Педагогика
УДК 378.147:005.5
сравнительный анализ зарубежных моделей систем
КАЧЕСТВА, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЗАЛОЖЕН КОНЦЕПТ
«ЭКСЕЛЛЕНС»
О.А. Матвеева
Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола,
Российская Федерация
В статье представлен сравнительный анализ зарубежных моделей систем качества высшего образования, в основе которых заложен концепт «экселленс». Раскрыты теоретические и практические аспекты реализации концепта «экселленс» в системе оценки качества высшего образования. Описаны и сформулированы основные этапы становления систем качества, изучены существующие отечественные и зарубежные модели систем качества. Приведены результаты сравнительно-сопоставительного анализа существующих отечественных и зарубежных моделей систем качества, возможных для внедрения модели «экселленс» в аккредитационных процедурах аккредитационного агентства. Представлена классификация отечественных и зарубежных моделей систем качества.
Ключевые слова: экселленс, высшее образование, модель системы качества, оценка качества образовательных программ, профессионально-общественная аккредитация.
COMPARATIVE ANALYSIS OF FOREIGN QUALITY SYSTEM MODELS BASED ON EXCELLENCE CONCEPT
О.А. Matveeva
Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russian Federation
Abstract. The article introduces the comparative analysis of foreign quality system models which are based on the concept of excellence. Theoretical and practical aspects which are applicable to the realization of the concept of excellence in the assessment system of higher education area are cleared up and concretized in the article.
There described and identified the basic stages in the development of quality systems, there studied existing national and foreign models of quality systems.There introduced the results of the contrastive and comparative analysis of the existing national and foreign quality system models which are possible for the implementation of excellence model in the accreditation procedures of accreditation agencies. The classification of national and foreign quality system models is presented in the article.
Key words: excellence, higher education, quality system model, review of study programs, public accreditation.
Одним из направлений модернизации высшей школы России с целью повышения качества образования является создание и внедрение внутривузовских систем качества в образовательные организации.
Создание условий для повышения качества образования, а также решение задачи формирования механизмов оценки качества, в том числе, при внедрении внутривузовских систем гарантии качества образования,
111
Казанский педагогический журнал
5' 2014
вошли в число первоочередных задач концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг., Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Вопросы теоретического обоснования, создания, внедрения систем качества в образовательной среде широко освещены в работах российских и зарубежных исследователей: В.А. Болотова, В.И. Байденко, Г.Н. Мотовой [2], В.Г. Наводнова [3], В.Д. Шадрико-ва, Р. Дамиана, Д. Гриффола [4] и др.
Исследования в области разработки и внедрения систем качества в образовании позволили нам провести сравнительно-сопоставительный анализ моделей систем качества, которые нацелены на совершенствование и развитие (то есть работают в поле «экселленс»).
В нашей работе под концептом «экселленс» в системе оценки понимается экспертиза на установление факта превышения нормативно-установленных стандартов. Экселленс (применительно к программе как объекту оценки) - это демонстрация программой таких характеристик, которые позволяют программе не только выполнять и превосходить минимальные требования со стороны государства, но и проходить широкое общественное обсуждение (с участием представителей академического и профессионального сообществ), а также проходить внешнюю экспертизу [5], [6].
Цель работы заключается в теоретическом анализе существующих
моделей систем качества, которые можно использовать для реализации концепта «экселленс» в системе оценки высшего образования и разработки организационно-технологической модели «экселленс» в оценочных процедурах.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить основные подходы к формированию систем качества и стратегии их реализации, которые позволили бы классифицировать существующие в мире модели систем качества, в основе которых заложен концепт «экселленс»; провести сравнительно-сопоставительный анализ отечественных и зарубежных моделей систем качества и классифицировать их по признаку направленности на развитие (то есть, реализация концепта «экселленс»).
В рамках первой задачи было определено пять этапов становления систем качества в нашей стране: 60-е годы: осознание значения качества и создание нового образа мышления, подчиненного духу конкуренции, появление «знаков качества», появление науки об измерении и оценки качества - квалиметрии (Г.Г. Аз-гальдов, А.В. Гличев и др.); 70-е годы: возникновение самостоятельного направления менеджмента - менеджмент качества, переориентация от качества товара к качеству технологии и производства; зарождение синтетической квалиметрии, которая предвосхитила введение такого понятия как «квалитативная революция» (А.И. Субетто); 80-е годы: активные реформы в системе образования на фоне глобальных
112
Педагогика
трансформаций в производственной сфере, переход от качества технологий и производства к качеству «систем управления качеством»; децентрализация управлением образованием, повышение самостоятельности вузов, выработка новых принципов, структур и механизмов управления; 90-е годы:
масштабные изменения образовательной системы страны (принятие в 1992 году закона «Об образовании»), содержательные и структурные изменения образовательной системы, в том числе механизмов управления образованием; начало ХХ1века: процессы диверсификации высшего образования, динамично развивающееся транснациональное образование в мире, задачи развития высшей школы выдвинули на первый план проблему управления качеством в образовательных системах.
