Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисова Е. М., Рагимов Р. Н.

В данной статье рассмотрены объекты технического регулирования и основные элементы содержания технических регламентов в государствах-членах Евразийского экономического союза, исследована стандартная схема оценки соответствия товаров и проведен сравнительный анализ организации систем технического регулирования в государствах-членах Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Борисова Е. М., Рагимов Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ORGANIZATION SYSTEMS OF TECHNICAL REGULATION IN THE MEMBER COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

This article discusses the objects of technical regulation and the main elements of the content of technical regulations in the member states of the Eurasian Economic Union, examines the standard scheme for assessing the conformity of goods and conducts a comparative analysis of the organization of technical regulation systems in the member states of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

БИТ 2022 Том 6 № 2 (22) УДК 339.924

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Борисова Е.М., Рагимов Р.Н.

Северо-Западный институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

COMPARATIVE ANALYSIS OF ORGANIZATION SYSTEMS OF TECHNICAL REGULATION IN THE MEMBER COUNTRIES

OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Borisova E.M., Ragimov R.N.

North-West Institute of Management branch of Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration

Аннотация

В данной статье рассмотрены объекты технического регулирования и основные элементы содержания технических регламентов в государствах-членах Евразийского экономического союза, исследована стандартная схема оценки соответствия товаров и проведен сравнительный анализ организации систем технического регулирования в государствах-членах Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: подтверждение соответствия, техническое регулирование, запреты и ограничения, сертификация, безопасность товаров и услуг.

Abstract

This article discusses the objects of technical regulation and the main elements of the content of technical regulations in the member states of the Eurasian Economic Union, examines the standard scheme for assessing the conformity of goods and conducts a comparative analysis of the organization of technical regulation systems in the member states of the Eurasian Economic Union.

Keywords: confirmation of conformity, technical regulation, prohibitions and restrictions, certification, safety of goods and services.

Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) является интеграционным образованием, в котором на данный период вопросы технического регулирования уже проработаны достаточно глубоко. Вопрос сравнительного анализа систем организации технического регулирования является весьма актуальным и значимым по нескольким причинам. Во-первых, свободное движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке определяет единообразие средств обеспечения безопасности этих товаров, работ и услуг для потребителей в каждом государстве, входящем в состав Союза. Во-вторых, унификация и стандартизация систем технического регулирования позволит облегчить контроль как со стороны государственных органов отдельно взятых стран, так и руководящих органов самого ЕАЭС [1 ].

Законодательство государств-членов ЕАЭС в сфере технического регулирования

имеет общие корни, поскольку оно основано на законодательстве СССР, до распада которого применялась национальная система государственных стандартов. Формирование национального законодательства в каждом государстве-члене ЕАЭС происходило постепенно, приобретая уникальные черты в правовой регламентации сферы технического регулирования. Вместе с тем можно проследить общую тенденцию к сближению с международными подходами и нормами. Одним из основных драйверов регулирования отношений в сфере оборота продукции во всех странах-членах ЕАЭС является вхождение этих стран в мировое экономическое пространство с учетом требований ВТО.

Законодательство государств-членов ЕАЭС в сфере технического регулирования имеет как сходства, так и различия по ряду критериев:

Рис. 1. Объекты технического регулирования в государствах-членах ЕАЭС

1) по области действия;

2) по объектам и субъектам;

3) по видам документов, устанавливающих обязательные требования;

4) по принципам и процедурам разработки обязательных требований;

5) по системе оценки соответствия;

6) по порядку осуществления государственного контроля (надзора);

7) по основаниям и мерам административной ответственности за нарушение обязательных требований.

Фактически каждая страна-участница ЕАЭС вырабатывает собственную модель технического регулирования, отражающую особенности правовой системы, административной организации и уровень развития технологий.

К числу совпадающих тенденций в государствах ЕАЭС в сфере технического регулирования можно отнести:

- введение обязательных требований к продукции техническими регламентами (далее - ТР), добровольных требований -национальными стандартами и другими нормативными документами;

- безопасность как основное содержание ТР;

- применение форм подтверждения соответствия, таких как сертификация (добровольная, обязательная) и декларация о соответствии;

- расширение номенклатуры продукции, требующей подтверждения соответствия;

- аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

- определение специально уполномоченных органов, осуществляющих координационную и руководящую деятельность в сфере технического регулирования;

- обязательность проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности ТР;

- установление составов административных правонарушений в сфере технического регулирования [2].

Но имеются также и существенные различия в общем направлении реформы технического регулирования.

