Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОВ О РЕКЛАМЕ ТРЕХ СТРАН'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОВ О РЕКЛАМЕ ТРЕХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
реклама / закон о рекламе / регулирование / Беларусь / РФ / Казахстан.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалёв Михаил Николаевич

выполнен формально-сравнительный анализ законов о рекламе Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан. Обоснован вывод о совершенствовании правового регулирования рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОВ О РЕКЛАМЕ ТРЕХ СТРАН»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОВ О РЕКЛАМЕ ТРЕХ СТРАН

Ковалёв М.Н.

Ковалёв Михаил Николаевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой правоведения и социально-гуманитарных дисциплин, Гомельский филиал Международного университета «МИТСО», г. Гомель, Республика Беларусь

Аннотация. выполнен формально-сравнительный анализ законов о рекламе Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан. Обоснован вывод о совершенствовании правового регулирования рекламы.

Ключевые слова: реклама, закон о рекламе, регулирование, Беларусь, РФ, Казахстан.

Начиная с 90-х годов XX в., с развитием рыночных отношений в Республике Беларусь и других странах с переходной экономикой стремительно развивается рекламная деятельность.

Происходящие изменения в жизни общества и рыночных отношений требуют постоянного совершенствования правового регулирования этой сферы. Для этого чрезвычайно важно изучать опыт регулирования рекламы в других странах, в частности, в странах Евразийского экономического союза. Целью работы является сравнительный анализ законов о рекламе в Республике Беларусь, РФ, Республике Казахстан.

В Федеральном законе РФ «О рекламе» понятие рекламы определяется так: «Реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [1]. В Законе Республики Беларусь «О рекламе» [2] и в аналогичном законе Республики Казахстан [3] законодатель практически повторил это определение.

Законы о рекламе этих стран отличаются по наличию норм, регулирующих отношения по видам рекламы, способам распространения рекламы, отдельных видов рекламируемых товаров и услуг.

В таблице 1 приведен анализ текстов законов по наличию норм, регулирующих отношения по видам рекламы.

Таблица 1. Сравнение законов «О рекламе» Республики Беларусь, РФ и РК по наличию норм, регулирующих

отношения по видам рекламы

Вид рекламы Наличие в законе «О рекламе»

Республики Беларусь РФ Республики Казахстан

мультимедийная реклама да нет нет

ненадлежащая реклама да да да

недостоверная да да да

недобросовестная да да да

неэтичная да нет да

скрытая да нет да

заведомо ложная нет нет да

социальная реклама да да да

спонсорская реклама нет да нет

Следует отметить, что этими законами не регулируется так называемая политическая реклама.

В российском законе отсутствуют такие понятия, как «мультимедийная реклама», «неэтичная реклама», «скрытая реклама». В нашем законе и в законодательстве Казахстана неэтичная реклама относится к ненадлежащей рекламе.

В таблице 2 приведен анализ текстов законов по наличию норм, регулирующих отношения по способам распространения рекламы.

Таблица 2. Сравнение законов «О рекламе» Республики Беларусь, РФ и РК по наличию норм, регулирующих отношения по способам распространения рекламы.

Вид рекламы Наличие в законе «О рекламе»

Республики Беларусь РФ Республики Казахстан

Реклама в средствах массовой информации да по отдельным СМИ по отдельным СМИ

Реклама с использованием электросвязи да да нет

Наружная реклама да да да

Реклама на транспортных средствах да да да

Реклама в телепрограммах и телепередачах включена в рекламу в СМИ да да

Реклама в радиопрограммах и радиопередачах включена в рекламу в СМИ да да

Реклама в периодических печатных изданиях включена в рекламу в СМИ да да

Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании есть ссылка да да

Реклама в сети «Интернет» нет да (ст.181 с 2021 г.) нет

Примечание: разработка автора на основе [1], [2], [3], [4]

Таким способам распространения рекламы, как реклама на телевидении, реклама на радио, реклама в периодических печатных изданиях, реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании, в российском и казахстанском законах посвящены отдельные статьи. В отечественном законе «О рекламе» три первые из этих способов включены в рекламу в СМИ. В законе «О рекламе» Республики Казахстан большая статья (ст.11) посвящена размещению наружной (визуальной) рекламы. Много внимания в изменениях российского закона 2021 года [4] уделено рекламе в сети «Интернет». Этому способу справедливо отводится целая статья.

Сравнение законов «О рекламе» Республики Беларусь и РФ по наличию отдельных видов рекламируемых товаров и услуг показывает, что по отдельным позициям мы «догоняем» российское законодательство, а по другим - отстаем.

Рекламе биологически активных и пищевых добавок в нашем законодательстве отдельная ст.151 [1] посвящена с 2021 года. Нормы регулирования рекламы пива и слабоалкогольных напитков имеются в законах РБ и РФ, а в законодательстве РК - отсутствуют. Реклама о трудоустройстве и учебе граждан за пределами страны, реклама специфических товаров, связанных с криптографической защитой информации и со средствами негласного получения информации, реклама риэлтерских услуг, реклама культурно-зрелищных мероприятий нашим законом регулируется напрямую, а российским - нет. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, представлена в законе «О рекламе» РФ самостоятельной статьей. Нормы, регулирующие отношения в области рекламы этим товаров и услуг, в законе «О рекламе» РК отсутствуют. С другой стороны, казахстанский законодатель предусмотрел нормы регулирования рекламы товарных знаков, чего нет в законах союзных стран. Отдельная статья в белорусском законе с 2021 года посвящена регулированию выпуска рекламных материалов, связанных с криптографической защитой информации и со средствами негласного получения информации.

Таким образом, из приведенного анализа следует, что в нашем и в казахстанском законодательствах недостаточно внимания уделено правовому регулированию рекламы в сети Интернет. В законе Республики Казахстан отсутствуют нормы, регулирующие отношения в области рекламы с использованием средств телекоммуникаций. Имеет смысл законодателям этих стран изучить опыт РФ и других стран и внести соответствующие нормы в законы.

Список литературы

1. Закон Республики Беларусь «О рекламе» 10 мая 2007 г. № 225-З //Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10700225. (дата обращения: 10.10.2022).

2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-Ф3 //Официальный Интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102105292. (дата обращения: 11.10.2022).

3. Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2021 г.) //СПС «Юрист» [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1045608&pos=10;-196#pos=10;-196. (дата обращения: 11.10.2022).

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» от 2 июля 2021 г. № 347-ФЗ //Официальный Интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020068. (дата обращения: 10.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.