Научная статья на тему 'Сравнительный анализ российского, китайского и японского опыта развития предпринимательства в контексте обеспечения конкурентоспособности и устойчивости экономических систем'

Сравнительный анализ российского, китайского и японского опыта развития предпринимательства в контексте обеспечения конкурентоспособности и устойчивости экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1938
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОПЫТ / ФИРМА / ПАРТНЕРЫ / ЯПОНИЯ / КИТАЙ / ПОЖИЗНЕННЫЙ НАЙМ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дружинин Николай Львович, Кунин Владимир Александрович

В статье анализируются тенденции, особенности и проблемы развития предпринимательской деятельности в России, Китае и Японии в начале XXI века. Раскрываются основные проблемы современного этапа экономического развития России, связанные с низким уровнем ВВП на душу населения (в четыре раза более низким, чем в Японии) и непропорциональным распределением этих скромных доходов, при котором увеличивается имущественное расслоение общества и усиливаются экономические проблемы, порождаемые неравенством. Выявляются отличительные признаки экономического поведения японцев. Исследуются институциональные причины, по которым Японии удалось осуществить экономический прорыв на базе модернизации и массового экспортного производства в относительно короткие сроки, а в России те же самые процессы сталкиваются с серьезными трудностями и их осуществление затягивается на неопределенный срок. В статье впервые в отечественной экономической литературе подробно рассматриваются конкретные институциональные особенности экономического поведения японцев и дается сравнительная характеристика их традиционных поведенческих устоев с отечественными институциональными особенностями экономического поведения. При этом проводится сравнение с условиями и результатами экономической деятельности в Китае, который умело использует как советские плановые наработки, так и современные рыночные японские методы организации производства, не забывая при этом опираться на свои неоспоримые и уникальные конкурентные преимущества. В статье раскрывается целая система отличий, которые свойственны российской, японской и китайской экономическим системам, определяются их сильные и слабые стороны, приводятся сравнительные примеры, которые подчеркивают имеющиеся широкие возможности для совершенствования и заимствования позитивного иностранного опыта. Даются рекомендации по использованию японского и китайского опыта в целях обеспечения эффективной коллективной работы предпринимателей, топ-менеджеров и рядовых сотрудников, ориентированной на повышение эффективности предпринимательской деятельности, обеспечение социальной ответственности бизнеса, конкурентоспособности и устойчивости экономической системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the Russian, Chinese and Japan experience of enterprise development in the context of ensuring competitiveness and stability of economic systems

The article analyzes tendencies, peculiarities and problems of development of entrepreneurial activity in Russia, China and Japan at the beginning of the XXI century. The main problems of the current stage of Russia's economic development are associated with a low level of GDP per capita (four times lower than in Japan) and a disproportionate distribution of these modest incomes, which increases the property stratification of society and increases the economic prob-lems caused by inequality. Identified signs of economic behavior of the Japanese. There examined the institutional reasons why Japan managed to make an economic breakthrough on the basis of modernization and mass export production in a relatively short time, while in Russia the same processes face serious difficulties and their implementation drags on indefinitely. In the article, for the first time in the domestic economic literature, specific institutional features of the eco-nomic behavior of the Japanese are examined in detail and comparative characteristics of their traditional behavioral principles with domestic institutional features of economic behavior are given. This compares with the conditions and results of economic activity in China, which skill-fully uses both Soviet planned developments and modern market Japanese methods of organizing production, while at the same time not forgetting to rely on its undeniable and unique competitive advantages. The article reveals a whole system of differences that are characteristic of the Russian, Japanese and Chinese economic systems, their strengths and weaknesses are defined, comparative examples are given that emphasize the available ample opportunities for improving and borrow-ing positive foreign experience. Recommendations are given on the use of Japanese and Chinese experience in order to ensure effective teamwork of entrepreneurs, top managers and rank-and-file employees focused on improving business efficiency, ensuring the social responsibility of busi-ness, competitiveness and sustainability of Russia's economic system

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ российского, китайского и японского опыта развития предпринимательства в контексте обеспечения конкурентоспособности и устойчивости экономических систем»

Innovative development

Дружинин Н. Л. Druzhinin N. L.

доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов и бухгалтерского учета, ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет

технологий управления и экономики», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Кунин В. А. Китп V А.

доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов и бухгалтерского учета, ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет

технологий управления и экономики», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

УДК 330.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО, КИТАЙСКОГО И ЯПОНСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье анализируются тенденции, особенности и проблемы развития предпринимательской деятельности в России, Китае и Японии в начале XXI века. Раскрываются основные проблемы современного этапа экономического развития России, связанные с низким уровнем ВВП на душу населения (в четыре раза более низким, чем в Японии) и непропорциональным распределением этих скромных доходов, при котором увеличивается имущественное расслоение общества и усиливаются экономические проблемы, порождаемые неравенством. Выявляются отличительные признаки экономического поведения японцев. Исследуются институциональные причины, по которым Японии удалось осуществить экономический прорыв на базе модернизации и массового экспортного производства в относительно короткие сроки, а в России те же самые процессы сталкиваются с серьезными трудностями и их осуществление затягивается на неопределенный срок. В статье впервые в отечественной экономической литературе подробно рассматриваются конкретные институциональные особенности экономического поведения японцев и дается сравнительная характеристика их традиционных поведенческих устоев с отечественными институциональными особенностями экономического поведения. При этом проводится сравнение с условиями и результатами экономической деятельности в Китае, который умело использует как советские плановые наработки, так и современные рыночные японские методы организации производства, не забывая при этом опираться на свои неоспоримые и уникальные конкурентные преимущества. В статье раскрывается целая система отличий, которые свойственны российской, японской и китайской экономическим системам, определяются их сильные и слабые стороны, приводятся сравнительные примеры, которые подчеркивают имеющиеся широкие возможности для совершенствования и заимствования позитивного иностранного опыта. Даются рекомендации по использованию японского и китайского опыта в целях обеспечения эффективной коллективной работы предпринимателей, топ-менеджеров и рядовых сотрудников, ориентированной на повышение эффективности предпринимательской деятельности, обеспечение социальной ответственности бизнеса, конкурентоспособности и устойчивости экономической системы России.

предп ринимательство

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский риск, экономическая система, экономическое поведение, опыт, фирма, партнеры, Япония, Китай, пожизненный найм, институциональная система.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE RUSSIAN, CHINESE AND JAPAN EXPERIENCE OF ENTERPRISE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF ENSURING COMPETITIVENESS AND STABILITY OF ECONOMIC SYSTEMS

The article analyzes tendencies, peculiarities and problems of development of entrepreneurial activity in Russia, China and Japan at the beginning of the XXI century. The main problems of the current stage of Russia's economic development are associated with a low level of GDP per capita (four times lower than in Japan) and a disproportionate distribution of these modest incomes, which increases the property stratification of society and increases the economic problems caused by inequality. Identified signs of economic behavior of the Japanese. There examined the institutional reasons why Japan managed to make an economic breakthrough on the basis of modernization and mass export production in a relatively short time, while in Russia the same processes face serious difficulties and their implementation drags on indefinitely. In the article, for the first time in the domestic economic literature, specific institutional features of the economic behavior of the Japanese are examined in detail and comparative characteristics of their traditional behavioral principles with domestic institutional features of economic behavior are given. This compares with the conditions and results of economic activity in China, which skillfully uses both Soviet planned developments and modern market Japanese methods of organizing production, while at the same time not forgetting to rely on its undeniable and unique competitive advantages. The article reveals a whole system of differences that are characteristic of the Russian, Japanese and Chinese economic systems, their strengths and weaknesses are defined, comparative examples are given that emphasize the available ample opportunities for improving and borrowing positive foreign experience. Recommendations are given on the use of Japanese and Chinese experience in order to ensure effective teamwork of entrepreneurs, top managers and rank-and-file employees focused on improving business efficiency, ensuring the social responsibility of business, competitiveness and sustainability of Russia's economic system.

Key words: entrepreneurship, business risk, economic system, economic behavior, experience, firm, partners, Japan, China, lifelong hiring, institutional system.

