Заключение
Программа разработана при помощи современных средств программирования и отвечает всем требованиям пользователей. К ее преимуществам можно отнести удобный и понятный интерфейс, поддержку, как нового, так и старого аппаратного обеспечения и не требует адоптации. Кроме того разработанная программа обеспечивает высокую сте-
пень надежности и оптимизирована для снижения потребляемых ресурсов системы, а так же исправлены некоторые ошибки предыдущей версии. Приложение совместимо с операционной системой Windows XP/Vista/7/8.
Данное научное исследование (№ проекта 1505-0029) выполнено при поддержке Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2 015 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Медведев В. И. Особенности объектно-ориентированного программирования на C++/CLI, C# и Java. Издательство: РИЦ «Школа», 2010г. ISBN: 97 8-5-4 233-0 0 07-4.
2. Стиллмен Э., Дж. Грин. Изучаем C#, 2-е издание. Издательство: Питер, 2012г. ISBN: 978-5459-00422-9.
3. Laurence Moroney. Foundations of Wpf: An Introduction to Windows Presentation Foundation. Издательство:Apress, 2006г. ISBN:1590597 605.
4. Мэтью Макдональд. Pro WPF in C# 2010: Windows. Издательство: Вильямс, 2011г. ISBN: 978-143-027205-2.
5. Кочегаров И.И. Программно-аппаратный комплекс разработки РЭС на основе ПЛИС и исследования их механических параметров / Кочегаров И.И., Таньков Г.В., Трусов В.А. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2010. Т. 2. С. 421-424.
6. Windows Presentation Foundation (WPF) - MSDN - Microsoft WPF Documentation. [Электронный ресурс] URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/ms7 5413 0(v=vs.110).aspx (дата обращения: 02.04.2015).
УДК 623.4.023.2
Волотов Е.М., Митрофанов И.В.
Государственный лётно - испытательный центр имени В.П. Чкалова, Астраханская область, Ахту-бинск, Россия
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДСТВ ТРАЕКТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ НА БАЗЕ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ПРИМЕНЯЕМЫХ
ПРИ ИСПЫТАНИЯХ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И ВООРУЖЕНИЯ
Бурное развитие космонавтики, появление спутниковых навигационных систем (СНС) NAVSTAR (GPS), ГЛОНАСС, Бэйдоу, IRNSS, QZSS, планируемое развертывание системы Galileo привело к появлению нового типа средств измерений. Такие средства размещаются на летательных аппаратах (ЛА) и используются во время проведения испытаний авиационной техники и вооружения с целью получения траекторных параметров.
Использование средств траекторных измерений (СТИ) на базе СНС позволяет получать координаты объектов с точностью до 10 метров, а при использовании фазовых измерений, до 1 метра. Достижение высоких точностных характеристик таких средств возможно лишь при тщательном учете релятивистских и гравитационных эффектов. Они обусловлены различием и изменением гравитационного потенциала в точках расположения спутника и потребителя, а также различием их скоростей. Игнорирование этих особенностей средневысотных спутниковых навигационных систем может привести к погрешностям определения, соизмеримым с точностными характеристиками таких средств. Однако следует иметь в виду, что столь высокие точностные характеристики системы обеспечиваются не во всех режимах полета. Прежде всего, это относится к маневренным (по крену, тангажу и перегрузкам) режимам, на которых происходит значительное ухудшение точностных характеристик.
С целью повышения точности работы СТИ на базе СНС, а также снижения влияния заведомо вносимых по открытому каналу погрешностей иностранных используется дифференциальная коррекция. Дифференциальная коррекция - это метод, который значительно увеличивает точность собираемых СТИ на базе СНС данных. В этом случае используется приёмник, расположенный в точке с известными координатами (базовая станция), а второй приёмник собирает данные в точках с неизвестными координатами (передвижной приёмник). Данные, полученные в точке с известными координатами, используются для определения ошибок содержащихся в спутниковом сигнале. Затем информация с базовой станции обрабатывается совместно с данными передвижного приёмника, вместе с учётом ошибок, содержащихся в спутниковом сигнале, что позволяет устранить ошибки в координатах, полученных на передвижном приёмнике. Кроме того, необходимо знать координаты базовой станции как можно точнее, так как точность, получаемая в результате, напрямую зависит от
точности координат базовой станции. Существует два метода выполнения дифференциальной коррекции: в реальном масштабе времени (РМВ) и в обработке в послеполетном режиме. Рассмотрим их более подробно. При выполнении дифференциальной коррекции в РМВ, базовая станция вычисляет и передаёт (посредством радиосвязи) ошибки для каждого спутника в то время, как он собирает данные. Эти ошибки, принимаемые передвижным приёмником, используются для уточнения определяемого местоположения.
