Научная статья на тему 'Сравнительный анализ состояния и проблем развития сферы услуг в России и ее регионах'

Сравнительный анализ состояния и проблем развития сферы услуг в России и ее регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГА / АНАЛИЗ / ДИНАМИКА / ИННОВАЦИИ / ДИСПРОПОРЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева Анастасия Николаевна

Выявлены ключевые проблемы отрасли сферы услуг в России с учетом ее региональности. Проведен структурный и сравнительный анализ оказания платных услуг по России и Ростовской области. Обозначены и рассмотрены основные проблемы и специфические особенности в сфере услуг, основанные на межрегиональной диспропорции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper identified the key challenges service industry in Russia, given its regionality. A structural and comparative analysis of paid services in Russia and the Rostov region. Identified and dealt with major problems and specific features in the services sector, based on inter-regional disparities

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ состояния и проблем развития сферы услуг в России и ее регионах»

УДК 338.46

А.Н. Гусева

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Современное состояние сферы услуг в рыночной экономике Российской Федерации обусловлено тенденциями периода 1990-2000 гг. В указанный период развитие данного сектора получило мощный импульс, в его составе сформировались качественно новые элементы, произошла функциональная и структурная перестройка прежних элементов, обозначилась тенденция усиления его роли в экономической жизни, характерная для стран с развитой рыночной экономикой. Сегодня в сфере услуг создается более 60 % ВВП, к тому же многие промышленные предприятия активно используют сервисные технологии в целях продвижения своих товаров на рынок и достижения превосходства над конкурентами.

С появлением новых видов услуг данная сфера стала благоприятной почвой для развития предпринимательства и обеспечила занятость населения, создав возможности и условия для использования труда таких категорий граждан, как студенты, пенсионеры, домохозяйки, т. е. стала реальной базой для развития малого бизнеса.

В последнее десятилетие сфера услуг динамично развивается, в среднем ее рост за год составляет 26,2 %. В 2010 г. через все каналы реализации населению оказано платных услуг на 4848,6 млрд р., что в 8,2 раза больше соответствующего показателя в 2000 г. (табл. 1).

В 2010 г. в структуре объема платных услуг населению продолжали преобладать транспортные, жилищно-коммунальные услуги и услуги связи (65,8 % от общего объема) (табл. 2).

Обобщение результатов анализа динамики изменения структуры платных услуг показывает, что за указанный период здесь произошли существенные изменения. Резко сократилась доля услуг правового характера - с 3,9 до 1,7 %, бытовых - с 11,7 до 9,7 % и санаторно-оздоровительных услуг - с 2,1 до 1,2 %. В мень-

шей степени снизилась доля услуг транспорта, гостиниц и аналогичных средств размещения, ветеринарных и других видов услуг. В наибольшей степени возросла доля услуг связи (с 14,8 до 19,2 %) и коммунальных (с 16,1 до 21,1 %) (табл. 2). Столь весомое увеличение удельного веса услуг связи объясняется тем, что сегодня связь и интернет-услуги выступают в качестве динамического и стремительно обновляющегося сегмента отечественной сферы услуг, приобретая для потребителей комплексный характер. На прежнем уровне осталась составляющая услуг системы образования и медицинских услуг.

Анализируя структуру платных услуг в Российской Федерации в настоящее время, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

- по действующему законодательству значительная часть платных услуг не относится к предпринимательской деятельности: это услуги государственной системы образования, услуги здравоохранения и культуры и услуги государственного управления;

Таблица 1

Объем платных услуг населению в Российской Федерации

Год Млн руб. В % к предыдущему году

2000 602755 -

2001 811713 134,7

2002 1088016 134,0

2003 1430669 131,5

2004 1789735 125,1

2005 2271733 126,9

2006 2798901 123,2

2007 3424731 122,4

2008 4079603 119,1

2009 4504455 110,4

2010 48486... 101,4

Таблица 2

Структура платных услуг населению в Российской Федерации, %

Виды услуг 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010, % 2010, млрд руб.