Начало XXI века ознаменовалось как бурным развитием современных инновационных технологий и инновационных продуктов в сферах биоинженерии, создания композитных материалов, робототехники, утилизации ядерных отходов, возобновляемой энергетики и др., так и ростом внешних предпринимательских рисков, усилением нестабильности предпринимательской среды и мощными кризисными явлениями. Эти явления в мировой экономике, начавшиеся с кризиса 20082009 гг., породили неопределённость последствий принимаемых предпринимательских решений и рост опасений новых внешних угроз и вызовов. Эти процессы совпали по времени со сменой цикла высоких темпов роста ВВП развивающихся стран, и в част-

ности стран БРИКС, низкими и даже отрицательными темпами роста ВВП, а также с усилением международной напряжённости, ростом рисков терроризма и крупными демографическими сдвигами, связанными с неконтролируемым ростом миграционных потоков. Кроме этого, следует отметить, что бурный рост численности населения Земли и рост потребительских потребностей вызвали проблемы, связанные с увеличением ресурсопотребления, ростом опасных выбросов в атмосферу и усилением вмешательства человека в окружающую среду, что, как следствие, еще более обострило проблемы продовольственной, энергетической, экологической и климатической безопасности. Реагируя на вызовы времени, связанные с неприемлемо

Innovative development

высоким уровнем климатических рисков, порождаемых ростом выбросов в атмосферу, и Китай и Япония ввели специальные тарифы «FIT» на покупку электроэнергии, получаемой от возобновляемых источников энергии (ВИЭ), субсидируемые из государственного бюджета. Эти меры нацелены на развитие предпринимательской деятельности в сфере ВИЭ и изменение структуры используемых источников энергии в пользу «зелёной энергетики». Что касается России, то в нашей стране также принято решение о субсидировании производства электроэнергии от ВИЭ. Однако, выделяемые на это в рамках долгосрочной программы развития ВИЭ «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 года» правительством Российской Федерации 70 млрд руб. несоизмеримо меньше средств, выделяемых на аналогичные цели ведущими странами мира, включая Китай и Японию [1].

Следует отметить, что в начале XXI века японская экономика испытывала дополнительные трудности, связанные с необходимостью преодоления дефляции, порождающей снижение предпринимательской активности и повышающей риски стагнации экономики страны. Экономика Китая в это время постепенно замедлила темпы своего развития, а российская экономика столкнулась с дополнительными серьёзными проблемами, вызванными введением санкций и перекрытием каналов получения дешёвых иностранных кредитных ресурсов [2].

Сравнивая условия развития экономических систем России, Японии и Китая, следует отметить, что японская экономика развивается в условиях высоких рисков стихийных бедствий, таких как землетрясения и цунами. Последствия этих рисков особенно отчетливо проявились после аварии на атомной станции Фукусима, вызванной разрушительным землетрясением и последовавшими за ним цунами, обрушившимися на Японию в марте 2011 года. Ликвидация последствий этой аварии и последовавшая за этим реорганизация энергетической отрасли Японии замедлили темпы экономического развития страны. Однако уровень жизни в Японии остался

существенно выше, чем в России и Китае. И это несмотря на то, что необходимость обеспечения высокой сейсмоустойчивости зданий и сооружений вынуждает японцев повышать себестоимость строительства, что негативно сказывается на эффективности инвестиций и стоимости жилья.

Как видно из графиков, приведенных на рисунке 1, ВВП на душу населения в период с 2013 по 2016 год снизился в России почти в 2 раза с 15,6 тыс. долларов до 8,9 тыс. долларов, в то время как в Китае он вырос с 7,1 тыс. долларов до 8,1 тыс. долларов. Китай и Россия почти сравнялись по ВВП на душу населения. Что касается Японии, то в этот период ВВП на душу населения почти не изменился, незначительно снизившись с 40,6 тыс. долларов до 38,9 тыс. долларов, но все же оказался более чем в 4 раза выше, чем в России и Китае. С учетом различий в покупательной способности национальных валют различия менее контрастны, но все же они достаточно ярко свидетельствуют о сохранении значительного разрыва в уровне доходов на душу населения в пользу японцев. Это обстоятельство со всей очевидностью демонстрирует достигнутые Японией экономические и организационные успехи и обуславливает необходимость проанализировать опыт управленческих и межличностных отношений японцев, а также рассмотреть влияние этих отношений на эффективность предпринимательской деятельности.

Одним из ключевых показателей, характеризующих нравственную обстановку и социальную напряжённость в обществе, является индекс Джини, согласно которому, как известно, все страны ранжируются от 0 до 1, по степени увеличения неравенства. Общемировая тенденция начала XXI века — увеличение разрыва между богатыми и бедными и рост этого показателя в различных регионах и странах.

