Научная статья на тему 'Сравнительный анализ структуры межличностного общения осужденных женщин при наличии у них ситуативных и смертельно опасных заболеваний в контексте принятия ими медико-психологической помощи'

Сравнительный анализ структуры межличностного общения осужденных женщин при наличии у них ситуативных и смертельно опасных заболеваний в контексте принятия ими медико-психологической помощи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОНТРОЛЬ ОБЩЕНИЯ / АФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ / ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБЩЕНИЕ / САМОЧУВСТВИЕ / НАСТРОЕНИЕ / МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / CONTROL OF COMMUNICATION / AFFECTIVE COMMUNICATION / INCLUDING IN COMMUNICATION / HEALTH / MOOD / MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинова Ирина Леонидовна

В статье представлен сравнительный анализ характеристик межличностного общения осужденных женщин в зависимости от их обращаемости за медико-психологической помощью и характера заболевания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a comparative analysis of the characteristics of interpersonal communication convicted women, depending on their formation, for schaemostimedical and psychological assistance and the nature of the d isease.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ структуры межличностного общения осужденных женщин при наличии у них ситуативных и смертельно опасных заболеваний в контексте принятия ими медико-психологической помощи»

ны на группы, задающие различные качественные характеристики отношений.

Таким образом, при анализе семантического пространства удалось выявить некоторые маркеры, характерные для сотрудников, демонстрирующих деструктивные личностные установки. К их числу относятся: существенное занижение по факторам оценки и активности семантических объектов, представленных понятиями, обозначающими негативные эмоции «страх» и «тоска», невыраженность на уровне коннотативно-го значения личностной значимости ответственности и активирующей составляющей коннотативного значения долга как семантического объекта, слабая дифференцированность семантического пространства, фактически средняя удаленность всех предлагаемых к оцениванию понятий друг от друга.

Полагаем, что эти факты могут служить своеобразным объяснением для генерализации феномена недоверия: стремясь избегать выраженного эмоционального дискомфорта, воспринима-

емого как непреодолимые, дезактивирующие переживания для человека при выполнении профессиональных обязанностей в процессе реализации трудовой деятельности в пенитенциарном учреждении возникает эффект нивелирования компонентов разных типов отношений.

Литература

1. Вершинин СЕ. Феномен социального недоверия // Соц. политика и соц. партнерство. — 2010. — № 11. — С. 50-56.

2. Купрейченко А.Б. Доверие и недоверие — общие и специфические психологические характеристики. // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. — Сер. 14. Психология и педагогика. — 2008. — № 2. — С. 46-53.

3. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. — М.: Наука, 1997.

4. Соболев Н.Г. К вопросу о раскрытии понятия «феномен недоверия в уголовно-исполнительной системе» // Психологическое обеспечения в уголовно-исполнительной системе / под ред. М.Г. Дебольского. — М.: ФСИН России, 2007. — С. 3336.

5. Тхоржевская Л.В., Болдырева Т.А., Болдырев А.В. Прогнозирование профессиональных деструк-ций личности сотрудников пенитенциарной системы на этапе первичной профессиональной подготовки // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. — 2013. — № 2. — С. 243-247.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН ПРИ НАЛИЧИИ У НИХ СИТУАТИВНЫХ И СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЯТИЯ ИМИ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

И. Л. Калинова

Аннотация: в статье представлен сравнительный анализ характеристик межличностного общения осужденных женщин в зависимости от их обращае-

мости за медико-психологической помощью и характера заболевания.

Ключевые слова: межличностное общение, контроль общения, аффек-

тивность общения, включение в общение, самочувствие, настроение, медико-психологическая помощь.

Summary: the article presents a comparative analysis of the characteristics of interpersonal communication convicted women, depending on their formation, for schaemostimedical and psychological assistance and the nature of the d isease.

Keywords: interpersonal communication, control of communication, affective communication, including in communication, health, mood, medical and psychological assistance.

Одним из ресурсов, помогающих осужденным женщинам, страдающим неизлечимыми серьезными заболеваниями, выживать в местах лишения свободы, является их ориентированность на включение в общение.

Процессы деструкции межличностного общения женщин в местах лишения свободы непосредственно и статистически значимо связаны с состоянием их здоровья, актуальной жизненной ситуацией, и, что еще более важно и интересно, с их отношением к медико-психологической помощи.