В рамках второй задачи на основе анализа теоретического и практического опыта формирования систем качества в разных странах мы выделили два варианта возможных подходов к формированию систем качества: американский подход («cost-benefit approach» - оценка соответствия нормативу или стандарту) и японский подход («cost-effective approach» -оценка эффективности или стремление к лучшему) [7]. Различия в подходах по формированию систем отличаются по ряду признаков: по отношению к системе; по характеру сравнения результатов; по стратегическим задачам (решение задач, поставленных извне или внутри организации).
В рамках основных двух подходов возможны три стратегии их реализации:
1. Стратегия соответствия внешним требованиям. Пригодность системы для удовлетворения внешних требований, когда цели выстраиваются с учетом внешней среды, например, в случае процедуры сертификации, аккредитации, контроля и других процедур.
2. Стратегия формирования внутренней системы качества предполагает пригодность системы для достижения собственных целей, когда в центре внимания оказывается развитие, совершенствование и эффективное управление внутренними процессами в вузе.
В рамках данной стратегии возможны два варианта: стратегия признания внешними системами эффективности внутренней системы качества (результаты внешней оценки образовательных программ и вузов должны учитываться при разработке внутренней системы качества) и стратегия формирования внутренней системы качества, не совпадающей с внешними требованиями (в ситуации, когда вуз одновременно проходит процедуру сертификации внутренней системы качества и процедуру государственной аккредитации).
3. Стратегия конкурентоспособности (benchmarking approach), которая характеризуется мобилизацией внутренней системы качества для усилия влияния на внешнюю среду. Использование конкурентной стратегии подразумевает выбор направления развития образовательной организации с учетом возможных изменений внешней среды, например, изменение нормативно-
113
Казанский педагогический журнал
5' 2014
правовой базы, ведение новых образовательных стандартов и др.
Эффективная стратегия конкурентоспособности предполагает гибкое планирование со стороны образовательной организации, включая анализ внешней среды, сильных и слабых сторон конкурентных организаций, изучение альтернатив, реализацию стратегии и, в итоге, ее оценку. Таким образом, стратегия приближена к стратегии лидерства и нацелена на изучение лучшего опыта и достижение лучших результатов.
На основе выше перечисленных подходов и стратегии их реализации в рамках третьей задачи нами была предложена классификация систем качества, которые могут быть использованы для разработки теоретической модели реализации концепта «эксел-ленс» во внешних системах оценивания. Условно существующие в отечественной и международной практике системы качества можно разделить на три группы (табл. 1).
Первая группа базируется на концепции всеобщего менеджмента качества TQM и соответствующих стандартах менеджмента качества. Прежде всего, это модели, основанные на требованиях ИСО серии 9000:2000 и др.
Вторая группа - системы, характеризующиеся критериями модели совершенствования качества:
- модель совершенства «EFQM Excellence model» Европейского фонда по управлению качеством;
- модель ENQA-ESG, согласованная со «Стандартами и рекомендациями для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве», разработанными Ев-
ропейской ассоциацией гарантии качества высшего образования;
- типовая модель ЛЭТИ (модель системы качества вуза, которая мо -жет применяться для общего руководства вузом с целью гарантии качества и его улучшения). Модель разработана Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом;
- различные премии в области качества. В нашей стране это премия Правительства РФ в области качества и конкурс Минобразования России «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования».
К третьей группе можно отнести модели совершенствования качества, имеющие более узкую направленность в сравнении с первой и второй группами. Это методология «Шесть сигм» (6 Sigma), сбалансированная система показателей (BSC), система инжиниринга, модели общей схемы оценки (CAF).
Система образования, как любая социальная система, не может обойтись без мотиваторов, обеспечивающих системе не только бесперебойное функционирование, как в технических системах, но и развитие. При этом таким системам необходимы как внешние, так и внутренние мотиваторы. Мировой опыт развития систем высшего образования, особенно последних 30 лет, свидетельствует, что в качестве таких мотиваторов эффективнее всего выступают системы качества, ставящие своей целью развитие и совершенствование процессов.