Как видно из рисунка 2, Россия занимала по этому показателю промежуточное положение: в 2016 году она имела индекс Джини, равный 41. Это несколько лучше, чем у Китая (47), но значительно хуже, чем у Японии (33). Россия, как известно, провозгласила себя

социальным государством, вместе с тем, по этому индикатору мы отстаем не только от Японии, но и от большинства стран Европы, лидирующие позиции в которой по праву занимает Швеция, которая имеет индекс Джини, равный 23, и которая уже давно славится гармоничностью своих экономических и социальных отношений [8]. Анализируя причины возрастающего разрыва между богатыми и бедными, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года, профессор Колумбийского университета Джозеф Стиглиц отмечал в своем интервью Би-би-си: «Как мы можем видеть за последние 15 лет, даже у обладателей дипломов о высшем образовании доходы стоят на месте. Реальная проблема состоит в том, что правила игры составлены на благо монополистов, руководителей корпораций... Сегодня директор крупной компании может получать, грубо говоря, в 300 раз больше рядового работника, а когда-то эта разница была 20-30-кратной. Никакой рост производительности труда не оправдывает подобного изменения в соотношении доходов» [9].

Предпринимательство

Проблемы мотивации напрямую связаны с вопросами экономического роста и повышения уровня жизни, поэтому представленное исследование имеет целью сосредоточиться на анализе особенностей экономического поведения и некоторых элементов институциональной структуры России, Японии и Китая, которые способствуют или сдерживают предпринимательскую активность граждан внутри страны. Сравнивая экономическое поведение россиян, китайцев и японцев, мы выделяем лишь некоторые наиболее заметные характеристики, которые либо помогают, либо осложняют развитие предпринимательской деятельности и достижение страной намеченных экономических результатов. Япония, как известно, продемонстрировавшая экономическое чудо и сумевшая добиться выдающихся результатов в своей экономической деятельности, опиралась при этом на целый ряд особенностей экономического поведения, которые невозможно скопировать, однако можно обнаружить и поддержать в собственной институциональной системе. Китаю в этом отношении удалось продвинуться гораздо

Рисунок 1. ВВП на душу населения в России, Китае и Японии в 2013 и в 2016 годах [3, 4]

0 10 20 30 40 50

Рисунок 2. Значения коэффициента Джини в России, Китае и Японии (2016 г.) [5-7]

Innovative development

дальше, что и неудивительно в силу схожести его институциональной структуры с японской. Однако и он опирался преимущественно на собственные, а не японские конкурентные преимущества.

Анализируя общественные взаимоотношения японцев, не следует впадать в крайность и идеализировать их. Если разобрать отношения между японцами подробнее, то можно обнаружить, что они вовсе не везде и не всегда являются бесконфликтными и носят оттенок альтруизма. Действительно, будь японцы постоянно такими открытыми, лояльными и участливыми, они бы вряд ли выжили в условиях повседневной жизни, когда в разных ситуациях на их пути встречаются различные обстоятельства и требуются различные модели поведения. В своей повседневной жизни японцы четко разделяют свои отношения со всем остальным миром на три уровня: «учи», «сото» и «иосо», и применяют к каждому из этих уровней особую модель поведения.

«Учи» — дословно означает «внутри», им обозначается все то, что действительно очень важно для человека, составляет его первый, ближайший круг общения. Это что-то свое, очень личное — родные, близкие люди, семья, фирма.

«Сото» — обозначение того, что находится снаружи, чужое, но все же имеющее какое-то отношение к человеку — это его знакомые, соседи, продавцы, которых он хорошо знает, клиенты, партнеры из других фирм.

«Иосо» — в отличие от двух предыдущих понятий обозначает всех тех, кто окружает человека, но никак не связан с ним непосредственно — это множество случайных прохожих, герои каких-то историй, знакомые знакомых и тому подобное.

Эта классификация четко определяет отношение японцев к различным группам людей в зависимости от их важности для самого человека. Достаточно неожиданным может показаться демонстративная отчужденность, даже безразличное отношение японцев на улице, в общественном транспорте к «иосо» — прохожим, посторонним

людям. Здесь японцы как бы отдыхают от строгого этикета, ограничиваясь обычной вежливостью. Они не обязаны выказывать особого уважения или заботы посторонним людям: например, уступать место пожилым и беременным в общественном транспорте, помогать неподвижно лежащему на улице человеку. Такое поведение обычно вызывает удивление у наших соотечественников, привыкших к более участливому отношению к людям. В бизнесе жесткий стиль японских переговорщиков отмечают все, кому приходилось с ними общаться.

