Научная статья на тему 'Сравнительный анализ систем социальной защиты разных стран'

Сравнительный анализ систем социальной защиты разных стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27102
3116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / SYSTEM OF SOCIAL DEFENCE / INSURANCE PAYMENTS / REFORMATION OF THE SYSTEM OF SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Ирина Владимировна

Произведен сравнительный анализ систем социальной защиты некоторых стран с целью использования в России наиболее приемлемых решений с учётом российской специфики. Выявлены основные особенности и структура финансирования различных систем социальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SYSTEMS OF SOCIAL DEFENCE OF DIFFERENT COUNTRIES

The comparative analysis of the systems of social defence of some countries is produced with the purpose of the use in Russia of the most acceptable decisions taking into account the Russian specific. Basic features and structure of financing of the different systems of social defence are educed.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ систем социальной защиты разных стран»

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАЗНЫХ СТРАН

УДК 336.113.23

Ирина Владимировна Павлова

к.э.н., доцент Института экономики и антикризисного управления Эл. почта: [email protected]

Произведен сравнительный анализ систем социальной защиты некоторых стран с целью использования в России наиболее приемлемых решений с учётом российской специфики. Выявлены основные особенности и структура финансирования различных систем социальной защиты.

Ключевые слова: система социальной защиты, страховые взносы, реформирование системы социальной защиты.

Irina V. Pavlova

candidate of economic sciences, Associate Professor, Institute of Economy and Crisis Management E-mail: [email protected]

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE SYSTEMS OF SOCIAL DEFENCE OF DIFFERENT COUNTRIES

The comparative analysis of the systems of social defence of some countries is produced with the purpose of the use in Russia of the most acceptable decisions taking into account the Russian specific. Basic features and structure of financing of the different systems of social defence are educed.

Keywords: system of social defence, insurance payments, reformation of the system of social security.

1. Введение

Системы социальной защиты развитых стран направлены на защиту наименее обеспеченных слоев населения и защиту людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Хотя основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной рабо-той в конкретных странах заметны существенные различия.

2. США

В США государственная поддержка осуществляется только науровне программ для самых беднейших слоев населения, зато здесь большей степени развиты благотворительные начала неправительственных структур. Налоговые льготы способствуют активному привлечению бизнеса для реализации социальных программ и проведения социаль-ной работы.

Для большинства стран Европы характерны государственные усилия для поддержания должного уровня благосостояния, установлены в зако-нодательном порядке продолжительность рабочего дня, количество вы-ходных дней, оплачиваемые отпуска, гарантированный минимум заработ- ной платы, меры, гарантирзто-щие занятость, социальное обеспечение.

Число подобных законодательных актов в США незначительно. В настоящее время в большинстве штатов приняты законы о продол-жительности рабочего дня, о труде женщин, минимальной заработной плате и т.п., но в разных штатах они неодинаковы. Пособия по безра-ботице также зависят от законодательства конкретного штата.

Федеральный конгресс США не может изменить внутреннее зако-нодательство штатов. В социальной области обязательства промыш-ленного и торгового предприятия, деятельность которого осуществля-ется в пределах одного штата, регулируются законодательством толь-ш этого штата. Федеральное законодательство применяется лишь в том слз'чае, когда деятельность предприятия выходит за пределы террито-рии штата.

Около четверти американских рабочих не охвачены страхованием по безработице, и при закрытии предприятий или увольнении им при-ходится обращаться за помощью в государственные органы.

Основным социальным институтом, который контролирует действия предпринимателей в использовании наемной рабочей силы, продолжают оставаться профсоюзы.

3. Германия

В отличие от США в Германии практически вся социальная сфера регламентируется законом. Здесь действует свод социального законодательства - Социальный кодекс, объединяющий всю совокупность со-циальных законов от социальной защиты молодежи до социальной по-мощи пожилым людям и нетрудоспособным. Федеральное законода-тельство определяет своеобразную "рамочную" конструкцию, в то вре-мя как конкретное наполнение осуществляется на земельном уровне. Германское федеральное законодательство предусматривает пра-во на социальную справедливость и гарантии, включающие оказание социальной и воспитательной помощи. Свод социального законодатель-ства обеспечивает:

- гарантию достойного существования человека;

- равные предпосылки для свободного развития личности, в осо-бенности для молодого человека;

- защиту и помощь семье;

- жизнеобеспечение человека через гарантию свободного выбора деятельности;

- помощь в особых жизненных ситуациях;

- поддержку в организации самопомощи.

