>
Сравнительный анализ реформ высшего
ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ ФРАНЦИИ И РОССИИ
ЕлЕнА вАсильЕвнА пономАрЕнко, доктор экономических наук, профессор, директор Российско-французского центра
Институт государственной службы и управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, 119571, Москва, проспект Вернадского, 82); заведующая кафедрой политэкономии
Российский университет дружбы народов (Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6). E-mail: [email protected]
николАй нЕновский, доктор экономических наук, профессор
Университет Пикардии им. Жюля Верна - L'université de Picardie Jules-Verne (8000, Amiens, France CRIISEA, Pôle Universitaire Cathédrale, 10 Placette Lafleur, 80027, Amiens, Cedex 1). E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена исследованию результатов современных реформ образования и науки в России и Франции. Авторы проводят сравнительный анализ по ряду критериев: общей количественной характеристике систем высшего образования двух стран, основных целей и задач, закрепленных в нормативно-правовой базе реформ, ключевых механизмов реализации провозглашаемых приоритетов реформирования, среднесрочных результатов за прошедшее пятилетие. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что по ряду направлений результаты реформ в странах весьма близки. Так, Франция и Россия демонстрируют схожие показатели по количественным характеристикам: в двух странах сравнимое количество как самих вузов, так и обучающихся студентов, в том числе иностранных (Франция по количеству иностранных студентов занимает третье место в мире, Россия - четвертое). Причем этот показатель выступает одним из ключевых критериев в государственных программах развития образования и в России, и во Франции. К сожалению, Россия пока уступает Франции по качественным показателям. Французская система высшего образования считается сейчас одной из самых качественных, что подтверждается ее стабильно высоким положением в международных рейтингах. «Болевые точки» российских университетов изучены, с ними ведется планомерная работа, и государство ставит перед высшим образованием довольно амбициозные задачи по вхождению в первую сотню мировых университетов как в глобальных, так и в предметных рейтингах. Ключевые слова: реформа образования и науки, внедрение инноваций, университеты, результаты реформ
Пономаренко Е.В., Неновский Н. Сравнительный анализ реформ высшего образования и науки Франции и России. Государственная служба, 2017. № 5. С. 86-93.
COMPARATIVE ANALYSIS OF REFORMS IN HIGHER EDUCATION AND SCIENCE IN FRANCE AND RUSSIA
ELENA V. poNoMARENKo, Dr. Sci. (Economics), Professor
Director of the Russian-French Center of the Institute of Public Administration and Civil Service of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, prospekt Vernadskogo, Moscow, Russian Federation, 119571), Head of the Chair of Political Economy, Russian Peoples' Friendship University (6, ul. Miklukho-Maklaya, Moscow, Russian Federation, 117198). E-mail: [email protected] NiKoLAY NENoVSKY, Dr. Sci. (Economics), Professor
University of Picardy Jules Verne (8000, Amiens, France CRIISEA, Pôle Universitaire Cathédrale, 10 Placette Lafleur, 80027, Amiens, Cedex 1). E-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to the study of the results of modern education and science reforms in Russia and France. The authors carry out a comparative analysis on a number of criteria: the overall quantitative characterization of the higher education systems of the two countries, the main goals and objectives enshrined in the regulatory framework of reforms, key mechanisms for implementing the declared reform priorities, and medium-term results over the past five years. The analysis allows to draw conclusions that in a number of directions the results of reforms in countries are very close. Thus, France and Russia show similar indicators in terms of quantitative characteristics: in two countries there is a comparable number of both universities and students, including foreign ones (France takes the third place in the world in number of foreign students, Russia - the fourth). Moreover, this indicator is one of the key criteria in the state programs for the development of education in Russia and in France. Unfortunately, Russia is still inferior to France in terms of qualitative indicators. The French system of higher education is now considered as one of the highest quality, which is confirmed by its consistently high position in international rankings. The «pain points» of Russian universities have been studied, the systematic work is being done with them, and the state sets rather ambitious goals for higher education in the first hundred world universities in global and subject ratings. Keywords: reform of education and science, the introduction of innovations, universities, the results of reforms
Ponomarenko E.V., Nenovsky N. Comparative analysis of reforms in higher education and science in France and Russia. In: Gosudarstvennaya sluzhba. 2017. P. 86-93. In Russian.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 5 87
Е.В. Пономаренко, Н. Неновский. сравнительный анализ реформ высшего образования и науки Франции и россии
введение
В эпоху цифровой революции, кардинально трансформирующей методы производства и доступ к знаниям, рынок труда становится полярным, многие профессии исчезают, а спрос на специалистов, соответствующих вызовам цифровой экономики, возрастает. Сегодня основная цель развитых стран состоит в том, чтобы организации высшего образования могли обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, способных работать в области экономики знаний и инноваций. При этом мировой рынок услуг высшего образования, по оценкам ВТО, оперирует огромными объемами финансовых ресурсов (около 100 млрд долларов в 2008 году и 600-800 млрд долларов по экспертным оценкам к 2030 году [Галичин, 2015. С. 3]). Идет жесткая конкурентная борьба между странами за место на этом рынке. В настоящее время в мире, по оценкам ОЭСР, насчитывается около 140 млн студентов, в том числе 4 млн человек - это иностранные студенты, их число по прогнозам ЮНЕСКО возрастет до 8 млн человек к 2015 году [Астратова, 2016].
