Научная статья на тему 'Сравнительный анализ технической подготовленности питчера в софтболе на этапе спортивной специализации'

Сравнительный анализ технической подготовленности питчера в софтболе на этапе спортивной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
320
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОФТБОЛ / ПИТЧЕР / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПОДАЧА МЯЧА / ЭТАП СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / SOFTBALL / PITCHER / TECHNICAL READINESS / BATTING / SPORTS SPECIALIZATION STAGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агапов Денис Викторович, Ушакова Юлия Владимировна

Проведён анализ уровня подготовленности «питчера» в софтболе на этапе спортивной специализации, как базового условия для совершенствования технической подготовленности, основанного на использовании дополнительных упражнений, направленных на скоростно-силовые способности, меткость, упражнения направленные на формирование техники подачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Агапов Денис Викторович, Ушакова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF TECHNICAL READINESS OF PITCHER IN SOFTBALL AT THE STAGE OF SPORTS SPECIALIZATION

The training level analysis of a “pitcher” in softball is carried out at the stage of sport specialization as a framework condition to improve technical competence based on using additional exercises which are aimed at fast-moving power capabilities, accuracy, exercises focused on the formation of inning techniques.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ технической подготовленности питчера в софтболе на этапе спортивной специализации»

№ 3 (33)

• 7universum.com

UNIVERSUM:

, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

март, 2017 г.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПИТЧЕРА В СОФТБОЛЕ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Агапов Денис Викторович

канд. наук по физическому воспитанию и спорту, старший преподаватель кафедры спортивных игр и гимнастики Таврической академии (ФГОАУ ВО), Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 295007, РФ, Республика Крым, г. Симферополь, проспект академика Вернадского, 4

E-mail: agapov1. ru@mail.ru

Ушакова Юлия Владимировна

преподаватель Крымского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», 295006, РФ, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко/пер. Студенческий, 5/2

E-mail: yulechka_ushakova_93@mail.ru

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF TECHNICAL READINESS OF PITCHER IN SOFTBALL AT THE STAGE OF SPORTS SPECIALIZATION

Denis Agapov

candidate of Physical Training and Sport, senior lecturer in sports games and gymnastics Taurida Academy,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, 295007, Russia, Republic of Crimea, Simferopol, Vernadsky Academician Prospect, 4

Julia Ushakova

lecturer of Crimean branch of "Russian State University ofjustice" 295006, Russia, Republic of Crimea, Simferopol, Str. Studencheskijper., 5/2

АННОТАЦИЯ

Проведён анализ уровня подготовленности «питчера» в софтболе на этапе спортивной специализации, как базового условия для совершенствования технической подготовленности, основанного на использовании дополнительных упражнений, направленных на скоростно-силовые способности, меткость, упражнения направленные на формирование техники подачи.

ABSTRACT

The training level analysis of a "pitcher" in softball is carried out at the stage of sport specialization as a framework condition to improve technical competence based on using additional exercises which are aimed at fast-moving power capabilities, accuracy, exercises focused on the formation of inning techniques.

Ключевые слова: софтбол, питчер, техническая подготовленность, подача мяча, этап спортивной специализации.

Keywords: softball, pitcher, technical readiness, batting, sports specialization stage.

Актуальность. Рост спортивных результатов во многом зависит от того, какова рациональная техника выполнения соревновательных упражнений и насколько эффективно спортсмены ею владеют. Важное место в этом вопросе принадлежит научному обоснованию строения двигательных действий, т.е. раскрытию основных механизмов, лежащих в основе их выполнения.

Для решения данной проблемы в биомеханике используют разные исследовательские подходы, такие как, формально-логический [1, 2], метод регрессионных остатков [3, 5], метод поиска и выделения основных биомеханизмов двигательных действий [5, 8, 9, 10] и другие.