В то же время отношение к «сото» — обычным знакомым — в Японии гораздо более теплое, радушное и приветливое. Продавец в японском магазине в обязательном порядке, а не от случая к случаю, как у нас, вежливо поздоровается и по японской традиции даже раскланяется с вами. На работе, в офисе принято здороваться не только с теми, кого знаешь, но и с незнакомыми посетителями, поскольку они могут быть потенциальными клиентами. Заключать сделки с хорошо знакомыми людьми японцам гораздо удобнее, и именно поэтому им, как правило, требуются время и более тесное знакомство с партнерами перед началом сотрудничества. Это несколько осложняет переговорную процедуру, но зато предоставляет более широкие возможности в дальнейшем.

Еще более учтивым и дружественным будет отношение японцев к своему ближнему кругу — «учи». Разница эта настолько большая и четкая, что даже лексика при обращении к своим и чужим будет использоваться разная. Например, для обозначения своей жены и чужой жены будут использованы различные слова, то есть для японцев это принципиально различные понятия. Свой круг для японцев — это особый мир, это нечто уникальное, особо важное и ценное, причем настолько, что для этого употребляются даже свои особые выражения. В нашей действительности это градация выглядит гораздо более сглаженной и менее строгой, не такой формализованной. Особое внимание следует обратить на то, что у японцев фирма входит в ближайший,

первый круг наравне с семьей. Это подчеркивает роль, которую играет компания, коллеги в жизни каждого японца и, несомненно, оказывает позитивное влияние на результаты работы фирмы и эффективность предпринимательской деятельности в стране. Разумеется, этому способствует и система пожизненного найма, при которой японец буквально не представляет свою жизнь без людей, с которыми знаком по работе многие и многие десятилетия. Здесь мы наблюдаем явное отличие от того, что имеется у нас. Коллеги по работе, фирма вряд ли попадут ближайший круг наравне с семьей у подавляющей части тех россиян, которые меняют работу по различным, часто независящим от них, причинам несколько раз за свою жизнь. Скорее, они у нас войдут во внешний круг наравне со знакомыми или соседями.

Если попытаться использовать позитивную часть японского опыта в нашей действительности в рамках отдельно взятой компании, то следует подумать о том, многие ли сотрудники относят своих коллег и свою работу в целом к первому, главному для них кругу или все это является для них чем-то чуждым, второстепенным? Следующий вопрос, который следовало бы поставить перед менеджерами по персоналу и руководителями отделов кадров, заключается в анализе того, почему это происходит и как это можно изменить? Само осознание этих проблем, формулировка такого типа вопросов будут означать проявление нового подхода к персоналу, его интересам и жизненным ценностям. Уже сама по себе попытка разобраться в психологии своих сотрудников, взглянуть на них как на личности со своими внутренними проблемами, интересами и целями в жизни может помочь преодолеть зачастую существующие взаимное отчуждение, пренебрежительно-безразличное отношение. Стоит ли говорить, какое это будет иметь влияние на атмосферу в коллективе и, как следствие, на производительность труда, эффективность предпринимательства и устойчивость экономической системы страны в целом. Ведь очень часто в качестве основной причины неудовлетво-

Предп ринимательство

ренности на работе, аргумента для смены места деятельности выступает как раз элементарное невнимание со стороны руководства к интересам своего сотрудника, демонстративное дистанцирование от его проблем и нужд. Такое отношение руководства неизбежно влечёт за собой ответную реакцию и негативно сказывается на атмосфере в коллективе и результатах его деятельности.

То, что в Японии фирма относится к ближайшему кругу окружения индивида наравне с семьей, является не просто данью уважения сотрудника своей компании. Это вполне объективная оценка той роли, которую играет фирма в жизни человека, отражение уровня заботы, которую испытывает по отношению к себе ее сотрудник. Причем надо понимать, что это далеко не только финансовые вопросы, но и просто человеческие отношения, при которых, например, руководитель подразделения фирмы может потратить значительную часть своего личного времени и использовать свои возможности для того, чтобы помочь в какой-то частной, непроизводственной проблеме своему подчиненному. Для сотрудника такого рода поддержка может представляться гораздо более ценной, нежели денежная выплата. При этом между ним и его руководителем уже возникнут несколько иные отношения, основанные на том, что подчиненный будет чувствовать необходимость в обязательном порядке оплатить своему руководителю аналогичным образом, сделать для него также что-то неформальное, не входящее в круг его должностных обязанностей. В Японии такие отношения, основанные на взаимных обязательствах именуются «гири».