В ответ на возрастающие требования мирового рынка образовательных услуг, а также на вызовы цифровой революции и инновационного развития, многие страны мира разработали и приняли национальные концепции и стратегии развития высшего образования и науки. Ключевыми положениями стратегий стала направленность на повышение конкурентоспособности национальных систем высшего образования, акцент на индивидуальное карьерное видение, большую гибкость, тесную связь между системой образования, наукой и профессиональной деятельностью, возрастание роли социальных партнеров, огромное значение информационных технологий и средств коммуникации.
В данной статье мы проведем сравнительный анализ концепций и стратегий развития высшего образования и науки во Франции и в России в последние годы. Этот анализ мы проводим по нескольким общим критериям:
• общая характеристика систем высшего образования (число вузов, студентов и преподавателей, исследователей, привлечение иностранных студентов, занятость выпускников);
• анализ институциональной базы реформ высшего образования и науки (законодательные документы, приоритетные цели и задачи);
• оценка механизмов и инструментов реализации реформ по конкретным направлениям повышения конкурентоспособности высшей школы (нормы Болонского процесса, продвижение в мировых рейтингах университетов, поиск современной модели университета и новых подходов к управлению университетами, создание инфраструктуры приема иностранных студентов, признание дипломов, квалификаций, степеней, финансирование и ресурсное обеспечение в целом);
• оценка результатов (краткосрочных и среднесрочных) идущих реформ.
Практически одновременно в России и во Франции были приняты новые законы об образовании и научных исследованиях: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Закон о высшем образовании и научных исследованиях, который был принят во Франции в июле 2013 года. Практически пять лет прошло с начала действия этих законов, страны активно реализуют их положения, что позволяет оценить некоторые результаты.
Ряд целей и задач новых законов об образовании и научных исследованиях во Франции и России практически совпадают. К примеру, нацеленность на повышение конкурентоспособности национальных университетов, оптимизация их численности, связь с наукой, внедрение инноваций, разрешение обучения на английском языке в национальных университетах, развитие цифровых технологий в образовании, международное сотрудничество и многое другое.
общая характеристика систем высшего образования
Французская система высшего образования насчитывает более 3,5 тысяч государственных и частных учреждений. Публичные высшие учебные заведения финансируются за счет государства, которое тратит в среднем 14 000 евро на одного студента в год, независимо от того, французский или иностранный студент обучается.
В рамках реформы образования идет процесс оптимизации численности вузов. Если в 2007 году во Франции было 87 университетов и 225 других высших учебных заведений, то в 2016 году, после укрупнения ряда вузов, действуют 74 государственных университета; 227 инженерных школ; 150 бизнес-школ; 270 докторантских школ; 120 высших школ искусств; 20 высших школ архитектуры. В них обучалось в 2015 году более 4 млн 300 тысяч студентов, в том числе - 310 тысяч иностранных студентов. Вместе с тем, занимая третье-четвертое место в мире по числу иностранных студентов, обучающихся на трех уровнях образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), Франция держит первое место по числу студентов третьей ступени - докторантуры [Les chiffres clés..., 2016. P. 6-10]. Кадровый состав государственных французских университетов следующий: на начало 2015 учебного года в них насчитывалось 90 500 штатных преподавателей и 56 400 преподавателей-исследователей.
В 2015 году во Франции было выделено 75 000 бюджетных мест для обучения во французских вузах с ежемесячным пособием 1000 евро, для студентов из малообеспеченных семей предусмотрено 1000 стипендий в размере от 4000 до 5000 евро. С 2008 года на срок от одного месяца до одного года присуждает-
ся социальная стипендия студентам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации.