Бытовые 11,7 10,7 10,5 10,1 9,9 9,7 9,9 9,9 9,7 471,4

Транспортные 24,2 22,9 22,2 21,5 21,2 20,9 21,6 20,3 20,0 969,1

Связи 14,8 16,7 17,6 18,5 18,6 19,9 19,7 19,5 19,2 929,7

Жилищные 4,3 4,5 4,8 5,3 5,6 5,4 5,2 5,5 5,5 265,8

Коммунальные 16,1 17,3 17,4 18,3 18,0 17,6 17,6 19,3 21,1 1024,5

Гостиниц и аналогичных средств размещения 3,0 2,9 2,9 2,6 2,7 2,7 2,6 2,4 2,3 111,8

Культуры 2,0 2,3 2,5 2,3 2,2 1,7 1,6 1,7 1,7 84,8

Туристские 1,4 1,3 1,3 1,5 1,6 1,6 1,8 1,7 1,7 82,4

Физическая культура и спорт 0,4 0,4 0,5 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 27,8

Медицинские 4,9 4,8 4,9 4,8 4,9 4,7 4,8 4,9 5,0 244,6

Санаторно-оздоровительные 2,1 1,8 1,7 1,6 1,5 1,4 1,4 1,4 1,2 60,5

Ветеринарные 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 8,8

Правового характера 3,9 3,2 2,7 2,3 2,5 2,6 2,5 1,9 1,7 82,8

Системы образования 6,7 6,7 6,8 6,7 6,9 7,1 7,0 6,9 6,7 326

Другие 4,2 4,2 4,0 3,6 3,6 3,9 3,5 3,8 5,1 241,4

Всего 4848,6

- часть услуг относится к естественным монополиям, где действуют определенные закономерности, характеризующие эти организационные структуры: услуги транспорта, связи, часть жилищно-коммунальных услуг. Как правило, эти услуги составляют почти 50 % от общего объема оказываемых платных услуг;

- значительная часть платных услуг является весьма привлекательной для предпринимательской деятельности в целом и для малого бизнеса в частности. Бытовые, туристско-экскурсионные, медицинские, правовые, деловые и другие услуги осуществляются в основном в формах малого предпринимательства.

Анализ структуры объемов платных услуг на душу населения в Российской Федерации показывает, что наибольшим спросом у населения пользуются транспортные услуги, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, а также жи-

лищные услуги, услуги образования и медицины. По данным с 2002 по 2010 гг., наибольшими темпами в расчете на душу населения возрастали услуги связи, медицинские и образовательные услуги, услуги связи и коммунальные услуги.

Однако готовность населения разных регионов России к предпринимательской активности в сфере сервиса неодинакова. Данная ситуация обусловлена территориальными условиями жизнедеятельности, плотностью и структурой расселения, готовностью региональных и местных органов власти поддерживать предпринимательство в этом секторе экономики.

Место и роль сферы платных услуг в экономике региона определяется теми функциями, которые она выполняет. К ним можно отнести:

- участие в формировании трудовых ресурсов;

- участие в формировании региональной составляющей национального дохода;

Таблица 3

Объем платных услуг в расчете на душу населения

Федеральный округ 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 4141,4 5560,6 7544,3 9973,1 12542,8 16002,4 19806,3 24098,3 28738,4 31741,8

Центральный 6582,6 8575,7 11354,7 15187 18600,8 22923,8 28096,9 33938,7 39323,6 42648,2

Северо-Западный 4099,8 5760,4 7976,2 10632,6 14185,9 18346 22655,7 28072,2 33526,6 36676,7

Южный 2818,9 3723 5091,4 6716,1 8566,7 11250,2 14039,1 16981,2 20388,9 27117,4

Приволжский 2683,1 3770,1 5124,9 6781 8870,9 11863,3 14804,6 18698 23366,3 26474,4

Уральский 3678,2 5295,1 7262 9455,9 11707,1 14951 19145,8 23551,2 28447,4 31194,9

Сибирский 3162,3 4177,7 5918,3 7643 9433,9 12097,6 14782,2 17668,6 21125,7 22596,9

Дальневосточный 5291,1 7288 9667,7 12418,9 15678,4 20307,2 25273,3 30068,5 36141,6 41251,5

- участие в росте производительности труда в отраслях материального производства;

- влияние на баланс денежных доходов и расходов населения;

- влияние на сокращение территориальных и социальных различий в уровне жизни, использование населением внерабочего времени.

По нашему мнению, к таким функциям также можно отнести инновационную составляющую сферы услуг, выражающуюся в появлении новых видов услуг: аутсорсинг, консалтинг, услуги рекламы, информационные услуги.

