Научная статья на тему 'Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы студентов стран СНГ (на примере России и Украины)'

Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы студентов стран СНГ (на примере России и Украины) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
347
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / STUDENTS / VALUE ORIENTATION / MEANINGS / VALUE-SEMANTIC SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мазурчук Е. О., Мазурчук Н. И.

Рассматриваются происходящие в России и Украине социально-экономические и общественно-политические изменения, актуализирующие проблему становления новой ценностной модели общества и содержания ценностно-смысловой сферы его отдельных структурных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мазурчук Е. О., Мазурчук Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Comparative Analysis Of The Value-Semantic Sphere Of The CIS Students (Russia and Ukraine)

The socio-economic and socio-political changes, which take place in Russia and Ukraine, actualize the problem of the society’s new value model development and the contents of the value-semantic sphere of its structural elements.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы студентов стран СНГ (на примере России и Украины)»

УДК 37.091.212-057.875 ББК Ч448.043

ГСНТИ 14.01.79

Код ВАК 19.00.07

Е. О. Мазурчук, Н. И. Мазурчук

Екатеринбург

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ СТРАН СНГ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И УКРАИНЫ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студенты; ценностные ориентации; смыслы; ценностно-смысловая сфера.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются происходящие в России и Украине социально-экономические и общественно-политические изменения, актуализирующие проблему становления новой ценностной модели общества и содержания ценностно-смысловой сферы его отдельных структурных элементов.

E. O. Mazurchuk, N. I. Mazurchuk

Ekaterinburg

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE CIS STUDENTS (RUSSIA AND UKRAINE)

KEY WORDS: students; value orientation; meanings; value-semantic sphere.

ABSTRACT. The socio-economic and socio-political changes, which take place in Russia and Ukraine, actualize the problem of the society’s new value model development and the contents of the value-semantic sphere of its structural elements.

Н

аучные исследования, исторические факты подтверждают, что социально-экономические, общественно-политические и культурные изменения в обществе происходят успешнее, если они детерминируют соответствующие изменения в структуре ценностно-смысловой сферы его наиболее динамичных структурных элементов. В этой связи переход стран СНГ (на примере России и Украины) на новый уровень развития актуализирует обращение к проблеме сравнительного анализа ценностносмысловой сферы студентов. В данном контексте они являются структурными элементами общества со своими специфическими психическими и физиологическими особенностями, стилем поведения, культурными нормами и ценностями. По своему общественному положению студенты близки к представителям интеллигенции, являются ее резервом и предназначены в будущем для занятия высококвалифицированным трудом в различных областях науки, техники, управления, культуры.

Ценностно-смысловая сфера студентов изучается различными науками. Преимуществом такого изучения одной проблемы является взаимодополняемость, которая подтверждает целесообразность рассмотрения ее содержания как совокупности ценностных ориентаций и смыслов [1].

Ценностные ориентации с философской точки зрения — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации — это главная

ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов [8].

Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях. В первом случае как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; во втором — как способ дифференциации объектов по их значимости.

Ценностные ориентации, с позиции практических психологов, «формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности» [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что ценностные ориентации задают:

• общую направленность интересам и устремлениям личности;

• иерархию индивидуальных предпочтений и образцов;

• целевую и мотивационную программы;

• уровень притязаний и престижных предпочтений;

• представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости;

• меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта» жизни. Рассмотрение смыслов как составной части ценностно-смысловой сферы студентов в научной литературе также позволяет сделать вывод о многоаспектности данного понятия.

Так, в рамках деятельностного подхода смысл — это:

• «значение для меня» (А. Н. Леонтьев, В. Ф. Бассин);

• «доминирующее отношение» (С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев);

• «мотивационное отношение» (А. Б. Орлов);

• «жизненные цели» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев) и др. [3; 4; 5; 6].

Несмотря на различия в трактовках,

общим в понимании перечисленных образований является их основополагающая роль в регуляции поведения индивида.

С позиции зарубежных концепций смысл — интегративная цель. Согласно этой позиции, личность представляет собой целенаправленную суперсистему, главной целью которой является личностный смысл, связанный с мировоззрением, стилем жизни и образом своего «Я», его поиску способствуют социальные условия жизнедеятельности [2].

