Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КЛАССИЧЕСКОЙ И СЛАЙД-АЭРОБИКОЙ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КЛАССИЧЕСКОЙ И СЛАЙД-АЭРОБИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / КЛАССИЧЕСКАЯ И СЛАЙД-АЭРОБИКА / ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ / АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И Т.Д / STATE ANXIETY / CLASSICAL AND SLIDE AEROBICS / MORBIDITY RATE / ADAPTATION PROCESSES / ETC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Землякова З.С., Шилько В.Г.

Цель исследования - определить влияние уровня ситуативной тревожности (СТ) на показатели заболеваемости первокурсниц, занимающихся оздоровительной аэробикой. Методика и организация исследования. В эксперименте приняло участие 54 студентки 1-го курса 9 факультетов и институтов НИ ТГУ в возрасте 17-19 лет основной и подготовительной медицинских групп. Девушки были разделены на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 27 человек в каждой. КГ занималась по программе классической аэробики, а ЭГ - по разработанной авторами экспериментальной программе слайд-аэробики. Для реализации цели исследования использовался тест Спилбергера-Ханина и синхронический метод оценки эмоционального состояния участников эксперимента по шкале реактивной (ситуативной) тревожности, позволяющей с высокой точностью определить ее уровень, который может быть разным как по интенсивности, так и по продолжительности во времени в зависимости от конкретной стрессовой ситуации Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента были определены периоды максимального психологического напряжения и заболеваемости студенток в процессе обучения на 1-м курсе и их достоверное снижение под влиянием адаптационных процессов и занятий 2 разными направлениями оздоровительной аэробики. Установлено, что уже к окончанию 2-го семестра показатели ситуативной тревожности и заболеваемости студенток достоверно снижаются по сравнению с аналогичным периодом в 1-м семестре. Также выявлено положительное влияние занятий классической и слайд-аэробикой на адаптационные процессы студенток 1-го курса к процессам жизнедеятельности в НИ ТГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Землякова З.С., Шилько В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF STATE ANXIETY AND MORBIDITY RATE IN FEMALE STUDENTS ENGAGED IN CLASSICAL AND SLIDE AEROBICS

Objective of the present study was to determine the effects of the level state anxiety on the morbidity rate among the first-year female students engaged in recreational aerobics. Methods and structure of the study. The experiment involved 54 first-year female students of 9 faculties and institutes of the Institute of National Research Tomsk State University, aged 17-19 years, attributed to both the main and preparatory health groups. The girls were divided into two groups - Control and Experimental Group, 27 people each. The Control Group subjects were trained according to the classical aerobics program, while the Experimental Group ones - according to the author's program of slide aerobics. The study objective was achieved through the use of the Spielberger-Khanin State-Trait Anxiety Inventory test and the synchronous method of assessing the emotional state of the subjects on the scale of state anxiety aimed to accurately determine the level of anxiety, which can vary in both intensity and duration depending on the stressful situation Results of the study and conclusions. The experiment enabled to identify the periods of maximum psychological stress and morbidity rate among female students in their first year of study, as well as their significant reduction under the influence of adaptation processes and trainings in 2 different directions of recreational aerobics. It was found that by the end of the 2nd semester, the female students' state anxiety and morbidity rates decreased significantly compared to the same period in the 1st semester. Besides we detected a positive impact of classical and slide aerobics on the adaptation processes in the first-year female students in conditions of the Institute of National Research Tomsk State University.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КЛАССИЧЕСКОЙ И СЛАЙД-АЭРОБИКОЙ»

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ СИТУАТИВНОМ ТРЕВОЖНОСТИ

И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОК,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ КЛАССИЧЕСКОЙ И СЛАЙД-АЭРОБИКОЙ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 10.05.2020 г.

З.С. Землякова1

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

COMPARATIVE ANALYSiS OF STATE ANXiETY AND MORBiDiTY RATE iN FEMALE STUDENTS ENGAGED iN CLASSiCAL AND SLiDE AEROBiCS

Z.S. Zemlyakova1

Dr. Hab., Professor V.G. Shilko1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: zloboda@sibmail.com