114
Педагогика
Таблица 1
Сравнительный анализ моделей систем качества
Группы моделей/ характеристики модели 1 группа: TQM, ISO 2 группа: Модель Excellence (EFQM), Типовая модель ЛЭТИ, ENQA-ESG, VSNU, HBO 3 группа: BSC, 6 Sigma, CAF
Направленность Регламентация Определение проблем Определение проблем
модели процессов, в функционировании в функционировании
процедур; организации, организации, в больше
концентрирование возможность мере управленческий
на управлении и в выявлении аспект
документации; проблемного поля
обеспечение организации,
стабильности в творческий подход
области качества к принятию
управленческих
решений
Характер Формирование Отражает готовность Направленность
модели четких понятий организации на стратегическое
производственных адаптироваться управление,
процессов, к изменяющимся устранение
производственной условиям внешней несоответствий, их
и трудовой среды анализ и дальнейшее
дисциплины совершенствование
Результат Применение Внедрение модели Внедрение модели
применения стандартов дает создает условия для дает возможность
модели возможность развития организации организации
организации контролировать
контролировать процессы
процессы управления, выявить
управления несоответствия
и качество управленческого
предоставляемых характера
услуг
Результат Процесс Сертификация Сертификация
сертификации/ сертификации «демонстрирует» свидетельствует
аккредитации показывает состояние о достижении
соответствие образовательной организацией
организации организации и ее конкретных
определенной развитии во времени, показателей процесса
позиции в аккредитация
определенный «демонстрирует»
промежуток состояние
времени образовательной
организации, зрелость
системы
115
Казанский педагогический журнал
5' 2014
Теоретические основы формирования систем качества в сфере высшего образования, их характеристика и анализприменениямоделейвпрак-тике российских образовательных организаций подробно изложены в материалах «Обзор принципов формирования внутривузовских систем гарантии качества образования» [7].
В результате теоретических изысканийирезультатовсравнительно-сопоставительного анализа и классификации наиболее известных отечественных и зарубежных моделей систем качества мы пришли к выводу, что для разработки организационнотехнологической модели «экселленс» наиболее приемлема модель ENQA-ESG Европейской ассоциациигарантии качества высшего образования, прописанная в «Стандартах и рекомендациях для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве».
Стандарты для внутренней гарантии качества образования вышеуказанной модели включают: 1) политику и процедуры оценки качества, 2) утверждение, мониторинг и периодическую оценку образовательных программ и квалификаций, 3) оценку уровня знаний студентов, 4) процедуры гарантии качества профессорско-преподава-
тельского состава, 5) образовательные ресурсы и систему поддержки студентов, 6) информационную систему вуза, 7) информирование общественности.
Так, стандарты и рекомендации модели ENQA-ESG описывают все направления деятельности образовательной организации в режиме постоянного улучшения (обеспечения и развития) и являются надежным га-
рантом реализации образовательных программ на высоком уровне.
Таким образом, исследования в области разработки и внедрения систем качества в образовании позволили нам сформулировать основные этапы становления систем качества; изучить существующие отечественные и зарубежные модели, которые ориентированы на развитие и повышение качества высшего образования; обобщить имеющийся опыт применения различных систем качества в вузах и на основе результатов классификации моделей систем качества выделить модель, которая наилучшим образом подходит для создания организационнотехнологической модели «экселленс» в оценочных процедурах.
Источники:
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Federal Act No. 273-FA of 29.12. 2012 «On Education in the Russian Federation». (In Russ.)]
2. Аккредитация высших учебных заве-
дений в России: учебное пособие / В.Г. Навод-нов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008.
166 с. [Accreditation of higher education institutions in Russia: study book / V.G. Navodnov, E.N. Gevorkyan, G.N. Motova, МУ. Petropavlov-sky. Yoshkar-Ola: MarSTU, 2008. 166 p. (In Russ.)]
3. Наводнов В.Г. Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» как система мониторинга образовательных программ/В.Г. Наводнов,Г.Н. Мотова,О.А. Матвеева, О.Е. Рыжакова // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия «Экономика и управление». 2014. № 3 (22). С. 15-30. [Navodnov V.G. The Project «The Best Educational Programmes of Innovative Russia» as a monitoring system of educational programmes / V.G. Navodnov, G.N. Motova, О.А. Matveeva, О.Е. Ryzhakova // Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta.
116
Педагогика
Series «Economics and Management». 2014. № 3 (22). P. 15-30. (In Russ.)]
