Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КРАУДФАДИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КРАУДФАДИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ / КРАУДФАНДИНГ / КРАУДФАНДИНГОВАЯ ПЛАТФОРМА / КРАУД-ТЕХНОЛОГИИ / НАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ALTERNATIVE FINANCE / CROWDFUNDING / CROWDFUNDING PLATFORM / CROWD TECHNOLOGIES / PUBLIC FINANCE / NETWORK COMMUNICATIONS / FINANCIAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамбеева Юлия Николаевна, Медведева Светлана Николаевна, Готовцев Денис Павлович

В статье рассматривается как развитие информационных процессов, совершенствование информационных технологий и информатизация, в целом, становятся источником возникновения новых форм социального взаимодействия. Результатом процесса развития технологий коммуникации является виртуализация общества. Формирование сетевых форм сотрудничества пользователей интернет-пространства видоизменяет финансовые отношения для объединения личных средств и других ресурсов для решения социально-экономических задач. Сбор средств осуществляется на специальных краудфандинговых платформах. Цель исследования - анализ динамики развития краудфандинга в России и за рубежом. Результаты: на основе статистических данных и ежегодных отчетов Кембриджского центра альтернативных финансов рассмотрены финансовые модели и показатели развития рынка краудфандинга в Северной и Южной Америке, в странах Европы, Китая и России. Сделан вывод, что краудфандинг является полноценным инструментом привлечения инвестиций, который активно развивается и с каждым годом становится все более эффективным, несмотря на его относительную новизну и многообразие форм. Практическая значимость : основные результаты и выводы статьи могут быть использованы в научной ческой деятельности при рассмотрении вопросов развития альтернативных источников финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гамбеева Юлия Николаевна, Медведева Светлана Николаевна, Готовцев Денис Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF CROWD FADING IN RUSSIA AND ABROAD

The paper considers the role of development of information processes, the improvement of information technologies and informatization. These processes become the source of the emergence of new forms of social interaction. The result of the development of communication technologies is the virtualization of society. The formation of network forms of cooperation among users of the Internet space modifies financial relations to combine personal funds and other resources for solving socio-economic problems. Fundraising is carried out on special crowdfunding platforms. The purpose of the study is to analyze the dynamics of the development of crowdfunding in Russia and abroad. Results: based on statistics and annual reports of the Cambridge Center for Alternative Finance, financial models and indicators of the development of the crowdfunding market in the Americas, in Europe, China and Russia are considered. It is concluded that crowdfunding is a full-fledged investment attraction tool, which is actively developing and becoming more effective every year, despite its relative novelty and variety of forms. Practical relevance: the main results and conclusions of the article can be used in scientific research when considering the development of alternative sources of financing.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КРАУДФАДИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 334.02

DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0023

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КРАУДФАДИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

© 2020

SPIN: 5742-3148 AuthorID: 683524 ORCID: 0000-0003-1024-1257 ScopusID: 57211905475

Гамбеева Юлия Николаевна, старший преподаватель кафедры управления

SPIN: 6700-3471 AuthorID: 912424 ORCID: 0000-0002-4573-4396

Медведева Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики

SPIN: 1909-5012 AuthorID: 1069062

Готовцев Денис Павлович, студент 4 курса

МГУ имени М.В.Ломоносова, филиал в городе Севастополе (299001, Россия, Севастополь, ул. Героев Севастополя, 7, e-mail: gotovtsew@gmail.com) Аннотация. В статье рассматривается как развитие информационных процессов, совершенствование информационных технологий и информатизация, в целом, становятся источником возникновения новых форм социального взаимодействия. Результатом процесса развития технологий коммуникации является виртуализация общества. Формирование сетевых форм сотрудничества пользователей интернет-пространства видоизменяет финансовые отношения для объединения личных средств и других ресурсов для решения социально-экономических задач. Сбор средств осуществляется на специальных краудфандинговых платформах. Цель исследования - анализ динамики развития краудфандинга в России и за рубежом. Результаты: на основе статистических данных и ежегодных отчетов Кембриджского центра альтернативных финансов рассмотрены финансовые модели и показатели развития рынка краудфандинга в Северной и Южной Америке, в странах Европы, Китая и России. Сделан вывод, что краудфандинг является полноценным инструментом привлечения инвестиций, который активно развивается и с каждым годом становится все более эффективным, несмотря на его относительную новизну и многообразие форм. Практическая значимость: основные результаты и выводы статьи могут быть использованы в научной ческой деятельности при рассмотрении вопросов развития альтернативных источников финансирования.