Для человека, лишенного свободы, характерно жить сегодняшним днем, причем с тенденцией к получению как можно большего количества переживаний и впечатлений. Смысл жизни видится либо в получении удовольствий и благ, либо в помощи другим и заботе о них. Отношение к себе осужденных включает в себя такие компоненты, как онтологическая защищенность (переживание тесной связи с родительской семьей и принятие матери, отца и своего детства], идентификация с мужской ролью и опора на высшие ценности (в

том числе осмысленность жизни и ответственность). Рациональный элемент в понимании опасности смертельного неизлечимого заболевания заключается в идеях перехода на другой уровень развития. Эмоциональный же компонент является достаточно динамичным и с возрастом изменяется: от страха по отношению к смерти до принятия ее неизбежности или (в другом варианте) избегания чувств, связанных с осознанием смертности.

Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что у женщин со смертельным заболеванием в отношении к смерти системообразующим является не рациональный, а эмоциональный компонент—принятие смерти и чувства по отношению к ней. Это говорит также о склонности женщин строить межличностные отношения на основе эмоциональных связей.

В исследовании приняли участие 424 осужденных, 269 осужденных женщин, страдающих смертельно опасным неизлечимым заболеванием, и 155 осужденных женщин, не имеющих такого диагноза, но имеющих различные несмертельные соматические заболевания, которых мы характеризуем как условно здоровые (контрольная группа):

- условно здоровые осужденные, не обращающиеся за медицинской помощью;

- условно здоровые осужденные, обращающиеся за медико-психологической помощью;

- осужденные со смертельно опасным неизлечимым заболеванием, не обращающиеся за медико-психологической помощью;

- осужденные со смертельно опасным неизлечимым заболеванием, обра-

le lw Се Cw Ае Aw

-•-условно здоровые осужденные женщины, не обращающиеся к врачу

-■- здоровые осутеденные женщины, ситуативно обращающиеся к врачу

ВИЧ -инфицированные осужденные женщины, не обращающиеся к врачу

ВИЧ-инфицированные осужденные женщины, обращающиеся к врачу

Рис. 1. Средние показатели по методике ОМО (адаптация А.А. Рукавишникова) в разных группах осужденных женщин

щающиеся за медико-психологической помощью.

Первым этапом сбора информации послужил анализ журналов приема осужденных медицинскими работниками и психологами исправительного учреждения. За полгода зафиксировано более 1500 случаев оказания собственно психологической помощи осужденным. В области медицинской помощи наибольшее количество обращений за этот период — к терапевту: ряд таких заболеваний, как грипп, ОРВИ, ОРЗ, являются эффектом большой скученности людей и распространяются очень быстро. В целом к терапевту обратилось 1007 осужденных, из которых 421 — один раз, 209 — дважды, 114 — трижды, а 263 — более трех раз. К ВИЧ-терапевту обратилось 163 осужденных женщины, из них один раз за помощью приходили 47, дважды — 76, трижды и более — 40.

В исследовании приняли участие 269 осужденных женщин с заболевани-

ем, предполагающим актуальную угрозу жизни, и 155 осужденных женщин, имеющих эпизодические, ситуативные заболевания, далее данную группу испытуемых мы называем условно здоровые.

В нашем исследовании приняли участие осужденные женщины, имеющие различные заболевания, обращаемость к врачам которых различна. Всю выборку обследованных по признаку частоты обращаемости за медико-психологической помощью к специалистам мы разделили на две группы. В первую группу вошли женщины, систематически обращающиеся к врачу (2 и более раз за 6 месяцев). Вторую группу составили женщины, не обращающиеся за медицинской помощью к врачу (1 раз в 6 месяцев и реже).

Средний возраст опрошенных ВИЧ-инфицированных осужденных и осужденных со смертельно опасными заболеваниями женщин — 31 год, что значимо выше среднего возраста услов-

но здоровых осужденных женщин — 28 лет. Этот факт, на наш взгляд, говорит о том, что к совершению преступления данные испытуемые приходят в более старшем возрасте.

