Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
191
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / ФАКТОРЫ АКТИВНОСТИ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маюрова Бэлигма Эрдынеевна, Базарова Татьяна Содномовна

В данной статье рассмотрена проблема социальной активности студенческой молодежи как фактора социализации. Социальная активность как деятельность имеет свою специфику и особенности и позволяет человеку выразить свою волю и стремление в самых разных проявлениях. Специфика проявления социальной активности позволяет изучить ее влияние на социализацию студенческой молодежи. Охарактеризованы факторы проявления социальной активности и их влияние на социализацию, получены показатели социальной активности студентов в период обучения в вузе. Сравнительный анализ двух социологических исследований позволил выяснить мнение и знания студенческой молодежи о понятии «социальная активность», о ее проявлении в период обучения в вузе, а также возможных путях ее повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Маюрова Бэлигма Эрдынеевна, Базарова Татьяна Содномовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH ON THE IMPACT OF SOCIAL ACTIVITY ON STUDENT SOCIALIZATION

The article deals with the problem of social activity of student youth as a factor of socialization. Social activity has its own specifics and features, and allows a person to express his will and aspiration in a variety of manifestations. The specificity of social activity manifestations allows us to study its influence on the socialization of student youth. We have characterized the factors of social activity and their impact on socialization, and identified student social activity during the period of study at the university. A comparative analysis of two opinion surveys made it possible to identify the perception of the concept of "social activity" by students, the manifestations of social activity during their study at the university, as well as possible ways to increase the social activity.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Научная статья

УДК 316.614-053.6

Б01 10.18101/2306-630Х-2022-1-41-46

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© Маюрова Бэлигма Эрдынеевна

ведущий специалист,

Управление социальной защиты населения по г. Улан-Удэ Россия, 670031, г. Улан-Удэ, б-р Карла Маркса, 14; магистрант,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Ъе%та97 @§та11. сот

© Базарова Татьяна Содномовна

доктор педагогических наук, профессор,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а 1Ъа7агоуа@таИ. ги

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема социальной активности студенческой молодежи как фактора социализации. Социальная активность как деятельность имеет свою специфику и особенности и позволяет человеку выразить свою волю и стремление в самых разных проявлениях. Специфика проявления социальной активности позволяет изучить ее влияние на социализацию студенческой молодежи. Охарактеризованы факторы проявления социальной активности и их влияние на социализацию, получены показатели социальной активности студентов в период обучения в вузе. Сравнительный анализ двух социологических исследований позволил выяснить мнение и знания студенческой молодежи о понятии «социальная активность», о ее проявлении в период обучения в вузе, а также возможных путях ее повышения. Ключевые слова: социальная активность, социализация, молодежь, студенты, факторы активности, факторы социализации, активность.

Для цитирования

Маюрова Б. Э., Базарова Т. С. Сравнительный анализ влияния социальной активности на социализацию студенческой молодежи // Евразийство и мир. 2022. Вып. 1. С. 41-46.

Проблема социализации молодого человека активно влияет на его мировоззренческие устои и морально-нравственные принципы, которые определяют его как личность. Успешность и эффективность социализации человека означают его полное овладение всеми социальными нормами, знаниями и навыками общества, в котором человек функционирует и живет.

Для молодежи характерно длительное обучение в образовательных учреждениях общего, среднего профессионального и высшего образования. Поэтому исследование роли социальной активности у студентов, ее влиянии на социализацию студентов высшего образования позволяет понять, какие проблемы она может отражать в данном процессе.

Социальная активность личности молодого человека рассматривается как особый уровень активности. «Социальная активность — это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении. Она также является условием самоопределения человека в обществе, и это важно учитывать в организации педагогической практики» [3, с. 246].

Процесс социализации студентов в период обучения в вузе важен по причинам того, что в данном возрасте формируется жизненная установка молодого человека. Поэтому, изучая вопрос социальной активности как фактора социализации, необходимо понимать, что социальная активность — это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире. Влияние данной деятельности на процесс становления личности определяется эффективностью ее социальной активности.