Как уже отмечалось, китайская модель догоняющего развития, достигшая сегодня особой мощи и привлекательности, во многом продолжает тот путь, который продемонстрировала в послевоенные годы Япония. Тем не менее, различие между китайской и японской системами остается значительным. Присущее социалистической идеологии отрицание предпринимательства как основы экономического поведения не

Innovative development

прошло бесследно для китайского общества. И поэтому главное достоинство и отличие японской системы заключается в том, что она была и остается несравненно более инновационной, чем китайская и российская. Это не означает, что в Китае или России не было выдающихся открытий или не развита инновационная деятельность. Однако речь идет о том, что Япония стала во второй половине ХХ века источником такого множества внедрений самых передовых технологий, что в результате этого процесса уже многие десятилетия практически в каждом доме в любой стране мира мы можем обнаружить те или иные высокотехнологичные товары с надписью «Сделано в Японии». Сейчас эта надпись все чаще заменяется текстом «Сделано в Китае», но это далеко не всегда результат инновационного прорыва китайцев, а является зачастую лишь следствием переноса, перевода большей части производства японских, корейских, американских и европейских производителей в Китай. Япония же, хотя и активно импортировала западные технологии в период 1950-60-х годов, развивала свое производство все же на собственной технологической базе, случаев масштабного переноса западного производства на японскую землю практически не было. Более того, Япония даже избегала создания совместных предприятий, стремясь в обязательном порядке оставлять за собой полный контроль над производственными мощностями.

В произведенном товаре, как в капле воды, находят свое отражение как сильные, так и слабые свойства общества, как его достоинства, так и недостатки. В японских товарах ощущается уважение к покупателю, без труда прослеживаются аккуратность и внимание даже к мельчайшим деталям, просматривается интерес к его малейшим потребностям, присутствует учет долгосрочных целей, которые удовлетворяют высокая надежность товаров и хороший послепродажный сервис. В производимом в Японии продукте находят свое отражение ключевые характеристики отношений между японцами в группе. Если производи-

тели знают, что такое лояльность, проникнуты уважением друг к другу, аккуратны, точны и пунктуальны в работе, то и продукт их труда неизбежно будет впитывать все это в себя, оказываясь на выходе соответствующего качества.

Как же подтолкнуть наших предпринимателей, топ-менеджеров и рядовых сотрудников к такой перестройке своих межличностных отношений в профессиональной деятельности? Хорошо известная в теории игр дилемма заключенного наглядно демонстрирует, что наибольший эффект взаимодействия партнеров достигается при обоюдной работе на общий успех, который оказывается возможным лишь при отказе от, казалось бы, наиболее естественной — эгоистической линии поведения. Взаимная забота об интересах своего партнера в итоге оказывается наиболее выигрышной стратегией, максимизирующей полезность обоих партнеров, хотя они для себя лично ничего и не делали. По сути, японская система в упрощенной форме использует этот парадокс.

Применительно к российской действительности одним из факторов, способных подвигнуть партнеров к обоюдной работе на общий успех, является внедрение на предприятиях системы мотивации, при которой часть заработной платы всех сотрудников (возможно в несколько разных пропорциях в зависимости от выполняемых должностных обязанностей) ставится в зависимость от тех или иных финансовых результатов хозяйственной деятельности компании и, в частности, в зависимость от выручки. Такой подход, с одной стороны, способствует стимулированию формирования в компании единой команды сотрудников, нацеленных на достижение конечного результата, а с другой стороны, в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры способствует повышению показателей финансовой безопасности компании, уменьшению скорости снижения прибыли при падении выручки и снижению структурного риска и риска потери финансовой устойчивости. Более детально отмеченные процессы рассмо-

трены в работе [10]. Применение такого подхода способствует повышению социальной ответственности бизнеса, позволяя в кризисные периоды сохранить рабочие места и удержать компанию от «скатывания» в зону убытков.

