УДК 796.015.68
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 7-17 ЛЕТ В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ
Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, директор НИИ Спорта и спортивной медицины, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, заместитель директора, Институт Возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва; Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации, Самарский государственный аграрный университет, г. Самара, Институт Возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва; Виктор Петрович Косихин, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва
Аннотация
В статье представлены результаты сравнительного анализа периодов естественного развития и сенситивных периодов в развитии физических качеств школьников 7-17 лет в гендерном аспекте с учетом типов телосложения. Установлено, что возрастные периоды в развитии физических качеств у школьников в возрастном половом аспекте, с учетом типов телосложения совпадают лишь в 14,5% случаев. Вместе с тем выявлено, что сенситивные периоды в развитии физических качеств в возрастно-половом аспекте с учетом типов телосложения совпадают только в 9,0% случаев. Не обнаружено ни одного совпадения высоких естественных темпов роста развития физических качеств и сенситивных периодов в их развитии в возрастно-половом аспекте по всем типам телосложения. Таким образом, показано, что естественное развитие и сенситивные периоды в развитии физических качеств у школьников мужского и женского пола происходят по-разному и в абсолютном большинстве случаев не совпадают.
Ключевые слова: физические качества, естественное развитие физических качеств, сенситивные периоды, школьники, школьницы, гендерный аспект.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p220-224
COMPARATIVE ANALYSIS OF AGE-RELATED DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF SCHOOLCHILDREN AGED 7-17 YEARS IN THE GENDER ASPECT
Sergey Petrovich Levushkin, the doctor of biological sciences, professor, director of the Research Institute of Sports and Sports Medicine, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, associate director Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored Teacher of the Russian Federation, Samara State Agrarian University, Samara, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Victor Petrovich Kosikhin, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy
Abstract
The article presents the results of a comparative analysis of periods of natural development and sensitive periods in the development of physical qualities of schoolchildren aged 7-17 years in the gender aspect, taking into account body types. It was found that the age periods in the development of physical qualities in schoolchildren in the age-related sexual aspect, taking into account body types, coincide only in 14.5% of cases. At the same time, it was revealed that sensitive periods in the development of physical qualities in the age-related sexual aspect, taking into account body types, coincide only in 9.0% of cases. There was no coincidence of high natural growth rates of physical qualities and sensitive periods in their development in the age-sexual aspect for all body types. Thus, it is shown that natural development and sensitive periods in the development of physical qualities in male and female schoolchildren occur in different ways and in the absolute majority of cases do not coincide.
Keywords: physical qualities, natural development of physical qualities, sensitive periods, schoolchildren, schoolgirls, gender aspect.
ВВЕДЕНИЕ
Показатели физической подготовленности являются важнейшей составной частью при оценке физического здоровья человека. Вместе с тем, физическое здоровье является основополагающим фактором в формировании человеческого капитала, так как уровень соматического здоровья подрастающего поколения во многом определяет будущее нашей страны в ближайшей перспективе. Наряду с этим, многочисленные исследования указывают на низкий уровень физической подготовленности современных школьников [1-2, 5 и др.]. Для того, чтобы переломить ситуацию со снижающимся уровнем физической подготовленности школьников необходимо разрабатывать и внедрять методики физической подготовки школьников, учитывающие возрастно-половые аспекты, закономерности роста и развития подрастающего поколения, особенно благоприятные для развития основных физических качеств. В связи с этим нами было проведено исследование целью которого было проведение сравнительного анализа феномена сенситивности в развитии физических качеств школьников в возрастно-половом аспекте. Среди отечественных ученых большой вклад в разработку теории сенситивных периодов развития физических качеств внесли такие исследователи, как В. С. Фарфель [6], А.А. Гужаловский [3], С.П. Левушкин [4, 5], С.Н. Блинков [2]. По мнению А.А. Гужаловского [3], если физические качества развивать в период ускоренного возрастного развития, то прирост тренируемого физического качества будет наибольшим по сравнению с периодом замедленного роста. С учетом вышеизложенного нами было проведено исследование, целью которого явилось проведение сравнительного анализа возрастной динамики развития физических качеств школьников в возрастно-половом аспекте с учетом астено-торакального, мышечного и дигестивного типов телосложения [7]. Был проведен сопоставительный анализ в естественных периодах в развитии физических качеств, а также чувствительность к тренирующим воздействиям школьников в возрастно-половом аспекте с учетом трех типов телосложения. Заранее необходимо отметить, что анализ возрастных этапов развития школьников в гендерном аспекте показал, что период десинхронизации у девочек наступает на три года раньше, чем у мальчиков. Если у мальчиков это период наступает в возрасте 13-15 лет, то у девочек в возрасте 10-12 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Если рассматривать хронологию сенситивных периодов в гендерном аспекте (таблица 2), нами выявлены большие отличия в возрастных этапах сенситивных периодов и темпах естественного роста физических качеств (таблицы 1-2).
