Таблица 1
Анализ подходов к определению нематериальных активов
Страна/ Организа
Кыргызстан
Молдова
Концептуальный подход
Тавтология
Противопоставление
Подлинная концепция
▼
▼
▼
т
▼
Подход, основан
ныи на списке
▼
Россия
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Итого...
КМСФО
▼
▼
т
▼
7
ем (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан, Украина), одна дает тавтологические определение (Туркменистан), и только одно определение можно назвать подлинно концептуальным (Казахстан). Не случайно оно почти полностью совпадает с определением КМСФО: «Не-
материальный актив — это идентифицируемый
немонетарный актив, не имеющии материально
вещественной формы. Актив — это ресурс, конт
нию НМА. На основании ее можно выделить 4
типовые категории НМА:
• права интеллектуальной собственности
(ИС);
• гудвилл (ГВ);
• затраты на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы (НИОКР);
• прочие (ПР), к которым обычно относятся
ноу-хау, лицензии, организационные расхо-
ролируемыи компанией в результате прошлых
событий хозяйственной жизни и от которого компания ожидает получить экономические выгоды.
ды, права пользования землей и природными ресурсами и т. п.
Следующая схема классифицирует способы,
ч
Монетарные активы — это денежные средства и посредством которых НМА признаются в систе
активы9 которые будут получены в фиксирован ных или поддающихся измерению суммах денеж ных средств или их эквивалентов».
Из табл. 1 видно, что, хотя в
мах бухгалтерского учета (рис. 2).
Данная предварительная классификация
показывает различия между признанием приоб-
некоторых странах были предприняты усилия по определению НМА, оно обычно сопровождается списком признаваемых НМА. Это указывает на отсутствие какой-либо теоретической концептуальной основы
у большинства подходов к НМА,
Признание;
Приобретенные
НМА
Созданные самой
организацией НМА
-ИС
-га
-НИОКР -ПР
возможно, кроме МСФО, где
только присутствует список объектов, исключенных из клас-
I
сификации НМА.
Вторая категория информа-
ции, полученная в ходе исследо
Капитализация
-НИОКР -ПР
Отнесение на расходы
<
-ИС -ГВ
-НИОКР -ПР
вания, относится к определе
Рис. 2. Схема признания НМА
Таблица 2
Анализ критериев признания нематериальных активов
Страна/
Организация
Бела _«
гызстан
Молдова Россия кменистан
Узбекистан
Итого...
КМСФО
Капитализация
ИС, ОКР, ПР
ИС, НИОКРЛ1Р
ИС, НИОКР, ПР
ИС
ИС, НИОКР. ПР
ИС, НИОКР, ПР
7 ИС, 1 ОКР, 6 ПР, 5
НИОКР
ИС, ОКР,
Отнесение на расходы
НИР
ИС, НИОКР, ПР
/ ИС, ОКР, ПР,
2 НИР
Приобретенные НМА
ИС, ПР
ИС, ГВ, ПР
ИС, ГВ, ПР
ИС, ГВ1 ПР
ИС, ГВ
ИС
ИС, ГВ, ПР
ИС, ПР
8 ИС, 5 ГВ, 6 ПР
ИС, ГВ, ПР
ОКР
опытно-конструкторские работы.
ретенных и созданных самой организацией НМА. Существует также различие между правами интеллектуальной собственности, гудвиллом,
затратами на НИОКР и другими НМА в крите
87,5% субъектов (7 из 8) признают создан
риях признания (табл. 2).
Все субъекты в выборке признают приобретенные права интеллектуальной собственности и прочие НМА. Это показывает, что если есть ссылка на рынок, вопрос признания больше не является проблемой, так как не существует никаких сомнений ни относительно возможности идентификации (или отделимости), ни относительно надежности оценки НМА.
отношении приобретенного гудвилла субъекты используют 2 общих подхода: • приобретенный гудвилл капитализируется, а
затем погашается амортизацией в течение нормативного срока службы;
ные самой организацией права интеллекту альной собственности при выполнении оп
ределенных условии;
• 75% субъектов (6 из 8) признают понесенные
предприятием затраты на научно-исследова-тельские работы (НИР) при выполнении определенных условий.