О неоднородной готовности населения разных регионов к предпринимательской активности в сфере сервиса и межрегиональных диспропорциях в доступе к разным видам услуг свидетельствует динамика объема платных услуг в расчете на душу населения по федеральным округам Российской Федерации (табл. 3).

В 2009 г. наибольший объем платных услуг на душу населения приходился на Центральный и Дальневосточный федеральные округа - 42,6 и 41,2 тыс. р. соответственно. Наименьший объем платных услуг на душу населения имел Сибирский и Южный федеральные округа - 22,6 и 27,1 тыс. р. соответственно. Такая же тенденция сохранилась и в 2010 г.

Данные показывают, что начиная с 1995 г. сохраняется ежегодный рост объема платных услуг населению, при этом темпы прироста физического объема выше среднероссийских.

Во многом это связано с положительной динамикой реальных денежных доходов населения, увеличением емкости потребительского рынка, созданием инфраструктуры в сфере платных услуг, расширением видов оказываемых услуг, а также благоприятной системой налогообложения в этой сфере. На рис. 1 представлен объем платных услуг населению по федеральным округам Российской Федерации в 2010 г. Как видно из рисунка, в 2010 г. лишь закрепляется сформировавшееся распределение объемов оказанных платных услуг среди регионов Российской Федерации.

Объем и структура платных услуг существенным образом зависят как от доходов, региональных особенностей, так и от места проживания населения. Чем больше денежных средств население может тратить на различные услуги для собственных нужд, предварительно удовлетворив первоочередные потребности в пище, одежде, обуви, основных предметах длительного пользования, тем выше уровень его материального благосостояния.

Рост реальных денежных доходов населения и расширение внутреннего спроса со стороны домашних хозяйств на протяжении последних лет способствовали увеличению объема оказанных платных услуг населению. Рис. 2 иллюстрирует денежные доходы и потребительские расходы в среднем за месяц на душу населения по федеральным округам Российской Федерации.

1667,5

104,8

863,5

И 419,2

11

и 1 ¡11

469,9

■ 303,1

н

в

Централь- Северо-

ный Западный

Южный Северо- Приволж- Уральский Сибирский Дальне-

Кавказский ский восточный

Рис. 1. Объем платных услуг населению по федеральным округам Российской Федерации в 2010 г. (0) - объем платных услуг населению, млрд руб.; ( ) - индекс физического объема платных услуг населению, % к 2009 г.

24840

Централь- Северо- Южный Северо- Приволж- Уральский Сибирский Дальне-

ный Западный Кавказский ский восточный

Рис. 2. Денежные доходы и потребительские расходы в среднем за месяц на душу населения по федеральным округам Российской Федерации в 2010 г. (Щ) - денежные доходы, руб.; (В) - потребительские расходы, руб.

Например, в Южном федеральном округе денежные доходы населения составили 15112 р. (18697,2 р. по Российской Федерации), а потребительские расходы - 11942 р. (13067,6 р. по Российской Федерации), что на 21,5 и 20,7 % соответственно выше показателей 2009 г. [1, с. 28]. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в 2010 г. составил 22 % против 22,3 % в 2009 г., а в декабре 2010 г. - 19,5 % против 20,3 % в декабре 2009 г.

Анализ структуры потребительских расходов населения свидетельствует о том, что доля расходов на оплату услуг продолжает расти. Выделим несколько основных тенденций в структуре расходов на оплату услуг:

1. Основную долю занимают услуги обязательного характера - бытовые, транспортные, услуги связи;

2. Стабильные темпы развития, но незначительную долю в общем объеме имеют услуги

туристские, медицинские, ветеринарные, культуры [1, с. 32].

Для анализа уровня развития потребительского рынка сферы услуг в регионе важнейшим показателем выступает индекс цен на основные виды бытовых услуг. Наблюдая за изменениями цен и тарифов на бытовые услуги, можно довольно точно охарактеризовать ситуацию, складывающуюся на региональном рынке.

Результаты анализа индекса цен и тарифов на платные услуги, оказанные населению в 2010 г., приведены на рис. 3. Индекс потребительских цен в ЮФО составил 109 % (по России -108,8 %). За период с начала года цены в ЮФО упали на 1,9 % (по России - на 2,4 %), до этого момента индексы цен только возрастали, но не уменьшались [2, с. 19].