Возникает вопрос, можно ли достичь высоких темпов экономического роста, успешного развития предпринимательства, внедрения инновационных технологий и производства высококачественной продукции в условиях созидания и творчества, если атмосфера внутри самого предприятия не располагает к открытой, деловой, позитивной работе, отношения с партнерами не базируются на взаимном уважении и доверии, а связи с клиентами не наполнены подлинной заботой о них. Разумеется нет, хотя у нас создание такой атмосферы наталкивается на сложные институциональные препятствия, в результате которых внутрифирменные проблемы и конфликты с партнерами стараются не замечать, скрывать, «не выносить сор из избы», а ведь именно эти внутренние конфликты поглощают энергию развития и тормозят реаль-

Предп ринимательство

ные инновации и модернизацию, сдерживая развитие компании.

Вывод

Где же все-таки выход? В том, чтобы внимательно, осторожно и подозрительно относиться друг другу, или в том, чтобы выжить этот вирус и вылечиться от этой болезни общества, как это удалось сделать в экономически развитых странах мира, и в частности в Японии. Решение этого вопроса важно, поскольку оно создает возможность быть открытыми, доброжелательными, не подозрительными, доверяющими друг другу партнерами. Именно с этого вопроса было бы полезно начать попытку повторения японского опыта организации бизнеса для покорения мировых рынков своей высококачественной продукцией. Это только первый шаг Множество последующих шагов должны подвести общество к формированию новой институциональной среды, благоприятной для развития и поддержания такого созидательно-альтруистического типа взаимоотношений в сфере экономического поведения.

Список литературы

1. Электронный журнал по энергосбережению. http://energosovet.ru/news. php?zag=1350406582.

2. Дружинин Н.Л. Институциональный подход к исследованию российского и китайского путей рыночного реформирования экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 42 (393), ноябрь. С. 53-61.

3. Официальный сайт ООН. ^1р://ип81а18. un.org/unsd/snaama/selbasicFast.asp.

4. Официальный сайт МВФ, раздел «Данные». http://www.imf.org/external/pubs/ ft/weo/2017/01/weodata/weorept.aspx?sy=201 6&ey=2016&scsm=1&ssd=1&sort=country&d s=.&br=1&c.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России.

http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet. cgi?pl=2340003.

6. Официальный сайт ЦРУ https://www. cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2172rank.html.

7. Коэффициент Джини в Японии. http:// gfrt.ru/news/economy/the_gini_coefflcient_in_ japan.

8. http://ruxpert.ru/Социальное_ неравенство_в_России.

9. Официальный сайт Би-би-си (BBC). http:// www.bbc.com/russian/business/2015/05/150521_ oecd_rich_poor_gap.

10. Кунин В.А. Управление показателями финансовой безопасности и рентабельности предприятий в условиях экономической нестабильности // Учёные записки Международного банковского института. 2014. Вып. 7. С. 192203.

Innovative development

References

1. Electronic Magazine on Energy Saving. http://energosovet.ru/news.php?zag=1350406582.

2. Druzhinin N.L. Institutional Approach to the Study of the Russian and Chinese Ways of Market Reform of the Economy // Economic Analysis: Theory and Practice. 2014. No. 42 (393), November. P. 53-61.

3. Official Website of the United Nations. http://unstats.un.org/unsd/snaama/selbasicFast. asp.

4. Official Website of the IMF, Section «Data». http://www. imf. org/external/pubs/ft/ weo/2017/01/weodata/weorept.aspx?sy=2016& ey=2016&scsm=1&ssd=1&sort = Country & ds =. & Br = 1 & c.

5. Official Site of the Federal State Statistics Service of Russia, http://www.gks.ru/dbscripts/ cbsd/dbinet.cgi?pl=2340003.

6. Official Website of the CIA. https://www. cia.gov/library/publications/theworldfactbook/ rankorder/2172rank.html.

7. Gini Coefficient in Japan. http://gfrt.ru/ news/economy/the_gini_coefficient_in_japan.

8. http://ruxpert.ru/Social_unavity_in_ Russia

9. Official Website of the BBC (BBC). http:// www.bbc.com/russian/business/2015/05/150521_ oecd_rich_poor_gap.

10. Kunin V.A. Management of Indicators of Financial Security and Profitability of Enterprises in Conditions of Economic Instability // Scientific Notes of International Bank Institute. 2014. Issue 7. P. 192-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.