В Социальном кодексе Германии зафиксированы основные права гражданина, к которым относятся:

- право на образование и труд;

- социальное страхование;

- социальная компенсация по состоянию здоровья;

Экономика, Статистика и Информатика 65 №3, 2012

- право на жилье;

- помощь детям и молодежи;

- социальная помощь лицам с ограниченными возможностями. Особенностью Германии является традиционное участие церкви в оказании социальной помощи.

4. Франция и Швеция

Социальное право во Франции объединяет три частных сектора юриспруденции; трудовое право, социальное обеспечение и социальная помощь. Социальная помощь предоставляется, во-первых, лицам, бед-ственное положение которых не позволяет им удовлетворять базовые потребности, и, во-вторых, неимущим, находящимся в трудной жиз-нен-ной ситуации, связанной со здоровьем, возрастом или инвалидностью. Гибкие формы предоставления социальной помощи позволяют охваты-вать большинство лиц находящихся в тяжелом положен™.

Швеция примечательна тем, что эта страна достигла одного из са-мых высоких уровней жизни в мире. Социальная политика направлена на уменьшение разницы в заработках; активную борьбу с безработи-цей с помощью таких мер, как субсидии для найма рабочей силы и спе-циальные программы создания рабочих мест, переквалификации, уси-ление мобильности рабочей силы. Неотъемлемой частью "шведской модели" является мощная система социального обеспечения населения, бесплатное образование, высокий уровень здравоохранения и пенсий, разнообразная помощь инвалидам и существенные материальные пособия семьям, имеющим детей. До недавнего времени и медицина, и образование были бесплатны. Образование таковым и осталось, включая высшее, а медицина стала отчасти платной.

Шведское государство руководствуется: принципами равенства и социальной справедливости, чтобы все без исключения слои населения могли жить достойно, чтобы не существовало больших контрастов между имущими и малообеспеченными, у всех было приемлемое жилье, ка-чественное медицинское обслуживание и обеспеченная старость. Например, при рождении ребенка любой из родителей имеет возможность оставаться дома и получать пособие: 80% зарплаты (не более 17 тыс, крон в месяц). Всего родителям дается 450 свободных дней (360 из них привязаны к уровню дохода, а 90 оплачиваются по минимуму - 60 крон в день). Свобод-

ные дни можно взять все сразу либо "растянуть", пока ребенку не исполнится восемь лет. Родительские права делятся между супругами, и каждый из них мо-жет передавать оплаченные "родительские дни" другому. Кроме 30 дней, которые законодательно установлены как неприкосновенный "отцовс-кий месяц" для полноценного общения с ребенком.

Кроме того, каждая семья (независимо от дохода) получает посо-бие на ребенка в течение 16 лет ежемесячно в сумме 850 крон (100 $). Если у ребенка нет отца или матери, то он до 17 лет (либо до 20, если продолжает учиться) получает детскую пенсию (2,5 тыс. крон) плюс 30% базовой пенсии умершего родителя. Поскольку наша система налого-обложения прогрессивна, то получается, что один богатый через на-ло-говую систему финансирует нескольких бедных.

Старение в Швеции не является сколько-нибудь драматичным процессом. Местные органы полностью ответственны за проживающих на их территории пожилых людей. На пенсию и мужчины, и женщины обычно выходят в 65 лет (можно и в 61 год, но пенсия будет только частич-ной). Эта группа сегодня составляет более 17% населения и имеет тен-денцию роста.

Пенсионная система Швеции наиболее близка России. Ядром шведской обязательной системы является страховая пенсия, размер ее зависит от величины заработной платы работников, а финансовым источником служат страховые взносы работодателей. Пенсионные накопления фиксируются на индивидуальных счетах работников и индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране. Помимо страховой существует накопительная часть, её суть - передача средств, размещенных на индивидуальных пенсионных счетах, в управление одного или нескольких пенсионных фондов (в т.ч. негосударственных). Инвестиционная деятельность пенсионных фондов по размещению пенсионных ресурсов строго регламентируется законодательством. Обязательные пенсионные системы обеспечивают выплату пенсий на уровне 70% от средней заработной платы. Также в Швеции существует гарантированная пенсия (финансируется из государственного бюджета и выплачивается гражданам, не имеющим права на получение страховой и накопительной пенсии или уровень их пенсии су-

щественно ниже уровня по стране) и добровольное пенсионное страхование (работодатели организуют пенсионные системы на предприятиях). Добровольные пенсионные системы в Швеции охватывают около 90% работников и позволяют увеличить размер пенсии на 10% от средней заработной платы.

