Научная статья на тему 'Сравнительный анализ структуры технологий человеко-машинного интерфейса'

Сравнительный анализ структуры технологий человеко-машинного интерфейса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫЙ ИНТЕРФЕЙС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЗУЛЬТАТО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / АЛГОРИТМ / HUMAN-MACHINE INTERFACE / RESULT-ORIENTED APPROACH / ALGORITHM / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хрусталев Виталий Игоревич

Рассматривается вопрос сравнительного анализа структуры технологий человеко-машинного интерфейса. Приводятся основные этапы алгоритма создания человеко-машинного интерфейса. Описываются основные блоки алгоритма, а также их последовательность и особенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF HUMAN-MACHINE INTERFACE TECHNOLOGIES

The paper deals with the comparative analysis of the structure of human-machine interface technologies. The main stages of the algorithm for creating the user interface are given. The main blocks of the algorithm are described, as well as their sequence and peculiarity.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ структуры технологий человеко-машинного интерфейса»

Кудрявцев Александр Михайлович, д-р воен. наук, профессор, pol18deligne@rambler. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного,

Смирнов Андрей Александрович, докторант, pol18deligne@rambler.ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного

PROCEDURES OF VEHICLE ROUTING ON ROUGH TERRAINBASED ON THE APPLICA TION OF DIGITAL LOCAL MODELS

P.A. Ageev, А.М. Kudrayvcev, А.А. Smirnov

The article is presented basic procedures of vehicle routing on rough terrain to radio monitoring objects using digital terrain model.

Key words: object, vehicle, radio monitoring, digital terrain model, tactical terrain characteristics, surface element.

Ageev Pavel Aleksandrovich, lecturer, pol18deligne@ rambler.ru, Russia, Saint-Petersburg, Military Academy of Telecommunications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Bydyonny,

Kudrayvcev Aleksandr Mikhailovich, doctor of military sciences, professor, pol 18deligne@rambler. ru, Russia, Saint-Petersburg, Military Academy of Telecommunications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Bydyonny,

Smirnov Andrey Aleksandrovich, postgraduate, pol 18deligne@rambler. ru, Russia, Saint-Petersburg, Military Academy of Telecommunications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Bydyonny

УДК 004.5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ИНТЕРФЕЙСА

В.И. Хрусталев

Рассматривается вопрос сравнительного анализа структуры технологий человеко-машинного интерфейса. Приводятся основные этапы алгоритма создания человеко-машинного интерфейса. Описываются основные блоки алгоритма, а также их последовательность и особенность.

Ключевые слова: человеко-машинный интерфейс, информационные технологии, результато-ориентированный подход, алгоритм.

В современном быстро меняющемся мире информационные технологии являются лидером процесса создания и внедрения новых технологий и подходов взаимодействия пользовательского интерфейса программного обеспечения и человека. Ключевым элементом взаимодействия оператора и информационных технологий является качественно проработанный и эргономичный человеко-машинный интерфейс (ЧМИ).

275

На сегодняшний день большой редкостью среди методов проектирования ЧМИ является применение подходов с использованием эффективных и систематических данных, полученных в результате экспериментов в полноценную структуру интерфейса. Это происходит в виду того, что разработчики не в полной мере используют результаты экспериментов, и опираются на мнение консультантов-маркетологов, а не конечных потребителей (пользователей) программного обеспечения.

Для того чтобы сделать подход максимально эффективным, необходимо внести некоторые коррективы в виде пошагового алгоритма действий создания моделей пользователей. Основная задача результато-ориентированного проектирования - сделать максимально эффективным процесс реализации программного обеспечения путем синтеза пользовательских предпочтений и проектирования оптимальных функций и решений ЧМИ, а также используя последние достижения в теоретических и прикладных разработка современных подходов.

Результато-ориентированный подход объединяет в себе методы опроса с увлеченными 1Т-проектом лицами, исследования маркетологов, компьютерное моделирование, использование сценариев в процессе проектирования, использование основного перечня принципов и шаблонов моделирования основных возможностей взаимодействия оператора с интерфейсом. Алгоритм состоит из шести основных блоков: исследования, моделирования, выработки требований, определение общей инфраструктуры, детализация и сопровождение.