В спортивных играх, в том числе и в софтболе, изучение техники осложняется большим объемом двигательных действий и разнообразием их выполнения в зависимости от игровой ситуации и индивидуальных особенностей спортсменок [4, 10, 12]. Основой спортивного мастерства по праву является техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры [6, 7, 11].

В настоящее время практически отсутствуют количественные данные о технике бросков в софтболе, особенно питчерского броска, от эффективности выполнения которого во многом зависит успех команды. Более того, количество питчеров в команде

Библиографическое описание: Агапов Д.В., Ушакова Ю.В. Сравнительный анализ технической подготовленности питчера в софтболе на этапе спортивной специализации // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 3(33). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4409

№ 3 (33)

невелико, обычно 2-3. Во многом это объясняется тем, что техника выполнения этого броска отличается от бросков полевых игроков не только по кинематике, но и по структуре, и многим из них не доступна. Наличие данных о закономерностях техники питчерского броска позволит улучшить методику подготовки питчеров в командах [10, 11]. Именно поэтому обучение техники броска питчера так важна, а тема исследования является актуальной.

Цель исследования - провести сравнительный анализ технической подготовленности питчера в софтболе на этапе спортивной специализации.

Задачи исследования:

1. Систематизировать данные специальной литературы относительно обучения и совершенствования подачи питчера, изучить роль и значимость данных процессов для спортивной подготовки юных софтболи-сток.

2.Изучить уровень специально-физической и технической подготовленности питчеров 14-16 лет.

3.Обосновать эффективность использования комплексов физических упражнений, направленных

март, 2017 г.

на повышение уровня специально-физической и технической подготовленности питчера на этапе спортивной специализации.

Методы исследования: 1) Теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы. 2) Метод тестов. 3) Анализ протоколов соревнований. 4) Педагогический эксперимент. 5) Методы математической статистики.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных софтболисток.

Предмет исследования: средства и методы применяемые для обучения и совершенствования техники подачи питчера.

Результаты исследования: параметры, оценивающие техническую подготовленность питчера в софтболе (такие, как прыгучесть, контроль или меткость подачи, среднее количество пропущенных очков (ERA)), были использованы нами в качестве критериев, позволяющих судить о влиянии предложенных нами комплексов упражнений на техническую подготовленность питчера в софтболе и, в конечном итоге, на спортивный результат.

Таблица 1.

Показатели уровня специально-физической и технической подготовленности питчера в софтболе

основной (п=5) и контрольной группы (п=5)

Показатели: Значения показателей

основная группа Контрольная группа р

x Sx x Sx

Высота подскока (см) 31,72 0,79 31,68 0,77 >0,05

Прыжок в длину с места (см) 166,3 5,36 159,98 8,3 >0,05

Оценка меткости броска софтбольного мяча (кол-во попаданий) 5,6 0,64 5,4 0,43 >0,05

Метание теннисных мячей в цель (кол-во попаданий) 1,4 0,21 1,2 0,21 >0,05

Метание софтбольного мяча на дальность (м) 26,02 1,29 26,14 1,72 >0,05

Уровень точности "pitch " (кол-во попаданий) 1 0,21 1,2 0,21 >0,05

Среднее количество пропущенных очков пит-чером 9,50 0.33 9,93 0,87 >0,05

Полученные данные, касающиеся общего уровня развития технической подготовленности питчера, свидетельствуют о том, что значения показателей практически равны, следует полагать, что техническая кондиция у софтболисток основной и контрольной группы до эксперимента ничем не отличалась и являлась относительно одинаковой по оцениваемым показателям.