Таблица 1 - Хронология периодов, различных по темпам естественного развития двигательных качеств школьниц разных типов телосложения_
Физические Двигатель- Типы телосложения 1 Возраст, лет
качества ные тесты 7-8 1 8-9 | | 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17
Астено-торакальный
Быстрота Бег на 30 м Мышечный
Дигестивный * **
Выносливость 6- Астено-торакальный
минутный Мышечный
бег Дигестивный ***
Скоростно- Прыжок в Астено-торакальный Ш
силовые ка- длину с Мышечный
чества места Дигестивный
Координаци- Челночный бег 3x10 м Астено-торакальный П * *
онные спо- Мышечный
собности Дигестивный ** \
Физические Двигатель- Типы телосложения Возраст, лет |
качества ные тесты 7-8 8-9 9-10 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17
Силовая выносливость Подтяги- Астено-торакальный
вания на Мышечный ***
переклад. | Дигестивный | | |
Примечание: светло-серым обозначены умеренно высокие темпы роста; темно-черным - очень высокие темпы роста. серым - высокие темпы роста;
Таблица 2 - хронология сенситивных периодов в развитии физических качеств у
Физические качества Двигательные тесты Типы телосложения Возраст, лет
7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 1J15 15-16 16-17
Быстрота Бег на 30 м Астено-торакальный
Мышечный ** **
Дигестивный
Выносливость 6-ти минутный бег Астено-торакальный
Мышечный
Дигестивный
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места Астено-торакальный
Мышечный **
Дигестивный **
Координационные способности Челночный бег 3х10 м Астено-торакальный **
Мышечный
Дигестивный
Силовая выносливость Подтягивания на перекладине Астено-торакальный
Мышечный **
Дигестивный
Примечание: серым обозначены высоко-сенситивные периоды; черным - умеренно-сенситивные периоды; бе-
лым - отсутствие сенситивных периодов; ** - совпадение высоко сенситивных периодов у школьников 7-17
лет в гендерном аспекте.
Так, нами обнаружено совпадение по высоко сенситивным периодам среди девочек и мальчиков мышечного типа телосложения в беге на 30 метров и это касается возраста 910 лет и 15-16 лет. Также выявлены совпадения по высоко сенситивным периодам у школьников мышечного и дигестивного типа телосложения обеих полов в возрасте 8-9 лет и в 11-12 лет соответственно в прыжках в длину с места. Вместе с тем, установлено, что у школьников, как мужского, так и женского пола мышечного типа телосложения возраст 11-12 лет является высоко сенситивным для развития силовой выносливости мышц сгибателей, что доказывает прирост результата в подтягивании на перекладине. И, наконец, одинаково высоко сенситивным период для развития координационных способностей для школьников и школьниц астено-торакального соматотипа является возрастной период 14-15 лет, что подтверждается уменьшением времени преодоления дистанции в челночном беге 3х10 метров. То есть совпадение по высоко сенситивным периодам у школьников 7-17 лет в гендерном аспекте выявлено только в шести случаях. Наибольшее количество совпадений между возрастно-половыми группами нами выявлено в беге на 30 метров - 2 и оба совпадения были у школьников мышечного типа телосложения. Всего обнаружено 6 совпадений в сенситивных периодах между возрастно-половыми группами, 4 из них у школьников мышечного соматотипа (таблица 2). Если рассматривать хронологию естественного развития физических качеств у школьников и школьниц разных типов телосложения (таблица 1), то нами выявлено семь случаев совпадений по темпам естественного роста физических качеств. Так, совпадение очень высокого темпа роста нами было выявлено в 6-минутном беге у школьников дигестивного соматотипа в возрасте 8-9 лет и в подтягивании на перекладине у учащихся 7-8 лет мышечного типа телосложения. Совпадение в высоких темпах роста обнаружены у школьников 12-13 лет дигестивного соматотипа в беге на 30 метров и в возрасте 7-8 лет у учащихся также дигестивного соматотипа в челночном беге 3х10 метров. Одинаково
умеренные темпы роста развития физических качеств нами выявлены в беге на 30 метров у учащихся 7-8 лет дигестивного типа телосложения. Также мы обнаружили одинаково умеренные темпы роста в челночном беге 3х10 метров у школьников астено-торакального соматотипа в возрастной период 13-14 лет и 15-16 лет.
ВЫВОДЫ
1. Возрастные периоды в развитии физических качеств у школьников в возрастном половом аспекте, с учетом типов телосложения совпадают лишь в 14,5 % случаев. Сенситивные периоды в развитии физических качеств в возрастно-половом аспекте с учетом типов телосложения совпадают только в 9,0 % случаев
2. Сравнительный анализ совпадения и не совпадения высоких естественных темпов роста развития физических качеств и сенситивных периодов в их развитии в гендерном аспекте показал, что не обнаружено ни одного совпадения в возрастно-половых группах по всем типам телосложения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинков, С.Н. Влияние двигательных режимов различной направленности на физическую работоспособность девочек 10-17 лет разных типов телосложения / С.Н. Блинков, С.П. Ле-вушкин // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010. - № 3 (18). - С. 41-44.
