УДК 004.414
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДИСЦИПЛИН
С. Н. Колмыков Научный руководитель - В. В. Вдовенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Приведен сравнительный анализ систем по автоматизации учебного процесса вуза с целью наличия в них модуля генерации учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД). Обоснована актуальность задачи разработки модуля для автоматического создания УМКД в системе управления учебным процессом СибГАУ.
Ключевые слова: сравнительный анализ, модуль УМКД, система управления вузом, генератор УМКД.
COMPARATIVE ANALYSIS MODULE TMCD IN UNIVERSITY MANAGEMENT SYSTEMS
S. N. Kolmykov Scientific supervisor - V. V. Vdovenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
A comparative analysis of systems for the automation of the educational process of the university for the purpose of having them in the generation module teaching materials disciplines (EMCD). The urgency of the task of designing the module to automatically create UMKD a learning management system SibSAU.
Keywords: comparative analysis, module EMCD, university management system, generator EMCD.
Важнейшими и обязательными составляющими основной образовательной программы вуза являются УМКД, которые должны быть разработаны на кафедрах по всем дисциплинам и для всех форм обучения и соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В связи с этим актуальной является задача автоматической генерации электронных УМКД в системе управления вузом.
В настоящее время наиболее распространенными системами управления вузом являются системы «АКСИОМА», «1С:Университет» и «Tandem University», а также программные комплексы «Планы» и «Магеллан».
Система «АКСИОМА» ориентирована на комплексную автоматизацию процессов управления высших учебных заведений всех типов и организационно-правовых форм, в том числе вузов, имеющих территориально-региональное деление (филиалы, представительства и др.) [2].
Функциональность системы «АКСИОМА» охватывает основные процессы управления учебной и научной деятельностью и все подразделения учебного комплекса и включает подсистемы: приемная комиссия, управление контингентом учащихся, планирование учебного процесса, расписание, выпуск документов об образовании и др.
Интеграционная платформа iJaNet v5 (лежащая в основе системы) предоставляет такие преимущества как: масштабируемость, возможность создать неограниченное количество территориально распределенных серверов обработки данных и модульность, предусматривающую возможность тонкой настройки и расширения любой части решения. Использование любых СУБД, как распространяемых в качестве СПО (Firebird, PostgreSQL и т. п.), так и высокоскоростных и надежных промыш-
Секция «Программные средства и информационные технологии»
ленных СУБД (Oracle, MSSQL и т. п.). Интеграция с внешними системами передачи данных и решениями от различных поставщиков (GosInsp, 1С, MARC-SQL и др.).
Программный продукт «1С:Университет» предназначен для автоматизации управленческой деятельности в учреждениях высшего профессионального образования [1; 4].
Основные функциональные возможности программы:
«1С:Университет» поддерживает многопользовательскую работу в локальной сети или через Интернет с использованием веб-браузеров или тонкого клиента и позволяет автоматизировать: работу приемной комиссии, планирование учебного процесса (учебные планы, нагрузка), печать дипломов, приложений и справок, расчет и распределение нагрузки и др. «1С:Предприятие 8.2» поддерживает работу с различными СУБД: Microsoft SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle Database, файловый режим.
Единая информационная система управления учебным процессом «Tandem University» представляет собой комплексное решение по автоматизации образовательных организаций, государственных и коммерческих вузов (высших учебных заведений). Система «Tandem University» полностью соответствует современным тенденциям и требованиям в области управления образовательным учреждением [3].
Внедрение системы «Tandem University» позволит комплексно подойти к решению задач, стоящих как перед инновационным, так и перед классическим образовательным учреждением, в частности: автоматизация работы приемной комиссии вуза, автоматизация работы деканатов вуза, автоматизация работы учебно-методического управления вуза, планирования учебного процесса, возможность интеграции с другими внутренними системами вуза и др. Модуль позволяет вести учебные планы, рабочие учебные планы, определяющие учебный процесс в образовательной организации.
