросы защиты прав мужчин, пострадавших от насилия в семье, следует обеспечить возможность для мужчины заявить об этом, не подвергая себя риску быть осмеянным, непонятным, ущемленным. Кроме того, в достаточной мере не рассмотрен вопрос, когда агрессия в семье является двухсторонней, здесь, на наш взгляд, актуален вопрос введения «взаимного охранного ордера», который бы действовал не в одностороннем порядке, как существующие охранные ордера, а в двухстороннем, защищая обе стороны конфликта.

^исок литературы:

[1] Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr.shtml

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст.4398.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

[4] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 14.07.2022)

[5] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2022)

[6] Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 « 134-ФЗ (в ред. от 06.12.2021)

[7] Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О статусе военнослужащих»

[8] Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»

[9] Постановление ЕСПЧ по жалобе № 41261/17 от 09.07.2019 по делу «Володина против России» [Электронный ресурс]. URL:https://www. srji.org/resources/search/volodina-protiv-rossii-perevod-postanovleniya/ (дата обращения: 22.08.2022)

[10] Агеева А.В. Конституционно-правовой статус семьи в Российской Федерации. Дис. на соиск. уч.ст. к.ю.н. Омск. 2014. - 255 с.

[11] Антонова К.С. Институт охранного ордера как инструмент защиты личности от семей-но-бытового насилия // Современная юриспруденция: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С.56-59.

[12] Архипова А.С. Международный опыт противодействия семейному насилию // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 4. - С.234-237.

[13] Голованова Н.А. Противодействие домашнему насилию: новый опыт Великобритании // Всероссийский криминологический журнал. - 2020. - Т.14. - № 2. - C. 338-350.

[14] Григорьева А.А. Семья как правовой институт: от истории к современности // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 95-98.

[15] Егоров Н.Ю., Тарасов И.Т. О пределах государственного вмешательства в обществен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

ную жизнь при реализации социальной функции государством // Genesis: исторические исследования. - 2018. - № 6. - С. 57 - 65.

[16] Заброда Д.Г. Документирование полицией фактов насилия в семье: характеристика зарубежного опыта и вопросы его внедрения в России // Вестник тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. -2017. - № 1(8). - С. 190-196.

[17] Заброда Д.Г., Заброда С.Н. Австрийский опыт предупреждения домашнего насилия: характеристика и предложения по использованию в России // Общество и право. - 2016. - С.107-112.

[18] Законы Гражданские (Свод законов. Т.1, ч.1). Практический и теоретический. Вып.1. Кн.10: О правах и обязанностях семейственных. (СТ.1-130) / Под ред. А. Э. Ельяшевича. — М., 1913. — 395 с.

[19] Захарова В.А. Конституционно-правовой статус семьи и конституционные основы защиты семьи в Российской Федерации // Пути повышения результативности современных научных исследований. - 2019. - С. 164-170.

[20] Истомина О.Б., Майпиль Е.С. Социализирующие функции современного института семьи // Семья в современном мире. Материалы Всероссийской научной конференции. - 2019. -С.139-143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[21] Касаткина А.Ю. Правовой статус российской семьи: некоторые теоретические и практические аспекты // Вестник ТвГУ. Серия «Право». -2020. - № 2(62). - С. 30-36.

[22] Ковальчук К.В. К вопросу законодательного оформления семьи как правовой категории // MODERN SCIENCE. - 2019. - № 5-1. - С. 215-218.

[23] Кодификация отечественного семейного права (1918-1969) / отв. ред. П. В. Крашенинников. - М.: Статут, 2019. - 256 с.

[24] Кокомбо Ю.Д., Скоробогатова О.В. Проблемы правового регулирования защиты прав жертв семейного насилия // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - № 92. - С.21-24.

[25] Кручинина Н.В., Пятибратова Н.Д. Расследование преступлений против семьи. Монография. М.: Проспект, 2021. - 131 с.

[26] Лунева Е. В., Кивелев Д.П., Брызгалова О.Н. Институт семьи: тенденции трансформации в современных российских условиях // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - С. 72-79.