Данные по регионам России свидетельствуют о том, что ситуация в сфере услуг неоднозначна и порой сильно разнится со среднероссийскими показателями. Немаловажную роль играют региональные особенности - преобладание сельского населения над городским, исторически слабая развитость инфраструктуры платных услуг, которые в основном распо-

ложены в районных центрах. Поэтому заметна резкая дифференциация в уровне потребления платных услуг между сельскими и городскими жителями. Развитие сферы платных услуг во многом будет зависеть от роста платежеспособного спроса населения и развития материально-технической базы сферы платных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрев ситуацию на рынке услуг России и в ее федеральных округах, завершим анализ изучением сферы услуг в Ростовской области.

По имеющимся официальным статистическим данным в целом ситуацию в экономике и социальной сфере Ростовской области можно охарактеризовать как позитивно развивающуюся по сравнению с уровнем прошлого года. Однако на фоне кризисных провалов практически по всем направлениям конца 2008 г. и в 2009 г. динамика 2010 г. является лишь восстановительной. Причем по целому ряду позиций еще не удалось выйти на докризисный уровень.

Объем платных услуг населению ЮФО и Ростовской области составил 405109,5 и 104155,5 млн р. соответственно [3, с. 62].

Централь- Северо- Южный Северо- Приволж- Уральский Сибирский Дальне-

ный Западный Кавказский ский восточный

Рис. 3. Индекс потребительских цен на товары и услуги по федеральным округам Российской Федерации

за декабрь 2010 г., % к декабрю 2009 г.

Позитивные изменения, произошедшие в экономике Ростовской области, стимулировали восстановительные процессы в сфере оптовой торговли. Помесячная динамика оборота оптовой торговли с февраля по сентябрь 2010 г. отличалась устойчивым нарастанием объемов оптовых продаж. И к концу 2010 г. оборот оптовой торговли предприятий и организаций был равен 632,3 млрд р., что составило 102,4 % от объема оборота оптовой торговли за 2009 г. [Там же, с. 75].

В 2010 г. на долю субъектов малого бизнеса в обороте оптовой торговли приходилось 45,8 %, удельный вес крупных и средних организаций составил 49,4 %. Для оптовой сферы донской экономики широкое представительство малого бизнеса характерно.

Основная характеристика состояния розничной торговли Ростовской области в 2010 г. -быстрый и восстановительный рост после глубокого спада, связанного с экономическим кризисом. В целом за 2010 г. оборот розничной торговли составил 464115,5 млн р. - это на 9,6 % выше показателя 2009 г. [3, с. 77]. Позитивные тенденции, наметившиеся в донской экономике с начала 2010 г., обусловили рост реальных денежных доходов населения и улучшение потребительских настроений, что, в свою очередь, выразилось в устойчивом повышении розничного объема продаж.

Рост тарифов на платные услуги населению составил 6,2 %. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, используемого для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, в среднем по Ростовской области в конце декабря 2010 г. составила 8462,96 р. в расчете на месяц, что ниже среднероссийского показателя (8711,78 р.) [Там же, с. 98]. Однако по сравнению с началом года его стоимость возросла на 12,7 %.

Согласно статистическим данным, в 2010 г. значительно подорожали платные услуги, оплата которых обязательна для всего населения. Так, в отдельных городах области отмечено повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги - на 13,2 % от уровня декабря 2009 г. При

этом повышение тарифов на коммунальные услуги в целом составило 16,7 %. Из них оплата за холодное водоснабжение и водоотведение возросла на 25,3 %, горячее водоснабжение - на 15 %, отопление - на 11,5 %.

Удорожание жилищных услуг произошло в меньшей степени и составило 5,6 % . При этом тарифы на отдельные виды жилищных услуг повысились от 6,4 %, оплата за аренду жилья у частных лиц (за наем жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда) - до 46,6 %.

Кроме того, согласно статистике из остальных видов платных услуг по итогам прошедшего года максимально увеличились медицинские услуги (на 12 %), санаторно-оздоровительные услуги (на 10,4 %) и услуги внутреннего туризма (на 10 %) по сравнению с уровнем декабря 2009 г. [3, с. 108].

Наряду с этим стали дороже услуги транспорта (на 9,8 %), среди которых стоимость проезда в городском транспорте увеличилась на 9,8 %, железнодорожном транспорте - на 9,6 %, воздушном транспорте - на 1,5 %.

