Научная статья на тему 'Сравнительный анализ (в политико-правовом и исторических аспектах) Римского государства и Российской Федерации'

Сравнительный анализ (в политико-правовом и исторических аспектах) Римского государства и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
264
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЦИЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ПОЛИС / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РИМСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эзри Г.К.

В данной статье делается попытка сравнительного анализа Римского государства и Российской Федерации в политико-правовом и исторических аспектах. Отмечается, что подобное сравнение не вполне правомерно, однако представляет интерес с точки зрения экспликации исторических форм федерализма. Обращено внимание на то, что федерализм Римского государства и федерализм Российской Федерации имеет ряд сходных черт с политико-правовой точки зрения, однако существует фундаментальное отличие, связанное с различием социально-экономических формаций, в рамках которых данные государства существуют в истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ (в политико-правовом и исторических аспектах) Римского государства и Российской Федерации»

Список литературы:

1. Антонов В.В. Второй Афинский морской союз и возрождение имперской политики Афин в первой половине IV в. до н.э.: дис. ... канд. исторических наук: 07.00.03 / Валерий Владимирович Антонов; НГУ им. Н.И. Лобачевского. - Н. Новгород, 2003. - 241 с.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. - М.: Эксмо, 2013. - 63 с.

3. Национальный состав России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii (дата обращения: 13.02.16).

4. Самойло А.Р. Распад Афинского морского союза: проблема отношений с союзниками (413-410 гг. до н.э.). Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 7 (13): в 3-х ч. Ч. III. -С. 181-184.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ И ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ) РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Эзри Г.К.*

Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

В данной статье делается попытка сравнительного анализа Римского государства и Российской Федерации в политико-правовом и исторических аспектах. Отмечается, что подобное сравнение не вполне правомерно, однако представляет интерес с точки зрения экспликации исторических форм федерализма. Обращено внимание на то, что федерализм Римского государства и федерализм Российской Федерации имеет ряд сходных черт с политико-правовой точки зрения, однако существует фундаментальное отличие, связанное с различием социально-экономических формаций, в рамках которых данные государства существуют в истории.

Ключевые слова федерация, федерализм, полис, Российская Федерация, Римское государство.

Данное сравнение представляется не вполне правомерным с исторической и политико-правой точки зрения, так как Римское государство и Рос-

* Магистрант 1 курса. Историко-филологического факультета. Научный руководитель: Дон-ченко А.И., заведующий кафедрой Всеобщей истории, философии и культурологии, доктор культурологии, профессор кафедры Всеобщей истории, философии и культурологии.

сийская Федерация явились продуктами неидентичных исторических процессов, принадлежат к различным территориальным, формационным, циви-лизационным и временным обществам, а также имеют различные политико-правовые традиции. Однако данное сравнение - это сравнение федераций различных эпох, федераций, имеющих различный исторический и политико -правовой фундамент, что может послужить теоретической основой экспликации эволюции форм федерализма в рамках развития исторического процесса.

Общее

1. Римское государство и Россия являются федеративными государства. В структуре федерализме наличествует договорной элемент.

В правой основе федерализма в диалектическом единстве находятся конституционный и договорной принципы. С частью субъектов был заключен договор, однако общегосударственные законы имеют большую юридическую силу, чем договоры. Также федерализму Римского государства и современной Российской Федерации присуще и иные диалектические линии борьбы. В Риме и в Российской Федерации в диалектическом единстве и борьбе находятся централизаторские и децентрализаторские тенденции в государственном управлении, связанные с диалектикой взаимоотношений местных и центральных политических элит. С момента присоединения первой провинции к Риму (Сицилия, 241 г. до н.э.) в диалектическое взаимодействие вошли полисный и территориальный принципы федерализма. В Российской Федерации в диалектическом взаимодействии находятся территориальный и национальный принципы федерализма [1; 2; 3].

2. Интеграция в военном и морском деле, общая внешняя политика, двухуровневая налоговая, общая судебная система.

В рамках союза (федерации) были созданы общие воинские формирования. Общая армия призвана участвовать в решении общих внешнеполитических задач. Внешняя политика союза вырабатывается и реализуется компетентными органами федерального значения. В Риме - Сенатом и государственными чиновниками, обладавшими трегшш. В России - Президентом и правительством. В Римском государстве Российской Федерации существуют федеральные (общегосударственные) и местные налоги. В Римском государстве и Российской Федерации создана общегосударственная судебная система [1; 2; 3].

3. Присутствует тенденция к назначению руководителей областей: провинциальных наместников и губернаторов, префектов претория и полномочных представителей президента.

В республиканском Риме был создан порядок, согласно которому консулы и проконсулы, отслужившие год, по жребию выбирали провинцию, куда отправлялись в качестве проконсулов и пропреторов. В республиканскую

эпоху назначения наместников не было. Назначать наместников стали с 27 г. до н.э. Император Август разделил провинции на «императорские» и «сенатские». Наместников в «сенатские» провинции отправляли по механизму, отработанному в республиканскую эпоху (жребий). После реформ Диоклетиана и Константина появились префектуры (административно-территориальные единицы, объединяющие несколько диоцезов). Высшим должностным лицом в префектуре был префект претория, назначаемый императором. В Российской Федерации губернаторов избирали с 1995 по 2005 гг. и с 2012 г., с 2005 по 2012 гг. существовал порядок назначения губернаторов президентом и утверждения их кандидатур в региональных парламентах. В 2000 г. президент РФ В.В. Путин изменил порядок существования института полномочного представителя президента. Полномочный представитель назначается президентом в каждый из федеральных округов (до 2000 г. полномочные представители назначались в регионы) [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Различное

1. Римское государство строилось вокруг города-гегемона, а в РФ нет города-гегемона.

