Научная статья на тему 'Сравнительный анализ трансформации сельского расселения в республиках Северного Кавказа в 1959-2010 гг'

Сравнительный анализ трансформации сельского расселения в республиках Северного Кавказа в 1959-2010 гг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / RURAL POPULATION / ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION DENSITY / ГУСТОТА СЕТИ ПОСЕЛЕНИЙ / СТРУКТУРА СЕТИ / THE STRUCTURE OF THE NETWORK / СРЕДНЯЯ ЛЮДНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ / THE AVERAGE FAMILY SIZE OF RURAL SETTLEMENTS / DENSITY OF SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Турун П.П., Чернова И.В.

В статье представлены результаты анализ пространственно-временной трансформации сельского расселения в горных республиках Северного Кавказа. На основании расселенческих показателей выделен ряд региональных особенностей, связанных с трансформацией сети в 1959 2010 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF TRANSFORMATION OF RURAL RESETTLEMENT IN THE REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASUS IN 1959-2010

The article presents the results of the analysis of the spatial-temporal transformation of rural settlements in the mountainous North Caucasus republics. On the basis of the number of settlement indicators highlighted a number of regional characteristics associated with the transformation of the network in 1959 2010

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ трансформации сельского расселения в республиках Северного Кавказа в 1959-2010 гг»

Турун П. П. — кандидат географических наук, кафедра физической географии и кадастров, Северо-Кавказский федеральный университет, институт математики и естественных наук

Чернова И. В. — ассистент кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и туризма, Северо-Кавказский федеральный университет, институт математики и естественных наук

Turun P. P. — candidate of geographical sciences, department of physical geography and inventories, the North Caucasian federal university, institute of mathematics and natural sciences

Chernova I. V. — assistant department of social and economic geography, geoinformatics and tourism, the North Caucasian federal university, institute of mathematics and natural sciences

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕЛЬСКОГО РАССЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 1959-2010 ГГ.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF TRANSFORMATION OF RURAL RESETTLEMENT IN THE REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASUS IN 1959-2010.

В статье представлены результаты анализ пространственно-временной трансформации сельского расселения в горных республиках Северного Кавказа. На основании расселенческих показателей выделен ряд региональных особенностей, связанных с трансформацией сети в 1959 - 2010 гг. Ключевые слова: численность сельского населения, плотность населения, густота сети поселений, средняя людность сельских поселений, структура сети.

The article presents the results of the analysis of the spatial-temporal transformation of rural settlements in the mountainous North Caucasus republics. On the basis of the number of settlement indicators highlighted a number of regional characteristics associated with the transformation of the network in 1959 - 2010 Keywords: rural population, population density, density of settlement, the average family size of rural settlements, the structure of the network.

Вопрос государственного регулирования в сфере горного расселения актуален и очень важен сегодня. Современное состояние сельского расселения в границах горных территорий диктует условия, при которых существует большая необходимость в принятии конкретных действенных решений в данной области. При этом важным являются региональные подходы к регулированию процесса сельского расселения, т.к. каждая республика на Северном Кавказе имеет свои особенности и характерные черты, отличающие сельское расселения и его динамику в одних регионов от других.

При изучении системы расселения в регионах придерживаемся комплексного подхода в силу сложности и многоплановости задач исследования. Анализ региональной системы расселения предлагается осуществлять путем применения научно-обоснованных методов и комплекса показателей, обеспечивающих возможность использования полученных результатов для принятия управленческих решений, основанных на следующих принципах:

- комплексный характер показателей, обусловленный необходимостью характеристики всех подсистем системы расселения;

- оптимальное соотношение полноты охвата, простоты анализа и затрат на сбор и обработку информации;

- достоверность, своевременность и сопоставимость показателей во времени и в пространстве;

- открытость комплекса показателей для пользователя;

- возможность однозначной интерпретации показателей.

Результатом полувековой эволюции сельского расселения на

Северном Кавказе является усиление различий между регионами как по численности населения, так и по доле сельского населения.

В 1959 г. Дагестан значительно превосходил остальные республики по численности населения (1062,5 тыс. чел.), там же проживало и превосходящее число сельского населения (747,5 тыс. чел.). Территория Карачаево-Черкесии отличалась значительно меньшей численностью как всего населения - 278 тыс. чел., так и сельского - 65,5 тыс. чел., что стало самым низким показателем на Северном Кавказе. В 2010 г. лидирующие позиции продолжал занимать Дагестан (всего 2910,2 тыс. чел., сельского - 1594,4 тыс. чел.), минимальные показатели были характерны для Адыгеи, где было зарегистрировано меньше всего жителей (всего 440 тыс. чел, из них сельского - 216,1).