При выполнении дифференциальной коррекции в обработке в послеполетном режиме, базовая станция записывает ошибки для каждого спутника прямо в компьютерный файл. Передвижной приёмник, установленный на борту объекта испытаний, также записывает свои данные в файл. После посадки ЛА, траектория которого определяется, два файла обрабатываются вместе с помощью специального программного обеспечения и на выходе получается дифференциально скорректированный файл траек-торных параметров ЛА.
В настоящее время широкое применение в практике летных испытаний [1] получили следующие СТИ на базе СНС: система бортовых траекторных измерений СБТИ-10В, система бортовых траектор-ных измерений СБТИ-Б, комплекс бортовых траек-торных измерений КБТИ-М, системы траекторных измерений «Верхушка-13А», «Верхушка-13Б». Рассмотрим эти системы более подробно.
Система бортовых траекторных измерений СБТИ-10В. Система бортовых траекторных измерений СБТИ-10В [2] является средством измерения уточненных координат и скоростей объекта по данным спутниковой навигационной системы GPS. Она выполняет свои функции при полете самолета в любых географических и метеорологических условиях, в том числе при полетах по трассам, не оборудованным радиолокационными и оптическими средствами траекторных измерений.
В СБТИ-10В применен принцип определения уточненных координат объектов на основе дифференциального метода измерения и обработки измерительной информации. Обработка измерительной информации выполняется в послеполетном режиме по данным измерений бортового и наземного (опорного) приемника СНС.
Обработка информации может осуществляться как в дифференциальном режиме, так и в стандартном режиме без учёта корректирующих поправок.
Основные тактико-технические характеристики системы бортовых траекторных измерений СБТИ-10В Таблица 1
Задано техническим заданием Получено при испытаниях
Диапазон производимых траекторных измерений
удаление от опорной станции в дифференциаль- дальность действия в дифференциальном режиме обес-
ном режиме < 500 км печивается до 1000 км
высота полета < 18000 м высота полета < 15000 м
путевая скорость < 500 м/с путевая скорость < 230 м/с
число М 0,15+1,8 число М до 1,25
вертикальная скорость -75+100 м/с вертикальная скорость ±3 0 м/с
угол курса 0°+360° угол курса 0°+360°
угол скольжения ±30° угол скольжения -11°+15°
угол атаки -10°+30° угол атаки -2°+14°
крен ±60° крен ±60 °
тангаж ±30° тангаж ±10 °
перегрузка 4 g перегрузка до 2 g
Погрешность измерений
Интервальная (предельная) оценка погрешности Интервальная (предельная) оценка погрешности опре-
определения параметров местоположения ЛА в деления параметров местоположения ЛА в дифференци-
дифференциальном режиме СНС альном режиме СНС
( |М|+2о для Р=0,95) ( |М|+2о для Р=0,95)
Ах < 10 м Ах 7,5 м
Ay < 10 м Ау 9,9 м
Az < 10 м Аz 7,7 м
AVx < 0,2 м/с АУх 0,16 м/с
AVy < 0,2 м/с АУу 0,3 4 м/с
AVz < 0,2 м/с АVz 0,18 м/с
Система бортовых траекторных измерений СБТИ-
Б.
СБТИ-Б [3] служит для приема и преобразования радиосигналов спутниковых навигационных систем GPS и ГЛОНАСС. Основными задачами, решаемыми СБТИ-Б, являются:
поиск и опознавание навигационных сигналов искусственных спутников Земли (ИСЗ);
введение в синхронизм систем слежения по времени запаздывания и фазе несущей частоты дальномерных сигналов;
измерение времени запаздывания и доплеров-ского сдвига частоты;
расчет координат ИСЗ на момент навигационных измерений;
Основные тактико-те _системы бортовых траектс
решение навигационной задачи (определение координат и составляющих вектора скорости потребителя, поправок к сдвигу шкал времени и частот);
выдача вычисленных данных потребителю через внешний интерфейс.