Из бытовых услуг, большинство видов которых находится под влиянием свободного ценообразования, подорожавших на 7 % (от уровня декабря 2009 г.), более всего повысилась стоимость ритуальных услуг - на 14,8 %. Услуги по пошиву и ремонту одежды и обуви стали дороже на 12,6 %, парикмахерских - на 7,9 %, бань и душевых - на 5,9 %. В меньшей степени возросли цены и тарифы на услуги по ремонту транспортных средств - на 5,1 %, фотоателье - на 5 %, химчисток - на 4,4 %, ремонту жилищ и бытовой техники - на 3,4 и 2,6 % соответственно.

Кроме того, на фоне общего умеренного удорожания услуг связи (на 2,6 %) существенно повысились цены и тарифы на услуги телеграфной связи - на 25,1 %, почтовой связи и проводного вещания - на 16,7 %, а также городской телефонной связи - на 11,5 %. Вместе с тем снизились тарифы на услуги беспроводной связи и Интернет - на 2,7 и 2 % соответственно.

В 2010 г. заметно подорожали услуги физкультуры и спорта (на 12 %). Умеренно росли цены и тарифы на ветеринарные услуги - на

5,8 %, услуги культуры - на 3,8 %, дошкольного воспитания и правового характера - на 3,7 %, образования - на 3 %, страхования - на 1,8 %. Вместе с тем по сравнению с данными на конец

2009 г. несколько дешевле стали услуги зарубежного туризма - на 3,8 %. Следовательно, по итогам 2010 г. из наблюдаемых видов услуг связи более всего подорожали услуги почтовой связи (на 20,8 %) [3, с. 112].

На протяжении всего периода с начала

2010 г. на фоне негативной динамики показателей 2009 г. наблюдались более высокие темпы роста номинальных и реальных доходов населения. По предварительным данным за 11 месяцев 2010 г. номинальные денежные доходы населения в реальном выражении увеличились на 7 % по сравнению с показателями за аналогичный период 2009 г.

Самой высокооплачиваемой категорией работников в Ростовской области по-прежнему остаются работники финансово-кредитной системы (рис. 4) - их заработная плата в 1,8 раза превышает среднеобластной показатель -и работники, осуществляющие операции с недвижимостью (28666,4 и 19020,6 р. соответст-

венно). Напротив, существенно ниже среднеобластной величины заработной платы оплата труда у работников, занятых в гостинично-ресторанном бизнесе и у работников образования - на 30,7 и 31,5 % соответственно (11019 и 10934,4 р.).

По предварительным данным, денежные расходы населения в январе-ноябре 2010 г. превысили общий объем денежных доходов на 31291,2 млн р. и достигли 686742,2 млн р., увеличившись на 11 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. [3, с. 137].

Из них населением было израсходовано на покупку товаров 66,4 %, на оплату услуг -14,4 %, на обязательные платежи - 8,4 %, на сбережения - 12,4 % и на покупку валюты - 3,2 %. В результате мы видим уменьшение денежных средств на руках - на 4,8 %.

Анализ сложившейся ситуации в сфере услуг на примере Ростовской области позволяет выделить специфические особенности данной отрасли:

- традиционно низкая приоритетность развития сферы платных услуг в регионах по отношению к производству;

Тыс. руб.

35 30 25 20 15 10 5

■ Л

- / А \

7 —

-

1

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Рис. 4. Заработная плата основных категорий работников в сфере услуг Ростовской области в 2010 г.

1 - сельское хозяйство; 2 - оптовая торговля; 3 - торговля автомобильными средствами; 4 - торговля через агентов; 5 - розничная торговля; 6 - гостиницы и рестораны; 7 - транспорт; 8 - связь; 9 - финансовая деятельность; 10 - операции с недвижимостью; 11 - образование; 12 - здравоохранение; 13 - предоставление

коммунальных услуг

- значительные межрегиональные диспропорции в доступе к таким социально значимым услугам, как образовательные, медицинские, спортивно-оздоровительные, финансовые, коммуникативные;

- низкий уровень доходов у значительной части населения в регионах, что заметно ограничивает возможности развития платных услуг и требует особых методов государственного регулирования;

- практическое отсутствие системных региональных программ развития системы платных услуг, учитывающих специфику регионов;

- необходимость сохранения традиционных видов бытовых услуг, предоставляемых предприятиями по относительно низким ценам в качестве социальной поддержки населения с низким уровнем доходов;

- низкая востребованность производственными отраслями в регионах европейской части Российской Федерации работников, имеющих высокий образовательный уровень;

- рост потребности в территориальной доступности услуг;

- относительно низкий по сравнению с зарубежными странами уровень развития сферы платных услуг во всех регионах Российской Федерации, особенно информационных, высокотехнологических, кредитно-финансовых и туристических;

- слабое развитие франчайзинга, несмотря на очевидные преимущества его использования в условиях ограниченности финансовых ресурсов, характерных для большинства регионов Российской Федерации.

