Карабанова А.Г., Бальтанова Г.Ж. Сравнительный анализ трудового договора и некоторых видов гражданско-правовых договоров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск №5. -URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00540.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 34.028
Карабанова Алёна Геннадьевна
Студент
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, г. Омск karabanova-alena@mail. ru
Бальтанова Гульмира Жумабековна
Старший преподаватель
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, г. Омск gulmira.baltanova@mail. ru
Сравнительный анализ трудового договора и некоторых видов гражданско-правовых договоров
Аннотация: На практике возникает необходимость разграничения трудового и гражданско-правового договора. Поэтому, в данной работе мы попытались провести сравнительный анализ гражданско-правовых и трудовых договоров, которые похожи по трудовому регулированию отношений. Так как использование данных договоров всегда вызывало множество вопросов и разногласий. В статье приведены результаты проведенного социологического опроса, которые направлены на выявление знаний студентов неюридических факультетов, в области трудового и гражданско-правовых договоров. Все полученные результаты представлены в виде таблиц.
Ключевые слова: трудовой договор, гражданско-правовой договор, трудовые отношения, работодатель, работник.
Трудовой договор играет очень важное значение, в жизни человека, так как в трудовые отношения, рано или поздно, вступает каждый человек. В соответствии со статьей 56 ТК РФ:
Трудовой договор - это соглашение, между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. А работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка [1]. Гражданско-правовой договор - это соглашение [2]:
- между физическим лицом (физическими лицами) и другим физическим лицом (физическими лицами);
- или между физическим лицом (физическими лицами) и юридическим лицом (юридическими лицами);
- или между юридическим лицом (юридическими лицами) и другим юридическим лицом (юридическими лицами).
Предметом трудового договора является личное исполнение работником своей трудовой функции по определенной специальности, в свою очередь предметом и целью гражданско-правового договора подряда, возмездного оказания услуг, поручения и авторского договора заказа является достижение исполнителем конечного результата труда, воплощенного в вещи, услуге или произведении. Целью трудового договора является не достижение работником конкретного результата работы, а сам процесс исполнения своих должностных обязанностей [1, 2, 3].
При заключении трудового договора, в качестве работника может быть только физическое лицо, достигшее 16 лет, которое обязано выполнять работу лично [1, 4].
В гражданско-правовом договоре, в качестве исполнителя могут выступать как физические, так и юридические лица. Работа может выполняться от третьего лица [3, 5].
По трудовому договору работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату в объеме и сроки, предусмотренные договором. Договоры подряда, оказания услуг и авторский договор заказа являются возмездными, договор поручения может быть как возмездным, так и безвозмездным, если это не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Окончательные расчеты сторон производятся после подписания сторонами акта сдачи-приемки работы (услуги, произведения) [1, 2, 3].
Согласно методическим рекомендациям нами было проведено анкетирование. Исследования проводили на кафедре философии, истории, экономической теории и права ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П.А.Столыпина. Объектами исследования были студенты 2-Зкурса неюридических факультетов. Количество опрошенных студентов ровняется 100. Студентам предоставлялись анкеты, которые содержали вопросы с вариантами ответов. Специфика вопросов заключалась в выявлении знаний студентов в области трудового договора и гражданско-правовых договоров. Результаты исследования представлены на рисунках
1. Знаете ли вы, что такое трудовой договор?
Диаграмма 1
Знание трудового договора
9%
■ Да
■ Нет
Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что наименьшим показателем характеризуется ответ «нет», который равен 9%.
Вывод: На основе исследования, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных (91%) знает, что такое трудовой договор.
2. Знаете ли вы что такое гражданско-правовой договор?
Диаграмма 2
Знание гражданско-правового договора_
16%
84% ■ Да ■ Нет
Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что наименьшим показателем характеризуется ответ «Нет», который равен 16%. Ответ «Да» составляет - 84%.
Вывод: На основе исследования, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных (84%) знает, что такое гражданско-правовой договор.
3. На основании, какого нормативного документа, трудовой договор является основанием возникновения трудовых отношений?
Диаграмма 3
Знание нормативных документов
2% 6%
■ Гражданского кодекса РФ
92% ■ Трудового кодекса РФ
■ Семейного кодекса РФ
Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что наименьшим показателем характеризуется Семейный кодекс Российской Федерации (2%), всего на 4% преобладает Гражданский кодекс Российской Федерации (6%). Наибольшим показателем характеризуется Трудовой кодекс Российской Федерации (92%).
Вывод: На основе исследования, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных знает, что основанием для возникновения трудовых отношений является Трудовой кодекс Российской Федерации.
4. С какого возраста работник начинает обладать правосубъектностью?
Диаграмма 4
Правосубъектность
0% __23%
■ 16лет
■ 14лет
45%™ *23% ■ 18лет
■ Нет ответа
Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что ответ «18 лет» характеризуется наивысшим показателем, который равен 45%. Это говорит о том, что опрошенные знают, с какого возраста работник начинает обладать правосубъектностью. Ответы «16 лет» и «14 лет» имеют одинаковые показатели и равны 23%. 9% опрошенных оставили данный вопрос без ответа.
Вывод: На основе исследования, можно сделать вывод, что 45% опрошенных знают с какого возраста работник начинает обладать правосубъектностью.
5. Гражданско-правовой договор - это соглашение:
Гражданско-правовой договор
9%
■ Между физическими лицами
■ Между физическим лицом и юридическим
лицом
■ Между юридическими лицами
■ Все ответы верны
Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что ответ «Между физическими лицами» и «Между физическим и юридическим лицом» имеют одинаковое процентное соотношение, которое равно 23%. 45% опрошенных ответили «между юридическими лицами». И только 9% опрошенных ответили «Все ответы верны», что является верным ответом.
