Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ДИСТАНЦИОННОЕ / ОЧНОЕ / ОБУЧЕНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пучкова Л. Л.

Данная статья освещает итоги осуществления сравнительного анализа субъективного благополучия у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения. По итогам эмпирического исследования субъективного благополучия у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения выяснилось, что степень субъективного благополучия различается, в соответствии с формой обучения: в период дистанционного обучения степень субъективного благополучия студентов-психологов была значительно ниже, по сравнению с периодом возврата к очной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пучкова Л. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF SUBJECTIVE WELL-BEING IN PSYCHOLOGY STUDENTS DURING FULL-TIME STUDY AND DISTANCE LEARNING

This article highlights the results of a comparative analysis of the subjective well-being of psychology students in the period of classroom and distance learning. The purpose of the article is to present the results of a comparative analysis of the subjective well-being of psychology students in the period of classroom and distance learning. In an earlier empirical study carried out in 2020 on the basis of the Faculty of Psychology of the KFU. 80 psychology students of the 3rd, 4th and 5th courses of study aged from 22 to 27 years participated. The following diagnostic base was used: Riff K. scale of psychological well-being (Lepeshinsky N.N. version), Sokolova M.V. scale of subjective well-being, Etkind A.M. color relationship test ("students' assessment of their own self", "my life", "my health", "my studies"), the questionnaire "Level of subjective control" (USK) authors: Bazhin E.F., Golynkina E.A., Etkind A.M. As a result of the diagnosis of the specifics of subjective well-being of students during the distance using messengers, online versions of tests, it turned out that the content elements of the subjective well-being of psychology students were: emotional assessment of satisfaction with life and somatic health, relationships with others, subjective control, psychological well-being, formed life goals, the ability to influence the surrounding reality. After the easing of quarantine measures on the territory of the Republic of Crimea in 2021, students were able to gradually return to their usual form of education, attend seminars and workshops. In the same experimental sample of students of the Faculty of Psychology, repeated testing was conducted to identify changes in the previously studied components of subjective well-being using identical tools. As a result of comparing the elements of subjective well-being of psychology students during the period of classroom and distance learning, it was found that the remote nature of training negatively affected their sense of psychological well-being and life satisfaction, general well-being, and self-attitude. In turn, the full-time study format is characterized by a significant increase in subjective well-being, a positive emotional attitude to life, general well-being, and higher education. According to the results of an empirical study of the subjective well-being of psychology students during classroom and distance learning, it was found that the degree of subjective well-being of psychology students differs, according to the form of training: during distance learning, the degree of subjective well-being of psychology students is lower, compared with the period of return to full-time education. The degree of positive emotional attitude to the learning process and self-attitude is significantly lower, compared to the indicators obtained during the classroom form of training. In comparison with the period of the distance, the psychological stress and frustration decreased, the feeling of psychological well-being, satisfaction with life and learning increased.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 1. С. 121-128.

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Пучкова Л. Л.

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: persik_73@mail.ru

Данная статья освещает итоги осуществления сравнительного анализа субъективного благополучия у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения. По итогам эмпирического исследования субъективного благополучия у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения выяснилось, что степень субъективного благополучия различается, в соответствии с формой обучения: в период дистанционного обучения степень субъективного благополучия студентов-психологов была значительно ниже, по сравнению с периодом возврата к очной форме обучения. Ключевые слова: субъективное благополучие, студенты-психологи, дистанционное, очное, обучение, сравнительный анализ, период.

ВВЕДЕНИЕ

Новая для современной системы высшего образования ситуация экстренного внедрения дистанционной формы обучения, обусловленная пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, раскрыла социальную и научную значимость проблематики изучения не только качества образования, получаемого студентами, но и измерения их субъективных ощущений в указанный период, в частности субъективного благополучия.

В работах ряда отечественных исследователей (Айсмонтас Б. Б., Арбузова Е. Н., Александрова Л. А., Бородовицына Т. О., Соколовская И. Э.) появились упоминания о том, что, невзирая на все имеющиеся преимущества дистанта, очная, аудиторная форма обучения, предполагающая живую тесную коммуникацию между преподавательским составом и студентами, остается приоритетной и предпочитаемой для участников образовательного процесса [1-5].

