Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3953
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / ГРУППЫ САМОПОМОЩИ И ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / ИНВАЛИДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Урбанаева Евгения Геннадьевна

В данной работе раскрываются общее и особенное в российском и зарубежном опыте социальной работы в понимании концептуальных основ, структуры социальной работы и организации обучения. Сравнительный анализ затрагивает различия в области традиционных и инновационных направлений социальной помощи и обслуживания населения в нашей стране и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

-т

SCIENCE TIME

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Урбанаева Евгения Геннадьевна, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

E-mail: urbanaeva@mail.ru

Аннотация. В данной лекции раскрываются общее и особенное в российском и зарубежном опыте социальной работы в понимании концептуальных основ, структуры социальной работы и организации обучения. Сравнительный анализ затрагивает различия в области традиционных и инновационных направлений социальной помощи и обслуживания населения в нашей стране и за рубежом.

Ключевые слова: социальная работа, социальная проблема, группы самопомощи и группы поддержки, неблагополучные семьи, инвалиды.

Социальная работа как профессиональная деятельность в России и за рубежом имеет следующие основные сходства.

1. В концептуальном плане - понятие социальной проблемы в зарубежной и отечественной социальной работе имеет аналогичные трактовки. Например, немецкий социальный работник Х. Могге-Гротьян пишет, что «социальными проблемами считаются оцениваемые негативно общественное состояние и/или поведение групп людей». Среди социальных проблем им выделяются три группы «значимых» для социальной работы социальных проблем, связанных с классическими для социальной работы группами населения: социально ущемленными, девиантами и маргиналами. Об этом нам пишет исследователь Т.М. Симонова в своей работе [11], посвященной изучению понятия социальной проблемы, заимствованное из социологии и адаптированное к целям и задачам социальной работы.

2. Единая структура социальной работы как профессиональной деятельности в России и за рубежом: объект, субъект, принципы, модели, методы и технологии социальной работы. В каждой стране применяются те или иные методы и технологии социальной работы, которые варьируются в зависимости от целей, объекта, содержания деятельности специалистов по

SCIENCE TIME

социальной работе.

3. Обучение социальной работе в каждой стране осуществляется в профильных учреждениях образования. «Своеобразие социальной работы заключается в практико-ориентированной направленности на отдельных индивидов, группы лиц, на различные категории населения, а также в том, что профессия «Социальная работа» предназначена для организации услуг с целью обеспечения социальной гармонии существования человека. Данные услуги оказываются профессионально подготовленными людьми - социальными работниками, которые одновременно выступают посредниками между потребителями услуг и государством» [8]. Исключением является государство Люксембург, где обучение социальной работе осуществляется только в других странах.

В практике социальной работы между нашей страной и зарубежными странами можно выделить следующие основные отличия.

1. По времени возникновения - современная социальная работа возникла до первой мировой войны в Австрии, Германии, Нидерландах, Люксембурге, Швейцарии), после второй мировой войны - в Великобритании, Северной Ирландии, Бельгии, Франции, Греции, Италии, Испании, Дании, Норвегии, Швеции. Значительную роль в становлении и развитии европейской социальной работы сыграли женские движения, рабочее движение и церкви, как римско-католические, так и протестантские организации.

В нашей стране многие исследователи отмечают, что социальная работа начала свое формирование еще в период княжеской и церковно-монастырской благотворительности, тем не менее социальная работа как вид профессиональной деятельности связана с внесением в перечень профессий Государственным комитетом по труду и социальным вопросам такие профессии, как социальный работник, специалист по социальной работе, социальный педагог. Таким образом, можно отметить некую отсталость в нашей стране по разработке и внедрению новых технологий, методов, форм социальной работы по сравнению передового опыта социальной работы зарубежных стран.

2. Важнейшим субъектом социальной работы за рубежом является некоммерческие и общественные организации. Например, одной из особенности социальной работы в США является ее децентрализация, что означает создание и реализацию различных социальных программ как на уровне государства, на уровне штата, так и на уровне отдельно взятого города.

3. Основным принципом социальной работы за рубежом является активизация собственных усилий, профилактика иждивенчества со стороны клиентов социальной работы. По принципу «спасения утопающего - дело рук самих утопающих» выстроена система социального страхования во многих зарубежных странах [9]. Например, в США около 80 % населения медицинские услуги получают на основе добровольного медицинского страхования,

источниками которого являются страховые взносы самого населения. Также договорно-страховые принципы медицинского страхования действуют в таких странах, как Германии, Франции, Бельгии и Люксембурге.