Таким образом, смыслы и ценностные ориентации являются важнейшими характеристиками внутреннего мира студентов и выступают компонентами индивидуальности личности. В этой связи правомерно их рассмотрение как интрапсихического образования, объединяющего студентов в одну систему с внешним миром, который, в свою очередь, и детерминирует содержание их ценностно-смысловой сферы.

Россия и Украина на данном этапе подвержены влиянию радикальных социальноэкономических реформ, в период которых ослабевает сдерживающее воздействие культурных рамок, определяющих своими границами стихию общества, кристаллизующих паритет идентификационных и интеграционных тенденций. Поэтому для данных обществ становится неизбежным «большой взрыв» традиционной системы ценностей. В этой ситуации происходит и их переоценка, а содержание структуры ценностно-смысловой сферы студентов России и Украины в данный период определяет дисбаланс традиционного устоявшегося равновесия между материальными и духовными ценностями.

Исследование особенностей ценностносмысловой сферы студентов стран СНГ на

примере России и Украины проводилось на базе федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО УрГПУ, Россия) и Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (ТНУ, Украина). В исследовании приняли участие студенты третьего курса в количестве 102 человек (Россия — 51 человек; Украина — 51 человек). Данная выборка, с одной стороны, уже несет в себе результаты влияния различных факторов, а с другой — ценностно-смысловая сфера ее представителей остается достаточно гибкой, подверженной различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей.

Ценностно-смысловая сфера студентов — это совокупность ценностных ориентаций и смыслов, поэтому ее эмпирическое исследование осуществлялось посредством нескольких методик, обеспечивающих исследование всех компонентов данной сферы.

Как подтверждает проведенная опытнопоисковая работа, студенты России и Украины в достаточной мере адаптировались к новым социально-экономическим, общественно-политическим и культурным условиям, им удалось обрести новую идентичность и благодаря этой идентичности интегрироваться в новую социальную среду.

Как показывает анализ первичных результатов, в структуре ценностно-смысловой сферы студентов России и Украины можно выделить сходство в доминировании тех ценностей, которые отражают направленность на себя, на свою личную выгоду и независимость (рис. 1, 2).

Поскольку терминальные ценности, согласно концепции М. Рокича, представляют собой убеждения в том, что конечная цель стоит того, чтобы к ней стремиться, а инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации, то можно говорить о высоком уровне осознанности студентами УрГПУ и ТНУ конечных ценностей-целей и ценностей-средств, определяющих в итоге вектор их жизнедеятельности. Полученные данные можно рассматривать в качестве оснований для целенаправленной работы со студентами по осмыслению и преобразованию мировоззренческих основ их личности.

Первичная обработка результатов обсле-

дования студентов России и Украины, полученных с помощью опросника терминальных ценностей (ОТЕЦ), показала, что в целом по выборке существует небольшой разброс значений, что свидетельствует о достаточной степени осознанности и структурированности системы терминальных ценностей и жизненных сфер их проявления (рис. 3).

Полученные результаты свидетельствуют о преобладании в целом по выборке студентов УрГПУ и ТНУ ценностей сохранения собственной индивидуальности, достижения и собственного престижа, высокого материального положения, развития себя и креативности.

Распределение значимости жизненных сфер для студентов России и Украины показано на таблице 1.

Также в процессе первичной обработки были получены данные, отражающие значения теста смысложизненных ориентаций (СЖО) в выборке студентов России и Украины. Оказалось, что большая часть студентов третьего курса УрГПУ и ТНУ обладают целью в жизни, заинтересованы ее процессом

и результатом (рис. 4).

Первичная обработка данных обследования испытуемых позволила зафиксировать различия в структуре ценностносмысловой сферы студентов стран СНГ (России и Украины). Однако для выявления наиболее значимых и скрытых связей в рамках нашего исследования был использован метод многомерной математической статистики — факторный анализ.

После первичной обработки данных исследования ценностно-смысловой сферы студентов стран СНГ к математико-статистическому анализу были представлены 54 шкалы, включающие в себя данные эмпирического изучения ценностно-смысловой сферы.

С целью сжатия исходной информации и извлечения наиболее значимых и скрытых связей между представленными переменными мы провели факторный анализ по методу Кеттела «Каменистая осыпь». Факторный анализ позволил сравнить модель ценностно-смысловой сферы студентов УрГПУ с аналогичной моделью студентов ТНУ.

