Научная статья на тему 'Сравнительный анализ внешней политики России и сша'

Сравнительный анализ внешней политики России и сша Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3969
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
АКТОР / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ГЛОБАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ДЕМОКРАТИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АРЕНА / МИРОВОЙ ПОРЯДОК / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / США / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андриянова С.С.

Данная статья посвящена сравнительному анализу внешней политики России и США. Автор раскрывает цели и задачи рассматриваемых государств в реализации ими своей внешней политики. Особое внимание автор уделяет таким аспектам в политических курсах России и США, как пониманию и подходам к реализации глобальных и национальных интересов. На основе данного анализа автор делает выводы о различиях во внешнеполитических курсах рассматриваемых государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ внешней политики России и сша»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Андриянова С.С. студент 4 курса специальности политология Московского государственного лингвистического университета

sofyaandr@ma.il. ги

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И США

Аннотация: данная статья посвящена сравнительному анализу внешней политики России и США. Автор раскрывает цели и задачи рассматриваемых государств в реализации ими своей внешней политики. Особое внимание автор уделяет таким аспектам в политических курсах России и США, как пониманию и подходам к реализации глобальных и национальных интересов. На основе данного анализа автор делает выводы о различиях во внешнеполитических курсах рассматриваемых государств.

Ключевые слова: актор, внешняя политика, глобальные интересы, глобальная стратегия, демократия и демократизация, международная арена, мировой порядок, национальные интересы, США, Россия

Актуальность темы исследования. В современных условиях развития международных отношений ключевыми субъектами продолжают оставаться государства. В этой связи важно определить роль отдельных ключевых акторов. Такими акторами сегодня являются Россия и США. Оба государства являются одними из глобальных политических акторов в силу своей экономической, политической, социальной и исторической деятельности, что являет собой необходимость подробного исследования их внешней политики. Термин «американское глобальное лидерство» широко используется в официальных документах США, что тем самым вызывает потребность в детальном анализе внешнеполитического курса данного государства1. Российская внешняя политика, в свою очередь, является своего рода оппонентом американскому видению мира, что также вызывает потребность в анализе политического курса российского государства.

Выводы данной научной статьи вполне могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по сравнительной политологии и в исследовании социально-политических процессов. Также они могут быть полезны для изучения таких курсов и дисциплин, как «Политология», «Геополитика», «Конфликтология», «Международные отношения», «Политическая безопасность», «Институциональная безопасность», «Политический процесс, управление и регулирование».

Проблематизация. В современном мире политики США и Россия имеют разные статусные положения. США является глобальной сверхдержавой, в то время как России отведена роль одной из мировых держав, так как масштабность её действий в политике ограничена2. На современном этапе дипломатические отношения между Россией и США претерпевают своего рода кризис, вызванный рядом причин: наращивание военного потенциаласо стороны обоих акторов, сотрудничество по вопросам экономики с неугодными для оппонента государствами и др. Эти и другие факторы являются следствиями сложившихся

1 Шаклеина Т.А. Эволюция глобальной стратегии США (2001-2011)// Факультет мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://fmp.msu.ru/attachments/article/262/SHAKLEINA_3_2011.pd (дата обращения:10.03.2019)

2 Шаклеина Т.А. (ред.) Введение в прикладной анализ международных ситуаций. Учебник. — Коллектив авторов. -2-е изд., исправ. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 288 с.

американо-российских отношений, построенных на требовательности, неуважении и пренебрежении. Для того, чтобы выявить причину подобного взаимодействия, необходимо определить и проанализировать подходы России и США к вопросам глобальных и национальных интересов.