Ключевые слова: альтернативные финансы, краудфандинг, краудфандинговая платформа, крауд-технологии, народное финансирование, сетевые коммуникации, финансовые технологии

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF CROWD FADING

IN RUSSIA AND ABROAD

© 2020

Gambeeva Yulia Nikolaevna, Senior Lecturer of Department of Management Medvedeva Svetlana Nickolaevna, Candidate of Economical Sciences, associate Professor of Department of Economic Gotovtsev Denis Pavlovich, 4th year student Lomonosov Moscow State University, Branch in Sevastopol (299001, Russian Federation, Sevastopol, Geroev Sevastopolya str,7, e-mail: gotovtsew@gmail.com) Abstract. The paper considers the role of development of information processes, the improvement of information technologies and informatization. These processes become the source of the emergence of new forms of social interaction. The result of the development of communication technologies is the virtualization of society. The formation of network forms of cooperation among users of the Internet space modifies financial relations to combine personal funds and other resources for solving socio-economic problems. Fundraising is carried out on special crowdfunding platforms. The purpose of the study is to analyze the dynamics of the development of crowdfunding in Russia and abroad. Results: based on statistics and annual reports of the Cambridge Center for Alternative Finance, financial models and indicators of the development of the crowdfunding market in the Americas, in Europe, China and Russia are considered. It is concluded that crowdfunding is a full-fledged investment attraction tool, which is actively developing and becoming more effective every year, despite its relative novelty and variety of forms. Practical relevance: the main results and conclusions of the article can be used in scientific research when considering the development of alternative sources of financing.

Keywords: alternative finance, crowdfunding, crowdfunding platform, crowd technologies, public finance, network communications, financial technologies

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. Исходя из статистических данных, на начало 2020 года количество интернет-пользователей в мире составило 4,5 млрд.человек, аудитория социальных сетей - 3,8 млрд.человек. Таким образом, 59 % мирового населения уже онлайн. В России количество интернет-пользователей составляет около 118 млн. человек, т.е. интернетом пользуются 81% населения [1]. Формирование сетевого общества в качестве новой формы социальной реальности связано с использованием для социальных взаимодействий сети Интернет, что позволило взглянуть на индивида и социум с другой стороны. Виртуальное пространство формирует сетевые формы коммуникаций, которые, развиваясь, позволяют все

большему числу людей удовлетворять индивидуальные и общественные потребности с помощью взаимодействия в сети Интернет. Применение и развитие получили крауд-технологии, предполагающие использование личных ресурсов для решения общественно-важных задач, производства инновационного продукта, оказания социальной помощи или услуги. Особый интерес среди крауд-технологий представляет краудфандинг [2].

Анализ последних исследований и публикаций. Как одно из перспективных и активно развивающихся направлений сетевых коммуникаций краудфандинг не смог не стать предметом исследования и публикаций зарубежных [3-8] и отечественных авторов [9-13]. Существуют различные подходы к его определению,

Гамбеева Юлия Николаевна, Медведева Светлана Николаевна, Готовцев Денис Павлович СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КРАУДФАДИНГА ...