СБТИ-Б функционирует в двух режимах: в режиме автономных измерений координат и скорости объекта;
в дифференциальном режиме послеполетной совместной обработки измерительной информации (ИИ) с введением дифференциальных поправок на уровне псевдодальностей.
ские характеристики
измерений СБТИ-Б_Таблица 2
Задано техническим заданием Получено при испытаниях
Диапазон производимых траекторных измерений
высота полета < 18000 м высота полета < 18000 м
путевая скорость < 500 м/с путевая скорость < 500 м/с
угол курса 0°+360° угол курса 0°+360°
угол атаки -10°+30° угол атаки -10°+30°
крен ±60 ° крен ±60 °
тангаж ±30° тангаж ±30°
перегрузка < 8 g перегрузка < 8 g
Погрешность измерений
Интервальная (предельная) оценка погрешности Интервальная (предельная) оценка погрешности опре-
определения траекторных параметров местопо- деления траекторных параметров местоположения ЛА в
ложения ЛА в дифференциальном и автономном дифференциальном и автономном режимах СНС ( | М|+2о
режимах СНС ( |М|+2о для Р=0,95) для Р=0,95)
В автономном режиме работы СНС: В автономном режиме работы СНС
Aх < 30 м Aх 7 7 м
Ay < 30 м Ay 7 0 м
Az < 30 м Az 10, 3 м
AVx < 0,3 м/с AVx 0 4 м/с
AVy < 0,3 м/с AVy 0 4 м/с
AVz < 0,3 м/с AVz 0 3 м/с
В дифференциальном режиме работы СНС: В дифференциальном режиме работы СНС:
Aх < 10 м Aх 8 7 м
Ay < 10 м Ay 7 5 м
Az < 10 м Az 10, 0 м
AVx < 0,2 м/с AVx 0 43 м/с
AVy < 0,2 м/с AVy 0 35 м/с
AVz < 0,2 м/с AVz 0 31 м/с
Комплекс бортовых траекторных измерений КБТИ-М.
Комплекс бортовых траекторных измерений КБТИ-М [4] устанавливается на маневренные самолеты и предназначен для определения пространст-
венного положения и траекторных перемещений ЛА на основе комплексной обработки данных спутниковой навигационной системы (GPS и ГЛОНАСС) и инерциальной навигационной системы (ИНС). Комплекс производит сбор, синхронизацию и накопление параметров бортовых систем ЛА при испытаниях новой авиационной техники. Данные КБТИ-М могут быть использованы для оценки характеристик ЛА и его пилотажно-навигационного оборудования.
Комплекс бортовых траекторных измерений КБТИ-М обеспечивает:
формирование действительных значений траекторных параметров самолета;
Основные тактико-техниче бортовых траекторных из
экспресс-оценку характеристик самолета и его оборудования;
выдачу траекторных данных и параметров бортовых систем в едином временном потоке потребителям информации;
анализ материалов летных испытаний. Комплекс обеспечивает определение параметров на основе комплексной обработки информации (КОИ) от инерциальной и спутниковой систем навигации или по данным СНС, работающей в дифференциальном или стандартном режимах. Кроме того, комплекс КБТИ-М обеспечивает работу с дифференциальным фазовым режимом.