В связи с этим можно выделить следующие направления развития и совершенствования сферы услуг:

1. Повышение приоритетности данной отрасли в социально-экономических программах развития регионов с учетом их территориальных, климатических, географических и экономических особенностей.

2. Выравнивание территориальных диспропорций, связанных с доступом к социально значимым и новым видам услуг.

3. Сохранение и развитие традиционных видов услуг по доступным ценам, а также введение льготного обслуживания отдельных слоев населения и систем скидок.

4. Развитие новых видов высокотехнологичных и наукоемких услуг (финансовых, информационных, инженерно-строительных, консалтинга, аудита, страхования на международном уровне) и их правовая фиксация.

5. Привлечение в сферу услуг высококачественных специалистов, разработка систем материального стимулирования и повышения квалификации работников.

6. Развитие новых методов финансового обеспечения сферы услуг регионов (конкурсы, тендеры, привлечение иностранных инвесторов, спонсорство).

Реализация этих мероприятий позволит повысить:

- социальную эффективность сферы услуг, отражающую повышение уровня жизни населения;

- бюджетную эффективность сферы услуг, отражающую финансовые последствия деятельности организаций сферы услуг для бюджета (федерального, регионального или местного);

- народнохозяйственную эффективность сферы услуг, учитывающую затраты и финансовые результаты организаций сферы услуг, а также финансовые последствия реализации услуг для ее непосредственных участников.

Социальная эффективность сферы услуг проявляется в возможности достижения позитивных, а также в предотвращении отрицательных с социальной точки зрения изменений. К числу позитивных результатов можно отнести:

- обеспечение надлежащего жизненного уровня для работников сферы услуг (благоприятные условия труда, хороший уровень заработной платы, социальные гарантии);

- реализацию и развитие индивидуальных способностей работников;

- благоприятный социально-психологический климат (возможность коммуникации, информированность, бесконфликтные отношения с руководством и коллегами) [12].

Таблица 4

Направления совершенствования сферы услуг с целью повышения ее социальной, бюджетной

и народнохозяйственной эффективности

Мероприятия по повышению эффективности сферы услуг Эффективность сферы услуг

Социальная Бюджетная Народнохозяйственная

Обеспечение конкуренции между организациями сферы услуг +

Переход к ценообразованию с учетом качества оказываемых услуг +

Укрепление контроля за качеством оказываемых услуг (со стороны организаций и органов местного самоуправления) + +

Повышение качества государственного регулирования в сфере услуг и обуздание теневого рынка + +

Совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции в сфере услуг + +

Стимулирование привлечения частных капиталов в развитие социально значимых видов услуг + +

Выравнивание территориальных диспропорций в доступе к социально значимым и новым видам услуг +

Развитие новых видов высокотехнологичных и наукоемких услуг + + +

Привлечение в сферу услуг высококачественных специалистов + +

Развитие новых методов финансового обеспечения сферы услуг регионов + +

Сохранение и развитие традиционных видов услуг по доступным ценам +

Предлагаемые направления совершенствования сферы услуг и их влияние на ее социальную, бюджетную и народнохозяйственную эффективность приведены в табл. 4.

Таким образом, сфера услуг выполняет важные социальные и экономические функции и является не просто частью общественного

производства, но и непосредственно формирует социально-экономические условия его функционирования. Ведь именно уровень и пропорциональность развития сферы услуг отражают качество жизни населения страны и ее регионов, степень его благосостояния и жизнеустройства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социальное положение и уровень жизни населения России [Текст] : крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - С. 28.

2. Социально-экономическое положение феде-

ральных округов [Текст] : крат. стат. сб. / Росстат. -М., 2010. - С. 19.

3. Ростовская область в цифрах [Текст] : крат. стат. сб. / Ростовстат. - Ростов-н/Д, 2010. - С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.