[27] Митюнова И.Г. Охранный ордер как юридическое средство предотвращения семейно-бы-тового насилия: международный опыт // Трансформация права и правоохранительной деятельности в условиях развития цифровых технологий в России, странах СНГ и Европейского союза: про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

блемы законодательства и социальной эффективности. Материалы VI Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов (СГУ им. Н.Г. Чернышевского). 2019. - С.201-205.

[28] Морозов А.И., Прокофьев К.Г., Сергеева А.Ю. Институт семьи как нравственно-правовая ценность (к вопросу о суверенной правовой идеологии как основании семейного права Российской Федерации) // Юридическая наука: история и современность. - 2019. - № 12. - С. 107-114.

[29] Нугуманов Э.Н., Маковчук А.Е. Мировой опыт борьбы с домашним насилием и возможности его применения в совершенствовании законодательства в России // Вестник магистратуры. -2021. - № 6-2 (117). - С.42-44.

[30] Очередько В.П., Харламов В.С. Зарубежный опыт правового регулирования борьбы с домашним насилием // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 6. - С. 109-126.

[31] Парий-Сергеенко Е.П. Типологические модели правового регулирования брачно-семей-ных отношений в свете компаративистского подхода в сфере частного права // Юридические исследования. - 2021. - № 10. - С. 114 - 125.

[32] Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. 6-е изд., стереот. - М.: Статут, 2013. — 351 с.

[33] Потетинов В.А., Лебедева А.В. Ответственность за нанесение семейных побоев в российском и зарубежном законодательстве: истори-ко-правовой и сравнительный анализ // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2018. - № 2. - С.30-35.

[34] Саввина А.Э. О вопросе введения защитных предписаний в Российской Федерации // Ответственное родительство: социальные и правовые аспекты. - 2019. - С.86-88.

[35] Семья и дети в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под общей редакцией канд. социол. наук, доцента А.Ю. Гайфуллина. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - 212 с.

[36] Синайский В. И. Русское гражданское право / В. И. Синайский - М.: Статут, 2002. - 638 с.

[37] Степанова В.Н. Конституционно-правовое понимание института семьи // Наука. Общество. Государство. - 2018. - Т.6. - № 1 (21). - С.2-5.

[38] Тарусина Н.Н. Семья как общеправовая конструкция // Lex Russica. - 2020. - С.21-33.

[39] Тарусина Н.Н. Семейное право. Очерки из классики и модерна. Ярославль: ЯрГУ, 2009. -661 с.

[40] Титова В.Н. Противодействие насилию в семье: зарубежный и российский правовой аспект // Права женщин в системе конститу-

ционных прав и свобод человека и гражданина: международный и национальный аспект. Сборник статей. Под общей редакцией Г.Л. Куликовой. 2018. - С. 50-63.

[41] Трофимец И.А. Онтология брака: российские и зарубежные учения // Государство и право. - 2012. - № 12. - С. 59-68.

[42] Хамдамова Ф.У. Охранный ордер: международные стандарты, зарубежный опыт и национальная практика // Журнал правовых исследований. - 2021. - Т.6. - № 2. - С. 89-98.

[43] Харламов В.С. Институт охранного ордера в зарубежном законодательстве как инструмент защиты личности от внутрисемейного насилия // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2014. - С.34-40.

[44] Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. — Тула: «Автограф», 2001. — 791 с.

[45] Взаимное насилие и проблема неидеальной жертвы: Джонни Депп против Эмбер Херд. URL:https://chips-journal.ru/reviews/johnny-protiv-amber (Дата обращения: 23.08.2022)

[46] Историческое глобальное исследование в области насилия в семье (ВОЗ). URL: https:// apps.who.int/mediacentre/news/releases/2005/pr62/ ru/index.html (дата обращения: 23.08.2022).

[47] Модельное законодательство о насилии в семье. URL: http://www.conventions.ru/view_base. php?id=642 (дата обращения: 19.08.2022).

[48] Телегин Р.Е. Правовое регулирование института семьи // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2017. № 12 (45). URL: https://7universum.com/ru/economy/ archive/item/5287 (дата обращения: 02.07.2022).