Высокие налоги в Швеции возвращаются к людям в виде серьез-ной и всесторонней социальной поддержки, которая гарантирует каче-ство жизни, в том числе больным и инвалидам.

Во-первых, больничный лист понадобится заболевшем}' лишь в том случае, если он болел более 7 дней. Работающим людям выплаты по больничному листу составляют максимально 80% их заработка. Если человек болеет больше года, органы социальной защиты мо-гут предложить ему выйти на инвалидность; при наличии трудового стажа его пенсия будет примерно 14,5 тыс. крон.

Общество сделало немало для того, чтобы инвалиды не чувство-вали себя ущемленными и брошенными, жили полноценной жизнью. Для этого социальные службы, помимо регулярной медицинской помо-щи, должны соответствующим образом приспосабливать их квартиры: расширять двери, устанавливать перила, лифты и т.д. Существует и спе-циальная транспортная служба, и служба проводников для тех, ком}' это необходимо. Причем помощников они могут выбирать сами.

Издавна в Швеции социальную сферу считают необычайно важ-ной в политическом и практическом смысле. Сегодня социальная по-литика, которая развивалась вместе с экономическим ростом страны, поддерживается всеми политическими партиями, входящими в шведс-кий парламент (риксгаг).

Таким образом, анализ проводимых и планируемых реформ в сфере социального страхования развитых стран мира свидетельствует о том, что их сутью является перераспределение ответственности между государством, социальными партнерами и частными лицами (застрахованными лицами и просто гражданами), связанной с существующим бременем финансовой нагрузки (правила, по которым выделяются целевые пособия на основе проверки доходов и/или нуждаемости (в форме социальной пенсии или пособия нуждающимся семьям) ужесточаются или заменяются на новые).

5. Повышение зависимости между

№3,2012

социальными затратами и экономической эффективностью

Второе направление реформ в системах социального обеспечения связано с повышением зависимости между социальными затратами и экономической эффективностью (более активно применяются страховые методы исчисления пенсий: уровни пенсий ставятся в более тесную зависимость от объемов страховых взносов и периодов дожития при выходе на пенсию (применяются так называемые условно-накопительные пенсионные схемы). При этом типе реформы иногда также изыскиваются новые источники финансирования с помощью дополнительного налогообложения и расширения видов взносов, взимаемых с зарплаты, доходов или обложения акцизами и налогами отдельных товаров (спиртных напитков, табачных изделий, предметов роскоши) населению.

Данные меры реформирования системы социального страхования активно применяются в Германии, Франции, Италии, Швеции и ряде других стран.

Общей для всех развитых стран тенденцией следует считать усиление внимания к негосударственным накопительным системам, постепенное их внедрение в национальные системы пенсионного страхования и обеспечения.

Чили - страна-пионер в области развития новой модели пенсионной реформы [6]. Каждый работник формирует личный накопительный вклад, который затем становится его будущей пенсией. Пенсия стала зависеть только от того, сколько работник смог накопить на протяжении своей трудовой жизни. Пенсионные фонды обеспечивают минимально гарантированную доходность и защиту от риска своих вкладчиков. Каждом}' гражданину предоставлено право перехода из одного фонда в другой, т.е. он вправе делать выбор, исходя из своих предпочтений и информированности

Индивидуальная капитализация - это достаточно надежный и эффективный инструмент, позволяющий перейти к качественно новой системе пенсионного обеспечения, поменять и изменить мышление граждан. Однако данная система сильно зависит от состояния экономики - мировой и конкретной страны, поскольку гарантировать высокую доходность инвестируемых средств можно только при стабильно развивающемся фондовом рынке, состояние которого и определяется состоянием

экономики.

От этой революционной пенсионной системы перейдем к более консервативным системам пенсионного обеспечения.

Швейцария. Здесь действует государственное, трудовое и личное страхование. Государственное страхование существует для всех и призвано обеспечить достойное существование населению пенсионного возраста. Максимальная государственная пенсия не должна превышать сумм}' в 1400 швейцарских франков, что соответствует прожиточном)' минимуму. Бюджет государственных пенсий по старости формируется за счет налогов на табачные изделия, алкогольные напитки и сборов с игрового бизнеса.