Базовые законы государств-членов ЕАЭС не только имеют различное наименование этой сферы - техническое регулирование (Российская Федерация, Казахстан, Кыргызстан), техническое нормирование (Беларусь), но и по-разному обозначают, какие именно области подпадают под сферу технического регулирования.

В Российской Федерации Закон о техническом регулировании имеет некоторые исключения из сферы его применения, определяя в качестве объектов технического регулирования продукцию и процессы, связанные со специальными требованиями к параметрам производственного процесса и качеству ввозимой/выпускаемой продукции. Если сравнивать фундаментальный понятийный аппарат, то в Республиках Казахстан, Кыргызстан и Российской Федерации термин «техническое регулирование» относится к правовому и административному регулированию. В Республике Беларусь введен же особый термин «техническое нормирование» Это деятельность, которая уста-

БИТ 2022 Том 6 № 2 (22)

навливает основные технические требования для соблюдения безопасности продукции, разработки продукции, производства, эксплуатации реализации и утилизации или оказания услуг.

Как продемонстрировано на рис. 1. также различаются и объекты технического регулирования, в отношении которых имеют требования безопасности в рамках ТР.

Как видно, из представленного рисунка, объекты Российской Федерации и Республики Беларусь полностью идентичны, у Республик Казахстан и Армении законодательством выделено меньшее количество объектов технического регулирования, и существуют специфические виды объектов, такие как услуги и условия импорта и сбыта. Наличие таких различий в фундаментальных основах законодательства может негативно сказаться на качестве интеграции в

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

вопросах технического регулирования, а также на качестве совместно организуемого таможенного контроля ряда отдельных товаров.

Необходимо отметить, что Российская Федерация и Республика Киргизия имеют одинаковые изъятия из области действия закона о техническом регулировании. Анализ законодательства остальных государств-членов ЕАЭС показывает, что сфера действия технического регулирования у них не ограничена.

Обязательные для исполнения требования безопасности устанавливаются в ТР. Так, например, Согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» к ТР отнесены технические нормативные правовые акты Республики Беларусь, устанавливающие технические условия и нормы в определенной

Рис. 2. Стандартная схема оценки соответствия товаров

сфере деятельности и направленные на защиту жизни, здоровья, наследственности человека, прав потребителей, охраны окружающей среды. То есть нормативно-правовые акты направляются на контроль определенной сферы деятельности. Напротив, закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» устанавливает, что ТР определяют обязательные требования к продукции и процессам их жизненного цикла, т.е. нормативно-правовые акты из сферы технического регулирования направлены на конкретный вид продукции.

разработке ТР наделены органы государственной власти в соответствии с их компетенцией [3].

Процедура разработки ТР, обозначенная во всех базовых законах стран Союза, предусматривает активное участие в формировании нормативно-правовой базы предпринимательского и потребительского сообществ, а также научно-технической общественности [4].

Проведенный сравнительно-правовой анализ продемонстрировал, что в государствах-членах ЕАЭС процесс проведения

Рис. 3. Основные элементы содержания ТР

На рис.2 представлена стандартная схема оценки соответствия товаров.

Далее рассмотрим содержание ТР, как правового документа. Базовые законы в сфере технического регулирования определяют основные элементы содержания ТР, которые показаны на рис. 3.

Как видно из рисунка-схемы, содержание основных элементов ТР в странах-членах ЕАЭС весьма схожа.

Что касается процесса создания ТР, то в отличие от России и Киргизии, где разработчиком проекта ТР может быть любое лицо, в Казахстане и Беларуси функцией по

процедуры оценки соответствия является составной технического регулирования, но достаточно обособлен. Так же следует отметить, что в рассмотренных странах наблюдается различный подход к формированию законодательных основ проведения оценки и выстраиванию самой системы подтверждения соответствия. При этом, в общих чертах рассмотренные системы достаточно схожи, что говорит об успешной реализации процессов интеграции в рамках Союза.

Список литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. УК1_: www.eurasiancommission.org/

2. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 № 9 «О взаимодействии органов государственного контроля (надзора) государств - членов Евразийского экономического союза при проведении 224 мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: www.eaeunion.org/

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21.08.2015 № 50 «О Рекомендациях по содержанию и типовой структуре технического регламента Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт

Евразийского экономического союза. URL: www.eaeunion.org/

4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.

Поступила в редакцию 29.03.2022

Сведения об авторах:

Борисова Елена Михайловна - доцент кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации», кандидат экономических наук, e-mail: skorodumshik@mail.ru.

Рагимов Рамил Нураддин Оглы - студент факультета безопасности и таможни Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации», e-mail: fix1844@yandex.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.