[49] Федеральная служба государственной статистики - ЕМИС. URL: https://rosstat.gov.ru/ emiss (дата обращения: 02.07.2022).

[50] Bringing Security Home: Combating Violence Against Women in the OSCE Area. A collection of examples of good experiences. OSCE Secretariat, Office of the Secretary General, Gender Section. June 2009. URL: https://matsne.gov.ge/ru/ document/download/26422/10/ru/pdf (дата обращения: 19.08.2022).

[51] Ex parte requests for tenporary restraining orders TROs: Applying for a Temporary Restraining Order in a Civil Case. URL: saclaw.org (датаобраще-ния: 19.08.2022).

[52] Schall Ute. Am Anfang war die Wölfin: Frauen im alten Rom. — Düsseldorf: Droste, 1994. -С. 43-87.

Spisok literatury:

[1] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka. Prinyata rezolyuciej 217 A (III) General'noj Assamblei OON ot 10 dekabrya 1948 goda. https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s izme-neniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Sobranie zakonod-atel'stva RF. - 04.08.2014. - № 31. - st.4398.

[3] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 g. № 51-FZ (red. ot 25.02.2022)

[4] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 14.07.2022)

[5] ZHilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 188-FZ (red. ot 28.06.2022)

[6] Federal'nyj zakon «O prozhitochnom minimume v Rossijskoj Federacii» ot 24.10.1997 « 134-FZ (v red. ot 06.12.2021)

[7] Federal'nyj zakon ot 27.05.1998 № 76-FZ (red. ot 14.07.2022) «O statuse voennosluzhash-chih»

[8] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.08.2014 N 1618-r «Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarstvennoj semejnoj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda»

[9] Postanovlenie ESPCH po zhalobe № 41261/17 ot 09.07.2019 po delu «Volodina protiv Rossii» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.srji. org/resources/search/volodina-protiv-rossii-perev-od-postanovleniya/ (data obrashcheniya: 22.08.2022)

[10] Ageeva A.V. Konstitucionno-pravovoj status sem'i v Rossijskoj Federacii. Dis. na soisk. uch.st. k.yu.n. Omsk. 2014. - 255 s.

[11] Antonova K.S. Institut ohrannogo ordera kak instrument zashchity lichnosti ot semejno-by-tovogo nasiliya // Sovremennaya yurisprudenciya: Aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii. Sbornik statej XXVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2020. - S.56-59.

[12] Arhipova A.S. Mezhdunarodnyj opyt pro-tivodejstviya semejnomu nasiliyu // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2018.

- № 4. - S.234-237.

[13] Golovanova N.A. Protivodejstvie domash-nemu nasiliyu: novyj opyt Velikobritanii // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. - 2020. - T.14. - № 2. - C. 338-350.

[14] Grigor'eva A.A. Sem'ya kak pravovoj institut: ot istorii k sovremennosti // Molodoj uchenyj. — 2018. — № 33 (219). — S. 95-98.

[15] Egorov N.YU., Tarasov I.T. O predelah gosudarstvennogo vmeshatel'stva v obshchestven-nuyu zhizn' pri realizacii social'noj funkcii gosudarst-vom // Genesis: istoricheskie issledovaniya. - 2018.

- № 6. - S. 57 - 65.

[16] Zabroda D.G. Dokumentirovanie policiej faktov nasiliya v sem'e: harakteristika zarubezhnogo opyta i voprosy ego vnedreniya v Rossii // Vestnik tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrud-nikov MVD Rossii. - 2017. - № 1(8). - S. 190-196.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

[17] Zabroda D.G., Zabroda S.N. Avstrijskij opyt preduprezhdeniya domashnego nasiliya: harakteris-tika i predlozheniya po ispol'zovaniyu v Rossii // Obshchestvo i pravo. - 2016. - S.107-112.

[18] Zakony Grazhdanskie (Svod zakonov. T.1, ch.1). Prakticheskij i teoreticheskij. Vyp.1. Kn.10: O pravah i obyazannostyah semejstvennyh. (ST.1-130) / Pod red. A. E. El'yashevicha. — M., 1913. — 395 s.