1. Исследования. В процессе проведения анализа данных о потенциальной аудитории пользователей программного продукта в большинстве случаев используются интервью и наблюдения за активностью пользователей. В зависимости от предметной области могут быть использованы и дополнительные подходы: мониторинг маркетинговых исследований, конкурентный анализ, обзор материалов о технологиях, статей по стратегии брендинга, точечное проведение интервью с наиболее активными пользователями, ведущих экспертов в предметной области и специалистов по технологии.

2. Моделирование. Процесс моделирования в виде моделей предметной области и моделей поведения пользователей осуществляется за счет моделирования рабочих процессов и поведения, разработанные на основе проведения анкетирования пользователей. В графическом виде и виде информационных потоков рабочих процессов происходит моделирование предметной области. Модели пользователей являются подробными и структурированными архетипами пользователей, отражающими различного типа отрегулированные связки поведенческих моделей, целей, мотивов, взглядов, склонностей изученных и выявленных на стадии исследования.

3. Выработка требований. На этой стадии применяются основные сценарные методы проектирования с применением дополнительного «шага» в виде сценариев, концентрирующихся на достижении результата и реализации основных пожеланий пользователей-фантомов. Пользователи-

фантомы делают процесс создания интерфейса максимально эффективным, при этом интерфейс становится эргономичней и функциональней. Процесс проектирования для каждого пользователя-фантома на этом этапе состоит из проведения анализа данных относящихся к пользователю-фантому, исследование функциональных потребностей определенных с помощью целей пользователей-фантомов, возможных вариантов поведения, вариантов синтеза пользователей-фантомов между собой при различных условиях.

4. Определение инфраструктуры. На стадии формирования инфраструктуры коллектив разработчиков проектирует концепцию интерфейса в общем виде [2], происходит формирование требований к концепции поведения, физической формы и графического оформления. Инфраструктура взаимодействия происходит за счет сочетания контекстных сценариев, набора шаблонов проектирования взаимодействия (включает типы исследованных и проанализированных проблем) и общих принципов проектирования взаимодействия (поведение системы в ситуациях различного рода).

5. Детализация. В отличие от стадии определения инфраструктуры в процессе детализации преобладает решение вопросов реализации максимально обращая внимание на отдельные детали в последствие соединенные воедино.

Проектирование происходит с прицелом на максимальную согласованность задач [2], ориентируясь на ключевые маршруты шаг за шагом, при этом применяя максимально эффективные и проверенные пути прохождения ЧМИ с использованием проверочных сценариев. Так же на этом шаге происходит детальное отслеживание алгоритма сборки и других немаловажных технических аспектов инженерами и промышленными дизайнерами и утверждение наиболее эффективных. Все это реализуется в виде бумажного перечня инструкций или интерактивном формате.

6. Сопровождение разработки. Несмотря на то, что коллектив профессиональных проектировщиков реализует программное обеспечение, очень часто возникают вопросы, которые обходимо решать в тесном взаимодействии с разработчиками. Постоянный обмен мнениями и предложениями между проектировщиками и разработчиками позволяет максимально эффективно решать все проблемы в процессе реализации программного продукта. Бывают такие ситуации, когда необходима корректировка реализуемых проектных решений, для того чтобы уложиться в определенные сроки и если нет взаимодействия между командой проектировщиков и разработчиков то возможна ситуация когда последние не реализуют часть возможностей заложенных проектировщиками, в итоге получается результат отличный от изначального варианта. Это приводит к претензиям со стороны заказчика, а также неблагоприятно сказывается на имидже коллектива занимающегося реализацией проекта в целом.

Принципы проектирования интерфейсного взаимодействия включают в себя набор обобщенных рекомендаций, с помощью которых возможно максимально эффективно произвести проектирование ЧМИ с уче-

том особенностей поведения, содержания и формы конечного продукта [3]. На основании этих принципов возможно проектирование поведения продуктов, ориентированных на цели и потребности конечных пользователей и увлекает их в процессе использования этих продуктов.