ие характеристики комплекса
рений КБТИ-М_Таблица 3
Задано техническим заданием Получено при испытаниях
Диапазон производимых траекторных измерений
удаление от базовой контрольной станции в дифференциальном режиме < 300 км высота полета < 18000 м путевая скорость < 500 м/с число М 0,15+1,7 вертикальная скорость -75+330 м/с угол курса 0°+3 60° угол скольжения ±30° угол атаки -10°+30° крен ±60° тангаж ±30° перегрузка 4 д удаление от базовой контрольной станции в дифференциальном режиме до 1000 км высота полета 17900 м путевая скорость до 500 м/с число М до 1,7 вертикальная скорость -100+200 м/с угол курса 0°+360° угол скольжения ±30° угол атаки -2°+14° крен ±180° тангаж -30°+80° перегрузка до 4,6 д
Погрешность измерений
Погрешность определения параметров местоположения ЛА (|М|+2о для Р=0,95) В стандартном режиме работы СНС: Ах < 100 м Ау < 100 м Аz < 100 м В дифференциальном режиме работы СНС (в ТТЗ оценка не задана): Ах < 10 м Ау < 10 м Аz < 10 м АУх < 0,2 м/с АУу < 0,2 м/с АVz < 0,2 м/с В дифференциальном фазовом режиме работы СНС (в районе взлетно-посадочной полосы): Ау 0,7 м Погрешность определения параметров местоположения ЛА ( |М|+2о для Р=0,95) В стандартном режиме работы СНС: Ах 10,2 м Ау 13,4 м Аz 9,9 м В дифференциальном режиме работы СНС (в ТТЗ оценка не задана): Ах 7,1 м Ау 6,9 м Аz 7,9 м АVx 0,12 м/с АVy 0,20 м/с АVz 0,14 м/с В дифференциальном фазовом режиме работы СНС (в районе взлетно-посадочной полосы): Ау 0,3 м
При пропадании дифференциального режима на интервале времени до 2 минут погрешность определения траекторных данных может увеличиваться в 2-4 раза.
Система траекторных измерений «Верхушка-13А».
Система траекторных измерений «Верхушка-13А» [5] предназначена для измерения координат и составляющих скорости испытуемых объектов в дифференциальном режиме с привязкой результатов измерений к стандартным шкалам времени.
Определение траекторных параметров летательного аппарата производится с использованием сигналов спутниковых навигационных систем GPS.
Основные тактико-те системы траектор
Система функционирует в режимах: обработки ИИ, поступающей по каналам радиотелеметрической системы «Орбита-ТМ» в РМВ;
послеполётной обработки ИИ, воспроизводимой с бортовых накопителей «Гамма-1101», «Регата», «Тн1Пк», или с магнитной ленты магнитофона «Н2С1» комплекса «Орбита-ТМ»;
оценки взлётно-посадочных характеристик ЛА совместно с системой бортовых измерений.
Для вычисления уточненных координат измеряемых объектов используется дифференциальный метод измерений и обработки ИИ. При этом используется опорно-дифференциальная станция.
ические характеристики
; измерений «Верхушка-13А» Таблица 4
Задано техническим заданием Получено при испытаниях
Диапазон производимых траекторных измерений
высота полета < 18000 м высота полета 18000 м
путевая скорость число М вертикальная скорость угол курса < 540 м/с 0,15+1,8 -75+180 м/с 0°+360° путевая скорость число М вертикальная скорость угол курса угол скольжения 540 м/с до 1,7 -80+180 м/с 0°+360° -12°+16°
угол скольжения ±30° угол атаки -2°+14°
угол атаки -10°+30° крен ±30°
крен ±30° тангаж ±30°
тангаж ±30° перегрузка до 4 g
перегрузка 4 g
Погрешность измерений
Точностные характеристики в дифференциальном режиме в условиях маломаневренного полета
Максимальная погрешность вых координат с Р=0,7 Ax, Az Ay
определения плано-
1,5+2 м 2+2,5 м
Максимальная погрешность вектора скорости с Р=0,7 AVx, AVy, AVz
определения модуля < 0,2 м/с
Максимальная погрешность определения координат с Р=0,7
в режиме реального масштаба времени:
Ax, Az Ay
в режиме «Гамма»: Ax, Az Ay
в режиме НТК: Ax, Az Ay
6,55 м 4,25 м
4,86 м
6.01 м
4.02 м 5,01 м
Максимальная погрешность определения модуля вектора скорости с Р=0,7
в режиме реального масштаба времени:
|Ау| 0,15 м/с
в режиме «Гамма»:
^ | 0,19 м/с
в режиме НТК:
|Ау|_0,19 м/с_
Точностные характеристики в дифференциальном режиме в условиях маневренных полетов
Максимальная погрешность вых координат с Р=0,7 Ax, Az Ay
определения плано-
6+8 м 8+10 м
Максимальная погрешность вектора скорости с Р=0,7 AVx, AVy, AVz
определения модуля 1,2 м/с
Максимальная погрешность определения координат с Р=0,7
в режиме реального масштаба времени:
Ах, Аz 9,54 м
Ау 18,54 м в режиме «Гамма»:
Ах, Аz 5,28 м
Ау 12,90 м в режиме НТК:
Ах, Аz 4,89 м
Ау 11,94 м Максимальная погрешность определения модуля вектора скорости с Р=0,7
в режиме реального масштаба времени:
|АУ| 1,82 м/с в режиме «Гамма»:
|АУ| 0,75 м/с
в режиме НТК:
| АУ |_0,7 4 м/с_
Система траекторных измерений «Верхушка-13Б».