В ходе данного научного исследования автор использовал следующие методы: метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме и сравнительный анализ

Внешнеполитический курс России. Россия является поистине уникальным государством с точки зрения экономического потенциала. Территория государства, разнообразие природных ископаемых и таких ресурсов, как земельные, минеральные, лесные и водные дают России широкую экономическую базу для реализации политического курса. Кроме того, Россия граничит с шестнадцатью странами, большинство из которых являются её экономическими партнерами (Финляндия, Белоруссия, Азербайджан, Япония, Латвия, Литва и др.). Также, в силу своего социокультурного разнообразия, экономическая политика России охватывает и учитывает интересы граждан других народов, придающим стране статус развитого многонационального субъекта, т.е. статус такого государства, в котором проживают представители различных национальностей. Т.е., геополитический потенциал России, а стало быть и роль государства в мировом сообществе - достаточно велика1. В этой связи важно отметить, что внешнеполитический курс российского государства основывается на его национальных интересах, прописанных в официальных документах, таких как «Стратегия национальной безопасности» и «Концепция внешней политики». Так, национальными интересами России являются:

• обеспечение безопасности территории Российской Федерации и безопасности её суверенитета;

• создание мощной экономической базы для развития конкурентоспособности предприятий;

• становление Российской Федерации в качестве влиятельного центра мира;

• провозглашение политики «добрососедства» с пограничными с Россией государствами;

• содействие государствам в разрешении конфликта различного характера;

• укрепление демократических институтов государства;

• защита прав, свобод и интересов гражданина Российской Федерации и др.2

Стоит также отметить, что географическое положение России ставит многих

исследователей геополитики и политологии в тупик в вопросе отнесения российского государства к тому или иному вектору развития (западному или восточному). С одной стороны, основная часть природных богатств сосредоточена в Сибири и Дальневосточных регионах3. С другой, Россия активно задействована в процессе европейской культурной, экономической и политической интеграции. Т.е. определение своей идентичности и впоследствии вектора развития также является составляющей национальных интересов России. Из этого следует

1 Сидорова Г.М. «Мягкая сила» как инструмент формирования новой ментальности// Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Стратегия "мягкой силы" в контексте информационных войн». Московский государственный лингвистический университет, 2017. С. 262-266.

2 Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 09.03.2019).

3 Емельянов А.И. Геополитическая роль России в современном мире: цивилизационная составляющая// Образование и право, 2017. № 11. С. 17-20.

стремление России удержать европейские государства и США от вмешательства в дела других государств.

Что же касается глобальных интересов, то для начала стоит отметить, что внешнеполитический курс России всегда подвергался критике со стороны Западных государств, так как он разнился с интересами этих стран. Америка же является зачинателем западно-центристской модели, что в большей мере роднит её с Европой. Далее следует отметить, что политика России, в силу исторически сложившейся государственной власти, ориентировалась на укрепление российской государственности в статусе империи, а затем диктовала её политический курс. Таким образом, национальные интересы формируют политический курс государства.

На сегодняшний день Россия отстаивает принципы развития справедливого и устойчивого мирового порядка. Россия выступает за сохранение роли ООН в урегулировании глобальных конфликтов как независимой объективной организации. Внимание данного государства к функционированию различных акторов на международной арене обусловлено стремлением к созданию такого мирового порядка, в котором отсутствует гегемония одного конкретного актора и доминирует коллективизм в принятии решений мирового масштаба.

В качестве приоритетов внутренней и внешней политики Россия выделяет борьбу с терроризмом. Российское государство осуждает проявление террористического акта, выступает за обеспечение безопасности от угроз данного характера и принимает активное участие в операциях по уничтожению очагов терроризма наряду с европейскими и азиатскими государствами1.

Таким образом, внешняя политика России направлена на такие сферы, как экономика, культура и безопасность. Во внешнеполитическом курсе государства прослеживаются намерения обеспечить участие каждого субъекта международных отношений в решении конкретных проблем и в разрешении конфликтов.

Внешнеполитический курс США. Рассматривая основные направления внешней политики американского государства, важно отметить, что его национальные интересы совпадают с глобальными, так как экономический рост, безопасность и национальное благосостояние напрямую зависят от реализации внешнеполитической стратегии. США обладает высоким геополитическим потенциалом: государство занимает второе место в мире по экономическому развитию после КНР. Экономика страны характеризуется относительно умеренным вмешательством государства, ориентир на мелкосерийное и более гибкое производство, которое способно адаптироваться к постепенно меняющимся потребностям населения. Более того, многие политические цели США достигаются путем торговли с другими государствами через доллар, государственную валюту США. Государство граничит с Канадой, важным торгово-экономическим партером, и Мексикой, крупным латиноамериканским актором.