Сравнительный анализ социологических исследований, проведенных в 2019 и 2022 гг., позволил определить изменения в показателях социальной активности студенческой молодежи. Целью исследования было выяснить мнение и знания студенческой молодежи о понятии «социальная активность», о проявлении социальной активности в период обучения в вузе, а также возможных путях ее повышения.

В ходе исследования 2019 г. были получены следующие результаты. По мнению большинства опрошенных студентов (54,30%), наиболее подходящим вариантом, отражающим основную идею социальной активности, является «участие в общественных мероприятиях» (рис. 1). По результатам опроса 2022 г., у данного варианта ответа показатель набрал 34,39% голосов респондентов.

2022 г. 12019г.

Быть инициатором/лидером

Расширение круга общения

Участие в жизни университета/ факультета

Участие в общественных мероприятиях

Оказывать помощь нуждающимся

30,54% 30,50%

34,39%

54,30%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис. 1. Распределение ответов респондентов о характеристике понятия «социальная активность»

Сущность общественных мероприятий состоит в осуществлении запланированных действий, целей и задач, которые носят полезный характер для общества и участников этого мероприятия. Поэтому студенты в качестве волонтеров активно участвуют в организации или проведении мероприятий. Таким образом, различные студенческие и молодежные мероприятия являются базовой площадкой для развития социальной активности.

Важным, на наш взгляд, является отношение студентов к социально-проектной деятельности (рис. 2). Полученные данные 2019 г. показывают, что значительная часть респондентов (36,6 %) не считает важным для себя данный вид социальной деятельности, в 2022 г. этот показатель вырос до 47,8 %. Соответственно, уменьшилось количество студентов-участников проектной деятельности (с 31,7 до 25,4 %).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

36,60%

47,80%

31,70%

26,80%

31,70%

25,40%

Не участвуют Затруднились с ответом

2019 г. 2022 г. Рис. 2. Участие студентов в проектах

Участвуют

По результатам исследования показатель студентов, не желающих реализовать свой потенциал в проектной деятельности, остается низким. В процессе обучения у студентов появляется возможность создать, реализовать и внедрить проект. Полученные результаты говорят о том, что лишь треть обучающихся вузов занимается данной деятельностью, в связи с этим возникает необходимость в более эффективной работе по привлечению студентов в проектирование. Данные результаты показывают, что рост респондентов незаинтересованных в проектной деятельности указывает на то, что проектная деятельность не привлекает своей трудоемкостью, масштабностью, затратой сил и средств, хотя она и направлена на решение проблем.

В ходе исследования 2022 г. респондентам было предложено определить эффективные с их точки зрения пути развития социальной активности студентов как фактора их успешной социализации. Полученные ответы показаны в таблице 1.

Таблица 1

Пути повышения социальной активности студенческой молодежи

Проводить больше мероприятий для студентов 31,25 %

Поощрять за участие в мероприятиях различного уровня

вуза/города/региона 23,96 %

Проводить занятия по развитию социальной активности 19,79 %

Включить в учебный процесс обязательное участие студентов

в мероприятиях 12,50 %

Дать возможность создавать команду/группу

для совместной работы различной направленности 12,50 %

Большое количество вариантов проявления социальной активности у студентов положительно отразится на их социализации. Если студент путем проб и ошибок сможет выявить для себя ту область, в которой у него есть потенциал и интерес, то это может стать его профессиональным стартом. Студенты также отметили, что поощрение за проявление социальной активности дает им большой стимул для дальнейшего участия в мероприятиях. Набор достижений становится показателем лидерства студента, его активности, профессионализма и личностного потенциала студента, который продолжает проявлять свои способности.

Данные из таблицы 1 показывают наиболее подходящие направления, которые могли бы стать частью внутренней организации и учебного процесса в университете. Студентам нужно больше возможностей для дополнительной внеучебной деятельности, обучения, поощрения, а также самостоятельно собирать команду, например, для проектирования или научной группы и т. п. Студенты согласны с тем, чтобы участие в некоторых мероприятиях, в том числе не относящихся к учебе, стало обязательным.