Далее для повышения уровня технической подготовленности питчера, а именно: специально-физической и технической подготовленности, нами был проведён педагогический эксперимент основанный на внедрении комплексов упражнений, в процессе спортивной подготовки софтболисток. Для развития технической подготовленности питчера применялся Комплекс №1. Упражнения с софтбольными мячами в парах: «Броски снизу с различных расстояний», упражнение «Маятник», «Броски снизу под коленкой», упражнение «Стоя возле стены». Для формирования специально-физической подготовленности

были подобран Комплекс №2. Упражнения с утяжеленными мячами весом 1кг (для развития силы кисти и мощности броска снизу) в парах: «Броски снизу с различных расстояний и исходных положений», так же Комплекс №3 Прыжковые упражнения (для развития прыгучести, силы, выносливости): «Прыжки на тумбу», «Бег с прыжками», «Прыжки в длину с имитацией подачи питчера», «Прыжки в длину с утяжелителями». Основой наших комплексов, являлось то, что упражнения специально-физической подготовки проводились в основной части тренировки 2 раза в неделю, а упражнения направленные на технику 3 раза в неделю.

После проведения педагогического эксперимента (формирующего), с использованием предложенной нами батареи тестов, был изучен уровень развития наиболее значимых показателей у софтболи-сток контрольной группы. Между показателями этой группы до и после эксперимента не выявлено суще-

№ 3 (33)

ственных различий, что так же отражается в результатах анализа показателей: оценка меткости броска софтбольного мяча (кол-во попаданий) до эксп. =5,4±0,43 после эксп. = 6,4±0,43; уровень точности "pitch" (кол-во попаданий) до эксп. =1,2±0,21 после эксп. =1,6±0,21, изменились не значительно.

Далее нами были проанализированы показатели в основной группе до и после эксперимента, которые представлены в таблице 2, свидетельствуют о том,

март, 2017 г.

что в основной группе по итогам проведенной нами работы, показатели достоверно возросли: меткости броска софтбольного мяча равнялась до эксперимента 5,6±0,64 после 9,6±0,43(кол-во); уровень точности "pitch" (кол-во попаданий) был равен до эксп. 1±0,21 после эксп. 3,2±0,43 (м); среднее количество пропущенных очков питчером равнялось до эксп. 9,5±0,33, а после эксп, достаточно уменьшилось =7,25±0,55.

Таблица 2.

Показатели уровня специально-физической и технической подготовленности питчера в софтболе /у

основной группы (п=5) до и после эксперимента

Показатели: Значения показателей

до эксперимента после эксперимента Р

x Sx x Sx

Высота подскока (см) 31,72 0,79 37,42 0,79 <0,05

Прыжок в длину с места (см) 166,3 5,36 180,3 7,17 <0,05

Оценка меткости броска софтбольного мяча (кол-во попаданий) 5,6 0,64 9,6 0,43 <0,05

Метание теннисных мячей в цель (кол-во попаданий) 1,4 0,21 3 0,43 <0,05

Метание софтбольного мяча на дальность (м) 26,02 1,29 34,88 1,5 <0,05

Уровень точности "pitch " (кол-во попаданий) 1 0,21 3,2 0,43 <0,05

Среднее количество пропущенных очков питчером 9,5 0,33 7,25 0,55 <0,05

Можно констатировать, что внедрение предлагаемых комплексов упражнений с целью углубленного изучения и совершенствования уровня специально-физической и технической подготовленности пит-чера в учебно-тренировочный процесс, позволяет устранить негативные тенденции, сложившиеся в системе подготовки питчера. Заключается это в том, что особое внимание нужно уделять не целостной подачи питчера, а применив метод расчлененного характера, и разделив подачу снизу на отдельные звенья, обучая ее по отдельности, так как подача пит-

чера отличается высокой сложностью. Важно, уделять особый интерес специально-физической подготовленности развитию силы кисти и мощности броска снизу.

Изучив метание софтбольного мяча у спортсменок 14-16 лет, мы получили показатели бросков на дальность, которые представлены в виде диаграммы на рисунке 1. где видно, что у исследуемых основной группы до эксперимента показатель бросков составлял 26,02 м., а после эксперимента значительно возрос, и стал равняться 34,88 м.