В нашей стране среди принципов социальной работы также имеется активизация потенциала клиента социальной работы, но в большинстве случаев это лишь декларируемый принцип, поскольку лишь реформирование системы социальной защиты позволит реализоваться данному принципу в полной мере.

4. Основным методом оказания социальной помощи за рубежом является группы самопомощи и взаимопомощи. Такие группы являются инициативными и создаются теми, кто пережил или переживает ту или иную трудную жизненную ситуацию. В них члены группы поддерживают друг друга, делятся между собой опытом, необходимой информацией о способах преодоления трудностей. Важнейшей особенностью таких групп является то, что они создаются самими участниками группы и управляются ими. «Групповая работа может инициироваться с целью психологической и педагогической реабилитации или коррекции участников группы, их обучения или социализации и тем ограничиваться рамками внутригрупповой деятельности» [7].

Примером групп взаимопомощи и самопомощи являются система «Добрососедство» (Великобритания), «Родители без партнера» (США), в период социальных катастроф помощь пострадавшего пострадавшему, от жертвы к жертве, своеобразным примером группы взаимопомощи является создание общественных организаций этнических групп в США, поскольку их инициаторами и учредителями выступают сами представители соответствующего этноса.

5. Несмотря на то, что самыми распространенными клиентами социальной работы являются семья, пожилые люди, инвалиды, дети, женщины, беженцы, подростки, заключенные и др., каждая страна сама для себя определяет приоритетные направления социальной работы, например, в США эт о социальная работа с расовыми и этническими меньшинствами [10].

В рамках данного направления в США социальная работа опирается в основном на услуги волонтеров, ориентирована на преодоление расовых стереотипов, профилактику химических зависимостей, пропаганду здорового образа жизни, снижение агрессивности, реабилитацию жертв молодежной преступности, также «важной опорой деятельности общественных организаций этнических групп являются университеты» [3].

6. Отсутствие и (или) неразвитость важнейших направлений социальной работы в нашей стране, например, социальная работа с представителями этнических групп или неформальных молодежных организаций. Как справедливо отмечает исследователь Е.А. Глебова, на примере альтернативного обучения одной из школ Монреаля: «в школе делается акцент на «точечной» работе с членами молодежных субкультур, что, к сожалению, в нашей

SCIENCE TIME

отечественной практике в большинстве случаев отсутствует. Реабилитационные центры нашей страны, как правило, проводят общую коррекционную работу с проблемными подростками, не разделяя методы работы с членами субкультур и, допустим, детьми с психическими отклонениями. Безусловно, оба случая - это примеры девиации, но отсутствие работы с разными в корне истоками ее порождения делает реабилитацию неэффективной» [4].

7. Подготовка кадров по социальной работе имеет не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер, однако в значительно меньше степени, чем в зарубежных странах. Как верно отмечает исследователь Е.Н. Львова «будущие специалисты по социальной работе в Бельгии, Англии, США, Франции проводят на практике от 1/3 до 65 % всего учебного времени. Это позволяет обучить будущих специалистов конкретным приемам и методикам работы с различными категориями населения, приблизить их непосредственно к будущему месту работы. В России процент практического обучения социальной работе - один низ самых низких (20 %)» [8].

Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта социальной работы в области традиционных направлений социальной помощи и обслуживания населения позволяет нам выделить важнейшие особенности социальной работы за рубежом.

8. Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами за рубежом в большей степени ориентирована на оказание социальной помощи специалистами по социальной работе именно в домашних условиях. Изучая особенности деятельности государственных и общественных учреждений в Великобритании, Франции, Германии, Финляндии, США, исследователь О.В. Давыдова отмечает недостаточное развитие геронтологических центров и других учреждений, социальные и медицинские услуги предоставляются престарелым и инвалидам на дому, конкретный выбор которых определяется сугубо самими пожилыми гражданами.

Исследователем отмечается, что социальное обслуживание на дому реализуется небольшим числом штатных служащих и многочисленными добровольцами из различных религиозных, общественных, благотворительных, молодежных и других организаций. Вся эта система координируется в Великобритании - Государственным комитетом социального обслуживания пожилых людей Великобритании, во Франции - Комиссией национального комитета пенсионеров и лиц преклонного возраста, в Германии - церковными благотворительными союзами, Немецким Красным Крестом, Союзом государственного и частного попечительства над пожилыми людьми.