Все трудящиеся граждане Швейцарии подлежат обязательному пенсионному страхованию. Каждый страхующийся обязан отчислять от 2 до 4% на свой личный счет и 1% от своей заработной платы на фиксирование индексации пенсий гражданам, которые ее уже получают.

Каждое лицо, подлежащее обязательному трудовому страхованию, может вместо пенсии получить единовременную выплату из пенсионной кассы в размере накопленной в ней суммы, если пенсия по трудовому страхованию на 10% меньше минимального размера государственной пенсии по старости.

Кроме этого, каждый работающий по найму может также застраховать себя лично, открыв в любом коммерческом банке соответствующий пенсионный счет. На пенсионные вклады предоставляются льготы по налогам на имущество и доходы физического лица.

Германия. По аналогии со швейцарской пенсионная система Германии имеет три составляющие: государственное обязательное страхование (охватывает 78% населения и обеспечивает 63% от объема пенсий, предоставляемых всей системой защиты в старости), добровольное производственное страхование (добровольные пенсии, выплачиваемые предприятиями на добровольной основе, договорами о таких пенсиях охвачена почти половина работников Германии) и частное страхование (заключение договоров страхования жизни, покупка недвижимости, ценных бумаг и т.п., данный вид характерен для состоятельных граждан).

При обязательном пенсионном страховании удержание взносов и выплата пенсий осуществляются в едином

информационном режиме, по единой системе персонифицированного учета. Средства не накапливаются; сегодняшние работники платят сегодняшним пенсионерам.

Добровольное производственное страхование основано на том, что предприятие поручает банк}', страховому или фондовом}' обществу накапливать взносы, перечисляемые работодателем в размере части заработной платы, оговоренном с работником.

Частное страхование предполагает внесение частным лицом за самого себя средств на формирование будущей пенсии. Кроме того, на 100 единиц добровольного взноса работниками надбавка государства составляет 15%.

Кредитные организации разрабатывают и предлагают работодателям и частным лицам различные накопительные программы. Работник может присоединиться к программе работодателя либо напрямую учавствовать в капитале предприятия. Все банки имеют негосударственные пенсионные фонды.

Данная система позволяет поддерживать пенсионные выплаты на уровне 70% от средней заработной платы по стране. Модель пенсионной системы Германии характерна также для Австрии, Италии, Франции и большинства других стран западной Европы.

Пенсионная система США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Эта модель функционирует в некоторых странах Латинской Америки и в Португалии. Государственная распределительная система предназначена для гарантированной выплаты пенсий в установленных сроках и объемах. Частные пенсионные фонды предприятий построены по накопительному принципу, что позволяет фондам финансировать собственные пенсионные программы и одновременно вносить крупный вклад в развитие экономики страны. Также в США распространены личные пенсионные счета и долгосрочное страхование жизни. Таким образом, американцы обеспечивают себе сразу 3 пенсии; государственную, частную от предприятия и личную путем открытия пенсионного счета или заключения договора страхования жизни.

Современная пенсионная система Великобритании представляет собой многоуровневую систем}', состоящую из государственной (базовой и страховой), профессиональной и дополнительной (личное пенсионное страхование)

Экономика, Статистика и Информатика 67 №3, 2012

^^^ Экономика

Таблица 1. Сравнение систем социальной защиты различных с гран

Страна Тип модели социального страхования Финансирование Особенности Структура по оптимальной доле зарплата в ВВП, которая законодательно резервируется па всс виды обязательного социального страхования

1. Германия Консерватив- но-корпора- тавистекая (франко- германская) модель Распределительная определи гошая роль принадлежит институту обязательного социального страхования, на дано которого приходится более 70% всех финансовых ресурсов, а в круге застрахованных находятся все наемные работники и большинство самозанятых: - размер обязательных страховых взносов, пособий и пенсий (веистеме обязательного страхования) ориентирован на замещение заработной платы в высоких к ней соотношениях (60-75%): - институты дополнительного добровольного страхования (на уровне предприятия и индивидуального страхования) играют вспомогательную роль, их значение наиболее весомо для высокодоходных групп населения; - страховая зашита с помощью обязательного пенсионного страхования включает в свой крут не только выплаты пенсий но старост, по инвалидности и по потере кормильца но также и услуги по реабилитации. 54,6% идег на текущую заработную плату (при этом объем чистой за вычетом налогов зарплаты работников составляет 29.8% ВВП). а 15.4% резерв ируе гея на всю совокупность видов социального страхования.