Социально активная деятельность привлекательна для студенческой молодежи своей новой практикой, дающей знания, ощущения и эмоции. Учреждения высшего образования предлагают широкую возможность вступить в общественные организации, научные сообщества, творческие коллективы и т. д. для того, чтобы у студентов был большой выбор для проявления способностей и расширения своих увлечений. Студенческая жизнь интересна не только своей образовательной составляющей, где студент должен учиться, она интересна тем, что возможность проявить себя на более значимом уровне доступна каждому. Организация является базовой платформой для реализации своего потенциала и служит объединением таких же студентов.

Социальная активность позволяет осуществлять деятельность в разных направлениях работы всевозможными способами. Различные пути проявления социальной активности — от самой распространенной среди студентов волонтерской деятельности до участия в мероприятиях, а также возможности работы над проектами — позволяют студенту осуществлять эту деятельность по его интересу.

Таким образом, влияние социальной активности на социализацию студенческой молодежи зависит от возможности ее проявления в вузе. Студенты в любом случае проходят социализацию для дальнейшей интеграции в общество и стано-

вятся частью ее, наиболее социально активные становятся более успешными. Результаты показали, что к социальной активности относятся как проявлению общественной заинтересованности, хотя варианты проявлений множество. Мы выяснили, что распространенный вид социальной активности — проектирование, направленный на внесения изменений в различные виды жизнедеятельности, не интересен студентам. Для повышения степени эффективного влияния социальной активности на социализацию студентам необходима возможность более широкого ее проявления.

Литература

1. Базарова Т. С. Социально-педагогические особенности современного студенчества // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. Вып. 4. С. 105-109. Текст: непосредственный.

2. Буртонова И. Б. Вопросы социального развития детей и подростков в профессиональной подготовке бакалавров // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. 5. Психология. Социальная работа. 2015. Вып. 5(1). С. 107-110. Текст: непосредственный.

3. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. Москва: ВЛАДОС, 2004. 349 с. Текст: непосредственный.

4. Маюрова Б. Э., Буртонова И. Б. Профессиональная социализация как фактор становления студенческой молодежи в социуме // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (6-7 декабря 2018 г.) / ответственный редактор Ю. Ю. Шурыгина. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2018. С. 198-199. Текст: непосредственный.

5. Маюрова Б. Э., Базарова Т. С. Социальная активность: факторы и причины развития у студенческой молодежи // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию социально-психологического факультета и 25-летию специальности «Социальная работа» (Улан-Удэ, 30 октября 2020 г.) / ответственный редактор А. М. Бадонов. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020. С. 234-241. Текст: непосредственный.

6. Каргаполова Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. 2019. № 21. С. 575-577. иКЬ: https://moluch.ru/archive/80/13979/ (дата обращения: 29.04.2022). Текст: электронный.

7. Королькова С. Ю. Социальная активность молодежи // Молодой ученый. 2019. № 12.2. С. 39-40. URL: https://moluch.ru/archive/92/20339/ (дата обращения: 29.04.2022). Текст: электронный.

Статья поступила в редакцию 22.04.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022;

принята к публикации 25.06.2022.

A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH ON THE IMPACT OF SOCIAL ACTIVITY ON STUDENT SOCIALIZATION

Beligma E. Mayurova Research Assistant,

Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia beligma97 @gmail. com

Tatyana S. Bazarova

Dr. Sci. (Education), A/Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

tbazarova@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of social activity of student youth as a factor of socialization. Social activity has its own specifics and features, and allows a person to express his will and aspiration in a variety of manifestations. The specificity of social activity manifestations allows us to study its influence on the socialization of student youth. We have characterized the factors of social activity and their impact on socialization, and identified student social activity during the period of study at the university. A comparative analysis of two opinion surveys made it possible to identify the perception of the concept of "social activity" by students, the manifestations of social activity during their study at the university, as well as possible ways to increase the social activity.

Keywords: social activity, socialization, the youth, students, activity factors, factors of socialization, activity.

For citation

Mayurova B. E., Bazarova T. S. A Comparative Analysis of the Sociological Research on the Impact of Social Activity on Student Socialization. Eurasianism and the World. 2022; 1: 41-46 (In Russ.).

The article was submitted 22.04.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 25.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.