Помимо социального обслуживания на дому основными формами оказания социальной помощи за рубежом являются специализированные дома престарелых, гериатрические госпитали, социальные клубы по интересам, специальные поселения для престарелых, способных вести активный образ

SCIENCE TIME

жизни. Ярким примером самопомощи и взаимопомощи в Великобритании является система «Добрососедство», где многие из добровольцев сами относятся к людям пенсионного возраста. Во Франции наибольшее распространение получили такие виды социальной помощи на дому, как «Домашний помощник», «Сестринский уход», «Госпиталь на дому», осуществляющие социально-бытовое обслуживание и доврачебную медицинскую помощь престарелым людям и инвалидам. В Финляндии значительная часть пожилых людей получает уход от родственников или частных лиц, получающих специальное пособие. Оказание социально-бытовых услуг в Финляндии возложено на муниципалитеты, получающих дотации от центральных государственных органов, и направлено не только на самих престарелых людей, но и на семьи, требующих социальной поддержки пожилым людям. В случае одиночества получает все большее распространение обустройство жилья для лиц преклонного возраста, которое включает оснащение системой круглосуточной связи с социальными работниками. В Германии популярными учреждениями являются центры дневного пребывания, социальные отделения для оказания лицам преклонного возраста социальной, медицинской, бытовой помощи, различные клубы для пожилых людей. В США условия для проживания престарелых людей дома создаются через систему нестационарных видов социальной помощи. Финансирование для оплаты социальных услуг осуществляется государственными и частными организациями, различными фондами, которые помимо покупки продуктов питания, оплачивают недорогое жилье, транспортные услуги т.д. Также широкое распространение в США получает система выплат родственникам за уход за пожилыми людьми в домашних условиях.

Важнейшая особенность организации социальной работы с престарелыми и инвалидами за рубежом, по мнению О.В. Давыдовой, заключается в том, что «единой программы организации жизнедеятельности людей преклонного возраста нет, так как обеспечением пожилого человека занимается не только государство, но и общественные организации, и представители бизнеса, которые предоставляют дополнительные медицинские, психологические, юридические консультации» [5].

9. Социальная работа с детьми из неблагополучных семей в разных странах сложилась разной. В своей работе Н.И. Авдонина [1] раскрывает отечественный и зарубежный опыт (на примере Великобритании и США) социально-педагогической и социально-психологической работы с детьми из неблагополучных семей и подчеркивает, что сфера социальной работы с данной категорией населения в России и за рубежом от года к году постоянно расширяется, служба социального педагога, социального работника охватывает разнообразные места, учреждения и организации - правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраны здоровья, агентства

SCIENCE TIME

по охране семьи и ребенка, центры социально-педагогического и социально-психологического здоровья, центры коррекции и частную практику.

В Великобритании внимание детям из неблагополучных семей стало уделяться в конце XIX века, и связано прежде всего с принятием соответствующего законодательства, такие нормативно-правовые акты, как «Акт о детях» (1908), «Акт о детях и молодежи» (1933), отражали закон о бедных как опасного и деградирующего класса [4] и заложили основы викторианской политики, согласно которой необходимо было удалять детей из неблагополучного окружения, вместо того чтобы улучшать само окружение. Реальные усилия стали осуществляться с 1948 года и сосредоточены на превентивной социальной работе с семьей как единым целым.

В США базовыми социальными программами работы с подростками «группы риска» являются:

а) программы полиции, в которых предусматривается создание полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних;

б) программы судов по делам несовершеннолетних с целью их реабилитация;

в) школьные программы.

Большую роль в оказании помощи семьям и детям играет организация «Родители без партнера», куда входят группы самопомощи и группы поддержки, которые обмениваются социально-педагогическим и социально-психологическим опытом по воспитанию и обучению детей, подростков и юношей, занимаются организацией юридической помощи в решении различных жизненных проблем.

10. Социальная работа с лицами без определенного места жительства за рубежом является по мнению исследователя А.М. Бадонова [2] наиболее актуальной, особенно в США. Четвертая часть бездомных, по данным Министерства обеспечения жильем и городского развития США, которых на сегодняшний день насчитывается 700 тыс. человек, это дети, почти половину бездомных составляют выходцы из стран Африки. Более того, каждый сотый житель Америки имел опыт жизни на улице в течение длительного периода времени.