Основными функциями системы «Tandem University» являются: учет в системе Федеральных Государственных образовательных стандартов ВО и СПО, ведение учебных планов и их версий, формирование графиков учебного процесса, ведение рабочих учебных планов.
Информационная система «Планы ВПО» позволяет создать в рамках высшего учебного заведения единую систему автоматизированного планирования учебного процесса. Рабочие учебные планы (РУП), создаваемые в ИС «Планы ВПО» полностью совместимы со специализированным форматом, используемым в процедуре государственной аккредитации [5].
Система также включает в себя комплект формализованных ГОС (государственный образовательный стандарт), которые можно использовать для создания на их основе рабочих учебных планов и проверки качества РУП.
В электронных макетах РУП реализован широкий набор инструментов, позволяющих составлять рабочие учебные планы и отслеживать качество конечного результата: формирование учебного плана на базе ГОС, проверка соответствия содержимого РУП нормативным документам, автоматическое распределение часов самостоятельной работы по семестрам без нарушения требований государственного образовательного стандарта, формирование учебного плана заочной формы обучения на основе плана очной формы и др.
Можно считать, что программный комплекс «ПЛАНЫ» предоставляет возможность автоматизировать разработку такой составляющей УМКД, как рабочие программы, но в нем отсутствуют возможности создания других составляющих УМКД.
Система управления учебным процессом «Магеллан» предназначена для упрощения и автоматизации работы сотрудников образовательного учреждения с личными делами поступающих, обучающихся, сотрудников, учебными планами и нагрузкой преподавателей, расписанием занятий и архивом данных, сопровождающих учебный процесс, а также оперативного формирования всех печатных форм документов, аналитических и статистических отчётов. Для удобства работы система «Магеллан» включает в себя современный web-интерфейс, который не требует установки системы на компьютер пользователя. Достаточно только выхода в сеть Интернет [6].
«Магеллан» является модульной системой управления учебным процессом. Модули системы разделены по своему функциональному назначению на так называемые «контуры». Модуль, в свою очередь, автоматизирует работу конкретного подразделения (отдела) образовательной организации. Составляющими частями системы управления «Магеллан» являются: контур управления учебным процессом (приёмная комиссия, учебно-методическое управление, расписание и др.), контур управления административной деятельностью (договоры, документооборот, планировщик и др.), контур управления хозяйственной частью, модуль для библиотеки, сервисные модули, конфигуратор, центр управления, центр загрузки. Имеется интеграция с системой дистанционного обучения «Moodle».
Все перечисленные системы обладают схожим функционалом, обладают способностью к модульности и масштабированию системы, а также умеют интегрироваться с другими подобными системами. В отличие от других систем, «1С:Университет» не имеет в наличии модуля «Расписание», т. е. не умеет создавать расписание в автоматическом или в полуавтоматическом режиме, как это могут делать указанные выше информационные системы. Также программный комплекс «Планы» не имеет модуля работы со справками и не может масштабироваться.
Выполненный анализ существующих систем управления вузом позволяет сделать вывод о том, что они обеспечивают возможность формирования лишь отдельных составляющих УМКД, однако не поддерживают возможность создания УМКД в целом.
Библиографические ссылки
1. 1С:Университет [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Про-дукт:1С:Университет (дата обращения: 10.02.2015).
2. Аксиома [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:Аксиома (дата обращения: 10.02.2015).
3. Единая информационная система управления учебным процессом Tandem University [Электронный ресурс]. URL: http://tandemservice.ru/products/tandem-university (дата обращения: 10.02.2015).
4. Карточка решения - 1С:Университет [Электронный ресурс]. URL: http://solutions.1c.ru/ catalog/university/features (дата обращения: 10.02.2015).
5. Планы [Электронный ресурс]. URL: http://mmis.ru/Default.aspx?tabid=158 (дата обращения: 9.03.2015).
6. Учебно-методическое управление - система управления «Магеллан» [Электронный ресурс]. URL: http://magellanius.ru/emm (дата обращения: 14.03.2015).
© Колмыков С. Н., 2015