Во Франции широко используются собственные стипендиальные программы поддержки иностранных студентов, а также средства европейских фондов для развития совместных магистерских и докторских программ с другими европейскими институтами. В 2012-2013 годах 97 из 131 стипендиальной программы мобильности Эразмус Мундус (с 2015 года -«Эразмус+»), то есть свыше 74% программ, координировались или осуществлялись французскими вузами [Тагирова, 2015. С. 11-23].
Что касается числа вузов системы высшего образования в России, следует отметить тенденцию, как и во Франции, на сокращение их численности в ходе объединения и укрупнения, жесткого аккреди-тационного контроля. В 2012-2013 годах в России насчитывалось 1046 организаций высшего образования (609 государственных и 437 частных вузов), в которых обучалось 6 млн 73,9 тысяч студентов. В 2015 году действовало уже 896 вузов: 530 государственных и муниципальных и 366 частных, а на начало 2016-17 учебного года осталось 817 вузов, в которых обучается около 4 млн 379 тысяч человек. В государственных вузах работает 260 тысяч преподавателей 1
По численности студентов, обучающихся на программах среднего профессионального и высшего образования, Россия является мировым лидером: 673 человека в расчете на 10 тысяч населения в 2009 году (в странах ОЭСР соответствующий показатель в середине нулевых годов варьировал в пределах 160-660 человек на 10 тысяч населения), 85% выпускников школ продолжают обучение в вузах, более 2/3 обучающихся в образовательных организациях профессионального образования - студенты вузов. По доле населения с высшим образованием Россия соответствует средним значениям по странам ОЭСР.
По данным Федеральной службы государственной статистики и Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2016 учебном году численность студентов составляла 4 млн 399,5 тысяч человек, из них 2 млн 491 тысяча человек, то есть более половины (56,6%) учились платно, с полным возмещением стоимости обучения. Свыше 2 млн 29 тысяч студентов очной формы обучения получали стипендии в вузах, при этом 78% всех выданных стипендий составляют государственные академические стипендии, 15% - государственные социальные стипендии, остальное - стипендии, учреждаемые юридическими и физическими лицами.
динамика показателей интернационализации образования в двух странах
По основным показателям интернационализации (число иностранных студентов, кампусов и филиалов за границей, программ обучения на английском языке) Франция и Россия также очень близки.
1 http://минобрнауки.рф/министерство/статистика
Ведущие французские университеты входят в TOP-20 рейтинга университетов QS по приему иностранных студентов2, а Франция уже третий год занимает третье-четвертое место среди наиболее привлекательных направлений для иностранных студентов и первое место среди неанглоязычных стран по приему иностранных студентов 3.
В 2016 году Франция занимала четвертое место в мире (после США, Великобритании и Австралии) по приему иностранных студентов в национальных образовательных учреждениях (310 тысяч человек в 2015 году). Это несколько выше, чем в России, занимающей следующее за Францией, пятое место по числу иностранных студентов (281 тысяча человек) [Les chiffres clés..., 2016. P. 6-10].
Распределение иностранных студентов по типам учреждений высшего образования во Франции в 2015-2016 годах показательно для континентальной европейской модели4 [Пономаренко, 2016. С. 7985] - в среднем 72,8% иностранных студентов выбирает государственные университеты с практически бесплатным обучением, 7% - бизнес-школы, около 5% - высшие инженерные школы и 15,4% обучается в других высших школах (искусство, архитектура и др.). Интересно, что около 46% иностранных студентов приезжает учиться в бакалавриате, 43% - на магистерских программах и 11% - в аспирантуру (докторантские школы). При этом, если во Франции обучается более 12% от общего числа иностранных студентов в мире, то в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации (аспирантура, диплом PhD) - уже 41,4% от общего числа иностранных студентов-докторантов.
Согласно данным Campus France, в 2016 году система высшего образования Франции предлагала более 1200 программ для англоязычных студентов в 74 государственных университетах, 227 инженерных школах, 150 бизнес-школах, 270 докторантских школах, 120 высших школах искусств, 20 высших школах архитектуры [Les chiffres clés., 2016. P. 6-10]. В России показатели внедрения англоязычных программ гораздо скромнее, преподавание ведется преимущественно на русском языке.