Основными факторами увеличения численности бомжей в США это недостаток дешевого жилья, нехватка программ жилищной помощи малоимущим, а также бытовое насилие. Приюты и ночлежки для бездомных это лишь городское явление, за пределами крупных городов таковых не имеется. По данным исследования Института урбанистики, бездомными чаще становятся одинокие мужчины (40% от общего числа), чем женщины, в возрасте от 31 до 50 лет (51 % от общего числа). Бездомные семьи составляют 38% всей численности бездомных Америки. Значительная часть бездомных американцев -приблизительно 22% - люди, страдающие тяжелыми формами психического

расстройства, различными форм зависимости - наркоманией, алкоголизмом.

Наиболее известными программами являются Бостонская программа «HAPPENS», осуществляющая комплексную поддержку бездомных и Нью-Йоркская программа «Housing Works», специализирующаяся на социальной поддержке ВИЧ-положительных бездомных. Главной особенностью социальной работы с бездомными в США является отсутствие государственной поддержки, вокруг решения проблемы бездомности и повседневной помощи бездомным объединяются в большей степени различные государственные и неправительственные организации.

На сегодняшний день крупные организации, отстаивающие интересы бездомных, активно действуют во Франции, Италии, Великобритании, Венгрии, США. В 1989 г. была создана FEANTSA - Европейская федерация национальных организаций, борющихся с проблемами бездомности. В нее вошли 55 организаций из разных стран Европейского союза, Центральной и Восточной Европы, а также США. Ее долгосрочной задачей является сокращение бездомности в Европе и США.

11. Социальная работа с наркозависимой молодежью за рубежом. Большую роль в социальной работе за рубежом играет именно профилактика наркозависимости в моложеной среде. Исследователем Е.В. Хохлевой [13] выделены три основные группы стран, отличающихся между собой моделями борьбы с распространением и потреблением наркотиков:

- «группа жесткой политики», в которой борьба ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, а законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено (Малайзия, Иран, Пакистан);

- «группа жесткого контроля», в которой государством осуществляется жесткий контроль всех видов наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются (США, Великобритания, Франция).

В США в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но даже за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. В этих странах борьба с наркотиками сочетается с мощнейшей антинаркотической пропагандой, направленной, прежде всего, на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов.

- «либеральная группа», где частично разрешены некоторые виды «легких» наркотиков (Голландия, Швейцария).

В области инновационных направлений социальной помощи и обслуживания населения можно выделить такие важнейшие особенности социальной работы за рубежом, как

12. Социальная работа с жертвами катастроф за рубежом в большей

степени направлена на подготовку к работе в условиях катастроф. Как справедливо пишет исследователь, анализировавший российский и зарубежный опыт социальной работы с клиентами в экстремальных условиях, И.В. Фокин, «социальная работа с жертвами катастроф требует наличие организаторских умений и способность направить силы на основные нужды» [12], поэтому основной формой подготовки является имитация происшествий (в жилом квартале, на обочине дороги, в полосах, где жертвы ждут пищи), в ходе которой специалистами оценивается кризисная ситуация, проигрываются различные типы поведения, осваивается технология оказания реабилитационной помощи.

Чаще всего жертвами катастроф становятся дети, пожилые люди, инвалиды, бездомные и население с низким доходом. Помимо выплаты социальной страховки, психологической помощи, помощи в транспортировки, обеспечения всего комплекса необходимых ресурсов, большую роль в ликвидации последствий катастроф играет активизация собственных усилий самих пострадавших, которые они стараются сами преодолеть трудности сложившейся ситуации и помогают остальным, такая помощь от пострадавшего пострадавшему, от жертвы жертве является очень эффективной.

13. Социальная работа с представителями неформальных молодежных объединений за рубежом. В своем исследовании Е.А. Глебова [4] пишет о том, что в зарубежной практике социально-педагогическая работа с представителями молодежных субкультур носит специализированный характер, направленный на предупреждение асоциального поведения и стимулирование положительного творчества. Основными формами социальной работы являются реализация альтернативных образовательных программ, создание специализированных психолого-педагогических служб для подростков, образовательных центров, институционализация «уличных» социальных педагогов.

Мы согласны с Е.А. Глебовой в том, что зарубежный опыт социально-педагогической работы с представителями молодежных субкультур является востребованным для отечественной науки. Большую ценность представляют для нас опыт альтернативного обучения в Канаде (на примере одной из школ Монреаля), опыт американской психолого-педагогической службы «Гайденс», введение ею в каждой школе должности каунслеров (1 каунслер на 250-300 человек), имеющих педагогическое образование, цель деятельности которых заключается в том, чтобы изменить неадекватное поведение, обучить принятию решений, предупредить проблемы.