Аннотация

Цель исследования - определить влияние уровня ситуативной тревожности (СТ) на показатели заболеваемости первокурсниц, занимающихся оздоровительной аэробикой.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняло участие 54 студентки 1-го курса 9 факультетов и институтов НИ ТГУ в возрасте 1719 лет основной и подготовительной медицинских групп. Девушки были разделены на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 27 человек в каждой. КГ занималась по программе классической аэробики, а ЭГ - по разработанной авторами экспериментальной программе слайд-аэробики. Для реализации цели исследования использовался тест Спилбергера-Ханина и синхронический метод оценки эмоционального состояния участников эксперимента по шкале реактивной (ситуативной) тревожности, позволяющей с высокой точностью определить ее уровень, который может быть разным как по интенсивности, так и по продолжительности во времени в зависимости от конкретной стрессовой ситуации Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента были определены периоды максимального психологического напряжения и заболеваемости студенток в процессе обучения на 1-м курсе и их достоверное снижение под влиянием адаптационных процессов и занятий 2 разными направлениями оздоровительной аэробики. Установлено, что уже к окончанию 2-го семестра показатели ситуативной тревожности и заболеваемости студенток достоверно снижаются по сравнению с аналогичным периодом в 1-м семестре. Также выявлено положительное влияние занятий классической и слайд-аэробикой на адаптационные процессы студенток 1-го курса к процессам жизнедеятельности в НИ ТГУ.

Ключевые слова: ситуативная тревожность, классическая и слайд-аэробика, показатели заболеваемости, адаптационные процессы и т.д.

Annotation

Objective of the present study was to determine the effects of the level state anxiety on the morbidity rate among the first-year female students engaged in recreational aerobics.

Methods and structure of the study. The experiment involved 54 first-year female students of 9 faculties and institutes of the Institute of National Research Tomsk State University, aged 17-19 years, attributed to both the main and preparatory health groups. The girls were divided into two groups - Control and Experimental Group, 27 people each. The Control Group subjects were trained according to the classical aerobics program, while the Experimental Group ones - according to the author's program of slide aerobics. The study objective was achieved through the use of the Spielberger-Khanin State-Trait Anxiety Inventory test and the synchronous method of assessing the emotional state of the subjects on the scale of state anxiety aimed to accurately determine the level of anxiety, which can vary in both intensity and duration depending on the stressful situation Results of the study and conclusions. The experiment enabled to identify the periods of maximum psychological stress and morbidity rate among female students in their first year of study, as well as their significant reduction under the influence of adaptation processes and trainings in 2 different directions of recreational aerobics. It was found that by the end of the 2nd semester, the female students' state anxiety and morbidity rates decreased significantly compared to the same period in the 1st semester. Besides we detected a positive impact of classical and slide aerobics on the adaptation processes in the first-year female students in conditions of the Institute of National Research Tomsk State University.

Keywords: state anxiety, classical and slide aerobics, morbidity rate, adaptation processes, etc.

Введение. В последнее время проводится много исследований по оптимизации психофизического состояния студентов, укрепления их здоровья и повышения комфортности обучения в вузе с использованием физических упражнений. Наиболее остро проблема психофизического состояния студентов ощущается у первокурсников [4].

В педагогической практике используется достаточно много средств двигательной активности, способствующих эффективному решению данной проблемы. К числу наиболее популярных и востребованных у студенток относятся различные направления оздоровительной аэробики, в структуре которой особое место занимают классическая и слайд-

аэробика [2]. В учебном процессе по дисциплине «Физическая культура и спорт» в НИ ТГУ классическая аэробика присутствует уже несколько десятилетий, и поэтому ее эффективность в реализации основных задач физического воспитания достаточно хорошо изучена. Слайд-аэробика в педагогической практике используется сравнительно недавно и поэтому с точки зрения ее эффективности представляется нам малоизученной [3].

Цель исследования - определить влияние уровня ситуативной тревожности на показатели заболеваемости первокурсниц, занимающихся оздоровительной аэробикой.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняло участие 54 студентки 1 -го курса 9 факультетов и институтов НИ ТГУ в возрасте 17-19 лет основной и подготовительной медицинских групп. Девушки были разделены на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 27 человек в каждой. КГ занималась по программе классической аэробики, а ЭГ - по разработанной авторами экспериментальной программе слайд-аэробики. Занятия проводились два раза в неделю по 1,5 ч (с октября 2017 г по май 2018 г).

Для реализации цели исследования использовался тест Спилбергера-Ханина и синхронический метод оценки эмоционального состояния участников эксперимента по шкале реактивной (ситуативной) тревожности (СТ), позволяющей с высокой точностью определить ее уровень, который может быть разным как по интенсивности, так и по продолжитель-

Таблица 1. Результаты тестирования реактивной тревожности студенток (тест Спилбергера-Ханина)

Группы 1-я половина 1-го семестра 2-я половина 1-го семестра 2-я половиа 2-го семестра

ЭГ 36,9±4,5 балла 47,7±10,4*балла 40,3±10,4* балла

КГ 37,4±3,0 балла 48,6±10,3* балла 40,0±11,4* балла

*- р<0,05

Таблица 2. Ориентировочные оценки тревожности (интерпретация теста Спилбергера-Ханина)

Очень низкая тревожность Низкая тревожность Умеренная тревожность Очень высокая тревожность

<12 баллов 12-30 баллов 31-45 баллов > 46 баллов

Таблица 3. Показатели заболеваемости студенток

Группы 1-я половина 1-го семестра 2-я половина 1-го семестра 2-я половина 2-го семестра

ЭГ 1 человек 16* человек 7* человек

КГ 1 человек 13* человек 8* человек

- р<0,05

ности во времени в зависимости от конкретной стрессовой ситуации [1].