Рисунок 1. Показатели уровня метания софтбольного мяча на дальность основной группы (п=5) до и после

эксперимента

Так техническая подготовленность питчеров ос- низком уровне, а после эксперимента достигла высо-новной группы имела результаты до эксперимента на кого уровня.

№ 3 (33)

Таким образом, разработанные нами комплексы упражнений (Комплекс №1. «Упражнения с софт-больными мячами в парах», Комплекс №2. «Упражнения с утяжеленными мячами весом 1кг в парах», Комплекс №3 «Прыжковые упражнения»), воздействие которых было направлено на улучшение наиболее значимых критериев, достоверно повлияли на повышение их уровня.

Выводы:

1. Выявлено, что подача мяча питчером, является ключевым приемом в софтболе, а так же считается сложно-техническим действием, поэтому на этапе спортивной специализации питчеру очень важно иметь достаточный уровень специальной физической и технической подготовленности.

2. Данные показатели подготовленности питчера на этапе спортивной специализации 14-16 лет, свиде-

март, 2017 г.

тельствуют о среднем уровне специально-физической подготовленности, а техническая подготовленность питчера выявлена на недостаточном уровне их компетентности. Исходя из полученных данных, предложенный комплекс упражнений, был направлен на углубленное изучение и совершенствование уровня специальной физической и технической подготовленности питчера.

3. Доказана эффективность использования комплексов физических упражнений, применяемых для повышение уровня специально-физической и технической подготовленности питчера на этапе спортивной специализации. Определено, что одним из условий повышения технической подготовленности юных питчеров, является применение особого внимания на специальную физическую и техническую подготовленность спортсменок.

Список литературы:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры) / Б.А. Ашмарин. - М.: «Физкультура и спорт». - 1978. -223 с.

2. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа / В.Б. Коренберг. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 208 с.

3. Ланка Я.Е., Биомеханика толкания ядра / Я.Е. Ланка, Ан.А. Шалманов -М.: Физкультура и спорт, 1982. -73 с.

4. Особенности структуры соревновательной деятельности игроков в лапту. К.п.н, доцент А.Ю. Костарев Башкирский государственный педагогический университет, Уфа. [Электронный документ]. -(http://xreferat.com/103/384-1-osobennosti-struktury-sorevnovatel-noiy-deyatel-nosti-igrokov-v-laptu.html.) Проверено 18.02.2017г.

5. Селуянов В.Н. Биомеханизмы как основа развития биомеханики движений человека (спорта) / В.Н. Селуя-нов, Ан.А. Шалманов, Айед Берхаем, К.А. Анненков, А.В. Григоренко // Теория и практика физ. культуры. -1995. - № 7. - С. 6-10.

6. Софтбол. Образовательная программа многолетней подготовки по софтболу. - Одинцово. - 2015. - 84с.

7. Суворов В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности / В.В. Суворов. - Краснодар, 1996. - 160 с.

8. Царенко А.В. Софтбол. Правила софтбола (быстрая подача) / А.В. Царенко, Т. Н. Ромашева. -М.: Основа, 2006. - 230с.

9. Шалманов Ал.А. Основные механизмы взаимодействия с опорой в прыжковых упражнениях / Ал.А. Шалманов, Ан.А. Шалманов // Методические рекомендации для слушателей Высшей школы тренеров, факультетов усовершенствования и *повышения квалификации. - М.: ГЦОЛИФК, 1990. - 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Юзвенко Г.В. Биомеханизмы техники броска питчера в софтболе / Г.В. Юзвенко // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - С. 242-248.

11. Юзвенко Г.В. Структура перемещающих действий и оценка их эффективности (на примере софтбола): дис. канд. пед. наук: спец. 01.02.08 - биомеханика / Г.В. Юзвенко. - М.: 2000. - 114с.

12. Alexander, M. J. L. Softball Pitching: Analysis of Two Elite Manitoba Pitchers/ M.J. Alexander . - Unpublished research paper, University of Manitoba, 2008. - 60p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.