Одним из современных образовательных центров в США, активно занимающимся проблемами молодежи, в том числе, молодежными субкультурами, является Центр умственного здоровья в школах, созданный в 1995 году на базе кафедры психологии Калифорнийского Университета Лос-Анджелеса (UCLA).

Для Германии серьезную проблему представляют неформальные

SCIENCE TIME

молодежные объединения экстремистской направленности, возникшие в результате объединения страны, в особенности «бритоголовые». В Берлине в мае 1990 года была принята программа «разведывательной уличной» социально-педагогической работы, включающей мероприятия, связанные с организацией свободного времени, разрешением повседневных конфликтов и проблем отсутствия мест для встреч молодежных объединений, нацеленные на улучшение ситуации молодежи в конкретном районе.

Применяется опыт «уличных педагогов» и в Нидерландах в отношении молодежи в группе риска, начиная с ноября 2006 года в окрестностях Амстердама. «Уличные педагоги» сочетают применение как профилактических мер непосредственно на улицах, так и с работой в семьях, для того чтобы побудить родителей к усилению контроля над своими детьми, учиняющими беспорядки в общественных местах.

14. Социальная работа с представителями этнических групп за рубежом реализуется как самими социальными работниками, которые требует от специалиста знаний особенностей культуры, традиций, выдержки, нетерпимости к проявлениям расизма и шовинизма, так и самими представителями этносов. Увеличение количества создания новых общественных объединений этнокультурного или этноконфессионального плана, которые сейчас имеются практически во всех странах мира, вызвано многочисленными этническими передвижениями, этнической напряженностью в ряде регионов, влекущих за собой формирование национальных, националистических, религиозных, культурных движений и объединений.

Исследователь Т.Г. Бортникова [3] выделяет три основные направления деятельности общественных объединений этнических групп Европы и США: 1) оказание всех видов социально-психологической помощи и экономической поддержки новоприбывшим иммигрантам, 2) предоставление широкого спектра образовательных услуг, поддержание этнокультурной традиции, 3) оказание социально-психологической помощи для преодоления пережитков времен расовой дискриминации в среде этнических меньшинств.

Социальная работа с представителями этнических групп способствует преодолению культурных различий, отчужденности людей, представляющих разные этносы, помогает в сложных ситуациях психологического и коммуникационного дискомфорта.

SCIENCE TIME

Литература:

1. Авдонина Н.И. Отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической и социально-психологической работы с детьми из неблагополучных семей // Вестник Мордовского университета. - 2009. - № 2. - С. 178-182.

2. Бадонов А.М. Зарубежный опыт работы с лицами без определенного места жительства // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 5. - С. 229-232.

3. Бортникова Т.Г. Социальная работа и волонтерство в общественных объединениях этнических групп за рубежом // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 12 (046). - С. 440-442.

4. Глебова Е.А. Зарубежный опыт социально-педагогической работы с молодежными субкультурами // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 15. - С. 33-39.

5. Давыдова О.В. Опыт социальной работы с пожилыми людьми за рубежом // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - Т.1 № 4. - С. 29-33.

6. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 108 с.

7. Лифинцев Д.В. Современные модели групповой социальной работы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2007. - № 11. - С. 14-20.

8. Львова Е.Н. Современные концепции и модели профессионально-практического обучения социальной работе в России и за рубежом // Симбирский научный вестник. - 2011. - № 1. - С. 102-107.

9. Пономарев В.П., Лебедкин Н.А. Анализ зарубежного и российского опыта социального обеспечения населения [электр. рес.] http://www.twirpx.com/ file/495596/ (дата пос. сайта - 24.02.2016г.).

10. Семенкова С.Н. Зарубежный опыт организации социальной работы // Актуальные вопросы современной науки. - 2012. - № 21-1. - С. 213-221.

11. Симонова Т.М. Понятие «социальная проблема» в теории социальной работы за рубежом // Социальная политика и социология. - 2008. - № 4. - С. 292-302.

12. Фокин И.В. Особенности социальной работы с жертвами катастроф: передовой отечественный и зарубежный опыт // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. - 2009. - Т. 15. № 5. - С. 183-187.

13. Хохлева Е.В. Зарубежный и отечественный опыт профилактики наркозависимости в молодежной среде // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного университета психологии и социальной работы. - 2009. - Т. 12. № 2. - С. 172-176.

14. Целых М.П. Социальная работа за рубежом: Великобритания. Учебное пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.