Таблица 1

Значимость жизненных сфер (ОТЕЦ для студентов России и Украины, %

Жизненная сфера Студенты России Студенты Украины

Сфера профессиональной жизни 60 54

Сфера обучения и образования 11 21

Сфера общественной жизни 11 11

Сфера увлечений 10 7

Сфера семейной жизни 8 7

Рис. 3. Значимость терминальных ценностей (ОТЕЦ) для студентов России и Украины

Цель Процесс Результат ЛК-Я ЛК-жизнь

Рис. 4. Распределение показателей по шкалам СЖО в выборке студентов России и Украины Факторная структура ценностно-смысловой сферы студентов России и Украины

Таблица 2

Россия Украина

Факторы

I. «Стремление к благополучию и здоровью» «Стремление к социальной значимости»

II. «Стремление к самореализации» «Стремление к нормативности»

III. «Стремление к социальной активности» «Стремление к исполнительности»

IV. «Стремление к взаимодействию» «Стремление к внутренней гармонии»

V. «Стремление к семейному благополучию» «Стремление к развитию»

VI. «Стремление к гармонии» «Стремление к творчеству»

VII. «Стремление к самосовершенствованию» «Стремление к самоутверждению»

VIII. «Стремление к разнообразию» «Стремление к самосовершенствованию»

Факторная структура ценностно-смысловой сферы российских студентов представлена 8-ю факторами, описывающими 52,175 % от всех дисперсий. Восьмифакторная структура ценностно-смысловой сферы студентов Украины описывает 49,020 % от всех дисперсий.

Сравнительный анализ факторных структур ценностно-смысловой сферы студентов России и Украины выявил, что в них существует ряд отличий и одно сходство (табл. 2).

Сходства и различия определяют специфику ценностно-смысловой сферы испытуемых, которая заключается в следующем:

1. Студенты российской выборки имеют более активную позицию в ситуации взаимодействий с другими людьми, чем студенты Украины, поскольку российская молодежь озабочена сегодня мировыми проблемами (факторы III и IV). Ценностный мир для нее несет в себе мотивации, находящиеся в иной плоскости: полноценная работа, досуг, вера в собственные силы, безопасность семьи, устойчивые личные отношения.

2. У студентов-россиян прослеживается наличие дефицита рационального компонента в факторной структуре. Украинской выборке свойственно доминирова-

ние ценности «уверенность в себе», относящейся к терминальным и представляющей собой цель, на достижение которой направлена жизненная активность и локус контроля, что отражает потребность испытуемых в рационализации собственной жизни.

3. В факторной структуре студентов-ук-раинцев присутствует нормативность и исполнительность; прослеживается стремление к соблюдению правил как во взаимодействии с близкими людьми, так и в деловых отношениях, отсутствующие у студентов России.

4. Студенты-украинцы в большей мере ориентированы на материальную обеспеченность как главное условие жизненного и семейного благополучия (фактор I), что в меньшей мере характерно для студентов России.

5. У студентов российской выборки результативность жизни имеет максимальную степень выраженности в сравнении с аналогичным показателем у студентов Украины.

Таким образом, полученное нами эмпирическое знание подтверждает актуальность изучения ценностно-смысловой сферы студентов России и Украины и позволяет выявить ее особенности, подтверждающие связь внешнего мира и ее структуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. ИКОННИКОВА С. Н. Хронотоп культуры как основа диалога поколений // Культура. Сер. «Мыслители». 2001. № 5.

2. ЛЕОНЕНКО Н. О. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза : дис. ... канд. психол. наук. — Казань, 2004.

3. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 1999.

4. МЯСИЩЕВ В. Н. Психология отношений. — М., 1995.

5. РУБИНШТЕЙН С. Л. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и уни-

верситетскому вопросу : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн; под ред. Н. С. Плотникова. М. : Территория будущего, 2008.

6. СЛОБОДЧИКОВ В. И., ИСАЕВ Е. И. Основные ступени развития субъектности человека // Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов. М. : Школьная Пресса, 2000.

7. СЛОВАРЬ практического психолога. Минск, 1997.

8. ФИЛОСОФСКИЙ словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Политиздат, 1991.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.