так Дж. Хау рассматривает краудфандинг как сбор пожертвований через сеть Интернет [3]. И.А. Калинина и К.С.Бармашов под краудфандингом понимают взаимодействие людей, осуществляющих добровольное финансирование для поддержки реализации проектов [2]. А.А. Крюкова, А.А. Шерстянкина рассматривают кра-удфандинг как взаимодействие доноров, добровольно объединяющих свои средства при помощи Интернет, и реципиентов, представляющих собой людей и организации, нуждающихся в поддержке [15]. Таким образом, единого общепринятого определения не сформировано. В рамках данного исследования под краудфандингом мы будем понимать взаимоотношения экономических субъектов в цифровом пространстве для привлечения денежных средств для реализации проектов различной экономической и социальной направленности.

Актуальность исследования определяется стремительным развитием интернет-технологий, которые способствует появлению инновационных финансовых технологий, среди которых наибольшую популярность получил краудфандинг.

МЕТОДОДОЛОГИЯ

Цель исследования - сравнительный анализ динамики развития мирового рынка краудфандинга. Данная цель предопределила решение следующих задач: выявление тенденций и особенностей развития краудфан-динга в странах Северной и Южной Америки, Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и России; анализ основных применяемых финансовых моделей мирового рынка краудфандинга. Исследование осуществлялось на основе применения общенаучных методов в рамках сравнительного, логического и статистического анализа

РЕЗУЛЬТАТЫ

Технология краудфандинга активно развивается как за рубежом, так и в Российской Федерации. Сопоставление данных на рынке краудфандинга, как правило, ограничено. Кембриджский центр альтернативных финансов, междисциплинарный научно-исследовательский институт, занимающийся изучением альтернативных финансов, публикует ежегодные отчеты по развитию рынка в США, Канаде и Латинской Америке и Карибского бассейна с 2016 года. На основании данных последних отчетов в Северной и Южной Америке общий объем краудфандинга вырос на 26,0% с 35,18 млрд. долларов США в 2016 году до 44 млрд. долларов США на начало 2018 года. Это незначительное увеличение темпов роста по сравнению с 22,5% в 2016 году, но значительно ниже по сравнению с 2015 годом, когда темпы роста составили 145,5% [16]. Развитие краудфандин-га по странам-лидерам в Северной и Южной Америке представлено в таблице 1.

Таблица 1-Развитие рынка краудфандинга в Северной и Южной Америке по странам на начало 2018 года

Страна

США

Канада

Бразилия

Мексика

Чили

Колумбия

Пуэрто-Рико

Аргентина

Перу

Парагвай

Объем, нлндол 42775.2' 867 б 265 6 151,1 150 7 507 32.3 29,9 29.3 10,6

Доля рынка, % 96 5 1,96 0,61 (U4 034 0,11 0,07 0,07 0,07 0.02

661,4 млн. евро или приблизительно 751,5 млн. долларов США, за которой следуют Германия (595,4 млн. евро) и Нидерланды (279.9 млн.евро). В 2018 году объемы краудфандинга Канады выросли на 159,4%, с 334,5 млн долларов до 867,6 млн долларов. Таким образом, доля Канады может показаться незначительной по сравнению с США, но в сравнении с другими странами ее вклад необходимо учитывать.

Поскольку многие страны Латинской Америки и Карибского бассейна осуществляют финансирование на очень низком уровне, логично сгруппировать краудфан-динг в Северной и Южной Америке по трем основным регионам: Соединенные Штаты, Канада и Латинская Америка вместе со странами Карибского бассейна. Обзор развития за 2013-2018 представлен в таблице 2.

Таблица 2-Динамика развития рынка краудфандинга в Северной и Южной Америке по регионам, с 2013 по 2018 гг

Объем, Доля Объе Доля Объем Доля

млн.дол рынка,% м, млн.дол рынка,% ,млн.дол рынка,%

4400,0 98,6 28400, 0 98,9 42773, 2 96,5

44,3 1,0 207,0 0,7 867,6 2

20,0 0,4 110,6 0,4 663,1 1,5

Канада.

