Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ УКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА В УСЛОВИЯХ МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАМЕННОМЫССКОЕ-МОРЕ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ УКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА В УСЛОВИЯХ МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАМЕННОМЫССКОЕ-МОРЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГЛЕВОДОРОДЫ / ТРУБОПРОВОД / ВЕЧНОМЕРЗЛЫЕ ГРУНТЫ / ПОДЗЕМНАЯ УКЛАДКА / НАДЗЕМНАЯ УКЛАДКА / ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ / РАСЧЕТ НА УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Томарева И.А., Сердюков В.С., Гаврилов К.С.

Огромная часть территории России находится в зоне вечной мерзлоты. Обеспечение надежности трубопроводных систем, транспортирующих углеводороды в этих условиях, требует комплексного подхода, учитывающего структуру грунта, особенности методов строительства, температурные характеристики грунта и транспортируемых продуктов. Оценка взаимодействия трубопровода с мерзлым грунтом является важным фактором при проектировании. А обоснование выбора инженерного решения по строительству трубопроводных систем, обеспечивающее их устойчивое положение - одна из задач нашего исследования. В качестве объекта исследования рассмотрен газопровод на месторождении Каменномысское-море. Дано краткое описание особенностей района строительства. Выполнен прочностной расчет, на основании которого приняты конструктивные параметры трубопровода. Проведен сравнительный анализ способов укладки трубопровода, позволивший выявить наиболее удовлетворяющий условиям надежности и экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PIPELINE LAYING METHODS IN THE CONDITIONS OF THE KAMENNOMYSSKOYE-SEA FIELD

A huge part of the territory of Russia is located in the permafrost zone. Ensuring the reliability of pipeline systems transporting hydrocarbons in these conditions requires an integrated approach that takes into account the structure of the soil, the peculiarities of construction methods, the temperature characteristics of the soil and the transported products. Evaluation of the interaction of the pipeline with frozen ground is an important factor in the design. And the justification of the choice of an engineering solution for the construction of pipeline systems, ensuring their stable position, is one of the tasks of our research. The gas pipeline at the Kamennomysskoye-Sea field is considered as an object of research. A brief description of the features of the construction area is given. A strength calculation was performed, on the basis of which the design parameters of the pipeline were adopted. A comparative analysis of the ways of laying the pipeline was carried out, which made it possible to identify the most satisfying conditions of reliability and economic efficiency.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ УКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА В УСЛОВИЯХ МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАМЕННОМЫССКОЕ-МОРЕ»

Сравнительный анализ способов укладки трубопровода в условиях месторождения Каменномысское море

И.А. Томарева, В.С. Сердюков, К.С. Гаврилов

Институт архитектуры и строительства (ИАиС) Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ)

Аннотация: Огромная часть территории России находится в зоне вечной мерзлоты. Обеспечение надежности трубопроводных систем, транспортирующих углеводороды в этих условиях, требует комплексного подхода, учитывающего структуру грунта, особенности методов строительства, температурные характеристики грунта и транспортируемых продуктов. Оценка взаимодействия трубопровода с мерзлым грунтом является важным фактором при проектировании. А обоснование выбора инженерного решения по строительству трубопроводных систем, обеспечивающее их устойчивое положение - одна из задач нашего исследования. В качестве объекта исследования рассмотрен газопровод на месторождении Каменномысское-море. Дано краткое описание особенностей района строительства. Выполнен прочностной расчет, на основании которого приняты конструктивные параметры трубопровода. Проведен сравнительный анализ способов укладки трубопровода, позволивший выявить наиболее удовлетворяющий условиям надежности и экономической эффективности. Ключевые слова: углеводороды, трубопровод, вечномерзлые грунты, подземная укладка, надземная укладка, прочностной расчет, расчет на устойчивость.

Результатом снижения добычи на месторождениях, разрабатываемых на европейской части России, стало стремительное развитие восточного направления в нефтегазовых комплексах. В последние годы все большее число месторождений, расположенных на территории Западной и Восточной Сибири, вводятся в эксплуатацию [1]. Трубопроводы большой протяженности через вечную мерзлоту или подверженные заморозкам районы являются одним из наиболее экономичных и эффективных способов транспортировки углеводородов [2].