2. Блинков, С. Н. Особенности возрастного развития физических качеств у школьниц 7-17 лет разных типов телосложения / С. Н. Блинков, С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 17-19.
3. Гужаловский, А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Гужаловский Александр Александрович. - Москва, 1979. - 24 с.
4. Левушкин, С.П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 717 лет с разными типами телосложения / С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 6. - С. 2-5.
5. Левушкин, С.П. Стандарты физической подготовленности школьников Ульяновской области разных типов телосложения / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2007. - 24 с.
6. Фарфель, В.С. Развитие движений у детей школьного возраста / В.С. Фарфель. -Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 67 с.
7. Штефко, В.Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штефко, А. Д. Островский. - Москва-Ленинград : Медгиз, 1929. - 69 с.
REFERENCES
1. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2010), "The influence of motor modes of various directions on the physical performance of girls aged 10-17 years of different body types", Theory and practice of applied and extreme sports, Moscow, Vol. 18, No. 3, pp. 41-44.
2. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2010), "Specific features of age development of physical qualities of 7-17 aged schoolgirls of different morphofunctional types", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, pp. 17-19.
3. Guzhalovsky, A.A. (1979), Stages of development of physical (motor) qualities and problem of optimization ofphysical training of school-aged children, dissertation, Moscow.
4. Levushkin, S.P. (2006) "Sensitive periods in development of physical qualities of 7-17-aged schoolchildren with different somatotypes", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 2-5.
5. Levushkin, S. P. and Blinkov, S.N. (2007), Standards ofphysical fitness of school students of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.
6. 6. Farfel, V.S. (1959), Development of motor actions in schoolchildren, Publ. h-se of APS RSFSR, Moscow.
7. Shtefko, V.G. and Ostrovsky, A.D. (1929), Schemes of clinical diagnostics of constitutional types, Medgiz, Moscow- Leningrad.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.01.2022
УДК 797.217.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЮНЫХ СИНХРОНИСТОК С РЕЗУЛЬТАТАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Александр Евгеньевич Мальцев, аспирант, Олег Игоревич Попов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва
Аннотация
Введение. При анализе работ, посвященных морфологическим особенностям синхронистов, обнаружена значимая корреляция между спортивным результатом и совокупностью различных антропометрических показателей. Учитывая, что в данных исследованиях использовался весьма ограниченный набор морфофункциональных характеристик с субъективным выбором показателей, нам представлялось актуальным провести обследование синхронисток с большим набором показателей для выявления из них наиболее информативных в отношении соревновательных упражнений. Цель исследования: выявить комплекс информативных антропометрических показателей, в наибольшей степени взаимосвязанный с уровнем спортивного мастерства спортсменок. Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие 22 спортсменки (12 КМС и 10 МС) СШОР «Юность Москвы» по ВВС «Скифы» в возрасте 14,2±0,2 лет. Всего было рассчитано 58 показателей. В ходе работы использовались методики измерений В.В. Бунака, Й. Матейки, Э.Г. Мар-тиросова, П.Н. Башкирова, Хит-Картера. В качестве оценки соревновательной деятельности использовались результаты по обязательной программе на первенстве Москвы. Результаты исследования. Среди отдельных антропометрических параметров достоверная корреляция средней силы с общий результатом по фигурам зарегистрирована лишь у значений жировой и костной массы. Применение множественного регрессионного анализа позволило выявить набор из 16 антропометрических показателей, в совокупности тесно взаимосвязанный с общим результатом в обязательной программе. Выводы. Установленная высокая взаимосвязь 16 антропометрических показателей с уровнем спортивного мастерства спортсменок во многом объясняется особенностями статистической процедуры, относится к данной группе спортсменок и результатам конкретных соревнований.
Ключевые слова: синхронное плавание; антропометрия; соматотип; компоненты массы тела; регрессионный анализ.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p224-228
RELATIONSHIP OF ANTHROPOMETRIC INDICATORS OF YOUNG FEMALE ARTISTIC SWIMMERS WITH THE RESULTS OF THE FIGURE PROGRAM
Aleksandr Evgenyevich Maltsev, the post-graduate student, Oleg Igorevich Popov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, department chair, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow
Abstract
Introduction. During the analysis of articles on the morphological features of artistic swimmers, a significant correlation was found between the sports result and the collection of various indicators. Since these studies used a very limited set of anthropometric characteristics with subjective selection of indicators, it seemed to us relevant to conduct a survey of athletes with a larger set of indicators to identify among them the most informative in relation to competitive exercises. The purpose of the study was to identify a set of informative anthropometric indicators, most interlinked with the technical level of young female artistic swimmers. The methodology and organization of the study. The study involved 22 sportswomen of the Moscow sports club "Skif" at the age of 14.2 ± 0.2 years. A total of 58 indicators were cal-