УДК 331.103
Магомедова К.И. студент 4 курса кафедра «Экономика и менеджмент» Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова научный руководитель: Лапочкина Л.В., к.э.н.
доцент
Россия, г. Северодвинск
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТИПОВ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Аннотация:
Статья посвящена типам корпоративной культуры. В статье описывается мнение двух авторов относительно существующих типов корпоративной культуры. Указаны характеристики каждого типа и их влияние на организацию. Проведена оценка общих и отличительных сторон.
Ключевые слова: корпоративный, культура, тип, анализ, сравнение, менеджмент.
Magomedov K.I.
student
4th year, Department of Economics and management» Northern (Arctic) Federal University. M. V. Lomonosov
Russia, Severodvinsk Supervisor: Lapochkina L. V.
Ph. D., associate Professor COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TYPES OF CORPORATE
CULTURE
Annotation:
The article is devoted to the types of corporate culture. The article describes the opinion of two authors on the existing types of corporate culture. The characteristics of each type and their impact on the organization are specified. An assessment of common and distinctive features was made.
Keywords: corporate, culture, type, analysis, comparison, management.
Все компании, работающие на рынке, имеют свою систему ценностей. Одной из составляющих этой системы в организации является корпоративная культура. То, как менеджер строит и использует корпоративную культуру, имеет огромное значение для деятельности всей компании. Корпоративная культура оказывает влияние на отношение каждого работника ко всей компании в целом, ее сотрудникам, руководителю и клиентам.
Для каждой компании характерен свой тип корпоративной культуры в зависимости от политики компании, ее ценностей и других различных
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018
htto://forum-nauka.ru
142
параметров.
Так, Ф. Тромпенаарс выделяет следующие типы корпоративной культуры, представленные в таблице 1.
_Таблица 1 - Типы корпоративных культур по Ф. Тромпенаарсу
Тип Описание
Инкубатор Корпоративная культура, которая ориентируется на достижения
Семья Корпоративная культура, которая ориентируется на власть
Управляемая ракета Корпоративная культура, которая в приоритет ставит цели и задачи
Эйфелева башня Корпоративная культура, которая ориентирована на роли
Рассмотрим каждый тип подробнее. [1]
1. Инкубатор. Согласно концепции организация играет роль инкубатора, который обеспечивает необходимые условия для самосовершенствования человека. Целью инкубатора является создание свободы для каждого человека, обеспечение минимальных временных затрат на добычу средств существования. Инкубатор представляет собой небольшую группу единомышленников, которые получают удовольствие от процесса их творчества. Процесс принятия изменений в таком коллективе происходит быстро.
2. Семья. Руководитель в организации с таким типом культуры принимается за заботливого отца, который обладает большими полномочиями по сравнению с детьми. Организация такого типа уделяет внимание развитию личности, ценит личное впечатление о человеке, а не эмпирическое знание о нем. Ценятся личные беседы, внимание уделяется человеку, а не делу, которое он выполняет. Изменения в компании этого типа могут быть по причине смены политику, которую определяет руководство.
3. Управляемая ракета. Этот тип культуры ориентирован на достижение цели, задачи любой ценой. Все участники команды делают все, что от них зависит для достижения цели. Отношения между участниками группы создаются только на время выполнения проекта, особая привязанность между людьми отсутствует. Изменения в деятельности происходят мгновенно, люди не задерживаются долго на одной позиции.
4. Эйфелева башня. При данном типе культуры каждый уровень иерархии подчиняется вышестоящему уровню. Карьерный рост в таких компаниях основан на профессиональных знаниях, умениях и навыках. Возможность продвижения по службе обусловлена получением навыков, учебой. Люди в такой культуре воспринимаются как ресурсы, капитал. Все изменения это просто перестановка кадров и смена их ролей.
В отличие от Ф. Тромпенаарса социолог С. Хенди выделяет иные типы корпоративной культуры. Рассмотрим их ниже. [2]
1. Культура, основанная на власти. В центре структуры находится один источник власти, который контролирует все происходящее вокруг. Источником власти является лидер, который имеет право решающего голоса. Тип культуры подходит небольшим организациям, где власть распределяется на небольшое количество сотрудников. Организации с этим типом быстро реагируют на изменения и принимают решения.
2. Культура с акцентом на роль. Для данного типа культуры характерно принятие решений по правилам и инструкциям, а власть определяется ролевым положением в организационной структуре. Культура нацелена на стабильность, не резкие изменения.
3. Культура, ориентированная на задачу. В данном типе власть основана на компетенции сотрудника, а не на положении в иерархии. Цели всей организации ставятся выше индивидуальных целей, что помогает достигать наибольшей эффективности при использовании ресурсов и распределении работы между сотрудниками. Данный тип корпоративной культуры быстро и легко реагирует на происходящие изменения.
4. Культура с акцентом на личность. Все внимание здесь сосредоточено на личности и ее творческом развитии. Организация создается для достижения личных целей сотрудников, а сама организация лишь объединяет и координирует сотрудников. Отношения среди работников строятся на договоренности, а власть практически отсутствует.
Таким образом, видно, что хоть два автора по-разному именуют типы корпоративной культуры, они схожи между собой. Так, эйфелева башня Ф. Тромпенаарса похожа на культуру, основанную на власти, описанную С. Хенди, а инкубатор похож на культуру с акцентом на личность. Культура с акцентом на роль С. Хенди похожа на тип семья Ф. Тромпенаарса, а управляемая ракета похожа на культуру, ориентированную на задачу. Хоть выделенные типы и имеют некоторые различия между собой и свои особенности, но в целом они описывают одинаковые моменты жизнедеятельности организации.
Использованные источники:
1. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник / Т.Н. Персикова. - М.: Логос, 2011. - 288 с.
2. Баумгартен Л.В. Корпоративная культура и управление персоналом в туризме: теория и практика: Учеб. пособие.- М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 320 с.