Латинская Америка и Карибский бассейн

Источник: составлено автором по [16] Краудфандинг в Латинской Америке и Карибском бассейне демонстрирует высокие темпы роста, что позволяет региону ежегодно увеличивать долю на рынке с 2013 года. В 2016 году в регионе наблюдался удивительно быстрый рост - 209,3%. В указанном регионе лидируют Бразилия, Мексика и Чили, на их долю приходится около 86,2% общего объема финансирования. В Северной и Южной Америке общий рынок краудфан-динга вырос на 26,0% с 35,18 млрд. долларов в 2016 году до более 44 млрд. долларов в 2018 году.

Рассматривая регион Северной и Южной Америки, можно выделить 12 различных моделей альтернативного финансирования. Из них потребительское кредитование было крупнейшей краудфандинговой моделью в регионе в 2017 году, на которую пришлось 34,6% объема краудфандинга. Данные по основным финансовым моделям краудфандинга представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Финансовые модели краудфандинга в Северной и Южной Америке

Источник: составлено автором по [16] США являются одним из самых передовых рынков в мире, когда речь идет о краудфандинге и альтернативном финансировании. В 2017 году на долю США пришлось 96,5% от общего объема финансирования в Северной и Южной Америке. На втором месте в списке после Соединенных Штатов - Канада с долей рынка почти 2% , больше, чем вся Латинская Америка и Карибский бассейн вместе взятые. Объем рынка краудфандинга Канады в размере 867,6 млн. долларов США был выше, чем объем краудфандинга в любой стране материковой Европы, где Франция заняла первое место с объемом

Источник: составлено автором по [16] Краудфандинг в Европе состоит из различных видов альтернативного финансирования, из которых потребительское кредитование Р2Р с рыночной капитализацией 42% является крупнейшим. Европейский сектор крауд-фандинга испытал впечатляющие темпы роста и продолжает развиваться, но такие факторы как особенности нормативного регулирования и последствия экономического спада, все еще сказываются [17]. Великобритания - крупнейший вкладчик в общий объем финансирования, за ней следуют Франция (9% рынка) и Германия (6% рынка), что интересно, доля Великобритании по отношению к остальной Европе сокращается. Так, в 2015 году доля рынка Великобритании составила 81%, в 2016

году она снизилась до 73%, а в 2017 году - 68%. За исключением Великобритании, в первую шестерку стран по объему финансирования входят Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия и Швеция с долей рынка 19,6%, 17,7%, 8,3%, 7,1%, 5,8% и 5,8% соответственно (табл.4). Однако, если мы скорректируем размер страны и посмотрим на объемы финансирования, приходящиеся на душу населения, можно заметить иную картину. Великобритания, по прежнему, лидирует с объемом краудфандинга 107,04 евро на душу населения, на втором месте Эстония - 61, 76 евро на душу населения, на третьем месте Латвия - 47,51 евро на душу населения. Франция по этому показателю занимает девятое место, а Германия - тринадцатое [18].

Таблица 4 - Динамика развития краудфандинга в странах Европы (без Великобритании), 2016-1017 гг.

Страна 2017 2016

Место Объем привлеченных средств (евро) Доля рынка, % роста,% Место Объем Привлеченных средств евро) Доля рынка, %

Франция 1 661,370,000 19,8 49,0 1 443,980,000 21,6

Германия 2 595,410,000 17,7 85,0 2 321,840,000 15,7

Нидерланды 3 279,930,000 8,3 44,2 3 194,190,000 9,4

Италия 4 240,660,000 7,1 89,4 6 127,060,000 6,2

Финляндия 5 196,760,000 5,8 38,3 4 142,230,000 6,9

Швеция 6 196,380,000 5,8 127,1 9 86,480,000 4,2

Испания 1 160,430,000 4,8 22,6 5 130,900,000 6,4

Польша 8 142,460,000 4,2 273,5 13 38,140,000 1,9

Ирландия 9 106,790,000 3,2 39,1 11 76,790,000 3,7

Латвия 10 92,200,000 2,7 239,5 16 27,160,000 U

Источник: составлено автором по [18] В 2017 году объемы альтернативного финансирования по всей Европе выросли на 36%, увеличившись с 7,67 млрд. евро до 10,44 млрд. евро. В эту сумму входят и альтернативные объемы финансирования из Великобритании, на которую приходилось 68% (7,06 млрд. евро) от всего европейского краудфандинга. (рис. 1).