Однако важно отметить, что политика любого государства, прежде всего, направлена на защиту своей территории и своего народа, т.е. национальные интересы различных государств априори совпадают в некоторых направлениях2. США позиционируют себя в качестве защитника всевозможных человеческих свобод и проводят внешнеполитический курс

1 Емельянов А.И. Организованная преступность как ключевая угроза национальной безопасности Российской Федерации// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2018. № 808. С. 242-252.

2 Шаклеина Т.А. (ред.) Введение в прикладной анализ международных ситуаций. Учебник. — Коллектив авторов. -2-е изд., исправ. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 288 с.

обеспечение процветания мира в целом и американского государства в частности; сохранение мира во всем мире за счет военной, кибернетической и космической

3

расширение американского влияния на планете3.

демократизации всех стран мира путем создания управляемых извне политических режимов1. Безусловно, причиной тому служит геополитическая составляющая. Она заключается в том, что государство отделено от евразийского континента двумя мировыми океанами, а ближайшие соседи не представляют для них серьёзной экономической угрозы. Так, удаленность от европейских государств позволяет США реализовывать свой внешнеполитический потенциал, основываясь сугубо на собственных национальных интересах2.

В Стратегии национальной безопасности США 2017 г. выделены четыре основных сферы национальных интересов государства:

• обеспечение безопасности граждан США, а также безопасность союзников и

партнеров;

мощи;

Во внешнеполитических доктринах США отмечено, что безопасность США основывается на безопасности в мире. То есть, та или иная глобальная угроза и угроза союзникам рассматривается США как национальная. Таким образом, США намерено действовать незамедлительно в случае возгорания военного конфликта в определенном регионе, тем самым решая проблему безопасности как на глобальном, так и на национальном уровнях 4.

Важно также отметить стремление американского государства к мировому лидерству. Позиция правящей элиты выделяют одной из главных задач своей глобальной стратегии сохранение определяющей роли США в решении всех глобальных проблем. Т.е. преобразование мира по американскому сценарию трактуется многими американскими политиками как своего рода победа в поддержании мира, высокого уровня жизни и безопасности5.

В массах широко распространяется постулат о США, как «самом демократическом государстве в мире» и об «американской мечте». Действительно, в официальных документах данного государства прописывается его стремление к всеобщей демократизации и либерализации. Это означает установлении демократии и впоследствии соблюдений человеческих прав и свобод во всех государствах. Однако позиция России, как известно, разнится с данным подходом. В этой связи возникают дискуссии на тему демократизации, которые носят сугубо геополитический характер, т.е. американское государство не заинтересовано в том, чтобы влияние России распространялось на отдельные недемократические регионы. Главная проблема заключается в том, что интересы РФ и США пересекаются между собой и сталкиваются, что создаёт определённые противостояния.

1 US national security strategy. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения 11.03.2019).

2 Шаклеина Т.А. Эволюция глобальной стратегии США (2001-2011)// Факультет мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://fmp.msu.ru/attachments/article/262/SHAKLEINA_3_2011.pd (дата обращения: 10.03.2019)

3 Емельянов А.И. Геополитика Латинской Америки: монография. - М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. - 220 с.

4 Белозёров В.К. Истоки и перспективы глобального американского проекта// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2015. - Т. 8. - № 1. С. 126-134.

5 Шаклеина Т.А. (ред.) Введение в прикладной анализ международных ситуаций. Учебник. — Коллектив авторов. -2-е изд., исправ. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2017. - C. 150.

Политика России на международной арене трактуется многими американскими политологами и политиками как намерения России остановить возрождение сферы влияния США1.

Сравнивая внешнюю политику России и США (см. таблицу 1) важно отметить, что оба государство нацелены на укрепление своих позиций в различных регионах. Однако существуют серьезные несовпадения глобальных и национальных интересов обоих государств, что приводит к их (интересов) столкновению и дальнейшему накалу дипломатических отношений между государствами. Об этом свидетельствует преимущественно такой фактор, как позиция о вмешательстве в государственные дела других стран (Россия придерживается принципа суверенности каждого государства, в то время как США нацелены на реализацию прав и свобод в отдельном государстве любыми методами).