Обратимся теперь к анализу результатов, полученных по методике «ОМО» В. Шутца, в отечественном варианте адаптированной А.А. Рукавишниковым. Этот метод позволяет вскрыть характер межличностного общения по его основным направлениям, а именно по включению в общение, его контролю и аффек-тивности, то есть чувственной насыщенности, интенсивности и глубине эмоциональных переживаний. Кроме того, метод помогает оценить не только те состояния общения, которые испытуемый ожидает от себя, но и те, которые он ожидает от партнеров.

Тест ОМО позволяет вскрыть целостную структуру общения, что в нашем случае особенно важно, так как в процессе нарушения здоровья страдают не отдельные составляющие межличностного общения, а его целостностная организация [1].

Из рисунка 1 можно видеть, что структура межличностного общения осужденных женщин существенно асимметрична, а также зависит от их отношения к болезни и медицинской службе. Средние показатели по шкалам Cw («требуемое поведение в области контроля»), Ае («выраженное поведение в области аффекта»), Aw («требуемое поведение в области аффекта») находятся в зоне низких оценок (2-3 балла). Следовательно, исходя из логики нормального распределения оценок половина испытуемых осужденных женщин по этим шкалам находятся в зоне экстремально низких оценок, что означает, соглас-

но мнению авторов методики, наличие у них компульсивного поведения. В целом для осужденных женщин свойственно категорическое непринятие контроля над собой (Cw) и крайняя осторожность в выборе партнеров общения (Ае), а также крайняя осторожность сближения в отношениях (Aw). Таким образом, аффек-тивность общения как минимум у половины женщин находится в области патологии. Если исходить из позиций теории межличностного общения В. Шут-ца, у них следует ожидать развития невротических проявлений, а что касается неспособности принимать контроль, то и психопатических.

Следует обратить внимание также на достаточно низкие средние оценки включения в общение. Можно говорить о том, что осужденным женщинам в целом свойственен социально «дефици-ентный» тип, у которого уровень включения низкий. Они необщительны, избегают контактов с окружающими, не говоря уже об администрации. Предполагается, что сознательно они держат дистанцию, чтобы сохранить свою индивидуальность, на самом же деле это просто страх быть непринятой, страх одиночества и изоляции, чувство собственной ненужности и неспособности вызвать интерес других людей. Дополнительное снижение показателя Ы подтверждает этот вывод и свидетельствует о том, что либо круг общения осужденных женщин крайне узок, либо вообще не существует близких подруг, с которыми можно было бы быть относительно открытым в общении, что чревато уже серьезными патологиями. Осужденных, показатели которых по включенности лежат в области экстремально низких оценок (0-2 балла), судя по всему, немало, опять же

Рис. 2. Средние показатели индекса противоречивости межличностных

отношений по методике ОМО в разных группах осужденных женщин

исходя из логики нормального распределения.

Единственный показатель, который стремится к зоне средних оценок, это показатель контроля общения (Се). Это означает, что основной особенностью межличностного общения осужденных женщин является стремление контролировать остальных и влиять на их поведение, завышенное желание взять в свои руки руководство, решать не только за себя, но и за других, что и как делать. Такая потребность гиперконтроля других на фоне полного неприятия контроля над собой, а также существенной сниженности включения и аффек-тивности общения создает психологически крайне нездоровую социально-психологическую ситуацию, негативный социально-психологический климат, при котором и здоровый то человек, скорее всего, начнет болеть. Помощь психолога здесь чрезвычайно актуальна.

Эти результаты подтверждаются также анализом основных индексов межличностного общения, предлагаемых авторами метода.

На рисунке 2 представлены средние значения индекса противоречивости межличностного общения по разным направлениям. Его величина отражает разрыв между собственным и требуемым от других поведением, с повышением индекса повышается вероятность внутренних конфликтов и фрустрации в соответствующей области межличностного общения. Из рисунка 2 мы видим, что такой областью является именно сфера контроля общения. Следует отметить, что подобная ситуация в условиях лишения свободы не только психологически нездорова, но и социально опасна, чревата конфликтами между осужденными, которые легко могут принять форму физического насилия. В данном случае необходима система научно обоснованных психологических рекоменда-

Рис. 3. Средние показатели индекса интеракций в межличностных отношениях по методике ОМО (адаптация А.А. Рукавишникова) в разных группах осужденных женщин

ций по управлению межличностным общением осужденных женщин. В связи с этим крайне интересен тот факт, что описанные ранее процессы деструкции межличностного общения женщин в местах лишения свободы связаны с состоянием их здоровья и их отношением к медицинской помощи. Таким образом, у психолога появляется уникальная возможность психокоррекционной работы совместно с врачом и с учетом отношения к нему осужденных женщин. Рассмотрим эти результаты подробнее.