За время вынужденного дистанционного обучения у части студентов появились неудовлетворенность получаемым образованием и качеством взаимодействия, которые трансформировали субъективное благополучие в сторону его понижения (Безносенко А. М., Сорокин М. Ю., Харламова Т. М.) [6-8].

В связи с этим, актуальность приобретает изучение соотношения элементов субъективного благополучия у студентов в период очного и дистанционного обучения.

Цель статьи - представление итогов сравнительного анализа субъективного благополучия у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения.

121

Объект - субъективное благополучие студентов-психологов.

Предмет - особенности субъективного благополучия у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В ранее осуществленном эмпирическом исследовании (2020 г.) на базе факультета психологии КФУ им. В. И. Вернадского участвовали 80 студентов-психологов 3, 4 и 5 курсов обучения в возрасте от 22 до 27 лет. Использовалась следующая диагностическая база: шкала психологического благополучия Рифф К. (версия Лепешинского Н. Н.), шкала субъективного благополучия Соколовой М. В., цветовой тест отношений (ЦТО) Эткинда А. М. («оценка студентами собственного Я», «моя жизнь», «мое здоровье», «моя учеба»), опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) авторы: Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М.

В результате диагностики специфики субъективного благополучия у студентов во время дистанта при помощи мессенджеров, он-лайн версий тестов, выяснилось, что содержательными элементами субъективного благополучия студентов-психологов выступили: эмоциональная оценка удовлетворенности жизнью и соматическим здоровьем, взаимоотношениями с окружающими, субъективный контроль, психологическое благополучие, сформированные жизненные цели, способность влиять на окружающую действительность.

После послабления карантинных мер на территории Республики Крым в 2021 году, студенты получили возможность постепенно возвращаться к привычной форме обучения, посещать семинары, практикумы [8]. В связи с этим на той же экспериментальной выборке студентов 4-6 курсов психологического факультета было проведено повторное тестирование с целью выявления изменений, относительно ранее изученных компонентов субъективного благополучия, при помощи идентичного, ранее использованному, инструментария: шкала психологического благополучия Рифф К., шкала субъективного благополучия Соколовой М. В., цветовой тест отношений Эткинда А. М., опросник «Уровень субъективного контроля» (Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М.).

Сравнение тестовых показателей студентов, полученных в 2020 году, во время дистанционного обучения, с показателями 2021 года, осуществлялось при помощи математического критерия Т Вилкоксона и позволило определить достоверность положительных сдвигов по всем показателям диагностического инструментария.

Ретестирование с помощью шкалы субъективного благополучия М. В. Соколовой в выделенных на первом этапе исследования трех группах студентов с низкой (30%), средней (45%) и высокой (25%) степенью субъективного благополучия показало, что произошли сдвиги средних значений. У студентов-психологов на дистанте индекс субъективного благополучия равнялся 5 стенам, они демонстрировали недовольство жизненной ситуацией. Ситуация через год изменилась - индекс субъективного благополучия снизился до 3 стенов, уменьшилось напряжение, характеристики психиатрической симптоматики, возросла удовлетворенность жизнедеятельностью, что, в соответствии с

122

интерпретацией методики, свидетельствует в пользу положительной динамики (р<0.05).

Сравнение показателей при очной и дистанционной форме получения высшего образования у студентов представлено на рисунке 1.

Индекс субъективного благополучия Удовлетворенность повседневной деятельностью

Самооценка здоровья Значимость социального окружения Изменения настроения Признаки психиатрической симптоматики Напряженность и чувствительность

0

2 4 6 8 10 12

□ Дистанционная форма □ Очная форма

Рис. 1. Соотношение составляющих субъективного благополучия у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения.

Примечание: * - уровень статистической значимости, р<0.05, есть различия;

** - Р>0.5, нет различий.

Из рис. 1 видно, что изменения не достигают статистически значимого уровня (р>0,5) только по показателям самооценки здоровья и настроения, значимости социального окружения.