Прокладка трубопровода в вечномерзлых грунтах представляет собой сложную задачу, которая включает в себя общую удаленность и хрупкость местности районов вечной мерзлоты и требует комплексного подхода, учитывающего структуру грунта, особенности методов строительства, температурные характеристики грунта и транспортируемых углеводородов

[3]. Оценка взаимодействия трубопровода с мерзлым грунтом является важным фактором при проектировании трубопроводов в холодных регионах [2].

В настоящее время известны следующие типы прокладки трубопровода:

- прокладка трубопроводных сетей под землей. Одним из основных преимуществ подземной прокладки трубопроводов является возможность использования грунта для поддержки трубопроводов, кроме того, подземные трубопроводы защищены от потенциально вредных воздействий окружающей среды, а также от техногенных угроз [4].

- прокладка трубопроводных сетей на земле. Основными преимуществами наземной прокладки трубопроводов являются:

1) исключение земляных работ, так как трубопровод прокладывается на дневной поверхности земли открытым способом;

2) обеспечивает простоту обслуживания и ремонта трубопровода [5].

- прокладка трубопроводных сетей над землей. Одним из основных преимуществ надземной прокладки трубопроводов является ограниченное тепловое воздействие на вечномерзлые грунты, а также малая стоимость эксплуатации [6].

Выбор инженерного решения зависит от анализа разноплановых методов прокладки трубопроводов, учитывающих топографические условия окружающей среды, а также факторов, влияющих на грунт фундамента трубопровода [7, 8].

Задача нашего исследования заключается в обоснование выбора метода строительства трубопровода, способного обеспечить его надежность как в период строительства, так и во время его эксплуатации [9].

В качестве объекта исследования был принят трубопровод на месторождении Каменномысское-море, а именно - участок трубопровода от блока-кондуктора до береговой установки комплексной подготовки газа.

Месторождение Каменномысское-море находится в северной части Западно - Сибирской равнины. Среди особых метеорологических явлений в зимний период можно выделить очень низкие температуры воздуха с ноября по март (абсолютный минимум составляет минус 53 °С), температурные инверсии, способствующие концентрации в воздухе загрязняющих веществ. Среди особых гидрологических явлений исследуемого объекта следует отметить резкие и существенные подъемы уровней воды, связанные с прохождением весеннего половодья (май - июнь) и процесс наледеобразования.

Трасса трубопровода проходит по сложной территории, главной особенностью которой является повсеместное развитие многолетнемерзлых пород, залегающих на глубинах 150-400 м. Из мерзлотных процессов и явлений в данном районе отмечаются: криогенное пучение с образованием одиночных бугров и площадей пучения, заболачивание, термокарст, новообразование многолетнемерзлых грунтов, солифлюкция, особенно при изменении условий теплообмена.

Вдобавок трасса трубопровода, протяженностью 47,24 км, обладает особенностями инженерно-геокриологических условий:

- наличие ледогрунтов и сильнольдистых суглинков в заболоченных понижениях;

- присутствие в разрезах до глубин 3-5 м льдистых, реже -сильнольдистых суглинков и супесей; ледогрунтов;

- наличие средне- и сильнопучинистых суглинков и глин в верхнем горизонте разреза (до 3,0 м) при преобладании непучинистых и слабопучинистых грунтов на этих глубинах.

Одним из факторов, влияющим на надежность трубопроводных систем, является их конструктивная особенность.

Расчёт толщины стенки трубопровода был проведен по методикам и требованиям, представленным в нормативных документах: ГОСТ Р 559902014, СТО Газпром 2-2.1-383-2009.

Расчетное давление принято согласно СТО Газпром 2-2.1-383-2009. Средняя скорость коррозии принята, как для среднеагрессивной среды, в соответствии с РД 39-0147103-362-86.

Результаты проведенных прочностных расчетов приведены в таблице

1.

Таблица 1

Результаты прочностных расчетов

Категория Временное Предел Расчетное Расчетная Принятый Срок

участков сопротивление текучести, давление, толщина допуск на службы

тр-да разрыву, МПа МПа стенки коррозию, трубы,

МПа трубы, мм год

мм

С 550 450 8,8 20,64 3,0 63

Следовательно, для строительства сухопутного участка газопровода следует принять трубу стальную электросварную прямошовную с одним швом из листового проката наружным диаметром 1020 мм, толщиной стенки 27 мм, класса прочности К56. Для предотвращения возникновения на трубопроводе дефектов коррозии [10], предлагаем предусмотреть наружное антикоррозионное покрытие заводского исполнения.