И Россия, и Франция активно развивают сетевые формы обучения. Наиболее известные сетевые университеты с участием французских университетов: французско-немецкий, француз-
2 https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016
3 http://www.lemonde.fr/campus/article/2016/02/19/etudiants-etrangers-la-france-demeure-l-une-des-trois-destinations-preferees_4868675_4401467.html
4 Англо-саксонская модель основана на высокой оплате обучения в университете, маркетинговых стратегиях высоких позиций в мировых рейтингах, тогда как в континентальной модели предоставляется высшее образование и своим, и иностранным студентам практически бесплатно.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 5 89
Е.в. пономаренко, н. неновский. Сравнительный анализ реформ высшего образования и науки Франции и России
ско-итальянский, французско-китайский, вьетнамско-французский университеты и целый ряд других [Аналитический доклад..., 2017]. Российские университеты активно сотрудничают в сетевых университетах СНГ, УШОС, БРИКС, создается российско-китайский сетевой университет, с 2015 года разворачивает деятельность российско-французский университет. Параллельно в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и Украине действуют 37 филиалов, созданных 29 российскими вузами. В этих филиалах обучается свыше 25 тысяч человек.
В 2016 году в России насчитывалось более 70 действующих соглашений о взаимном признании образования, дипломов, степеней. В 2015 году такое соглашение подписано с Францией. В работе находится еще свыше 35 соглашений с европейскими, азиатскими странами и странами Латинской Америки.
Институциональная база реформ: законодательство, цели и приоритеты реформ
С момента принятия в 2013 году Закона о высшем образовании и научных исследованиях во Франции начались официальные реформы системы высшего образования, которые привели к существенным структурным изменениям. Законом определена разработка Национальной стратегии высшего образования (5й"аМЕ5) и исследований (5^), их взаимодействие, скоординированное с Национальной стратегией инфраструктуры исследований научной культуры, технологий и промышленности (5МС5Т1) в рамках принятых стратегий в секторах экономики. Каждые пять лет предусматривается пересмотр Национальной стратегии высшего образования с определением приоритетов развития на ближайшие 10 лет, а также способов их достижения. При этом связь высшего образования и научных исследований становится базовой основой действий.
Первая пятилетняя Национальная стратегия исследований Франция-Европа 2020 разработана в соответствии с «Законом о высшем образовании и исследованиях» в 2014 году5. В ней были определены четыре крупных направления: «Большие данные, или мегаданные», «Энергия, окружающая среда и устойчивое развитие», «Жизнь и здоровье», «Человек и общество», в рамках которых обозначен целый ряд приоритетных исследований.
Институциональной основой процесса стало взаимодействие организационных (управленческих) структур - Комитета по национальной стратегии высшего образования, созданного в 2014 году, и парламентскими комитетами. Главная роль в реализа-
5 La stratégie nationale de recherche France-Europe 2020. URL: http:// cache.media.enseignementsup-recherche.gouv.fr/file/Strategie_ Recherche/26/9/strategie_nationale_recherche_397269.pdf
ции стратегии принадлежит Национальному совету высшего образования и исследований (CNЕSЕR).
Отметим, что к 2015 году национальные стратегии по образованию на протяжении всей жизни приняты в целом ряде европейских государств - Дании, Норвегии, Швеции, Германии и др.
Глобальными целями реформы во Франции стало создание во Франции «постоянно обучающегося общества», подготовка креативных специалистов, повышение международной конкурентоспособности национальных университетов. В плане действий по реализации национальной стратегии сформулированы пять предложений (задач).
1. Повысить уровень квалификации и разработать универсальные компетенции, инновационные и креативные, подготовить к новым знаниям. Довести уровень дипломированных специалистов до 60% выпускников высших учебных заведений в одной возрастной группе к 2025 году в государственных вузах. Сделать высшее образование еще более доступным.
2. Сделать обучение на протяжении всей жизни реальным и поручить эту задачу высшим образовательным учреждениям. Вовлекать одного из пяти студентов в процесс обучения на протяжении всей жизни в государственные высшие учебные заведения.
3. Улучшить возможности трудоустройства, совмещения учебы и работы.
4. Увеличить число кандидатов и докторов наук в научных исследованиях, экономической и административной сферах. Обеспечить обучение и выпуск 20 000 кандидатов и докторов наук ежегодно, в том числе 12 000 французских граждан, к 2025.
5. Создавать новые модели университетов - лаборатории будущего общества и механизмы для построения социальных связей.
В 2017 году вышла первая «Белая книга высшего образования Франции», собравшая направления и мероприятия реализации Национальной стратегии высшего образования и объединившая все до этого принятые концепции и стратегии.
Внедрение стратегий основывается на последовательной реализации взаимосвязанных программ, отражающих приоритеты реформы:
• территориальная политика объединения университетов, высших школ и исследовательских организаций в группы для достижения эффекта на локальном, национальном и международном уровнях в целях роста международной конкурентоспособности;
• политика поддерживается новой системой контрактных отношений организаций высшего образования и исследований с государством и территориальными сообществами;
• объединенные территориальные комплексы должны стать координаторами внедрения инноваций, центрами взаимодействия образова-
ния, науки, бизнес-сообщества и муниципалитетов.