В результате за период 1959-2010 гг. численность сельского населения в республиках Северного Кавказа имела положительную динамику. Во все межпереписные периоды прирост населения отмечался в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии. Сокращение числа горожан впервые было отмечено в Карачаево-Черкесии в 1989-2002 гг., в последующий межпереписной период эта тенденция наблюдалась в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ингушетии.

Впервые отток сельского населения был зарегистрирован в Северной Осетии в 1959-1970 гг. (8%), в дальнейшем на территории Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии также была отмечена отрицательная динамика селян (9, 10 и 8% соответственно).

Анализируя динамику населения по регионам, отметим, что в Дагестане за полувековой период показатели прироста всего населения (173%), и городского в том числе (317,8%), были значительно выше, чем в остальных республиках. Численность сельского населения в больших объемах увеличилась в границах бывшей Чечено-Ингушской АССР (158,8%). Наименее благоприятная ситуация с динамикой в целом и в том числе сельского населения сложилась в Адыгее (прирост селян составил 14,2%). Городское население медленнее всего росло в самой урбанизированной республике Северного Кавказа - Северной Осетии (91,4%).

Республики Северного Кавказа на протяжении всего периода отличались высокой плотностью, особенно сельского населения. В начале рассматриваемого периода максимальные показатели плотности отмечались в Северной Осетии и Адыгее (26,8, 24,3 чел./км2 соответственно), минимальные - в Карачаево-Черкесии (15,3 чел./км2). В связи с высоким естественным приростом на селе плотность многих субъектов только увеличивалась. Таким образом, за рассматриваемый период практически в два раза увеличился данный показатель в Дагестане (30 чел./км2), но максимальные изменения произошли на территории Чечни и Ингушетии, где к концу периода плотность сельского населения превосходила аналогичный показатель в других республиках. Из-за продолжительного оттока населения из сельской местности Адыгеи ее плотность увеличилась всего на 14%. Карачаево-Черкесия продолжала оставаться республикой с наименьшей густотой сельских жителей (18,9 чел./км2).

При сравнении плотности сельского населения в 1959 и в 2010 году заметна тенденция к уменьшению показателя в высокогорных районах Дагестана. Так, плотность сельского населения Шамильского и

Лакского районов Дагестана сократились на 86 и 32 % соответственно (рис.1).

Наиболее устойчивыми субъектами являются Карачаево-Черкесия и Северная Осетия - Алания, где с 1959 по 2010 г. показатель плотности сельского населения по административным районам в больших пределах не варьировался.

Рисунок 1 - Плотность сельского населения в республиках Северного Кавказа в 1959 г. и 2010 г.

Неоднородность густоты сельских поселений характеризует как весь рассматриваемый регион, так и субъекты в отдельности. В 1959 г. густота поселений Адыгеи и Дагестана была самой высокой среди республик Северного Кавказа (4,7 и 6,4 пос./100 км2) (табл.1). Слабо развита по территории была поселенческая сеть Карачаево-Черкесии, где показатель густоты составил 1,9 пос./100 км2.

В 2010 г. по данному показателю выделялось три лидирующие республики: Адыгея, Дагестан и Северная Осетия - Алания (2,8, 3,1 и 2,5 пос./км2 соответственно). Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия несколько отставали по густоте поселений от указанных выше республик (1,2, 1,3 и 1 пос./100 км2).

Основное сокращение сети поселений в республиках произошло в первый межпереписной период. Значительным трансформациям подверглась сеть Дагестана и Кабардино-Балкарии, где количество поселений сократилось более чем в два раза. В меньшей степени трансформировалась поселенческая сеть Северной Осетии (17%) и Адыгеи (23,5%).

Несмотря на относительную устойчивость поселенческой сети исследуемой территории, в 1970-2010 гг. основные изменения были связаны с естественным и миграционным оттоком населения из населенных пунктов, закрытием промышленных предприятий, административными преобразованиями и т.д.

На Северном Кавказе с его высоким уровнем освоенности территории на высотах более 1000 м густота поселений и доступность центров для сельского населения является одной из самых низких в

40

стране. Кроме того, высокая концентрация городов и сельских поселений вдоль важнейших транспортных магистралей общероссийского и регионального уровня предопределила формирование сельских «глубинок» (Турун, 2010).

Высокая концентрация населенных пунктов характерна для южных и центральных районов Дагестана и Чеченской Республики, практически всей территории Адыгеи и Северной Осетии - Алании. Наименьшие показатели густоты сельских поселений отмечены в Карачаевском (Карачаево-Черкесия), Черекском (Кабардино-Балкария), Дигорском (Северная Осетия - Алания) и Ногайском (Дагестан) районах.

Уже в конце 50-х годов средняя людность сельских поселений в республиках Северного Кавказа значительно превышала среднероссийский уровень. Крупноселенностью отличались разные по густоте и численности сельского населения республики Северная Осетия - Алания (889 чел.) и Карачаево-Черкесия (823 чел.) (таблица 1). Показатель средней людности Дагестана был самым низким среди других территорий и составлял всего 237 чел. Это объясняется наличием большого числа малых поселений, которые уже к 1970 г. были сняты с учета либо не регистрировались как самостоятельные населенные пункты.