Обеспечение устойчивого положения трубопровода на трассе - еще один фактор, влияющий на надежность объекта исследования.

М Инженерный вестник Дона, №12 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl2y2022/8052

Принимая во внимание условия района строительства, нами были проанализированы два способа укладки трубопровода: подземный и надземный.

Для обеспечения устойчивости трубопровода подземной укладки в вечномерзлых грунтах особое внимание необходимо уделить взаимодействию системы «мерзлый грунт - трубопровод». Был произведен деформационный расчет, который позволил определить осадку оттаивающего в процессе эксплуатации сооружения основания, в соответствии с СП 25.13330.2020:

5 = Бй + Бр (1)

где - составляющая осадки основания, обусловленная действием собственного веса оттаивающего грунта, м; БР - составляющая осадки основания, обусловленная дополнительным давлением на грунт от действия веса сооружения, м.

Исходя из состава грунта, рассчитаны деформации осадки оттаивающего основания под газопроводом. Результаты расчетов приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты расчетов

Участок Привязка Суммарная осадка s, м

Газопровод от блок- 1 0.18

кондуктора до 2 0.15

береговой установки 3 0.19

комплексной 4 0.26

подготовки газа 5 0.39

6 0.34

7 0.26

8 0.17

Из полученных результатов можно сделать вывод, что осадки оттаивающего основания газопровода не распределяются равномерно по длине. Например, максимальные напряжения возникают в трубопроводе на пятом участке, минимальные - на втором. Исходя из особенностей инженерно-геокриологических условий района строительства, для обеспечения равномерной просадки и снижения теплового воздействия на грунт, обеспечения восстановления многолетней мерзлоты в зимний период, на трассе исследуемого объекта необходимо провести мероприятия по замене ледогрунта песком. А это, в свою очередь, резко повышает трудоемкость и стоимость работ, что, в нашем случае, делает метод по подземной укладке трубопровода нецелесообразным.

При рассмотрении метода надземной прокладки трубопровода необходимо учитывать работу системы «мерзлый грунт - опора -трубопровод». Для исследуемого объекта приняли укладку трубопровода на отдельно стоящие опоры из стальных гнутых и прокатных профилей на высоте 1,5 м от уровня земли до низа трубы. Под опоры предусматривается выполнение свайных оснований из стальных труб.

Расчет нагрузок на опоры выполнялся в программе «СТАРТ-Проф». Исходные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Исходные данные для программы

Материал 16ГС (класс прочности К52)

Диаметр наружный трубы, мм 1020

Номинальная толщина стенки 27

трубы, мм

Расчётная температура, °С 22

Погонный вес трубы, кгс/м 661,2

Плотность продукта, т/ м 0,001

Транспортируемый продукт газ

На рис. 1 показана расчетная схема участка газопровода, а в таблице 4 представлены результаты расчетов.

—га . ¿2_1Д_

Рис. 1. - Расчетная схема участка газопровода

Таблица 4

Результаты расчетов

Номер узла Силы, (кгс)

вдоль оси поперек вертикальная

7 8462,4 3251,1 30226,6

8 6023,3 3385,2 23044,9

10 1940,8 1779,9 8778,1

11 3056,2 1537,8 11383,1

13 84,5 3188 10618,5

14 79,8 3184,9 10607,7

16 3059,1 1537,8 11391,5

17 1942,1 1776,5 8773,4

19 6025,5 3384,3 23049,7

20 8463,7 3248,9 30228

Максимально допустимые нагрузки на опоры представлены в таблице

Таблица 5

Максимально допустимые нагрузки на опоры

Значения нагрузок, кгс

Х Y Z

39000 8800 50100

Результаты расчетов показали, что устойчивость опор в продольном и поперечном направлениях обеспечивается жесткостью вертикальных конструкций (свай, стоек). Шаг расстановки опор по трассе газопровода рекомендуется не более 20 м.

В качестве дополнительных мероприятий по регулированию температурного режима грунтов предлагаем применить термостабилизаторы.