Россия США

Национальные интересы - усиление обороноспособности государства; - защита прав и свобод граждан Российской Федерации на и за пределами территории государства; - оказание помощи и поддержки равноправным государствам в решении конфликтов; - развитие и укрепление демократических институтов государства; - способствование развитию России в качестве влиятельного центра мира - обеспечение экономического процветания государства - защита прав и свобод граждан США на и за пределами территории государства; - усиление обороноспособности государства; - обеспечение процветания государства; - оказание помощи и поддержки равноправным государствам в решении конфликтов.

Глобальные интересы - борьба с терроризмом путем консолидации с США и государствами Европы; - невмешательство в государственные дела других стран; - коллективные действия в сфере обеспечения глобальной безопасности; - сохранение роли ООН как независимого субъекта международных отношений - борьба с терроризмом; - активное вмешательство в государственные дела других стран; - стремление к распространению американских ценностей во все регионы мира; - создание той системы мироустройства, в котором главная роль в принятии политических решений отводилась бы США; - создание западноцентичного мирового порядка (США и

1 Шаклеина Т.А. (ред.) Введение в прикладной анализ международных ситуаций. Учебник. — 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2017. - с. 152.

Коллектив авторов. -94

Европа)

Таблица 1. Сравнительный анализ национальных и глобальных интересов России и США

Подводя итог, важно отметить, что для России, безусловно, важность отношений с США не подвергается сомнениям, о чем утверждают различные политологические эксперты. Для Америки это важно в меньшей степени, притом при всём, что государство поддерживает участие России при решении отдельных проблем и проблем мировой политики. Все это ведёт к тому, что Россия и США, безусловно, имеют общие интересы, однако присутствует некая неудовлетворённость результатами сотрудничества по вопросам разного характера.

Соединенные Штаты, разрабатывая глобальную стратегию, стараются по максимуму увеличить американское присутствие в мировой политике, сформировать подходящий для государства порядок, что идет врозь с интересами России, которая выступает, в первую очередь, за консолидацию с другими государствами. Проанализировав подходы к решению глобальных проблем, можно сделать вывод о том, что существует множество различий во внешней политики государств, однако есть и общие положения. Например, оба государства осознают проблему нелегальной иммиграции, ухудшение экологической ситуации, международного терроризма. Однако на глобальном уровне интересы государств расходятся, так как у США практически отсутствуют территориальные угрозы, чего нельзя сказать о России, ведь угрозы макрорегионального характера совпадают с угрозами её национальной безопасности.

Таким образом, определение глобальных интересов в конкретных ситуациях со стороны России и США значительно разнятся, а значит и предпринятые попытки реализовать их будут различаться. Важно понимать, что Россия и США имеют диаметрально противоположные взгляды на современную политическую ситуацию, поэтому конфронтация неизбежна. Интересы обоих государств всегда будут сталкиваться, так как ни Россия, ни США пока не готовы принять точку зрения друг друга.

Литература:

1. Белозёров В.К. Истоки и перспективы глобального американского проекта// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, 2015. Т. 8. № 1. С. 126-134.

2. Буденный А.А. Стратегия национальной безопасности Трампа. URL: http://scientificjoumal.ru/images/PDF/2018/VNO-37/strategiya-natsionalnoj.pdf (дата обращения: 11.03.2019).

3. Емельянов А.И. Геополитическая роль России в современном мире: цивилизационная составляющая// Образование и право, 2017. № 11. С. 17-20.

4. Емельянов А.И. Организованная преступность как ключевая угроза национальной безопасности Российской Федерации// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2018. № 808. С. 242-252.

5. Емельянов А.И. Геополитика Латинской Америки: монография. - М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. - 220 с.

6. Сидорова Г.М. «Мягкая сила» как инструмент формирования новой ментальности// Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Стратегия "мягкой силы" в контексте информационных войн». Московский государственный лингвистический университет, 2017. С. 262-266.

7. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 09.03.2019).

8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2 e593f/ (дата обращения 09.03.2019).

9. Шаклеина Т.А. Эволюция глобальной стратегии США (2001-2011)// Факультет мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://fmp.msu.ru/attachments/article/262/SHAKLEINA_3_2011.pd (дата обращения:10.03.2019).

10. Шаклеина Т.А. (ред.) Введение в прикладной анализ международных ситуаций. Учебник. — Коллектив авторов. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 288 с.

11. US national security strategy. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/ 12/NSS-Final-12- 18-2017-0905.pdf (дата обращения 11.03.2019).

References:

1. Beloziorov V.K. Istoki i perspectivi global'nogo americanskogo proyecta// Problemniy analis i gosudarstvenno-upravlencheskoye proyectirovanie.- - 2015. - T. 8. - № 1. S. 126-134.

2. Budeniy A.A. Strategia natzional'noy bezopasnosti Trampa. URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2018/VNO-37/strategiya-natsionalnoj.pdf (data obrashcheniya: 11.03.2019).

3. Emel'anov A.I. Geopoliticheskaya rol' Rossii v sovremennom mire: tzivilizatzionnaya sostavlyaushchaya// Obrazovanie i pravo. - 2017. - № 11. - S. 17-20.

4. Emel'anov A.I. Organizatzionnaya prestupnost' kak kluchevaya ugrosa natzional'noy bezopasnocni Rossiiskoy Fegeratzii// Vestnik Moscovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. - 2018. - № 808. - S. 242-252.

5. Emel'anov A.I. Geopolitika Latinskoy Ameriki: monografiya. - M.: FGBOU VO MGLU, 2018. 220 s.

6. Sidorova G.M. «Myagkaya sila» kak instrument formirovaniya novoy mental'nosti// Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentzii «Strategiya "myagkoy sili" v kontekste informatzionnih voin». Moscovskiy gosudarstvenniy lingvisticheskiy universitet. - 2017. -S. 262-266.

7. Ukaz Presidenta Rossiyskoy Fedetatzii ot 30 noyabrya 2016 g. № 640 «Ob utverzhdenii Kontzeptzii vneshney politiki Rossiyskoy Federatzii». URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (data obrashcheniya: 09.03.2019).

8. Ukaz Presidenta Rossiyskoy Fedetatzii ot 31.12.2015 N 683 "O Strategii natzional'noy besopasnosti Rossiyskoy Federatzii". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2 e593f/ (data obrashcheniya 09.03.2019).

9. Shakleina T.A. Evolutzia global'noy strategii SSHA (2001-2011) // Facultet mirovoy politiki MGU im. M.V. Lomonosova. URL: http://fmp.msu.ru/attachments/article/262/SHAKLEINA_3_2011.pd (data obrashcheniya:10.03.2019)

10. Shakleina T.A. (red.) Vvedenie v prikladnoy analis mezhdunarodnih situatziy. Uchebnik. — Kollectiv avtorov. - 2-e izd., isprav. и дdop. - M.: Aspect Press, 2017. - 288 s.

11. US national security strategy. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/ 12/NSS-Final-12- 18-2017-0905.pdf (дата обращения 11.03.2019).

COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN AND US FOREIGN POLICY

Andriyanova S. S.

4th year student majoring in political science Moscow State Linguistic University sofyaandr@mail.ru

Abstract: this article is devoted to the comparative analysis of the foreign policy of Russia and the USA. The author reveals the goals and objectives of the considered States in the conduct of their foreign policy. The author is focused on such aspects in policies of Russia and the USA as understanding and approaches to realization of global and national interests. On the basis of this analysis, the author draws conclusions about the differences in the foreign policy of the States under consideration.

Key words: actor, democracy and democratization, foreign policy, global interests, global strategy, international arena, national interests, Russia, USA, world order.

Для цитирования: Андриянова С.С. Сравнительный анализ внешней политики России и США// Архонт, 2019. № 2 (11). С. 90-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.