Система траекторных измерений «Верхушка-13Б» [6] предназначена для обеспечения испытаний перспективных образцов авиационной и ракетной техники на полигонах Министерства обороны Российской Федерации, а также на слабо оборудованных и необорудованных трассах. Она обеспечивает формирование координатно-временной информации и передачу ее на бортовой накопитель или в радиоканал передачи данных с борта испытываемого объекта на мобильный измерительный пункт (МИП), а также приема команд радиоуправления от МИП.
Определение траекторных параметров летательного аппарата производится с использованием сигналов спутниковых навигационных систем ГЛО-НАСС и GPS. Система функционирует в режиме РМВ и в режиме послеполетной обработки.
«Верхушка-13Б» обеспечивает измерение трех координат и трех составляющих скорости испытуе-
Основные тактико-техниче траекторных изме]
мых объектов в дифференциальном и абсолютном режимах с привязкой результатов к московскому времени.
Опорная дифференциальная станция (ОДС-Б) обеспечивает ввод и регистрацию измерительной информации, поступающей по каналам радиотелеметрии и (или) системы передачи данных (СПДР) с ЛА в реальном времени, а также информации, зарегистрированной на магнитных накопителях наземных радиотелеметрических комплексов и на бортовых твердотельных накопителях, совместимых с ПЭВМ.
В реальном масштабе времени ОДС-Б обеспечивает одновременное сопровождение двух ЛА (один ЛА оборудован аппаратурой СПДР, второй - «Орби-та-ТМ»). При этом в послеполетном режиме обработки обеспечивается формирование относительных координат и скоростей между изделиями.
ские характеристики системы
эений «Верхушка-13Б» Таблица 5
Задано техническим заданием Получено при испытаниях
Диапазон производимых траекторных измерений
путевая скорость от 0 до 6000 м/с высота полета от 0 до 30000 м перегрузка (кратковременно от 2 с до 10 с) до 10g угол крена ±90° угол тангажа ±90° путевая скорость от 0 до 6000 м/с высота полета от 0 до 30000 м перегрузка (кратковременно от 2 с до 10 с) до 10g угол крена ±90° угол тангажа ±90 °
Погрешность измерений
Измерение 3-х координат и 3-х составляющих скорости испытуемых объектов в дифференциальном режиме с привязкой результатов изме- Измерение 3-х координат и 3-х составляющих скорости испытуемых объектов в дифференциальном режиме с привязкой результатов измерений к стандартным
рений к стандартным шкалам времени с пре- шкалам времени с предельной погрешностью
дельной погрешностью ( |М|+2, 4 5а для Р=0,9)
( |М|+2, 4 5g для Р=0,9) при измерениях на уровне фазы кода псевдодально-
при измерениях на уровне фазы кода , псевдо- стей и псевдоскоростей:
дальностей и псевдоскоростей: по плановым координатам
по плановым координатам Ах < 3 46 м
Ах, Az < 4 м Az < 3 31 м
Ау < 6 м 4 < £ 29 м
по модулю вектора скорости по модулю вектора скорости
|АУ| < 0 15 м/с Скоростные параметры не оценены в связи с отсутст-
при измерениях на уровне фазы несущих час- вием измерительных средств, соизмеримых с точност-
тот: ными характеристиками СТИ «Верхушка- -13Б»
по плановым координатам при измерениях на уровне фазы несущих частот:
Ах, Az < 0, 5 м по плановым координатам
Ау < 0, 8 м Дх < 0 22 м
по модулю вектора скорости Az < 0 69 м
|АУ| < 0 05 м/с Ду < 0 78 м
Измерения на уровне фазы несущих частот для плано-
вых координат проведены только для статического
объекта
Заключение
Таким образом, СТИ на базе СНС обладают следующими достоинствами:
организация и проведение измерений на необорудованных полигонах;
обеспечение работ на любых высотах; обеспечение траекторных измерений одновременно большой группы объектов;
получение параметров траекторных измерений с точностями, соизмеримыми с оптическими средствами на всем протяжении трассы летного эксперимента.