Проведенный анализ результатов исследования позволяет рекомендовать для строительства сухопутного участка газопровода от блока-кондуктора до береговой установки комплексной подготовки газа на месторождении Каменномысское-море надземный способ укладки трубопровода, как удовлетворяющий условиям надежности и экономической эффективности.

Литература

1. Иваник С.А., Зайкова А.М. Стратегия развития системы трубопроводного транспорта на территории Сибири // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018. т. 5. № 4. С. 37-46.

2. Li H., Lai Y., Wang L., Yang X., Jiang N., Li L., Wang C., Yang B. Review of the State of the Art: Interactions between a Buried Pipeline and Frozen Soil // Cold Regions Science and Technology. 2019. vol. 157. pp. 171 - 186.

3. Oswell J.M. Pipelines in permafrost: geotechnical issues and lessons12010 R.M. Hardy Address, 63rd Canadian Geotechnical Conference // Canadian Geotechnical Journal. 2011. vol. 48. № 9. pp. 1412-1431.

4. Томарева И.А., Масутов Д.Р., Абдуллаев С.А., Шубников С.С. Обоснование выбора метода строительства трубопровода в условиях вечной мерзлоты // Инженерный вестник Дона. 2022. № 6. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n6y2022/7711.

5. Муталова Л. М., Мустафин Ф. М. Анализ проблем прокладки нефтепроводов на вечной мерзлоте // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2020. № 5-6. С. 20-22. DOI: 10.24411/0131 -42702020-6-20-22.

6. Семенова Д. П. Прокладка трубопроводов в условиях вечной мерзлоты // Актуальные исследования. 2020. №6 (9). С. 16-20.

7. Долганов В.А., Адамия Д.Д., Томарева И.А. Инновационные технологии строительства нефте- и газопроводов в вечномерзлых грунтах // Инженерный вестник Дона. 2021. № 5. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2021/6958.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Томарева И.А., Омаров Т.О., Голубитченко К.В. Анализ теплового воздействия нефтепровода на грунты Арктического шельфа // Успехи современного естествознания. 2021. № 6. URL: natural -sciences.ru/ru/article/view?id=37653.

9. Селигман Б.Я. Долгосрочная изменчивость взаимодействий трубопровод-вечная мерзлота в Северо-Западной Сибири // Вечная мерзлота и перигляциальные процессы. 2000. т. 11. № 1. С. 5-22.

10. Li X., Chen G., Liu X., Ji J., Han L. Analysis and Evaluation on Residual Strength of Pipelines with Internal Corrosion Defects in Seasonal Frozen Soil Region // Women in Civil Engineering. 2021. vol. 11. № 24. URL: doi.org/10.3390/app112412141.

References

1. Ivanik S.A., Zaykova A.M. Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: looking into the future]. 2018. vol. 5. № 4. pp. 37-46.

2. Li H., Lai Y., Wang L., Yang X., Jiang N., Li L., Wang C., Yang B. Cold Regions Science and Technology. 2019. vol. 157. pp. 171 - 186.

3. Oswell J.M. Canadian Geotechnical Journal. 2011. vol. 48. № 9. pp. 14121431.

4. Tomareva I.A., Masutov D.R., Abdullaev S.A., Shubnikov S.S. Inzhenernyj vestnik Dona. 2022. № 6. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n6y2022/7711.

5. Mutalova L.M., Mustafin F.M. Transport i hranenie nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya [Transport and storage of oil products and hydrocarbons].

2020. № 5-6. pp. 20-22. DOI: 10.24411/0131-4270-2020-6-20-22.

6. Semenova D.P. Aktual'nye issledovaniya [Current Research]. 2020. no. 1, pp. 16-20.

7. Dolganov V.A., Adamija D.D., Tomareva I.A. Inzhenernyj vestnik Dona.

2021. № 5. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2021/6958.

8. Tomareva I.A., Omarov T.O., Golubitchenko K.V. Uspehi sovremennogo estestvoznanija. 2021. № 6. URL: natural-sciences.ru/ru/article/view?id=37653.

9. Seligman B. J. Vechnaya merzlota i periglyacial'nye processy [Permafrost and Periglacial Processes]. 2000. vol. 11. № 1. pp. 5-22.

10. Li X., Chen G., Liu X., Ji J., Han L. Women in Civil Engineering. 2021. vol. 11. № 24. URL: doi.org/10.3390/app112412141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.