В России законодательной базой реформы высшего образования стали принятие в 2008 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указ Президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (2012), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012). В декабре 2014 года Правительство утвердило Концепцию развития образования на 2016-2020 годы, принят приоритетный проект по развитию экспорта образования на 2017-2025 годы.
Ключевые цели реформы состоят в обеспечении высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики; повышении конкурентоспособности российского высшего образования в целом, повышении эффективности реализации молодежной политики и т.д.
Для реализации реформ Министерство образования и науки Российской Федерации определило основные задачи реформирования высшего образования, в том числе:
• формирование эффективной системы российских университетов;
• внедрение эффективной модели управления мероприятиями государственных программ;
• повышение качества содержания образования;
• развитие педагогического и инженерно-технического образования;
• реализация программы «Глобальное образование».
Реализация приоритетов осуществляется через федеральные целевые программы, госпрограмму «Развитие образования» на 2013-2020 годы, которая включает пять подпрограмм, мероприятия приоритетного проекта по экспорту российского образования.
Для достижения вышеназванных приоритетов в России идет качественная, количественная и территориальная оптимизация сети вузов, в результате которой формируются группы вузов. Среди них:
• исследовательские вузы мирового класса, обеспечивающие лидерство России в фундаментальной и прикладной науке, включенные в систему коммерциализации знаний и технологий;
• отраслевые лидеры, включенные в процессы технологической и кадровой модернизации различных отраслей российской экономики;
• университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда;
• крупные центры заочного (дистанционного) образования с высоким современным качеством программ.
Механизмы и инструменты реализации выбранных приоритетов реформ
Началом реформ системы высшего образования Франции стал процесс упрощения территориальной организации структур высшего образования: новая территориальная политика. Проект был запущен в 2015 году в рамках разработки 70 мер по оптимизации территориальной организации высшего образования, их реализация началась в 2016 году.
Для совершенствования управления было создано 25 структур (20 университетских сообществ и пять ассоциаций). Каждая из вновь созданных структур заключает с Министерством высшего образования и науки пятилетний контракт, особенный для каждой из них. Вместе с тем, университеты независимы от государства при разработке образовательных программ, министерство оставляет за собой функцию аккредитации университетов. В пятилетнем контракте прописаны обязательства организаций по реализации целей национальной стратегии и пилотные проекты национального масштаба, которые структуры должны реализовать. Согласно контрактам, территориальные структуры получают финансовую помощь на реализацию проектов в рамках национальной стратегии. Так, на первом этапе, по пятилетним контрактам были выделены средства на создание 1300 дополнительных рабочих мест. В целом для 25 созданных структур эта сумма должна достигнуть 130 млн евро в год. Финансовые средства могут поступать из разнообразных источников (централизованных, региональных, от фирм), что прописано в Региональной схеме высшего образования, исследований и инноваций)6.
Основная часть реформы высшего образования и науки во Франции направлена на формирование образовательных кластеров в рамках программы Инициативы превосходства (Initiatives d'Excellence-Idex).
Как отмечалось выше, идет процесс сокращения и оптимизации числа вузов. В рамках образовательных кластеров Idex университеты, финансируемые государством, объединяются с другими вузами на территории, а также с центрами научных исследований и инноваций. Таким образом, реформа идет по трем направлениям: формирование образовательных кластеров в рамках Initiatives d'Excellence-Idex; сокращение числа университетов, их укрупнение; построение новой модели университета.
К 2015 году во Франции было выбрано 25 территорий, в том числе Лазурный берег, для формирования университетов нового типа. В новой системе основной для университета становится работа на уровне территории, привлечение частных структур и регионального управления к трансферу технологий, решению вопросов научно-технического и регионального развития, созданию инфраструктуры для новых технополисов. Университеты становятся
6 Schéma Régional de l'Enseignement Supérieur de la Recherche et de
l'Innovation (SRESRI). http://www.laregion.fr/2016SRESRI
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 5 91
Е.в. пономаренко, н. неновский. сравнительный анализ реформ высшего образования и науки Франции и россии
мультидисциплинарными центрами исследований, несут ответственность за внедрения их результатов в практику развития территории. В итоге формируется новая модель современного университета, происходит превращение университета в инновационный центр научного, образовательного и регионального развития.