2. Великобритания Неолиберальная (англо-американская или англосаксонская) модель Распределительная В Великобритании термин «социальное обеспечение» охватывает всю систему обязательной социальной зашиты: пенсионное обеспечение, пособия !юбезработице и болезги. Эта система имеет свое официальное название - «Национальная система страхования» (National Insurance) и основана ш принципе возмездное™ по схеме: взносы - выплаты. Застрахованные работники, за которых работодатели уплачивали страховые взносы (и в которых принимали участие сами работники), имеют право на страховую защиту. Следует отметить характерную особенность социального страхования в Великобритании, в котором на первом (базовом) уровне применяется принцип равенства пенсий и пособий, что выражается в подколе: за равный взнос, равную пенсию и пособие. Данная концепция социальной защиты была предложена английским ученым Бевериджом в 1914 году и получила законодательное воплощение в Акте Национального Страхования (1946 г.). Ее суть состоит в том. что основные социальные пособия (пенсии по старости и инвалидности пособия по безработице) должны бьпъ общедоступными благами. Для этого их финансирование обеспечивается за счет фиксированных взносов, а размеры определяются в одинаковом размере. В Великобритании это соотношение другое. Большая часть 54.6% идет на текущую заработггуго плату (при этом объем чистой, без налогов заработной платы составляет40.3% ВВП), а 6,1% резервируется на всю совокупность в вдов социального страхования.

3. Франция Консервагив- но-корпора- тивистекая (франко- германская) модель Распределительная Система социальной защиты Франции включает два базовых института: - социальное страхование, организуемое за счет обязательных страховых взносов работодателей (до 40% от фонда оплаты труда наемных работников) и работников (до 15% от ФОТ)- Годовой бюджет трех национальных касс (пенсионной, медицинской и семейных пособий) составляет 1850 млрд. франков: - социальная помощь, организуемая центральным правительством и территориями за счет обязательного социатытого (3.5% от ФОТ) и подоходного налогов (5.5% от ФОТ) с физических лиц; части страховых взносов (до 15% от общей суммы взносов) ог обязательного страхования автомобилей: акцизных сборов (налогов) на спиртные и табачные изделия, а также дотаций из государственного и территориальных бюджетов (85 млрд. франков государство, 40 млрд. франков территории). 51,7% идет на текущу ю заработную плату (при этом объем чистой - за вычетом налогов зарплаты работников составляет 27.1% ВВП). а 19.1% резервируется на всю совокупность ввдов социального страхования

4. Швеция Социально- демократачес- кая (скандинавская) модель Частично накопительная - финансирование социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета, прогрессивная налоговая система (изымается до 65% доходов высокодоходных групп населения); приоритет принципов равенства и солидарности в осуществлении социальной политики: упреждающий характер мер по недопущению длигел> ной безработицы; - высокий уровень и общедоступность мер социальной поддержки населения Значительная рать дотаций из госбюджета в систему обязательного социального страхования объясняет активную роль государства п функционировании этой системы, деятельность которой находится под строгим государственным контролем. Достижение всеобщего благосостояния и высокого при этом уровня предоставляемых социальных гарантий требует значительных затрат со стороны шведского государства С этой целью в стране функционирует прогрессивная налоговая система, которая позволяет аккумулировать в государственно« бюджете большие объемы ресурсов и перерас пределялъ тем самым значительные объемы первично распределяемых доходов. Гак, социальные расходы состав.лягат в Швеции почта 50% к объему государственных расходов.Эго позволяло до недавнего времени поддерживать высокий уровень замещения (от величины заработной платы) пенсий и пособий: пенсий до 65-75% от -заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности до 90%. 59.2% идет на текущую заработггу го плату (при этом объем чистой за вычетом налогов зарплаты работников составляет 28.5% ВВП). а 13.9% резервируется гга всю совокупность видов социального ег|)ахования

№3, 2012 68

Таблица 1. Сравнение систем социальной зашиты различных стран (продолжение)

Страна Тип модели социального страхования Фима! тсирова-ние Особенности Структура по оттги-мальной доле зарплаты в ВВП. которая законодательно резервируется на все виды обязательного социального страхования