га в 2017 году. Весь Азиатско-Тихоокеанский регион привлек посредством краудфандинга 361,9 млрд. долл. США, и из них на долю Китая пришлось 358,3 млрд. долл. США.

В 2017 году активность была зарегистрирована только из девяти отдельных типов моделей краудфан-динга. Это контрастирует как с европейским и американски рынком, так и с остальной частью Азиатско-Тихоокеанского региона, где были представлены 12 моделей. Наиболее популярные финансовые модели кра-удфандинга в Китае: P2P потребительское кредитование (62,8% рынка), P2P бизнес-кредитование (27,3% рынка), балансовое потребительское кредитование (4,4% рынка) [19].

Анализируя данные за 2017 год, можно сделать вывод, что общий объем рынка увеличился на 46,9% по сравнению с 2016 годом. Это замедление темпов роста по сравнению с необычайно высокими темпами предыдущих лет.

Для сравнения, на втором по величине рынке крауд-фандинга, в США, в 2017 году темпы роста составили 23,9%, что было связано со значительно меньшим объемом финансирования (42,7 млрд. долл. США). Кроме того, на китайском рынке действуют, в частности, две модели: потребительское кредитование P2P и бизнес-кредитование P2P. Вместе эти две модели составляют более 90% всего рынка в Китае.

Данные о динамике развития китайского краудфан-динга представлены на рисунке 2.

Рисунок 1 - Динамика развития европейского крауд-

фандинга, включая Великобританию Источник: составлено автором по [17,18] Стоит отметить, что на долю трех ведущих стран -Франции, Германии, Нидерландов - приходится 45,6% объема рынка материковой Европы. Италия продемонстрировала высокие темпы роста - 89,4% и, если сможет сохранить этот темп, войдет в тройку лидеров. В Европе получили развитие 14 различных моделей альтернативного финансирования.

Наибольшей популярностью пользуется потребительское кредитования P2P, на которое приходится 41,2% , торговля счетами (15,95); P2P - кредитование бизнеса (13,8%), краудфандинг в сфере недвижимости (7,7%); акционерный краудфандинг (6,5%); краудфан-динг на основе вознаграждений (4,7%). На долю других моделей приходятся следующие показатели: балансовое кредитование бизнеса (2,8%), долговые ценные бумаги (2,2%), кредитование имущества P2P (2,0%), краудфан-динг на основе пожертвований (1,6%), мини-облигации (0,9%) [18].

Особого внимания заслуживает развитие сферы кра-удфандинга в азиатском регионе. Лидером рынка и, безусловно, крупнейшим игроком в мире, когда речь идет о средствах, привлеченных за счет краудфандинга, является Китай.

На долю Китая пришлось 99% объема краудфандин-

Рисунок 2- Динамика развития краудфандинга в Китае

Источник: составлено автором по [19]

Анализируя уровень развития краудфандинга в России, можно отметить, что он находится на ранней стадии развития, поскольку является относительно новым и малоизученным явлением для российских инвесторов.

В соответствии с данными Банка России, общий объем рынка краудфандинга в 2018 преодолел отметку в пятнадцать миллиардов рублей, продемонстрировав десятикратный рост по сравнению с 2015 года (рис. 3). Значительный рост рынка «народного финансирования» можно объяснить появлением в сегменте B2B новой платформы Fudl, запущенной Qiwi. Объем соответствующего сегмента увеличился на 81,5%, и составил 9,3 млрд. руб., количество заключенных договоров достигло отметки 9,4 тыс.