Не смотря на то, что Москва является столицей РФ, городом федерального значения и субъектом федерации, она не является гегемоном, так федеральные органы власти и мэрия г. Москва - это различные уровни власти, Москва имеет собственное правительство. В Римском государстве дело обстояло иначе: органы власти Рима стали общегосударственными. Это выразилось в том, что сначала римские консулы и Сенат были главными властными институтами всего государства, а затем главной государства стал римский император, обладавший imperium и являвшийся princeps'ом Сената. Кроме того, армия проводила внешнеполитическую линию Рима, а субъекты федерации могли лишь поставлять в армию римских граждан, с усилением «варварской» агрессии в армию начали принимать и не римских граждан, романизированных элементов и «варваров» (процесс «варваризации» армии) [1; 2; 3].

2. Римское государство было построена по территориально-полисному принципу, а РФ - по национально-территориальному принципу.

В Римском государстве и Российской Федерации в структуре федерализма значителен территориальный элемент, однако, из-за различия исторических условий формирования двух федераций, в их структуре наблюдаются и отличные элементы: полисы и национальные субъекты. Полисы были естественным следственным следствием рабовладельческой формации, так как позволяли свободным гражданам активно заниматься политической деятельностью, передав значительную часть трудовых функций рабам, которые поддерживали достаточный уровень благосостояния свободных граждан. Национальные субъекты РФ - исторический компромисс, позволяю-

щий русским и представителям других национальностей мирно сосуществовать в рамках одного государства [1; 2; 3].

3. Римское государство являлось конституционно несимметричной федерация, а в РФ все субъекты обладают равным статусом.

Нессиметричность Римской федерации определялась различным статусом полисов, входивших в ее состав: граждане одних полисов были римскими гражданами, а других нет, одни могли участвовать в римском Народном собрании, а другие не могли, одни полисы обладали автономией, а самоуправление других было ограничено. Нессиметричность начала нивелироваться по мере превращения полисов в муниципии и по мере становления территориальной федерации. Конституция РФ декларирует равенство всех субъектов, однако республики обладают несколько большими правами [1; 2; 3].

4. В Римском государстве граждане Рима могли являться гражданами и иных полисов государства, в РФ установлено общегосударственное гражданство, субъекты не имеют права устанавливать своего гражданства.

Рим захватывал провинции, на территории которых находились города-государства (полисы), обладавшие собственным гражданством. После включения в состав Рима полисы сохраняли часть своего государственного статуса, в том числе право на собственное гражданство. Часть граждан провинциальных полисов одновременно являлись и гражданами Рима. Это приводило к увеличению налоговой нагрузки на них: требовалось платить налоги как родному полису, так и Риму. В 212 г. н.э. император Каракалла подписал эдикт, согласно которому провинциалы получили римское гражданство. Это привело к дополнительному увеличению налоговой нагрузки на население. В Российской Федерации, не смотря на существование двухуровневой системы налогообложения - федеральные и местные налоги, существует только одно гражданство - общегосударственное, российское [1; 2; 3].

5. Коренное, базовое, различие Римского государства и Российской федерации заключается в исторических условиях их образования: образовались в рамках различных социально-экономических формаций.

Римское государство образовалось в эпоху рабовладения, то есть в тот период, когда рынок и капитал не играли доминирующей роли, а в основе общественного производства находился рабский труд. Это определяло цели, задачи участников событий тех лет, структуру общественно-политической жизни того периода времени. Рим боролся за землю, а также контроль над как можно большим количеством рабов, что в тех условиях обеспечивало богатство. Российская Федерация в современном виде образовалось с последовавшей с развалом СССР реставрацией капитализма и «парадом суверенитетом». Федеративная структура современной России - это, с одной стороны, исторический компромисс, позволивший сохранить России территориальную целостность, а, с другой стороны, обеспечение свободного движения капиталов по всей территории государства. Такая же логика и в инте-

грации России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии в рамках экономического и таможенного союза.

Выводы

1. В Римском государстве и РФ присутствуют субъекты (полисы, края, области, республики).

2. В Риме и РФ развито субъектное самоуправление. Субъекты (квазигосударства) выступают в качестве союзных государств.

3. Схожи административно территориальные структуры: император -префект претория - наместник провинции и президент - полномочный представитель президента - губернатор.

4. Различается статус субъектов: Рим несимметричная федерация, а РФ -симметричная, хотя в РФ субъекты имеют разное наименование. Отличен и сам принцип образования субъектов (Рим - территориально-полисный, РФ -национально-территориальный).

5. Не смотря на схожие политико-правовые черты федерализма Римского государства и Российской Федерации, федерализм имеет значительные отличия в социально-экономическом аспекте: рабовладельческая формация, не смотря на наличие рыночного уклада, не является капиталистической.

Список литературы:

1. Ковалев С.И. История Рима. Новое издание, исправленное и дополненное / Под ред. проф. Э.Д. Фролова. - СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002. - 864 с.: ил.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. - М.: Эксмо, 2013. - 63 с.

3. Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. - М.; Л.: Из-во АН СССР, 1949. - 720 с.

4. Порядок и процедура назначения губернаторов в РФ в 1995-2012 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20120116/54064 6171.html (дата обращения: 14.02.16).

5. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 12119586/ (дата обращения: 14.02.16).

6. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12119586/ (дата обращения: 14.02.16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.