По данным ретестирования с помощью шкалы психологического благополучия Рифф К., обнаружена трансформация показателей полученных ранее в выборке: степень психологического благополучия была средней (350), стала высокой (371).

Итог математического анализа выведен на рисунок 2.

В положительную сторону произошли изменения по всем показателям: увеличилось при очной форме обучения самопринятие (60,8), целенаправленность (63,2), автономия (58,2), управление средой (61,2), позитивные взаимоотношения (64,5). Проверка с помощью сравнения средних по критерию Вилкоксона показала, что динамика есть у студентов во время дистанта и очного обучения, относительно самопринятия, способности управлять средой, психологического благополучия (р<0.05). То есть студенты-психологи почувствовали себя более уверенно, защищено, обучение стало более осмысленным.

123

Психологическое благополучие Самопринятие Цель в жизни Личностный рост Управление средой Автономия Положительные отношения

И 371 350

0 50 100 150 200 250 300 350 400

□ Дистанционная форма □ Очная форма

Рис. 2. Соотношение составляющих психологического благополучия у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения.

Примечание: * - уровень статистической значимости, р<0.05, есть различия;

** - Р>0.5, нет различий.

Сопоставление цветовых выборов, относительно показателей самоотношения, здоровья, жизни и обучения у психологов, по «Цветовому тесту отношений» Эткинда А. М., предоставило возможность зафиксировать сдвиги в сторону увеличения позитивного эмоционального отношения к себе, к своей жизни, учебе и здоровью после выхода из карантина и возврата к очной форме обучения. Частота присвоения цвета в ЦТО у студентов-психологов во время очного и дистанционного обучения приведена ниже в табл. 1.

Таблица 1

Частота присвоения цвета в ЦТО у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения

Цвет Я Я (ОФ мое мое моя моя моя моя

(ДФ) здоро здоро жизнь жизнь учеба учеба

вье (ДФ) вье (ОФ) (ДФ) (ОФ) в вузе (ДФ) в вузе (ОФ)

Синий 15 15 15 17 14 16 12 8

Зеленый 15 19 17 18 16 16 10 7

Красный 22 20 18 19 14 19 10 35**

Желтый 22 24 20 21 18 24 18 30*

Фиолетовый 6 2 10 5 16 5* 5* -

Коричневый - - - - 2** - 5** -

Черный - - - - - - 5** -

Серый - - - - - - 15** -

Примечание: ДФ - дистанционная форма; ОФ - очная форма; * - различия достоверны на уровне р<0.05, ** - на уровне р<0.001.

124

Подсчет при помощи многофункционального критерия Фишера процентного соотношения выборов цвета при разной форме обучения у студентов, показал, что исчезли выборы серого, коричневого и черного цветов для характеристики учебы: было по 2%, 5% и 15%, стало 0% (ф крит. = 3, р<0.001). Достоверно реже встречаются выборы фиолетового цвета студентами в период очного обучения, относительно собственной жизни (16%/5%, ф крит.=2,35, р<0,05), а также обучения в вузе (5%/0%, ф крит. = 3, р<0,001).

В очный период обучения в вузе у студентов стали преобладать основные цвета - красный и желтый цвет, в отношении характеристики учебы, что указывает на увеличение положительной эмоциональной окраски ситуации: 30%/18%, ф крит. = 1,78, р<0,05; 35%/10%, ф крит. = 3,9, р<0,001.

Следовательно, обучение стало для студентов менее стрессогенным, по сравнению с дистанционным форматом, чувственный фон настроения изменился.

Сравнительный анализ особенностей субъективного контроля (опросник УСК) в период дистанционного [11] и очного обучения показал, что произошли изменения по всем шкалам, что наглядно видно из рисунка 3. Однако различия в средних находятся в диапазоне от 0,2-0,7, что не позволило обнаружить значимых достоверных изменений в субъективном контроле у студентов, в соответствии с формой обучения. Индекс общей интернальности в обоих случаях свидетельствует в пользу выраженности субъективного контроля.