Аналогичные тенденции наблюдаются и в России. Идет процесс оптимизации, наряду с созданием региональных университетов, в результате объединения нескольких вузов и филиалов приступили к формированию более крупных учебно-научных комплексов
- федеральных университетов, их сейчас девять.
В 2006 году были открыты университеты - Сибирский в Красноярске (36,5 тысяч студентов в 2012 году) и Южный в Ростовской области (46 тысяч студентов в 2010 году). В последующие годы федеральные университеты были образованы в Казани, Екатеринбурге, Владивостоке, Архангельске, Якутске, Калининграде и Ставрополе. Федеральные университеты рассматриваются как «локомотивы» регионального развития, как центры притяжения региональных и локальных научных сообществ. В 2013 году четыре из них - Уральский, Дальневосточный, Приволжский и Южный - попали в число ведущих университетов в мировом рейтинге QS World University Ranking.
Механизмом решения основной цели реформы высшего образования в России стал «Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых образовательных центров» (Проект 5-100), который стартовал в 2013 году и действует до 2020 года. Суть проекта
- в закреплении ведущих российских университетов в «высшей лиге» мировых рейтингов университетов (QS, THE, ARWU), повышении исследовательской и публикационной активности преподавателей и студентов, росте экспорта образования (в первую очередь, численности иностранных студентов, кампусов и филиалов вузов за рубежом, сетевых университетов, числа программ на английском языке).
В рамках повышения международной конкурентоспособности вузов «5-100» определена российская лига университетского превосходства. В настоящее время в России насчитывается 41 ведущий университет (в том числе 29 национальных исследовательских, девять федеральных), университеты-участники программ «5-100», 55 региональных вузов, 14 вузов-участников программы «Кадры для регионов», продолжается формирование сети (свыше 40) опорных университетов в субъектах Федерации.
Все они обладают высокой репутацией в международных общих и отраслевых (предметных) рейтингах. С 2013 года университетам, прошедшим жестокий конкурс проекта «5-100», государство оказывает ежегодно весомую финансовую и организационную поддержку, например, в 2016 году она составила 12,5 млрд рублей. Среди ожидаемых результатов Проекта к 2020 году:
• вхождение не менее пяти российских университетов в топ-100 глобальных образовательных рейтингов (рейтинг Times Higher Education; рейтинг QS, академический рейтинг ARWU);
• доля иностранных студентов от общего числа обучающихся в университете не менее 15%;
• доля иностранных специалистов от общего научно-педагогического состава каждого вуза не менее 10% и т.д.
Однако главным итогом Проекта должно стать появление в России к 2020 году группы современных университетов-лидеров с максимально эффективной структурой управления и международной академической репутацией, соответствующих мировым тенденциям развития.
Следующий шаг - создание группы университетов, являющихся ключевыми игроками в развитии и продвижении регионов. Начиная с 2012 года, в рамках данного направления реализуется ряд проектов: в 2012-2014 годах осуществлена поддержка программ стратегического развития региональных вузов (55 вузов), в 2013-2014 годах реализовывались программы «Кадры для регионов» (14 вузов), «Новые кадры для ОПК» (77 вузов), а сегодня активно идет процесс создания опорных университетов.
Опорные вузы ориентированы на решение задач региональных экономик и на обеспечение местного рынка труда высококвалифицированными специалистами. Они призваны сдержать отток интеллектуального потенциала, так как в прошлые годы лучшие выпускники школ, в основном, решали оставить родные города, уезжали для получения образования в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.
По итогам первого конкурсного отбора были определены первые 11 победителей, которым были выделены средства из федерального бюджета на поддержку программ развития. В 2017 году опорные университеты проекта были разделены на две группы. В первую вошли восемь учебных заведений, которые получат дополнительное финансирование из федерального бюджета, во вторую - остальные вузы-победители. Дополнительное финансирование они получат из региональных бюджетов.
С целью повышения конкурентоспособности российских университетов был запущен и в настоящее время реализуется еще один проект - «Вузы как центры пространства создания инноваций», направленный на создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Такие центры станут основой пространства создания инноваций, источником позитивных изменений городской и региональной среды. Согласно паспорту проекта, в 2018 году предполагается создание не менее 55, а в 2025 году - не менее 100 университетских центров. Предполагается, что основными участниками проекта могут стать университеты проектов «5-100» и опорные университеты.
Вместе с тем, в 2017 году в первой сотне лучших
университетов мира был лишь МГУ им. Ломоносова, однако некоторые российские ведущие университеты существенно продвинулись в мировой классификации, переместившись из пятой-шестой сотни в третью.