Вывод: На основе исследования, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных (91%) не знает между кем заключается гражданско-правовой договор.
6. Целью гражданско-правового договора подряда является?
Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что наибольшим показателем характеризуется ответ «Процесс исполнения должностных обязанностей», который равен 71%. Ответ «Конкретный результат деятельности» является верным, и составляет всего 29%. Это говорит о том, что большая часть опрошенных не знают цели заключения гражданско-правового договора.
Вывод: На основе исследования, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных (71%), не знает цели заключения гражданско-правовых договоров.
7. Что входит в содержание Трудового договора?
Диаграмма 6
Цель гражданско-правового договора
■ Процесс исполнения должностных обязаностей
■ Конкретный результат деятельности
Содержание трудового договора
■ Место работы (с указанием структурного подразделения)
12% > 1%
82% В ■ Виды и условия соц.стррахования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью с Дата начала работы
■ Все перечисленное
Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что наименьшим показателем характеризуется ответ «Дата начала работы», который равен 1%. Ответ «Место работы» превосходит его всего на 4%. Ответ «Виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью» составляет 12%. Наибольшим значением характеризуется ответ «Все перечисленные», который составляет 82%. Это говорит о том, что большая часть опрошенных знает содержание трудового договора.
Вывод: На основе исследования, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных (82%) знает содержание трудового договора.
8. Что относят к гражданско-правовым договорам?
Диаграмма 8
_Гражданско-правовые договора_
■ Договор подряда ■ Договор перевозки
| 42% 37%1
■ Договор дарения ■ Все перечисленное
15% 6%
Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что наименьшим показателем характеризуется ответ «Договор перевозки», «договор дарения» превосходит его на 9%. Ответ «договор подряда» имеет показатель, равный 37%. Наибольшим показателем характеризуется ответ «Все перечисленные», который составляет 42%. Это говорит о том, что 42% опрошенных знают, какие договора относят к гражданско-правовым.
Вывод: На основе исследования, можно сделать вывод, что 42% опрошенных знают, какие договора относят к гражданско-правовым.
9. В качестве работодателя может выступать физическое лицо, достигшее возраста?
Работодатель
16%
10%
■ 16 лет ■ 18 лет ■ 21 года
Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что наименьшим показателем характеризуется ответ «16 лет», который равен 10%, ответ «21 год» превосходит его на 11%. Наибольшим показателем характеризуется ответ «18 лет», который составляет 74%. Это говорит о том, что большая часть опрошенных знает возраст физического лица, который может выступать работодателем.
Вывод: На основе исследования, можно сделать вывод, что 74% опрошенных знают, возраст физического лица, который может выступать работодателем.
10. В какой форме работник получает вознаграждение согласно трудовому договору?
Исходя из приведенных данных диаграммы, мы видим, что наименьшим показателем характеризуются ответы «аванс» и «повышение», который равен 1%. 2% опрошенных считают, что работник получает вознаграждение в форме «прибыли», всего на 3% превышает его ответ «премии», 23% опрошенных оставили данный вопрос без ответа. Наибольшим показателем характеризуется ответ «Заработная плата», который равен 57%.
Вывод: На основе исследования, можно сделать вывод, что 57% опрошенных знают, в какой форме работник получает вознаграждение.
Таким образом, можно сделать вывод, что при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров нужно четко понимать их разграничения. Необходимо определить предмет и условия договоров. Так как неправильное применение договоров, может привести к очень серьезным последствиям: пострадает бюджет организации в связи с взысканием недоимки по уплате страховых взносов, выплатой компенсации вреда работнику, в том числе и морального вреда; пострадает деловая репутация работодателя в связи с наложением административного взыскания на должностное лицо, подписавшее договор или иное лицо, ответственное за прием и увольнение работников в организации, вплоть до отстранения от должности (дисквалификации).
Диаграмма 10
Вознаграждение
■ Аванс
■ Денежных средств
■ Прибыль
■ Премии
■ Повешения
■ Заработной платы
■ Нет ответа
Решить данную проблему можно при проведении тщательного анализа реальных взаимоотношений сторон, складывающихся в ходе выполнения работ, которые должны быть отражены в таких договорах.
Ссылки на источники:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: ФЗ от 21 декабря 2001 года №97-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 июля 2017 года №256-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/90180766 [дата обращения: 24.03.2018].
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: ФЗ от: ФЗ от 30.11.1994 г. №51 ФЗ (в ред. ФЗ от 29 июля 2017 года №259-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/90180766 [дата обращения: 24.03.2018].
3. Отличие трудового договора от гражданско-правового [Электронный ресурс]. URL: http://101million.com/personal/dogovory/otlichie.html [дата обращения: 24.03.2018].
4. Понятие, признаки и значение трудового договора [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/5_130116_ponyatie-storoni-i-vidi-trudovogo-dogovora.html [дата обращения: 24.03.2018].
5. Понятие гражданско-правового договора, его содержание и виды /Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/6009040 [дата обращения: 24.03.2018].
Alena Karabanova
Student
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Gulmira Baltanova
Senior Lecturer
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Comparative Analysis of the Labor Contract and Some Types of Civil Legal Contracts
Abstract: In practice, there is a need to distinguish between labour and civil law contracts. Therefore, in this work, we have tried to carry out a comparative analysis of civil and employment contracts, which are similar to the labor regulation of relations. Since the use of these contracts has always caused a lot of questions and disagreements. The article presents the results of the sociological survey, which are aimed at identifying the knowledge of students, non - legal faculties in the field of labor and civil law contracts. All the results are presented in the form of tables.
Keywords: employment contract, civil contract, employment relationship, employer, employee.