Рис. 3. Соотношение субъективного контроля у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения.

Следовательно, субъективное благополучие студентов-психологов детерминировано актуальными социальными переменами и событиями, а готовность принимать ответственность за происходящее во всех областях жизни, то есть субъективный контроль является неизменной характеристикой в данном случае.

125

ВЫВОДЫ

1. В результате сопоставления элементов субъективного благополучия у студентов-психологов за период очного и дистанционного обучения выяснилось, что дистанционный характер обучения негативно сказывался на их ощущении психологического благополучия и удовлетворенности жизнью, общем самочувствии, самоотношении. В свою очередь очный формат учебы отличает значительное увеличение субъективного благополучия, положительного эмоционального отношения к жизни, к общему самочувствию, получению высшего образования.

2. Определены отличия, относительно выраженности элементов субъективного благополучия у студентов-психологов в период очного и дистанционного обучения: степень субъективного благополучия, положительного эмоционального отношения к процессу учебы и самоотношения значительно ниже, по сравнению с показателями, полученными во время очной формы обучения. По сравнению с периодом дистанта, снизилось психологическое напряжение, фрустрация, возросло ощущение психологического благополучия, удовлетворенность жизнью и обучением.

Список литературы

1. Айсмонтас Б. Б. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов) [Электронный ресурс] / Б. Б. Айсмонтас, Мд. А. Уддин // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2013. - Том 5. - № 4. - С. 288-302 - Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65841.shtml (дата обращения: 23.09.2020).

2. Александрова Л. А. Субъективное благополучие и саморегуляция учебной деятельности студентов в цифровой образовательной среде / Л. А. Александрова // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании фНТЕ 2020): сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19-21 ноября 2020 г. / Под ред. М. Г. Сороковой, Е. Г. Дозорцевой, А. Ю. Шеманова. - М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. - С. 372-378.

3. Арбузова Е. Н. Оценка психологического состояния и ресурсов совладающего поведения обучающихся образовательной организации МВД России в условиях самоизоляции / Е. Н. Арбузова, А.И. Семакова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 3 (87). - С. 218-226.

4. Бородовицына Т. О. Психологическое благополучие студентов в условиях дистанционного обучения / Т. О. Бородовицына // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2020. - № 12 (53). - Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskoe-blagopoluchie-studentov-v-usloviyakh-distantsionnogo-obucheniya.html (дата обращения:10.12.2020).

5. Соколовская И.Э. Социально- психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии СОУГО - 19 и самоизоляции / И.Э. Соколовская // Цифровая социология. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 46-54.

6. Безносенко А. М. Самоотношение студентов с разным уровнем психологического благополучия в период дистанционного обучения / А. М. Безносенко, М. В. Яворская // Научный журнал «Студенческий форум». - 2020. - № 24 (117). - С. 24-32.

7. Сорокин М. Ю. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии СОУГО -19 / М. Ю. Сорокин, Е. Д. Касьянов, Г. В. Рукавишников, О. В. Макаревич // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2020. - № 2. - С. 87-94.

126

8. Харламова Т. М. Специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 / Т.М. Харламова // Вестник Ш1ПУ. -Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2020. - С. 26-39.

9. Указ главы Республики Крым от 1 марта 2021 года № 46-У "О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года № 63-У" - Режим доступа: https://rg.ru/2021/03/01/krym-ukaz46-reg-dok.html (дата обращения: 20.03.2021).

10. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных /А. Д. Наследов - СПб.: Речь, 2008. - 392 с.

11. Пучкова Л. Л. Особенности субъективного благополучия студентов-психологов в период дистанционного обучения / Л. Л. Пучкова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2021. - Том 7 (73), № 4. - С. 150-160.