вместо заключения: сравнение среднесрочных результатов реформ
По основным характеристикам количественных показателей систем высшего образования Франция и Россия очень близки - начиная от численности вузов, числа студентов, в том числе иностранных. Франция по числу иностранных студентов занимает 3-е место в мире (310 тысяч иностранных студентов в 2016 году, Россия - 4-е место - 281 тысяча).
В Российской Федерации делается все возможное для поддержания конкурентоспособности вузов в части институциональных факторов (законодательной поддержки, разработки концепций и стратегий развития высшего образования и науки, инфраструктуры, привлечения иностранных студентов, систем признания дипломов, степеней и квалификаций, закрепления и возврата из интеллектуальной эмиграции выпускников), и результаты приближаются к аналогичным параметрам во Франции.
Что же касается качественных результатов реформ (связь с наукой, места в мировых рейтингах университетов), здесь отметим более высокие показатели французской системы высшего образования. Она является одной из самых конкурентоспособных в мире. Об этом свидетельствуют данные мировых рейтингов и их динамика. Согласно данным мирового рейтинга университетов QS 2016 года, Франция находится на 6-м месте в общем рейтинге систем образования7, при этом:
согласно рейтингу THE 2016-2017, 27 университетов Франции входят в T0P-100 университетов мира8;
11 университетов Франции вошли в T0P-100 лучших университетов мира по версии работодателей9. Лидирующие позиции в мировых рейтингах занимают не только классические государственные университеты страны, но и профильные (École normale supérieure), а также известные бизнес-школы.
Что же касается связи с наукой, внедрения инноваций, результаты реформы во Франции существенно опережают российские. Так, Франция занимает второе место в мире (даже не в Европе) по числу стар-тапов, а это - инновационные научные разработки, внедряемые в практику национального и территориального экономического развития.
7 Рейтинг QS 2016. https://www.topuniversities.com/system-strength-rankings/2016
8 Рейтинг THE 2016-2017. https://www.timeshighereducation.com/ student/best-universities/best-universities-france
9 https://www.topuniversities.com/system-strength-rankings/2016 https://www.timeshighereducation.com/student/best-universities/
best-universities-france
Научно-исследовательская деятельность во Франции осуществляется в двух основных группах: исследовательских организациях и высших учебных заведениях. При высокой доле государственных вливаний (центральных и региональных) в науку во Франции, а также средств самих университетов, приблизительно 56% всех исследователей работают в частном секторе, на долю которого приходится приблизительно 60% валовых расходов на научно-исследовательскую деятельность. Кластерные инициативы во Франции развиваются уже более 15 лет, к 2014 году в стране действовало уже 170 официальных кластеров. Франция уверенно держит 6-е место в мире по числу научных публикаций, 2-е место в Европе по числу зарегистрированных патентов (более 16 600 в 2012 году). В 2015 году здесь работали 25 укрупненных научно-образовательных кластеров, объединяющих университетскую науку и образование [Аналитический доклад., 2017. С. 260].
Таким образом, во Франции удалось реализовать главную цель реформы - связать науку и высшее образование, внедрять их совместные результаты! Такая увязка особенно актуальна для современной России, где необходимость ухода от сырьевой модели экономического роста очевидна, признана и учеными, и политическим руководством страны, однако результаты инновационного развития более чем скромны.
По мнению и российских, и международных экспертов, российская национальная инновационная система характеризуется высоким потенциалом при низкой результативности, к тому же более 70% затрат на НИОКР несёт государство, менее 30% - частный сектор и университеты (в США, например, пропорция диаметрально противоположна 35:60:5). В России идет поиск связи научных и образовательных результатов, новых моделей университета, и опыт Франции в этой сфере является весьма интересным для нашей страны.
Одна из острейших проблем российского высшего и среднего профессионального образования - несоответствие их структуры потребностям рынка труда: значительное число вузов практически утратило связь с рынком труда. Согласно многочисленным экспертным данным, итогам выборочных наблюдений трудоустройства выпускников10, только 70% всех выпускников после окончания обучения работают по профессии. Наивысшие показатели трудоустройства по специальности (97-88-72%) у тех, кто обучался здравоохранению, информационной безопасности, информатике и вычислительной технике, системам вооружения, авиационной, космической,
10 Итоги выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование // Федеральная служба государственной статистики. -2016. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_ trudoustr/index.html
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 5 93
Е.в. пономаренко, н. неновский. сравнительный анализ реформ высшего образования и науки Франции и россии
морской, электронной технике, разведке и разработке полезных ископаемых, защите окружающей среды. Самые низкие показатели работы по специальности (55%) - у выпускников, получивших диплом по социальным наукам, сельскому и рыбному хозяйству, тогда как по опросам работодателей остро ощущается дефицит квалифицированных исполнителей, способных работать с современными технологиями. Однако при том, что в настоящее время молодежь в России является наиболее многочисленной группой нетрудоустроенных - более 30% от общего числа зарегистрированных безработных, лишь четверть от общей численности безработной молодежи составляют выпускники вузов.