5. США Неолиберальная (англо-американская или англосаксонская) модель Частично накопительная Действующая система социальною страхования в США является очень гибкой, хотя и весьма сложной. 1£е характерная особенность -децентрализация. Она состоит из различных социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Такой подход позволяет с достаточной полнотой и оперативностью учитывать потребности в социальной помощи конкретного региона. Законом о социальном страховании от 1935 г. установлено два вида социального страхования пенсии но старости и пособия по безработице. Закон предусматривал меры помощи некоторым категориям бедняков, прежде всего, инвалидам и сиротам. С течением времени закон начал обрастать многочисленными поправками, вводящими новые формы социальногострахования: выплату пенсии при утрате кормильца, пособий введу нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой, право на медицинское страхование в возрасте65 лети старше. Все виды социального страхования. пре;у смотренные законом 1935 г. с поправками к нему, принято объединять пол названием Обшая федеральная программа Все пенсии и пособия в рамках Общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование, который взимается в равный долях как с наемных рабених и служащих, так и с предпринимателей. Налоговая ставка для трудящихся устанавливается в процентах от заработной платы, а с предпринимателей с пропей гаот фонда оплаты труда. 60.5% идет на текущую заработную плату (при этом объем чистой за вычетом налогов зарплаты работников составляет 44.6% ВВП), а 7,0% резервируется на всю совокупность видов социального страхования

6. Россия Консерватав-но-корнора ги-в истекая (франко-гсрмаиская) модель Распределительная В основе социального страхования в РФ лежат следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможность адаптации к экономическим изменениям и подконтрольность: 1. социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством; 2. обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно рабошики и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства; 3. размер фондов социального страхования соответствует той степени зашиты которая необходима населению, исходя из установленных общественных ста цдаргов уровня и качества жизни; 4. социальные выплата определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов; 5. право на получение социальных выплат определяется фактами ушаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе. Обязательное социальное страхование включает: 1) Централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования; 2) Децентрализованную форму обязательного социального страхования, органиюваннуло и осуществляемую в соответствии с федеральными законами указанными в них в качестве с трахователей лицами. Кроме общего, эта формы имеют свои особенности. Во-первых, централизованной формой обязательного социального страхования охватывается все (или почти все) население. Но видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численноста категорий лиц в основном опасных профессий, а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта. Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски, страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения устанавливаются законом. Кроме того, при централизованной форме обязательного социального страхования государством учреждаются специальные организации-страховщики (ПФ РФ. фонты ОМС. ФСС РФ), которые конгралируюлея им. а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собст венности. В-третьих, при централизованной и децентрализованной формах социального страхования социальное обеспечение при страховых случаях может осуществляться постоянно или в течение длительного периода времени. По сравнению с развитыми странами в России удельный вес совокупное™ текущей (чистой) и законодательно резервируемой заработной пдаты в ВВП почти в два раза ниже (32-35% ВВП). Доля текущей чистой зарплаты, по разным оценкам, колеблется в диапазоне 25-28% ВВП. на все виды социального страхования приходится 7.2% ВВП.

Экономика, Статистика и Информатика 69 №3, 2012

пенсий. Государственные пенсии предоставляются в обязательном порядке всем лицам наемного труда, которые вносят страховые взносы. При этом предусматривается возможность перехода из государственной в частную (профессиональную) пенсионную систему, признаваемую приемлемой с точки зрения надежности. В этом случае работодатель и работник получают право платить взносы в Национальную систему страхования только на базовую пенсию. Величина базовой пенсии составляет 20% от средней заработной платы по стране, дополнительные профессиональные пенсионные системы позволяют компенсировать пенсионерам 50-65% последней заработной платы. В Великобритании сильно развит институт профессиональных пенсий. Отраслевой фонд, в который работодатель и работник вносят определенный процент от заработка, как правило, предлагает не только пенсионное обеспечение, но и полный социальный пакет, включающий различные виды страхования жизни. Профессиональные системы также позволяют обеспечить особые пенсионные условия для некоторых категорий специалистов: в частности, для тяжелых и вредных профессий предусматриваются более ранние сроки наступления пенсионного возраста, особые выплаты, в случае инвалидности и т.д.

Большинство западных стран планирует постепенное реформирование существующих пенсионных систем. Все больше сторонников приобретает концепция, в соответствии с которой государственная поддержка должна осуществляться только в отношении базовых пенсий, выплачиваемых исходя из социальных прав граждан, и одновременно должны быть расширены масштабы частных пенсионных фондов и индивидуальных пенсионных планов.

Нормальное существование человеческой личности невозможно без удовлетворения потребностей путём получения набора социально необходимых благ, которые должны быть своевременно профинансированы.