Среди других причин роста рынка стоит отметить ужесточение требований банков к мелким компаниям-заемщикам. В 2017 году сегмент Р2Р увеличился почти в 2 раза, общая сумма заключенных сделок составила 208,8 млн. руб., средний размер одного займа - 8,9 тыс. руб., а количество заемщиков увеличилось в 1,3 раза. Сегмент P2B за 2017 год увеличился на 216% и достиг 1,55 млрд. руб., это объясняется тем, что доходность та-

Гамбеева Юлия Николаевна, Медведева Светлана Николаевна, Готовцев Денис Павлович

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КРАУДФАДИНГА ...

ких инвестиций в разы превышает ставки по банковским вкладам.

Портфель займов увеличился на 236%, до 1,15 млрд. руб. Сегмент краудинвестинга, где инвесторами выступают граждане, напротив, сократился на 52%, упав до отметки 153,2 млн. руб.

Рисунок 3-Динамика развития краудфандинга в России.

Источник: составлено автором по [20,21] Сектор rewards (финансирование в обмен на нефинансовое вознаграждение) в 2017 году был стабильным - 2,5 тыс. проектов и 163 млн. руб [22]. Данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Сегменты рынка крудфандинга в России

Источник: Составлено автором по [22]

Несмотря на значительный рост объема рынка краудфандинга за период с 2015 по 2018 годы наблюдается резкое снижение объема привлекаемых средств в 2019 году.

За два квартала 2019 года объем рынка краудфинан-сирования сократился на 42% и составил 5,2 млрд. руб. (аналогичный период 2017 года - 7,7 млрд. руб., 2018-года- 8,9 млрд. руб.). Наибольшее падение отмечается в сегменте b2b - на 80,5%, до 860 млн. руб. (против 4,4 млрд. руб. в 2018 году). Сегмент Р2Р сократился на 70%, с 268 млн. до 80,6 млн. руб. Крупнейший сегмент краудфандинга - Р2В наоборот, увеличился с 4 до 4,1 млрд. руб.

Вырос и сегмент Rewards с 129 млн. до 132 млн. руб. По всем сегментам в 2019 году снизился портфель займов и выросла доля просроченной задолженности (кроме сегмента rewards, который не предусматривает возврата инвестиций). В 2020 году прогнозируется появление новых игроков на рынке и популярность крауд-фандинга должна снова возрасти [13].

ВЫВОДЫ

Подводя итог, стоит отметить, краудфандинг за рубежом является полноценным инструментом привлечения инвестиций, который активно развивается и с каждым

годом становится все более эффективным, несмотря на его относительную новизну и многообразие форм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с развитием и ростом популярности народного финансирования многие зарубежные страны не только не препятствуют использованию данного инструмента, но и разрабатывают необходимую нормативно-правовую базу, а также оказывают соответствующие меры поддержки.

Краудфандинг в России также стал частью российского рынка инвестиций, которая ежегодно развивается. Тем не менее, народное финансирование все еще находится на ранней стадии развития, являясь новым и малоизученным явлением для нашей страны, причиной чему является отсутствие необходимого законодательного регулирования на протяжении долгого времени, соответствующей цифровой инфраструктуры и недостаточной осведомленности населения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сергеева. Ю. Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России // Web Canape [Электронный ресурс]. URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 18.04.2020).

2. Плюснина Л.К. Краудфандинг как социальный феномен информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2017. №6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kraudfanding-kak-sotsialnyy-fenomen-informatsionnogo-obschestva

3. Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / пер. с англ. М.: АльпинаПаблишер, 2012. 296 с

4. Buttice V., Colombo M. G., WrightM. Serial Crowdfunding, Social Capital, and Project Success // Entrepreneur-ship Theory and Practice. 2017. Vol. 41, iss. 2. P. 183-207.