Тестирование показателей СТ студенток проводилось

3 раза: перед началом эксперимента (октябрь 2017 г.), во второй половине 1-го семестра (конец ноября 2017 г.) и после окончания эксперимента (май 2018 г.). Перед началом эксперимента исходные уровни СТ и показатели заболеваемости ЭГ и КГ достоверно не различались (р>0,05).

Показатели заболеваемости студенток фиксировались в учебном журнале посещаемости на основании медицинских справок межвузовской студенческой поликлиники.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в НИ ТГУ проводится комплексное исследование по изучению влияния занятий слайд-аэробикой на показатели физического развития, функционального состояния и ситуативной тревожности (стрессоустойчивости) студенток младших курсов [3]. В связи с этим определенный интерес представляют изменения уровней их психологического напряжения в 1-м и 2-м учебных семестрах в процессе развивающейся адаптационной реакции, в том числе и под влиянием занятий классической и слайд-аэробикой. Также нами были получены данные, позволяющие судить об уровне стрессо-генности наиболее значимых проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности студенток 1-го курса в течение учебного года. По результатам анкетирования выяснилось, что для большинства участников эксперимента эмоциональный дискомфорт был вызван значительными изменениями условий жизни, так как из общего числа респондентов 47 сменили место жительства (43 поселились в общежитии;

4 - в съемных квартирах) и лишь 7 не изменили привычный образ жизни. Значительно сократилось время, отведенное на восстановительный сон (около 6 ч), увеличились временные затраты на учебную деятельность - у большинства опрошенных (38 чел.) академические занятия и самоподготовка занимали более 10 ч в сутки (см. рисунок).

Сравнивая результаты тестирования реактивной тревожности участниц КГ и ЭГ, отмеченные в начале исследования, с ориентировочными нормами (табл. 2), необходимо констатировать, что уровни этих показателей студенток обеих групп не выходят за рамки умеренной зоны, однако находятся у её верхней границы (табл. 1). Несмотря на это, уровень начальных показателей СТ достоверно выше (р<0,05) пороговых значений, представленных в табл. 2.

Психологическое напряжение студенток в этот период можно объяснить факторами, связанными с изменением условий организации процесса обучения в вузе, существенно отличающихся от школьного, с новыми бытовыми и финансовыми проблемами, необходимостью совместного проживания, неумением правильно организовать свой режим дня и т. д.

место проживания

дл ител ьность сна

временные затраты на учебную деятельность

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

1 2

■ с родителями 4 3

2 2

■ общежитие 21 22

18-Юч. ■ 5-Вч-

■ 6-7 ч. I 8-9 ч

р>0,05 - характеристики выборок КГ и ЭК совпадают с уровнем значимости 0,05

Результаты анкетного опроса студенток

62

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2020 Октябрь | ОсЬЬег

Существенное повышение уровней тревожности студенток обеих групп до очень высоких (47,7±10,4 балла - ЭГ и 48,6±10,3 балла - КГ) было отмечено во второй половине 1-го учебного семестра (см. табл. 1). Полученные результаты убедительно доказывают, что наиболее выраженной формой учебного стресса является экзаменационный стресс.

Анализируя результаты тестирования СТ студенток в течение учебного года, необходимо отметить их достоверное снижение (р<0,05) во второй половине 2-го учебного семестра по сравнению с аналогичными показателями в 1-м семестре (см. табл. 1). Значительное снижение исследуемых показателей второй половины учебного года объясняется приспособительными реакциями организма, быстроте которых способствовали занятия классической и слайд-аэробикой. И все же уровни СТ, несмотря на их существенное снижение во второй половине учебного года по сравнению с первой, также достоверно выше пороговых значений, отмеченных в табл. 2.