Еще один проблемный аспект - финансирование университетов. На сегодняшний день главным источником финансирования системы образования Франции является государство (70% от общих расходов на высшее образование в 2015 году). Расходы домашних хозяйств на высшее образование в 2015 году составили меньше 10%. В 2015-2016 учебном году 36,3% студентов получили финансовую помощь от государства, 96% из этих студентов получили стипендию по социальным причинам, стипендии также выплачиваются студентам за отличные успехи в обучении. Более 75% всех государственных расходов на высшее образование составляют расходы на профессорско-преподавательский и кадровый состав.
Во Франции для реализации всех положений Национальной стратегии расходы на научные разработки и исследования (R&D) в ближайшие 10 лет должны достигнуть 3% от ВВП (сейчас только 2,23%).
Средства на финансирование высшего образования объединены в государственном программном бюджете в рамках Межминистерской миссии в области высшего образования и исследований (MIRES),
Литература
Аналитический доклад «Франция и Россия в образовательном
пространстве». М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2017. Астратова Г.В. Современные тенденции развития рынка услуг высшего образования. Интернет-журнал «Науковедение». Том 8, № 4 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN416.pdf. Идентификационный номер статьи в журнале: 95EVN416. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2015.
References
Analytical report 'France and Russia in the educational space'. In: Izd. dom 'Delo' RANEPA. 2017. In Russian.
Astratova G.V. Modern tendencies of the development of the market of services of higher education. In: Internet-zhurnal «Naukovede-nie». Value 8, №4 (2016) http://naukovedenie.ru/ PDF/95EVN416.pdf. In Russian.
Galichin V.A. International market of the educational services: main characteristics and tendencies of development. In: Izd. dom 'Delo' RANEPA. 2015. In Russian.
которые в 2017 году составляли 27 млрд евро и были распределены на реализацию 10 программ шести министерским департаментам. Финансирование происходит двумя путями: ежегодными субвенциями, выделяемыми университетам, и финансирование в форме грантов на основе конкурсных заявок для реализации тех или иных проектов.
Помимо программного бюджета, правительство запустило три Программы инвестиций в будущее, которые были разработаны на основе отчета Жюп-пе-Рокар (Juppé-Rocard), PIA3 (Programme d'Investissements d'Avenir) и предполагают 10 млрд евро инвестиций в образование и научные исследования в ближайшие 10 лет. Реализация программ началась в 2017 году.
Российская Федерация направляет из бюджета на финансирование образования в целом и развитие научных исследований около 4% ВВП (3,65% ВВП - на образование), однако дополнительно более половины средств на высшее образование поступает от домохозяйств и предприятий. В отличие от Франции, высшее образование в России на 56,6% является платным, то есть финансируем не только из бюджетной системы государства, но и домохозяйствами, и фирмами.
Национальные стратегии развития высшего образования совместно со стратегиями научного развития, принятые в последние годы и в России, и во Франции, направлены на улучшение доступа к высшему образованию граждан, повышение профессиональной подготовки студентов с целью предоставления им конкурентоспособных знаний и компетенций, отвечающих современным требованиям рынкам труда, на усиление интеграции между вузами, бизнесом и территориями.
Пономаренко Е.В. Россия и Франция на мировом рынке образовательных услуг: основные вызовы и пути преодоления. Государственная служба. № 4, 2016. С. 79-85.
Тагирова Ш.В. Высшее образование Франции: состояние и перспективы // Партнерство Франции и России: интернационализация образования, науки, экономики. Сборник статей под общей редакцией Г.А. Красновой, Е.В. Пономаренко. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2015. С. 11-23.
Les chiffres clés. Information forum Campus France. 2016.
Les chiffres clés. Information forum Campus France. 2016. Ponomarenko E.V. Russia and France on the global market of the educational services: main challenges and ways of overcoming them. Gosudarstvennaja sluzhba. № 4, 2016. In Russian.
Tagirova Sh.V. Higher education of France: condition and prospects // Partnership of France and Russia: internationalization of education, science, economy. Collection of articles under general editorship of G.A. Krasnova, E.V. Ponomarenko. In: Izd. dom 'Delo' RANEPA. 2015. In Russian.