4. The concept of Excellence in higher
education // M. Brusoni, R. Damian, J. Griffol Sauri,
S. Jackson, Komurcugil, M. Malmedy, O. Matveeva, G. Motova, S. Pisarz, P. Pol, A. Rostlund,
E. Soboleva, O. Tavares, L. Zobel. ENQA occasional paper. Brussels, Belgium. 2014. 46 p. (In Eng.)
5. Матвеева О.А. Концепт «экселленс» в образовании и системах оценивания: теоретические аспекты / О.А. Матвеева, Г.Н. Мо-това // XVII Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей междунар. междис-циплинар. науч. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. проф. В.П. Шалаева. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014. Ч. 2. С. 20-21. [Matveeva O.A. The concept of Excellence in higher education and assessment systems: theoretical aspects / О.А. Matveeva, G.N. Motova // XVII Vavilov’s readings: materials of Permanent International Interdisciplinary scientific conference. / edited by V.P. Shalaev. Yoshkar-Ola: VSUT, 2014. Part 2. P. 20-21. (In Russ.)]
6. Мотова Г.Н. Превосходство как новый тренд в высшей школе / Г.Н. Мотова,
О.А. Матвеева // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сб. материалов VIII Междунар. Форума Гильдии экспертов / под общей редакцией Г.Н. Мотовой. М.: Издат-во «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования», 2013. С. 50-55. [Motova G.N. Excellence as a new trend in higher education / О.А. Matveeva, G.N. Motova // Implementation of European standards and guidelines in quality assurance systems of higher education: materials of VIII International Forum of the Guild of Experts / edited by G.N. Motova. М.: Publishing office «The National Guild of Experts in the Sphere of Professional Education», 2013. P. 50-55.]
7. Наводнов В.Г. Обзор принципов формирования внутривузовских систем гарантии качества образования: учеб. пособие / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова, О.А. Матвеева. Йошкар-Ола: УКЦ, 2012. 212 с. [Navodnov V.G. Review of the principles of formation of inernal quality assurance systems of education:
education guidance / V.G. Navodnov, G.N. Motova, О.А. Matveeva. Yoshkar-Ola: TCC, 2012. 212 p. (In Russ.)]
References:
1. Federal’nyy zakon ot 29.12. 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii».
2. Akkreditatsiya vysshikh uchebnykh zavedeniy v Rossii: uchebnoe posobie / V.G. Na-vodnov, E.N. Gevorkyan, G.N. Motova, M.V. Petro-pavlovskiy. Yoshkar-Ola: MarGTU, 2008. 166 s.
3. Navodnov V.G. Proekt «Luchshie obrazovatel’nye programmy innovatsionnoy Rossii» kak sistema monitoringa obrazovatel’nykh programm/ V.G. Navodnov, G.N. Motova, O.A. Matveeva, O.E. Ryzhakova // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya «Ekonomika i upravlenie». 2014. № 3 (22). S. 15-30.
4. The concept of Excellence in higher education / M. Brusoni, R. Damian, J. Griffol Sauri, S. Jackson, H. Komurcugil, M. Malmedy, O. Matveeva, G. Motova, S. Pisarz, P. Pol, A. Rost-lund, E. Soboleva, O. Tavares, L. Zobel. ENQA occasional paper. Brussels, Belgium. 2014. 46 p.
5. Matveeva O.A. Kontsept «eksellens» v
obrazovanii i sistemakh otsenivaniya: teoreticheskie aspekty / O.A. Matveeva, G.N. Motova // XVII Vavilovskie chteniya: materialy postoyanno
deystvuyushcheymezhdunar.mezhdistsiplinar. nauch. konf.: v 2 ch. / pod obshch. red. prof. V.P. Shalaeva. Yoshkar-Ola: PGTU, 2014. Ch. 2. S. 20-21.
6. Motova G.N. Prevoskhodstvo kak
novyy trend v vysshey shkole / G.N. Motova, O.A. Matveeva // Vnedrenie evropeyskikh standartov i rekomendatsiy v sistemy garantii kachestva obrazovaniya: sb. materialov VIII
Mezhdunar. Foruma Gil’dii ekspertov / pod obshchey redaktsiey d.p.n. G.N. Motovoy. M.: Izdat-vo «Gil’diya ekspertov v sfere professional’nogo obrazovaniya», 2013. S. 50-55.
7. Navodnov V.G. Obzor printsipov for-
mirovaniya vnutrivuzovskikh sistem garantii kachestva obrazovaniya: ucheb. posobie /
V.G. Navodnov, G.N. Motova, O.A. Matveeva.
Зарегистрирована: 23.10.2014
Матвеева Оксана Александровна (г. Йошкар-Ола), Поволжский государственный технологический университет, кафедра иностранных языков, преподаватель, аспирант кафедры прикладной математики и информационных технологий. Тел.: 8-927-68-23-262. E-mail: matveeva117@ yandex.ru
Matveeva Oksana Aleksandrovna (Yoshkar-Ola), Volga State University of Technology, teacher of English of chair of foreign languages, postgraduate student of chair of applied mathematics and information. Tel.: 8-927-68-23-262. E-mail: [email protected] 117