Мониторинг показателей заболеваемости студенток КГ и ЭГ показал, что их изменения в течение учебного года находились в прямой зависимости от показателей СТ. Так, в начале учебного года в обеих группах показатели заболеваемости были минимальными и статистически незначимыми (табл. 3). Однако уже к окончанию 1-го учебного семестра, на фоне возрастания психологического напряжения студенток обеих групп до максимальной величины, было зафиксировано также многократное увеличение показателей их заболеваемости (см. табл. 3). И несмотря на то что к окончанию 2-го семестра их уровень значительно снизился (в ЭК более чем в два раза) по сравнению с показателями, отмеченными во второй половине 1-го учебного семестра, все же он был значительно выше пороговых значений обеих групп, отмеченных в начале эксперимента (см. табл. 3).

Следует отметить, что мониторинг данных СТ и заболеваемости студенток этих же групп на 2-м курсе показал, что их уровни находились в пределах нижней границы умеренной зоны (см. табл. 2), а их значения не имели статистически значимых различий в 3-м и 4-м учебных семестрах, что говорит о высокой эффективности занятий классической и слайд-аэробикой, способствующих значительному ускорению адаптационных процессов студенток к условиям жизнедеятельности в университете.

Выводы. В результате исследования была установлена тесная взаимосвязь между уровнями ситуативной тревожности и показателями заболеваемости студенток 1-го курса вне зависимости от вида двигательной активности. Занятия классической и слайд-аэробикой в равной степени способствуют повышению интенсивности адаптационных процессов студенток к условиям жизнедеятельности в вузе и минимизации их показателей ситуативной тревожности и заболеваемости уже к окончанию обучения на 1-м курсе. Следует отметить, что у студенток, не занимавшихся физическими упражнениями по различным причинам, процессы адаптации занимали около двух лет.

В результате исследования подтверждена высокая эффективность слайд-аэробики как адаптогенного фактора, способствующего ускорению приспособительных реакций организма студенток к воздействию сбивающих факторов и оптимизации их психологического напряжения в процессе обучения на 1 -м курсе.

Литература

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике / А.В. Батаршев. - СПб.: Речь, 2005. - С. 44-49.

2. Голякова Н.Н. Современные направления оздоровительной аэробики / Н.Н. Голякова, А.Н. Мазуленко // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2019. - № 4. - С. 20-22.

3. Землякова З.С. Влияние занятий слайд-аэробикой на функциональное состояние и физическое развитие студенток / З.С. Землякова, В.Г. Шилько // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 10. - С. 86-88.

4. Шилько В.Г Повышение стрессоустойчивости студенток под влиянием занятий различными видами спорта / В.Г Шилько [и др.] // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 11. - С. 17-19.

References

1. Batarshev A.V. Bazovye psikhologicheskie svoystva i samoopredele-nie lichnosti: Prakticheskoe rukovodstvo po psikhologicheskoy diag-nostike [Basic psychological properties and self-determination of personality: practical guide in psychological diagnostics]. St.Petersburg: Rech publ., 2005. pp. 44-49.

2. Golyakova N.N., Mazulenko A.N. Sovremennye napravleniya ozdorovitelnoy aerobiki [Modern trends in fitness aerobics]. Aktualnye problemy ekonomiki, sotsiologii i prava. 2019. No. 4. pp. 20-22.

3. Zemlyakova Z.S., Shilko V.G. Vliyanie zanyatiy slayd-aerobikoy na funktsionalnoe sostoyanie i fizicheskoe razvitie studentok [Effects of slide aerobics on female students' functional state and physical development]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 10. pp. 86-88.

4. Shilko V.G Povyshenie stressoustoychivosti studentok pod vliyaniem zanyatiy razlichnymi vidami sporta [Stress tolerance building in female students by academic sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 11. pp. 17-19.

НОВЫЕ КНИГИ

БУЛГАКОВА Н.Ж. ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ И СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: МОНОГРАФИЯ / Н.Ж. БУЛГАКОВА, С.Н. МОРОЗОВ, С.М. НИКИТИНА, Т.Н. ПАВЛОВА, О.И. ПОПОВ; ПОД РЕД. Н.Ж. БУЛГАКОВОЙ. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 313 С. - (НАУЧНАЯ МЫСЛЬ). -

D0i 10.12737/1035224.

ISBN 978-5-16-015465-7 (print), ISBN 978-5-16-107911-9 (online)

В настоящей монографии рассматривается ценность плавания в системе оздоровления и реабилитации человека. Содержит организационно-методические материалы по проведению учебно-тренировочных занятий по плаванию для лиц с ограниченными возможностями с целью их физической и социальной адаптации.

Систематизирован и обобщен опыт работы отечественных и зарубежных специалистов по организации и методике проведения занятий плаванием лиц с различными патологиями, для которых представлены специально разработанные программы обучения и начальной тренировки. Рассмотрена специфика организации и материально-техническое обеспечение занятий.

Для студентов и преподавателей, а также всех интересующихся спецификой проведения занятий плаванием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.