Использование принципов возможно на всех уровнях детализации, начиная от общего проекта интерфейса до специфических функций и возможностей. Классификация уровней не имеет явно выраженного разграничения, но возможно выделить основные 4 категории [4]:

ценности проектирования - начальная точка для принципов более принципов находящихся ниже по иерархии.

концептуальные принципы - отвечают за определение сущности продукта.

поведенческие принципы отвечают за то, как поведение продукта -в целом и в конкретных ситуациях.

интерфейсные принципы определяют наиболее эффективные направления информационных и поведенческих аспектов интерфейса в процессе визуальной коммуникации.

Как правило большая часть принципов проектирования пользовательского интерфейса являются кроссплатформенными. Тем не менее есть ряд ситуаций в которых требуется индивидуальный подход, к ним можно отнести мобильные устройства и системы реального времени.

В настоящее время творческим коллективом преподавателей и сотрудников кафедры Программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Инженерно-технологического института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова проводится апробация принципов результато-ориентированного подхода на примерах в рамках проектов, ориентированных на разработку человеко-машинных интерфейсов в приложениях виртуальной реальности (Virtual reality, VR) и дополненной реальности (Augmented reality, AR).

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что результато-ориентированное проектирование, включающее в себя постановку целей, мотивов и финального результата, является наиболее эффективным подходом в вопросе проектирования ЧМИ. Результато-ориентированность направлена на максимально эффективное достижение всех поставленных целей и подведение окончательного результата, в итоге получается профессионально спроектированный и реализованный готовый продукт IT-сектора. Результато-ориентированное проектирование ЧМИ дает возможность IT-проектировщикам избежать большое количество критических ошибок, что позволяет сократить до минимума финансовые, временные и другие виды издержек.

Список литературы

1. Проектирование пользовательского интерфейса [Электронный ресурс]. URL: http://www.williamspublishing.com/PDF/5-8459-0276-2/ part7. pdf (дата обращения: 16.09.2019).

2. Исследование методов построения пользовательских интерфейсов [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx? id=515584 (дата обращения: 16.09.2019).

3. Разработка пользовательских интерфейсов [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/247/74988.php (дата обращения: 16.09.2019).

4. Андреева Е.Г. Проектирование эффективного пользовательского интерфейса // Политехнический молодежный журнал МГТУ им. Н.Э. Баумана. М., 2016. Выпуск №3 (3) [Электронный ресурс]. URL: http://masters.donntu.org/2017/fknt/raskidkin/library/article3 .htm (дата обращения: 16.09.2019).

Хрусталев Виталий Игоревич, канд. техн. наук, доцент, khsukhsu@,mail. ru, Россия, Абакан, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF HUMAN-MACHINE INTERFACE

TECHNOLOGIES

V.I. Khrustalev

The paper deals with the comparative analysis of the structure of human-machine interface technologies. The main stages of the algorithm for creating the user interface are given. The main blocks of the algorithm are described, as well as their sequence and peculiarity.

Key words: human-machine interface, result-oriented approach, algorithm, information technology.

Khrustalev Vitaliy Igorevich, candidate of technical sciences, docent, khsu-khsu@,mail.ru, Russia, Abakan, Katanov Khakas State University named after N.F. Katanof

УДК 623.1.7

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ

ГРУППОВОЙ ЗАПРАВКИ ГОРЮЧИМ ВООРУЖЕНИЯ,

ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ НА МАРШЕ

Ю.Н. Пирогов, Ф.Е. Шарыкин, В.В. Безручкин, Г.Е. Шарыкин

Представлены материалы анализа тактико-технических характеристик и сравнительной оценки эффективности применения различных образцов средств групповой заправки горючим вооружения, военной и специальной техники войск на марше.

Ключевые слова: заправка, горючее, вооружение, военная и специальная техника, марш, полевой заправочный пункт.

Заправка вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) является заключительным и одним из самых ответственных этапов комплекса мероприятий службы горючего, направленных на поддержание высокой боевой готовности войск во всех видах их деятельности [1].

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.