COMPARATIVE ANALYSIS OF SUBJECTIVE WELL-BEING IN PSYCHOLOGY STUDENTS DURING FULL-TIME STUDY AND DISTANCE LEARNING

Puchkova L. L.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: persik_ 73@>mail ru

This article highlights the results of a comparative analysis of the subjective well-being of psychology students in the period of classroom and distance learning. The purpose of the article is to present the results of a comparative analysis of the subjective well-being of psychology students in the period of classroom and distance learning. In an earlier empirical study carried out in 2020 on the basis of the Faculty of Psychology of the KFU. 80 psychology students of the 3rd, 4th and 5th courses of study aged from 22 to 27 years participated. The following diagnostic base was used: Riff K. scale of psychological well-being (Lepeshinsky N.N. version), Sokolova M.V. scale of subjective well-being, Etkind A.M. color relationship test ("students' assessment of their own self", "my life", "my health", "my studies"), the questionnaire "Level of subjective control" (USK) authors: Bazhin E.F., Golynkina E.A., Etkind A.M. As a result of the diagnosis of the specifics of subjective well-being of students during the distance using messengers, online versions of tests, it turned out that the content elements of the subjective well-being of psychology students were: emotional assessment of satisfaction with life and somatic health, relationships with others, subjective control, psychological well-being, formed life goals, the ability to influence the surrounding reality.

After the easing of quarantine measures on the territory of the Republic of Crimea in 2021, students were able to gradually return to their usual form of education, attend seminars and workshops. In the same experimental sample of students of the Faculty of Psychology, repeated testing was conducted to identify changes in the previously studied components of subjective well-being using identical tools.

As a result of comparing the elements of subjective well-being of psychology students during the period of classroom and distance learning, it was found that the remote nature of training negatively affected their sense of psychological well-being and life satisfaction, general well-being, and self-attitude. In turn, the full-time study format is

127

characterized by a significant increase in subjective well-being, a positive emotional attitude to life, general well-being, and higher education.

According to the results of an empirical study of the subjective well-being of psychology students during classroom and distance learning, it was found that the degree of subjective well-being of psychology students differs, according to the form of training: during distance learning, the degree of subjective well-being of psychology students is lower, compared with the period of return to full-time education. The degree of positive emotional attitude to the learning process and self-attitude is significantly lower, compared to the indicators obtained during the classroom form of training. In comparison with the period of the distance, the psychological stress and frustration decreased, the feeling of psychological well-being, satisfaction with life and learning increased.

Keywords: subjective well-being, psychology students, distance, full-time, training, comparative analysis, date.

References

1. Aysmontas B.B., Uddin Md. A., Comparative analysis of personal characteristics of full-time and distance learning students (on the example of psychology students), Psychological science and education psyedu.ru, 5, 4 (2013).

2. Alexandrova L.A., Subjective well-being and self-regulation of students learning activities in the digital educational environment, Digital Humanities and technologies in education, p. 372 (Moscow, 2020).

3. Arbuzova E.N., Semakova A.I., Assessment of the psychological state and resources of coping behavior of students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of self-isolation, Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 3, 218 (2020).

4. Borodovitsyna T.O., Psychological well-being of students in the conditions of distance learning, The World of Pedagogy and Psychology: an international scientific and practical journal, 12 (2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sokolovskaya I.E., Socio-psychological factors of student satisfaction in the conditions of digitalization of education during the COVID - 19 pandemic and self-isolation, Digital Sociology, 3, 46 (2020).

6. Beznosenko A.M., Yavorskaya M.V., Self-attitude of students with different levels of psychological well-being during distance learning, Scientific journal "Student Forum", 24, 24 (2020).

7. Sorokin M.Yu., Kasyanov E.D., Rukavishnikov G.V., Makarevich O.V., Psychological reactions of the population as a factor of adaptation to the COVID-19 pandemic, Review of psychiatry and medical psychology, 2, 87 (2020).

8. Kharlamova T.M., The specifics of the mental state and coping strategies of students in distance learning in the context of the COVID - 19 pandemic, Bulletin of the PGGPU, 1, 26 (2020).

9. Decree of the Head of the Republic of Crimea of March 1, 2021 No. 46-U ".

10. Nasledov A.D., Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data, 392 p. (St. Petersburg, 2008).

11. Puchkova L.L., Features of the subjective well-being of psychology students during distance learning, Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 7 (73), 4, 150 (2021).

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.