Таким образом, финансирование социальной сферы - неотъемлемая, и, пожалуй, самая главная часть её существования.

В приведенной ниже таблице (табл. 1.) произведено сравнение систем социального страхования и его финансирования различных стран.

Кроме представленных обобщений, можно отметить и некоторые особен-

ности пенсионного обеспечения некоторых стран: в Малайзии, как и в ряде других восточноазиатских и африканских стран: Индии, Непале, Индонезии, Замбии пенсионные накопления выплачиваются единовременно - в момент достижения пенсионного возраста, и дальнейшие заботы по распределению этих средств ложатся на самого пенсионера.

В КНР обязательные пенсии положены только государственным служащим и работникам промышленного сектора экономики, численность которых составляет весьма незначительную долю трудоспособного населения - менее 30 млн. Уровень пенсионного обеспечения для этих категорий весьма высок - около 70% от заработной платы до выхода на пенсию. Для наиболее многочисленной категории граждан Китая, занятых в сельскохозяйственном секторе, пенсии не предусмотрены - основой их существования является собственное хозяйство.

Страны ЕС постепенно движутся к построению общеевропейских систем пенсионного обеспечения - с недавнего времени частным пенсионным фондам разрешено привлекать клиентов в любой из стран Союза. Еврокомиссия считает, что подобный шаг не только будет способствовать более глубокой интеграции стран ЕС, но и простимулирует экономический рост и создание новых рабочих мест. По прогнозам специалистов, совокупная стоимость пенсионных полисов в ЕС к 2010 г. должна вырасти с сегодняшнего 1 млрд. евро до 10 млрд.

Мировой опыт пенсионных реформ широк и разнообразен. Его подробное рассмотрение выходит за рамки настоящей работы. Однако даже на основе экспресс-анализа этой области можно говорить о сложности и неоднозначности решения задач пенсионного обеспечения. Здесь нет априори правильных стопроцентных решений, и даже наиболее прогрессивные в пенсионных реформах страны сталкиваются с серьезными проблемами. Поэтому необходимо понимать, что трудности на этом пути ждут и Россию, и далеко не все из них обусловлены неповоротливостью государственной системы. Многие проблемы являются объективным отражением текущего этапа развития общества и требуют для своего решения активного участия всех его членов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Заключение

Таким образом, системы социального страхования в мире (особенно это свя-

зано с изменением системы его финансирования) претерпели значительные изменения за последнее время. В России же реформирование системы социального обеспечения длится уже два десятилетия и продолжается по сей день.

Литература

1. Попов А. А. Частные пенсионные системы в США. ТрудыИнстшута США и Канады. Аналитическая записка. - М„ 2003.

2. Уайгхгуз Э. Пенсионная панорама. Пенсионные системы 53 стран мира. - М., Весь мир, 2009. - 224 с.

3. Сайт Минздравсоцразвития РФ www.minzdravsoc.ru

4. Интернет-сайг ПФР - www.pfrf.ru

5. Жан Пизани-Ферри. Занятость во Франции. Интернет. Сайт посольства Франции в России, www.premier-ministre.gouv.fr

6. Русскоязычный сайт о Чили www. russianhome. cl

7. Карманов М.В., Егорова Е. А., Сме-лов П.А., Кучмаева О.В. Методологические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения (монография) -М.:МЭСИ,2010

8. Карманов М.В., Карманов A.M., СмеловПА. Особенности интегральной оценки демографической безопасности общества // Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика Вестник УМО». - 2009 - № 4

References

1. Popov, АА Private pension systems in the United States. Proceedings of the Institute of USA and Canada. Policy Brief. -M., 2003,

2. E. Whitehouse Pension Panorama. Pension systems of 53 countries around the world. - M., the whole world, 2009. -224 p.

3. wwwminzdravsoc.ru

4. www.pfif.ru

5. www.premier-ministre.gouv.fi'

6. www.russianhome.cl

7. Karmanov M.V., Egorova E.A., Smelov P. A., Kuchmaeva O.VMethodological issues of economic and statistical analysis of the socio-de-mographic groups (monograph) - M.: MESI, 2010

8. Karmanov M.V., Karmanov A.M., Smelov P.A. Features an integrated assessment of the demographic security of society // Nauchno-prakticheskiy jurnal «Ekonomika, statistikai informatikaVest-nik UMO». - 2009 - № 4

№3, 2012 70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.