[19] Zaharova V.A. Konstitucionno-pravovoj status sem'i i konstitucionnye osnovy zashchity sem'i v Rossijskoj Federacii // Puti povysheniya rezul'ta-tivnosti sovremennyh nauchnyh issledovanij. - 2019.

- S. 164-170.

[20] Istomina O.B., Majpil' E.S. Socializiruyush-chie funkcii sovremennogo instituta sem'i // Sem'ya v sovremennom mire. Materialy Vserossijskoj nauch-noj konferencii. - 2019. - S.139-143.

[21] Kasatkina A.YU. Pravovoj status rossijskoj sem'i: nekotorye teoreticheskie i prakticheskie aspekty // Vestnik TvGU. Seriya «Pravo». - 2020. - № 2(62). - S. 30-36.

[22] Koval'chuk K.V. K voprosu zakonod-atel'nogo oformleniya sem'i kak pravovoj kategorii // MODERN SCIENCE. - 2019. - № 5-1. - S. 215-218.

[23] Kodifikaciya otechestvennogo semejnogo prava (1918-1969) / otv. red. P. V. Krasheninnikov. -M.: Statut, 2019. - 256 s.

[24] Kokombo YU.D., Skorobogatova O.V. Problemy pravovogo regulirovaniya zashchity prav zhertv semejnogo nasiliya // Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnye nauki. - 2021. - № 92. - S.21-24.

[25] Kruchinina N.V., Pyatibratova N.D. Rassle-dovanie prestuplenij protiv sem'i. Monografiya. M.: Prospekt, 2021. - 131 s.

[26] Luneva E. V., Kivelev D.P., Bryzgalova O.N. Institut sem'i: tendencii transformacii v sovremennyh rossijskih usloviyah // Vestnik SHadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta.

- 2019. - S. 72-79.

[27] Mityunova I.G. Ohrannyj order kak yuridi-cheskoe sredstvo predotvrashcheniya semejno-by-tovogo nasiliya: mezhdunarodnyj opyt // Transfor-maciya prava i pravoohranitel'noj deyatel'nosti v usloviyah razvitiya cifrovyh tekhnologij v Rossii, stra-nah SNG i Evropejskogo soyuza: problemy zakonod-atel'stva i social'noj effektivnosti. Materialy VI Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prep-odavatelej, prakticheskih sotrudnikov, studentov, magistrantov, aspirantov (SGU im. N.G. CHerny-shevskogo). 2019. - S.201-205.

[28] Morozov A.I., Prokof'ev K.G., Sergeeva A.YU. Institut sem'i kak nravstvenno-pravovaya cen-nost' (k voprosu o suverennoj pravovoj ideologii kak osnovanii semejnogo prava Rossijskoj Federacii) // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. -2019. - № 12. - S. 107-114.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

[29] Nugumanov E.N., Makovchuk A.E. Mirovoj opyt bor'by s domashnim nasiliem i vozmozhnosti ego primeneniya v sovershenstvovanii zakonod-atel'stva v Rossii // Vestnik magistratury. - 2021. - № 6-2 (117). - S.42-44.

[30] Ochered'ko V.P., Harlamov V.S. Zarubezh-nyj opyt pravovogo regulirovaniya bor'by s domashnim nasiliem // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2016. - № 6. - S. 109-126.

[31] Parij-Sergeenko E.P. Tipologicheskie mod-eli pravovogo regulirovaniya brachno-semejnyh otnoshenij v svete komparativistskogo podhoda v sfere chastnogo prava // YUridicheskie issledovaniya.

- 2021. - № 10. - S. 114 - 125.

[32] Pokrovskij I. A. Osnovnye problemy grazh-danskogo prava. 6-e izd., stereot. - M.: Statut, 2013.

— 351 s.

[33] Potetinov V.A., Lebedeva A.V. Otvetstven-nost' za nanesenie semejnyh poboev v rossijskom i zarubezhnom zakonodatel'stve: istoriko-pravovoj i sravnitel'nyj analiz // Vestnik Belgorodskogo yuridich-eskogo instituta MVD Rossii. - 2018. - № 2. -S.30-35.