Такая практика противоречит положениям МСФО 38, которые устанавливают, что «созданные внутри компании гудвилл, торговые марки, фирменные девизы, а также списки клиентов и другие аналогичные статьи не должны признаваться в качестве нематериальных активов», а на
стадии исследований расходы всегда признаются по мере их возникновения.
Третья категория информации, которая была
получена в ходе исследования, касается спосо
положительный гудвилл учитывается в активе баланса как «Расходы будущих периодов»,
а отрицательный гудвилл — в пассиве балан
са как «Доходы будущих периодов» с после
дующим равномерным списанием на финан
совые результаты организации (Беларусь,
Украина).
совсем другая ситуация складывается с признанием НМА, созданных самой организаци-
бов отражения в учете изменении в стоимости НМА. На практике обычно используются 3 способа уменьшения их стоимости: амортизация, отнесение на расходы и уценка. В процессе использования НМА возможны последующие затраты, призванные обеспечить сохранение или
увеличение срока полезного использования соответствующих активов. Если произведенные последующие затраты приводят к увеличению
ей. Так, например, в Кыргызстане, если НМА будущей экономической выгоды по сравнению с
были созданы самой организацией, предприятие
ни при каких обстоятельствах не может признавать их как активы.
Общая тенденция в отношении признания созданных самой организацией НМА следующая:
величинои выгоды, определенной при признании НМА, то некоторые страны капитализируют их путем отнесения на балансовую стоимость актива (ревальвация актива).
Следующая схема классифицирует способы
отражения изменении в стоимости НМА в системах бухгалтерского учета (рис. 3).
Страны, которые применяют амортизацию НМА, устанавливают различные сроки продолжительности. Некоторые официальные
стандарты просто указывают, что амортизация должна производиться в течение срока полезного использования актива; другие — уста-
навливают верхнии предел для нор
мативного срока амортизации (5,
10,20 или 40 лет) (см. табл. 3 выше).
Общей тенденцией согласно
У в елич ение
НМА на балансе
Амортизация
Уменьшение
Ревальвация
Срок полезного использования Максимум 5-10 лет
Максимум 20 лет
Максимум 40 лет
Отнесение на расходы
Уценка
Рис. 3. Схема способов отражения в учете изменений в стоимости НМА
табл. 3 является начисление амортизации в те чение срока полезного использования, продол
наконец, только Казахстан и Молдова вслед за КМСФО допускают последующую ревальвацию
жительность которого часто нормативно ограни чивается периодом от 5 до 20 лет, и только Кыр
гызстан допускает максимальный срок 40 лет. В Ка
актива.
захстане же вообще не предусматривается верхнего предела срока полезного использования НМА.
Концепция проверки на обесценение с последующей уценкой актива, выдвинутая
КМСФО, была принята только в Молдове. И,
Таким образом, в результате проведенного
исследования можно сделать следующие выводы. Все страны признают существование категории нематериальных внеоборотных активов и
определяют критерии для принятия их к бухгал-терскому учету в качестве активов. Однако недостаток единообразия подходов к НМА свиде-
Таблица 3
Анализ способов отражения в учете изменений в стоимости нематериальных активов
Россия
Узбекистан
Украина
Итого...
КМСФО
ИС
I
НИОКР
ИС, гв,
ПР
ИС
ГВ, ПР
4 ИС, 2 ПР, 1 ГВ, 2 ОКР, 1 НИР
ИС, ОКР,
ПР
1 ИС, 2 ПР, / ГВ, 1
НИОКР
ИС,
НИОКР, ПР
4ИС,3 ПР, 2 ГВ, 1 НИОКР
гв
1 ГВ, 1
ПР
2 ГВ
Страна/ Организация Уменьшение стоимости Ревальвация
Амортизация Отнесение на расходы Уценка
Срок полезного использования Макс. 5 - 10 лет Макс. 20 лет Макс. 40 лет н
| Беларусь ИС, ПР ПР ИС ГВ I 1
Казахстан ИС, ОКР, ГВ, ПР ИС, ОКР, ГВ, ПР
Кыргызстан ИС ГВ, ПР |
Молдова НИОКР ИС, ГВ, ПР ИС, гв, ПР, НИОКР ИС, ГВ, ПР, НИОКР
1 ИС, ГВ, ПР, НИ-ОКР
2 ИС, ГВ, ПР, ОКР, 1
ИС, ОКР,
ГВ
ИС, ПР
1
Не подлежат амортизации права на товарные знаки и знаки обслуживания, а также на наименование места происхож-
дения товара, потребительские свойства которых с течением времени не уменьшаются.