На рисунке 2 мы видим, что более всего стремление контролировать других в общении (Се) выражено в группе относительно здоровых осужденных женщин, избегающих обращения к врачу (группа № 1, различия от других групп значимы р > 0,01). Существенное снижение мы видим также у здоровых женщин, которые не избегают обращения к врачу (каждый может заболеть, тем более в местах лишения свободы). Чем это можно объяснить? Аналогичная (на фоне общего снижения индекса) ситуа-

ция и среди осужденных, которые страдают смертельно опасными неизлечимыми заболеваниями. Те, кто не обращается за медико-психологической помощью, имеют более низкую оценку желания контролировать окружающих. Возможно, ответ на этот вопрос подскажут результаты, представленные на рисунке 3. Можно видеть, что индекс противоречивости межличностного общения в сфере контроля также снижается в тех же группах. Из полученных результатов можно сделать два вывода:

1. Обращение за медико-психологической помощью рассматривается как некая слабость. «Я не обращаюсь ни к врачу, ни к психологу, ни к кому, я все контролирую сама» или «Я не могу контролировать все, по крайней мере, к врачам и психологам я вынуждена буду обратиться».

2. По мере роста такого лжеконтроля возрастает противоречивость межличностного общения, то есть личностная напряженность, фрустрация, граничащая с неврозом.

Вместе с тем получается, что обращение за медико-психологической помощью снижает патологическое желание гиперконтроля межличностного общения. Смирение, возникающее в связи с признанием себя нуждающейся в чьей-то помощи, оказывает прямое психотерапевтическое воздействие, что в разных вариантах может быть использовано психологом. В свою очередь, эффективная психологическая помощь влечет перестройку личностных установок, которые не только нормализуют межличностное общение, но и затрагивают сферу детерминирующих отношений личности к мировоззренческим ценностям, жизни и смерти.

Из рисунка 3 видно, что аналогичная ситуация и с таким показателем, как объем интеракций. Для относительно здоровых женщин, не обращающихся к врачу, этот объем значительно выше, чем у всех остальных. Это говорит о том, что степень «навязчивости» осужденных женщин с завышенным желанием контролировать других может превышать терпение окружающих. У женщин, обращающихся к врачу, мы видим существенное снижение этого показателя.

Рисунок 3 интересен и в другом отношении. Можно видеть, что если в группе № 1 самый высокий объем интеракций именно в сфере контроля, то в других группах эта тенденция меняется. Самый высокий объем наблюдается в сфере включения в общение, что в общем является здоровой тенденцией. Важным фактом, подтверждающим нашу основную гипотезу, является самый высокий объем интеракций в сфере аффектив-ности общения в группе женщин, стра-

дающих смертельно опасным неизлечимым заболеванием, обращающихся к врачу. Болезнь и ее относительно смиренное принятие (обращение к врачу) позволяют женщинам восстановить баланс межличностного общения, хотя и на достаточно низком уровне.

Итак, общие выводы по анализу структуры межличностного общения у осужденных женщин в связи с их отношением к состоянию здоровья и принятию медико-психологической помощи могут быть следующими.

Структура межличностного общения осужденных женщин разбалансирова-на. Наблюдается гипертрофированное развитие направления контроля за счет ослабления других направлений, что ведет к развитию неврозов и психопатий.

Факт обращаемости за медико-психологической помощью выступает в качестве фактора стабилизации межличностного общения, снижения гиперконтроля и гиперобъема интеракций.

Неизлечимая болезнь, ее психологическое принятие в форме потребности в медико-психологической помощи позволяют восстановить, хотя и на низком уровне, баланс межличностного общения, что может стать защитой от невротических и психопатических срывов, способствовать личностному росту, формированию адекватного отношения к угрозе смерти.

Литература

1. Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. С. 167-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.