Кроме того, к достоинствам комплекса КБТИ-М следует отнести возможность комплексной обработки ИИ, а к несомненным достоинствам СТИ «Верхушка-13А» и «Верхушка-13Б» - возможность работы в РМВ.
Недостатками данных систем траекторных измерений являются:
нецелесообразность их использования при испытаниях с использованием изделий боевого применения (ракеты, самолеты-мишени, бомбы);
зависимость от иностранных спутников (GPS); значительное ухудшение точностных характеристик при маневренных режимах летательных аппаратов.
Основным недостатком КБТИ-М при работе в дифференциальном фазовом режиме является требование непрерывности поступающей ИИ. При пропадании ИИ точность в дифференциальном фазовом режиме становится соизмеримой с точностью в обычном дифференциальном режиме работы. Заданная в техническом задании погрешность измерений в дифференциальном фазовом режиме обеспечивается только в районе взлетно-посадочной полосы и только по высоте (поскольку только по этой координате можно убрать систематическую составляющую погрешности измерений).
ЛИТЕРАТУРА
1. Чернуха В.Н., Новокшонов Ю.В., Пляскота С.И. Основы испытаний авиационной техники. Часть вторая. М.: Издательство ВВИА имени профессора Н.Е.Жуковского, 1994 год
2. Акт № 3/502101-007 Специальных летных испытаний системы бортовых траекторных измерений объектов 10В (шифр «СБТИ-10В»). 2003. 69 с.
3. Акт № 2/512102-001ВП Контрольных летных испытаний опытного образца бортового спутникового приемника системы бортовых траекторных измерений (шифр «СБТИ-10В»). 2013. 88 с.
4. Акт № 2/500101-009 Государственных испытаний опытного образца комплекса бортовых траекторных измерений (шифр «КБТИ-М»). 2001. 104 с.
5. Акт № 2/997101-002 По результатам государственных испытаний опытного образца комплекса аппаратно-программных средств системы траекторных измерений в реальном масштабе времени с использованием спутниковой космической навигационной системы «ЫАУБТАЯ» шифр («Верхушка-13А»). 1998. 120 с.
6. Акт государственных испытаний опытного образца мобильного измерительного пункта из состава системы траекторных измерений «Верхушка-13Б». 2007. 62 с.
УДК 669.018.58.017
Голубчик Э.М., Копцева Н.В., Чукин Д.М., Ефимова Ю.Ю., Никитенко О.А., Медведева Е.М.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова», Россия ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫСОКОПРОЧНЫХ ИНВАРНЫХ СПЛАВОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Работа проведена в рамках реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием российского высшего учебного заведения (договор с Минобрнауки РФ № 02.G25.31.0040); государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 11.1525.2014К)
В настоящее время в мировой экономике осуществляется подготовка к переходу на шестой технологический уклад, ядро которого, как представляется, будет составлять комплекс производств, предполагающих разработку и внедрение новых наукоемких технологий и материалов, в том числе, высокопрочных сплавов, обладающих сочетанием уникальных свойств, а также создание изделий на их основе. Новые материалы для современной техники должны обладать не только определенным уровнем основных характеристик, но и удовлетворять целому комплексу дополнительных требований. В частности, в ряде случаев для сохранения эксплуатационной надежности необхо-
димо обеспечить высокую стабильность геометрических форм и размеров отдельных частей или всего изделия при изменении окружающей температуры. Одним из характерных примеров таких материалов являются высокопрочные железоникелевые инварные композиции, потребность в которых в последнее время неуклонно повышается. Сплавы инварного класса благодаря их уникальным тепловым свойствам являются высоко востребованными материалами для использования в различных областях точного машиностроения и приборостроения, аэрокосмической отрасли, в лазерной технике и пр. Значительную долю рынка таких сплавов занимают инвары с заданной низкой величиной температурного коэффициента линейного расширения (ТКЛР). При всех очевидных преимуществах (низкие значения ТКЛР) известные инварные сплавы (например, инвар 3 6Н, суперинвар 32НК) имеют неудовлетворительные дополнительные свойства -механическую прочность, твердость, добротность, демпфирование, коррозионную стойкость и др.