5. Chan R., Parhankangas A. Crowdfunding Innovative Ideas: How Incremental and Radical Innovativeness Influence Funding Outcomes // Entrepreneurship Theory and Practice. 2017. Vol. 41, iss. 2. P. 237-263.

6. Chervyakov D., Rocholl J. How to make crowdfunding work in Europe//Policy Contribution, 2019, №6

7. Kuppuswamy V., Bayus B. L. Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers in Kickstarter. UNC Kenan-Flagler Research Paper No. 2013-15. 2015. November 2.

8. Lawton K., Marom D. The Crowdfunding Revolution: Social Networking Meets Venture Financing. Ed. by K. Lawton. 2010. URL: http:// bookre.org/reader?file=1449393&pg=7 (дата обращения: 01.03.2020).

9. Глухова Е.В., Хайрутдинова Е.Р. Краудфандинг и краудсорсинг как инструменты привлечения средств для реализации проекта// Агропродовольственная политика России. 2013. № 2. С. 68 - 70

10. Мотовилов О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей //Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2018. №2. С.298-316

11. Недзвецкий Н.С. Финансовый потенциал «толпы»: российский и европейский краудфандинг // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 6А. С. 126-138

12. Спиридонова Е.В., Шумовская А.С., Сошников Д.С. Инновационные способы финансирования проектов: теория и практика краудфандинга // Российское предпринимательство. — 2016. — Том 17. - № 17. - с. 2179-2192.

13. Сухановский Ю.А., Миронова Е.М. Сравнение подходов к кра-удфандингу в России и США // Вестник науки и образования. 2019. №10-1 (64). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sravnenie-podhodov-k-kraudfandingu-v-rossii-i-ssha

14. Калинина И.А., Бармашов К.С. Использование краудфандинга, краудсорсинга и фандрайзинга для организации предпринимательских проектов //Креативная экономика. 2017. Том 11. № 12.С. 1399-1408.

15. Крюкова А.А., Шерстянкина А.А. Инновационные старта-пы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 83-85.

16. Crowdfunding in the Americas: USA, Canada, Latin America & the Caribbean (2019) URL: http://0s.oazha3lbojvwk5demf2gcltdn5wq.cmle.ru/ crowdfunding-americas/ (дата обращения: 08.02.2020).

17. Ziegler T., Shneor R., Wenzlaff K., Odorovic F., Johanson D., Hao R., Ryll L. Shifting Paradigms. The 4th European alternative finance benchmarking report: Hitting Stride, Cambridge Centre for Alternative Finance,

2017 URL:https://www.jbs.cam.ac.uk/fileadmin/user_upload/research/cen-tres/alternative-finance/downloads/2019-05-4th-european-alternative-fi-nance benchmarking-industry-report-shifting-paradigms.pdf (дата обра-щения:08.02.2020).

18. Croudfunding in Europe: Market size by country and finance model URL: http://0s.oazha3lbojvwk5demf2gcltdn5wq.cmle.ru/crowdfunding- europe /(дата обращения: 18.02.2020)

19. Croudfunding in China: a look at the World's largest Market URL: http://0s.oazha3lbojvwk5demf2gcltdn5wq.cmle.ru/crowdfunding- china / (дата обращения: 08.02.2020).

20. Чернышова Е. ЦБ зафиксировал падение интереса россиян к краудфандингу [Электронный ресурс]. URL: https://penenza.ru/blogs/ news/cb-zafiksiroval-padenie-interesa-rossiyan-k-kraudfandingu (дата обращения: 02.04.2020).

21. Annual volume of crowdfunding market in Russia from 2015 to

2018 URL: https://www.statista.com/statistics/1057808/russian-crowd-funding-market-value/(дата обращения: 18.03.2020)_

22. Саморегуляция решает: за два года рынок краудфандинга в России вырос вдвое [Электронный ресурс]. URL: https://roskomsvoboda. org/39858/ (дата обращения: 02.04.2020).

Статья поступила в редакцию 07.06.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.