[34] Savvina A.E. O voprose vvedeniya zash-chitnyh predpisanij v Rossijskoj Federacii // Otvetst-vennoe roditel'stvo: social'nye i pravovye aspekty. -2019. - S.86-88.

[35] Sem'ya i deti v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: monografiya / pod obshchej redakciej kand. sociol. nauk, docenta A.YU. Gajfullina. - Ufa: ISEI UNC RAN, 2016. - 212 s.

[36] Sinajskij V. I. Russkoe grazhdanskoe pravo / V. I. Sinajskij - M.: Statut, 2002. - 638 s.

[37] Stepanova V.N. Konstitucionno-pravovoe ponimanie instituta sem'i // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. - 2018. - T.6. - № 1 (21). - S.2-5.

[38] Tarusina N.N. Sem'ya kak obshchepravo-vaya konstrukciya // Lex Russica. - 2020. - S.21-33.

[39] Tarusina N.N. Semejnoe pravo. Ocherki iz klassiki i moderna. YAroslavl': YArGU, 2009. -661 s.

[40] Titova V.N. Protivodejstvie nasiliyu v sem'e: zarubezhnyj i rossijskij pravovoj aspekt // Prava zhen-shchin v sisteme konstitucionnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina: mezhdunarodnyj i nacion-al'nyj aspekt. Sbornik statej. Pod obshchej redakciej G.L. Kulikovoj. 2018. - S. 50-63.

[41] Trofimec I.A. Ontologiya braka: rossijskie i zarubezhnye ucheniya // Gosudarstvo i pravo. -2012. - № 12. - S. 59-68.

[42] Hamdamova F.U. Ohrannyj order: mezh-dunarodnye standarty, zarubezhnyj opyt i nacion-al'naya praktika // ZHurnal pravovyh issledovanij. -2021. - T.6. - № 2. - S. 89-98.

[43] Harlamov V.S. Institut ohrannogo ordera v zarubezhnom zakonodatel'stve kak instrument zash-

chity lichnosti ot vnutrisemejnogo nasiliya // Krimi-nologiya: vchera, segodnya, zavtra. - 2014. - S.34-40.

[44] SHershenevich G. F. Kurs grazhdanskogo prava. — Tula: «Avtograf», 2001. — 791 s.

[45] Vzaimnoe nasilie i problema neideal'noj zhertvy: Dzhonni Depp protiv Ember Herd. URL: https://chips-journal.ru/reviews/johnny-protiv-amber (Data obrashcheniya: 23.08.2022)

[46] Istoricheskoe global'noe issledovanie v oblasti nasiliya v sem'e (VOZ). URL: https://apps. who.int/mediacentre/news/releases/2005/pr62/ru/ index.html (data obrashcheniya: 23.08.2022).

[47] Model'noe zakonodatel'stvo o nasilii v sem'e. URL: http://www.conventions.ru/view_base. php?id=642 (data obrashcheniya: 19.08.2022).

[48] Telegin R.E. Pravovoe regulirovanie insti-tuta sem'i // Universum: ekonomika i yurisprudenciya : elektron. nauchn. zhurn. 2017. № 12 (45). URL:

https://7universum.com/ru/economy/archive/ item/5287 (data obrashcheniya: 02.07.2022).

[49] Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki - EMIS. URL: https://rosstat.gov.ru/emiss (data obrashcheniya: 02.07.2022).

[50] Bringing Security Home: Combating Violence Against Women in the OSCE Area. A collection of examples of good experiences. OSCE Secretariat, Office of the Secretary General, Gender Section. June 2009. URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/ download/26422/10/ru/pdf (data obrashcheniya: 19.08.2022).

[51] Ex parte requests for tenporary restraining orders TROs: Applying for a Temporary Restraining Order in a Civil Case. URL: saclaw.org (data obrashcheniya: 19.08.2022).

[52] Schall Ute. Am Anfang war die Wölfin: Frauen im alten Rom. — Düsseldorf: Droste, 1994. -S.43-87.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.