тельствует об отсутствии общепринятой концептуальной основы. На национальном уровне ни одна из стран не устанавливает единственного способа учета для каждого вида НМА, поэтому отсутствие единообразия на международ-
Jlumepamypa
ном уровне является причинои отсутствия его
■
на национальном уровне.
С публикацией МСФО, и особенно МСФО 38, международный бухгалтерский учет вступает на путь глобальной стандартизации. Новый стандарт содействует распространению глобализации в рассмотрении проблемы НМА, поскольку устанавливает единые правила учета интеллектуальной собственности, гудвилла, затрат на исследования и разработки и других НМА.
Выпуская данный стандарт, КМСФО специаль
но указывает на то, что рассматривает НМА как однородный объект, а не список активов (или их «опись»). Это, очевидно, противоречит наблюдаемой в странах СНГ практике детальной категоризации НМА.
Цель же стандартизации состоит в том, чтобы достигнуть такого уровня в развитии, когда отпадает необходимость в специальных критериях признания и правилах учета для различных категорий НМА. Тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о все большей нетерпимости международных инвесторов к любым отступлениям от глобальных стандартов финансовой отчетности. Это объясняется тем,
что, по мнению инвесторов, принципы эффективной финансовой деятельности на коммерческих предприятиях являются едиными для всех стран с развитой или формирующейся рыночной экономикой.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10.
Закон Туркменистана о бухгалтерском учете от 20.12.1996.
Методические рекомендации к Кыргызским стандартам бухгалтерского учета (КСБУ) — 8 «Учет основных средств и прочих долгосрочных активов»; утверждены приказом Министерства финансов Кыргызской Республики от 21.04.2000 N° 125-п. Методические рекомендации к стандарту бухгалтерского учёта N9 13 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций»; утверждены приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Ми-
истерства фи
Республ
Каза
от
31.12.1997 №458.
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы»; утверждено приказом Министерства финансов Украины от 18.10.1999 N9 242. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 N9 118 «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов».
Постановление Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.01.2003 N9 33/10/15/1 «О внесении изменений в положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов». Приказ Министерства финансов Республики Казахстан
от 19.05.1999 №210 «Об утверждении Положения стандарта бухгалтерского учета 29 «Учет затрат на научно-ис-следовательские и опытно-конструкторские работы». Приказ Министерства финансов Республики Молдова от 23.11.2001 № 109 «Об утверждении и введении в действие Комментариев по применению Национальных стандартов бухгалтерского учета». Приказ Министерства финансов Республики Молдова от 18.12.2002 N9 115 «Об утверждении и введении в действие Национального стандарта бухгалтерского учета 9 "Учет затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы"».
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от
■
10.09.1999 N9 490 «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 28 «Учет нематериальных
Таким образом, из всех стран СНГ, включенных в представленную выше выборку, только
Казахстан обладает стандартами, максимально
приближенными к МСФО. И не случайно, что
на другом полюсе находится Туркменистан, которого единственного отсутствует специальный нормативный акт по бухгалтерскому учету НМА. Причина этого заключается, очевидно, в политике международной изоляции, проводимой
руководством этой страны.
Российский же стандарт, посвященный учету НМА, ПБУ14/2000, характеризуется лишь частичным заимствованием положений МСФО 38, потому и не носит концептуального характера с
точки зрения международной стандартизации.
п.
12.
13.
14
15
активов»«.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N9 91н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000».
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 N9 115н «Об утверждении Положения
по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-ис-следовательские, опытно-конструкторские и технологические работы ПБУ 17/02».
Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан от 12.10.1998 N9 49 «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N9 7) "Нематериальные активы"». Карсберг Б. Новый взгляд на глобализацию стандартов // Accounting Report. - М., 2001. - № 4.4.
С. 18
19.
IASC (International Accounting Standards Committee) (2004, rev.): Intangible Assets, IAS 38. London: IASC.