В 2010 г. крупноселенность в республиках увеличилась. Ввиду того что на территории Ингушетии расположено большое количество крупных развивающихся станиц (более 10 тыс. жителей), средняя людность республики значительно превышала аналогичный показатель в остальных регионах (5788,9 чел.). Высоким показателем крупноселенности отличались также Чечня и Кабардино-Балкария (2501,5 и 2332,3 чел. соответственно).

Анализируя динамику средней людности по субъектам, отметим, что в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Дагестане на протяжении всего периода наблюдалось увеличение показателя средней людности. В межпереписной период 1970-1979 гг. в Адыгее отмечено некоторое сокращение показателя, процесс сокращения прошел в Ингушетии и Чечне в последний межпереписной период 20022010 гг.

Таблица 1

Густота сети (пос./100 кв.км) и средняя людность (чел.) сельских поселений по республикам Северного Кавказа в 1959 - 2010 гг.

Густота поселений (пос./100 кв.км) Средняя людность (чел.)

Субъекты 1959 197 0 1979 1989 200 2 201 0 195 9 197 0 197 9 198 9 2002 2010

Республика Адыгея 4,7 3,6 3,3 3,0 3,3 2,9 616 850 848 899 947 991

Республика Дагестан 6,4 3,3 3,2 3,1 3,2 3,2 237 562 631 656 918 977

Республика Ингушетия - - - - 1,9 1,9 - - - - 6556 5789

Чеченская Республика 2255 2502

Кабардино -Балкарская Республика 3,2 1,6 1,3 1,3 1,3 1,3 645 155 9 174 6 180 9 2328 2330

Карачаево-Черкесская Республика 1,9 1,1 1,0 0,9 1,0 1,0 823 146 5 150 0 161 6 1769 1988

Республика Северная Осетия-Алания 3,0 2,5 2,2 2,2 2,2 2,6 889 984 108 0 111 8 1174 1305

Все республики 4,0 2,7 2,5 2,5 2,5 2,5 445 835 948 102 8 1686 1767

В 1959-2010 гг. основные процессы трансформации были связаны с концентрацией населения в крупных по численности сельских населенных пунктах, в основном административных центрах.

Наименее устойчивыми являются поселения людностью от 200 до 1000 чел., в то время как доля поселений до 200 чел. и более 1000 чел. росла за счет поляризации средних поселений и их перехода в другие категории. Эти тенденции характерны для всех субъектов региона.

Если в Республике Адыгея в 2010 г. 80% сельского населения проживало в населенных пунктах крупнее 1000чел., то в Северной Осетии - Алании только в населенных пунктах крупнее 5000 чел. проживало более половины сельского населения, и совсем незначительная доля размещалась в населенных пунктах с числом жителей меньше 200 чел. Подавляющая доля населения Республики Ингушетия (84%) проживала в населенных пунктах крупнее 5000 чел.

Похожей динамикой по перераспределению сельского населения обладали республика Северная Осетия - Алания и Кабардино-Балкария, в которых значительно увеличилась доля жителей самых крупных населенных пунктов (более 5000 чел.). В Северной Осетии же наблюдался процесс не столько укрупнения, сколько поляризации. Тем самым росла доля не только поселений крупнее 5000 тыс. жителей, но и мельчайших с числом жителей до 100 чел.

Региональные различия трансформации сельского расселения привели к диспропорциям в развитии сельской поселенческой сети. Они были связаны с ростом числа крупных поселений и уменьшением доли малых и средних в одних республиках (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Дагестан) и увеличением удельного веса как крупных, так и малых поселений при сокращении доли средних в других (Адыгея, Северная Осетия - Алания). Во всех субъектах активно происходил процесс концентрации населения в наиболее крупных по численности сельских населенных пунктах, росла плотность сельского населения и средняя людность сельских поселений.

Список литературы

1. Бубаева Т.Ю. Методические подходы к оценке системы расселения в регионе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vseup.ru/static/articles/Bubaeva.pdf

2. Турун П.П. Региональные особенности сельского расселения Юга России / П.П. Турун //Вестник СГУ. - 2010. - № 69 (4). - С.170-176.

3. Турун П.П., Чернова, И.В. Геоинформационный анализ эволюции расселения Республик Северного Кавказа//ИнтерКарто/ИнтерГИС-21. Устойчивое развитие территорий: картографо-геоинформационное обеспечение: материалы Междунар. Науч. Конф. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. - С. 149-153.

4. Ходжаев Д.Г., Вишнякова В.С., Глабина Н.К. Эффективность расселения: проблемы и суждения. - М.: Мысль. - 1982. с. 204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.